Антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма, который под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтвержденных практикой положений марксистской теории.
Ревизионизм "справа" заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами; ревизионизм "слева" подменяет их анархистскими, волюнтаристскими установками. Современный ревизионизм пытается опорочить марксизм, объявляет его устаревшим и якобы утратившим
ныне значение для общественного развития.
Развитие марксизма-ленинизма для новых исторических условий необходимо при сохранении однако основных положений марксистской теории о базисе и надстройке, об общественно-экономических формациях, о классах и классовой борьбе.
Отличное определение
Неполное определение ↓
РЕВИЗИОНИЗМ
(revisionism) Любое критическое отступление от первоначальной интерпретации марксистской теории. Этот термин появился в период существования 2-го Интернационала и ассоциировался с критикой Бернштейном (Bernstein) теоретических посылок и политической стратегии марксизма (Marxism). Бернштейн утверждал, что вывод Маркса относительно неизбежного кризиса капитализма на деле не подтверждается. Монополистический капитал оказался жизнеспособным в отношении кризисов производства и использовал империалистическую экспансию в качестве предохранительного клапана для прибавочной стоимости. Не наблюдалось ни социальной поляризации, ни все большего обнищания рабочего класса, формировался новый средний класс, а крестьянство не исчезало. Бернштейн полагал, что движение к социализму в рамках существующей демократической системы станет возможным при условии, что массовые социалистические партии будут стремиться к предвыборному сотрудничеству с другими прогрессивными силами. Он находился под влиянием фабианских (Fabian) идей относительно проникающей роли государства. Бернштейн утверждал, что он всего лишь указал умозрительную перспективу той ситуации, которая уже существовала в Германии и Англии. Впоследствии "ревизионизм" использовался как бранное слово, которым клеймили любую серьезную попытку новой интерпретации классической марксистской теории, если в ней усматривалась реформистская направленность.
позднелат. revisio - пересмотр) - одно из доминирующих течений в идеологии рабочего движения конца 19 - середины 20 вв. Впервые с идеей о необходимости пересмотра основных положений марксовой теории выступили представители германской социал-демократической партии И. Хехберг, Бернштейн и К. Шрамм в 1879. Р. как самоосознающее теоретическое направление возник в 90-х 19 в., когда Бернштейн, выступив с программой модернизации марксизма, дал соответствующее имя этому течению. В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Л. Мартов, Троцкий и др.). Представители Р. отвергали научность диалектического (и тем более исторического) материализма, стремились заменить социалистический революционизм идеей общественной эволюции. Приверженцы Р. подвергли жесткой критике марксово учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, исключили возможность построения социализма через насилие и заявляли, что политические свободы, демократия и всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. По их мнению, задачей рабочего движения является борьба за реформы. В экономической теории Р. утверждалось, что вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве оно не происходит и вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы. Расчеты на крушение капитализма, т.обр., не представлялись реальными, т.к. намечалась тенденция к смягчению его противоречий. Несмотря на то, что по сути своей полемика идеологов Р. и ортодоксов осуществлялась в рамках традиционалистской марксовой доктрины (что, естественно, существенно сужало поле для конструктивного преодоления крайностей идеи революционного насилия), сам факт духовной оппозиции и диссидентства подобного рода имел неоспоримое историческое значение.
Отличное определение
Неполное определение ↓
РЕВИЗИОНИЗМ
от лат. revisio – пересмотр) – антинауч. метод пересмотра положений марксизма; оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории. Р. возник в конце 70-х гг. 19 в. в герм. с.-д. партии, уже вставшей на позиции марксизма. Хехберг, Бернштейн и Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц. теории. Маркс и Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Окончательно Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с наиболее цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в с.-д. движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. странах, где на оппортунистич. позиции скатились Каутский, Бауэр, Вандервельде, Шейдеман, Легин, Мартов, Богданов и др. Р. конца 19 – нач. 20 вв. выступил с пересмотром всех сторон учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, ссылаясь на достижения новейшего естествознания, они объявляли диалектику "ловушкой", заменяли материализм кантианством, берклеанством и махизмом. В экономич. теории, ссылаясь на "новые данные хозяйств. развития", они утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве не происходит вовсе, будто тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, что расчеты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политич. области, апеллируя к новым явлениям социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и ее цели, они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират. право уничтожают почву для классовой борьбы. "„Конечная цель – ничто, движение – все“, это крылатое словечко Бернштейна, – писал Ленин, – выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений" (Соч., т. 15, с. 23). Решит. критику ревизионизма дал Ленин. Обстоят. критика Р. содержится также в ряде работ Плеханова, Люксембург, К. Либкнехта, Меринга, Цеткин и др. представителей революц. марксистской мысли. После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного укоренением оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую часть, и левую, революц. часть, развившуюся в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. Поскольку с возникновением и распространением ленинизма внутри коммунистич. движения господствующей идеологией становится марксизм-ленинизм, Р. пытается в 20–40-е гг. и позже пересматривать уже эту теорию. Наиболее массированную попытку ревизовать марксизм-ленинизм предприняли оппортунисты внутри коммунистич. движения в 50–60-е гг. Спекулируя на новых послевоен. явлениях и процессах, не получивших еще науч. марксистского объяснения, воспользовавшись трудностями коммунистич. движения, связанными с преодолением последствий культа личности, в конце 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революц. рабочее движение на социал-реформистский путь. С ревизионистских позиций в 50-х гг. выступали А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др. Особенно крупную вылазку предприняла ревизионистская группа Надя – Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюции 1956. Р. 50-х гг. пытался подвергнуть радикальному пересмотру все три составные части марксизма-ленинизма. В области философии оппортунисты ревизовали марксистский материализм, утверждали, будто неореализм, позитивизм, операционализм, семантич. философия сближаются с материализмом, что само противопоставление материализма идеализму изжило себя, что необходимо "обогатить" диалектич. материализм экзенстенциалистским учением о человеке, интуитивистской теорией познания, позитивистским пониманием законов диалектики как гипотетических, не поддающихся "верификации". В социально-экономич. области ревизионисты стремились сочетать марксизм-ленинизм с каутскианством и кейнсианством, с различными концепциями "этич.", "демократич.", "антропологич." социализма, распространяли теорию "трансформации капитализма в социализм", отстаивали лозунги "интегральной демократии", "нац. коммунизма", "идеологич. умиротворения". Особенно широкому пересмотру подвергались политич. аспекты марксистско-ленинской теории. "Современный ревизионизм, – говорилось в Декларации 1957, – пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль рабочего класса и марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Междунар. коммунистич. движение в Декларации 1957 и Заявлении 1960 осудило Р. как гл. опасность в своих рядах, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р. Рассматривая Р. как идеологич. явление, следует видеть его специфику, гносеологич. и классовые корни. Будучи одной из форм теоретич. обоснования оппортунизма внутри революц. марксистского движения, Р. имеет специфич. черты: он сохраняет формальную связь с революц. теорией, выдавая себя за "творч. марксизм"; возникает в результате ненаучного, выгодного буржуазии пересмотра положений марксизма; как правило, Р. прикрывается принципом "свободы критики", выступает под флагом антидогматизма и получает наибольшее распространение во время существ. поворотов рабочего движения. Поскольку Р. является теоретич. обоснованием оппортунизма, имеющего две гл. формы – правый и левый оппортунизм, постольку сам Р. тоже бывает "Р. справа", когда ревизуемые положения марксизма заменяются бурж.-реформистскими взглядами, и "Р. слева", когда пересматриваемые положения заменяются анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. Ленин подчеркивал важность теоретич. анализа как "Р. слева", обрисовавшегося тогда в романских странах, так и "Р. справа", широко распространившегося в ряде др. европ. стран (см. Соч., т. 15, с. 24). Общая противоположность того и другого Р. революц. марксизму не отменяет их собств. коллизий; это особенно заметно в последнее время: концепции правооппортунистич. Р. конца 50-х гг. находятся в остром конфликте с теми идеями "Р. слева", к-рые наряду с догматизмом и сектантством нашли применение в левом оппортунизме 60-х гг. В гносеологич. отношении необходимо различать теоретико-познават. корни Р. в целом и той или иной его концепции. Взятый в целом, Р. паразитирует на относит. характере марксистских знаний. Как и любая наука, марксизм не может дать исчерпывающе абсолютное знание об изменяющейся действительности. В ходе обществ. развития отд. положения марксистской теории, ранее правильно отражавшие действительность, устаревают, вступают в противоречие с изменившейся действительностью. Это требует не просто дополнения имеющихся выводов новыми, но и известной переоценки прежних формулировок, пересмотра имеющихся знаний с целью освобождения их от устаревших положений и формул. В подобном пересмотре нет ничего ревизионистского. Спекулируя на необходимости такой переоценки устаревших положений теории, Р. в гносеологич. отношении представляет собой результат субъективистской ревизии марксизма в отрыве и противоречии с действительностью, ибо им подвергаются пересмотру не устаревшие выводы, а сохраняющие свою правильность принципы марксизма. Однако не всякая ошибка и односторонность, не любой просчет и субъективизм, допущенные при пересмотре тех или иных марксистских положений, приводят к Р. Будучи продуктом классового общества, Р. выступает как социально обусловленное извращение марксистской теории. В классовом отношении имеется известная разница между классовой природой и социальной функцией Р., между тем, чьи позиции он отражает, и том, кому он служит. Если по своему классовому происхождению Р. – результат мелкобурж. и бурж. воздействия на революц. рабочее движение, то по своей классовой природе Р. – идеология мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает обществ. положение этих двойственных по своей природе, колеблющихся по своим устремлениям социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем движении. Р. как идейно-политич. течение охватывает по своему содержанию различные области обществ. науки: философию, политич. экономию, теорию науч. коммунизма, историю философии, этику, эстетику и др. Поэтому критич. анализ ревизионистских концепций – задача различных наук. Марксистская философия анализирует филос. аспекты Р. Этот анализ предполагает: во-первых, изучение филос. концепций Р., сознательно отстаиваемых и пропагандируемых ревизионистами и представляющих собой филос. Р.; во-вторых, рассмотрение методологии, к-рая присуща ревизионистскому способу мышления, независимо от того, осознается она или нет самими ревизионистами, и к-рая составляет философско-методологич. основы ревизионизма; в-третьих, раскрытие теоретикопознават. истоков, гносеологич. корней отд. ревизионистских концепций. Филос. Р. – это отнюдь не единое раз навсегда избранное филос. миропонимание, а исторически изменяющаяся эклектич. сумма различных филос. концепций. В конце 19 – нач. 20 в. часть ревизионистов проповедовала кантианство (Бернштейн, Шмидт), другая часть – подправленный махизм (Богданов, Базаров), третья – смесь неокантианства с вульгарным материализмом (Каутский) и т.д. В ревизионистских теориях 50-х гг. можно обнаружить влияние экзистенциализма (Блох), позитивизма (Бламберг), неокантианства (Лефевр) и т.д. Представители Р. предлагали, в частности, дополнить философию Маркса фейербаховским антропологизмом и гегелевской систематикой, сделать ее предметом познания имманентного материи "тотума" (Блох), рекомендовали поставить в центр проблему отчуждения (Лефевр), советовали разрабатывать философию, имеющую не мировоззренческую, а моральную функцию (Колаковский). Характерно и то, что в прошлом ревизионисты прямо отвергали диалектич. материализм и призывали признать "философией марксизма" те или другие модные в то время бурж. филос. концепции; теперь диалектич. материализм признается философией марксизма, но он истолковывается Р. таким образом, что в конечном итоге оказывается замененным тем или иным бурж. филос. учением, а нек-рые ревизионисты вместо диалектич. материализма выдвигают т.н. "натуралистич. гуманизм" и вместо историч. материализма – "историч. гуманизм". Методологич. основы Р. – это определ. устойчивый субъективизм, лежащий в теоретич. фундаменте всех его концепций и выражающийся в эклектике и софистике (см. тамже, т. 28, с. 213). Здесь находит свое выражение устойчивая, классово обусловленная черта всего Р., связанная и с его социальной функцией, что ведет в теории, в философии к попыткам совместить пролет. философию с буржуазной, материализм с идеализмом. Так, в филос. воззрениях Базарова и Богданова налицо сочетание материализма с субъективным идеализмом, материалистич. тезиса о взаимодействии субъекта и объекта с авенариусовской "принципиальной координацией Я и не – я"; в философии Блоха идеалистич. телеология совмещается с тезисом о материальности мира и т.п. Для обоснования своих взглядов ревизионисты широко используют софистику. Эклектизм и софистика вполне соответствуют практич. целям Р. "При подделке марксизма под оппортунизм, – писал Ленин, – подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (там же, т. 25, с. 372). Гносеологич. корни отд. ревизионистских концепций представляют собой те стороны, черточки, грани в познании действительности, из абсолютизации к-рых вырастает данная концепция. Так, если ревизионистская концепция "национального коммунизма" (Надь) вырастает из преувеличения нац. особенностей социалистич. строительства, то идея "интегральной демократии" (Колаковский) – продукт абсолютизации и интегрирования общих и сходных черт пролет. и бурж. демократии, а "антропологическая марксистская философия" (Блох) – следствие раздувания общечеловеч. проблем в философии, результат подмены социально-классового индивида абстрактным человеком. Междунар. революц. рабочее движение ведет решит. борьбу против филос. Р., против ревизионизма справа и слева, пытающегося идеологически разоружить рабочий класс, привить ему реформистские или анархистские взгляды. Коммунистич. партии, философы-марксисты вскрыли теоретич. несостоятельность и политич. вред Р. вообще, филос. Р. в частности. В результате идейной борьбы и организац. мер влияние правооппортунистич. Р. за последние годы резко упало, а его наиболее активные поборники оказались вне рядов коммунистич. движения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Браке и др. ("Циркулярное письмо") от , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 16; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21, его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Против совр. Р., М., 1958; Бутенко А. П., Осн. черты совр. Р., М., 1959; Бутенко А. П. [и др.], Против совр. Р. в философии и социологии, М., 1960; За чистоту марксизма-ленинизма, М., 1964. А. Бутенко. Москва.
РЕВИЗИОНИЗМ — враждебное марксизму течение в рабочем движении, возникло в период перехода домонополистического капитализма в его империалистическую стадию, когда марксизм становится общепризнанным учением пролетариата и побеждает все прочие идеологии рабочего движения.
Как оформленное течение ревизионизм сложился в конце 90-х гг. в Германии, где бывший марксист Бернштейн дал имя этому течению, выступив с рядом «поправок» к Марксу, с «ревизией» марксизма. В статьях в «Neue Zeit» в 1896 г., а затем в изданной им в 1899 г. книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» Бернштейн отказывается от марксизма, «ревизует» Маркса в основных вопросах философии, политэкономии и политики марксизма.
В области политэкономии ревизионизм ополчился против марксовой теории концентрации, в частности, в области аграрных отношений против теории обнищания пролетариата. Ревизионизм пытался утверждать, что монополистический капитализм несет с собой демократизацию капиталистической собственности (акционерные общества), уничтожает капиталистическую конкуренцию, ослабляет кризисы, притупляет и смягчает классовые противоречия. Тем самым отвергалась марксова теория кризисов и краха капитализма.
В области политики ревизионизм отбрасывает теорию революции, насильственного захвата власти пролетариатом, теорию диктатуры пролетариата, противопоставляя им путь мирного развития, врастания капитализма в социализм, затухания классовой борьбы. Ревизионизм представлял собой течение, «требовавшее отказа от революции, от социализма, от диктатуры пролетариата». [История ВКП(б). Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 37]
Социально-экономической базой ревизионизма является рабочая аристократия, подкармливаемая буржуазией, мелкобуржуазные попутчики, партийные и профсоюзные бонзы. Ревизионизм опирался и на более отсталые элементы рабочего класса, на новых «рекрутов» движения, еще не оторвавшихся от мелкобуржуазной идеологии.
Ревизионизм - интернациональное явление, проявившееся с большей или меньшей силой во всех партиях 2-го Интернационала, принимавшее в связи с различной исторической обстановкой различные формы. Во Франции идеологом ревизионизма выступал Жорес, его практическим выразителем - Мильеран, осуществивший на деле теорию классового сотрудничества с буржуазией. «В чем состоит «новое» направление, которое «критически» относится к «старому, догматическому», марксизму, это с достаточной определенностью сказал Бернштейн и показал Мильеран». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 367) «Французский мильеранизм, - указывает Ленин, - самый крупный опыт, применения ревизионистской политической тактики в широком, действительно-национальном масштабе». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188)
Своеобразные формы принял ревизионизм в Австрии, где он носил характер так называемого австромарксизма, наиболее тонкой и завуалированной формы ревизии марксизма.
В России ревизионизм, меняя свое обличие, прошел тот же путь, что и в Западной Европе. «Легальный марксизм» (Струве, Булгаков), «экономизм» (Прокопович, Кускова, Мартынов) отстаивали те же взгляды, что и бернштейнианство, являясь его русской разновидностью. Меньшевизм, троцкизм были дальнейшим этапом развития ревизионизма на русской почве; они подвергли пересмотру идеологические, тактические и организационные принципы марксизма. Годы реакции в России породили и усилили новые попытки ревизии марксизма. Знамя ревизионизма было подхвачено и теми течениями, которые долгие годы открыто вели борьбу с марксизмом, и которые в условиях гегемонии марксизма в рабочем движении пытались приспособиться к марксизму, «исправляя» его. «Революционные синдикалисты» (Лагардель, Сорель, Лабриола) «сплошь да рядом апеллируют от Маркса, неверно понятого, к Марксу, верно понимаемому». (Ленин, там же, стр. 189)
Отношение к ревизионизму, как идейно-теоретическому прикрытию оппортунизма, было той лакмусовой бумажкой, которая выявила подлинный характер различных течений в рабочем движении, исторически проверила их. Борьба Плеханова, Р. Люксембург, Фр. Меринга против бернштейнианства принадлежит к лучшим страницам их деятельности. Плеханов отстаивал материалистическую диалектику против идеалистической похлебки Бернштейна, К. Шмидта и др. Роза Люксембург и левые германские социал-демократы вскрыли буржуазный характер ревизионизма. Но и Плеханов, и Роза Люксембург обошли важнейшие вопросы, поднятые Бернштейном. Плеханов обошел молчанием проблему государства и диктатуры пролетариата, ничего не сделал, чтобы вскрыть фальсификацию Бернштейном взглядов Маркса по этим вопросам.
В блестящих и острых по форме статьях Р. Люксембург сказались ее собственные ошибки, теория автоматического краха капитализма, теория стихийности. Она также обошла вопрос о диктатуре пролетариата, уступила ревизионизму в вопросе о насильственном захвате власти пролетариатом. Люксембург и другие не смогли вскрыть классовые корни ревизионизма, не вели подлинной борьбы за полное и окончательное размежевание с ним.
Бебель на Ганноверском съезде 1899 г. и Дрезденском 1903 г. отстаивал марксистские взгляды, заявив, что партия останется на прежних позициях, будет держаться старой испытанной тактики, но борьба с ревизионизмом не была поднята им на должную идейно-политическую высоту. Осудив ревизионизм, германская социал-демократия не только не сделала никаких организационных выводов, но предоставила Бернштейну полную возможность пропаганды своих взглядов. Ревизионизм становится законным течением в рядах социалистических партий, примиренческое отношение к ревизионизму стало характерным явлением для всего 2-го Интернационала. Наиболее ярким выразителем его явился Каутский. Начав полемику с Бернштейном против своей воли, под давлением Бебеля и Р. Люксембург, Каутский, отстаивая на словах марксизм, на деле сдавал ревизионизму одну позицию за другой. Как показал Ленин, Каутский в полемике с Бернштейном прямо обошел вопрос о пролетарской диктатуре, не разоблачая бернштейнианского извращения Маркса в вопросе о том, что пролетариат не может просто овладеть готовой государственной машиной. Он обошел этот вопрос и в своей работе «Путь к власти» (1909). Ярко сказалось примиренчество Каутского в резолюции, внесенной им на Парижском конгрессе 2-го Интернационала по поводу «казуса Мильерана». «Каучуковая» резолюция по сути дела оправдывала мильеранизм, оставляя лазейку для всех ревизионистов.
Последовательно революционную борьбу против ревизионизма повел Ленин и возглавленная им партия большевиков. Уже с первых шагов своей революционной деятельности Ленин задолго до Плеханова начинает борьбу с русской разновидностью ревизионизма, с «легальным марксизмом», со Струве. В знаменитом «Протесте», направленном против программного документа русского «экономизма» «Credo», Ленин дает политическую оценку ревизионизма «Пресловутая Бернштейниада… означает попытку сузить теорию марксизма, попытку превратить революционную рабочую партию в реформаторскую». (Ленин, Соч., т. II, стр. 481)
В «Что делать?» Ленин развернул борьбу с ревизионизмом, как русским, так и международным, показал его единство, его интернациональный характер. «В настоящее время (теперь это уже явственно видно) английские фабианцы, французские министериалисты, немецкие бернштейнианцы, русские критики, - все это одна семья, все они друг друга хвалят, друг у друга учатся и сообща ополчаются против «догматического» марксизма». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 366) Ленин проводил борьбу с ревизионизмом и при обсуждении программы «Искры». Благодаря настоянию Ленина, впервые после Маркса и Энгельса был в программу РСДРП включен вопрос о диктатуре пролетариата. «Вопрос о диктатуре пролетариата поставлен в этой программе ясно и определенно, притом поставлен именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппортунизма». (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 431) Ленин показал недостаточность борьбы с ревизионизмом со стороны лидеров 2-го Интернационала. Он показал лицо ревизионизма как замаскированного буржуазного либерализма, вскрыл его классовые корни. Ленин настойчиво и систематически вел линию на раскол с ревизионизмом и примиренцами к нему как внутри РСДРП, так и во 2-м Интернационале. Идейно-политическую борьбу с ревизионизмом Ленин тесно увязывал с классовой борьбой пролетариата.
Одновременно с Лениным ведет борьбу с ревизионизмом Сталин. «В решительной и непримиримой борьбе против грузинского «легального марксизма», против большинства «Месаме-даси», возглавляемого Н. Жордания, зародилась, оформилась и выросла под руководством товарища Сталина революционная ленинско-искровская социал-демократическая большевистская организация в Закавказье ». (Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, 5 изд., 1939, стр. 23) Наряду с «легальным марксизмом» Сталин ведет борьбу с «экономизмом», меньшевизмом. Борьбе против ревизионизма, как и против анархизма, посвящен ряд замечательных статей Сталина «Анархизм или социализм».
В борьбе с ревизионизмом как русским (меньшевизм, троцкизм, отзовизм, ликвидаторство), так и международным, с примиренчеством к нему, с центризмом Ленин и Сталин выковали партию нового типа, вооруженную теорией революционного марксизма. В процессе этой борьбы Ленин и Сталин подняли теорию Маркса на новую высоту. Гениально, пророчески Ленин предвидел, что «идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце 19 века есть лишь преддверие великих революционных битв пролетариата, идущего вперед к полной победе своего дела вопреки всем шатаниям и слабостям мещанства». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 189) Это ленинское положение блестяще оправдалось. В период всеобщего кризиса капитализма, победы Великой Октябрьской социалистической революции ревизионизм, ставший официальной идеологией 2-го Интернационала, выступает, как открыто враждебное марксизму течение, отвергающее идейно-теоретические и программно-политические основы марксизма.
Ревизионизм выступил не только против политических и экономических взглядов Маркса и Энгельса, но под флагом пересмотра и «исправления» выступил против философской основы марксизма-ленинизма - против диалектического материализма.
Наиболее распространенными течениями философского ревизионизма являлись: неокантианство (Бернштейн, Макс Адлер, Форлендер, Каутский и др.), махизм (Фридрих Адлер, Отто Бауэр и др.), в последнее время - неогегельянство (Зигфрид Марк) в Западной Европе, а в России - «легальный марксизм», неокантианство (Струве, Булгаков, Бердяев), махизм-эмпириокритицизм (Богданов, Базаров, Юшкевич и др.) и, наконец, меньшевиствующий идеализм и механицизм. По-разному, но с единых позиций выступали ревизионисты против марксизма. Это единство заключалось в том, чтобы философию марксизма превратить в кантианство, махизм, идеализм, мистику и поповщину, чтобы теоретически разоружить рабочий класс и отравить его сознание буржуазными «теориями» примирения с капитализмом.
Поход против философии марксизма оформился в 90-х годах прошлого века, когда марксизм и диалектический материализм завершили свою победу над всеми враждебными рабочему классу идеологиями. Остатки этих враждебных марксизму идеологий продолжали борьбу против марксизма, изменив методы и формы этой борьбы. Враги марксизма под видом его исправления и дополнения пытались выхолостить его революционное содержание. Те элементы, которые раньше занимали явную антимарксистскую позицию, теперь выступали на почве победившего марксизма как его ревизионисты. Ревизионизм был удобной формой прикрытия, маскировки для врагов марксизма. В 1913 г. в статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса» Ленин писал: «Диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами». (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 332)
Ревизионисты «признавали» марксизм и философский материализм Маркса, но это признание имело целью подорвать марксизм изнутри, чтобы, используя его авторитет, под флагом марксизма, протаскивать реакционные и враждебные пролетарскому движению теории. Они являлись проводниками буржуазного влияния на пролетариат. В своей борьбе с марксизмом ревизионисты, заявляя «о согласии» с философскими основами марксизма, так «поправляли» марксизм, что это приводило к отказу от марксизма, к извращению его в угоду идеализму, поповщине, в угоду реакционным классам. Пересмотр теоретических основ марксизма начал Эд. Бернштейн. Свою ревизию марксизма он начал с обвинения марксистов в гегельянстве, с доказательства несостоятельности диалектики. «Диалектика, - писал он, - предательница, она - засада на пути к правильному суждению о вещах».
Диалектика как развитие на основе борьбы противоположностей, как развитие со скачками, катастрофами, переходами от старого к новому, революциями в природе и обществе вызывает дикую злобу и ненависть со стороны ревизионистов. Диалектика у ревизионистов заменяется вульгарной теорией эволюции, рассматривающей движение как простой процесс роста, где медленное, постепенное развитие и количественное изменение не ведут к качественным изменениям, к скачкам. ««Конечная цель - ничто, движение - все», это крылатое словечко Бернштейна, - писал Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188) Учение об эволюции является теоретическим обоснованием отрицания революции пролетариата, обоснованием мирного сотрудничества классов - буржуазии и пролетариата. Общее стремление философских ревизионистов заключается в уничтожении материалистической диалектики, так как это мировоззрение дает объективное реальное представление о ходе развития природы и человеческого общества, так как это мировоззрение способствует осознанию исторической роли пролетариата. Эти лакеи буржуазии пытались отвлечь массы от материализма и отравить их сознание идеализмом и религией. Все ревизионисты апеллируют к Канту, утверждая необходимость соединения Маркса с Кантом. Форлендер развивает ту мысль, что марксизму недостает этического обоснования социализма, якобы обоснованного и развитого Кантом. Он считает, что «категорический императив Канта оживляет Маркса в наше время».
Другой кантианец, Макс Адлер, доказывал, что у Маркса нет своей философии, а есть лишь материалистическое понимание истории. Кантовскую теорию чистого разума и ее априорных форм, о которой сам Кант говорил, что в ней он ограничил разум, чтобы дать место вере, Адлер считает необходимым объединить с материалистическим пониманием истории. В угоду буржуазии все философские ревизионисты клевещут на материализм, называя его метафизикой и мистикой.
Ленин разоблачил реакционную, буржуазную сущность ревизионистов, которые «отвергают некоторые более или менее существенные стороны учения Маркса, становятся, например, в философии не на сторону диалектического материализма, а на сторону неокантианства». (Ленин, Соч., т. III, стр. 499) Почти все ревизионисты в своей критике марксизма примыкали к неокантианству, этой официальной философии социал-демократии. В России в качестве прямого лозунга борьбы с марксизмом и революционным рабочим движением лозунг «назад к Канту» был выдвинут в 1890-900-х гг. тогдашними «легальными марксистами» Струве, Булгаковым, Бердяевым. Весь политический смысл «легального марксизма» и его философии заключался в том, чтобы выхолостить революционное содержание марксизма и приспособить его к полицейскому режиму русского самодержавия. Ленин вскрыл кантианские основы «легального марксизма» (струвизма), показав сплошную реакционность этого течения. После поражения революции 1905 г. «наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали предательство, воспевали половой разврат под видом «культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 96-97]
Богданов, Базаров, Юшкевич, Луначарский и другие выступили с критикой марксизма. «Критика эта отличалась от обычной критики тем, что она велась, не открыто и честно, а завуалированно и лицемерно под флагом «защиты» основных позиций марксизма. Мы, говорили они, в основном марксисты, но хотели бы «улучшить» марксизм, освободить его от некоторых основных положений. На самом деле они были враждебны марксизму, ибо старались подорвать теоретические основы марксизма, хотя на словах лицемерно отрицали свою враждебность к марксизму и продолжали двурушнически называть себя марксистами». (там же, стр. 97)
Ленин и большевики рассчитывали, что против «нового» ревизионизма выступит Плеханов, но эти ожидания не оправдались. Плеханов больше отделывался от эмпириокритиков, чем разделывался с ними. Он написал ряд статей фельетонного порядка, но не дал критики по существу. Эту задачу выполнил Ленин в своей знаменитой книге «Материализм и эмпириокритицизм». Вскрыв классовые и гносеологические корни эмпириокритицизма, Ленин показал, что представители его, «объединенные - несмотря на резкие различия политических взглядов - враждой против диалектического материализма, претендуют в то же время на то, что они в философии марксисты! Энгельсовская диалектика есть «мистика», - говорит Берман, взгляды Энгельса «устарели», - мимоходом, как нечто само собою разумеющееся, бросает Базаров, - материализм оказывается опровергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссылаются на «современную теорию познания», на «новейшую философию» (или «новейший позитивизм»), на «философию современного естествознания» или даже «философию естествознания 20 века»». (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 11)
В 1906-09 гг., в связи с ростом философской реакции, Сталин написал ряд теоретических статей, где разоблачил ревизионистов и показал всю их враждебность марксизму. (см. Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье). В этих статьях Сталин дает глубокое изложение основ диалектического материализма, дает их в единстве с насущными задачами революционной классовой борьбы пролетариата. Философскую, теоретическую борьбу Ленин и Сталин всегда связывали с политическими течениями в партии и рабочем классе, с основными вопросами революции. Все же формы философского ревизионизма, так или иначе, характеризуются отрывом теории от практики, отрывом политических идей марксизма от философской основы, эклектизмом, софистикой и т. п. Партийность философии отвергается всеми. Бернштейн настаивал на строгом отграничении области науки от практики. Каутский противопоставляет научный социализм Маркса «чистой науке». Не понят принцип партийности в философии и Плехановым. Отрицание партийности в философии характерно и для разновидностей современного философского ревизионизма - механицизма и меньшевиствующего идеализма.
Наиболее полную и глубокую характеристику ревизионизма дал Ленин. «В области философии, - писал он, - ревизионизм шел в хвосте буржуазной профессорской «науки». Профессора шли «назад к Канту», - и ревизионизм тащился за неокантианцами, профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского материализма, - и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали…, что материализм давно «опровергнут»; профессора третировали Гегеля, как «мертвую собаку», и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый, чем гегелевский, презрительно пожимали плечами по поводу диалектики, - и ревизионисты лезли за ними в болото философского опошления науки, заменяя «хитрую» (и революционную) диалектику «простой» (и спокойной) «эволюцией»; профессора отрабатывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и «критические» свои системы к господствовавшей средневековой «философии» (т.е. к теологии), - и ревизионисты пододвигались к ним, стараясь сделать религию «частным делом» не по отношению к современному государству, а по отношению к партии передового класса.
Какое действительное классовое значение имели подобные «поправки» к Марксу, об этом не приходится говорить - дело ясно само собой». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 184- 185) Ленин показывает, что все виды философского ревизионизма питаются враждебными марксизму буржуазными и мелкобуржуазными идеологиями.
Философия диалектического материализма как неразрывная составная часть единого целостного мировоззрения марксизма-ленинизма, как теоретический фундамент коммунизма выковывалась в борьбе против ревизионизма - против идеализма и против вульгарного, механического материализма. Маркс и Энгельс боролись как с идеалистическими взглядами Прудона и т. д., так и с механическим материализмом и эклектизмом Дюринга и других, и вульгаризаторством школы Бюхнера-Фогта-Молешотта. Ленин показал нам классические образцы последовательной непримиримой борьбы с ревизионизмом против субъективного метода в социологии народников, против кантианства и объективизма Струве, против махизма Богданова и др., против механистических тенденций в лагере материалистов, против отступлений Плеханова от философии марксизма.
Товарищ Сталин повседневно показывает нам классические образцы борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом за линию партии на философском фронте, за очищение и оттачивание теоретического оружия пролетариата, строящего, коммунизм. «История партии учит…, что без непримиримой борьбы с оппортунистами в своих собственных рядах, без разгрома капитулянтов в своей собственной среде партия рабочего класса не может сохранить единство, и дисциплину своих рядов, не может выполнить свою роль организатора и руководителя пролетарской революции, не может выполнить свою роль строителя нового, социалистического общества. История развития внутренней жизни нашей партии есть история борьбы и разгрома оппортунистических групп внутри партии - «экономистов», меньшевиков, троцкистов, бухаринцев, национал-уклонистов». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 343]
Лит.: Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. I (Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, гл. II); т. II (Еще к вопросу о теории реализации, стр. 411); т. III (Некритическая критика, стр. 500- 501); т. IV (Что делать? [раздел] I); т. XII (Марксизм и ревизионизм); т. XIII (Материализм и эмпириокритицизм, стр. 11-12); т. XV (Разногласия в европейском, рабочем движении, О некоторых особенностях истории развития марксизма); т. XXI (Государство и революция, стр. 382-383); т. XXVIII ([Письма], стр. 20, 25, 39-40); т. XXX ; Сталин И., Вопросы ленинизма II изд., [М.], 1939; Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, [М.], 1939; Плеханов Г., Соч., 3 изд., т. XI, М.-Л., 1928 (см. статьи против Бернштейна, статьи против К. Шмидта, статьи против П. Струве); Люксембург Р., Избранные сочинения, т. I - Против реформизма, ч. 1, М.-Л., 1928, ч. 2, М., 1930.
БСЭ, 1 изд., т.48 , к.363-370
Фотограф Andrea Effulge
Ревизионизм (от позднелатинского revisio – пересмотр ) – оппортунистское (выгодное замалчивание, выгодное представление) направление в философских концепциях революционно-рабочего движения, пересматривающее идеи и положения марксизма и ленинизма. Данный ревизионизм характеризуется антинаучностью.
Пересмотр положений марксизма и ленинизма происходил в двух направлениях. Реакционный или «левый» ревизионизм так называемого среднего класса рабочих, заключающийся в мелкобуржуазных интересах и, как ни странно, анархии, который отражает двойственность самой этой политической силы в революционном движении, присоединяющейся то к рабочим, то к буржуазии. Второе направление - это «правый» ревизионизм, заключающийся в реакционной апологетике буржуазии, но с реформистскими взглядами, спускаемой до уровня рабочего класса самими представителями последнего – квалифицированными рабочими, специалистами – тем же средним классом.
Как можно понять из сказанного выше, ревизионизм – это политико-философская идеология или концепция мелкой буржуазии, тесно связанной с рабочим классом; строго говоря, эта самая мелкая буржуазия была такими же пролетариями – лишёнными средств производства. Для ревизионизма характерно отрицание научности диалектического материализма, апологетика кантианства (метафизики), махизм (феномены, как опыт разума – единственная реальность) и берклианство (спиритуалистическая философия, созданная епископом). Философия ревизионизма, а нам, прежде всего, интересна именно она, вступает в заочную полемику как с диалектическим материализмом, так и с самой диалектикой, отвергая борьбу противоположностей, заявляя их союз и примирение. Соответственно отвергался эволюционизм и революционные прорывы в качествах чего-либо. Для ревизионизма также характерно волюнтаристское отрицание влияния объективных законов, что очень похоже на махизм как ответ на кризис классической физики.
С научной критикой ревизионизма выступили Ленин, Плеханов, Меринг и другие. А позднее, после повторного провала попыток интернационального движения как раз из-за оппортунизма сам ревизионизм разделился на два течения, одно из которых стало социал-реформистской политической силой, а другое рабоче-революционной, переродившись позднее в коммунистическое движение.
Ревизионизм современности
После ослабления влияния левого социалистического ревизионизма, то есть коммунистического движения, защищавшего марксизм и ленинизм, правый, в прошлом реформаторский, ревизионизм критикует своего оппонента с новой силой. В критике он использует как современные проблемы демократии и либерализма, так и ошибки и провалы социализма, в то же время игнорируя его опыт, что спекулятивно. Хотя удивляться спекуляциям от изначально оппортунистского движения было бы странно.
В прошлом правый, то есть реформаторский ревизионизм таким и остался, только теперь он утверждает идеологию преобразования капитализма под влиянием развития научно-технического прогресса и методов производства. Ему оппонирует в прошлом левый ревизионизм, революционный и социалистический, утверждающий, что капитализм с его подходом к распределению благ всё равно не изменился. Последнее в общем-то верно, и утверждение правого, рассматриваемого как настоящий ревизионизм современности, о том, что наступает размытие классовых различий и стратификации, можно подвергнуть сомнению. Тем более что выраженная классовая социальная стратификация наблюдается и в экономически развитой Европе, и в северной Америке, и, что естественно, в менее развитых странах ближнего Востока и большей части Азии. Можно опять вернуться к оппортунистскому характеру ревизионизма, но с его спекулятивным подходом к социальным состояниям и процессам и так, думаю, всё понятно.
С ревизионизмом связан не такой антинаучный реформизм, который отрицает необходимость классовой борьбы и заявляет плодотворность сотрудничества классов. Однако социализм справедливо критикует такие заявления тем, что исторически это самое «сотрудничество» классов заключалось в эксплуатации рабочих капиталом. Но реформизм тема другой статьи. Надеюсь, что этот краткий материал о ревизионизме в прошлом и настоящем был тебе, читатель, полезен и помог составить представление о обсуждаемом предмете.
от позднелат. revisio - пересмотр) - политич. течения в междунар. рабочем движении, стремящиеся под видом "развития", "исправления" и "уточнения" марксистской теории лишить ее революц. содержания. Р. сложился в кон. 19 в. в условиях, когда марксизм утвердился как господствующая идеология рабочего движения. "Диалектика истории такова, - писал В. И. Ленин, - что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 3 (т. 18, с. 546)). В Социал-демократич. партии Германии нек-рые существенные стороны Р. получили отражение уже в кон. 1870-х гг. в выступлениях И. Хехберга, К. Шрамма и Э. Бернштейна ("цюрихская тройка"), требовавших от партии отказа от революц. клас. борьбы и приспособления к исключит. законам против социалистов. Линия "цюрихской тройки" была подвергнута резкой критике в "Циркулярном письме" К. Маркса и Ф. Энгельса А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17-18 сент. 1879 (см. Соч., 2 изд., т. 19, с. 161-75). В 1899 Э. Бернштейном была опубликована книга "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (рус. пер., М., 1901), к-рая стала своеобразным "манифестом" междунар. ревизионизма. В своей работе Бернштейн, оппортунистически интерпретируя политич. и экономич. развитие передовых капиталистич. стран в кон. 19 в., призвал к пересмотру коренных принципов марксизма. Р. в форме бернштейнианства, впитавшего в себя нек-рые черты англ. фабианства (см. "Фабианское общество") и прочих реформистских концепций, получил в той или иной мере распространение в партиях 2-го Интернационала всех стран. Появление Р. отражало влияние бурж. идеологии и политики на рабочий класс. Социальной базой Р. явилась рабочая аристократия и вливающаяся в ряды рабочего класса мелкая буржуазия. В нач. 20 в. междунар. Р. (несмотря на нек-рые особенности концепций его отд. носителей) приобрел общее для всех стран идейное содержание. В области философии ревизионисты выступали (одни "стыдливо", другие - более явно) против диалектич. материализма, призывая "до нек-рой степени" вернуться к Канту (Э. Бернштейн) или взять на вооружение подправленный махизм, модифицированное берклеанство (А. А. Богданов, В. А. Базаров и др. филос. ревизионисты в России). Революц. диалектику они подменяли эволюционизмом. В области политич. экономии ревизионисты, ссылаясь на "новые данные хоз. развития", утверждали, что, вопреки Марксу, концентрация и вытеснение крупным произ-вом мелкого в пром-сти и торговле происходит крайне медленно, а в с. х-ве не происходит вовсе; что развитие картелей и трестов смягчает экономич. кризисы и позволяет устранить их совсем; что клас. противоречия, присущие капиталистич. строю, притупляются и смягчаются; что теорию стоимости Маркса следует "исправить" по Бем-Баверку (один из основателей т.н. австр. школы политэкономии), т. е. по существу отказаться от трудовой теории стоимости. В области политики ревизионисты выступили с пересмотром марксистского учения о клас. борьбе; бурж.-демократич. свободы, согласно их концепциям, уничтожают будто бы почву для клас. борьбы и меняют характер бурж. гос-ва, к-рое, по их мнению, перестает быть органом клас. господства. Теоретич. воззрения ревизионистов предопределили их отношение к конечной цели социалистич. движения. Это отношение с предельной краткостью и ясностью было сформулировано крылатой фразой Бернштейна: "Конечная цель - ничто, движение - все". В. И. Ленин следующим образом определил существо политич. платформы Р.: "От случая к случаю определять свое поведение, приспособляться к событиям дня, к поворотам политических мелочей, забывать коренные интересы пролетариата и основные черты всего капиталистического строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать этими коренными интересами ради действительных или предполагаемых выгод минуты, - такова ревизионистская политика" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24 (т. 15, с. 23)). Особой, утонченной формой ревизионизма в междунар. рабочем движении стал центризм, вожди и идеологи к-рого (К. Каутский и др.) первоначально выступали, хотя и непоследовательно, с критикой взглядов Бернштейна. В России носителями Р. выступили в 90-х гг. 19 в. "легальные марксисты", "экономисты", позднее - меньшевики, троцкисты. Р. привел к утрате большинством партий 2-го Интернационала боевого пролетарского характера, вызвал крах 2-го Интернационала в период 1-й мировой войны. В кон. 19 - нач. 20 вв. против Р. выступал А. Бебель. Ревизионистские взгляды подвергались критике со стороны таких представителей революц. направления социалистич. движения, как П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Цеткин и др. Значит. вклад в борьбу против филос. Р. внес Г. В. Плеханов. Однако решающая роль в раскрытии социальных корней и политич. сущности Р., как русского, так и международного, принадлежит В. И. Ленину. В борьбе с ревизионистами, с оппортунистами всех мастей Ленин провел исторически необходимую работу по сплочению всех подлинно революционных, выступающих против Р. сил междунар. рабочего движения, отстоял чистоту марксизма, теоретич., идеологич. и организац. принципы построения и политики партии рабочего класса, обогатил марксизм открытиями всемирно-ист. значения (см. в ст. Марксизм-ленинизм). После Вел. Окт. социалистич. революции К. Каутский, Р. Гильфердинг и мн. др. теоретики междунар. социал-демократии выступили против Сов. республики, выявив тем самым контрреволюц. сущность своих взглядов. Извращая характер развивавшихся в ряде стран во время и после 1-й мировой войны гос.-монополистич. тенденций, используя ревизионистские теории "ультраимпериализма", "организованного капитализма", "демо- кратического социализма" и др., они пытались обосновать возможность врастания капитализма в социализм. Они догматически отвергали также то новое, что было внесено в марксистскую теорию всемирно-ист. опытом партии большевиков, В. И. Лениным. Коммунистич. Интернационал вел постоянную борьбу против проникновения различных форм ревизионизма в коммунистич. движение. Двадцать одно условие приема в Коминтерн было направлено на ограждение коммунистич. партий от центристских, ревизионистских элементов. Важнейшим фактором в борьбе коммунистич. движения против междунар. ревизионизма был идейный и политич. разгром троцкистов, правых уклонистов и бурж. националистов в рядах компартии Советского Союза. Тем не менее проникновение в коммунистич. партии бурж. влияний, приток в ряды компартий особенно подверженных этим влияниям выходцев из мелкобурж. среды и недостаточная теоретич. подготовка части коммунистов создавали почву для оживления в компартиях ревизионистских веяний. В кон. 2-й мировой войны (1944) в Коммунистич. партии США сложилась ревизионистская группа. Э. Браудера, к-рая выступила за отказ от самостоятельной, независимой пролетарской партии и добилась реорганизации компартии в "Коммунистическую политич. ассоциацию", именовавшуюся в своем уставе "беспартийной орг-цией". В результате идейного и организац. разгрома браудеризма компартия США была восстановлена в 1945. В 50-х гг. в коммунистич. партиях ряда стран отмечалось возникновение ревизионистских групп, к-рые пытались использовать благоприятную экономич. конъюнктуру, повышение заработной платы рабочих в ряде капиталистич. стран, еще не преодоленные среди части рабочих реформистские настроения для "обоснования" ревизии важнейших принципов марксизма-ленинизма. Дальнейшее развитие после 2-й мировой войны процесса перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистич. капитализм, а также новые явления в развитии монополистич. капитализма, связанные с научно-технич. революцией, к-рые получали в работах бурж. и правосоциалистич. авторов реформистскую интерпретацию, не всегда находили своевременное и всестороннее объяснение; это порождало путаницу среди части членов отдельных коммунистич. партий. В сер. 50-х гг. с ревизионистскими платформами выступили Дж. Гейтс, Дж. Кларк, У. Норман и др. в США, А. Джолитти в Италии, П. Эрве и А. Лефевр во Франции, А. Ларсен в Дании, Дж. Солсберг в Канаде и др. Ревизионистские взгляды проявились в тот период и в нек-рых социалистич. странах. Теоретич. концепции совр. ревизионистов представляют собой по существу развитие оппортунистич. концепций Вернштейна, Каутского, Гильфердинга и др. теоретиков 2-го Интернационала (хотя многие ревизионисты отрицают, что реформистские лидеры 2-го Интернационала были их ист. предшественниками), "обогащенных" послед- ними экономико-политич. (кейнсианство, теории "народного капитализма" и "индустриального об-ва", концепции "государства всеобщего благоденствия", "этич. социализма" и др.) и философскими (неореализм, неопозитивизм, операционализм, семантич. философия, экзистенциализм и др.) теориями бурж. и правосоциалистич. реформизма. При этом одни из них маскируют реформистскую сущность своих взглядов обильными ссылками на Маркса, Энгельса, Ленина; другие предлагают отказаться от самого слова "марксизм", третьи пытаются представить ленинизм как нац. учение, не применимое к зап. странам (напр., Джолитти (Италия)). Рядясь в одежды "противников догматизма", ревизионисты затушевывают главное противоречие совр. эпохи - противоречие между мировыми системами социализма и капитализма, игнорируют ведущую роль социалистич. гос-в в мировом революц. процессе, пытаются представить гос.-монополистич. капитализм как социализм. Так, напр., амер. ревизионист Биттелмен повторяет высказывания открытых апологетов амер. империализма об образовании в США "гос-ва всеобщего благосостояния", в к-ром якобы исчезли клас. противоречия, прекратилась клас. борьба; амер. капитализм, по Биттелмену, вступил в полосу "перехода к социализму". Ссылаясь на новые социально-экономич. процессы, ревизионисты требуют внесения поправок в принципиальные положения марксистской теории и, подвергая пересмотру ее коренные принципы, идут по стопам тех правосоциалистич. лидеров, к-рые после 2-й мировой войны завершают переход к открытому отречению от марксизма (см. в ст. Реформизм). При всем внешнем многообразии теоретич. концепций совр. ревизионистов их политич. направленность более или менее однородна. "Современный ревизионизм, - указывает Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957, - пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Р., выступающий в теории и на практике как правый оппортунизм, зачастую переплетается и действует заодно с "левым" оппортунизмом - догматизмом и сектантством. История развития совр. коммунистич. и рабочего движения показывает, что попытки ревизии марксизма-ленинизма и пересмотра ген. линии коммунистич. движения "слева" приводят к не менее пагубным для революц. дела результатам, чем ревизионизм "справа". Отклонения от марксистско-ленинской линии как "вправо", так и "влево" становятся особенно опасными, когда они сочетаются с проявлениями национализма, великодержавного шовинизма и гегемонизма, с игнорированием принципов пролетарского интернационализма, с призывами к расколу междунар. коммунистич. движения и разобщению мировых революц. сил. Подобного рода практика стала проводиться с нач. 60-х гг. группой Мао Цзэ-дуна в Китае. Она получает решительный отпор со стороны подавляющего большинства коммунистич. и рабочих партий. Марксистско-ленинские партии рассмат- ривают борьбу с Р. как свой важнейший долг. Большое внимание вопросам борьбы с Р. было уделено на Московских совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960. Отмечая, что практика борьбы рабочего класса, весь ход обществ. развития дали новое блестящее подтверждение великой всепобеждающей силы и жизненности марксизма-ленинизма и решительно опровергли все "теории" совр. ревизионистов, Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957 и Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 подчеркнули вместе с тем необходимость продолжать, в интересах дальнейшего развития коммунистич. и рабочего движения, решительную борьбу на два фронта - как против правого оппортунизма, так и против догматизма и сектантства. Коммунистич. партия Советского Союза вместе с другими коммунистич. партиями постоянно выступала и выступает против любых оппортунистических извращений марксизма-ленинизма. Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, гл. 2 (т. 1); его же, Некритическая критика, там же, т. 3 (т. 3); его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4 (т. 4); его же, Протест российских социал-демократов, там же; его же, Рецензия. К. Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm, там же; его же, Что делать?, там же, т. 6, гл. 1 (т. 5); его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18 (т. 14); его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17 (т. 15); его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20 (т. 16); его же, О некоторых особенностях исторического развития марксизма, там же, т. 20 (т. 17); его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23 (т. 18); его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27 (т. 22); его же, Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); Резолюция XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Ревизионизм - главная опасность, M., 1958; Против современного ревизионизма, под ред. проф. Г. С. Васецкого и А. П. Бутенко, M., 1958; Зарубежные марксисты в борьбе против реформизма и ревизионизма, сб. переводов, М., 1960. В. Г. Толстиков. Москва.