Домой Природное земледелие Drakensang обзор игры. Drakensang Online - обзор браузерной игры в стиле фэнтези. Классы персонажей Drakensang online

Drakensang обзор игры. Drakensang Online - обзор браузерной игры в стиле фэнтези. Классы персонажей Drakensang online

КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Классические RTS сейчас выходят редко, а хороших вообще днем с огнем не сыщешь — последней была , которой скоро стукнет два года. Дефицит возник не на ровном месте. В какой-то момент жанр зашел в тупик, откуда его окольными путями стала выводить та же в . Старая игровая механика настолько приелась, что даже и не вызывали восторга. Если уж с забуксовали, на что рассчитывать более скромным командам?

Склизкая серость

Человечеству отведена непривычная роль пришельцев, владеющих чудесами науки. Сами люди на поле боя почти не появляются — за них воюют полчища беспилотников. В строительстве при этом царит невиданная архаика — здания нужно соединять проводами, иначе они останутся без света. Зато энергетические заборы замечательные — удерживают вражеские залпы и пропускают свои.

Общее место в развитии двух рас — гибкое «древо технологий». Выбор войск, которые вы можете заказать на заводе, зависит от комбинации пристроек: для одного необходима «танковая» плюс «артиллерийская», для другого – «танковая» плюс «авиационная», причем число ячеек под них ограничено. Просто, но со вкусом, как и взаимоисключающие апгрейды. Хотя по большому счету, конечно, тут нет ничего особенного.

Любопытнее выглядит «серая слизь», презревшая все RTS-правила. Вышедшие из-под контроля наномашины, которые обрели разум и начали самопроизвольно воспроизводить себя, не тащат сырье на склад. Вместо базы у них — огромные сгустки, свободно гуляющие по карте. Заползая на источник ресурсов, они растут и, набрав нужную массу, могут отпочковать ещё одну «матку» или несколько боевых юнитов. Механика интересная, но тем, кто видел , она покажется подозрительно знакомой.

Аватарка

Ещё одно достижение дизайнеров — удобный, продуманный интерфейс. Больше всего меня впечатлили две детали: возможность «зациклить» заказ на вербовку юнитов, дабы заводы штамповали их до бесконечности, и счетчик, показывающий баланс запаса ресурсов (на сколько он растет или убывает каждую секунду). Такие решения встречались в RTS и раньше, но почему-то не вошли в широкий обиход. В самой они работают вхолостую — завершив кампанию, вы едва ли надолго задержитесь в мультиплеере, где вас ждут лишь 8 официальных карт (и несколько десятков любительских поделок сомнительного качества).

* * *

Константин Фомин

Grey Goo

Давно нас с вами не радовали качественными стратегиями. Хотя, как давно? Вот 23 января 2015 года, например, вышла в свет новая игра со странным названием . Не знали про неё? И очень зря, потому как проект получился действительно качественным, и это подтверждают не только красочные ролики геймплея, но и рецензии игроков. Доступна разработка компании Petroglych Games в магазине Steam и предлагает пользователям как single, так и multi player. А не заявка ли это на новую турнирную игру?

Сюжетная линия

– в реальном времени. Так уж заведено у разработчиков этого , что надо столкнуть лбами обязательно три расы. И обязательно приплести какой-нибудь ресурс, которым богата одна из планет в целой галактике. В нашем случае – это Экосистема 9. Да, да, такое вот название носит планета. А что тут удивительного? Земля, к слову, тоже не самое логичное название. И вот на этой самой Экосистеме и разыгралась трагическая история: три расы, каждая со своей философией, попытались ужиться на одном шаре. Но, не получилось, поэтому всё, что им остаётся – это воевать до победного конца.

Расы

Трейлеры в Steam дают чёткое представление о каждом народе, указывая на различия, как в технических вопросах, так и в физиологическом строении. Одну из рас узнают все – это человечество. В игре Grey Goo они представлены, как высокотехнологичная цивилизация, добившаяся успехов в телепортации войск и построек. Их слоган – «Архитекторы Судьбы».

Роль пришельцев досталась таинственному народу Бета, чьи принципы гласят: «Они – охранники наследия». Что именно они оберегают, не совсем ясно, но сражаются за это яро.

Назвать третью сторону конфликта расой язык не поворачивается. В том числе и у разработчиков: они просто назвали это «Слизь». Ну, а как еще можно назвать подвижную массу, издали напоминающую желе и при этом поглощающую всё живое? Верно, никак. А информация на официальном сайте «Грей Гоо» гласит, что это наноботы – бывший продукт человечества, вышедший из под контроля.

Single & Multi player

Grey Goo предложит каждому игроку пройти кампанию, дабы познакомиться более близко с историей рас, их особенностями и возможностями. Но в игре присутствует и возможность сражения между реальными игроками. Причём детальная проработка строений и стратегий даёт пищу для размышлений: а не станет ли Grey Goo новой дисциплиной, поддерживаемой спонсорами. Последняя попытка в этом жанре была успешной лишь в StarCraft II, но случилось это давно, и новичкам дорога к пьедесталу открыта. А, учитывая, периодичность появления патчей, можно смело заявлять: разработчики настроены серьёзно.

Стратегический жанр сейчас переживает не лучшие времена, однако некоторые независимые коллективы стараются его возродить, поскольку крупные издатели отказались выпускать крупнобюджетные забавы для любителей командовать и завоевывать.

Студия Petroglyph, основанная выходцами из Westwood, выпустила свою последнюю игру аж в 2007 году, и до последнего времени о них не было ничего слышно. Внезапно они представили классическую стратегию в реальном времени со сбором ресурсов, постройкой базы и прочими знакомыми атрибутами. Редкий гость в наше время.

В кампании нам рассказывают о пришельцах, людях и расе саморазмножающихся наноботов. Кто из них плохой или хороший, не известно, каждый преследует свои цели. Диалоги представляют собой наборы штампов из фильмов про войну и вторжение инопланетян. Но есть некоторые интересные особенности. Люди здесь гораздо более технологически продвинуты, нежели раса пришельцев. К сожалению, это не отменяет скуки во время прохождения одиночных миссий. В плюсы можно было бы записать красивые ролики между миссиями, однако в большинстве своем они безыдейно поставлены, так что их хочется поскорее пропустить, чтобы не утомлять себя видом двух болтающих болванчиков.

Определенным преимуществом одиночной кампании является её сложность. На среднем уровне вам придется научиться быстро строить базу, следить за постоянным созданием войск и быстро захватывать точки добычи ресурсов. От контроля «катализатора» здесь зависит многое. Авторы не забывают и про разнообразие заданий. Пускай они не блещут оригинальностью, однако разные миссии ставят свои условия.

Не обошлось без отрицательных моментов. Иногда игроку необходимо уничтожить всех вражеских солдат. Однако, учитывая особенности расы наноботов, найти их всех – задача для тех еще меланхоликов. Простое задание оборачивается часовым исследованием карты в поисках оставшихся врагов.

Классика – таким словом можно охарактеризовать игровой процесс Grey Goo. Строительство базы является одним из ключевых аспектов. Каждая из трех рас выделяется своим способом возведения таковой. Пришельцы Бета предпочитают все строения строить вокруг энергоузлов, к каждому можно делать пристройки для создания новых видов войск. Они могут создавать их в любой точке карты.

Людям такая роскошь недоступна. Все их строения должны быть соединены единой сетью, поэтому игрок обязан сосредоточиться на четком планировании обороны. Для этого у него есть на выбор несколько различных турелей.

А вот нанороботы в виде вязких образований вовсе не имеют базы в ее классическом понимании. У них все находится в движении. Так называемые «матери жижи» способны передвигаться по карте и захватывать точки с ресурсами. При их достаточном количестве она способна разделиться на две матери или отделить от себя небольшой кусочек «преторианца», который, в свою очередь, способен превратиться в несколько солдат. Играть за такую подвижную расу очень интересно.

Для победы необходимо правильное планирование развития базы и контроль карты. Благодаря уникальному развитию каждой расы, вы выбираете подходящий стиль игры. Поединки к компьютерным интеллектом учат, насколько важна разведка, строительство множества заводов и постоянное создание войск. Без этих вещей вас просто сметут полчища вражеских солдат.

А вот чем расы не сильно отличаются друг от друга, так это типами войск. К сожалению здесь, нет интересных, запоминающихся или оригинальных подразделений. Все они делятся на легкие, танковые, воздушные и артиллерийские. У каждой расы аналогичный набор, примерно с такими же характеристиками. Конечно, некоторые танки и артиллерия отличаются типами стрельбы, кто-то быстрее уничтожает здания, кто-то бьет по площади, однако это не добавляет большего разнообразия. Практически отсутствуют моменты, когда игрок решает, во что лучше ему развиваться – в пехоту, танки или авиацию. Математика проста: одна машинка подороже уничтожает две подешевле. Строить комбинированные войска можно, но важно не забывать, что более дорогая техника должна преобладать в отряде.

Разнообразие в матчи должна вносить система улучшений. Пристройки для заводов дают возможность выбрать 4 из 12 улучшений для войск и зданий. Каждое из них добавляет войскам новые способности. Кто-то учится атаковать как наземную, так и воздушную технику, у других появляется возможность стрелять на ходу, третье улучшение дает способность обнаруживать невидимых солдат. Однако это все равно не спасает от одинакового сценария развития каждой расы.

Местность вынуждает внимательно планировать сражения. В лесах можно устраивать засады, и если у вас нет подходящего разведчика со способностью обнаружения, то вы рискует потерять всех своих воинов до того как они увидят неприятеля. Такая же ситуация касается возвышений.

Но все это меркнет перед великой жижей! Матери без проблем перекатываются через все препятствия, оружия у них нет, однако они могут атаковать всем телом, нанося огромный урон как постройкам, так и войскам.

Модели техники и персонажей в роликах между миссиями выглядят отлично. Однако сражения между гигантскими армиями больше напоминают столкновения игрушечных солдатиков. Всё дело в скупых эффектах взрывов, ракетных ударов, лазеров и многого другого. Частота кадров периодически скатывается не некомфортного уровня, причем вне зависимости от настроек графики. Озвучка выполнена на должном уровне, солдаты постоянно что-то говорят и не раздражают своей болтовней, а из колонок звучат очередная эпическая мелодия.

Отдельно хотелось бы упомянуть отличный интерфейс, который не заставляет игрока запоминать все горячие клавиши а базируется на простых связках сочетаний букв QWERT.

Вывод :
Стратегия Grey Goo хорошо показывает, в каком плачевном состоянии находится сейчас рынок. В прошлые времена на данную игру не обратили бы внимания, а сейчас ее называют чуть ли не лучшей стратегией за последнее время. Да, у неё есть интересные находки в виде расы нанороботов. Но всё разнообразие сражений держится исключительно на особенностях строительства, а не на уникальных видах войск с интересными особенностями. К тому техническая часть тоже далека от идеала. Игра способна затянуть на несколько вечеров, однако зависать в мультиплеере совершенно не хочется.

Плюсы :
Сложные и интересные одиночные миссии
Три уникальных подхода к строительству базы за каждую из рас
Необычная раса нанороботов
Для победы приходится учитывать тактические особенности карт (возвышенности и заросли)
Удобный и простой интерфейс

Минусы :
Ужасная оптимизация
Невзрачные эффекты во время перестрелок
Большей частью, одинаковые войска у всех рас
Пустой сюжет с бесполезными роликами

Более 20 лет назад вышла культовая игра Duna 2, и с этого момента началась история RTS, в том виде, к которому мы привыкли. За «Дюной» последовали Command&Conquer и Red Alert, развив идеи предшественницы и привнеся свежие идеи в жанр. Но ситуация сложилась так, что Westwood пришлось продать все права на свои игры Electronic Arts, которая, хоть и выпустила несколько продолжений знаменитых серий, но повторить успех предшественников так и не смогла, а вслед за этим и весь жанр начал катиться к своему упадку.

Не смотря на множество подражателей и клонов, большинство из них было откровенной халтурой, другие не выдержали проверку временем. В итоге, на олимпе стратегий в реальном времени, сейчас остался лишь Starcraft. Но, когда кажется, что все уже потеряно, должен появиться мессия, который всех спасет. И вот, из информационного вакуума на свет появилась игра Grey Goo, призванная реанимировать умирающий жанр. А поскольку разработчики новой стратегии, студия Petroglyph, состоит по большей части из ветеранов почившей Westwood, у неё есть все шансы справиться со своей миссией.

Grey Goo - это по-настоящему классическая RTS, без лишней мишуры и выманивания денег у игроков. Всего три режима: компания, мультиплеер и «скирмиш». Геймплей стар, как Dune 2: возводим базу, копим ресурсы, строим заводы, изучаем улучшения, собираем «танковый кулак» и отправляем противника на встречу к праотцам. А вот сценарий у игры довольно проработанный и интересный, с несколькими неожиданными поворотами, кботы пропали. Спустя какое-то время, земляне обнаруживают богатую ресурсами планету «Экосистема 9», на которой безобидные представители инопланетнооторый подается в анимированных, отлично поставленных, роликах между миссиями.

Действие Grey Goo происходит в научно-фантастической вселенной, где за господство над планетой бьются три расы: земляне, пришельцы-Бета и колония нанороботов, подаривших своё название игре. Примечательно, что агрессорами в этой войне выступают земляне, а не «злобные» пришельцы, как это обычно принято. Нанороботы были созданы землянами для экспансии в другие миры, которые проникали в «кротовые норы», чтобы исследовать окружающее пространство. То ли денег, как всегда, не хватило, то ли люди нашли другой вариант для разведки, но проект свернули, а нанорой расы Бета конструировали корабль, чтобы вернуться на свою родину. Люди решили долго не церемониться, и отправили к планете свои боевые корабли. А по прибытии обнаруживается, что этот дивный мир облюбовали и «потерянные» нанороботы.

Каждая сторона, представленная в игре, действительно уникальна. Люди обязаны объединять свои здания в сеть с помощью силовых перемычек, кроме того, у них имеются непроницаемые силовые поля и целых четыре вида оборонительных башен. Как следствие, играют обычно они от обороны, ограничиваясь парой-тройкой месторождений ресурсов. Спасает лишь умение телепортации, но переносить можно лишь по 7 юнитов, поэтому заслать в тыл армию не получится. Строения пришельцев ютятся вокруг особых узлов. Имеется возможность десантировать их в любой уголок карты. Присутствуют у них и стены, но более слабые, чем у людей. Если же в построенную башню поместить юнита, то она сразу становится орудийной, отстреливаясь от неприятеля и вбирая в себя весь урон, при этом юнит может в любой момент выйти от туда и ринуться в бой врукопашную. Бетанцы одинаково хорошо справляются, как с обороной, так и с нападением. Ну а слизь строить базы не умеет. Есть только «матери слизи», которые воспроизводят все и вся, включая самих себя. Они способны пожирать ресурсы и даже вражеских юнитов, отчего пухнут и могут отпочковывать от себя сгустки, которые могут принять в любой момент боевую форму, а во что именно они превратятся – загадка для врага до самого последнего момента. У слизи нет авиации, зато они способны проползать горы, а на производство бойцов не тратится время – мутирование происходит мгновенно. Благодаря своей мобильности, армия нанороботов способна восстановиться даже после разгрома, достаточно только, чтобы сбежать успела хоть одна матка.

Grey Goo верна заветам предков, и танковый раш – лучшая стратегия в подавляющем большинстве ситуаций, плюс легендарный убер-юнит ему в помощь. Но вот кто первый накопит достаточное количество денег для его осуществления, это зависит как раз от игрока. Здесь практически не важно, с какой скоростью вы щелкаете мышкой, на манер StarCraft, гораздо важнее правильная стратегия развития базы и добычи ресурсов. Игра отличается высоким уровнем ИИ, поэтому пройти компанию – настоящее испытание даже для заядлых стратегоманов.

Отличная графика радует глаз: часто можно, засмотревшись на жизнь своих юнитов, пропустить момент вторжения противника. Дополняет все это великолепная музыка от Фрэнка Клепаки, автора саундтрека к С&C. Grey Goo – это по-настоящему ольдскульная стратегия в яркой современной обертке с интересным сюжетом и богатым геймлеем, способная реанимировать жанр. Рекомендуется к обязательному ознакомлению всем любителям игр вообще и RTS в частности.

Комментарии и отзывы Grey Goo

Одним из ключевых изменений обновлённого M11 Pro стало расширение встроенной памяти до 64 ГБ с возможност...

Vivo N17 Neo оснащен NFC и совместим с платёжной системой Google Pay. С помощью данного модуля можно обме...

). Потом запутались в собственных экспериментах, и потеряла всякую связь с предками - за все про все отдувался один лысый миляга Кейн. Ну а после этого они выкатили ремейк , разочаровавшись, видимо, в столь старой игрушке.

И вот - тишина. По эту сторону классических стратегий в реальном времени уцелела разве что , которую Blizzard заранее поделили на три куска, предчувствуя скорую монополию. А родовая ветвь C&C прервалась.

Однако тут из вселенской пустоты явились Petroglyph, в чьем экипаже числится немало ветеранов Westwood. Явились не с пустыми руками - они выковали C&C заново из подручных средств.

Мы пришли с миром

Получилась , о которой до релиза мало кто слышал. Grey Goo не стояла с протянутой рукой на Kickstarter, прикрываясь ностальгическими лозунгами, не мучила игроков «ранним доступом», предлагая им ловить баги за их же деньги, даже не заикалась о DLC (потому что дополнения следует делать тогда, когда истощится оригинал, - была вот такая варварская практика в дореволюционные времена).

Да какая разница, кто в строю. Главное, что их много!

Наработки Westwood и ее преемников в EA, касающиеся сюжетного обоснования, отправились в архив: действие Grey Goo происходит в научно-фантастической вселенной, где вот-вот случится локальный Ренессанс (а там, глядишь, и капитан Прайс Четвертый полетит выбивать створки шлюзов). Игра брезгливо избегает темы «землян атакуют злые пришельцы», здесь, напротив, атакуют земляне. Человечество шагнуло так далеко вперед, что стало неотличимо от каких-нибудь протоссов. Даже пехоту упразднили, царицу полей!

А обороняются от них мордатые бугаи расы бета (напоминают протеан из ). И вот они - вылитые терраны: громоздкая техника, мощные залпы, толстые пули и длинные орудия. Только с колесом не задалось: «бетанцы» предпочитаю шагающие машины.

Со временем бетанцы и люди объединятся против общего врага. К этому моменту нам дадут за этого самого врага поиграть.

Третьими в этом боевом застолье стали существа, в честь которых и назвали игру. «Серая слизь» (в официальном переводе - просто гу), армия нанороботов, умеющих самовоспроизводиться, развиваться и приспосабливаться. По инерции их хочется сравнить с зергами, чтобы пасьянс аналогии наконец сложился, но не выходит. Потому что «слизь» - это действительно новое слово в стратегиях, да и на хищных мутантов гу не похожи (скорее - на уродливые скульптуры Делии Дитц из «Битлджуса» ). Что еще важнее, играется за «слизь» принципиально иначе, хотя и этим товарищам не чуждо правило «собери прорву танков и получи победу в подарок».

Spice must flow!

Grey Goo вообще симпатизирует реликтовому RTS-геймплею. Танковый раш живее всех живых и остается эффективным решением. Даже более эффективным, чем хорошая засада и атака легендарным юнитом (летающий сервиз с гаубицей у расы бета, андроидопотам у людей и буйная бактерия размером с дом у «слизи»). Еще лучше - все сразу.

Но войне Grey Goo уделяет не так много внимания, как развитию базы, и здесь раскрываются принципиально разные у всех трех сторон подходы.

Люди играют от обороны, ведь их здания должны объединяться в сеть с помощью силовых перемычек. Им же выдали стены из непроницаемых полей и четыре вида орудийных башен. Волей-неволей это вынуждает запираться на базе, используя не больше трех-четырех месторождений ресурсов, - далеко и не дотянешься, а башни строятся преступно долго. Хотя люди владеют технологией телепортации, баланс она не рушит: здания перемещаются только в пределах сети, а боевые единицы - только пачкой в семь штук. Много для диверсии, мало для вторжения.

Основные здания легко отличить друг от друга, в отличие от служебных пристроек. Войска распознаются по-разному: почти сразу у «слизи» и прищурив глаз - у людей.

Бетанцы обучены, кажется, всякой стратегии. Их строения кучкуются вокруг особых узлов, от двух до шести зданий на узел. Мало! С другой стороны, они ловко десантируют как узлы, так и пристройки в любой закоулок карты, лишь бы разведка не подвела. Притом эти товарищи не лишены осторожности и тоже строят стены, но не силовые, а классические, с воротами и башенками. Пустые башенки легко превращаются в орудийные - достаточно поселить туда одного из бойцов. Весь урон башня примет на себя, а солдат в любой момент будет готов спрыгнуть на землю и ринуться в бой. Это располагает к агрессивному, стремительному захвату земель - и такой же агрессивной обороне.

Матери гу не умеют сражаться, но могут «наползать» на врага, пожирая его. Стены и здания тоже съедобны.

Что касается гу... нет у них никакой базы. Нанороботы в принципе не обязаны сидеть на месте, и все производственные функции у них выполняют «матери слизи». Фактически - здоровые такие амебы, поглощающие ресурсы из месторождений. От плотной трапезы мать растет и делится по нашему указанию - например, на сгустки слизи помельче, которые, в свою очередь, делятся на боевые единицы. Разумеется, мать слизи способна «родить» и другую мать - чтобы та нашла новое пастбище.

Про нанитов нельзя даже сказать, что они гибкие, - потому что они жидкие. В наилучшем из смыслов. Если вы засекли на подходах к одной из матерей марширующий полк - уводите мать и готовьтесь ударить в спину. Инкубаторы ползают весьма резво, а горные гряды для них - как бордюр для таксы: напрягутся и перелезут. Центральной базы слизь не имеет - среди матерей главной нет. Протеи, которых выпускают матери, могут мутировать в отряды под носом у вражьих полчищ, и до самого рокового момента противник не будет знать, что вы ему уготовили.

Однако охота за матерями в кампании - это ад, какого не знает ни одна RTS. ИИ умеет так ловко уводить их от возмездия, а делятся они так быстро, что спустя много часов после разгрома врага вы будете бегать по карте за мерзкими амебами. Чтоб фотографии отдать.

Полумесяцы у слизи - аналог артиллерии, но с отвратительной оговоркой: их снаряды продолжают наносить урон после попадания и могут растворить целую армию!

Что печально - комбинированные армии в Grey Goo скорее дань времени. То есть парочку зениток держать под рукой надо, парочку детекторов для поиска невидимок - тоже. Но основной состав может быть каким угодно. Желательно, конечно, побольше танков и артиллерии. Мощный кулак техники почти любого рода - железная гарантия победы. Вопрос лишь в том, кто первый осилит подобную трату.

Поэтому вопросы развития базы, захвата ресурсов и грамотного контроля куда важнее того, сколько щелчков мышью в минуту вы делаете в StarСraft . Но современная практика почти отучила среднестатистического игрока от менеджмента базы: , и иже с ними заставили познавать тактику и бросить экономику. Что ж, пора сдуть пыль с калькулятора.

* * *

Как бы то ни было, GreyGoo появилась внезапно и столь же внезапно оказалась отличной. Теперь Petroglyph обязаны починить систему поиска соперников в мультиплеере, подтянуть оптимизацию (большая свалка роняет почти любую систему) и выправить баланс, чтобы слизь не творила бесчинства. Такие мелочи не должны омрачать реанимированный жанр.

Порадовало
Огорчило

  • почти безупречная RTS про базу и танковый раш;
  • стратегическое разнообразие между сторонами конфликта;
  • качество выделки - будто вбухали десятки миллионов.

Новое на сайте

>

Самое популярное