Домой Грибы Правь явь и навь в православии. Стремись к лучшему (к истинным ценностям). Современная структура Миров

Правь явь и навь в православии. Стремись к лучшему (к истинным ценностям). Современная структура Миров

Современные искусствоведы иногда ругаются так: «Икона XVI века. Автор жив». В случае с древними славянскими мифами и понятиями еще интереснее. Можно сказать, что вот это славянский миф V века. Автор жив и порадует нас мифами и V века, и еще более ранних времен. То есть огромный объем литературы по славянским мифам является производством конца XX века.

История «Велесовой книги»

А по части терминологии следует разобраться, что можно считать древними славянскими названиями, что они означают и что создано уже в XX веке, но приписывается глубокой древности. В чем же здесь мистификация?

В газетных публикациях в середине пятидесятых годов в Америке регулярно стали появляться статьи, говорящие, что вот-вот откроют древний славянский памятник. Публика уже подготовлена, и совершается «открытие»: текст, который записан на дощечках, так называемая «Велесова книга». Правда, надо заметить, что этих дощечек никто никогда и не видел. На них изложена древняя история славян, которая успешно прогремела за океаном. Профессионалу-филологу сразу видно, что это подделка. Человек, который свободно читает на древнеславянском языке, легко понимает этот текст. А он предположительно написан в VIII веке. То есть живым древним разговорным языком. Это должен быть очень специфический материал. Например, новгородские грамоты XII века - живой язык, который очень сильно отличался от церковнославянского, которому учат в любом филологическом вузе. Его филологи легко читают. Язык новгородских грамот, более позднейшего времени по сравнению с «Велесовой книгой», филолог без специального образования не прочитает, даже со словарем. То есть раз «Велесова книга» легко читается, то это подделка, как и измышления, в ней созданные: навь, явь, правь.

Новые и старые понятия

Этот конфликт между учеными и публицистами принял острые формы. Российские филологи были вынуждены произвести полный анализ «Велесовой книги», который доказал, что это подделка, которую написал в наши дни Миролюбов Юрий Петрович.

Неоязыческую культуру «Велесова книга» обогатила троицей понятий: навь, явь, правь. Это грубейшая ошибка, как считают профессионалы в области древнеславянской мифологии. Миролюбов делает такое противопоставление:

Явь - некий людской мир.

Правь - мир, видимо, божественный. Нужно уточнить, что слово «правь» в древних текстах встречалась только как наречие.

Навь - это действительно древний термин, связанный с миром неупокоенных мертвецов.

Неприятие официальной наукой всего, что связано с мифологией, привело к созданию огромного количества псевдонаучных работ. И научные, и ненаучные, они пошли в ход. Но весь ряд «навь», «явь», «правь» - это та самая древняя мудрость, измышленная уже в середине XX века.

Что сейчас предлагают принимать под этими понятиями

Все три понятия связаны неразрывно, являясь ликом Бога. И все они управляют миром живых и мертвых, эти навь, явь, правь.

Явь, как уже сказано, мир материальный, светлый, по аналогии с ян в Китае.

Навь, как верили пращуры, мир загробный. По новейшим веяниям она противостоит яви, чего не было в архаичных культах.

Правь - закон, который установил Дажьбог и по которому развиваются первые два понятия. Этот справедливый закон поддерживает гармонию светлого и темного. Красиво, конечно, но только все это сказки, придуманные в наше время. И нет никаких навь, явь, правь в таком сочетании.

Почему появилось «славь»

Вдобавок в поддержку Закона Божьего было введено «славь». Чтобы доказать, что у славян было православие чуть ли не до Рождества Христова, составлено хитрое «праве-славь» (православие). Снова красивая игра слов, чтобы подтвердить выдумку. Явь, навь, правь, славь в таком сочетании никогда у славян не появлялись. Были только языческие верования, присущие всем народам в их архаичном развитии, не более. Это доказывают большие археологические работы академика Б.А. Рыбакова. И тот, кто пытается манипулировать сочетаниями явь, навь, правь, славь, или сам заблуждается, или сознательно хочет ввести в заблуждение массы людей.

Символика

Изначально поддельная работа «Велесова книга» Ю.П. Миролюбова со временем обросла фантастическими комментариями, предположительно для того, чтобы сказать: да, у всех народов сохранились письменные источники, с которыми работают историки. Почему же у нас ничего нет. А так хочется! Кроме того, за нее ухватились многочисленные маги, колдуны и ведуны, которые безмерно расплодились в наше смутное время. У нас слишком мало устойчивого и надежного в бытии, и потому человек готов цепляться за соломинку. Тремя понятиями «потомственные» маги манипулируют, чтобы показать три стороны бытия. Славянские правь, явь, навьпредставляют таким образом.



Древнерусское жречество обладало целостным мировоззрением. Славянская Вера формировалась на базе мудрости и знаний, полученных нашими предками через созерцание явлений природы и всего сущего, доступного органам чувств и пониманию человека в процессе его развития. Уровень понимания наблюдаемых явлений и объём знаний постоянно росли, что объективно привело к необходимости объяснения и толкования этих явлений, их обобщения и понимания. Разнородные и разрозненные понятия о явлениях окружающего мира непрерывно систематизировались и упорядочивались, что позволяло сохранять эти знания и мысли в определённых образах для потомков.

Нашим предкам на веру был представлен основной образ, возникший от обоготворения Творца Единого, Создателя всего. Бог Единый, Создатель – у славян это Сварог («сварганивший» этот мир). В понимании наших предков Создатель (Сварог) существовал и до них, а не вышел из среды человечества! То есть Сварог – это надмирная реальность. В Славянской Вере эта надмирная реальность выражена также Триглавом «Правь – Явь – Навь», а почитание и обожествление Его творений и проявлений (проявлений Создателя в различных ипостасях) также были представлены через определённые образы и обожествлены.

Решился на такое обобщение всех накопленных на тот момент знаний и представлений о Мироздании, а также на основе собственного понимания полученных Свыше откровений, вполне конкретный человек по имени Дажьбо, родившийся и проживавший на Южном Урале, в селении под названием Сывой. Его мы по праву можем считать основателем Славянской Веры, заложившим фундамент в её первооснову. Представления основателя нашей Веры, в котором они были им оставлены потомкам, дошли до нас, в частности, в Ве-лесовой Книге.

Однако не следует считать, что оставленные предками сведения были изложены на основе знаний и ведания только одного человека. Но нельзя замалчивать и тот очевидный факт, исходящий из Велесовой Книги, что основателем Славянской Веры признано считать Дажьбо.

Уже на начальном этапе зарождения Славянской Веры люди осмысливали различные явления, осознавали их взаимосвязь и взаи­мозависимость. Эту взаимозависимость они связывали с существованием какого-то единого управления всеми явлениями, нашедшего своё выражение в признании людьми Единого Бога, Творца, Создателя – Сварога. То есть надо ясно представлять, что наши предки понимали, что существует только один Бог, который управляет всеми процессами во Вселенной. Но перед людьми в разных случаях и ситуациях Он предстаёт в разных ипостасях. Проявления же действий (управления) Бога Единого в различных природных и жизненных явлениях, то есть проявления в различных образах, ипостасях, они тоже обожествили, назвав Богами. И вот эти-то ипостаси Бога Единого (Сварога), наши предки и называли Богами, осознавая при этом их взаимосвязь с Богом Единым и взаимозависимость всех Богов между собой. То есть Славянская Вера Богу не была «многобожеской» и уж тем более «идолопоклонской», как это пытаются сейчас представить русским людям «определённые силы».

Но для полноты описания взаимозависимости и взаимовлияния действий Богов-ипостасей Бога Единого было недостаточно. Так появились Триглавы.

Триглавы выражают целостность вполне определённых процессов, протекающих как во Вселенной в целом, так и в жизни общества.

Основополагающий Триглав «Правь – Явь – Навь». Через него была выражена наиболее полная мера того, что мы сегодня понимаем под словом Бог, Творец, Род, Абсолют, Создатель и т.п. Этот Триглав даёт ключ к дальнейшему пониманию и правильному восприятию всех составляющих Славянской Веры.

Посмотрите, какой прекрасный символ Триглава «Правь – Явь – Навь» существовал у славян (рис. 9-6).

Как кованое украшение его прикрепляли на ворота, на стены домов. Этот символ применялся и в ювелирных украшениях. А кто из наших современников видел его где-нибудь в нашей стране? Мы знаем пятиконечную звезду, знаем шестиконечную, знаем «янь» и «инь»… А своего древнего символа не знаем. Его также старательно скрывают от нас.

Слатин Николай Владимирович (перевел Веды (см. Влесова Книга-Москва-Омск: «Русская правда», 2005 г.): даёт множество примечаний к этому тексту. Мы выделим из них только те, которые интересуют нас по рассматриваемой теме, а именно «Правь», «Явь» и «Навь»:

Правь – «Правящее», «Управляющее», «То, что правит» (Каузальный, Причинный, Огненный мир), одна из трёх составных частей мира. Правь невидима, в отличии от Нави, которая бывает иногда видима, а иногда и существа «с того света» – навьи (навии) появляются или про­являются в Яви (наяву).

Явь – «Явное», «Проявленное» (Физическое; то, что здесь в этом мире; «этот свет»), одна из трёх составляющих частей мира.

Навь – «He-Явь», «Неявное», «Непроявленное» (Тонкий мир, «Тот Свет»), одна из трёх составных частей мира.

Как вы, уважаемые читатели, видите, Н.В.Слатин даёт такую трактовку основополагающих понятий, которая практически полностью совпадает с трактовкой, изложенной в КОБе:

Правь – есть единый целостный комплекс законов развития Вселенной и всего сущего, подвластный только Богу Единому.

Явь – мир, который люди в состоянии ощутить своими органами чувств и проявить его в своём сознании.

Навь – мир, существующий в природе, но не доступный нашему восприятию.

«До того есть Навь, после того есть Навь», – говорит Велесова Книга. «Он знает то, что было до них, и то, что будет после них…» – говорит Коран. И то, и другое выражение говорит об информации, неуничтожимость которой утверждал М. А Булгаков: «Рукописи не горят».

И, наконец, Навь (Информация) путём управляющего воздействия Прави (Меры) материализуется в Явь (Материю).

Данным Триглавом Даждьбо утверждает, что процесс Творения носит управляемый характер и осуществляется через Правь (управление осуществляется по определенной Богом Мере).

Триглав «Правь-Явь-Навь» есть ни что иное, как древний аналог современного нам триединства «Мера-Материя-Информация», являющейся первоосновой, своего рода фундаментом Концепции Общественной Безопасности. Дажьбо сумел выразить в предельно обобщённых понятиях первооснову Мирозданья, т.е., говоря современным языком, это был величайший философ своего времени. Однако, кому-то («мировому закулисью») очень надо, чтобы у русских не было своих корней, не было своей письменности, не было своих выдающихся философов древности и т.д., а всё начиналось бы с крещения Руси.
Скрывают от нас и запутывают также и тем, что славяне – это нация. Славяне – это не нация. Славяне – это люди, исповедующие Славянскую Веру Богу. Есть христиане, есть мусульмане, есть буддисты и т.д. И есть славяне. Причём Славянская Вера Богу – самая первая религия человечества. Что касается христианства, то все его основы созданы на базе Славянской Веры. Об этом мы поведём разговор позднее. Основополагающий смысл слова «славяне» самодостаточен – это «славление». «Славление» не предусматривает бессмысленного прошения помощи у Бога о благополучной жизни, которая уже изначально дана человеку Свыше. Славяне – это не национальность, а общность народов, образ жизни, основанный на вероисповедании.

Петров Константин Павлович

Вера и толкование (легенды и происхождения ) тех или иных событий на Земле Матушке происходила из наблюдений предков, в процессе их развития. Все эти наблюдения и накопление опыта привели к образному мышлению и пониманию мира.

У славян МИР состоял из трёх равновесных миров: Явь-Навь-Правь.

Явь олицетворяет собой данную действительность, то есть то, чем человек живёт в этой жизни – настоящее. Для Яви характерен образ Белобога, мир живых.

Навь – это мир мёртвых, характеризуется образом Чернобога. В этом мире сожительствуют будущее и то, что было до нас, мир навождений. Непредсказуемый мир, здесь нельзя утверждать, что будет именно так. Здесь можно столкнуться с хорошим будущим и с разрухой, упадком. А что именно воплотится из этого мира, зависит от настоящих действий в Яви. Мир Нави существует параллельно Яви. Человек может соприкоснуться с миром Нави по глупости или из любопытства (например, гадание).

Правь стоит над мирами Яви и Нави, приводит в равновесное состояние существование этих миров. Этот мир истины. Человеческая душа приходит из мира Прави, и должна вернуться туда же ещё более чистой, чем была.

Таким образом получается триглав «Правь – Явь – Навь. Навь (Информация) путём управляющего воздействия Прави (Меры) материализуется в Явь (материю)».

У славян есть свой знак в вере, который объединяет все эти три Мира:

«Миф повествует, что когда на земле (в мире Яви) наступает ночь, сияющая Солнечная Колесница (правит которой сам Даждьбог) проносится по Небу Мертвых, и Щит Даждьбога, с изображенным на нем блистающим восьмиконечным Коловратом, символом совершенства, освещает мир Нави. Но обитатели Подземного Мира не имеют возможности лицезреть Солнце, каким видим его мы, живые. Когда в их мире наступает "рассвет", они видят, как из-за линии горизонта, окрашивая черные небеса тусклыми багровыми бликами, поднимается зловещее кроваво-красное Солнце - Солнце Мертвых, - освещая призрачный, населенный тенями, серо-черный мир Ящера - царство Чернобога и Марены (Мары). Никто из обычных смертных, кроме великих героев и мудрых волхвов, не может выдержать этого зрелища, не повредившись рассудком. Некоторые люди, живущие не по Законам Сварога, находясь на смертном одре или будучи сражены тяжелым недугом, еще при жизни видят отдельные (случайные) образы и отрывки картин из Подземного мира, что приводит их в неописуемый ужас. Врачи и близкие обычно считают эти видения лишь плодом фантазии больного, обычными галлюцинациями, лихорадочным бредом. Мир Яви и мир Нави, как повествует миф, разделяет некая сакральная Граница, воплощенная в образе реки Смородины (от корня смород - сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый), чьи воды - бушующее пламя. Берега соединены лишь тонким (тоньше волоса) мостом из радуги, по которому не перейти тому, кто еще обременен плотью. Тот, кто жил не по Законам Сварога, переходя после смерти плотного ("физического") тела по Мосту, попадает в царство Марены и Чернобога, где пребывает вплоть до следующего воплощения на земле; жившие же по Прави - поднимаются в небесное царство Сварога - Ирий (Златую Сваргу, Царство Света), где и ожидают нового рождения. Героев, погибших с мечом в руке, возносит в Ирий сама Магура-Перуница, мудрая и прекрасная дева-воительница, дочь Перуна-Громовержца. И лишь те немногие Мудрые люди, кто еще при жизни в теле обрел (раскрыл в себе изначально присущее каждому!) духовное единство с Родом, для кого уже не существует более различия между "я" и "ОН", между личной волей и Волей Рода - не воплощаются более на земле, навсегда уходя в Чертоги Незримые, скрытые. Небесный мир есть Царство Прави - законов Сварога, поддерживающих равновесие. сил в мире, определяющих существование и взаимодействие Яви и Нави. Нужно отметить, что Явь и Навь, Белобог и Чернобог не могут трактоваться как символы "добра" и "зла", или, по крайней мере, исчерпываться этими понятиями. Вообще, смерть тела может рассматриваться в качестве абсолютного зла, а жизнь - в качестве безусловного "добра" лишь сознанием того, кто выпал из непосредственного ощущения естественного порядка вещей, кто не видит более, скрытую за внешними феноменами, мировую гармонию, кто отрекся от Традиции - Законов Сварога и Мудрости Предков».

В сегодняшней статье окунемся в мир славянских традиций. У наших предков славян представление о мире, как и у большинства народов, заключалось в трех проявлениях действительности. И называли их наши прародители навь, явь и правь .

Читайте статью до конца и узнаете

*что такое навь, явь и правь

*как каждая проявляется в вашей жизни

*к какому из миров – явь, навь или правь – можно отнести возникшие проблемы

*почему важно держать баланс всех трех миров

О чем вы узнаете из статьи:

Явь, навь и правь – три мира древних славян

Из названия первого мира – явь – все логично понятно. Явь – это проявленный мир людей, мир живых. Это мир, в котором мы с вами живем, который видим, слышим и можем пощупать. Это мир, доступный нашим органам осязания.

Мир яви отвечает за нашу реальную жизнь, за отношения между людьми, за любовь, жизненные вопросы, радости и трудности.

В противоположность миру яви – навь – это мир мертвых, мир ушедших в вечность предков. Сюда же относятся стихии и их энергии, мир животных, а также все первоэлементы.

В мире нави находятся души наших предков. Именно там они ждут своего следующего воплощения в яви, куда приходят для решения определенных задач, другими словами – для искупления кармы.

Мы можем обращаться к душам предков, находящимся в нави. И они в свою очередь имеют возможность нам помогать. Это своего рода ангелы-хранители.

Мир правь – духовная параллель. Все духовные процессы, вдохновение, духовные практики, развитие духа, мудрость, творчество, интуиция, осознанность и так далее относятся к миру прави.

Здесь – в мире прави – обитают души тех наших предков, которые выполнили свои кармические задачи, прошли свои уроки и реализовали свое жизненное предназначение. Это души высшего порядка, к которым можно обращаться за духовной помощью, с вопросами о высшей цели души и духа, а также с вопросами о том, как пройти карму, как правильно поступать, думать и транслировать в мир в сложных «кармических» ситуациях.

К миру нави, кстати, относится и фэншуй – как бы странно это ни звучало. Так, с помощью энергий стихий (читайте подробнее о том, ), сонастройки с энергиями сторон света (например, читайте как вариант статью, и ) мы улучшаем и свою явь, и ведем свой путь в правь, заботясь о своей душе и духе.

За что в обыденной жизни отвечают миры явь, навь и правь

Явь:

*гармонизация личной жизни, отношения с мужчиной

*дети и отношения с ними

*материальное благополучие

Навь:

*здоровье, в том числе здоровье вашего мужчины, детей

*здоровье репродуктивных органов, правильный гормональный фон

*достаток, удержание материального благополучия рода

Правь:

*поиск предназначения

*духовный путь

*открыть в себе источник творческой энергии, выплеснуть ее в явь

*умение исполнять желания, воплощать задуманное, проЯВЬлять материальное

Для благополучия каждого человека естественно важен баланс взаимодействия всех трех миров. Чрезмерное пребывание в яви, заземление и излишняя реалистичность все равно приведут к тому, что сами или с помощью волшебных пенделей вы так или иначе придете к важности двух других миров – нави и прави. Точно так же если вы слишком углубитесь в правь – например, за духовными практиками совсем забросите земную жизнь, будете игнорировать потребности тела – такой же пендель от вселенной заземлит вас через болезнь или с помощью других инструментов.

Человек одновременно взаимодействует со всеми тремя мирами. Причем славяне обожествляли свой род, которому служили, у которого просили поддержки и получали ее. Женщина считалась священной берегиней, продолжательницей Рода, главной связующей между мирами яви, нави и прави.

∫ Именно от женщины зависело подобно дереву сохранить корни (навь – связь с предками), вырастить крону (явь – благополучие семьи, живых родственников) и дать достойные плоды (правь -родить и воспитать потомство – продолжение рода, выполнить предназначение).

Женщине давалась волшебная роль и приписывались поистине магические способности. Но получала она их только в том случае, если могла восстановить связь со своим Родом.

Как это сделать и что это даст, читайте в следующих статьях уже очень скоро.

Раньше было 4 "ипостаси": Явь, Правь, Навь, Славь. Теперь же у нас трёхмерный мир и Триглав, троица, "три пункта"... Явь, Правь, Навь... Где Славь?

Якобы ожидается, что 2012 год принесёт собой некий переход в 4 измерение - Золотой век со сверхвозможностями и новыми открытиями, может, вновь Славь к нам вернётся?.. А пока... Хочется поговорить на эту тему...

Наши предки, славяне, называли себя православными, потому, что они Славили (почитали) Правь.

Есть такие древнеславянские понятия — Явь, Навь, Славь и Правь.

ЯВЬ — это явленный мир, мир материальный. И не только материальный. Это ещё и мир идей, мыслей, намерений. Потому что они тоже явны на уровне наших образов.

НАВЬ — это неявленный мир. То, что не проявлено в этом мире.

СЛАВЬ — любовь к Богу, прославление божественных сил, заложенных во всём, что создано Богом, в том числе и в человеке.

ПРАВЬ — мир богов. Правила, законы Вселенной, установленные нашими отцами и прадедами — богами.

Наши предки представляли всё это в виде креста.

Православие, древнее русское понятие, насчитывает несколько десятков тысяч лет и берет свои корни из Древней Ведической Русской национальной Религии, которая описывала мироустройство с помощью понятий “Явь” (мир материальный), “Навь” (мир прототипный), “Правь” (мир формирующий) и “Славь” (мир творящий) - (четырехуровневая структура мироустройства) - в то время русские люди славили “Правь”, жили по Правде и назывались - Православные.

Соответственно, "Православие" на древнеславянском языке означает магическое действо, совершенствующее формирующий мир. В настоящее время само понятие "Православие" извратили, и даже возникло нелепое словосочетание - "христианское православие", которое употребляется в смысле "христианское правоверие" и обозначает тот же контекст, что и "правоверное мусульманство".

Термин "язычество" означает "другие языки". Термин этот служил ранее просто для определения людей, разговаривающих на других языках. Впоследствии термин "язычество" (pagan) насытили негативными образами, что успешно или ошибочно поддерживается во всех средствах массовой информации.

Понятия основ мироздания - Яви, Нави, Прави, Слави - захватчикам Руси требовалось запретить и перевести энергию мысли людей в собственное пользование, ввести понятие "ад", которого на Руси не существовало вовсе.

Наши далёкие предки обладали не языческой религией, а ВЕДИЧЕСКИМ мировоззрением.

Никогда ВОЛХВЫ, ХРАНИТЕЛИ УЧЕНИЯ, ОБЛАДАВШИЕ БОЖЕСТВЕННЫМИ ЗНАНИЯМИ И ТАЙНАМИ МИРОЗДАНИЯ, НЕ ОПРЕДЕЛЯЛИ СВОЕ ВЕЛИКОЕ ЗНАНИЕ ТЕРМИНОМ "ЯЗЫЧЕСТВО".

"Ведать" - значит знать.

Гимны-песни богам в то время называли славословием. С просьбами к богам обращались редко, считали, что богов нужно благодарить. Жертву богам приносили в виде напитка, его так и называли Сома (по травяному составу).

Славили Творца, Высший Разум. Имя Творца они переносили в свой быт. Образ и все предметы быта были пронизаны служением человека во имя света. Вспомните, как называли русославяне первую комнату в своих хоромах - "светлицей", место для ритуальных обрядов называли "светилищами", князей величали светлыми, много имен на Руси имеют корень "свет": Светослав, Белосвет, Велесвет, Светобор и другие.

Через любовь и светлые деяния природа наделяла знаниями. У предков очень сильно были развиты интуиция, предчувствие, то есть они обладали шестым чувством - тонким чувством. В этом состоянии им было дано узнать многое. Они точно определяли и видели зло и добро.

Особенностью ведического мировоззрения была его космогоничность, вся жизнь была пронизана ощущением Космоса.

Славяне знали и чувствовали влияние космических ритмов на нашу жизнь и старались быть с ними в ладу. Поэтому главные их праздники посвящались свету, солнцу, возрождению природы.

Звуки и краски - это те механизмы, которые помогают соединяться с космосом. Тонкие чувства помогали слышать и видеть больше, чем видим мы.

Современный человек так далеко отошел от природы, что ему трудно, да и порой по глупости смешно, что славяне называли Землю - Матушкой, Огонь и Небо - Батюшкой, Водицу - Царицей, считали животных своими младшими братьями и понимали их язык.

============================== ============================

Не знаю будет ли это смешно предположить такую связь и ассоциацию - если “Славь” называется мир творящий, то можно ли предположить что настоящие творцы (не конъюнктурщики!!) а те, что на уровне пятой чакры Вишудхи, творящие не для себя, а под Вдох-Новением))) Муз и под оберегом их же, находятся в Слави?.. Ведь известно, что лишь вечные темы прославления Любви (а Любовь, как известно, = Бог), которые создаются Творцами, остаются в классике жанра и истории... И ещё понятие Слава, как сопутствующий аспект истинного Тврочества, случайно ли созвучен Слави?.. Слава, она порой ещё и как оберег... Не просто известность, знаменитостей часто грабят... а любимых "Славных Творцов" известно, что даже криминал "не трогает".

Ещё цитатка-подсказка в пользу того же: "Звуки и краски - это те механизмы, которые помогают соединяться с космосом"... Звуки и краски... Певцы и художники (в широком смысле здесь же и поэты - певцы и художники слова..))

Новое на сайте

>

Самое популярное