Домой Деревья и кустарники Идеальные потребности человека примеры. Идеальные потребности: реализация своего творческого потенциала, самопознание. Духовные и культурные потребности. Условные рефлексы высшего порядка, динамический стереотип. Использование поведенческих методов в меди

Идеальные потребности человека примеры. Идеальные потребности: реализация своего творческого потенциала, самопознание. Духовные и культурные потребности. Условные рефлексы высшего порядка, динамический стереотип. Использование поведенческих методов в меди

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели! Чтобы поддерживать жизнедеятельность, человек вынужден удовлетворять свои нужды, которые как раз и сподвигают его на действия и активность. И сегодня мы рассмотрим, какие они, естественные потребности человека, и каким образом их возможно реализовать.

Общая информация

Помните, мы рассматривали с вами ?Так вот, существует определённая иерархия, исходя из которой, человек стремится удовлетворить изначально свои биологические потребности, и только потом уже переключается на более высокие и духовные. Ну, к примеру, о каком совещании может идти речь, если вы очень сильно хотите в туалет? Именно это желание будет определять ваше поведение, хотя бы потому, что оно обеспечивает вам существование. В основе вообще лежат инстинкты, такие как, пищевой инстинкт, инстинкт самосохранения и продолжения рода.

Но иногда мы путаем и не в силах определить, чего именно требуется нашему организму. Так происходит по причине подмены базовых желаний, их длительного неудовлетворения, попытки подавления, вследствие чего возникает напряжение, и тогда человек пытается компенсировать это состояние, начиная реализовывать чрезмерно совсем другие желания.

Приведу пример людей с пищевой зависимостью, так случилось, что любой психологический дискомфорт они привыкают заедать, получая от насыщения удовольствие и немного избавляясь от сильной тревоги.

Только проблема в том, что другие мечты, например, создать семью, продвинутся в карьере, они не будут пытаться достичь, сталкиваясь со сложностями и напряжением, начнут избавляться привычным способом – поглощать еду в неограниченных количествах, пока не спадёт уровень тревоги. Поэтому вполне естественный голод или насыщение они не способны ощущать и различать.

Виды

Органические нужды

Связывают нас с другими представителями живой природы, потому что являются общими, одинаковыми. Их ещё называют витальными, от латинского слова vitalis, что переводится, как животворящий. К ним относится здоровый сон, своевременное потребление здоровой пищи, воды, воздуха, возможность продолжать свой род. Если они будут не удовлетворены, человек просто погибнет.

Физиолого-психологические нужды

Ведь каждому из нас важно общение, без которого мы начнём деградировать, что также со временем приводит к смерти. Я рассказывал о важности социума и умении поддерживать контакт с окружающими в статье, вот .

Взаимодействие с окружающей средой

Обмен должен присутствовать в любой сфере, если мы не будем потреблять пищу, у нас не будет энергии и организм погибнет. Если мы будет потреблять ресурсы, но не выделять их вовне, то опять-таки организм отравится и погибнет. Даже в отношениях важен процесс обмена, иначе они разрушатся.

Духовные

Если человек не испытывает внутреннего равновесия, не способен проживать чувство любви или не понимает, что и зачем делает – то не будет радоваться жизни, он может даже перестать заботиться о себе и начать игнорировать биологические нужды, считая, к примеру, что не достоин продолжать свой род или качественно питаться.

А без веры в сердце жить вообще очень сложно, потому что это уже изначально позиция проигрыша, а откуда тогда браться энергии, как мотивироваться? При любой малейшей неудаче убеждения о невозможности успешной реализации только будут подтверждаться.

Самореализация

Каждому человеку очень важно «найти себя», узнать о своих возможностях и ресурсах. Иначе он не будет понимать, какой стороной может «вписаться» в общество, предъявляться в нём. Ведь, при отсутствии ощущения своей полезности может развиться депрессия.

Деньги


Как бы банально ни было, но в современном мире невозможно насытиться и чувствовать себя в безопасности, не имея финансов. Разве что уехать жить в эко поселения, тайгу и прочее, пытаясь выжить благодаря лишь умениям добывать пищу. Может, деньги и не являются основной ценностью, но без них мы можем только дышать бесплатно.

Условия

Для того чтобы обеспечить удовлетворение желания, необходимо позаботиться об условиях, в которых будет происходить реализация. Они бывают:

  • Внешние – то есть, грубо говоря, это место и время. От них иногда зависит исход нашей деятельности. Маловероятно пообщаться с кем-то или купить необходимую еду среди ночи, особенно, если вы живёте вдали от города.
  • Внутренние – это ресурсы, на которые мы опираемся, позитивные или негативные программы подсознания, которые порой определяют нашу деятельность и стремления. А также уровень интеллекта, в зависимости от которого наша личность либо стремится продвинуться вперёд, либо ей абсолютно не интересно ничего, кроме как насытить свой организм.

1.Никогда не приостанавливайте своё развитие

Знайте, что самым основным в управлении своими потребностями является умение противостоять соблазнам, выдерживать напряжение ввиду сохранения безопасности. А это невозможно, если вы не будете осознавать себя, для чего и с какой целью что-то делаете.

2.Научитесь мотивировать себя

3.Материальные условия жизненно необходимы для каждого человека

Хотя бы для того, чтобы купить лекарства, одежду, еду, мебель и воду. А для этого необходимо неустанно работать, находясь не только в поисках активных источников доходов, но и опираясь на пассивы. Для вдохновения почитайте статью о пассивном доходе . Кстати, очень сложно манипулировать человеком, который не испытывает острую жажду в каких-то желаниях, если у него всё есть – им сложно управлять, а это отличная мотивация к активным действиям, чтобы реализовать свои стремления.

4.Прислушивайтесь к себе и заботьтесь не только о теле, но и душе

Ведь от нашего настроения напрямую зависит качество здоровья. Помните, я вам рассказывал, что существует ? Так вот, они порой и определяют наши стремления и желания. Вам может хотеться уединения, и это нормально, особенно для меланхолика, не стоит «ломать» себя, чтобы соответствовать обществу.

Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).
Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.
Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви.
Идеальные – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.
Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды ) и развития (роста ).

Первый класс включает в себя:
--физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),
--потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),
--изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),
--биологические (по П. В. Симонову),
--материальные (по Ф. М. Достоевскому).
Второй класс потребностей это:
--потребности в уважении и любви, самоуважении, самоактуализации (по А. Маслоу),
--познавательные, в том числе и познания смысла жизни,
--потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),
--социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).
Таким образом , видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности.

Потребность в аффилиации (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии (-это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания ). Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффилиации.
Потребность в доминировании
– возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности.Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.
Потребность в познании . Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов мед. вузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза!

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как .

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Значимость социальных потребностей


Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.

Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.

Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.

Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.

На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.

Инстинкт продолжения рода во дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.

Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.

Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.

Все мы знаем о том, что каждый день человек должен есть, пить и спать. Но этим все не ограничивается. Есть также идеальные потребности, подразумевающие нечто куда большее, чем банальное поддержание функционирования организма.

Важность нематериальных аспектов жизни

Показателем может послужить культура Востока, в которой духовные потребности ставят ничуть не ниже, чем физические. Неправильно говорить: «У человека есть душа». На самом деле это у духа есть тело, которое он обретает на очередном этапе своего пути.

Самосознание формируется еще в детстве. Многих детей учат умываться, убирать свою комнату, хорошо учиться в школе, но упускают один немаловажный нюанс. не наделяют способностью разбираться в собственных эмоциях. Порой бывает даже такое, что подростки теряются в чувствах, не знают, как воспринимать себя или мир в той или иной ситуации. О них говорят: «тихие дети».

Но, как правило, такие индивиды переживают свой инфантильный период намного позже, когда от них уже ожидают взрослого осмысленного поведения. А все потому, что им не объяснили, как осознать свои идеальные потребности.

Пути совершенствования

Покуда человек чувствует, что в его душе - куча шкафов со скелетами, он не сможет получить удовольствие даже от самой роскошной в материальном плане жизни. Потребность в самопознании - идеальная потребность, удовлетворение которой обеспечивает покой и положительное состояние духа.

Общеизвестный в психологии факт: моральное состояние человека тесно связано с его самооценкой. Каждой личности хочется чувствовать себя особенной, уникальной, способной делать то, что не могут другие. Это не нарциссизм и не бахвальство, а нормальная необходимость, когда она не выходит за адекватные пределы.

В каждом из нас есть что-то особенное

Потребность в самореализации относится идеальным потребностям. Люди, не имеющие возможности достигнуть чего-то, утверждают, что если бы получили желаемое, оказались бы на пике блаженства. Когда определенная вещь находится в зоне нашего воображения, всё действительно так. Но, став обыденностью, приобретение утратит новизну.

Когда шаг за шагом достигаешь своих целей, понимаешь, что, в сущности, не пункты переправы важны, а сам маршрут. Большинство людей идут на работу с более-менее хорошей заработной платой. Ну и что, если работенка не из приятных? Можно ведь некоторое время пережить. Только рано или поздно терпению приходит конец.

Всё куда интереснее

Идеальные потребности - это нечто большее, чем существование с целью прокормить себя и обеспечить кровом. Человек научился выгодно использовать ресурсы земли. И, в сущности, не так уж много нужно для обеспечения своего организма энергией и нормальными условиями.

Когда в материальном плане все налажено, возникают духовные потребности. Одни люди обращаются к богам, а для других святыня - весь мир вокруг. Посвятить себя любви к этому чуду - куда возвышеннее и интереснее, чем просто курсировать по замкнутому кругу потребительства и истощения жизненных сил ради обманчивых, навязанных целей.

Культурные потребности - это тяга к прекрасному и желание расширять собственную эрудицию. Ведь богатства человека находятся не только на счетах в банках, но еще и в его собственной голове. Самое лучшее вложение - вклад в себя.

У каждого человека от природы есть определенные таланты. Их развитие также подразумевают идеальные потребности. Примеры: запись в творческие кружки, изучение языков. Такие занятия могут проводиться с определенной целью. Но, в конце концов, получение удовольствия - это тоже довольно весомый повод. Время, потраченное с радостью, израсходовано не зря. Самое главное - во всем стремиться находить баланс. В том числе между духовностью и материальным миром.

Жизнь в социуме

Крайне важно общение с другими людьми. Замыкаясь в себе, индивид может задавать такой вопрос: «В чем смысл разговоров на все эти бессмысленные темы? Ведь реальной пользы в этом нет». Тем не менее человек может все равно иметь жажду контакта с окружающими, но ощущать себя неловко из-за невозможности объяснить ее причину.

Идеальные потребности подразумевают признание со стороны окружающих. Когда мы попадаем в круг людей, которые нас понимают, имеют сходные интересы, готовы выслушать или рассказать собственные секреты, мы чувствуем себя хорошо, радостно, получаем удовольствие от контакта с миром. Человек создан для жизни в социуме, поэтому необходимость общаться с себе подобными, так или иначе, возникает периодически.

Излишние крайности

Печальная картина наблюдается у индивидов, которые отрицают свои идеальные потребности. Например, человек в детском возрасте был обижен, не понят, отвергнут. Такое встречается довольно часто. Потом юношеские страхи и комплексы мешают личности развиваться нормально. И вот человек уверил себя в том, что никому нельзя доверять, и жить нужно только для себя.

Замечательно, что ресурсов вокруг хватает, способов себя занять, даже в одиночестве, предостаточно. Ничего сложного, но и нет полезного. От такой жизни крайне тяжело получить удовольствие. Как говорится, А такая социальная диета похожа на рацион, состоящий из соли и хлеба. Да, конечно, не нужно вычитывать рецепты общения с людьми, придумывать, как красиво оформить свою деятельность и чем-то отличиться, но ведь и вкус от жизни теряется, и она в конце концов превращается в банальное существование.

Откройте душу

Большинство людей находится в своем вакууме недолго. После того как раны после прошлого падения подлечены, возникает естественное желание снова пуститься в полет. Для того чтобы уберечь себя от моральных ранений, нужно научиться органично сочетать мир эмоций и чистый разум.

В школе нас этому не учат. На данные темы есть книги, но открывает их только тот, кто сам осознал в этом потребность, ощутил, что полная жизнь подразумевает удовлетворение идеальных потребностей. Удовольствие нужно учиться получать как от вкусной пищи, так и от душевной беседы, как от удобного дивана, так и от интересной книги. Банальное потребительство в конце концов надоедает, появляется желание прикоснуться к чему-то божественному.

Кроме того, сам человек может стать ближе к Всевышнему в процессе творения. Создавая интересные проекты, произведения искусства, организовывая мероприятия, делая мир вокруг себя лучше, мы сами расцветаем на глазах, пожиная благодатные плоды собственной деятельности. Нужно лишь открыть свое сердце и душу, ступая навстречу всему новому.

Новое на сайте

>

Самое популярное