Домой Природное земледелие Фантастиведение: кто есть кто. Поэт науки (О творчестве Александра Беляева) Н безгина а беляев мой роман занимает

Фантастиведение: кто есть кто. Поэт науки (О творчестве Александра Беляева) Н безгина а беляев мой роман занимает

Балабуха А. Баталов Э. Безгина Н. Беляев А. Бережной С. Бернштейн И. Биленкин Д. Борисов В. Борисов Л. Брандис Е. Браудо Е. Бритиков А. Бугров В. Булычев К. Буря В. Воздвиженская О. Вулис А. Вяткин А. Гаков Вл. Геворкян Э. Геллер Л. Гончаров В. Гопман В. Горбунова Л. Горчаков В. Горшенин А. Громова А. Гуревич Г. Дилакторская О. Динамов С. Дмитревский В. Добрусина Т. Евдокимов А. Ефремов И. Журавлева В. Захарченко В. Званцева Е. Зеркалов А. (См. Мирер А.) Зуенко Е. Ибрагимова Р. Ивич А. Игнатов С. Исангазин М. Кагарлицкий Ю. Казаков В. Калашников Н. Кан В. Караваев Д. Каширин А. Керзин А. Кленов В. Клокова Е. Ковский В. Королев К. Кудрявцев С. Кузнецов Г. Кушаев Н. Кущ О. Лаврова Т. Ланин Б. Ларин С. Левидова И. Линник Ю. Ляпунов Б. Малевич О. Манукян А. Медведев Ю. Мельников А. Миловидов Б. Мирер А.И. Мирлис А. Михайлова Л. Мостков Ю. Муравьев В. Мухортов Н. Неелов Е. Некрасов С. Никольский С. Новикова Н. Нудельман Р. Осипов А. Палей А. Парнов Е. Перельман Я. Переслегин С. Плеханов С. Поляков П. Пропп В. Ревич В. Резанова Н. Розанова А. Ройфе А. Ростоцкий С. Рублев К. Рыкачев Я. Рынин Н. Рюриков Ю. Рягузова Г. Святловский В. Семибратова И. Смелков Ю. Соломоденко В. Стругацкий А. Стругацкий Б. Тамарченко Е. Топоров В. Урбан А. Федосеев Г. Халымбаджа И. Ханютин Ю. Харитонов Е. Хуторская Л. Чаликова В. Чернышева Т. Черная Н. Чертков А. Чистов К. Чудакова М. Шалашова З. Шатилов И. Шек А. Шестаков В. Шудря Е. Яновская М. АЛЬТОВ Генрих (Псевд.; Наст. ф.и.о. - АЛЬТШУЛЛЕР, Генрих Саулович; 1926 - 1998) - прозаик, инженер-изобретатель, один из ведущих авторов советской НФ 1960-х гг. Родился в Ташкенте, окончил Азерб. индустриальный ин-т, работал в закрытом НИИ, журналистом. С 1990 г. жил в Петрозаводске. В печати дебютировал в 1957 г. (рассказ "Зиночка", в соавт. с В.Фелициным). Автор книг НФ прозы "Легенды о звездных капитанах" (1961), "Опаляющий разум" (1968), "Создан для бури" (1970), мн. рассказов и повестей в коллективных сборниках (иногда в соавт. с женой - В.Журавлевой). Наряду с прозаическими произведениями А. принадлежит целый ряд публикаций теоретического характера, представляющих несомненный интерес не только для специалистов-филологов, но и для преподавателей технических ВУЗов. Являясь создателем известной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), А. особое внимание уделял теории "сильного мышления" и "жизненной стратегии творческой личности. Обязательным условием тв-ва по А. является умение оперировать фантаст. идеями, а потому в отд. дисциплину выделено Развитие Творческого Воображения (РТВ), основывающееся на использовании осн. приемов генерирования новых фантастических идей..." (Энциклопедия фантастики. Мн., 1995. С. 33). Совместно с П.Амнуэлем он разработал шкалу "Фантазия-2" для оценки новизны, убедительности и художественной ценности НФ идей; особый интерес представляет и др. исследование А. - "Регистр НФ идей, сюжетов, ситуаций", в котором автор предпринял удачную попытку классифицировать идеи, использованные в НФ, а так же выявить соотношение НФ идей, получивших свое продолжение в реальной жизни (Космические полеты, лазерный луч и т.д.). Большинство статей А. посвящены непростым взаимоотношениям науки и художественной литературы, не утратили своей актуальности и статьи о проблемах совр. советской НФ. Библиография 1. Гадкие утята фантастики, или Пятьдесят идей Александра Беляева // Полюс риска. - Баку: Гянджлик, 1970. - С. 201-226. 2. Краски для фантазии // Лит. Азербайджан. - 1970. - N 11. - С. 118-124. 3. Курс на человека. Продолжаем обсуждение вопросов научной фантастики // Лит. и жизнь. - 1960. - 31 авг. 4. Обрести крылья // О литературе для детей: Сб. ст. Вып. 10. - Л.: Дет. лит.,1968. - С. 156-165. 5. Перечитывая Уэллса // Эти удивительные звезды: Сб. - Баку, 1966. 6. Рубежи науки и фантастики // Знание-сила. - 1963. - N 11. - С. 55-56. 7. Судьба предвидений Жюля Верна // Мир приключений. - М.: Детгиз, 1963. - С. 521-543. 8. Фантастика и читатели // Проблемы социологии печати. Вып. 2. - Новосибирск, 1970. - С. 74-91. 9. Фантасты повторяются // Комс. правда. - 1962. - 24 дек. 10. Чтобы стать принцессой. [ Проблемы развития совр. сов. НФ] // О литературе для детей: Сб. ст. вып. 13. - Л.: Дет. лит., 1968. - С. 45-64; То же // Дет. лит. - 1968. - N 8. - С. 9-13. 11. Экран, открытый в будущий. [О проблемах кинофантастики] // Искусство кино. - 1965. - N 97. - С. 62-66 . - В соавт. с В.Журавлевой. 12. Этюды о фантазии // НФ: Сб. Вып. 22. - М.: Знание, 1980. - С. 217-235. ЛИТ.: Борисов В. Альтов, Генрих Саулович // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. - Мн.: Галаксиас, 1995. - С. 31-33; Урбан А. Вернемся к пристрастиям // Дет. лит. - 1969. - N 9. - С. 2-5. АМУСИН, Марк Фомич (р.1948) - критик, литературовед. Родился в Ленинграде (СПб); Окончил Ленинградский электротехнический ин-т связи им. М.А.Бонч-Бруевича. С конца 1970-х выступает в печати с литературно-критическими статьями, посвященными, главным образом, различным аспектам отечественной фантастической прозы. Публиковался в журналах "Нева", "Звезда", "Лит.обозрение". В середине 1990-х гг. эмигрировал в Израиль. Автор первой русскоязычной монографии, посвященной обзору творчества А. и Б.Стругацких "Братья Стругацкие. Очерк творчества" (1996), в которой подробно рассмотрены проблематика, поэтика и образная система произведений выдающихся отечественых писателей-фантастов. Так же известен рядом критич. публикаций по проблемам совр. российской фантастической литературы. Библиография 1. Братья Стругацкие. Очерк творчества. - Иерусалим: Бесэдер Лтд, 1996. - 187 с. ------ 2. В поисках чудесного сплава. Заметки о фантастико-бытовой прозе // Нева. - 1983. - N 10. - С. 157-164. 3. Далеко ли до будущего? // Нева. - 1988. - N 2. АНДРЕЕВ Кирилл Константинович (1899 - 1967) - Писатель, критик, очеркист. Родился и умер в Москве. В печати дебютировал в 1927 г. Долгое время работал лит. редактором в изд-ве "Детская литература". Творчество А. тесно связано с приключенческой и фантастической литературой: выступал как автор послесловий к книгам фантастов, составитель и комментатор. Предисловия и послесловия к книгам Ж.Верна, С.Лема, Р.Брэдбери выделяет в ряду родственных работ прекрасное знание материала и несомненный дар художника, что позволило им по праву занять место в золотом фонде коментаторской критики. Особое место в творчестве А. занимает художественно-документальная книга "Три жизни Жюля Верна" (1956. 1957. 1960), содержащая немало интересных фактов житейской и творческой биографии французского писателя. Так же выделяется книга "Искатели приключений" (1968), содержащая очерки о наиболее читаемых в нашей стране авторах-приключенцах и фантастах - Р.Стивенсоне, А.Конан-Дойле, А.Грине... Следует отметить, что А. всегда выступал как один из активнейших организаторов развития и пропаганды НФ: и как редактор изд-ва, и как организатор разнообразных мероприятий писателей-фантастов по линии СП и т.д. и т.п. Библиография 1. Искатели приключений.- М.:Дет.лит.,1968.-256 с.; 2. Три жизни Жюля Верна.- М.:Мол.гвардия,1956.-311 с.(ЖЗЛ); То ж е:2-е изд.-М.,1957;То же:3-е изд.-М.,1960. _______________ 3. Бег времени // Фантастика-1963.- М.: Мол. гвардия, 1963.- С. 3-20. 4. Будем ли мы такими? // Стругацкие А.и Б. Возвращение (Полдень, 22-й век). - М.: Детгиз,1962. 5. Жюль Верн // Огонек. - 1953. - N 6. - С. 25. 6. Жюль Верн // Верн Ж. Собр. соч. В 12 т. - М.: Художеств. лит., 1954. - Т. 1. - С. 5-42. 7. Завтрашний день наступит // Новый мир.- 1952.- N 9.- С.274-277. 8. Книги о будущем обществе // Детская литература.1960 год.- М.: Детгиз,1961.- С.33-57; 9. Мир завтрашнего дня // Новый мир.- 1959.- N 6.- С.241-247; 10. Лем против Лема // Лит.газ.- 1965.- 26 окт. 11. О романе Ж.Верна "Путешествие к центру Земли" // Техника-молодежи. - 1953. - N 12. - С. 14-17. 12. О творчестве Вл.Немцова // Немцов В.Огненный шар.- М.,1958. 13. Послесловие // Верн Ж. Таинственный остров. - М.: Моск. рабочий, 1956. - С. 495-505. 14. Почти такие же... // Лит.газ.- 1965.- 27 мая.- С.3. 15. Предисловие // Верн Ж. Двадцать тысяч лье под водой. - М.: Мол. гвардия, 1955. - С. 3-10. 16. Предисловие // Верн Ж. Таинственный остров. - М.: Мол. гвардия, 1955. - С. 3-10. 17. Предисловие // Брэдбери Р.Фантастика.- М.:Знание,1963.- С.5-24; 18. Предисловие // Верн Ж. Дети капитана Гранта.- М.: Мол.гвардия, 1955.- С.3-16; 19. Слово о завтрашнем дне // Известия.- 1960.- 15 февр. 20. Станислав Лем // Лем С. Магелланово облако.- М.: Детгиз, 1960.- С.5-12; 21. Сверстники юности // Искатель.- 1961.- N 3.- С. 91-93. 22. Утро новой эры // Новая сигнальная.- М.: Знание, 1963. 23. Фантастика.Год 1962 // Техника-молодежи.- 1962.- N 12.- С.28-29; 24. Фантастика Рэя Бредбери // Новая сигнальная.- С.216-220; 25. Четыре будущих Станислава Лема // Лем С.Высокий замок.- М.: Мол.гвардия,1969.- С.132-143. ЛИТ.: Иноземцев И. Четвертая жизнь Жюля Верна: [Рец. на кн.: Андреев К. Три жизни Жюля Верна. - М., 1956] // Огонек. - 1957. - N 22. - С. 21; Климова В. Сверстник грядущих поколений: [Рец. на кн.: Андреев К. Три жизни Жюля Верна. - М., 1956] // Комсом. правда. - 1957. - 29 июня; Левин Ф. Рец.: [Андреев К. Искатели приключений. М., 1966] // Лит. газ. - 1967. - 4 янв.; Осипов А. Фантастика от "А" до "Я". Андреев К.К. // Альтаир.- М.,1993.- N 1.- С.155-156; Рысс Е. Послесловие // Андреев К. Искатели приключений. - М.,1969. АНИКЕЕВ Владимир Иванович (1950) - Библиограф, переводчик НФ. Окончил Химический фак. Белорусского Гос. ун-та. Работал младшим науч. сотрудником в ин-те биоорганической химии АН Белоруси. Научную работу совмещает с переводческой (переводы НФ с англ. и пол. яз.) и библиографической деятельностью в области НФ. Наибольший интерес представляет биобиблиографический справочник, составленный А. - "Писатели и критики научной фантастики в Польской республике" (1990). Член редколлегии НФ-журнала "Фантакрим-MEGA". Живет в Минске. Библиография 1.Библиографические работы 1. Библиография переводов произведений Пола Андерсона на рус. яз. // Фантакрим-MEGA. - Мн.,1991. - N 3. - С.89 . - В соавт. с И.Г.Халымбаджой. 2. Говорим: французская фантастика. Читаем: Жюль Верн: Франц. фантастика в рус. переводах (1991-1993) //Фантакрим-MEGA. - 1993.- N 6. - С.42-43. 3. Лед тронулся...: Англо-американская фантастика на рус. яз.: Опыт библиографии // Фантакрим-MEGA. - 1992, N 6; 1993, NN 2-6; 1994, NN 1-4; 1995, N 1-5. 4. Писатели и критики научной фантастики в Польской республике (Материалы к библиографии) // Истребитель ведьм. - М.: Мол.гвардия, 1990. - C. 317-351. 2. Критические статьи, очерки 5. Мертвая зыбь и "новая волна" // Парус. - Мн.,1988. - N 7. - C.62-63. 6. Нас переводят? Мы переводим...// Фантакрим-MEGA. - 1995. - N 3. - C. 28-30. 7. Научная фантастика Польши // Истребитель ведьм. - М.,1990. - C.305-316; Т о ж е: Фантастика Польши. // Фантакрим- MEGA. - 1990. - N 1. - C.76-81. 8. Тени над городом встали...: Рец. на кн. Е.Дрозда "Тени над

1930 - в московском журнале «Вокруг света» напечатан роман «Подводные земледельцы», а во «Всемирном следопыте» очерк «Гражданин Эфирного острова» - о К. Э. Циолковском.

1931 ,19 марта - в возрасте шести лет умирает от менингита старшая дочь Людмила.

Август - сентябрь - в ленинградском журнале «Вокруг света» напечатан роман «Земля горит».

14 сентября - возвращение из Киева в Ленинград (поселок Щемиловка за Невской заставой).

1932 , январь - переезд семьи в Детское (Царское) Село (с 1937 года - город Пушкин) в квартиру на улице Жуковской, 15). Публикация произведений в жанре научной фантастики в СССР прекращена практически полностью.

Весна - Беляев нанимается на должность юрисконсульта Севтралтреста и уезжает в Мурманск.

Март - сентябрь - сотрудничество в мурманских газетах.

Осень - возвращение в город Пушкин.

1933 - сотрудничество в ленинградских детских журналах «Чиж» и «Еж».

Издан роман «Прыжок в ничто».

1934 , 28 февраля - в газете «Литературный Ленинград» Я. И. Перельман опубликовал разгромную рецензию на роман «Прыжок в ничто». Конец июля - встреча с Гербертом Уэллсом в Ленинграде.

Октябрь - в ленинградском журнале «Вокруг света» начата публикация повести «Воздушный корабль» (завершена в июне 1934 года).

1935 - семья Беляевых получила две комнаты в писательском доме в Ленинграде (Петроградская сторона, Большой проспект, 51/2). Вышло в свет второе издание романа «Прыжок в ничто» с предисловием К. Э. Циолковского. В Киеве издана повесть «Чудесный глаз» в переводе на украинский («Чудесне око»).

Июль - лечение в Евпатории (санаторий «Таласса»).

1936 , февраль - июнь - в ленинградском журнале «Вокруг света» напечатан роман «Звезда Кэц».

1937 , февраль - март - в газете «Смена» опубликован роман «Голова профессора Доуэля».

Июнь - начата публикация романа «Голова профессора Доуэля» в ленинградском журнале «Вокруг света» (завершена в декабре). Лето - лечение в Евпатории.

Декабрь - в газете «Ленинские искры» начата публикация повести «Небесный гость» (завершена в июле 1938 года).

1938 , 10 февраля - «Литературная газета» возмущена равнодушием Союза писателей к бедственному положению Беляева (болезнь, одиночество, его произведения не издают).

Апрель - журнал «В бой за технику!» начал печатать роман «Под небом Арктики».

Лето - переезд в город Пушкин.

Июль - декабрь - в ленинградском журнале «Вокруг света» напечатана повесть «Лаборатория Дубльвэ». В течение года выходят три книги писателя: в Ленинграде новая редакция «Человека-амфибии» и роман «Голова профессора Доуэля», а в Хабаровске - «Прыжок в ничто».

1939 , май - июль - в журнале «Молодой колхозник» напечатана повесть «Замок ведьм».

1940 - вышли в свет два романа - «Человек, нашедший свое лицо» (переделка романа 1929 года «Человек, потерявший лицо») и «Звезда Кэц» (новая редакция). По заказу Одесской киностудии (режиссер И. Ростовцев) начата работа над сценарием кинофильма «Когда погаснет свет».

22 июня - начало Великой Отечественной войны. Безуспешные попытки «перестроить» свое творчество в духе военного времени.

17–19 сентября - немцы заняли город Пушкин. Женская часть семьи Беляевых получила статус «фольксдойче».

Не позднее 23 декабря - на 58-м году жизни в оккупированном Пушкине умер от голода Александр Романович Беляев.

ЛИТЕРАТУРА

Devigne R. L’Atlantide: sixième partie du monde. Paris: d’Oeuvres representatives, 1931.

Devigne R. L’Atlantide: Un continent disparu. Paris: G. Crès & c ie , 1924.

Hagemeister M. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Wek und Wirkung. München: Otto Sagner, 1989 (Marburger Abchandlungen zur Geschichte und Kultur Osteuropas. Bd. 28).

La Hire, Jean de. L’Homme que peut vivre dans l’eau. Paris: J. Ferenczi et fils, 1926.

Qaganskayah M. "Or kelev, ’o hokhmath sophrim [Собачья шкура, или Мудрость писателей] // Bulgaqov М. Lev kelev. Tel-’Aviv: Yedi"oth ’ahronoth , 2002.

[Беляева С. A.] [Беседа с С. А. Беляевой] // Искорка. Л., 1986. № 1.

[Беляева С. А.] [Интервью Дмитрию Тихонову] Голова писателя Беляева // Труд. 2004. № 64. 8 апреля.

[Беляева С. А.] [Интервью Ивану Жукову] Тайна смерти фантаста Беляева //Аргументы и факты. СПб., 2003. № 28. Июль.

[Беляева С. А.] [Интервью Сергею Мирову) Материк Погибших Кораблей // Новая газета. 2001. № 44. 28 июня.

[Будницкий О. В.] Владимир Бурцев и его корреспонденты // Отечественная история. 1992. № 6.

[Воробьев Б. Н.] // Искатель (Приложение к журналу «Вокруг света»). 1962. № 5.

[Шалимов А., Стругацкий Б. Н., Никольский Б., Ларионова О.] Рыцарь мечты / Записал А. Мясников // Вечерний Ленинград. 1984. № 65. 16 марта.

«Что-то дикое, ужасное, но геройски благородно!»: Записки графини Е. Л. Камаровской. Декабрь 1905 года / Комм, и публ. документа М. И. Одинцова // Исторический архив. 2000. № 5.

Алексеев В. «Зачем заглядывать в будущее?»: Из записной книжки букиниста // Неделя (Приложение к газете «Известия»). 1978. № 7. 13–19 февраля.

Алексеев В., Корнеев А. Ничего не предвещало славы // Советская культура. 1984. № 33. 17 марта.

Андреева Т. В., Соломонов В. А. Историк и власть: Сергей Николаевич Чернов: 1887–1941. Саратов: Научная книга, 2006.

Безгина Н. Л. Александр Романович Беляев: к 100-летию со дня рождения. Волгоград, 1984.

Безродный М. Oh, du lieber Augustin // Toronto Slavic Quarterly. 2008. № 24. Spring. - http://www.utoronto.ca/tsq/24/bezrodny24.shtml

Беляева М. К. Мой «фантастический» спутник // Край Смоленский. Смоленск, 2004. № 3/4.

Беляева С. А. «Он был для меня просто отцом и большим фантазером» // Край Смоленский. Смоленск, 2004. № 3/4.

Беляева С. А. Воспоминания об отце // Аврора. Л., 1982. № 9.

Беляева С. А. Воспоминания об отце // Молодой дальневосточник. Хабаровск, 1984. № 52. 17 марта.

Беляева С. А. Воспоминания об отце // Полное собрание сочинений: В 7 т. М.: Эксмо, 2009–2010 [Т. 7]. 2010.

Беляева С. А. Воспоминания об отце // Синяя дорога. JL: Детская литература, 1984.

Беляева С. А. Воспоминания об отце // Уральский следопыт. Свердловск, 1984. № 3.

Беляева С. А. Воспоминания об отце. СПб.: Серебряный век, 2009.

Беляева С. А. Дороги в никуда // Нева. СПб., 1999. № 8.

Беляева С. А. Звезда мерцает за окном… // Фантастика-84. М.: Молодая гвардия, 1984.

Беляева С. А. Мой отец - Александр Беляев // Терминатор. 1994. № 2/3.

Беляева С. А. Мой отец - фантаст Беляев// Нева. СПб., 1999. № 3.

Беляева С. А. На другой день после войны: Воспоминания // Край Смоленский. Смоленск, 2005. № 5/6.

Беляева С. А. Новое о писателе Беляеве (Публикуется впервые) // За знания. Комсомольск-на-Амуре, 1987. № 18 (357). 11 июня.

Нелли КРАВКЛИС, писательница-краевед, Михаил ЛЕВИТИН, член Союза журналистов России, краевед.

Выражение «Книга источник знания» вполне можно назвать девизом писателя-фантаста Александра Романовича Беляева. Любовь к чтению, стремление узнавать новое, осваивая новые пространства, новые сферы науки, он пронёс через всю жизнь.

В те годы, когда сделана эта фотография, юного Сашу Беляева влекли дальние страны, путешествия и приключения - всё, что не имело отношения к обыденной действительности.

«Обаятельный человек с широким кругом интересов и неиссякаемым чувством юмора, - вспоминает В. В. Былинская, знавшая его в те годы, - Александр Беляев объединил вокруг себя кружок смоленской молодёжи, стал центром этого небольшого общества.

Мемориальная доска, установленная на здании, где располагалась редакция «Смоленского вестника».

«В молодости отец любил одеваться модно, - вспоминает дочь писателя Светлана Александровна, - если не сказать, даже с щегольством...»

В 2009 году исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Романовича Беляева советского фантаста, одного из основоположников научно-фантастической литературы, заслужившего мировое признание. О Беляеве написано немало, однако годы его жизни в городе Смоленске, где он родился и вырос, отражены неполно, к тому же в текстах повторяются ошибки, которые мы исправляем, пользуясь архивными материалами.

Александр Беляев родился 16 марта (по новому стилю) 1884 года в доме на Большой Одигитриевской улице (ныне ул. Докучаева) в семье священника Одигитриевской церкви Романа Петровича Беляева и его жены Надежды Васильевны. Всего в семье было трое детей: Василий, Александр и Нина.

Участок земли, по воспоминаниям краеведа А. Н. Троицкого, заключался весьма живописным садом, спускающимся по крутому склону в овраг, идущий к собору.

Родители Александра были людьми глубоко верующими. А интересы Саши с самого раннего детства лежали в совершенно иной плоскости: его увлекали путешествия, необыкновенные приключения, навеянные чтением любимого Жюля Верна.

«Мы с братом, вспоминал Александр Романович, решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарём и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.

Позднее пришёл Уэллс с кошмарами «Борьбы миров». В этом мире уже не было так уютно...»

Нетрудно представить, насколько взбудоражило воображение мальчика случившееся 6 июля 1893 года событие: в Лопатинском саду поднялся воздушный шар с гимнасткой, сидящей на трапеции, на высоту одного километра, после чего она спрыгнула с трапеции. Зрители ахнули от ужаса. Но над гимнасткой раскрылся парашют, и девушка благополучно приземлилась.

Зрелище настолько потрясло Сашу, что он немедленно решил испытать чувство полёта и спрыгнул с крыши с зонтиком в руках, затем на парашюте, сделанном из простыни. Та и другая попытка принесли весьма чувствительные ушибы. Но Александр Беляев всё же сумел воплотить свою мечту в жизнь: его последний роман «Ариэль» повествует о человеке, способном летать как птица.

Но время беззаботных увлечений закончилось. По воле отца мальчика отдали в духовное училище. В публикациях о писателе сообщается, что он поступил туда в возрасте шести лет. Но это не так.

«Смоленские епархиальные ведомости» ежегодно публиковали официальные сведения об учениках духовного училища и семинарии. И в № 13 за 1895 год приводится «Список учеников духовного училища, составленный училищным правлением после годичных испытаний в конце 1894/1895 учебного года и утверждённый Его Преосвященством 5 июля 1895 г. за № 251». Среди учеников I класса: «Яков Алексеев, Дмитрий Алмазов, Александр Беляев, Николай Высотский...» В конце списка указано, что эти ученики переводятся во II класс училища. Таким образом, Александру Беляеву в 1895 году было 11 лет. Следовательно, поступил он в 10 лет.

Училище располагалось возле Авраамиевского монастыря, недалеко от усадьбы Беляевых, минутах в пяти ходьбы неспешным шагом.

Занятия давались ему легко. В тех же ведомостях (№ 12 за 1898 год) приводится список учеников IV класса: «Первый разряд: Павел Дьяконов, Александр Беляев, Николай Лебедев, Яков Алексеев <...> окончили полный курс училища и удостоены перевода в I класс семинарии».

Вот когда Александр Беляев становится семинаристом - в 14 лет, а не на 11 -м году, как указывается в устоявшихся биографических справках к собраниям его сочинений и во многих других публикациях о писателе.

Знаток местного края краевед СМ. Яковлев писал: «190 лет просуществовала Смоленская духовная семинария. Основал её в 1728 году бывший ректор Московской духовной академии епископ Гедеон Вишневский... "муж ученейший и великой строгости"», занятия вели высокообразованные педагоги, приглашённые из Киева. Изучение латыни, древнегреческого и польского языков было обязательным.

В семинарии Беляев славился не только успехами в занятиях, но и своими «выступлениями на вечерах - чтением стихотворений».

В первые годы существования в Смоленской семинарии для жителей города устраивались зрелищные представления духовного содержания (мистерии) с целью укрепления в зрителе нравственно-религиозных начал, верности православию и престолу. Александр Беляев - их неизменный участник.

В предисловиях к нескольким сборникам биографы утверждают, что Беляев окончил семинарию в 1901 году. Это ещё одна неточность. «Епархиальные ведомости» (№№ 11-12 за 1904 год) приводят алфавитный список выпускников: среди них - Беляев Александр.

После окончания семинарии вопреки желанию отца, видевшего сына своим преемником, Александр поступает в юридический Демидовский лицей в Ярославле (учреждённое в 1809 году как училище по инициативе и на средства П. Г. Демидова с трёхлетним сроком обучения, это учебное заведение реорганизовали в 1833 году сначала в лицей с тем же сроком обучения, а в 1868 году в четырёхгодичный юридический лицей с правами университета). Параллельно Александр получил и музыкальное образование по классу скрипки.

Неожиданная смерть отца в 1905 году оставила семью без средств к существованию. Александр, чтобы достать денег на оплату обучения, давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. Но горе не приходит одно: утонул в Днепре брат Василий, а затем умерла сестра Ниночка. Александр остался единственным защитником и опорой матери, поэтому после окончания лицея (1908 год) вернулся в Смоленск.

Известно, что в 1909-м он работал помощником присяжного поверенного. Но творческая натура Александра Романовича требовала выхода, и он становится деятельным участником смоленского Общества любителей изящных искусств, где выступал с лекциями, затем - членом правления смоленского Клуба общедоступных развлечений и членом правления Симфонического общества. В летние месяцы в Смоленске обычно гастролировали театральные труппы, чаще Басманова. Беляев пишет рецензии в «Смоленский вестник» практически на каждый спектакль, шедший в Лопатинском саду, выступает и как музыкальный критик. Подписывался псевдонимом «B-la-f». Публиковали «смоленские фельетоны» на злобу дня.

Все, кто читал его произведения, знают, как остро отзывался писатель на несправедливость. Это качество проявилось в первые же годы самостоятельной жизни и стало причиной того, что в 1909 году Александр Беляев оказался под наблюдением полиции. Сведения находятся в жандармском деле «Дневник наружного наблюдения, сводки по Смоленской организации партии социалистов-революционеров». Дело Беляева начато 30 декабря 1908 года. В отчёте полковника Н. Г. Иваненко за 10 ноября 1909 года представлен список лиц, принадлежавших к местной организации, руководил которой некий Карелин. В этом списке приводится и фамилия Беляева Александра Романовича: «.. .помощник присяжного поверенного, 32 года (на самом деле ему было 25 лет. - Прим. авт.), кличка «Живой» (дана в связи с характером. - Прим. авт.)». В отчёте указано, что у подозреваемых проведён обыск 2 ноября 1909 года. «Живой» в дневнике охранки фигурирует до конца его ведения (19 января 1910 года).

Нам удалось найти в «Смоленском вестнике» (за эти же годы) сообщения о нескольких судебных процессах, которые вёл А. Беляев в качестве помощника присяжного поверенного. Но одно из них - от 23 октября 1909 года - представляет особый интерес, поскольку Беляев выступил в процессе над руководителем партии эсеров. А 25 декабря, как сообщается в газете, «... из смоленской тюрьмы освобождён арестованный месяц тому назад В. Карелин». Думается, это можно счесть доказательством того, насколько успешно вёл защиту Александр Романович. В 1911 году Беляев выиграл крупное судебное дело лесопромышленника Скундина, за которое получил значительный гонорар. Эту сумму он отложил на давно задуманное путешествие по Европе. Правда, совершить поездку удалось только через два года, о чём свидетельствует «Ведомость о выданных с 1 марта сего 1913 года Смоленским губернатором заграничных паспортов»: «... потомственному почётному гражданину, помощнику присяжного поверенного Александру Романовичу Беляеву за № 57».

В автобиографии о целях этой поездки писатель пишет: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции». Поездка стала бесценным источником, из которого писатель черпал нужные ему впечатления до конца своих дней. Ведь действие большинства его романов происходит «за границей». А первое путешествие оказалось и единственным.

Беляев - не праздный турист, а любознательный испытатель. В биографической справке к 9-томному собранию сочинений писателя тому приводится подтверждение: «В 1913 году находилось не так уже много смельчаков, летавших на самолётах "Блерио" и "Фарман" - "этажерках" и "гробах", как называли их тогда. Однако Беляев в Италии, в Вентимильи, совершает полёт на гидроплане».

Вот отрывок из описания этого полёта: «Море под нами уходит всё ниже. Домики, окружающие залив, кажутся не белыми, а красными, потому что сверху мы видим только красные крыши. Белой ниточкой тянется у берега прибой. Вот и мыс Martin. Авиатор машет рукой, мы смотрим в том направлении, и перед нами развёртывается, как в панораме, берег Ривьеры».

Свои ощущения Беляев затем передаст, в частности, в рассказе «Человек, который не спит»: «Какая-то река показалась вдали. На высоких прибрежных холмах раскинулся город. На правом берегу город был опоясан старинными зубчатыми стенами Кремля с высокими башнями. Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. - Днепр!.. Смоленск!.. Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром».

Во время путешествия по Италии Беляев поднялся на Везувий и опубликовал в «Смоленском вестнике» очерк о восхождении. В этих заметках уже ощущается уверенное перо не только талантливого журналиста, но и будущего блестящего писателя: «Неожиданно начались кусты, и мы очутились перед целым морем чёрной застывшей лавы. Лошади храпели, перебирали ногами, и они решились ступить на лаву точно это была вода. Наконец нервно, прыжками лошади взошли на лаву и пошли шагом. Лава шуршала и обламывалась под ногами лошадей. Солнце заходило. Внизу залив уже покрылся сизой дымкой. Там наступил короткий нежный вечер. На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась... Везувий - это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, - каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее».

А в кратере огнедышащего великана «...всё было наполнено едким, удушливым паром. Он то стлался по чёрным, изъеденным влагой и пеплом неровным краям жерла, то белым клубком вылетал вверх, точно из гигантской трубы паровоза. И в тот момент где-то глубоко внизу тьма освещалась, точно далёким заревом пожара...»

Писательский талант Александра Романовича проявляется не только в описаниях природных явлений, он понимает и людей с их противоречиями: «Удивительный народ эти итальянцы! Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность - с добротой, мелкие страстишки - с истинно великим порывом души».

Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях.

Наверное, можно утверждать, что путешествие помогло ему наконец определиться с окончательным выбором профессии. В 1913-1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором. Сегодня на здании, где находилась редакция, установлена мемориальная доска.

Нереализованной пока осталась только его тяга к театру. Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские. Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю. Н. Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна». «Смоленский вестник» (10 февраля 1913 года) отмечал, что шумный большой успех спектакля «создала неутомимая энергия, любовное отношение и тонкое понимание руководителей Ю. Н. Сабуровой и А. Р. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу - поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения».

Об этой стороне творческой натуры Александра Романовича пишет в своих воспоминаниях житель Смоленска СМ. Яковлев: «Обаятельный образ А. Р. Беляева запал мне в душу с тех пор, когда он помогал нам - учащимся гимназии Н. П. Евневич - поставить вместе с ученицами женской гимназии Е. Г. Шешатку на одном из наших ученических вечеров чудесную фантастическую пьесу-сказку "Три года, три дня, три минуточки". Взяв за основу сюжетный стержень сказки, А. Р. Беляев как постановщик-режиссёр сумел творчески доработать, обогатить её множеством интересных вводных сцен, расцветить её яркими красками, насытить музыкой и пением. Фантазия его не знала границ! Он органично "вращивал" в ткань сказки придуманные им острословные реплики, диалоги, массовые сцены, хоровые и хореографические номера <...> Данные его были великолепными. Он обладал хорошей внешностью, высокой культурой речи, большой музыкальностью, ярким темпераментом и удивительным искусством перевоплощения. В особенности сильно было в нём мимичное дарование, о чём легко судить по сохранившимся у дочери писателя, Светланы Александровны, многочисленным его фотографиям-маскам, необычайно точно и выразительно передающим гамму разнообразных состояний человеческой психики - равнодушие, любопытство, подозрительность, страх, ужас, недоумение, умиление, восторг, грусть и т.д.».

Первое литературное произведение Александра Романовича - пьеса «Бабушка Мойра» - появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка».

Бывая наездами в Москве (которая манила и притягивала его), Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы.

Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А. Беляева 1915 год. На молодого человека обрушилась тяжкая болезнь: туберкулёз позвоночника. От него уходит жена. Врачи рекомендуют поменять климат, мать и няня перевозят его в Ялту. Шесть лет Александр Беляев был прикован к постели, три года из них находился в гипсовом корсете.

А какие это были страшные годы! Октябрьская революция, Гражданская война, разруха... Беляев спасается только тем, что много читает, особенно переводную фантастическую литературу; изучает литературу по медицине, биологии, истории; интересуется новыми открытиями, достижениями науки; осваивает иностранные языки.

Только в 1922 году его состояние несколько улучшилось. Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе. После женитьбы «...мне пришлось, - вспоминал Беляев, - поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же - фотограф, снимающий преступников, я же - лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать».

Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича - они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире. После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке. 15 марта 1924 года в семье Беляевых родилась дочь Людмила.

Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле - Народном комиссариате почты и телеграфа - плановиком, через некоторое время - в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой.

1925 год. Беляеву 41 год. На страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликован его рассказ «Голова профессора Доуэля». Именно рассказ, а не роман. Первая проба пера писателя-фантаста. И начало новой, творческой жизни Александра Романовича Беляева. В статье «О моих работах» Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" - произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"».

С публикации рассказа началась профессиональная литературная деятельность Беляева. Он сотрудничает с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание -сила», «Борьба миров», публикует новые фантастические произведения: «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды». Подписывается не только своей фамилией, но и псевдонимами - А. Ром и Арбел.

Маргарита Константиновна на старой пишущей машинке «Ремингтон» без устали печатает его новые произведения. Жизнь Беляевых налаживается. Они купили рояль. Вечерами музицируют. Посещают театры, музеи. Обрели новых знакомых.

1928 год в творчестве Беляева стал знаменательным: опубликован роман «Человек-амфибия». Главы нового произведения печатались в журнале «Вокруг света». Успех был необыкновенный! Номера журналов расхватывались моментально. Достаточно сказать, что тираж «Вокруг света» увеличился с 200 000 до 250 000 экземпляров. В том же, 1928 году роман дважды выходил отдельной книгой, а через год появилось третье издание. Популярность романа превзошла все ожидания. Секрет успеха критики объясняли тем, что это «универсальный роман, объединивший научную фантастику, приключения, социальную тему и мелодраму». Книгу переводили и издавали на многих языках. Беляев стал известен! (Снятый в 1961 году, уже после смерти писателя, одноимённый фильм тоже ждал ошеломляющий успех. Его посмотрели 65,5 миллиона зрителей - рекорд того времени!)

В декабре 1928 года Беляев оставляет Москву и переезжает в Ленинград. Квартиру на улице Можайского обустроили со вкусом. «По случаю, - вспоминает Светлана Александровна Беляева, - родители купили чудную старинную мебель - кабинет, в нём стояли шведская конторка, удобное кресло с откидной спинкой, большой плюшевый диван, рояль и полки с книгами и журналами».

Александр Романович пишет много и увлечённо. Его фантастика не надуманна, а зиждется на научной основе. Писатель следит за новостями науки и техники. Его знания энциклопедически разносторонни, и он легко ориентируется в новых направлениях.

Казалось бы, жизнь идёт благополучно. Но... Беляев заболевает воспалением лёгких. Врачи советуют поменять климат. И семья переезжает в Киев, где живёт друг его детства Николай Павлович Выготский. В Киеве благодатный климат, жизнь дешевле, но... издательства принимают рукописи только на украинском языке! Писатель вынужден совершить очередной переезд в Москву.

Здесь семью постигло горе: 19 марта умирает от менингита дочь Людмила, а у Александра Романовича происходит обострение туберкулёза позвоночника. Снова постель. И как ответ на вынужденную неподвижность растёт интерес к проблемам покорения космоса. Александр Романович изучает труды Циолковского, и воображение фантаста рисует полёт на Луну, межпланетные путешествия, открытие новых миров. Этой теме посвящен «Воздушный корабль». Прочитав его, Константин Эдуардович Циолковский в отзыве отметил: «Рассказ... остроумно написан и достаточно научен для фантазии». Рассказ «Прыжок в ничто» - о путешествии на Венеру - Беляев тоже послал Циолковскому, и учёный написал к нему предисловие. Их переписка продолжалась до ухода Циолковского из жизни. Памяти Константина Эдуардовича писатель посвятил свой роман «Звезда КЭЦ» (1936).

В октябре 1931 года Беляевы вновь переезжают - в Ленинград, где прожили до 1938 года. Последние годы писатель болел, почти не вставал с постели. И летом 1938 года они меняют жилплощадь в Ленинграде на пятикомнатную квартиру в Пушкине.

Александр Романович почти не покидает дома. Но к нему приходят писатели, читатели и почитатели, каждую неделю собираются пионеры - он ведёт драматический кружок.

Здесь его застаёт Отечественная война. Беляев умер в оккупированном городе 6 января 1942 года. На Казанском кладбище в Пушкине над его могилой стоит белый обелиск с надписью «Беляев Александр Романович», ниже - раскрытая книга с гусиным пером. На листах книги написано: «Писатель-фантаст».

Беляев создал 17 романов, десятки рассказов и огромное количество очерков. И это за 16 лет литературного труда! Его увлекательные произведения проникнуты верой в неограниченные возможности разума человека и верой в справедливость.

Размышляя о задачах фантаста, Александр Романович писал: «Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает учёный, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны ещё и самому учёному». Именно таким писателем-фантастом был он сам.

Считается, и не без основания, что у Александра Романовича Беляева три жизни: одна - от рождения до выхода рассказа «Голова профессора Доуэля», вторая - от этого первого рассказа до дня смерти писателя, третья - самая долгая жизнь в его книгах.

Журнал «Наука и жизнь» стал лауреатом Литературной премии имени Александра Беляева 2009 года в номинации «Журналу - за наиболее интересную деятельность в течение года, предшествующего вручению». Премия присуждена «за верность традициям отечественной научно-популярной и научно-художественной литературы и журналистики».

Идея учредить мемориальную премию в честь Александра Беляева возникла в 1984 году, когда отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-фантаста, перу которого принадлежат не только фантастические романы «Человек-амфибия», «Ариэль», «Голова профессора Доуэля», но и научно-популярные произведения. Однако впервые она была вручена в 1990 году, и в первые годы присуждалась за литературные произведения в жанре научной фантастики. В 2002 году статус премии был пересмотрен, и теперь она даётся исключительно за произведения научно-популярной и научно-художественной (просветительской) литературы.

БИБЛИОГР.: Становление антиутопического жанра в русской литературе: Моногр. - М.: Изд-во МПГУ им. В.И.Ленина,1993. - 335 с. Ч.1-2.

АСЕНИН Сергей Владимирович (р.1922) - Кинокритик, ученый-киновед, один из ведущих специалистов по анимационному кино и кино стран Вост. Европы. Окончил Гос. ин-т театр. искусства в Москве, работал зав. ред. теории и истории кино изд-ва "Искусство". Канд. искусствоведения. Печататься начал с 1943 г. Живет в Москве.

Среди научных работ А., посвященных мультипликации, к истории кинофантастики имеет прямое отношение монография, посвященная творчеству известного чешского режиссера Карела Земана "Фантастический киномир Карела Земана" (1979); опосредованное отношение имеет так же книга о др. мастере мультипликации - "Йон Попеску-Гопо. Рисованный человечек и реальный мир" (1986).

Библиография

1. Йон Попеску-Гопо: Рисованный человечек и реальный мир / Союз кинематографистов СССР. - М.,1986. - 127 с.

2. Фантастический киномир Карела Земана. - М.: Искусство,1979. 128 с.

БАЛАБУХА Андрей Дмитриевич (р.1947) - Писатель-фантаст, критик, эссеист. Родился и живет в Санкт-Петербурге. По образованию топограф; работал инженером-проектировщиком в проектно-конструкторском бюро.

Печататься начал с 1966 г.; с 1974 г. - профессиональный писатель. Первая НФ публикация - рассказ "Аппендикс" (1968). Автор НФ романа "Нептунова арфа" (1986), рассказов, объединенных в сборник "Люди кораблей" (1983), многочисленных повестей и рассказов, опубликованных в коллективных сборниках и периодике.

С 1970 г. Б. выступает в области литературной критики, автор многочисленных статей, обзоров, вступительных статей. Неоднократно писал в соавторстве с В.Дмитревским, А.Бритиковым. Особого внимания заслуживают очерки, посвященные жизни и творчеству А.Р.Беляева, комментарии к пятитомнику писателя (Л.: Дет. лит.,1983-1985), эссе и предисловия, исследующие творчество американского фантаста Р.Э.Хайнлайна.

Лауреат приза им. И.А.Ефремова (1992) - за вклад в развитие отечественной фантастики.

Библиография

1. Адмирал Звездных морей // Хайнлайн Р. Дверь в лето. - Л.: Лениздат,1991. - С.5-14.

2. В единстве с будущим и прошлым // Богданов А. Красная звезда; Лавренев Б. Крушение республики Итл. - М.: Правда,1990. С.399-413. - В соавт. с А.Бритиковым.

3. Восстание магов, или Этюды в темных тонах // Перумов Н. Земля без радости. - СПб.: Азбука-Терра,1995. - С.503-521.

4. Время личности // Хайнлайн Р. Гражданин Галактики. СПб.: Северо-Запад, 1992. - С.599-606.

5. Глаза на затылке, или Что впереди? // Логинов С. Многорукий бог далайна. - Н.Новгород: Флокс,1994. - С.375-383.

6. Горчичное зерно под микроскопом, или Совсем другой Азимов // Солярис. - СПб.,1992. - N 4. - С.209-216.

7. Земля - маленький шар? // В мире фантастики: Сб. ст. - М.: Мол. гвардия,1989. - С.25-27.

8. Зовущие миры (О творчестве Г.Мартынова) // О литературе для детей. Вып. 25. - Л.: Дет. лит.,1982. - С.144-160.

9. Мой Азимов // 1000 Терминатор. - СПб.,1993. - N 1. - С.92-94.

10. Мой Хайнлайн // Хайнлайн Р. Линия жизни. - Л.: Юна,1991. - С.5-8.

11. Парадоксы Артура Кларка // Кларк А. Одиссея, длиною в жизнь. - М.: Мир,1991.

12. Предисловия // Хайнлайн Р. Собр. соч. - СПб.: Terra Fantastica,1993. - Т. 1, с.7-16; 1994. - Т.2, с.5-12; Т.9, с.5-12; Т. 7, с.5-12; Т.14, с.5-10.

13. Рассуждения вокруг "Ы", или Фантаст поневоле: [О творчестве М.Веллера] // Двести. - СПб.,1995. - N Г. - С.37-46.

14. Свидетели и судьи // Тюрин А., Щеголев А. Сеть. - СПб.: Северо-Запад,1993. - С.5-12.

15. Сказание о богах и майорах // Тюрин А. Волшебная лампа генсека. - СПб.: Лань,1995. - С.3-12, 402-410.

16. Смотрящий вперед: [Об А.Р.Беляеве] // Юный техник. 1984. - N 1. - С.48-49.

17. Три жизни Александра Беляева (Крит. - биогр. очерк) // Беляев А. Собр. соч. в 5 т.т. - Л.: Дет. лит., 1983. - Т.1. С.7-30. - В соавт. с А.Бритиковым.

18. 1984 год по Звягинцеву, или Похвальное слово сослагательному наклонению // Звягинцев В. Одиссей покидает Итаку. - СПб.: Северо-Запад, 1993.

19. Человек и его время (Жизнь и книги Георгия Мартынова) // Мартынов Г. Гианэя. - Л.: Дет. лит.,1989. - С.5-16. - В соавт. с А.Бритиковым.

ЛИТ.: Лукашин А. Балабуха А.Д. // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. - Минск,1995. - С.49.; Балабуха А.Д. // Мир глазами фантастов: Рекоменд. библиогр. справочник. - М.:Книга,1986. С.16-17.

БАТАЛОВ Эдуард Яковлевич - социолог, литературовед, канд. филос. наук. Автор оригинальных работ, посвященных комплексному анализу литературной утопии и антиутопии как социокультурному явлению.

Библиография

1. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М.: Политиздат,1989. 319 с.

2. Социальная утопия и утопическое сознание в США. - М.: Наука,1982. - 336 с.

БЕЗГИНА Нина Леонидовна - Библиограф НФ и творческого наследия А.Р.Беляева. Живет в Перми.

Библиография

1. Александр Романович Беляев: К 100-летию со дня рождения: Метод. рекомендации /Обл. отделение ДОК РСФСР; КЛФ "Ветер времени". - Волгоград, 1984. - 21 с. - Подп.: Безгина Н.

2. Александр Романович Беляев: Библиогр. указ. произведений и критики // Поиск-87. - Пермь: Кн. изд., 1987. - С.398-412. Подп.: Никитина Н.

БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884-1942) - видный писатель, один из основоположников и классиков советской фантастической литературы; автор произведений, составивших золотой фонд отечественной фантастики и детской литературы - "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль" и мн. др.

Жизни и творчеству Б. множество статей, в т. ч. - кн. Б.В.Ляпунова "Александр Беляев" (Более подробно см. библиогр. указ. "Александр Беляев". Библиогр. 1997. # 2. С. 64-71), его романы и повести регулярно переиздаются.

Важную роль в период становления советской НФ литературы сыграли и критические статьи Б.; в ряде публикаций (в частности в ст. "Создадим советскую научную фантастику") писатель попытался сформулировать значение и художественные функции НФ в новом обществе; отстаивая тщательно искореняемую соцреалистической идеологией "литературу мечты", Б. с грустью писал в знаменитой статье "Золушка": "Судьба советской научной фантастики похожа на судьбу сказочной Золушки - у обеих двойная жизнь: блестящий выезд на бал и унылое существование нелюбимой падчерицы, сидящей в затрапезном платье, в темном углу кухни" (1938); одним из первых поднимал вопросы и иллюстрирования НФ произведений (ст."Иллюстрация в научной фантастике"); в то же время зачастую рассматривал НФ с точки зрения популяризации научных знаний, что, однако, не умаляет значения критических выступлений Б. в непростой период истории советской литературы.

Библиография

1. Аргонавты Вселен 1000 ной // Дет. лит. - 1939. - N 5. - С. 55.

2. "Арктания": [Рец. на роман Г.Гребнева] // Там же. - 1938. - N 18-19.

3. "Золушка". О научной фантастике в нашей литературе // Лит. газ. - 1938. - N 27, 15 мая; То же // Мир чудес. Хабаровск, 1991. - N 5. - С. 2.

4. Застрельщики новых открытий // Чырвоная Змена. - Минск, 1937. - N 94.

5. Иллюстрация в научной фантастике // Дет. лит. - 1939. - N 1. - С. 61-67.

6. О моих работах // Там же. - 1939. - N 5. - С. 23-25.

7. О научно-фантастическом романе и книге Г.Адамова "Победители недр" // Там же. - 1938. - N 11. - С. 18-22.

8. Послесловие к роману "Человек-амфибия" // Вокруг света. М., 1928. - N 13. - С. 200-202.

10. Создадим советскую научную фантастику // Дет. лит. 1938. - N 15-16. - С. 1-8.

11. Фантастика и наука: Очерк // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. - М.-Л.: Мол. гвардия, 1928. - С. 309-323.

ЛИТ.: Беляева С.А. "Звезда мерцает за окном..." // Фантастика-84. - М.: Мол. гвардия, 1984. - С. 312-347; Ляпунов Б. Александр Беляев: Крит - биогр. очерк. - М.: Сов. писатель, 1967. - 159 с.

Б. Ляпунов

Имя выдающегося советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева широко известно в нашей стране и за рубежом. Вот лишь одна маленькая статистическая справка: за три последних года- с 1956 по 1959 - общий тираж переизданных у нас его произведений превысил- 4 000 000 экземпляров! В чем же секрет обаяния беляевского творчества, завидного «долголетия» его произведений? Прежде чем ответить на этот вопрос, скажем немного о жизни писателя.

«Всемирный, следопыт», год 1925-й - эту дату можно считать началом серьезной работы Беляева в области фантастики. К тому времени он успел уже пройти трудный и извилистый жизненный путь. Готовясь стать юристом, студент Беляев одновременно занимался музыкой в консерватории, работал декоратором в театре, писал статьи. Глядя на его портрет, на тонкие черты лица, так и хочется представить себе длинные, нервные пальцы пианиста или скрипача... Но ни тем, ни другим он не стал. Юридическое образование привело писателя на работу юрисконсульта Наркомпроса. Кроме того, ему пришлось перепробовать и другие профессии - библиотекаря, воспитателя в детском доме, инспектора милиции. Впрочем, такие броски судьбы не были бесполезными для писателя Александра Беляева. Жизнь сталкивала его со множеством людей. Сначала Беляев сотрудничал в московских журналах «Вокруг света» и «Всемирный следопыт». В 1929 году он переезжает из Москвы в Ленинград, а с 1931 года постоянно живет в городе Пушкине. Литературе он полностью посвящает себя в 1925 года.

Поразительна плодотворность работы Беляева, тем более что тяжелая болезнь годами приковывала его к постели. Но только с 1925 по 1930 год, всего за 6 лет, он напечатал свыше сорока научно-фантастических произведений! Среди них - и большие романы, и повести, и рассказы. Талант Беляева был разносторонним. Он писал беллетристику и отдавал дань очерку, работал над сценарием и юмористической фантастикой, над чисто приключенческими рассказами.

Нельзя не удивляться эрудиции писателя. Не будучи инженером, Беляев свободно разбирался в самых разнообразных отраслях техники. Он не был врачом, но создал много произведений на медицинские темы, проявив глубокие знания в этой области. Он не был физиком, но уверенно писал о сложнейших физических проблемах, вплоть до атомной энергии, о которой в те времена еще знали только специалисты. Какой огромный труд стоит за этим! Беляев всегда находился в курсе новейших научных достижений своего времени. Более того, он зачастую опережал их, заглядывая далеко вперед. Повесть «Голова профессора Доуэля» оказалась в своей научной основе предвидением. Лишь впоследствии ученым удалось поддерживать жизнь отделенных от тела органов. И недаром повесть обсуждали - не только как художественное произведение - студенты и преподавателя медицинского института.

Можно привести и ряд других примеров, когда фантастические идеи Беляева впоследствии претворялись в жизнь.

Подводный телевизор сейчас помогает разыскивать затонувшие суда - то, о чем давно писал Беляев в романе «Чудесное око». Как о проблеме, которую вскоре смогут решить наука и техника, говорят сейчас о плантациях водорослей, подводном земледелии, - ему посвящен роман «Подводные земледельцы», вышедший в 1930 году.

Реальностью стало использование внутриатомной энергии - об этом также говорил писатель почти два десятилетия назад. В романах «Прыжок в ничто» и «Под небом Арктики» он изобразил самолет с ракетными двигателями - ракетоплан. И такие самолеты появились. В 1935 году «Уральский следопыт» поместил научно-фантастический рассказ Беляева «Слепой полет», а в 1958 году тот же журнал перепечатал его снова: настолько актуальной оказалась идея рассказа в ваши дни!

Близится время первого полета человека на Луну и межпланетных путешествий: запуски спутников и космических ракет открыли эпоху покорения Вселенной. Беляев много внимания уделил астронавтике. Интересную идею выдвинул он в романе «Прыжок в ничто» - искусственное воспроизведение условий ракетного полета для тренировки будущих астронавтов. Недавно сообщалось об опыте такого рода - имитации обстановки полета на луну.

Еще не осуществились многие идеи, столь ярко воплощенные Беляевым в его фантастических произведениях. Но это дело времени. А если не появятся Ихтиандр и Ариэль, все равно - эти образы, полные живых человеческих чувств, навсегда останутся в истории нашей научно-фантастической литературы. Современная техника дала возможность воплотить идею человека-амфибии и летающего человека иными способами: вооруженные «водяными легкими» - аквалангами люди покоряют голубой континент; с помощью миниатюрных летательных аппаратов они научились искусству летать лучше птиц. Можно ли при этом, торопливо объявляя фантазию писателя «ненаучной», зачеркивать его произведения, как пытались делать некоторые ретивые критики с «Человеком-амфибией»? Нам думается, что нет и нет.

Спор о праве писателя на домысел не нов, он велся и не по поводу беляевских произведений. Сторонники научной достоверности стремились доказать, что писатель-фантаст не должен «залетать» слишком далеко и выдумывать то, чего заведомо не может быть. Тем не менее, жизнь опровергла их аргументы, - мы имеем в виду жизнь тех книг, которые они пытались ниспровергнуть. «Человек-амфибия» - превосходный пример. Десять изданий, непроходящий читательский успех - лучшее тому доказательство. Роман был и остается едва ли не самым любимым среди других произведений Беляева - и для детей, и для взрослых, благодаря его художественному обаянию, реалистической обрисовке героев, несмотря на... несоответствие науке. Следуя же логике его противников, надо снять с книжных полок «Человека-невидимку», «Первые люди на Луне» и «Из пушки на Луну», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлиту», «Плутонию» и «Землю Санникова». Ихтиандр, так же как и Ариэль, реально не может существовать. Но хотели бы того или не хотели сторонники научной «строгости», - Ихтиандр и Ариэль для читателя существуют как художественные образы. Тем самым решена главная задача романа - фантастического по внешним признакам, реалистического по существу. Ибо главные его герои - люди, очутившиеся в необычайных обстоятельствах.

Судьба человека-рыбы сходна с судьбой человека-птицы. Роман «Ариэль» написан Беляевым много позднее. Но, несмотря на разделяющее их время, оба произведения посвящены одному - судьбе необыкновенного изобретения, причем - несчастной его судьбе. Научное объяснение в романе довольно туманно. Однако разве оттого проигрывает образ Ариэля? Оба они, и Ихтиандр и Ариэль, по-своему гуманны, и обоих губят алчные и жестокие силы человеконенавистнического общества. В этом - обличительная сила того и другого романа, их социальная значимость.

Писатель сумел создать впечатляющие, яркие образы людей. Это характерно для многих произведений Беляева. Удача художника именно в показе людских характеров, проявляющихся в действии. В этом писатель видел ведущее начало научно-фантастического произведения. «Здесь все держится на быстром развитии действия, на динамике, на стремительной смене эпизодов, - писал он. - Здесь герои познаются главным образом не по их описательной характеристике, не по их переживаниям, а по внешним поступкам. Но это, конечно, не значит, что герои научно-фантастических произведений могут представлять собой совсем упрощенные схемы». Герои должны не просто отличаться друг от друга, а иметь свои характерные, типические черты. И пример тому - целая галерея литературных образов, созданных Беляевым.

Вспомним хотя бы, как холодный и спокойный Керн молча, с сигарой в зубах, ходит по анатомическому театру, выбирая подходящее тело для головы погибшей певички Брике. А Доуэль? Его голова продолжает жить, во сне и в мыслях своих он по-прежнему чувствует себя нормальным, здоровым человеком. Какими выразительными красками обрисованы пассажиры «Ноева ковчега» из романа «Прыжок в ничто»! Епископ, собираясь на небо, выкидывает одну за другой все богословские книги, заменяя их яствами и вином... А леди Хинтон даже и для своих коллег по путешествию умудряется подсунуть гнилые консервы со своего завода - коммерческая привычка...

В любом произведении Беляева можно встретить примеры, говорящие о том, как умело пользовался он деталью, создавая образ.

Писатель мысленным взором проникал туда, где еще не доводилось бывать человеку, и рисовал удивительно живые картины. Очарование моря, волшебная подводная жизнь прекрасно переданы в «Человеке-амфибии», грандиозность космоса, показ мироздания «вблизи» - в «Прыжке в ничто».

В ткань повествования Беляев органически вводит научный материал, умело и разнообразно подавая его читателю, что характерно для всей творческой манеры писателя. Если в первых произведениях - повестях «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей» - он лишь бегло касается научной основы, то в дальнейшем она занимает важнейшее место в общей повествовательной ткани. Существо работ Доуэля мы узнаем из разговоров и впечатлений Лоран, которые ведутся отнюдь не со специальной целью - преподать читателю определенную сумму каких-то знаний. Во «Властелине мира» история открытия Штирнера изложена подробно, от зарождения первоначальной идеи до конечного результата. В этом романе Беляев в качестве популяризаторского приема избрал форму дневника: записки Штирнера позволяют проследить шаг за шагом ход его работы. Действие же изобретенного им аппарата ярко раскрывается в событиях, составляющих сюжет.

В романе «Продавец воздуха», опубликованном в 1929 году, читатель узнает много интересного из Маленькой лекции. Написана она с таким чувством меры, с таким юмором и теплотой, что никак не оставляет впечатления «принудительного ассортимента» к сюжету.

В «Человеке, нашедшем свое лицо» читатель встретит очень любопытные данные о работе желез внутренней секреции, о возможностях «управления» организмом. Об этом рассказывает своему пациенту Престо доктор Цорн, и рассказ его - не отступление, а органическая часть сюжета.

Беляев обходился без шаблонных приемов - тяжеловесных, скучных диалогизированных лекций, нудных пояснений, но в то же время научная сторона его произведений не оставалась принесенной в жертву сюжету. Наука и литература всегда составляли у него единый сплав.

Значительное место в творчестве Беляева заняли произведения, в которых преобладали социальные мотивы. Он рисовал судьбу науки в царстве капитала: с одной стороны, науку, продающую себя, и ученых, ищущих только славы и богатства, а с другой стороны, - гибель тех, кто хотел бы служить идеалу. Бройер из «Вечного хлеба» - превосходный пример. Еретик Сальватор - едва ли не самый яркий образ людей науки, созданный Беляевым. Он очень скупо обрисован, и все же, забыв, быть может, его имя, мы помним его дела.

Показывая, что случилось с бывшим миллионером «потерявшим лицо» - это китайское выражение здесь звучит буквально, - Беляев тем самым подчеркивает ханжество и лицемерие общества, в котором деньги превыше всего. С каким сарказмом описывает Беляев закулисные стороны американской «демократии»! Он и здесь придерживается принципа, избранного в начале творческого пути, - фантастическая предпосылка, но действие в реальной обстановке; поэтому герои его живут полнокровной жизнью и далеки от условных, мертвых схем.

Безработный, который из-за крайней нужды продает свои глаза, - об этом можно и сейчас прочесть в газетах западного мира. Подобному факту действительной зарубежной жизни Беляев в научно-фантастическом рассказе придает необычайную окраску, еще резче подчеркивающую уродство буржуазной действительности («Невидимый свет»).

А вот перед нами другой безработный молодой инженер Спольдинг, думающий что с дипломом ему будут открыты все пороги. Увы! Все двери Остаются закрытыми перед ним. Тогда Спольдинг случайви открывает тайну смешного и, в конце концов, становится королем смеха («Мистер Смех»). Однако на вершине успеха его ждет падение.

Ярко показаны нравы буржуазной журналистики в рассказе «Светопреставление». Ради сенсации журналисты готовы на все. Один из героев рассказа, Маррамбаль, охотится за важным политическим документом. Из-за него он совершает кражу...

Требовательный к себе художник имеет привычку не раз возвращаться к уже написанному, исправляя и совершенствуя свои произведения. Так, повесть «Голова профессора Доуэля» переросла в роман. Роман «Прыжок в ничто» в последнем издании значительно дополнен и улучшен.

Особняком среди других повестей и рассказов Беляева конца двадцатых годов стоит рассказ «Ни жизнь, ни смерть»! В основе этого своеобразного произведения лежат идеи русского ученого Бахметьева об анабиозе, то есть о таком состояния охлажденного живого организма, которое как нельзя более точно передано в заголовке рассказа. Но если Бахметьев производил опыты над насекомыми и мелкими животными, то Беляев погружает в анабиоз людей, что для фантастики вполне допустимо. Таким путем один из героев, словно на машине времени, переносится в будущее. Однако в этом будущем он чувствует себя одиноким и несчастным. В конце рассказа сквозят несвойственные вообще Беляеву пессимистические нотки. Психологически писатель, бесспорно, прав, показав «разлада между человеком настоящего и людьми грядущего. Все же само будущее обрисовано крайне бегло, а главное, мрачно. Между тем, Беляев умел представить завтрашний день, каким мы хотели бы его видеть, - светлым, радостным, наполненным творческим трудом. Это относится к его романам, действие которых происходит в нашей стране и герои которых - советские люди. Необходимо, тем не менее, отметить, что с литературной стороны они значительно уступают произведениям, сюжет которых построен на зарубежном материале.

В связи с этим небезынтересно вспомнить слова самого писателя: «Самое легкое - создать занимательный, острофабульный научно-фантастический роман на тему классовой борьбы. Тут и контрасты характеров, и напряженность борьбы, и всяческие тайны и неожиданности... И самое трудное для писателя - создать занимательный сюжет в произведении, описывающем будущее бесклассовое коммунистическое общество, предугадав конфликты положительных героев между собой, угадать хотя бы две-три черточки в характере человека будущего... А ведь показ этого будущего общества, научных, технических, культурных, бытовых, хозяйственных перспектив не менее важен, чем показ классовой борьбы. Я беру на себя труднейшее». Так обосновал Беляев творческие принципы и задачи, стоящие перед советской научной фантастикой. Однако как художник он не сумел подняться до уровня собственных теоретических требований. Исключением являются лишь некоторые произведения. К таким относится роман «Подводные земледельцы», где есть острый сюжет (изображается борьба с диверсантами, которые пытались помешать строительству подводного совхоза). Герои романа показаны в труде, они преодолевают многочисленные опасности и трудности. Именно поэтому их образы удались писателю.

Другой фантастический роман, «Небесный гость», написан в манере, свойственной ранним произведениям Беляева, с характерной для него динамичностью сюжета, оригинальностью выдумки. Описания природы чужого мира, планеты другого Солнца выразительны и красочны. Образы героев обрисованы в общем схематично, но, несмотря на это, все же оставляют впечатление, потому что они - люди действия, борьбы.

Интересен научно-фантастический роман «Чудесное око» (1935) с его технической идеей подводного телевидения.

Но если в каждом из упомянутых романов действующие лица запоминаются читателю, а события развиваются живо, динамично, то этого нельзя сказать о таких произведениях, как «Звезда КЭЦ», «Под небом Арктики», «Лаборатория Дубльвэ», «Воздушный корабль», «Рогатый мамонт», «Земля горит». Правда, они интересны по тематике, по затронутым в них научно-техническим проблемам. Ведь «Звезда КЭЦ», например, первое в нашей фантастике произведение, посвященное замечательной идее Циолковского - обитаемому искусственному спутнику Земли, внеземной станции. Проблема долголетия, борьба с преждевременной старостью составляет основу романа «Лаборатория Дубльвэ». Преобразование природы как в близком, так и в более отдаленном будущем затрагивается в повести «Земля горит» и романе «Под небом Арктики». Последний роман представляет особый интерес еще и потому, что его содержание многопроблемно. Здесь и освоение Крайнего Севера, и новые источники энергии, и реактивная авиация, и трансконтинентальный железнодорожный путь.

Беляев был страстным пропагандистом грандиозных планов Циолковского. Его роман «Прыжок в ничто» вышел с предисловием К.Э. Циолковского, писавшего в нем: «Из всех рассказов на тему о межпланетных сообщениях, оригинальных и переводных, роман А.Р. Беляева кажется мне наиболее содержательным и научным».

У Беляева есть несколько очерков, написанных в 1930 году: «Гражданин Эфирного острова» (о Циолковском), «Зеленая симфония», этюд «Город победителя» - об архитектуре и жизни будущего; они представляют собой превосходные образцы очерковой фантастики. Беляев писал о Циолковском, что самое характерное у него - «космичность» сознания и болезненность ощущения земной тяжести, приковывающей нас к поверхности своей планеты. Именно эту сторону личности «Гражданина Эфирного острова» прекрасно отразил Беляев в очерке, посвященном Циолковскому.

Когда в «Лаборатории Дубльвэ» читаешь страницы, посвященные Ленинграду грядущего, или в «Звезде КЭЦ» - описанию внеземной станции, «Под небом Арктики» - подземного курорта, «Земля горит» - преображенной Волге, - невольно приходят на память очерки писателя. И в романах и в очерках писатель сумел донести атмосферу завтрашнего дня - светлую, радостную; он заставляет читателя верить в Завтра и хотеть его, а значит - строить его сегодня. В этом ценность произведений Беляева о нашей стране.

В чем причина слабости произведений Беляева, посвященных будущему советской науки и техники? В том ли, что ему изменяет смелость мечты, или в чем-то другом? Нет, он по-прежнему выбирает увлекательные проблемы, но ему не удалось найти для них соответствующей формы. Отсутствие конфликта или его надуманность породили статичность сюжета. А так как герои Беляева всегда были людьми действия, то и образы людей не удались. Только местами встречаются яркие, запоминающиеся эпизоды и картины.

Так, например, есть у него ряд повестей и рассказов, в которых фантастика не служит основой сюжета, и потому не воспринимается как органическая часть произведения. Элементы науки в них не развиты и не обоснованы, а потому и не вызывают доверия у читателя.

Беляеву свойственна предельная лаконичность в изображении событий. Многие его произведения напоминают киноповести, и с киноповести, по существу, он начал, - вспомним «Остров погибших кораблей». Кстати, интересно отметить, что единственный опыт Беляева на кинематографическом поприще - сценарий «Когда погаснет свет» - оказался чрезвычайно удачным. К сожалению, он не дошел до экрана. Но, читая его, невольно удивляешься чисто профессиональному мастерству Беляева-сценариста.

Все же и «кинематографичность» не всегда уместна, она порою приводила к чрезмерной беглости, к поверхностному показу характеров героев, без углубленной их обрисовки. Если в «Человеке-амфибии», «Голове профессора Доуэля», «Властелине мира» и других лучших романах присутствовала не одна лишь динамика, но и психология, то некоторые произведения представляют как бы развернутый литературный сценарий, где есть только действие. Типичный пример - роман «Небесный гость», о котором мы упоминали. То же можно сказать и об известной серии рассказов «Изобретения профессора Вагнера». Советская фантастика в ее раннем периоде создана в сущности Беляевым. Едва ли не самое ценное для нас то, что он был первым советским писателем, всецело посвятившим себя научной фантастике, Для него фантастика - не случайное увлечение, не отдельный эпизод в литературной работе. Диапазон творческих устремлений Беляева лучше всего говорит о том, каким подлинным энтузиастом научно-художественной литературы был этот писатель.

Трудолюбие, эрудиция, талант Беляева поражают каждого, кто знакомится с его творчеством. И кто знает, сколько бы еще интересных произведений он создал, если бы преждевременная смерть не оборвала жизненный путь этого удивительного человека и писателя! Последние годы он жил в городе Пушкине, где его и захватила война. 15 января 1942 года Александра Романовича не стало.

Небогатая внешними событиями жизнь его была, однако, - и здесь вполне уместно это слово - подвигом. Да, подвигом, потому что больной и все же не оставлявший работу человек смог в тяжелых условиях создать целую библиотеку научно-фантастических произведений, пользующихся завидным читательским успехом до сих пор.

Л-ра: Нева. – 1960. – № 7. – С. 225-229.

Новое на сайте

>

Самое популярное