Домой Картофель Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Средневековая русская культура (XV-XVII века)

Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Средневековая русская культура (XV-XVII века)

  • Вопрос 6. Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности (XII – XIII века).
  • Вопрос 7. Борьба Северо-Западной Руси с иноземной агрессией в первой половине XIII века.
  • Вопрос 8. Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия.
  • Вопрос 9. От феодальной раздробленности к централизованному Российскому государству (XIV – первая половина XVI века).
  • Вопрос 10. Реформы Ивана Грозного.
  • 11. Внешняя политика в 16 в. Ливонская война
  • 13. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
  • 12. «Смутное время»: причины, этапы, итоги.
  • 14. Соц-эконом. Развитие России в XVII в. Крестьянская война.
  • 15. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Развитие православной церкви в конце XVI-XVII.
  • 17. Русская культура 15-17в.
  • 18. Преобразования Петра I и их значение.
  • 19. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 20. Внешняя политика России первой половины xviiIв
  • 21. Политика «просвещенного абсолютизма»: идеи, содержание и итоги. Крестьянская война под предводительством Пугачева.
  • 22. Внешняя политика России второй половины XVIII века.
  • 23. Российская наука и культура в XVIII века.
  • Вопрос 24. Внешняя политика России первой четверти XIX века.
  • 32. Внешняя политика россии в период правления александра II. Второй половины 19 века.
  • 25. Государственная деятельность м. М. Сперанского
  • 31. Реформа 60-70гг 19 века и их значение для развития россии.
  • 26. Движение декабристов.
  • 27. Внутренняя и внешняя политика России при Николае I.
  • 28. Общественные движения 30-50-х гг. XIX века.
  • Вопрос 29. Российская наука и культура в первой половине XIX века.
  • 35. Культура второй половины 19в.
  • 30. Отмена крепостного права на руси.
  • 33.Социально-экономическое развитие россии в конце 19-начале 20 в. Контрреформы.
  • 34. Народническое движение.
  • Вопрос 36. Политические партии и общественные движения (конец XIX – начало XX века).
  • 37. Революция 1905-1907 гг.
  • 38. Создание российского парламента: деятельность I-IV гос дум
  • 39. Аграрная реформа Столыпина.
  • 40. Первая мировая война: военные действия на Восточном фронте и положение в тылу.
  • 47. Образование ссср
  • 41. Февральская революция 1917 г.
  • Вопрос 48. Внешняя политика ссср в 20-е – начале 30-х годов: прорыв международной изоляции.
  • 42. Углубление общенационального кризиса. Октябрьская революция.
  • 43. II всероссийский съезд советов.
  • Вопрос 56. Взаимоотношения православной церкви и Советского государства.
  • 44. Социально-экономическое развитие России в конце xiXв.
  • Вопрос 52. Достижения советской науки и культуры в 20 – 30-е годы.
  • 45. Гражданская война и интервенция.
  • 46. Социально-экономический кризис России начала 20-х годов.
  • 49. Индустриальное развитие ссср в 20-30-е годы.
  • Вопрос 50. Преобразование аграрного сектора экономики ссср в 20 –30-е годы.
  • Вопрос 53. Ссср накануне Великой Отечественной войны: внутренне развитие и внешняя политика.
  • Вопрос 54. Великая Отечественная война: крупнейшие военные сражения.
  • Вопрос 59. Ссср в середине 50-х – первой половине 60-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
  • Вопрос 55. Ссср в годы Великой Отечественной войны: государственное управление и экономическое развитие.
  • Вопрос 58. Внешняя политика в конце 40-х – первой половине 60-х годов.
  • Вопрос 57. Ссср в конце 40-х – начале 50-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
  • Вопрос 61. Ссср во второй половине 60-х – 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи.
  • Вопрос 60. Внешняя политика ссср во второй половине 60-х – начале 80-х годов.
  • Вопрос 62. Перестройка ссср: от попыток модернизации системы к смене модели развития.
  • Вопрос 63. Внешняя политика ссср во второй половине 80-х – начале 90-х годов: окончание «холодной войны» и строительство новых международных отношений.
  • Вопрос 65. Радикальные социально-экономические реформы в Российской Федерации (1992 г. – настоящее время).
  • Вопрос 64. Межнациональные конфликты в ссср конца 80-х – начала 90-х годов. Возникновение снг.
  • Вопрос 66. Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. – по настоящее время).
  • 17. Русская культура 15-17в.

    В первой половине 15. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. Победе Донского над Мамаем было посвещено реальное произведение: «Задонщина», этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище». Во 2-й половине 15в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хождений» - описания путешествий, напр. «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Во второй половине 16в. в Москве открывается первый печатный двор, в котором издается православная литература . Большой литературный и исторический интерес представляют послания полит противников – И. Грозного и А. Курбского, в которых царь дает обоснование самодержавию, а Курбский в «История о великом князе Московском» обвиняет царя в тирании и жестокости. В 60е годы 16в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11в. жанр летописаний. Значительным явлением стал «Домострой» - обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа . Этот период ознаменовался работами Ф. Грека и А. Рублева. Иван III начинает интенсивное строительство в Москве: начинается перестройка Кремля, вокруг него возводятся кирпичные стены, строятся Благовещенский и Архангельские соборы, заканчивается строительство храма Василия Блаженного. В 1553г. начинается русское книгопечатание. В 1634г. издан первый печатный русский букварь. В 1687г. создается Славянско-греко-латинское училище. В 17в. появляются новые литературные жанры: сатирические бытовые повести. Во второй половине 17в. зарождается светская портретная живопись . Русские умельцы осваивают науку и технику, для них характерны обширные теоретические познания. Активно развивалась географическая наука .

    18. Преобразования Петра I и их значение.

    В исторической науке сущ различные мнения в оценке его деятельности.

    Хоз Реформа….Развитие Эк при П1 происходит по теории МЕРКНТИЛИЗМА (1 народ чтоб не обеднеть должен производить все по возможности сам.; 2 гос-во должно вывозить тов больше чем ввозить) С этой целью на Урале были построены заводы (Тульский Оружейный, Сестренский). Хоз политика осуществлялась в рамках ПРОТЕКЦИАНИЗМА (1 все мануфактуры строились за счет гос.=>отсутствие конкуренции => медленное развитие мануфактур; 2 помощь предприятиям за счет новой таможенной политики (1724) высокая пошлина на загр тов.; 3. Труд на мануфакт был крепостным; 4 мануфакт строились близ источников сырья) все это привело к, контрол произв и сбыт. К сер XVII в насчитывалось ок 100 мануфактур . Гос управления….В 1721 Петр провозгласил себя императором. В 1711 вместо Боярской Думы был учрежден Сенат в него вошли 9 ближайших П1 сановников (учитывали только деловые качества). И было создано 11 коллегий(И ностр Воен Адмиралт и др). Император – сенат- коллегии- губернии- провинции-уезды. Местного управления….Страна была разделена на 8 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы. Для страны сложилась единая централизованная администр-бюрократическая сист управления. Выросло число чиновников. Военная…Во времена Петра Русская Армия и Флот были самыми сильными в Европе. С 1705 введена рекрутская повинность: была создана регулярная армия с единым принципом комплектования; новый военный устав 1716, организованы военные училища; в 1699 были расформированы стрелецкие полки. Церковная….Была упразднена должность патриарха и установлена Обер-прокур. Шло подчинение церкви гос-ву. в 1721 была учреждена Духовная коллегия или Синод контролировал. Были учреждены штаты церковнослужителей, все же остальные облагались подушной податью (старообрядцы вдвойне.)Финансовая. ..Цель – наполнить казну для проведения дальнейших реформ. .Шла перестройка денежной системы, кот основывалась на серебр рубл. Мелкие монеты выпускались из меди. В ходе чеканки монет кол-во сер и меди в монетах менялось. Итог реф стало создание полноценной монетной системы основанной на десятичном принципе и полностью удовлетвор потребности эк. Так же шло увеличение числа косвен. налогов . Большой доход приносила гос монополия на внешн торг. Социальная… В 1714 был издан указ о единонаследии , т.е поместье приравнивалось к вотчине, возможность передавать поместье одному из сыновей остальная дворня должна была нести службу. В 1722 был издан «Табель о рангах» разделивший военную, гражд и придворную службу. Все население искл дворянство и духовенство платило налоги, Вольные и гулящие люди платили налог наравне с крепостными. Посадское насел обязано было записываться в цеха. В 1724 г издан указ запрещающий крестьянам уходить от помещика на заработки без и письменного разрешения положено начало паспортной системы. В 1722 г был издан указ о престолонаследии.

    Русская культура в 15-17 в.

    В 16 в. Продолжало развиваться русское летописание. В середине 16 в. Московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию 16 в. - так называемую Никоновскую летопись. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Они не имеют внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Еще одним направлением в архитектуре 16 в. Было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. В 16 в. Велось широкое строительство каменных кремлей. Крупнейшим русским живописцем был Дионисий. В 17 в. Начинается складывание всероссийского рынка. Во второй половине 17 в. Было создано несколько гос. школ. в 1687 г. В Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. В 17 в. Были созданы последние официальные летописный сочинения. Был создан придворный театр с Москве. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского или московского барокко.

    Формирование однопартийного режима в СССР в 20-30-х годах

    Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно - административная система, построенная на огосударствлении средств производства. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. В 30-е гг. ВКП (б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, отлаженным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология. Малейшее отступление от этих простых истин каралось. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - "тройки", Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: "Шахтинское дело" (1928), процесс над "Промышленной партией" (1930), "Дело академиков" (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936-1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). "Большой террор" унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности. Принцип разделения властей отсутствовал. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

    В XIV–XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Если на Западе в это время общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. Поэтому средневековая культура Руси носит религиозный характер.

    С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. В 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал – неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина – это уникальный в мировой практике, нетипичный для России политический строй. Новая власть, была основана на праве силы, а не на кровном, моральном или духовном превосходстве.

    Большое событие в культуре XVI века – появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг, поэтому рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

    Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первыми изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

    Особое развитие получает иконопись. Ее расцвет приходится на XIV–XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV–XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Искусство средневековой Руси носило религиозный характер, как и вся культура.


    В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры. Зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс формирования светской культуры. В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65%, купцов – 96%, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Ею руководили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский университет в Италии. Здесь учились представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

    В практике XVII века широко использовались знания в области механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы. Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более развитые психологические характеристики правителей России, создаются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля – первый учебник русской истории.

    4. Век Просвещения в России . Значение и сущность реформ Петра I в области культуры.

    XVIII век открывает новый этап в развитии русской культуры. Для этого периода характерно становление национальных школ в искусстве (живописи, музыке, архитектуре), что свидетельствует об активном формировании национальной культуры. Отличительной чертой новой культуры была светскость, особенно в художественной сфере, открытость для контактов с другими народами. В XVIII веке усложняется идейно-художественная жизнь общества, правительство впервые проводит целенаправленную политику в области образования и просвещения. Центром новой культуры становится город, где возникают такие социокультурные учреждения, как школы, музеи, театры, библиотеки.

    Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни:

    1. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат: Пётр создал коллегии, прообразы современных министерств, вместо Боярской думы создал высший совещательный орган при государе – Сенат, в состав которого входит 9 человек. При назначении в Сенат учитывались лишь деловые качества. Выдвигается и новый класс общества, на 200 лет определивший культурный облик России: дворянство получало привилегии за государственную службу и обязанности перед Отечеством – деятельность на благо Родины в военной, дипломатической или чиновничьей сферах.

    2. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. К концу XVII века церковь обрела материальное богатство и даже могущество (её принадлежали огромные земли с приписанными крестьянами), но перестала быть носительницей православных начал в государстве: среди священников царили грубость, стяжательство, невежество; монастыри утратили своё просветительское значение. Кроме того, церковь была против перемен в стане. Поэтому Петр I проводит секуляризацию (сокращение власти церкви над обществом). Церковь постепенно подчиняется государству, а духовенство превращается в сословие, имеющее государственные обязанности и задачи. Так, священники должны были во время проповедей защищать проводимые правительством реформы, помогать в поиске неблагонадёжных лиц, нарушать тайну исповеди (под страхом смертной казни!), если верующий замышлял государственную измену, покушение на царя и т.д. Отмена патриаршеского управления церковью и создание Святейшего Синода (орган, состоявший из наиболее уважаемых и именитых представителей духовенства) окончательно утвердило подчинённое положение церкви в России. Синод подчинялся непосредственно государю, который сосредоточил в своих руках и светскую, и духовную власть.

    3. Замена народных обрядов, традиций светскими, в том числе в области моды, форм общения, бытовых правил. Эти изменения затронули, прежде всего, высший слой общества. Так, после нескольких веков затворничества, русские женщины стали хозяйками балов и вечеров, познакомились с европейским искусством, надели заграничные платья.

    4. Наиболее значимыми были реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигацкие, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались. Ученье приравнивалось к службе, учащиеся получали кормовые деньги (стипендию). Чем больше продвигался молодой человек в обучении, тем больше получал. За побег из школы грозила смертная казнь. Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Пётр сам знал 14 профессий: бомбардир (артиллерист), плотник, матрос, кузнец, зубной врач и т.д. К концу царствования Петра почти в каждом крупном городе было две школы: духовная (для детей духовенства) и светская (для приказных и солдат). В дворянских семьях преобладает домашнее обучение. Образование в России приобретает сословный характер, высшее образование постепенно становится привилегией дворянства.

    5. Следствием развития образования становится растущий интерес к научным знаниям, особенно техническим. Проникновение в Россию западных просветительских, рационалистических концепций создавали почву для развития качественно нового естествознания. Наука постепенно становится частью светской культуры. Появляется целый ряд изобретений и технических новшеств. Так, механик и изобретатель А.Н. Нартов создаёт ряд приборов и машин, в том числе, первый в мире токарно-винторезный станок. В.П. Татищев вносит усовершенствования в горное дело, Я.В. Брюс – в военное. Закономерным результатом развития науки и техники становится открытие Академии наук в Петербурге, что означало оформление науки как социального института, создание базы для теоретической, фундаментальной науки в России.

    6. Реформа армии и флота. Введение рекрутских наборов, предполагавших службу в армии в течение 25 лет, тяжело отразилось на жизни крестьян, но позволило создать опытную, боеспособную армию, в которой простой солдат мог стать офицером и продолжить карьеру. За 25 лет правления Петра было построено 48 линейных кораблей и 800 галер, что сделало Россию морской державой.

    7. Результаты реформ Петра I были противоречивы и неоднозначны. В итоге всех преобразований в политическом строе Российского государства завершилось оформление абсолютной монархии: была укреплена централизованная власть, создана регулярная армия, церковь включена в государственный аппарат, создана бюрократия. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Взамен старого летосчисления – «от Сотворения мира» – с 1 января 1700 года введено летосчисление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи (балы, приёмы).

    8. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения. Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной.

    9. Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившейся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Идеология «просвещённого абсолютизма» формировалась как система общественно-политических взглядов, основанных на вере в «мудреца на троне», который правит в стране по разумным, справедливым законам и стремится к благу своих подданных. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. В 25 губернских городах открываются главные народные училища. В течение долгого времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга «О должностях человека и гражданина», изданная по распоряжению Екатерины II, представлявшая собой кодекс нравственных и общественных правил поведения человека.

    Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII века – архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченному, восхищение силой разума. Зодчие отражают это в облике города, художники – в изображении человека. Новая столица была заложена в мае 1703 года. В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства (как в Москве) к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. К началу XIX века город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов – Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

    В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка , происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX веков формируется новое направление в литературе – сентиментализм , связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширяются культурные связи с другими странами. Более подвижный образ жизни, популярность путешествий привели к развитию таких литературных жанров, как жанр письма, путевых заметок, воспоминаний, дневниковых записей.

    Активизировалась общественная и научная мысль страны. В 60-70 гг. XVIII века большое распространение получила сатирическая журналистика. На страницах журналов печатались произведения, «для исправления нравов служащие», т.е. имевшие целью воспитать достойных членов общества. В этот же период времени в России бурно развивается естествознание, проводятся академические экспедиции во главе с крупными учёными. Собранные во время этих экспедиций материалы по зоологии, ботанике, этнографии, археологии способствовали научному осмыслению природы и культуры нашей страны. Изданный в 1745 году «Атлас Российской империи » имел мировое значение: к середине XVIII века такой атлас имела только Франция. К концу века распространяются географические знания.

    Своеобразным явлением культурной жизни России второй половины XVIII века являлся крепостной театр. Некоторые из крепостных театров (например, графа Н.П. Шереметьева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Каменского в Орле) были широко известны в среде любителей-театралов. На их сцене выступали многие талантливые актёры и музыканты, в театре славилась своей игрой П.И. Ковалёва-Жемчугова, знаменитый актёр Щепкин долгие годы был крепостным.

    Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры,

    приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности.

    Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами

    культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

    Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха

    Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась

    отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной,

    традиционной: от самобытного типа культуры страна не отказывалась,

    но внимательнее учитывала западные тенденции.

    Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

    еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были

    условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули

    прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

    по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

    ми подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

    Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы

    в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских

    людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

    заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в

    прикладное искусство.

    События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на

    положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

    оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были

    прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

    В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

    хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь,

    одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового

    превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в

    XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

    Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве,

    Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки

    железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли,

    подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

    Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

    его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали

    башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

    механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

    Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные

    вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

    Важное значение имела чеканка монет.

    В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был

    отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты

    в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с

    сыном для митрополитного двора в Ростове.

    Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых

    лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские

    плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но

    и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а

    также производство поташа. Возникли центры массового производства

    изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде,

    Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также

    производство по переработке шерсти, например изготовление вяленой

    обуви, крупным центром которого стал Углич.

    Значительно большее по сравнению с предшествующими временами развитие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую

    прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений

    достигла высокого уровня.

    В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

    Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее

    творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

    В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных

    мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и

    выполняли сложные технические работы с большим искусством.

    Кратко по теме

    Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

    В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

    В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

    В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

    В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

    В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

    Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

    Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

    Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

    Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

    Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

    В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

    Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

    В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

    Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

    Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

    Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий

    Русская культура XIV XVII веков

    Культурное развитие Древней Руси, накопившей большой опыт строительства и благоустройства городов, создавшей замечательные памятники зодчества, фрески, мозаики, иконописи, было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим государство к экономическому и культурному упадку. Возрождение русской культуры стало возможным только в конце XIII - нач. XIV вв. Центром борьбы против монголо-татарского ига стала Москва, постепенно превратившаяся в политический и культурный центр русских земель.

    Формирование к концу XV века централизованного русского государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению (прежде монголы запрещали каменное строительство, боясь возведения оборонительных сооружений). Для этого были приглашены в столицу зодчие из других русских городов, а также итальянские архитекторы и инженеры (одним из выдающихся итальянских архитекторов, творивших на Руси был Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор и Грановитую палату Кремля). Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, а сам он был окружен стеной из белого камня (позже белый кирпич заменили красным).

    Новые задачи государственного строительства непосредственно отразились и на литературе. Древнерусская письменность в полной мере зафиксировала перемену в народном сознании, воплощенную в стремлении национального объединения. Многочисленные редакции повестей о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о Задонщине» и др.) представляют ее как общенародный подвиг. Во многих последующих литературных источниках князь Дмитрий Донской предстает в образе национального героя, а его наследники, московские князья – как национальные государи. Не осталась в стороне и идеология. Ее задачей стал поиск новых идейных форм государственного строительства.

    Определение вектора духовного развития конкретизировалось с падением, под натиском турок, Византийской империи. Русь, наиболее могущественная страна в православном мире, стала стремиться к главенствующему положению среди других православных государств, превращаясь в форпост истинной (православной) Церкви. В то время как турки уничтожили все православные монархии Востока и пленили все патриархаты, Москва взяла на себя заботу хранить и поддерживать православие и у себя, и на всем Востоке. Московский князь становился теперь главой всего православного мира (особенно после женитьбы Ивана III на наследнице последнего византийского императора Софье Палеолог). Псковский монах («старец») Филофей разработал теоретическое обоснование подобным стремлениям, выраженное в формуле «Москва – третий Рим»: «яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти». Эта установка привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество «царством» через официальное принятие великим князем титула «цезаря» – в нашей трактовке «царя», принять герб Римской и Византийской империй (двуглавый орел).

    Уже в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. Центрами ее нового развития становятся Новгород, Ростов, Тверь. Новгородская и псковская школы особенное внимание уделяли фресковой живопись. Одним из ярчайших представителей этого направления стал Феофан Грек. Его образы, воплощающие аскетические религиозные идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью.

    К конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие, гармоничные тона живописи, пронизаны чувством умиротворения. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы возрастает некоторое единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Произведения Дионисия торжественны и грациозны, но в психологическом плане уступают Рублеву.

    Медленнее шло возрождение декоративно-прикладного искусства. Это объяснялось тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. Но постепенно русское ювелирное искусство также оживляется. Чеканка, финифть, роспись по грунтовой эмали, литье и другие приемы в основном ориентировались на растительный и животный орнамент, выполняемый в узорчатом восточном стиле. Чрезмерное увлечение пышностью орнамента, к XVII в. привело к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компоновались узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм (например Царь-пушка Андрея Чохова). В дошедших до нас памятниках резьбы по кости и дереву также преобладали растительные и животные мотивы. Кроме того, резные изделия зачастую пестро раскрашивались. Шитье также имело много общего с живописью. В XVII в. на Руси распространяется золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами, либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводился жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень.

    Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но уже к середине века художественное творчество заметно оживилось. В этот период в русском искусстве появляется новый жанр – портрет. Первые портреты писались еще в иконописных традициях, но постепенно в них появляются приемы западноевропейской живописи – точное изображение черт лица и объемность фигуры. Расширение областей культуры, связанное с техническими достижениями того времени, отразилось и на таком направлении как книгоиздательство.

    Традиционно, на Руси книги писали от руки. При этом текст был украшен орнаментом, обличен в богатую (зачастую с золотом и драгоценными камнями) обложку. Но красота не всегда компенсировала недостатки рукописных книг, прежде всего – длительность написания и ошибки, появляющиеся при многократном переписывании текстов. Церковный Собор 1551 г. был вынужден даже разработать постановление о недопущении переписывания книг с искаженным текстом. Потребности исправления и унификации церковных текстов, не в последнюю очередь повлияли на открытие в Москве первой печатной мастерской. Ее основателями стали Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец. За 12 лет существования типографии (с 1553 по 1565 гг.), в ней было отпечатано 8 больших книг не только религиозного, но и светского характера (напр. Часословец, ставший первой азбукой).

    Однако книгопечатание в тот период не получило должного развития, как и многие другие направления искусства и науки, характерные для европейской культуры. Причина этого заключается в стремлении к своеобразному обособлению русской культуры, особенно проявившемуся в XVI веке. Объяснение данным консервативным тенденциям следует искать прежде всего в истории формирования Московского государства, которое непрерывно подвергалось внешней агрессии как с Запада, так и с Востока. Культурная самобытность в критические периоды русской истории становилась едва ли не единственным спасительно-объединяющим фактором. Со временем культивирование собственной традиционной культуры приняло гипертрофированные формы и уже скорее мешало ее развитию, закрывая возможность проникновения в Россию достижений искусства и науки других стран. Очевидное отставание (прежде всего в научно-технической сфере) было преодолено лишь Петром I , причем решительным и неоднозначным способом.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное