Домой Грибы Стар конфликт обзор. Star Conflict — Космический Экшен. Лучший космический экшен

Стар конфликт обзор. Star Conflict — Космический Экшен. Лучший космический экшен

— Это именно экшен, со всеми его плюсами и минусами. Здешняя физика не претендует на звание «ньютоновской», а столкновение с астероидом или чужим кораблем на космических скоростях не приводит к мгновенной смерти. Получите сколько-то там повреждений и полетите дальше по своим делам. В Star Conflict не приходят за потрясающе достоверными маневрами. Сюда отправляются, чтобы расслабиться и получить удовольствие. От понятного развлечения: расстрела себе подобных из футуристических орудий.

Режимы игры

Увы, из-за слабой популярности проекта владельцам кораблей максимального уровня непередаваемо скучно. Поиск равных соперников для боя займет минут пять, после чего оказываешься в схватке максимум «четыре на четыре», из которых половина почему-то боты. Сдерживая эмоции, через силу доигрываешь и плетешься в ангар. Навсегда (окей, просто надолго) зарекшись выводить на прогулку только что купленный дальнобойный фрегат четвертого уровня - вершину имперских технологий.

И ведь к игре многие несправедливы, если полгода назад в ней действительно было не очень весело, сейчас добавили столько контента, что хватит на полтора средненьких онлайн - экшна. Процесс изменений продолжается практически непрерывно, с конца апреля среди боевых режимов появилась «Битва за сектор» сражение трех рас (Империи, Федерации и Иерихона) за контроль над частью галактики. Вот где просиживают штаны по-настоящему опытные бойцы, разбирающие новичков даже на простеньких кораблях.

Какие еще варианты развлечений предлагает Star Gem? Во-первых, «Стандартный бой», скучный и предсказуемый - нужно захватить все маяки противника. Примитивные схватки такого рода не пользуются популярностью, обычно большинство геймеров сидит в так называемых «Аркадных боях». От аркад в которых не больше и не меньше, чем в «Битве за сектор», но это так, лирическое отступление. «Аркадных» сражений аж четыре типа. В «Детонации» требуется взять ЭМИ - бомбы и взорвать с их помощью вражеские станции, не дав противнику провернуть аналогичный трюк. В «Охоте на маяк» и «Контроле» надо набрать заданное число очков контроля, захватывая определенные точки. Интереснее всего, на мой вкус, «Разведка боем», где в каждой команде есть капитан, и пока он жив, можно восстанавливаться бесконечное количество раз. Увы, выбрать конкретный подвид «Аркадного боя» нельзя, хотя такая опция бы не помешала.

Не желаете биться с живыми людьми, а хотите сюжета? Вашему вниманию PvE - четыре спецзадания атакующего и защитного характера с ботами в качестве противников. Боты здесь вовсе не так тупы, как от них ждут - они умеют и нападать скопом, и прятаться за укрытиями (космическими станциями или астероидами), и адекватно выбирать цели. Обычно неприятелей под управлением AI вылетает на задание немало, мой первый бой в PvE был проигран потому, что наш квартет кораблей возомнил себя бессмертными, получив закономерный щелчок по носу от первой волны атаковавших нашу верфь штурмовиков. Тут-то и прояснилось, что с респавном в PvE дела плохи, я бы даже сказал отвратительны. И поделом нам, нечего было изображать из себя четырех мушкетеров и лезть на перехватчиках в самое пекло.

Техника

Стоп. Я тут уже много чего описал, а про термины рассказать почему-то не удосужился. Техника в Star Conflict делится на три класса: перехватчики, штурмовики и фрегаты. Упрощенно их можно было бы назвать легкими, средними и тяжелыми кораблями, но мы не станем это делать. Почему? Да потому что у каждого подвида своя роль. И если фрегат с установленным фазовым щитом обязан быть поближе к условной линии фронта, поддерживая своих, имперцу с дезинтегратором сами звезды велели стоять подальше и жалить побольнее. В конце концов, его суперпушка бьет километров на 10-12, что едва ли не предельная дальность для оружия.

Теоретически, конечно, можно попробовать добиться схожей дальнобойности и от штурмовика, например. В Star Conflict наличествует масса боевых и вспомогательных модулей, устанавливая которые вы, так или иначе, измените характеристики техники. Например, увеличите урон, но параллельно уменьшите точность. Однако давать здесь какие-то советы по конфигурации кораблей поостережемся, каждый перестраивает технику под себя, и универсальных решений попросту нет.

Перед вылетом в схватку обязательно загляните в раздел контракты, взяв несколько миссий. Их выполнение поднимает репутацию с выбранной фракцией, а значит, рано или поздно даст доступ к новым модулям, оружию и технике. Особых трудностей с квестами замечено не было, задания наподобие «Одержать одну победу» или «Нанести финальный удар, используя ракетное оружие» выполняются сами собой. Если, конечно, не зависнуть в космосе, напрочь забыв о происходящем и любуясь поверхностью близлежащей планеты.

Впрочем, долго любоваться не выйдет - кто-нибудь обязательно прилетит и всадит в вас парочку ракет, добив лазерами. Сражения в Star Conflict редко идут дольше пяти минут, обычно одна сторона быстро добивается преимущества, а затем уверенно побеждает. Не по причине собственной крутости, а из-за разнобоя в стане соперников. Слаженную работу звеньев истребителей или перехватчиков видишь редко, все профессионалы, похоже, перекочевали в «Битву за сектор». А «зеленая» молодежь любит с радостными криками рвануть вперед, не думая, что за соседним астероидом затаился коварный противник.

Лучший космический экшен

Как ни крути, а перед нами один из лучших космических экшнов. С немаленьким списком режимов, большим количеством кораблей и просто невероятным числом устанавливаемых на них модулей. Сумеет ли тандем из Gaijin и Star Gem раскрутить проект? От ответа на сей вопрос зависит судьба тех, кому не безразличны бескрайние просторы Star Conflict.

Запустив игру, обратите внимание на вкладку «Развитие». В ней вы прокачиваете виртуального героя, садящегося за штурвал корабля. Всего на выбор есть тридцать шесть перков - по двенадцать на нацию. Но взять на каждом уровне разрешено лишь один из них, и поначалу непросто разорваться между увеличением скорости восстановления щита, ростом его объема или дополнительным сопротивлением повреждениям. Рекомендацию дадим одну: смотрите на свой любимый класс кораблей и переделывайте героя под него. Переставлять перки, к счастью, не запрещено, хотя такие операции у хирургов будущего и стоят немалых денег.

Симулятор командных перестрелок в космическом сеттинге. Уже год как идет открытое бета-тестирование, благодаря которому проект, подобно неогранённому алмазу, приобретает более совершенное очертание. По крайней мере, очертание он принял уже достаточно совершенное, чтобы с уверенностью констатировать, что он из себя представляет. Этой констатацией мы сейчас и займемся.

Just Another MMO.

За существование на чертовых куличках галактики ведут борьбу три фракции – Империя, Иерихон и Федерация. Последние – торгаши без четкой иерархии власти, Иерихонцы – сторонники трансгуманизма, с младенчества предающиеся забавам технического совершенствования собственных тел, а Империя – она и в Африке Империя. Вычленять сюжетную подоплеку из повествования – занятие не самое простое, потому что откроется она лишь самым внимательным. Пара предложений здесь, легкое упоминание там... Проще признать, что сюжет в рудиментарен.

Дизайн кораблей радует глаз. Заветного внимания от неискушенного ММО-пользователя с первых же минут потребуется запредельное количество, ибо выяснять все придется эмпирическим путем – даже в местном обучении бедному игроку не всплывет ни одной подсказки, сразу битва на-гора в открытом космосе. Тенденция с течением времени лишь усиливается: ни слова помощи об апгрейде корабля, о правилах и типах боев или схемах монетизации вы не услышите. Все сам, все сам.


А забавлять себя предстоит исключительно стычками на космических кораблях формата стенка-на-стенку. Боже упаси спутать Star Conflict с космосимом – здесь нет ничего, кроме закрытых, пусть и весьма обширных, пространств для выяснения отношений с неприятелями. Откровений в режимах битв искать не стоит: всего их пять, и в каждом без труда узнаются известные дезматчи, захваты точек и битвы за обладание предметом. Если вы родились под созвездием пацифиста и избиение аватаров живых людей категорически не приемлите, ребята из рады предложить вам PvE-сражения. Правда, совершенно очевидно, что большую ставку команда разработчиков на них не делала – битвы с боссами и совместная защита дружественного крейсера здесь сделаны очень для галочки. Кстати, вопреки ожиданиям, играть на геймпаде оказалось не очень удобно. Возможно это связано с тем, что джойстик тупо не поддерживается.

Башляй и играй.

Выбирая фракцию для сражения сложно ошибиться, так как ветки кораблей в них практически не разнятся. Юркие перехватчики, бронированные неповоротливые фрегаты или сбалансированные штурмовики различных сторон конфликта предлагают вам абсолютно идентичное бороздение просторов галактики. Дерево развития от имени разработчиков протягивает к игроку ладонь с просьбой позолотить ручку: чтобы открыть новый корабль, нужно изрядно прокачать предыдущий. Каково же будет ваше удивление, когда вы обнаружите, что следующее космическое судно имеет незначительные улучшения по сравнению с предыдущим, а внешнее отличие – чисто косметическое. И да, узнать, что вас ждет, можно тоже лишь опытным путем. Купив.


Валют в игре вышло нескромное количество – аж 9 штук. И это не считая двух видов синергии, что расходуются на улучшение звездолетов. Лицензия пилота, местный премиум, приобретается за галактические стандарты, которые, ясное дело, покупаются за живые деньги. В остальном же различные апгрейды потребуют и различных вложений: кредиты, синергию или гаранты фракций. Последние бывают трех видов – по два варианта на Империю, Иерихон и Федерацию. Заработать заветные гаранты можно выполняя различные контракты: сбить пять кораблей, захватить пару точек или взорвать маяк, одержать победу, и все в таком духе. Единовременно можно быть наемником лишь одного из шести направлений. Хочешь дезертировать – бога ради, но тогда наемничество по другой ветке начнется с начала.

Одно и тоже. Одно и тоже. Постоянно одно и тоже. Особо заядлым космическим стрелкам открыт доступ к захвату секторов, достаточно лишь примкнуть к какой-либо корпорации. И понеслась: на первой фазе все участники конфликта смотрят на карту и прицениваются, какой бы сектор им захватить, а на второй сходятся за вожделенный клочок космоса в единой схватке. Кто контролирует больше абстрактной территории, тот получает больше бонусов. Зато в бойне участвуют корабли всех рангов, а всего их в 15 штук. Но купить дредноут 15-ого ранга и наказать всех обидчиков – мечта идеалиста. На деле ключевое значение имеют модули, установленные на космическое судно.


Двигатель, энергоблок, щит, корпус, компьютер... Апгрейды для каждого класса корабля свои, и переставить, скажем, бластер фрегата на перехватчик, не получится. Понять полезность того или иного модуля поможет уже известная схема «купи-и-узнаешь», которой предшествует похудевший кошелек либо несколько кропотливых часов веселой гриндилки. Ориентируясь по описанию, можно выбрать апгреды-фавориты, и покупать только их, но тогда вы рискуете неприятно удивиться ограниченности виртуального прилавка – кроме любимого модуля, кандидатов на покупку не наберется и десяток. Совершать выбор придется и при имплантировании пилота. Каждый уровень развития предлагается три варианта перманентных бонусов, кардинально отличающихся друг от друга.

Те же танки, только в космосе? И да, и нет. Здесь нет никакой стратегии и тактики, но есть бодрые замесы в трех измерениях. Местный донат требует лютого задротства, награда за которое настолько минимальна, насколько только может быть. Отсутствие обучения и варианта предпросмотра покупок обуславливают низкий порог вхождения, но высокое желание расстаться. Пять режимов PvP и несостоятельные PvE-арены, красивые, но одинаковые корабли, и в целом аркаднейшие пострелушки с минимальным смыслом – все это .

Жанр многопользовательских командных поединков становится все более популярным. Скоро мы сможем сражаться не только на земле (World of Tanks ), но и в небе (War Thunder и World of Warplanes ) и на море (World of Warships ). Ну а прямо сейчас можно отправиться в космос - достаточно скачать и установить командный экшен .

Разработчики игры StarGem Inc неплохо разбираются в жанре космических экшенов. Бои кораблей сделаны на высочайшем уровне, они динамичны, интересны и зрелищны. Правила просты: сражаться предстоит в составе двух команд, каждая из которых должна захватить три маяка противника, удерживая при этом свои. Другой способ победы - уничтожить всех соперников, но так как на бой каждому игроку дается по три корабля, то выиграть таким образом удается очень редко.

В игре доступно три класса кораблей, причем они отлично сбалансированы. Тяжелый фрегат, например, хорошо защищен и несет очень мощное оружие - попав под его огонь, можно погибнуть за считанные секунды. Но он настолько неповоротлив, что в ближнем бою гарантированно проиграет более легкому и маневренному кораблю - его просто уничтожат, зайдя в хвост. Поэтому на фрегате нужно летать с прикрытием, которое «сбросит» прорвавшийся корабль врага. Командная игра в - залог успеха. В бою найдется место как разведке, так и кораблям поддержки, «тяжелой артиллерии» и многим другим.

Бои в игре идут на огромных скоростях. Карты - обширные космические пространства - забиты разнообразным мусором, который можно умело использовать, чтобы выйти из-под атаки или, наоборот, незаметно подойти к врагам. Сверхмощного оружия, которое может уничтожить все живое на другом конце карты, в игре нет, так что бои разворачиваются на небольших дистанциях. Практически каждый противник способен преподнести сюрприз. Например, есть корабли, которые могут становиться невидимыми на некоторое время. Эту способность можно использовать как для выхода из боя, так и для того, чтобы втихаря затаиться и поджидать, когда рядом появится враг. Другие звездолеты оснащены противоракетными ловушками, или более мощным щитом - все эти особенности нужно знать и учитывать в бою.

В промежутках между боями самое время покопаться в ангаре. Здесь явно чувствуется влияние EVE Online . Легкой жизни не ждите - как и в EVE, с настройками звездолетов даже начальных уровней можно копаться очень долго. Три класса кораблей, несколько типов непохожего оружия, огромное количество модулей - любой звездолет легко можно настроить под собственный стиль игры. Корабль ближнего боя, снайперский фрегат, предназначенный для действия из укрытия, корабль поддержки, который «работает» на товарищей - вариантов много.

Продвинутые модули и лучшее оружие становятся доступны по мере прокачки. Она здесь традиционна: опыт набирается в боях, а затем тратится на продвижение по трем веткам развития. Параллельно можно качать репутацию с разными фракциями: каждая дает доступ к более продвинутым модулям и кораблям. Для этого нужно просто выполнять разнообразные задания в боях - например, уничтожить несколько кораблей противника с помощью определенного оружия. Ну и, наконец, не забываем о деньгах - хорошие корабли стоят немало, а после сражения придется раскошелиться не только на боеприпасы, но и на ремонт.

Боевая и экономическая системы проработаны на твердую пятерку, но есть все-таки одна глобальная проблема: в Star Conflict преступно мало контента. Пара карт, единственный игровой режим, неприлично затянутая прокачка - через несколько дней здесь становится скучно. Между тем, в игру запросто можно добавить множество интересных элементов, от клановых войн на карте вселенной до продвинутых PvE-режимов: наверняка среди летчиков сыщется немало любителей пострелять не только живых игроков, но и ботов.

Сейчас Star Conflict - отличная игра для фанатов. Здесь есть красивые и увлекательные бои на космических кораблях и возможность часами ковыряться в ангаре. Если вы не относитесь к ярым поклонникам жанра космических файтингов, советуем подождать несколько месяцев: по нашим данным, в игре запланировано серьезное обновление, которое здорово расширит список возможностей.

Как играть? Скачайте клиент на игры, зарегистрируйтесь и играйте. Игра условно бесплатна.

Системные требования Star Conflict: ОС: Windows XP SP3 Процессор: 2.0 GHz Intel Pentium 4 / AMD Athlon II Видеокарта: 512 MB NVidia / AMD Radeon / Intel (HD 3000, HD 4000) с поддержкой Pixel Shader 3.0 (кроме AMD Radeon серии X1000) Оперативная память: 1 ГБ RAM.

Когда-то давно, примерно три тысячи лет назад, жители Земли навсегда покинули планету. Бесконечная галактика была разделена между звездными империями и независимыми альянсами. И теперь, когда в самой отдаленной точки Вселенной, в Секторе 1337, были обнаружены огромные территории заброшенной, разрушенной и вымершей великой цивилизации Предтеч, в Галактике развернулась настоящая борьба.

С чего всё началось

Представители Империи, наемников и просто «новые Индианы Джонсы» - все бросились на поиски сокровищ и артефактов загадочной Предтечи. И все наследство цивилизации было бы разворовано, если бы не странные явления, происходящие в этом Секторе. Любой живой организм, попавший в поле воздействия этой аномалии, тут же погибал, тем самым сильно усложняя захватнические действия представителей Галактики.

Но это не останавливает тех, кто видит возможность в бесплатной наживе. Мало кто выживал в таких обстоятельствах, но уходили эти счастливчики с огромным состоянием. Именно поэтому в основе игры Star Conflict лежит противостояние трех фракций: Империи, Федерации и Иерихона. Кто же получит право обладать наследием цивилизации? Каждому геймеру необходимо выбрать организацию, на чьей стороне он будет сражаться, которую по ходу игры можно будет и поменять.

Игровые фракции

Империя

Одно слово Империя говорит о мощной коалиции крепких, всемогущих бойцов, которые полностью преданы своему императору. Главная их цель – развитие и увеличение границ власти Империи. Их сила – могущественный флот, который практически невозможно победить. Техника обороны и техника наступления не знает равных. И это неудивительно, потому что в научном блоке фракции работают самые толковые и самые лучшие ученые в Галактике. Империя не жалеет денег на развитие этого блока и поэтому получает соответствующее лучшее инновационное оборудование.

Федерация

Представители этой фракции – меркантильные и свободолюбивые купцы и перекупщики, которые не подчиняются никому. Нюх на выгодную сделку у них в крови. Их скоростные корабли идеально подходят для перевозки грузов и на должном уровне оснащены оборудованием. Может в прочности они и уступают имперскому флоту, но в плане безопасности им нет равных. Каждое их оружие, каждая часть их обмундирования направлена на защиту своего хозяина. Их мощь сосредоточена на торговле.

Иерихон

Представители этой фракции – огромная группировка грозных и жестких ученых. Своей главной целью считают развитие физических возможностей человеческого тела с помощью науки. Испокон веков иерихонцы исследованиями и опытами совершенствуют свое тело и разум. Доходит до того, что достигая зрелого возраста, всего лишь единицы сохраняют человеческую внешность. Их сила в развитых технологиях, информацию о которых они строго и неумолимо охраняют.

Бороздим космическое пространство

Корабли - главное оружие в этой игре. За очки энергии можно и нужно развивать свою боевую машину, а также приобретать новые. Кроме этого, в Star Conflict присутствует система реальных денег. Можно купить новые дополнительные устройства для флота, повышенный коэффициент получаемой прибыли за бой, лицензии на пилота и др.

Корабли делятся на три класса: фрегаты, штурмовики и перехватчики . Каждый вид имеет свое преимущество и свои параметры, которые помогают выбрать оптимальный корабль для определенного боя и для ведения тактики.

Так, фрегаты при своей невысокой скорости имеют сильную броневую способность, подходят для атаки противника с большого расстояния. Оснащен 4-6 орудиями. Штурмовики предназначены для укрепления своих сторонников, оснащены четырьмя орудиями и ракетами. Что касается перехватчиков, то эти корабли обладают несильной защитой, но как разведчики совершают ловкие шаги и действенные маневры. Оснащены двумя орудиями и ракетами.

Бой может проходить в режиме как PvP , так и PvE . Геймер выбирает режим по своему вкусу. Для каждого режима разработаны несколько карт боев. Каждый ваш поединок сводится к тому, сможете ли вы овладеть конкретной территорией или нет. Чем больше земли вы выиграете, тем вероятнее, что именно ваша фракция одержит победу и получит таинственные артефакты загадочной цивилизации.

Обзор Star Conflict подходит к концу, но перед тем как отправиться играть, вам стоит взглянуть на минимальные и рекомендуемые системные требования Star Conflict.

В начале осени звездолетный боевик торжественно вышел из ОБТ и заодно получил крупное обновление, превратившее его из породистой сессионки в своеобразное подобие онлайновой вселенной. Ключевое слово — «своеобразное». В центре внимания пока все равно сессионные полеты.

Палки и шестеренки

Игра командная. «Держитесь вместе, а не то нас размажут!» - советует волевой капитанский голос. Дело советует. Держаться вместе - это важнейшая, хотя и не единственная деталь механизма местного командного взаимодействия.

Отчасти дело в непростой боевой системе. На сумасшедших скоростях радовать неприятелей лазерными спецэффектами и накрывать вражеские корабли яркими энергетическими сполохами - это не только само по себе замечательно, это еще и здорово ощущается. Но ориентироваться на лету в трех плоскостях учишься не сразу. Нередко после очередной серии маневров корабль резво улетает вверх тормашками в сторону от места схватки. К счастью, у пилотов есть штатный радар, поэтому к бешеному ритму быстро привыкаешь.

Куда прицел смотрит, туда и корабль летит (если не пользоваться функцией свободного прицела) - аркада, что с нее взять. Зато управление освоить проще, чем в какой-нибудь .



В не слишком много карт с замкнутыми пространствами, и это скорее расстраивает. Зато на таких особенно приятно гонять на сверхвысоких скоростях. Попытки застать врасплох чаще всего терпят крах (это не касается кораблей со встроенным модулем скрытности «Хамелеон»): нам видны все, кто виден нашим союзникам. А те вмиг разлетаются по карте.

Когда звездные бои кипят повсюду, координировать действия - непростая задача. В таких условиях было бы нелишним доработать командную навигацию. Сейчас обходится лаконичной системой связи: можно «подсветить» на радарах товарищей тот или иной объект и сообщить что-нибудь в голосовом чате, но пилоты в подавляющем большинстве не любят им пользоваться. Но одно дело, когда эта система применяется на суше и в воздушном пространстве... и совсем другое, когда речь идет о космосе, где верх легко путается с низом, а «лево» и «право» - понятия еще более относительные, чем обычно.

Хотя с сыгранной эскадрильей, где не чураются общаться голосом, проблемы ориентирования решаются сами собой. И претензии остаются лишь к набору режимов. На плодородной почве межзвездных баталий могли появиться поэтапные захваты космобаз в духе Assault из , эпичные столкновения циклопических фрегатов, как в (это, кстати, обещают давно и, может быть, даже скоро устроят), гонки на космолетах, грызня за астероиды или даже целые планеты...

Но пока что в в наличии стандартный набор из шести PvP-режимов: командные «схватки насмерть», удержание точек, захват флага и другие способы столкнуть звездолеты лбами.

В космосе - пустота?

Новый режим - «Вторжение» - по сути, тот самый открытый мир, поделенный на сорок шесть секторов. У режима огромный потенциал, и складывается впечатление, что его будут серьезно развивать в дополнениях и патчах. Сейчас полеты в открытом космосе скорее созерцательная история - в ней нет той агрессии, которая творится в сессионных боях.

Из занятий в космосе - пиратство, борьба с пиратством, устранение инопланетной угрозы. Мы убиваем за завтраком, убиваем за обедом и всенепременно развинчиваем пару звездолетов на ужин. В перерывах рассматриваем огромные тихие космические пространства, которые приходится пролетать, чтобы попасть из сектора в сектор (хотя в сектора с большими станциями можно «прыгнуть» моментально, но это влетит в копеечку). Выбор занятий, правда, везде примерно одинаковый. Разве что в зонах со свободным PvP, где обстрелять можно любой корабль, повеселее.

Ветки кораблей соответствуют трем фракциям: Иерихон, Империя и Федерация. Суда первого обладают крепким энергощитом, второй - выдающейся боеспособностью, а Федерация ставит на скорость.

Но в любом случае, если хочется PvE, то пока куда приятнее проводить время в инстансовых миссиях. Сейчас их семь штук, задачи в них плюс-минус те же, но действие куда более концентрированное - не приходится тратить время на перелеты.

Раз деталька, два деталька

Зато с настройкой корабля полный порядок. Дают модифицировать двигатель, конденсатор, корпус, компьютер, щит, менять орудия, прикручивать боевые модули с новыми способностями. Прибавьте к этому плашку из сорока пяти талантов, и получится, что одну и ту же модель можно собрать уймой разных способов.



Перед PvE-заданиями в общих чертах объясняют, что происходит и куда лететь, чтобы заработать награду. На будущее обещают полноценный сюжет, но пока этим не пахнет. В территориальной войне кипят битвы за сектора на глобальной карте. Доход от захваченных областей делится между игроками владеющей ими корпорации (аналог кланов).

При таком раскладе мало собрать свой корабль - нужно сбалансировать флотилию. На выбор случайных товарищей по штурвалу, конечно, рассчитывать не приходится, но в компании знакомых пилотов можно и поэкспериментировать. Что, если всем пересесть на инженерные суда, умеющие восстанавливать щит и прочность союзных кораблей? Они не шибко скоростные, да и дальнобойностью не отличаются... но вдруг сработает? А если не сработает, можно разбавить такой отряд парочкой укрепленных фрегатов. Или перехватчиками. Или фрегатами с перехватчиками. Или штурмовиками с армированными перехватчиками. Вариантов предостаточно.

* * *

Пока трудно судить, ошиблись ли разработчики, сделав шаг в сторону открытого мира. С одной стороны, конкурировать приходится не с кем попало, а с EVE и . С другой - несмотря на любовь к космосу и онлайновые корни, это очень разные игры. EVE рисует картины экономических авантюр и корпорационных заговоров, Star Citizen , судя по всему, намеревается сойти за симулятор. же - чистый боевик, скоростной, веселый и безо всяких претензий на реализм.

Так или иначе, как сессионная « про космос» игра вполне удалась. Доработать недоработанное, добавить недостающее, убрать ненужное - и прочно обоснуется в этой нише. Посмотрим, на что в итоге сделают упор разработчики.

Порадовало
Огорчило

  • летать и стрелять приятно и весело;
  • космос прекрасен;
  • тщательная настройка кораблей.

Новое на сайте

>

Самое популярное