Домой Цветы Непригодные земли для сельского хозяйства. Земли сельскохозяйственного назначения РФ. Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

Непригодные земли для сельского хозяйства. Земли сельскохозяйственного назначения РФ. Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

Земля относится к одним из самых значимых вопросов в жизни людей, особенно людей, посещающих наш портал. Начнём разговор от простых понятий к сложным, коснёмся вопроса категорий и видов разрешённого законодательством нашей страны использования земель.

По целевому назначению земли можно разделить на нижеследующие категории:

  • земли с/х назначения;
  • земли промышленности;
  • земли населённых пунктов;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Подобная дифференциация сделана для их охраны и применения только лишь по назначению, для того, чтобы сберечь начальные свойства участка. Из этого списка нас интересует только лишь земли сельхозназначения .

Всякая из приведённых выше семи категорий обладает свои подразделами - видами разрешённого применения. Всего их приблизительно 3000 подразделов, однако мы в этой статье рассмотрим только лишь самые известные, и касающиеся категорий земель поселений и сельхозназначения.

Земельные участки населённых пунктов имеют нижеследующие виды разрешённого использования:

  • Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
  • Дачное строительство (ДНП)
  • Земли сельскохозяйственного назначения обладают следующими видами разрешённого использования:
  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
  • Дачное строительство (ДНП)
  • Садоводство (СНТ, СНП)

Как видно из ст. 78, 81 Земельного Кодекса, земли сельскохозяйственного назначения разрешено использовать:

  • под ведение личного (подсобного) хозяйства;
  • под ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • под дачное строительство;
  • под садоводство;
  • под огородничество;
  • под животноводство;
  • под производство сельскохозяйственной продукции;
  • под прочие разновидности деятельности, которые связаны с сельским хозяйством.

Вид разрешённого применения земли обозначается в графе свидетельства о праве собственности, пункте контракта аренды и прочих документах, которые удостоверяют право на земельные участки, а также могут быть прописаны в правоустанавливающих актах на землю.

Земли такой категории прежде всего предопределены для выращивания ягодных, плодовых, овощных, бахчевых либо иных сельхоз. культур и картофеля. Помимо возделывания сельскохозяйственной продукции, все виды использования земель сельхозназначения предполагают право владельца земельного участка на его застройку, что зафиксировано ст. 263 Градостроительного Кодекса, ст. 40 Земельного Кодекса.

Закон позволяет сооружать на землях сельхозназначения , определённых для сельхозпроизводства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, здания и сооружения, которые применяются для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Земля под садоводческие, огороднические и дачные цели даётся с правом строительства жилого строения, хозпостроек и сооружений .

На личном подсобном земельном участке позволяется возведение жилого дома, бытовых, производственных и иных строений, зданий, сооружений.

Все-таки не следует забывать то, что конструирование любого объекта должно происходить в соответствии с планом зонирования территории и выполнением действующих норм и правил.

Строительство запрещено на землях сельхозназначения в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым полевые земельные участки употребляются только для производства сельхозпродукции.

При ограничениях и запретах в способах применения земельных участков в документы, которые удостоверяют право на земельный участок, вносится соответствующая запись, в качестве примера можно привести: «без права строительства строений и сооружений».

В соответствии со статьёй 6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земель сельскохозяйственного назначения, вменяется в обязанность использовать землю в строгом соответствии с целевым назначением данной категории земель и видом разрешённого использования. Хозяйственная деятельность людей не должна причинять ущерб земле как природному объекту: служить преамбулой к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, повреждению, разрушению плодородного слоя почвы и прочим неблагоприятным (наносящим вред) воздействиям.

В случае ненадлежащего использования земли либо неиспользования в соответствии с целевым назначением в продолжение 3-х лет, земельный участок сельхозназначения принудительно может быть отобран у его собственника в судебном порядке.

Возможности использования земель зависят от присвоенной им категории. Не везде можно строить дом или выращивать с/х культуры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Часто вопросы касаются земель для сельского хозяйства. Что такое в 2019 земли сельхозназначения?

Земельный Кодекс РФ разделяет все земельные ресурсы по целевому назначению на разные категории. Первой упоминается земельная категория сельскохозяйственного назначения.

Общие аспекты

В России земли сельхозназначения по своему объему уступают только территориям лесного фонда, которые занимают больше половины земельных ресурсов страны.

И хотя Россия по площади пашни один из мировых лидеров, распахано только около 8% общей территории. При этом сельхозугодия не всегда расположены внутри категории земель сельхозназначения.

Такие угодья могут входить в земли промышленности, лесного фонда и т.д. Да и земли сельхозназначения использоваться могут не только при ведении с/х производства.

По этой причине часто и возникают вопросы о том, что следует относить к землям сельхозназначения и как можно их использовать?

Необходимые термины

Землями сельскохозяйственного назначения именуются территории, расположенные вне населенных пунктов.

Они определены для потребностей сельского хозяйства. В частности допускается использование:

  • для ведения сельхозпроизводства;
  • для иных схожих целей.

Общий правовой режим данной категории земель сводится к передаче их именно под сельскохозяйственные цели. Но нужно отличать земли сельхозназначения от земель с/х использования.

Здесь сказано, что землями сельхозназначения признаются территории за границами населенных пунктов и предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Причем уточняется, что под нуждами понимается не только размещение сельскохозяйственных угодий, но и размещение сопутствующих с/х производству объектов.

Детальное регулирование оборота с/х земель регламентирует .

Норматив регламентирует отношения, касающиеся распоряжения и пользования с/х землями.

Этим же законом устанавливаются ограничения и правила по обороту с/х земель, порядок предоставления земель из госфонда или изъятия в государственную собственность.

Но ФЗ № 101 не распространяется на земли, предоставленные гражданам под ИЖС или гаражное строительство, для , огородничества, садоводства, животноводства.

Оборот таких земель основан на нормах ЗК РФ и федерального законодательства.

Возникающие нюансы

Кто может пользоваться землями сельхозназначения и в дальнейшем и в последующем претендовать на их выкуп?

С собственником участка достаточно просто заключить договор. При аренде земель у государства ситуация усложняется.

Предусматривается такой порядок:

  1. Подается заявление в местную администрацию.
  2. На основании обращения в прессе публикуется объявление о предполагаемой сдаче участка в аренду.
  3. Если в течение месяца претендентов на аренду больше не появится, то заключается договор аренды. При наличии нескольких кандидатов проводится конкурс.

В сущности, государство предусматривает три варианта аренды земли – бесплатно, по итогам торгов, без торгов. Безвозмездно получить участок в использование могут лица, относящиеся к льготным категориям.

В основном это специалисты, привлекаемые для работы в село. Земля передается им в аренду на 5-6 лет без взимания арендной платы.

Построив дом, можно обратиться за предоставлением земли в перед завершением аренды.

Схема торгов применяется в основном, когда планируется нецелевое использование. Например, получить земли сельхозназначения и оформить их под ИЖС.

В аукционе выигрывает тот, кто предложит большую арендную плату. С победителем в течение двадцати дней заключается договор аренды.

Важно, инициатор торгов должен за свой счет провести межевание участка и постановку его на кадастровый учет.

Если победил иной претендент, то он обязан возместить инициатору расходы. Согласно арендатор земли может передавать участок в субаренду.

Если земля арендована у государства на срок более пяти лет, то допускается оформление субаренды в пределах длительности аренды без согласия собственника (если иное не предусмотрено ФЗ), но с его уведомлением.

Для получения земли без торгов нужно чтобы отсутствовали иные кандидаты, а цели арендатора соответствовали планам государства. Например:

Что касается стоимости аренды земли сельхозназначения, то назвать точную сумму за невозможно.

Связано это с тем, что такая земля в разных регионах стоит по-разному и разброс может быть довольно значимым. Точная стоимость уточняется в местной администрации.

Вместе с тем государством регламентировано определение величины арендной платы. Она определяется такими критериями, как:

  • кадастровая оценка;
  • размер аренды на аналогичный участок по итогам торгов;
  • сумма ;
  • рыночная стоимость.

При получении аренды через торги начальная стоимость равна определенному участку от кадастровой оценки (около 1,5%). При определении стоимости аренды учитывается целевое предназначение.

Получение участка под строительство дома обойдется дороже, чем использование земли для ведения сельского хозяйства.

Арендовать землю у муниципалитета можно на льготных условиях. Порядок льготного предоставления устанавливают местные власти.

Как взять кредит под залог пая

Земля сельхозназначения может использоваться сельхозпредприятием, но принадлежать гражданам, которые работали в сфере с/х хозяйства конкретного населенного пункта в начале девяностых годов.

За счет передела земли были распределены. Кто-то из граждан начал использовать участок самостоятельно, другие стали дольщиками в определенном землевладении, состоящем из .

Земельные паи причисляются к землям особой категории, но они являются частной собственностью. Следовательно, можно взять кредит под залог пая.

Банков, предлагающих подобное кредитование, не так уж много. И решение банка зависит от ценности участка. Интерес обычно представляют крупные сельскохозяйственные угодья вблизи населенных пунктов.

Но для возведения любой постройки потребуется получить согласие банка.

Кредит под залог земельного пая можно оформить в «Россельхозбанке». Срок кредитования равен пяти годам, а процентная ставка составляет от 25% годовых.

23:14 2016

В нашей стране почти все земельные активы, не занятые под лесами и водоемами, причислены к категории земель сельхозназначения. Приобретая участок, вы, скорее всего, столкнетесь с проблемой законности возведения дома или усадьбы на земле такой категории. Знать законодательные акты, касающиеся загородной недвижимости, важно, чтобы грамотно подобрать земельный надел для жилищного строительства.

Дом в деревне: плюсы и минусы

Приобретение дома в границах сельского населенного пункта имеет свои положительные и отрицательные стороны: не каждая деревня имеет хорошо развитую транспортную и социальную инфраструктуру (электричество и мобильную связь, газ и стационарный телефон), только в некоторых больших селах есть магазины, больницы, аптеки, школы, детские сады и библиотеки. Весомый момент — наличие дорог общего пользования, общественного транспорта, ухоженность земель, негативный — ограниченность выбора участков в пределах деревни, причем, без перспективы расширения территории, дом нельзя надолго оставлять без присмотра, а соседи могут быть не всегда дружелюбны.

Деревенские коммуникации значительно отличаются в разных областях и районах, зависят от расстояний до ближайших крупных населенных пунктов или интересных рекреационных объектов. И все же, на землях любых населенных пунктов можно без проблем строить частные дома (торговые точки, гостиницы, базы отдыха), вести личное подсобное хозяйство, в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, или просто использовать участок как дачу (или жить в сельском доме постоянно). Дом в деревне дает возможность получить там регистрацию (прописку).

Приобретать дом в деревне следует только в том случае, если вы соглашаетесь на тот уровень жизни, который там существует (например, магазин, работающий три раза в неделю). Ведь особняк в два-три этажа будет смотреться нелепо среди десятка старых обветшалых построек деревенской улицы. Исключение составляют лишь деревни, расположенные вблизи привлекательных водных объектов, где вслед за одним коттеджем может появиться множество других.

Если расстояние до крупного населенного пункта достаточно близкое, и вы в состоянии каждый день добираться туда на работу (отвозить детей в садик, школу), если вы готовы проживать в деревенском доме постоянно, если вам нужен небольшой земельный участок под огород и дачу, тогда смело начинайте поиски. Подойдут все ближайшие деревни вокруг вашего города. Землю и дом можно купить как у частных лиц, так и приватизировать (выкупить) земельный участок, принадлежащий органам местной власти.

Для желающих приобрести (построить) загородную недвижимость, но жить не в традиционной русской деревне, есть два кардинально противоположных варианта:

  • дом, коттедж, дача, таунхаус в обустроенном новом коттеджном (дачном) поселке с охраной, дорогами и объектами социальной инфраструктуры в зависимости от масштабов поселка и его расстояния до крупного населенного пункта;
  • уединенная усадьба, ранчо, дом или домик вдали от населенных пунктов, в живописной местности, на берегу реки, в лесу, в окружении обширных сельскохозяйственных или охотничьих угодий.

Эти варианты подразумевают строительство на землях из категории земель сельскохозяйственного назначения (исключение, когда коттеджный поселок строится в границах уже существующего населенного пункта).

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – это все земли за пределами населенных пунктов, которые не относятся к землям лесного или водного фонда, землям энергетики и промышленности, землям запаса или особо охраняемым территориям. По правовому режиму они делятся , в соответствии со ст.1 федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. , на две категории :

  • земельные участки, владение, пользование и распоряжение которыми регулируются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения;
  • земельные участки, владение, пользование и распоряжение которыми регулируются Земельным кодексом, Градостроительным кодексом , законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В соответствии с разрешенным использованием, на таких землях предусматривается гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, возведение зданий, строений, сооружений.

На земельных участках первой категории , для которых обычно устанавливаются виды разрешенного использования по новому классификатору с кодами 1.0-1.18 , строительство жилых зданий не разрешено. Единственными видами построек, которые могут быть размещены на таких землях, являются здания и сооружения, используемые для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом, если земельные участки отнесены к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, то изменение вида их разрешенного использования или перевод в другую категорию земель не допускается. На земельных участках второй категории строительство разрешено (в частности, дачные земельные участки) .

Строительство коттеджей на сельскохозяйственной земле

Несмотря на широкое строительство коттеджей и коттеджных поселков, в данный момент эти понятия не получили законодательного разъяснения. По сути, такая застройка — дачное некоммерческое объединение граждан, регулируемое законом № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04. 98 г. . Основные правила строительства коттеджей на сельскохозяйственной земле основаны на положениях данного закона и Градостроительного кодекса РФ.

Коттедж – это одно-, полутора- или двухэтажный дом, жилой площадью до 100-150 кв. м, с небольшим приусадебным участком, предназначенный для проживания одной семьи. Данный вид строительства соответствует виду разрешенного использования земли (ВРИ) с кодом 2.1: «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)». Она не предназначена для раздела на квартиры. На земельном участке можно выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые, декоративные сельхозкультуры, размещать гаражи и подсобные сооружения. Данный вид разрешенного использования земли чаще всего устанавливается для дачных земельных участков.

В соответствии с законом № 66-ФЗ, дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им в целях отдыха. На таком участке разрешено возводить жилое строение (без права регистрации в нем) или жилой дом высотой не больше трех этажей (с правом регистрации проживания), хозяйственные постройки, выращивать (или не выращивать) сельскохозяйственные культуры. При этом очень важно, чтобы земельный участок, в соответствии с зонированием территории, имел нужный вид разрешенного использования — код 2.1 «Малоэтажная жилая застройка».

При этом, на практике нельзя получить дачный земельный участок за пределами территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения граждан. Проект планировки и проект межевания территории (в соответствии с ГК РФ) должны быть согласованы на общем собрании членов объединения, а затем утверждены органом местного самоуправления. Строительство зданий можно начинать, пользуясь градостроительным регламентом, лишь после утверждения этих проектов. Коттеджный поселок – это всегда организованная застройка, организатором которой выступает обычно девелоперская компания или действительное некоммерческое объединение граждан во главе с органами управления.

Если вы обладаете достаточным капиталом и опытом в строительной сфере, то можете самостоятельно выбрать участок для организации и застройки коттеджного поселка , в том числе из земель сельскохозяйственного назначения. Земля под застройку приобретается у частных физических лиц (компаний) или через процедуру приватизации (за плату или бесплатно), получения в аренду земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

  1. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан / Федеральный закон от 15.04. 1998 года N 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) . – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173607/ .
  2. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения / Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/ .
  3. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/ .
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173884/?frame=6#p1048 .
  5. О крестьянском фермерском хозяйстве / Федеральный закон от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ. —

Понятие земель сельскохозяйственного назначения

В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно - земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.

Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.

И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.

Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.

Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач - размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.

Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:

  • земли сельхозназначения - это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
  • земли сельхозиспользования - совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.

Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.

Виды земель сельскохозяйственного назначения

Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:

  • пашни;
  • территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
  • залежи;
  • пастбища;
  • сенокосы.

Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.

Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.

Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
  • коммерческие структуры;
  • унитарные муниципальные и госпредприятия,
  • потребительские кооперативы;
  • религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
  • общины коренных малочисленных народов.

Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.

Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.

Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Данные земли могут использоваться для:

  • создания и развития личных подсобных хозяйств;
  • огородничества;
  • фермерства;
  • садоводства;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • животноводства;
  • рыбоводства (аквакультуры);
  • охотничьего хозяйства;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
  • дачного строительства.

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.

Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.

В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.

Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.

Понятие рационального землепользования

Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:

  • земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
  • максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
  • необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
  • лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
  • следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.

В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.

Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.

Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.

Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:

  • Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.

Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

  • Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.

  • Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.

Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.

  • Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.

Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.

  • Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.

Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.

Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.

Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.

Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.

Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.

Разрешенное использования земель сельскохозяйственного назначения

Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения - с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).

Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.

Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.

Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.

Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли - это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.

По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:

  • неиспользования земель (ст. 284);
  • ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).

Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.

Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.

Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.

Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.

Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель - внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.

Порядок изъятия оговорен ст. 286 ГК РФ.

Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.

Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.

Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций - 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций - 100 тыс. руб.

Право Российской Федерации разграничивает земли по видам использования. Значительное количество людей из-за незнания норм права покупают участки и начинают строительство, даже не зная о виде использования. Земли сельскохозяйственного назначения привлекли к себе максимальное внимание государства.

Так как многие предприниматели используют ее, нарушая законодательство. Президент в декабре 2015 ужесточил санкции за нарушение использования сельхоз земель не по назначению, и утвердил составления нового законопроекта об изъятии таких участков у недобросовестных хозяев и перепродаже их на аукционах.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Определение понятия

Чтоб разобраться в этой проблеме нужно выделить понятие этой категории земель. Термин земли сельхоз назначения определен в земельном праве. В соответствии с нормами ЗК РФ землями с/х назначения являются участки, предоставленные за чертой города (населенных пунктов) для ведения сельского хозяйства.

Они могут быть переданы субъекту права, в соответствии со ст.ст. 81, 82 ЗК РФ, для производства сырья на продажу или только для использования собственником, а также выращивания многолетних культур, скашивания сена, выпаса скота, земледелия и дачного строительства.

Субъектами таких отношений являются:

  • гражданин РФ;
  • юридическое лицо;
  • органы власти государства и местного муниципалитета.

В нормах закона нет четкой грани между личным подсобным и фермерским хозяйством. Существенное отличие между ними это то, что фермерское (крестьянское) хозяйство занимается изготовлением и обработкой сырья, которое направлено на продажу, а личное подсобное хозяйство ориентировано исключительно на хозяина участка.

Из вышеизложенного, можно сказать, что к таким землям относятся:

  • пашня;
  • сенокос;
  • участки для пастбища и залежи;
  • участки, предоставленные для выращивания многолетних насаждений;
  • дороги и прогоны;
  • лесополосы;
  • для ведения фермерского (крестьянского хозяйства);
  • для подсобного хозяйства;
  • для постройки дач;
  • с целью выращивания скота и разведения пчеловодства;
  • для земледелия;
  • угодья, на которых построены сельскохозяйственные постройки и дворы;
  • иные предусмотренные законодательством.

Если садоводством либо огородничеством занимают на территории черты населенного пункта, то такие участки не относятся к этой категории.

Правовые основы

Использование земель, которые относятся к этой категории регулируется следующими законодательными актами:

  • Основной Закон РФ - Конституция.
  • Гражданский кодекс.
  • Земельный кодекс.
  • Градостроительный кодекс.
  • Федеральным Законом №101 от 24.07.2002 г.
  • Федеральным Законом №74 от 11.06.2003 г.
  • Федеральным Законом №66 от 15.04.1998 г.
  • Федеральным Законом №193 от 08.12.1995 г.
  • Федеральным Законом №172 от 21.12.2004 г.
  • Постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 г.
  • Актами и решениями местного самоуправления.
  • Другими нпа.

Земли, которые относятся к этой категории определяются нормами права как единый объект, что означает:

Во-первых, они используются только для этой цели.

Во-вторых, для предоставления в подходит только определенная категория земель. Например, земли в заповедниках нельзя использовать для этой категории земель.

Особенности и виды

Можно выделить следующие виды этой категории земель:

  • Которые используются под пастбища, угодья для сенокошения, участки занятые дорогами, каналами, многолетними насаждениями, а также для ведения подсобного хозяйства. Законодательство Российской Федерации выделяет 11 видов ведения личного подсобного хозяйства.
  • Часть земельной площади, на которой земля непригодна для пахотного угодья. Здесь выращивают технические культуры. Такие как виноград, картофель, рис, подсолнечник, сахарная свекла, табак и др.
  • На которых находятся постройки, сооружения и строения для обслуживания сельскохозяйственных угодий. Например, коровники, амбары, ангары, свинарники - всего 17 .
  • Участки земли на которых находятся водные объекты для предпринимательской деятельности (водоемы для разведения рыбы и так далее).
  • Угодья на которых расположены лесные массивы.
  • Полевые земли на которых собственником ведется непредпринимательская деятельность.
  • Приусадебные участки на которых собственником ведется непредпринимательская деятельность.
  • Земельные участки для огородничества и садоводства.
  • Для строительства дачных построек, предоставленные в собственность для использования собственником в целях отдыха.
  • Угодья, предоставленные собственнику для ведения скотоводства, выпаса скота и кошения сена.
  • Угодья, приобретенные собственником для ведения производства.
  • Для ведения подсобного хозяйства.
  • Непригодные для сельхоз эксплуатации и предоставлены для коммуникаций, дорог, каналов и т.д.
  • Для создания искусственны лесополос.
  • Иные земли. К ним относятся болота, овраги, свалки - все земли, которые не предназначены для градостроения.

Для отдельных угодий могут быть установлены отдельные разрешения:

  • Основные.
  • Разрешенные условно.
  • Вспомогательные. Такие разрешения предоставляются, как дополнительные к основным видам разрешения.

Земли, которые имеют особую ценность:

  • Стоимость угодья в результате кадастровой оценки более 10% от средней стоимости угодий на определенном территориальном районе.
  • Которые относятся к опытно-производственным учреждениям, научно-исследовательским образованиям, образовательным организациям.
  • Искусственно орошаемые участки и осушаемые угодья.

Как изменить разрешенное использование?

Земли используются собственником в зависимости от категории назначения. Но существует возможность изменения разрешенного пользования сельскохозяйственного угодья.

В зависимости от субъекта собственности перевод осуществляется разными органами государственной власти. Различают перевод такими органами:

  • земли находятся в федеральной собственности - то перевод осуществляет высший Федеральный орган исполнительной власти – Правительство Российской Федерации;
  • земли находятся в собственности гражданина РФ, в том числе и земли сельхоз назначения, собственниками которых является муниципальный орган - органы исполнительной власти;
  • земли, которые находятся в собственности муниципального органа, кроме земель с/х назначения - территориальные органы;
  • земли, собственниками которых являются граждане и юр. лица:
  • земли с/х назначения - органы исполнительной ветви власти;
  • земли с другим целевым назначением - органы муниципального образования.

Существует два способа перевода земель:

  • изменение категории;
  • изменение только вида, без перевода в другую категорию.

Способ №1

Согласно п.2 ст.7 Закона № 172 ФЗ от 21.12.2004 г. перевод земель из этой категории, которые имеют особую ценность не допускается.

Для того, чтоб осуществить перевод вам надо:

Первая стадия

Собственник должен подать прошение (ходатайство) в государственные органы, которые уполномочены рассматривать заявления об изменении категорий земли.

  • номер под которым зарегистрирован участок в кадастре;
  • категория земли к которой относится этот земельный участок, и в которую будет проводится перевод;
  • мотив, почему вам нужен перевод;
  • документ подтверждающий правомочность собственности земельным участком.

Кроме того, к поданному ходатайству нужно приложить следующие документы:

  • землеустроительный проект, который обосновывает внесение изменений;
  • выписка из государственного земельного реестра об этом угодье;
  • копии документов, подтверждающие личность: для гражданина - паспорт либо выписка о регистрации ИП или юр. лица.
  • выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок;
  • для земель, относящихся к категориям, где проведение экологической проверки - обязательный процесс, необходимо такое заключение;
  • письменное разрешение собственника на внесение изменений;
  • если прошение подает представитель, то необходим оригинал доверенности.

Вторая стадия

Органы гос. власти могут вынести два вида решения: отказ в прошении (ходатайстве) и решение об изменении категории.

Государственные органы могут отказать в прошении в таких случаях, если:

  • ходатайство подало ненадлежащее лицо;
  • документы, которые приложены к прошению, не соответствуют требованиям законодательства.

Акт с решением о переводе земель выносится на определенный срок, в течение которого собственник должен будет зарегистрировать изменения. Для вынесения такого решение у органов государственной власти есть срок - 2 месяца. В том случае если документы поданы на рассмотрение Правительству РФ - срок составляет 3 месяца.

Третья стадия

После получения акта с заключением о переводе земель из одной категории в другую, необходимо новые данные предоставить в Государственный земельный кадастр и Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. После того как изменения будут внесены в , сделка завершена.

Способ №2

Перевод земель в одной категории намного проще и быстрее. Для этой процедуры установлены правила в статьях 37, 38 Градостроительного кодекс РФ.

Для этого нужно подать заявление в территориальные органы. Они проводят открытое слушание, с присутствием граждан проживающих на смежной территории, а также в пределах территориальной зоны. Участники такого слушания могут предоставить свои примечания и рекомендации.

Минимальные и максимальные размеры земель этой категории

Минимальный размер земель этой категории должен не противоречить земельному законодательству Российской Федерации. Органы муниципального образования устанавливают минимальный размер самостоятельно и для каждого территориального округа он отличается.

Что касается максимального размера, то законодательство регламентирует этот вопрос Федеральным Законом №101 от 24.07.2002 г. Согласно ст.4 этого Закона максимальный размер участка должен составлять не менее 10% от всех земель данной категории назначения. Верхний предел не установлен. То есть теоретически вполне вероятна возможность владения 100% земель в территориальном округе. Естественно, что на практике такого не встретишь.

Земли сельхоз назначения имеют особую ценность для государства. Поэтому для них существует жесткий контроль со стороны государства. Перевод из одной в другую категорию земель сельхоз назначения, возможно, только в исключительных случаях, предписанных законодательство Российской Федерации.

Новое на сайте

>

Самое популярное