Домой Грибы Мария максакова биография личная жизнь дети. В ожидании иностранного мужа. Гены - великая вещь

Мария максакова биография личная жизнь дети. В ожидании иностранного мужа. Гены - великая вещь

Мария Максакова уже долгое время остается одной из самых обсуждаемых персон.

То все говорят о ее невероятном похудении, то - о крещении ребенка. Однако в сводках новостей почти не упоминаются старшие дети оперной дивы. Сама Мария говорит о них неохотно, будто и нет их вовсе.

Чем же занимаются сегодня 13-летний Илья и 9-летняя Люда? С кем живут? Скучают ли по маме? И почему она так на них обижена?

И Илья, и Люда - дети очень талантливые. Старший сын Марии Максаковой играет на рояле. Дочь - на арфе: она даже участвовала в программе «Лучше всех!» и сорвала немало аплодисментов.

А нынешним летом оба в рамках проекта «Музыка для гурманов» посетили Ялту. Там Илья исполнил марш из оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», Люда играла на арфе, а также прочитала стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Однако выступление детей, которое наверняка растопило бы сердце любой матери, вызвало у Максаковой лишь злость.

«ОНИ ОСТАНОВИЛИСЬ В РАЗВИТИИ»

«Это подлая и неприятная история», - сказала она о решении дочери и сына отправиться именно в Крым. По мнению Марии, в 13 лет (именно столько ее старшему сыну) ребенок уже четко понимает, куда и зачем он едет. «Я сужу по себе, - добавила певица. - В его возрасте мне невозможно было бы это навязать».

Да и исполнительское мастерство Ильи и Люды, по ее мнению, оставляет желать лучшего.

Я оказывала на них мощнейшее влияние в течение 12 лет, пока они жили со мной. Илья блестяще играл на рояле и фортепиано, а Люся — на арфе. Но с тех пор, как со мной не живут, в этом своем развитии они остановились, - считает Максакова.

Сыну она вообще посвятила немало обидных слов.

Я так им гордилась. Он исполнял в Крыму программу, которую год назад блестяще играл со мной в Каннах. Но только гораздо хуже, медленно и с ошибками.

Также Мария лихо прошлась по внешнему виду своего сына, сообщив, что тот сильно поправился.

Покинув Суворовское училище, Илья опять набрал 12 килограммов и стал выглядеть, будто ничего в его жизни не было.

Удивительно, что взрослая женщина неожиданно в интервью вдруг стала обвинять не себя, которой пришлось оставить детей в другой стране, а их же самих. По словам Марии, ее сын, если бы он по-настоящему скучал по родной матери, мог бы взять и прилететь к ней в Киев:

Если он так уж хочет со мной повидаться, как можно помешать ему это сделать?

С ДОЧКОЙ ЕЩЕ ХУЖЕ

С дочкой у Марии отношения еще более непростые, чем с сыном. Если с Ильей она еще время от времени созванивается, то вот Люда, судя по всему, вообще не общается с матерью. И в этой истории виноват не переезд в другую страну, а сама Мария. Хотя она сама, конечно, называет другое имя.

Когда уходила, уносила ноги от их отца (имеется в виду гражданский муж Максаковой Владимир Тюрин. - Ред .), я поняла, что мне рассчитывать не на кого и надо работать. Тогда у меня только родилась Люся. И у меня была женщина, которой я очень доверяла, - такая Зоя Епифанова.

Я решила: раз мне нужно много ездить и работать, то не надо привязывать к себе ребенка. Поэтому сознательно попросила ее, чтобы она была с Люсей поближе. И получилось так, что когда надо было определяться с местонахождением детей, и я сказала: «Зоя, наши пути разошлись», - Люда пошла за Зоей.

Сегодня и Илья, и Люда живут вместе с родным отцом Владимиром Тюриным. Сама Мария Максакова не раз подчеркивала, что это - страшный человек. Однако Станислав Садальский, близкий друг семьи, уверяет, что Владимир - очень хороший отец и делает все, чтобы его дети ни в чем не нуждались. Они живут в особняке на Рублевке, ходят в хорошие школы, занимаются музыкой.

Постоянно общается с внуками и Людмила Максакова. Актриса, к слову, присутствовала на том концерте в Ялте, который так разозлил ее дочь. Кстати, на следующий день после выступления детей у Ильи был день рождения. Отмечали в открытом море на специально арендованной яхте. Присутствовали почти все близкие родственники. Кроме родной матери…

ЧУЖИЕ ДЕТИ БЛИЖЕ?

Многие журналисты, которые делали совместные интервью Марии Максаковой и Дениса Вороненкова, отмечали: было впечатление, что певицу будто околдовали. Такими восторженными глазами она смотрела на своего избранника (который, по мнению многих, просто использовал ее многочисленные связи), что выглядела порой просто неадекватной.

Казалось бы, сейчас рядом с Машей уже нет ее возлюбленного. Однако она продолжает вести себя весьма странно. Потому что мать, которая публично критикует своих детей и вовсе не стремится встретиться с ними, просто взять и погладить их по голове, вызывает, что ни говори, довольно много вопросов. И сочувствие, которое присутствовало после того, как Мария неожиданно стала вдовой, улетучивается прямо на глазах…

В то же время Мария Максакова уже создала в Украине собственный детский фонд, цель которого - находить талантливых ребятишек в разных частях страны.

Хочу привлечь максимально широкую аудиторию к достойным того украинским детям, - пояснила Мария.

Нет сомнений, что чужим детям оперная дива будет уделять очень много внимания…

Фото КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM.RU

Мария Максакова родилась 8 апреля 1902 года в Астрахани. Ее отец умер рано, а мать, обремененная семьей, не могла уделять детям много внимания. В восемь лет девочка пошла в школу. Но училась не слишком хорошо из‑за своеобразного характера: то замыкалась в себе, становилась нелюдимой, то увлекала подруг бурными шалостями.

В десять лет она начала петь в церковном хоре, и там Марусю словно подменили. Впечатлительная девочка, захваченная работой в хоре, наконец успокоилась. «Нотной грамоте я выучилась сама, - вспоминала певица. - Для этого я дома на стенке написала гамму и зубрила ее по целым дням. Через два месяца я считалась знатоком нот, а еще через некоторое время имела уже «имя» хориста, свободно читающего с листа».

Спустя всего год Маруся стала ведущей в альтовой группе хора, где работала до 1917 года. Именно здесь начали развиваться лучшие качества певицы - безупречное интонирование и плавное звуковедение.

В роли Весны. "Снегурочка".

После Октябрьской революции, когда обучение стало бесплатным, Максакова поступила в музыкальное училище по классу рояля. Поскольку у нее не было дома инструмента, она ежедневно до позднего вечера занималась в училище. Для начинающей артистки была характерна в то время какая‑то одержимость. Она упивалась слушанием гамм, обычно предметом «ненависти» всех учащихся.

«Музыку я очень любила, - писала Максакова. - Бывало, услышу, идя по улице, как кто‑то играет гаммы, останавливаюсь под окном и часами слушаю, пока меня не прогонят.

В 1917 году и начале 1918 года всех, работавших в церковном хоре, объединили в один светский хор и записали в Союз Рабис. Так я проработала месяца четыре. Затем хор распался, и тогда я начала учиться пению. Голос у меня был очень низкий, почти контральто. В музыкальном училище я считалась способной ученицей, и меня стали посылать в концерты, устраиваемые для Красной гвардии и флота. Я имела успех и очень им гордилась. Через год я стала заниматься сначала с педагогом Бородиной, а затем с артисткой Астраханской оперы - драматическим сопрано Смоленской, ученицей И.В.Тартакова. Смоленская стала учить меня как сопрано. Мне это очень нравилось. Я занималась не больше года, и так как Астраханскую оперу решили отправить на лето в Царицын (ныне Волгоград), то, чтобы иметь возможность продолжать занятия со своим педагогом, я решила тоже поступить в оперу.

В оперу я шла со страхом. Увидев меня в коротком ученическом платье и с косой, режиссер решил, что я пришла поступать в детский хор. Я заявила, однако, что хочу быть солисткой. Меня прослушали, приняли и поручили выучить партию Ольги из оперы «Евгений Онегин». Через два месяца мне дали спеть Ольгу. Я никогда раньше не слышала оперных спектаклей и плохо представляла себе свое выступление. За свое пение я почему‑то тогда не боялась. Режиссер указал мне места, где я должна сесть и куда должна уходить. Наивна я была тогда до глупости. И когда кто‑то из хора упрекнул меня, что, еще не умея ходить по сцене, я уже получаю первый оклад, то я эту фразу поняла буквально. Чтобы научиться «ходить по сцене», я сделала отверстие в заднем занавесе и, стоя на коленях, смотрела весь спектакль только на ноги актеров, стараясь запомнить, как они ходят. Я была очень удивлена, убедившись, что они ходят обыкновенно, как в жизни. Утром я приходила в театр и с закрытыми глазами ходила по сцене, чтобы таким образом открыть секрет «умения ходить по сцене». Это было летом 1919 года. Осенью приехал новый управляющий труппой М.К.Максаков, как говорили, гроза всех неспособных актеров. Радость моя была велика, когда Максаков поручил мне кроме партии Ольги партии Зибеля в «Фаусте», Мадлены в «Риголетто» и др. М.К.Максаков часто говорил, что у меня есть сценическое дарование и голос, но петь я совершенно не умею. Я недоумевала: «Как же это может быть, если я уже пою на сцене и даже несу репертуар». Однако эти разговоры меня встревожили. Я стала просить М.К.Максакова заниматься со мной. Он был в труппе и певцом, и режиссером, и управляющим театром, и для меня у него времени не было. Тогда я решила поехать учиться в Петроград. Прямо с вокзала я направилась в консерваторию, но мне отказали в приеме на том основании, что я не имела аттестата об окончании гимназии. Признаться же, что я уже артистка оперы, я побоялась. Совершенно расстроенная отказом, я вышла на улицу и горько заплакала. На меня впервые в жизни напал настоящий страх: одна в чужом городе, без денег, без знакомых. К счастью, я встретила на улице одного из артистов хора в Астрахани. Он помог мне временно устроиться в знакомой семье. Через два дня меня прослушал в консерватории сам Глазунов. Он направил меня к профессору, у которого я должна была начать учиться пению. Профессор заявил, что у меня лирическое сопрано. Тогда я решила немедленно вернуться в Астрахань, чтобы учиться у Максакова, который находил у меня меццо‑сопрано. Возвратившись на родину, я вскоре вышла замуж за М.К.Максакова, который стал моим педагогом».

Благодаря хорошим вокальным данным Максакова сумела поступить в оперный театр. «У нее был голос профессионального диапазона и достаточной звучности, - писал М.Л.Львов. - Безупречны были точность интонаций и чувство ритма. Главное же, что привлекло в пении молодой певицы, это музыкальная и речевая выразительность и активное отношение к содержанию исполняемого произведения. Конечно, все это было еще в зачаточном состоянии, но вполне достаточным для того, чтобы опытный сценический деятель почувствовал возможности развития».

В 1923 году певица впервые вышла на сцену Большого в роли Амнерис и сразу была принята в труппу театра. Работая в окружении таких мастеров, как дирижер Сук и режиссер Лосский, солисты Нежданова, Собинов, Обухова, Степанова, Катульская, молодая артистка быстро поняла, что без предельного напряжения сил не поможет никакой талант: «Благодаря искусству Неждановой и Лоэнгрина - Собинова я впервые поняла, что у большого мастера образ достигает предельной выразительности лишь тогда, когда большая внутренняя взволнованность проявляется в форме простой и ясной, когда богатство душевного мира сочетается со скупостью движений. Слушая этих певцов, я начинала уяснять себе цель и смысл своей дальнейшей работы. Я уже сознавала, что талант и голос - это только материал, с помощью которого только неустанным трудом каждый певец может заслужить право петь на сцене Большого театра. Общение с Антониной Васильевной Неждановой, которая с первых дней моего пребывания в Большом театре стала для меня величайшим авторитетом, научило меня строгости и требовательности к своему искусству».

В 1925 году Максакова была откомандирована в Ленинград. Там ее оперный репертуар пополнился партиями Орфея, Марфы в «Хованщине» и товарища Даши в опере «За красный Петроград» Гладковского и Пруссака. Через два года, в 1927 году, Мария вернулась в Москву, в Государственный академический Большой театр, оставаясь до 1953 года ведущей солисткой первой труппы страны.

Невозможно назвать такую меццо‑сопрановую партию в операх, шедших на сцене Большого театра, в которой не блистала бы Максакова. Незабываемыми остались для тысяч людей ее Кармен, Любаша, Марина Мнишек, Марфа, Ганна, Весна, Лель в операх русских классиков, ее Далила, Азучена, Ортруда, Шарлотта в «Вертере», наконец Орфей в опере Глюка, поставленной с ее участием Государственным ансамблем оперы под руководством И.С.Козловского. Она была великолепной Клариче в опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, первой Алмаст в одноименной опере Спендиарова, Аксиньей в «Тихом Доне» Дзержинского и Груней в «Броненосце «Потемкине» Чишко. Таков был диапазон этой артистки. Стоит сказать, что певица и в годы своего сценического расцвета, и позже, оставив театр, много концертировала. К числу ее высших достижений по праву можно отнести интерпретацию романсов Чайковского и Шумана, произведений советских композиторов и народных песен.

Максакова - среди тех советских артистов, которым в 1930-е годы довелось впервые представлять наше музыкальное искусство за рубежом, - и она достойный полпред в Турции, Польше, Швеции, а в послевоенные годы и в других странах. Однако не все так безоблачно в жизни великой певицы. Рассказывала дочь Людмила, заслуженная артистка России: «Мужа моей мамы (он был послом в Польше) забрали ночью и увели. Больше она его никогда не видела. И так было у многих… …После того как посадили и расстреляли мужа, она жила под дамокловым мечом, ведь это был придворный театр Сталина. Как в нем могла находиться певица с такой биографией. Ее и балерину Марину Семенову хотели отправить в ссылку. Но тут война началась, мама уехала в Астрахань, и дело как будто забылось. Но когда она вернулась в Москву, выяснилось, что ничего не забыто: Голованова убрали в одну минуту, когда он попробовал ее защитить. А ведь он был мощной фигурой - главным дирижером Большого театра, величайшим музыкантом, лауреатом Сталинских премий…»

Но в итоге все обошлось. В 1944 году Максакова получила первую премию на организованном Комитетом по делам искусств СССР конкурсе на лучшее исполнение русской песни. В 1946 году Мария Петровна получила Государственную премию СССР за выдающиеся достижения в области оперного искусства и в концертно‑исполнительской деятельности. Она получала ее еще дважды - в 1949 и 1951 годах.

Максакова - великая труженица, сумевшая неустанной работой умножить и возвысить свой природный талант. Ее коллега по сцене Н.Д.Шпиллер вспоминала: «Максакова стала артисткой благодаря огромному желанию быть именно артисткой. Это желание, сильное, как стихия, ничем нельзя было притушить, она твердо шла к своей цели. Когда она бралась за какую‑нибудь новую роль, то в работе над ней она никогда не останавливалась. Она работала (да, именно работала!) над своими ролями этапами. И это всегда приводило к тому, что вокальная сторона, сценический рисунок, внешний облик - в общем, все приобретало абсолютно законченную техническую форму, наполненную большим смыслом и эмоциональным содержанием. В чем была артистическая сила Максаковой? Каждая ее роль - это была не приблизительно спетая партия: сегодня в настроении - звучала лучше, завтра нет - чуть хуже. У нее было все и всегда «сделано» чрезвычайно крепко. Это был высочайший профессионализм. Я помню, как однажды на спектакле «Кармен» перед сценой в таверне Мария Петровна за кулисами несколько раз перед зеркалом приподнимала подол юбки и следила за движением своей ноги. Она готовилась к сцене, где надо было танцевать. Но тысячи актерских приемов, приспособлений, тщательно продуманные вокальные фразы, где все было ясно и понятно, - в общем, все у нее было для того, чтобы наиболее полно и вокально, и сценически выразить внутреннее состояние своих героинь, внутреннюю логику их поведения и поступков. Мария Петровна Максакова - большой мастер вокального искусства. Ее одаренность, ее высокое мастерство, отношение к театру, ответственность достойны самого высокого уважения».

А вот что говорил о Максаковой другой ее коллега С.Я.Лемешев: «Ей никогда не изменяет художественный вкус. Она готова скорее чуть «недожать», чем «пережать» (а ведь именно это зачастую и приносит исполнителю легкий успех). И хотя в глубине души многие из нас знают, что такой успех не так уж дорого стоит, отказаться от него способны только большие художники. Музыкальная чуткость Максаковой проявляется во всем, в том числе и в ее любви к концертной деятельности, к камерной литературе. Трудно определить, какая именно сторона творческой деятельности Максаковой - оперная сцена или концертная эстрада - завоевала ей такую широкую популярность. Среди лучших ее созданий в области камерного исполнительства - романсы Чайковского, Балакирева, цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины» и многое другое. Я вспоминаю М.П. Максакову, исполняющую русские народные песни: какая чистота и неизбывная щедрость русской души раскрываются в ее пении, какая целомудренность чувства и строгость манеры! В русских песнях много удалых припевов. Спеть их можно по‑разному: и залихватски, и с вызовом, и с тем настроением, которое скрыто в словах: «Эх, пропади все пропадом!». А Максакова нашла свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью».

Вот мнение Веры Давыдовой: «Большое значение Мария Петровна придавала внешнему виду. Мало того, что была очень красива и обладала великолепной фигурой. Но она всегда тщательно следила за своей внешней формой, неукоснительно придерживалась строгого режима питания и упорно занималась гимнастикой… …Наши подмосковные дачи в Снегирях, на речке Истре, стояли рядом, и мы свой отпуск проводили вместе. Поэтому я встречалась с Марией Петровной ежедневно. Я наблюдала ее спокойную домашнюю жизнь в кругу семьи, видела ее любовь и внимание к матери, сестрам, которые ей отвечали тем же. Мария Петровна любила часами гулять по берегу Истры и любоваться чудесными видами, лесами и лугами. Иногда мы с ней встречались и беседовали, но обычно обсуждали только самые простые жизненные вопросы и почти не касались нашей совместной работы в театре. Отношения наши были самыми дружескими и чистыми. Мы уважали и ценили труд и искусство друг друга».

Мария Петровна к концу своего жизненного пути, уйдя со сцены, продолжала жить напряженной жизнью. Она преподавала вокальное искусство в ГИТИСе, где являлась доцентом, возглавляла Народную певческую школу в Москве, участвовала в жюри многих всесоюзных и международных соревнований вокалистов, занималась публицистикой.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Певица Мария Максакова (младшая) – известная личность, актриса, телеведущая, политический деятель. Личная жизнь ее многим интересна, поскольку она обладает весьма привлекательной внешностью. У нее множество поклонников, и она всегда на виду. Тем более, что недавно происшедшее с ней несчастье, потрясло многих. Обо всем этом речь пойдет в статье.

Детство и юность Марии

Максакова Мария Петровна родилась в Мюнхене 24 июля 1977 года. Названа она так в честь своей бабушки-тезки Марии Максаковы старшей, которая тоже была известная оперная певица. Ее отец – немецкий бизнесмен Петер Андреас Игенберс – сын немецкого прибалта. А мама – известная советская и русская актриса, народная артистка России Людмила Максакова. В ее личной жизни было два мужа, от первого родился сын, от второго – дочь Мария. Она снималась во многих известных фильмах: «Десять негритят», «Притяжение», «Прохиндиада или Бег на месте», «Анна Каренина» и др.

Бабушка Максаковой младшей — легендарная оперная певица Мария Петровна Максакова

Так как родители Марии были из разных стран, она приняла двойное гражданство – немецкое и российское. Раннее детство Маша провела у бабушки в поселке Снегири. Здесь летом находились дачи артистов Большого театра. Она выросла среди знаменитостей. Их дом посещали такие выдающиеся личности, как: Миронов, Высоцкий, Михалков, Кваша и др.

Мама часто отсутствовала дома из-за напряженного графика съемок. Зато папа так любил дочку, что, несмотря на служебный запрет, каждый вечер приезжал с работы для того, чтобы рассказать ей сказку на ночь.

С малых лет мама следила, чтобы дочь была разносторонне развита. Она учила французский язык и ноты. Училась Маша в русской школе, хотя семья часто находилась в Германии. Музыкальные способности проявились у девочки довольно рано, поэтому ее отдали в музыкальную школу при консерватории в Москве.

Мария в молодости со своими родителями

Кроме музыкального таланта у Марии была еще потрясающая гибкость. Поэтому она посещала модельную школу Зайцева. Пластику Мария сохранила до сих пор. Она может в свои годы легко сесть на шпагат.

В 95-м году Максакова поступила в Академию имени Гнесиных по классу академического вокала. Ее наставницей была Н.Шпиллер. Интересно, что эта женщина училась еще у ее бабушки, Марии Максаковой-старшей. Но вскоре она покинула этот мир, и певице пришлось доучиваться у другого педагога – М.Миглау. Она заметила прекрасные личные способности своей ученицы и пророчила ей весьма успешную творческую жизнь. Однокурсником Марии был известный ныне певец Николай Басков.

Мария Максакова младшая: фото

Учеба в музыкальном ВУЗе давалась Марии настолько легко, что отец посоветовал ей одновременно начать обучение в Юридическом институте. Также она много времени уделяла изучению иностранных языков (немецкого, итальянского, французского).


Начало творческой карьеры

Окончив Музыкальную академию на отлично, Мария устроилась на работу в театр «Новая опера». Обладая прекрасным колоратурным сопрано, Максакова исполняла роли в операх: «Снегурочка», «Борис Годунов», «Гамлет», «Искатели жемчуга» и др.

Ее успех был сразу потрясающий. Многие специалисты и любители музыки заметили ее неординарность и несомненный талант, прекрасные артистические данные.

Поэтому уже в 2003 году Максакову пригласили петь в Большой театр. Это была честь для начинающей певицы. Здесь она приняла личное участие в спектаклях: «Богема» и «Бал-маскарад». Но вскоре в ее жизни снова наступили перемены. В 2006 году Мария поступила в труппу «Геликон-опера». А с 2011 году поет в Мариинском театре.

М. Максакова и Николай Басков на сцене

Позже выяснилось, что певице лучше петь меццо-сопрано. Так у нее получается лучше, сочнее. Изменение диапазона позволило ей расширить репертуар. В него вошли партии Кармен (которую прекрасно исполняла ее знаменитая бабушка), Графиня из «Пиковой дамы», Керубино(«Свадьба Фигаро») и др.

Затем певица попробовала себя в партии Элен Безуховой (опера Прокофьева «Война и мир»). Также ей хорошо подошла роль Принцессы Шарлотты в премьерном показе оперы Щедрина «Левша».

В 2013 году Максакова спела в дуете с Градским на открытии Универсиады в Казани.

Мария исполняет оперетту «Попурри»

В 2014 году певица выступала на сцене оперного театра во Владивостоке. С 2009 по 2014 год Максакова была соведущей Святослава Бэлзы в телепрограмме «Романтика романса» на канале «Культура».

Мария выпустила два сольных диска. Некоторое время она работала преподавательницей в музыкальной академии им. Гнесиных. Но за систематические пропуски была уволена. В 2016 году вместе с мужем Мария вынуждена была покинуть Россию и поселиться на Украине.

Роли в кино

Мария, благодаря своим прекрасным артистическим данным, успешно проявила себя как актриса кино. В 98-м году, еще учась в ВУЗе, она снялась в фильме «Сибирский цирюльник». Дебют оказался успешным.

Кадр из фильма «Тантрическая симфония»

Следующая роль в кино появилась у нее через десять лет. Она сыграла Кристину в кинокартине «Воротилы». Затем в том же году вышел фильм «Савва» с ее участием. И тут же – «Фотограф», где она исполнила роль Ольги Ципко.

Кадр из фильма «Воротилы»

Далее актрису ждали роли в фильмах: «Столица греха», «Про любоff», «Аромат шиповника». Это романтические кинокартины, где Мария указана в титрах со своей двойной фамилией. В 2016 году она снялась в мелодраме «Между нот».

Деятельность в политике

Подражая во всем своей бабушке, которая была также общественным деятелем, Мария попадает в Госдуму VI созыва. С 2011 года она представляет партию «Единая Россия». По личному признанию, она оказалась именно в ней по симпатии к президенту Путину.

Она была в списке Астраханской области, представляя комитет по культуре. Наконец-то ей пригодилось юридическое образование.

Мария Максакова депутат Государственной думы

Максакова поддержала политику Путина. Она была одним из авторов проекта о защите интеллектуальных прав в социальных сетях. При голосовании о законе, запрещающем пропаганду нетрадиционных ориентаций, Максакова проголосовала за. Однако воздержалась при обсуждении закона, запрещающего усыновление российских подростков гражданами США.

В 2016 году выяснилось, что Максакова скрывала свое двойное гражданство. А это противоречит уставу партии «Единая Россия». В связи с этим, она была исключена.

Личная жизнь Максаковой

Маша Максакова обычно не афиширует свою личную жизнь. Официально она была замужем только один раз. Но у нее есть двое детей – сын Илья и дочь Людмила. Выяснилось, что первым гражданским мужем и отцом детей был Владимир Тюрин. Это довольно опасная личность – главный мафиози Испании.

После разрыва отношений с Владимиром Мария встречалась с богатейшим человеком – ювелиром Джамилем Алиевым.

С первым мужем Владимиром Тюриным

Работая в Госдуме, Мария встретила своего будущего мужа Дениса Вороненкова. Он был из партии коммунистов. Этот межфракционный союз был оформлен в марте 2015 года.

В конце апреля у Марии случился выкидыш из-за переживаний за мужа. Его тогда хотели привлечь к уголовной ответственности за мошенничество. Но сам Денис считал это обвинение несправедливым. Тогда они вынуждены были бежать на Украину.

Со вторым мужем Денисом Вороненковым

Лишившись двойняшек, Мария не отчаялась. В 2016 году у супругов родился сын Иван. В Госдуме широко отпраздновали это событие. Весь день был бесплатный буфет.

Второй муж Марии Максаковой был убит в центре Киева

Сегодня имя Марии Максаковой снова занимает первые газетные полосы, и связано это с событиями прежде всего политическими. Однако многих интересует не только это, но и то, сколько детей у Марии Максаковой. На сегодняшний день бывшая оперная дива – мама троих детей и беременна четвертым.

Биографию Максаковой стандартной никак не назовешь, так же, как и ее личную жизнь. Даже те, кто не знает, сколько детей у Марии Максаковой младшей, наверняка слышали, что отцом двоих старших является криминальный авторитет из тех, кого называют «ворами в законе». Затем Максакова некоторое время встречалась с именитым ювелиром, но детей от него не имела Зато третий спутник жизни успел подарить певице чудесного малыша и оставил ее беременной.

Одна из самых известных пар – Мария Максакова и Денис Вороненков – оказалась, к тому же, еще и депутатской четой. Казалось бы, у супругов должны были иметься разногласия в политических взглядах, ведь Вороненков состоял во фракции коммунистов, а Максакова – в «Единой России». Однако это не помешало им считаться одной из самых счастливых семейных пар. Более того, по словам самой певицы, они повенчались в Иерусалиме. На вопрос о том, сколько детей у певицы Марии Максаковой, она сама неоднократно отвечала в интервью – своему мужу она подарила наследника. Сын депутатской пары Максаковой-Вороненкова появился на свет 15 апреля 2016 года, мальчику дали имя Иван. Что же до старших детей Максаковой, то Вороненков очень тепло к ним относился, они проживали вместе с мамой и новым отцом.

Однако далеко не все знают, что ответ на вопрос, сколько детей у оперной певицы Марии Максаковой, мог бы быть другим. Дело в том, что проблемы Вороненкова с законом сказались и на его семье. В 2015 году правоохранительные органы заинтересовались сомнительным прошлым депутата-коммуниста. Разумеется, Марии пришлось сильно понервничать. Вследствие этого она, по собственному признанию, потеряла двойню, поскольку была на тот момент беременной. Сами видите, сколько детей могло быть у Максаковой и Вороненкова. Денис Николаевич имел шанс стать отцом четверых родных детей, учитывая тот факт, что на сегодняшний день Максакова снова беременна.

Проблемы с законом и опасение за свою свободу вынудили Вороненкова в конце 2016 года принять решение о побеге из страны. Мария Максакова не могла остаться в России и поэтому последовала за супругом «в изгнание», оставив депутатское кресло и вокальную карьеру. Этот шаг вызвал неодобрение многих, в том числе и матери певицы Людмилы Максаковой. Ведь, по сути, певица бросила двоих старших детей, забрав с собой на Украину только младшего, Ванечку.

Жизнь в другой стране у супружеской пары могла сложиться весьма неплохо, если бы 23 марта 2017 года Вороненков не был застрелен в Киеве. В интернете уже появилось видео о том, как Мария Петровна, увидев тело мужа, упала в обморок, что в ее положении, конечно, очень нежелательно. Помимо потрясения от смерти мужа, у певицы сейчас довольно сложный период в жизни – ведь на сегодняшний день она осталась на Украине одна, без семьи, детей, близкого окружения.

Мария Максакова: личная жизнь певицы, мужья, дети, фото

Личная жизнь Марии Петровны всегда интересовала ее поклонников. Известно, сколько детей у М. Максаковой, но как получилось, что она, уже будучи мамой двоих детей, свадебное платье в свое время так и не надела? Все дело в том, что Мария Петровна выйти замуж на криминального авторитета Владимира Тюрина не могла – его статус не позволял иметь законную семью. Это, впрочем, не помешало паре произвести на свет сына и дочку. Сначала родился Илья, а через четыре года на свет появилась Людмила. Девочку назвали в честь знаменитой бабушки. Кстати, многих интересует, сколько детей у актрисы Людмилы Максаковой. Кроме Марии, у нее есть еще сын Максим – успешный предприниматель.

После того как Тюрина арестовали и возбудили против него уголовное дело, Мария Максакова решила расстаться с ним и забрать с собой детей. Судя по всему, пара уладила этот вопрос, поскольку Тюрин не претендовал на то, чтобы сын и дочь впоследствии остались с ним.

Следующим мужчиной в жизни Максаковой стал бизнесмен и ювелир Джамиль Алиев. Однако с ним брака тоже не получилось – пара встречалась недолго и вскоре рассталась по неясным причинам. Ходили слухи, что причиной этого оказались угрозы Тюрина в адрес Алиева. Судя по тому, сколько детей у певицы Максаковой, оперная дива довольно плодовита, однако ювелиру она не успела либо не захотела родить ребенка.

Брак с Денисом Вороненковым стал официальным и первым в жизни звезды. Судя по многочисленным фото, они были действительно счастливы. Прочность союза не пошатнул даже выкидыш, который произошел у Максаковой на нервной почве. И общий их сын должен был стать доказательством искренней любви между супругами. Не случайно Мария Петровна оставила ради внезапного отъезда на Украину все, что имела, – оперную сцену, карьеру и свое депутатство. К сожалению, оставила она и двоих детей.


.

Где сейчас дети Марии Максаковой

Известие о том, что старшие сын и дочь Максаковой оказались, по существу, брошенными, общественность восприняла негативно. Многие, спрашивая, сколько лет детям Максаковой и где они сейчас, задавались и другим вопросом – как Мария Петровна могла оставить их. Ведь дети воспитывались в любви и заботе, и это было видно даже посторонним.

Певица неохотно рассказывала о своих старшеньких, но при этом не собиралась скрывать их от СМИ. Нетрудно узнать, сколько сегодня лет детям Марии Максаковой, – Илье 12, Людмиле 8 на 2017 год. Оба они достаточно талантливы, что не удивительно при генах мамы и бабушки.

Илья в свое время занимался в студии актерского мастерства, пробовал себя в вокале – многие отмечают, что у мальчика очень хороший голос и абсолютный слух. А затем родители приняли решение, что мальчик должен сделать военную карьеру, и записали его в Суворовское училище. Судя по всему, на этом настоял Вороненков, который в свое время и сам окончил такое училище в Ленинграде.

Люда также ребенок очень талантливый. Она обучается в музыкальной школе по классу арфы, занимается в гимнастической секции. Поскольку воспитанием девочки занималась не только мама, но и бабушка, которая обычно за словом в карман не лезет, есть большая вероятность того, что Людмила-младшая станет яркой медийной персоной.

На видео Людмила Максакова, 8 лет, играет на арфе

После того как Вороненков с супругой и сыном сбежал на Украину, СМИ заинтересовались уже не только тем, сколько детей у Марии Петровны Максаковой, но и вопросом, с кем остались Илья и Люда, кто их будет воспитывать. Многие были уверены, что детей возьмет к себе бабушка. Однако из интервью самой Марии выяснилось, с кем сейчас живут ее старшие дети. Оказалось, их забрал родной отец, Владимир Тюрин. Более того, он настоял, чтобы Илья оставил Суворовское училище, объяснив свое решение тем, что не хочет дополнительного стресса для сына в связи с побегом из страны его матери. Сегодня Людмила и Илья находятся со своим отцом, а младший сын Максаковой Иван – вместе с ней в Киеве.

Мария Петровна в своих интервью признавалась, что очень сожалеет о решении оставить детей в Москве. Однако то, что случилось 23 марта в Киеве, возможно, даст шанс певице вернуться обратно, к дочке и сыну.

Мария Максакова – российская оперная певица Мариинского театра, депутат Госдумы РФ VI созыва от партии «Единая Россия», вдова депутата от партии КПРФ Дениса Вороненкова, застреленного в Киеве в марте 2017 года.

Детство и семья

Мария Петровна Максакова-Игенбергс родилась 24 июля 1977 года в Мюнхене. Свою вторую фамилию она унаследовала от отца, подданного ФРГ Петера Игенбергса (умер в 2018 году). А назвали ее в честь бабушки, в прошлом оперной певицы и полной тезки девочки. По праву крови девочка получила два гражданства – немецкое и советское.


Будучи, как и ее мать, актриса Людмила Максакова , потомственной артисткой, Мария избрала творческий путь. В 1995 году она с отличием окончила музыкальную школу при Московской консерватории. Параллельно девушка посещала модельную школу Зайцева , чтобы отточить пластику движений.


Образование

Высшее образование девушка решила получать в Академии музыки Гнесиных, где, к слову, училась вместе с золотым голосом страны Николаем Басковым . Академию она окончила дважды: в 2000 году как выпускница класса академического вокала и в 2004 как аспирант. Стажировку девушке повезло проходить у ведущей солистет итальянской оперы Кати Риччиарели.

Мария владеет языками большой европейской четверки: английским, немецким, французским и итальянским.

Музыкальная карьера

После окончания обучения Мария вошла в труппу московского театра «Hoвaя oпepa». Первой ролью Марии стала всем известная Снегурочка в одноименной опере.

Мария Максакова – Хабанер («Кармен»)

Спустя три года после дебюта ей предложили перейти в Большой театр, где когда-то выступала перед Сталиным ее бабушка. Там она получила известность в первую очередь как исполнительница партии Мюзетты в опере «Богема» и Оскара в «Бал-маскараде».


В 2006 году, после трех лет на подмостках Большого, последовал переход в «Гeликoн-Oпepу».

В 2009 году Максакова стала телеведущей популярной программы «Романтика романса». Долгих семь лет она и телеканал «Культура» просвещали зрителей, знакомя их с классическими музыкальными номерами.

Мария Максакова и Александр Градский

2011 год ознаменовался для Марии исполнением давней мечты: она получила приглашение в Мариинский театр. Именно там ее меццо-сопрано стало известным на весь мир. Без ее вокала не мыслились такие грандиозные оперы как «Cкaзки Гoфмaнa», «Так поступают все», «Севильский цирюльник», «Boйнa и миp», «Cвaдьбa Фигapo», «Поругание Лукреции»...


При ее сотрудничестве с симфоническим оркестром «Русская филармония» была выпущена знаковая пластинка «Mezzo? Soprano?» в двух изданиях. После дебютной пластинки последовали и другие («The Man I Love», цикл классических романсов российских композиторов, и др.)

Политическая карьера

В 2011 году Мария Максакова стала депутатом Госдумы VI созыва, баллотировавшись от от Астраханского региона в составе «Eдиной Poccии». Первое время на политической арене была известна как ярая приверженка политики Владимира Путина .

Во время действия созыва она заседала в комитете по культуре; запомнилась как соавтор законопроекта, касающегося защиты интеллектуальных прав. В 2014 году депутат не поддержала законодательный запрет нетрадиционных отношений, а также воздержалась от голосования за запрет усыновления сиротских детей американцами. После этих демаршей ее постепенно отстранили от участия в активной жизни партии.


Осенью 2016 года ее супруг, депутат Госдумы Денис Вороненков, переехал в Киев, где дал показания против Виктора Януковича и выступил с рядом заявлений касательно жесткой политики Кремля. На фоне этих событий Марию исключили из «Единой России». Официальной причиной стало двойное гражданство, о котором в партии якобы никто не знал.

Личная жизнь Марии Максаковой

Замуж певица и депутат вышла в 2015 году. Возлюбленным оперной дивы стал ее коллега-депутат Денис Вороненков из КПРФ.


Однако у Марии уже были дети – сын Илья и дочка Людмила. По информации из открытых источников, отцом детей стал небезызвестный персонаж – лидер Братской ОПГ Владимир Тюрин.


В 2015 году сын Илья поступил в Суворовское военное училище, однако из-за эмиграции семьи в Украину был отчислен.


В апреле 2016 года у некогда межфракционного союза Вороненкова и Максаковой появился наследник – сын Иван. В Госдуме по этому поводу устроили настоящий праздник: весь день думский буфет работал бесплатно.


Убийство Дениса Вороненкова

23 марта 2017 года Мария стала вдовой – ее супруг был убит из огнестрельного оружия в самом центре Киева, когда он шел на встречу с российским оппозиционером Ильей Пономаревым.
В одно из первых интервью после смерти Вороненкова Максакова призналась, что находится на четвертом месяце беременности.

Мария Максакова сейчас

После отъезда из России Мария продолжала числиться преподавателем в родной альма-матер (Гнесинка), однако в марте 2017 года, незадолго до смерти мужа, ее уволили «за прогулы занятий». На следующий день с сайта Мариинского театра пропало ее досье. Руководство театра сослалось на то, что постоянного контракта с Марией у них не было, ее лишь приглашали исполнять конкретные партии.


Фирма Lancome, лицом которой в РФ была Мария, пока не делала официальные заявления. Также Марии пришлось оставить свою благотворительную деятельность в России в связи с переездом.

В Москву Мария возвращаться не хочет по двум причинам: она не хочет предавать память мужа и опасается политического преследования.

Новое на сайте

>

Самое популярное