Домой Грибы Однородные и неоднородные обстоятельства примеры. Однородные обстоятельства. Общий принцип решения

Однородные и неоднородные обстоятельства примеры. Однородные обстоятельства. Общий принцип решения

Простые предложения с осложнённой структурой многообразны. Они могут содержать:

1) однородные члены;
2) обособления;
3) вводные слова и предложения и вставные конструкции;
4) обращения.

Здесь рассматривается осложнение структуры предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье и торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение)

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами)

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.

В зале были мальчишки, девчонки и их родители.

(мальчишки, девчонки и их родители - однородные подлежащие)

Девочка воспитанна и прекрасно образованна.

(воспитанна и образованна - однородные сказуемые)

Я любил книжки, конструкторы и мультфильмы.

(книжки, конструкторы, мультфильмы - однородные дополнения)

Все дни мы проводили в лесу или на речке.

(в лесу, на речке - однородные обстоятельства)

Был ясный, жаркий, по-настоящему летний день.

(ясный, жаркий, летний - однородные определения)

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком.

(однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком )

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли.

(однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли )

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по- разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Маша, Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.

(Маша, Серёжа и Петя - однородные подлежащие - 1-й ряд однородных членов)
(сидели и рисовали - однородные сказуемые - 2-й ряд однородных членов)

§2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова . Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.

Обобщающие слова - это слова, обозначающие:

  • родовые и видовые понятия:

    В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.

    (обобщающее слово - мебель);

  • слова: все , всё , всегда , повсюду , всюду , везде и др., передающие идею всеобщности:

    Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.

В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:

На полу, на стульях, на кровати, на столе - вещи были разбросаны повсюду.

От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений .

§3. Различение однородных и неоднородных определений

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.

В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.

(весёлая, смеющаяся - однородные определения, выражающие настроение, состояние)

В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.

(маленькая и смеющаяся - неоднородные определения)

В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.

(красные, оранжевые и желтые - однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

(крупные, красные, душистые - прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:

В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.

(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый - числительное, лёгкий - прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос?

  2. Равноправны ли однородные члены предложения?

  3. Верно ли, что однородные члены соединены подчинительной связью?

  4. Возможны ли предложения с несколькими рядами однородных членов?

  5. Ограничено ли количество однородных членов?

  6. Верно ли, что однородные члены не могут соединяться сочинительными союзами?

  7. Как называется слово с обобщающим значением, которое могут иметь при себе однородные члены?

    • обобщающее слово
    • обращение
    • обстоятельство
  8. Всегда ли обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены?

  9. Под ногами шуршали сухие жёлтые осенние листья .?

    • однородные определения
    • неоднородные определения
  10. Какие определения в предложении: Кусты под окном покрылись красными, жёлтыми, оранжевыми листьями. ?

    • однородные определения
    • неоднородные определения

Среди предложений 31–38 найдите предложение, осложнённое обособленными распространёнными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.


(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:

– (8)Нравится?

– (9)Очень, – ответил мальчик.

– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?

– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый хвост.

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

(19)Мальчик уткнулся в окно.

(20)Лётчик тронул его за плечо:

– (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.

– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.

– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.

– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.

– (44)Ты же видишь, какая погода? – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.

– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

(По В. Железникову*)

* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик подарил мальчику краски?»

1) Лётчик попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то по-новому.

2) Лётчик подарил мальчику краски на память о совместном полёте.

3) У мамы мальчика не было материальной возможности купить краски для сына.

4) Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.

Пояснение.

Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.

Ответ: 4

Ответ: 4

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок DB6E28, вариант РЕШУ №106

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1. Слова каждой части речи имеют свою нишу в огромном мире слов и выполняют определенные функции. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Неслучайно Виктор Владимирович Виноградов писал: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении». Попробуем доказать это на примере использования имен прилагательных в отрывке из произведения В.А. Железникова.

С помощью имен прилагательных в тексте создаются образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании лётчика: «Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил…» (предложение №7), «И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой» (предложение №57). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живые, легко представляемые портреты героев.

В предложениях 12, 33 прилагательные используются для описания состояний природы: белые облака, большая свинцовая туча. Они добавляют в описание яркости, красочности, значит, выполняют функцию изобразительно-выразительных средств.

Проанализировав текст, мы подтвердили мысль В.В. Виноградова о важности прилагательных в нашей речи.

Маленький художник видит мир по-особому: он живо воспринимает его красоту, для него удивление в необычности мира: Земля похожа на мозаику (предложение 26), в облаках можно разглядеть слонов и китов (предложения 12, 15). Умение удивляться говорит об открытой душе героя, о богатом внутреннем мире.

Рядом со своим случайным попутчиком раскрывается и внутренний мир лётчика. Взрослый человек в силу своей занятости и некоторой суровости профессии не заметил, как перестал видеть главное: жизнь вокруг прекрасна и удивительна: «(29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика».

Страшно в жизни встретиться с человеком, не способным видеть красоту и добро, человеком, очерствевшим под воздействием каких-то жизненных обстоятельств, относящимся ко всему с недоверием и опаской. Пусть в мире будет побольше таких мальчиков, способных не только восхищаться миром, но и заряжать своей положительной энергией окружающих. Именно так произошло с лётчиком. Невидимый импульс от маленького художника родил новый заряд: летчику захотелось осуществить мечту ребёнка и подарить ему краски.

3. Внутренний мир человека - это особый мир, недоступный другим людям и скрытый от посторонних глаз. Это наши мысли, переживания, мечты, чувства. Тайна внутреннего мира приоткрывается, когда мы совершаем какие-либо поступки, даём оценку событиям, то есть проявляем себя. А если проявили, то, возможно, повлияли на кого-то, кто был рядом.

Соприкоснувшись с миром фантазий маленького художника, лётчик не мог не удивиться их необычности: он сам никогда не видел в небе облаков-слонов с хоботами и не замечал, что в Земле похожа на мозаику. Лётчик удивлялся самому себе: впервые за много лет работы он подумал о грозовой туче не как об опасной ситуации, а о том, на что она похожа. Наверное, именно из-за этих новых ощущений, которые лётчик впервые испытал, в благодарность за них, он и подарил мальчику краски.

У нас в классе учатся две сестры, обе очень увлечены поэзией, знают массу стихов не из школьной программы. И читают их так выразительно, душевно. Особенно пронзительно звучали стихи о войне на классном часе, посвящённом Дню победы. Но когда мы собрались всем классом, чтобы принять участие в «Бессмертном полку», девочки не пришли. «Мы и так стихи зубрили, надоела эта война», - сказали они в оправдание. А мы-то думали, что они...по-настоящему, с душой...А оказалось, что их душа - потёмки.

Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но наши миры живут в нас не обособленно, они невидимыми нитями связывают нас с другими людьми. Давайте делиться хорошими, светлыми, чистыми мирами. И тогда мир заиграет новыми красками.

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

* * *

компанией ЛитРес .

Лекция 3. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения с бессоюзной связью

Материал включает три темы:

1. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

2. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных обстоятельств

3. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений

Тема 1. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

§1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Грамматическая роль уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения

В качестве уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения с бессоюзной связью обычно выступают определения и обстоятельства , реже составные именные сказуемые.

Подлежащие и дополнения в данной теме рассматриваются как обособленные приложения .

2. Уточняющие члены предложения

Уточнение основано на логическом сужении, ограничении объема понятия , а также предполагает переход от понятия более абстрактному к более конкретному.

Соответственно, уточняющие члены предложения сужают (или расширяют) значение предыдущего слова, то есть изменяют объём его значения , например:

А) На бугре, среди двух берёз , сидит старик с рожком (уточнение, сужение значения).

Б) Я очнулся на постели, в большой и светлой горнице (уточнение, расширение значения).

3. Пояснительные члены предложения

Пояснение основано на логическом отношении тождества и является повторным наименованием уже названного.

Соответственно, пояснительные члены предложения раскрывают значение предыдущего слова или заменяют его близким по значению словом , например:

А) Они часто употребляли в разговоре такие, мало понятные для меня , слова (пояснение, раскрытие содержания местоимения).

Б) Пошли ровным, в ногу, шагом (пояснение, замена близким по смыслу словом).

4. Сходство значений для уточняющих и пояснительных членов предложения

В ряде случаев уточняющие и пояснительные члены близки по значению. Тогда для правильной постановки знаков препинания их различение не является обязательным, так как в обоих вариантах они обособляются с помощью запятых, например:

Здесь господствовал коричневый, почти красный , цвет почвы (уточнение оттенка при сужении значения или пояснение с заменой близким синонимом).

5. Отличие уточняющих и пояснительных членов от обособленных членов предложения


– А уточняющие и пояснительные члены можно назвать обособленными?


Уточняющие и пояснительные члены предложения отличаются от обособленных членов тем, что в первом случае всегда присутствуют, по меньшей мере, два одноименных слова (второе слово уточняет или поясняет первое), в то время как обособленные члены не имеют такой пары , например:

А) Уточнение и пояснение:

Внизу, в овраге, протекал ручей.

Солнце уже выглянуло из-за горы и тихо, без хлопот , принялось за свою работу.

Б) Обособление:

Вследствие прошедших дождей , дорога стала непроходимой.

Утомлённый , он быстро заснул.

В то же время уточняющие и пояснительные члены предложения могут называться обособленными в широком смысле этого слова , так как они всегда обособляются, то есть на письме выделяются запятыми.

6. Присоединительные члены предложения

Присоединение – это придание члену предложения вид дополнительного высказывания (пояснения, замечания).

Соответственно, присоединительные члены предложения – это уточняющие, пояснительные и неоднородные члены предложения в добавочном сообщении .

К присоединительным членам относят как неоднородные, уточняющие, пояснительные , так и просто обособленные члены предложения.


§2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ

1. Знаки препинания

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены с бессоюзной связью могут находиться в середине или в конце предложения, при этом уточняющие и пояснительные члены обособляются с помощью запятых, а присоединительные – с помощью тире.

2. Интонация

Уточняющие и пояснительные члены предложения произносятся с интонацией обособления, то есть выделяются паузами и интонационным ударением.

В интерпозиции дополнительно используется «вставочная интонация» – общее понижение тона, изменение темпа речи.

Для присоединительных членов также используется особая интонация с увеличенной паузой , связанной с постановкой тире .


§3. УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ)

1. Постановка задачи

При уточнении второе слово сужает (или расширяет) значение первого слова.

2. Примеры уточняющих членов предложения

А) Уточняющее обстоятельство места, сужение значения

Против границы, на том берегу , всё было пусто.

Никита повернул направо, к речке , и старался идти по дороге, по чужим следам.

Внизу, между белыми стволами, свет блестит яркими, длинными лучами.

Б) Уточняющее обстоятельство времени, сужение значения

На другой день, чуть свет , мы были на берегу.

Наши места издавна, ещё со времён дедушки , славились своим богатством.

В) Уточняющее обстоятельство места, расширение значения

Он очнулся на кровати, в большой и светлой горнице.

Г) Два уточняющих обстоятельства

Я нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука .

Вдали, за пылью переулочной, за скукой загородных дач, чуть золотится крендель булочной и раздаётся детский плач.

Д) Уточняющее (несогласованное) определение

Внизу лежала широкая, в полмили, полоса земли.

Они вышли на глубокий, по ступицу, песок и сели в извозчичью пролётку.

На поляне рос могучий, в три обхвата, дуб.

Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

Е) Уточняющее составное именное сказуемое

Кораблик был маленький, в несколько дюймов .

Скатерть на столе была длинная, до пола .


§4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ)

1. Постановка задачи

При пояснении второе слово (обычно местоимения, вариант 1) или дополняет значение первого слова, называя признак или предмет сходным по значению словом (вариант 2).

Во втором случае пояснительные члены сходны с однородными членами , но отличаются от них вторым планом речи .

2. Пояснение (1)

Второе слово раскрывает содержание первого слова (местоимения):

Обстоятельство

Тогда, поздней осенью , на даче было тихо и пустынно.

То ли он спал, то ли так, в забытьи , лежал.

Определение

Другая, железная , лестница висела в воздухе, как подвесной мост.

На ней уже было другое платье, очень простое и очень ловкое .

Такие записки, для одного себя , часто бывают нелогичными и непоследовательными.

Сказуемое

Он оставался таким же, спокойным и трудолюбивым .

3. Пояснение (2)

Второе слово синонимично первому слову (тот же признак называется другим словом)

Обстоятельство

Он наивно, по-детски , вытер пальцами глаза.

Тихо, без криков и выстрелов , будет плыть этот корабль.

Определение

Мы увидели пустое, без признаков жилья , место.

Сказуемое

Снег был чистый, без единого пятнышка .

Ночь была ясная, в мелких белых звёздах .


§5. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТИРЕ)

1. Постановка задачи

Уточняющие, пояснительные и неоднородные члены предложения в добавочном сообщении относятся к группе присоединительных членов. Как уже говорилось, к присоединительным членам относят как неоднородные, уточняющие, пояснительные, так и просто обособленные второстепенные члены предложения.

2. Уточнение в добавочном сообщении (сужение значения)

Обстоятельство

В этом доме она и поселилась – в крошечной комнатушке на втором этаже .

У шоссе стоял одинокий домик – около самого входа в туннель .

В комнате стояло ещё пианино – в самом углу, напротив дивана .

Сказуемое

Листья ландышей здесь необыкновенно сочные и крупные – величиной в ладонь .

3. Пояснение в добавочном сообщении

Определение

И необычайный – смутный и зловещий – гул доносился от этой страшной человеческой массы.

Сказуемое

Дорога была одна – широкая, обставленная вехами .

Осенние зори иные – хмурые, медленные .

4. Неоднородные (по отношению к первому слову) члены в добавочном сообщении

Лесные щеглы кормились здесь среди всякой травяной всячины – весёлые, никогда не унывающие.

5. Обособленные члены в добавочном сообщении (не являются одноименными)

Определение

Мы зашли в ельник – тёмный, пропахший запахом хвои .

Чаадаев находился в центре внимания мыслящей – и одновременно немыслимой – России.

Обстоятельства и дополнения

Посидели – больше для приличия – несколько минут.

Отправились домой – с большой неохотой – только к вечеру.

Он и сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах.

Тема 2. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных обстоятельств

§1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Постановка задачи

Однородные обстоятельства раскрывают общую тему (однородный ряд можно заменить обобщающим словом), произносятся с интонацией перечисления и на письме отделяются друг от друга запятыми.

Неоднородные обстоятельства характеризуют определяемое слово с разных сторон (например, координаты предмета во времени и в пространстве); они не выделяются перечислительной интонацией и не отделяются запятыми на письме.

Уточняющие обстоятельства сужают (или расширяют) значение предыдущего слова, а пояснительные раскрывают его содержание (1) или заменяют другим словом (2); они произносятся с интонацией обособления и на письме выделяются запятыми.

2. Общий принцип решения

Однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные обстоятельства обычно отличаются друг от друга по смыслу в соответствии с их определением (раскрытие общей темы, обозначение различных признаков и т.д.).

Парные варианты в этом случае часто составляют:

А) однородные и пояснительные (2) обстоятельства образа действия ;

Б) неоднородные и уточняющие обстоятельства места и времени .

В ряде случаев вид обстоятельств может определяться неоднозначно или быть авторским .


– Кажется, это довольно сложная тема ?

– В этой теме, действительно, излагается много различной информации , поэтому она кажется сложной. С другой стороны, свой выбор вы очень часто (хотя и не всегда) можете объяснить авторским решением , что вполне соответствует действительности.


§2. СРАВНЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ И ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1. Различение по смыслу

А) Однородные обстоятельства места, времени и образа действия раскрывают независимо друг от друга общую тему:

В поле, в роще, на лугах чувствовалось безмолвие.

Занятия будут проходить по вторникам, четвергам, субботам .

Недалёкий лес роптал и гудел непрерывно, затаённо, с глухой угрозой .

Б) Пояснительные обстоятельства (1) места, времени и образа действия: второе слово раскрывает содержание первого слова:

Здесь, в тайге , человек может полагаться только на свою изобретательность.

Там, за седыми горами , тёмный нахмурился лес.

В это время суток, после заката солнца , у горизонта долго держится серебряная полоса.

Она тогда, перед половодьем , накупила много хлеба.

Так, без грусти и без удовольствия , проходили дни.

В) Пояснительные обстоятельства (2) места и образа действия: второе слово дополняет (поясняет) содержание первого слова:

Внизу, в долине, лес стал чаще.

Тихо, без единого шороха , пробирался по лесу охотник.

На стогу уныло, по-сиротски , сидит ворона.

2. Парные варианты (для обстоятельств образа действия)

Сближение значений однородных и пояснительных обстоятельств образа действия связано с тем, что однородные обстоятельства, раскрывающие общую тему, и пояснительные (2) обстоятельства, называющие один и тот же признак разными словами, в этом случае близки по значению. Их различие часто бывает связано с желанием автора отнести обстоятельство на второй план речи.

А) Однородные обстоятельства образа действия: первый план речи

Иван шёпотом, чуть слышно продолжал ей что-то рассказывать.

Самоуверенно, почти с вызовом прозвучали эти слова.

Б) Пояснительное обстоятельство образа действия (2): второй план речи

Она озорно, по-девичьи, взглянула на него.

Он тряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом , глянул на небо.


§3. СРАВНЕНИЕ НЕОДНОРОДНЫХ И УТОЧНЯЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1. Различение по смыслу

А) Неоднородные обстоятельства обозначают разные признаки:

Неоднородные обстоятельства места: разные координаты

На озере среди лесов зелёных кувшинки белые, как звёзды, расцвели.

Неоднородные обстоятельства времени : разные координаты

По вечерам в такие дни всё семейство собиралось в гостиной.

Неоднородные обстоятельства: координаты места и времени :

Полночной порою в болотной тиши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Ранним утром на самом краю болота танцует глухарь.

Только изредка в темноте листвы блеснёт солнечный кружочек, похожий на золотую монету.

Б) Уточняющие обстоятельства сужают (расширяют) значение ранее названного признака:

Уточняющие обстоятельства места : сужение значения

В гостинице, на втором этаже, в номере с окном на площадь, сидят обычно под вечер бывший помещик Теплов и его друг Языков.

Уточняющие обстоятельства времени : сужение значения

Ранним утром, ещё до рассвета, я затоптал костёр и отправился на ток.

2. Парные варианты (для обстоятельств места и времени )

В авторском варианте возможно различное толкование неоднородных и уточняющих обстоятельств места и времени, если сужение или расширение значения для уточняющих обстоятельств не является принципиальным . В этом случае они близки по значению и различаются по первому или второму планам речи , причём обособление обстоятельств второго плана речи часто связано с их распространённостью :

А) Неоднородные (нераспространенные) обстоятельства: разные признаки, первый план речи:

За рекой на горе лес зелёный стоит.

Далеко на восток тянутся горные хребты.

Летом в дождливую погоду здесь скучно.

Б) Уточняющие (обычно распространенные) обстоятельства: сужение значения,

второй план речи:

За рекой, в розовеющем небе , ярко сверкала вечерняя звезда.

Летом, вечерними зорями, на вершину кургана прилетает беркут.

За рекой, на высокой горе, одиноко темнеет лес.


– Парный вариант с авторским выбором возможен в том случае, когда нет четкой границы в различении обстоятельств , и тогда автор может их представить и как неоднородные, и как уточняющие. Кроме того, возможность обособления зависит от структуры и распространенности предложения.

Тема 3. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений

Примечание. Тема различения однородных и неоднородных определений уже рассматривалась подробно.


§1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

1. Особенности решения

Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений имеет свои особенности по сравнению с различением подобных обстоятельств.

2. Ограниченная тематика

Тематика уточняющих и пояснительных определений практически ограничена следующими темами:

А) второе определение является несогласованным;

Б) первое определение является местоименным;

В) на втором месте стоит определительный оборот.

3. Пояснительные определения однородного типа

Следует отметить существование пояснительных определений однородного типа , которые относятся к первому плану речи, произносятся с перечислительной интонацией и отделяются на письме запятыми.


§2. ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕСОГЛАСОВАННЫМ

1. Три варианта постановки знаков препинания

Если второе определение относится к разряду несогласованных, то оно может являться по отношению к первому определению однородным (отделяется запятой), неоднородным (нет запятой), пояснительным или уточняющим (выделяется запятыми).

2. Однородные определения:

Для однородных определений характерно раскрытие общей темы, сближенные признаки, первый план речи:

Иногда дорога пресекала обширные, в полном цвету и блеске рощицы ландышей.

В приземистой, с коричневатыми стенами избушке горела лампа.

Она сняла толстую, с бахромой скатерть и постелила другую.

Из темноты послышался тихий, с лёгким присвистом смех.

3. Неоднородные определения:

Неоднородные определения обозначают разные признаки :

У стены стоял старинный деревянный с инкрустацией шкаф.

На стол поставили синие с позолотой по краю чашки.

Стена была облицована светлым с розовыми прожилками мрамором.

4. Уточняющие определения:

Уточняющие определения уточняют признак, названный предыдущим словом, обычно сужая его объем:

Небольшие деревья, высотой около полутора метров , встречаются здесь повсеместно.

Только узкая, саженей в триста , полоса плодородной земли составляет владение казаков.

Я увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом , лису.

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят , шинели.

Скользили серые, под цвет земли , ящерицы.

5. Пояснительные определения (2):

Пояснительные определения (2) подробнее раскрывают уже названный признак, называя его другим словом:

Это был посёлок за городом на голом, без деревца, без кустика , низком месте.

Малиновое, без лучей , солнце садилось за рекой.

Камнелом расправил усы и бороду белыми, в извёстке , руками.

§3. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

1. Два варианта постановки знаков препинания

Если на втором месте стоит определительный оборот, то он является по отношению к первому определению однородным (отделяется запятой), уточняющим или пояснительным (выделяется запятыми):

2. Однородные определения: сближенные признаки, раскрытие общей темы:

Открылся вид на высокий, чуть розовеющий небосвод.

В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес.

Мы вошли в холодный, всю зиму нетопленный зал.

3. Уточняющие определения: сужение признака, второй план речи:

Он приобрел старую, датированную концом XVIII века, картину.

4. Пояснительный оборот (1): раскрытие содержания местоимения, второй план речи:

Каждое явление имеет свои, присущие только ему , признаки.

Дашу удивила доморощенность всего этого, так нашумевшего , дерзновения.

Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким , определением.

5. Пояснительный оборот (2): дополнительное пояснение признака, второй план речи

Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким , мундире, был уже в залах.


§4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОРОДНОГО ТИПА

– Это общепринятый термин?

– Не совсем, но по факту такие определения существуют, и поэтому желательно их как-то обозначить.


1. Определение

Пояснительное определение однородного типа имеют следующие особенности:

С одной стороны , по смыслу оно являются зависимым, так как поясняет значение первого определения.

С другой стороны , оба определения грамматически ведут себя как однородные , то есть относятся к первому плану речи, произносятся с перечислительной интонацией и на письме отделяются запятыми.

2. Пояснительное определение однородного типа или неоднородное определение

Пояснительные определения однородного типа следует отличать от неоднородных определений. Различение пояснительных определений однородного типа (отделяются запятыми ) и неоднородных определений (нет запятых ) делается по смыслу :

А) пояснительное определение (1) однородного типа (раскрытие содержания местоимения )

Я хочу купить другой, кожаный портфель (другой = кожаный).

Эта задача требует новых, нестандартных решений.

Здесь его ожидала другая, интересная жизнь.

Б) неоднородные определения (разные признаки):

С правой стороны дороги тянется другая горная цепь (есть две горные цепи – одна и другая).

3. Пояснительное определение однородного типа или обычное

Пояснительные определения однородного типа следует отличать от обычных пояснительных определений. Пояснительные определения однородного типа (разделяются запятыми ) и обычные пояснительные определения (выделяются запятыми ) различаются только планами речи, что во многих случаях является авторским решением:

А) пояснительное определение (1) и (2) однородного типа, первый план речи, разделение запятыми.

Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном.

Это были свои, слободские люди.

Ещё одно, последнее сказанье – и летопись закончена моя.

Я умоляю вас, князь, отдайте приказ на еще один, последний штурм.

Надо стремиться к нормальному, мирному существованию различных стран.

В воздухе стояла та особенная, тяжёлая духота, которая предвещает грозу.

Б) обычное пояснительное определение (1), второй план речи, выделение запятыми:

Еще один, последний , коридорчик вел мимо маленькой комнаты.


– Кажется, такие определения чаще разделяются запятыми ?

– Да, и это видно из следующего общеизвестного примера:

Ещё одно, последнее сказанье – и летопись закончена моя (А. С. Пушкин).

– А почему именно эти пары ?

– Это связано, во-первых, со сходством однородных и пояснительных признаков и, во-вторых, с не всегда четкой границей между признаками уточняющими и неоднородными .

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации (Н. П. Киреева) предоставлен нашим книжным партнёром -

1. Однородные члены - это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Однородные члены - это одинаковые члены предложения, объединённые друг с другом сочини-тельной связью.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Например: Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь , основательно (Паустовский). В этом предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие перегной и мох соотносятся с одним сказуемым - впитывают ; однородные обстоятельства образа действия не торопясь , основательно зависят от сказуемого (впитывают (как?) не торопясь , основательно ).

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.

Ср.: перегной и мох - имена существительные в именительном падеже.

Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:

Вошёл молодой человек лет двадцати пяти , блещущий здоровьем , . В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже (лет двадцати пяти ), второе - причастным оборотом (блещущий здоровьем ), третье - сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с с зависимым причастием (со смеющимися щеками, губами и глазами ).

Примечание. Иногда сочинительная связь может соединять и разноимённые члены предложения, например: Неизвестно, кто и как разнес по тайге весть о гибели старого сокжоя (Федосеев). Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как , но связаны они сочинительным союзом и ).

Обратите внимание!

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились ; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

3. Однородные члены соединяются интонацией (бессоюзная связь) и сочинительными союзами или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом, после последнего однородного члена запятые не ставятся (!).

Знаки препинания при однородных членах

А) Бессоюзная связь - запятая между однородными членами ставится .

Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).

Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится. Ср.: Люди посмеивались над ним, и справедливо (Панова). - Люди посмеивались над ним, и притом справедливо; Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё плохому (Тургенев). - Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.

В) Повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни ) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то ставится .

и О, и О; ни О, ни О; то О, то О

Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).

Обратите внимание!

1) Если союзы повторяются, то знаки препинания ставятся так же, как при бессоюзной связи, то есть между однородными членами (перед первым однородным членом и после последнего однородного члена запятая не ставится!).

Ср.: Уже не стало видно ни земли , ни деревьев , ни неба . - Уже не стало видно земли , деревьев , неба .

2) Запятая ставится между всеми однородными членами также в том случае, когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются бессоюзной частью.

Ср.: Он слеп , упрям , нетерпелив , и легкомыслен , и кичлив (Пушкин). - Он слеп , упрям , нетерпелив , легкомыслен , кичлив .

3) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только перед парными группами.

Я счастлив и силён , свободен и молод (Брюсов).

Парные союзы могут соединяться повторяющимся союзом и .

Мины рвались и близко и далеко , и справа и слева .

4) При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая может не ставиться, если однородные члены образуют тесное смысловое единство (пояснительных слов такие однородные члены не имеют):

и братья и сёстры, и родители и дети, и тело и душа, и стихи и проза, и дни и ночи, и ножи и вилки и др.

Наиболее часто такие единства образуют антонимические пары:

и слава и позор, и любовь и ненависть, и радость и горе и др.

5) Запятая не ставится внутри цельных словосочетаний фразеологического характера с двумя повторяющимися союзами и или ни :

и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и эдак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни взад ни вперёд, ни жив ни мёртв, ни да ни нет, ни днём ни ночью, ни конца ни края, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни тот ни другой, ни прибавить ни убавить и др.

6) Если союз и повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится.

Дома и на работе он искал и не находил покоя (первый союз и связывает обстоятельства места: дома и на работе ; второй союз и связывает однородные сказуемые: искал и не находил ).

Г) Противительные союзы (а, но, зато, да =но , однако =но ) - запятая между однородными членами ставится .

О, а О; О, но О; О, однако О; О, зато О

Например: На взгляд-то он хорош , да зелен (Крылов); Теперь море сияло не сплошь , а лишь в нескольких местах (Катаев); Приют наш мал , зато спокоен (Лермонтов).

Обратите внимание!

1) После последнего однородного члена, связанного противительным союзом, запятая не ставится.

Не род , а ум поставлю в воеводы (Пушкин).

2) Союз однако следует отличать от вводного слова однако : союз однако можно заменить на синонимичный союз но . Если однако является союзом, то запятая ставится только перед ним.

Ср.: Задача была нетрудной , однако трудоёмкой. - Задача была нетрудной, но трудоёмкой.

Если однако является вводным словом, то запятые ставятся с двух сторон.

Он, однако , остался спокоен.

Д) Двойные и парные союзы (если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а ) - запятая между однородными членами ставится .

Например: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг (Фадеев); Я имею поручение как от судьи , так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим (Гоголь); Для Алевтины Васильевны хотя и привычна , но тяжела была власть Ерофея Кузьмича (Бубенков).

Обратите внимание!

1) Однородные члены с двойными и парными союзами разделяются только одной запятой, которая ставится перед второй частью союза. Ни перед первым однородным членом, ни после последнего однородного члена запятая не ставится. Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, опустите двойной союз: запятая ставится между однородными членами, как при бессоюзной связи.

Ср.: Зарево распространилось не только над центром города , но и далеко вокруг . - Зарево распространилось над центром города , далеко вокруг ; Я имею поручение как от судьи , так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим. - Я имею поручение от судьи , от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим; Для Алевтины Васильевны хотя и привычна , но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. - Для Алевтины Васильевны привычна , тяжела была власть Ерофея Кузьмича.

2) Части некоторых двойных и парных союзов имеют омонимы - подчинительные союзы, используемые в придаточных предложениях: если, хотя, как, что, чтобы . Придаточные предложения (с этими и другими союзами), если они находятся внутри главного предложения, выделяются запятыми с двух сторон.

Ср.: Тогда я , чтобы немного успокоиться , взялся за книгу; Тогда я , хотя мысли мои были в лаборатории , взялся за книгу.

Поэтому при расстановке знаков препинания обязательно обратите внимание на то, чéм являются данные формы (подчинительным союзом или частью двойного и парного союза) и что они связывают (однородные члены или главное предложение с придаточным).

Примечание. Союзы а также, а то и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Обратите внимание, что после второго однородного члена предложения с таким союзом запятая не ставится. Например: Бывает трудно, а то и невозможно сразу разобраться в подобной ситуации.

4. Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

    обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены - части этого целого:

    За деревней с холма был виден город : квадраты кварталов , кирпичные здания , разлив садов , шпили костёлов (Шолохов);

    обобщающее слово обозначает родовое (общее понятие), а однородные члены - видовые (более частные понятия):

    Пронзительно кричала птица : петухи , гуси , индейки (Фадеев).

Обобщающие слова выражаются разными частями речи, но чаще всего местоимениями и местоимёнными наречиями и существительными:

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами зависят от положения обобщающего слова по отношению к однородным членам и от положения однородных членов вместе с обобщающим словом в предложении в целом.

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , то перед первым однородным членом ставится двоеточие . : над головой , под ногами и рядом с тобой - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).

Например: Но ни заборы , ни дома - ничто так не изменилось, как люди (Чехов).

Обратите внимание!

Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и др.), то перед вводным словом ставится тире, а после вводного слова - запятая.

Он поёт о косе , о пашне , об урожае , о трудовом поте - словом, обо всём том, на что мы, люди порядочные, привыкли смотреть свысока (Салтыков-Щедрин).

План разбора однородных членов

  1. Указать, какими членами предложения являются однородные члены и какими грамматическими формами они выражены.
  2. Указать, как связаны между собой однородные члены (бессоюзная связь, союзная связь - тип союза или союзов).
  3. При наличии обобщающего слова указать его положение по отношению к однородным членам (перед однородными членами или после них).
  4. Знаки препинания при однородных членах.

Образец разбора

Везде : над головой , под ногами и рядом с тобой - живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).

Данное предложение осложнено однородными обстоятельствами места, выраженными существительными в косвенном падеже с предлогом (над головой , под ногами ) и наречием (рядом ). Два первых обстоятельства связаны бессоюзной связью, поэтому разделяются запятой (над головой , под ногами ). Второе и третье обстоятельства связаны одиночным соединительным союзом и , поэтому запятой не разделяются (под ногами и рядом ). Однородные члены имеют при себе обобщающее слово (везде ), выраженное местоимённым наречием. Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому после него ставится двоеточие. Поскольку предложение не заканчивается однородными членами, то после них ставится тире.

что такое однородные обстоятельства и получил лучший ответ

Ответ от Анна Демина[новичек]
Помойму на "солнце нельзя","потоками",однородные обстоятельства

Ответ от † DARK ANGEL † [гуру]
т. е. похожие ситуации


Ответ от Ѝльвина Вахитова [эксперт]
однородные обстоятельства, обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т. д.) : Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины; Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток.. . (Т.) - два обстоятельства места. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь.
Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.) .
Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.) ; Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.) ; ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.) ; Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое однородные обстоятельства

Новое на сайте

>

Самое популярное