Домой Многолетние цветы Как обозначают мужской и женский пол. Знак женщины и мужчины

Как обозначают мужской и женский пол. Знак женщины и мужчины

В алхимической традиции символом Марса является графическое изображение круга со стрелкой, расположенной под углом в 45 градусов. «Символом Марса» обозначалось железо, которое в средневековой эзотерике неразрывно связывали с «красной планетой» и стихией Огня. При этом Марс исконно воплощал силу, агрессию и воинственность (собственно, Марс – имя древнеримского бога войны), то есть – сугубо «мужские» признаки. Именно поэтому с течением времени символ Марса стал гендерным обозначением мужского пола (аналогичным образом для обозначения женского пола стал использоваться символ Венеры, также пришедший из средневековой алхимии, а в нее попавший из античной мифологии).

Так символы Венеры и Марса из алхимической среды перешли в категорию универсальной гендерной эмблематики, в чем, на самом деле, нет ничего удивительного, если учитывать характерные черты, приписываемые образам этих планет. Однако мифологическая подоплека символов Венеры и Марса имеет гораздо больше значение, чем могло бы показаться. В частности, символ Марса в его уставном начертании имеет собственное характерное название – «щит и копье Марса». И здесь в прямом смысле имеется ввиду легендарное оружие древнеримского бога войны.

Тем не менее, в понятии «щит и копье Марса» акцентировано мифологическое значение имеет только понятие «щит». То есть Марс (в смысле бог) изображался именно с копьем (в отличие от, к примеру, греческого Ареса, которого иногда вооружали мечом). Однако копье здесь выступало абсолютно абстрактным мужским и воинским символом, в котором нетрудно увидеть фаллический образ. И нет никаких сведений о том, что у Марса было какое-то особое копье, которое можно было бы отнести к разряду магических артефактов.

А вот щит Марса – это уже совсем другой образ, который иногда называют (небезосновательно) символом Рима. Щит Марса, именуемый анкил, по легенде упал с неба и угодил точно в руки царю Нуме Помпилию в то время, как его народ страдал от эпидемии моровой язвы. Помпилий утверждал, что падение анкила сопровождалось громогласным голосом, который поведал царю, что Рим будет править миром, пока щит Марса находится в руках у римлянина. Собственно, на официальном уровне щит Марса никогда не был символом Рима, тем не менее, данный миф был широко известен во все времена, поэтому в традиционной римской архитектуре зачастую встречаются барельефы и статуи, включающие в себя характерный элемент – анкил, щит Марса (его изображение приведено выше).

В этой традиции, связанной со щитом Марса, интересны два момента. Во-первых, этимология самого слова «анкил» не известна. Во-вторых, по приказу Помпилия было изготовлено 11 копий оригинального щита и раз в год на праздник бога войны служители культа Марса проносили эти щиты по улицам Рима.

Точно неизвестно, когда появилась формулировка «копье и щит Марса» (хотя, к примеру, происхождение понятия «зеркало Венеры», обозначающего женский гендерный знак, не вызывает сомнений). При этом, учтивая особенности изображения бога Марса в форме статуй и барельефов (с анкилом и копьем), данное сочетание выглядит вполне логичным. Не менее логично соотнесение искомого символа с одноименной планетой и мужским началом, как таковым.

Так символ Марса, возникший в глубокой античности, пережил «второе рождение» в Средние века на страницах алхимических трактатов, а в XX веке стал общепринятым «мужским» знаком. И очень важно, что сегодня мы хорошо знаем истинное происхождение этого действительно древнего и глубоко образа. Ведь если культура использует эмблематику, сути которой не понимает, то грош цена такой культуре.

Который имеет богатую историю и даже в настоящее время используется как обозначение мужского и женского начал.

От древних времен и до наших дней

Издавна люди пытались с помощью особых символов отразить женскую и мужскую сущность. Стоит отметить, что такие изображения передавали отличительные черты полов, а также их единство. К наиболее распространенным знакам мужского и женского начала относятся «Инь и Янь», а также символика Марса и Венеры. Каждый из них имеет свою историю и обозначение.

Знак «Женщина и мужчина» - эмблема двух совершенно противоположных начал: это Луна, вода и земля для женской сущности, и Солнце, тепло, огонь для мужской. Мужское начало символизирует собой творческое, социальное и активное начало, а женский символ является олицетворением мягкой, пассивной силы, соединенной с природой.

Мужские и женские знаки

Первые символы Марса и Венеры появились еще во времена древнегреческой и древнеримской мифологии. Всем известные и узнаваемые знаки были взяты из астрологии, а научно-популярную известность они приобрели благодаря ботанику Карлу Линнею. Разумеется, он использовал их для обозначения пола растений. Практически с этого момента символ мужчины и женщины стал применяться в качестве знака полов.

Символы мужского и женского начала абсолютно противоположны, однако, имеют схожие черты. По своей сути, они некоторым образом напоминают противоположных типов, таких как, жизнь и смерть, верх и низ, луна и солнце, земля и вода, правое и левое и т.д. Их можно собрать в единое целое и охарактеризовать мужское начало как юг или восток, Солнце и землевладелец. Также под это определение подойдут понятия: день, дом, старший, сильный, самец. А вот женская сущность будет полной противоположностью - запад и север, самка, младшая, слабая, Луна и др.

Марс и Венера

Символ Венеры отображается как замкнутый круг с крестиком, который направлен вниз. Иногда встречается другое название - «зеркало Венеры». Такое наименование символу дали из-за внешнего сходства. Этот знак олицетворяет собой красоту, женственность, теплоту, заботу и любовь.

Мужской знак - символ Марса - представляет собой такой же замкнутый кружок, но со стрелой, устремленной ввысь. Если представить себе циферблат, то стрелка должна указывать на два часа - это характерное бога войны. «Щит и копье Марса» - это еще одно название мужского знака.

Соединение этих двух знаков имеет несколько толкований. В первую очередь, стоит отметить одно из наиболее распространенных интерпретаций - это воплощение гетеросексуальности, то есть любви между представителями разных полов. Стоит отметить, что эта символика используется и для обозначения бисексуальности, только в этом случае знаки могут располагаться по-разному (на сегодняшний день нет единого обозначения).

Интересный факт: у транссексуалов тоже есть свои символы - мужской и женский знак накладывается друг на друга, образуя круг с крестом и стрелой. Соединение между собой мужского и женского знака не имеет четко определенного толкования. Так, этот символ может обозначать любовь, дружбу, крепкую привязанность и страсть.

Мужское и женское начало в символе «Инь-Янь»

Гласит: практически все в мире происходит под влиянием женского и мужского начала. «Инь» представляет собой женский символ, который является олицетворением пассивности и покорности. Мужской знак - «Янь», в свою очередь, выступает с позиций интенсивного развития и активности. Законы могут описать любое явление или событие в природе, предмет или действие, с точки зрения мужского и женского начала. Законам «Инь-Янь» подчиняются все живые существа на планете Земля, а также небесные светила. Например, знаки зодиака начинаются с мужского символа, а дальше происходит их чередование.

Гендерное начало в современном мире

Большинство представителей сильной и слабой половины человечества полностью разделяют идеи китайской философии. К примеру, практически каждый мужчина любит демонстрировать свое превосходство, недюжинную силу и даже самую маленькую победу в виде починенной табуретки. Женщины, в свою очередь, отличаются мягкостью и прекрасно развитой интуицией. Однако в современном мире все чаще встречаются женщины, которые обладают сильным и волевым характером, то есть им присущи черты мужского начала. Или, наоборот, характер мужчины отличается излишней мягкостью и даже трусостью. Это, конечно же, индивидуальные особенности, которые сложились под влиянием психологических черт характера и жизненных обстоятельств. Тем не менее самым удачным и прочным считается тот союз, в котором гармонично сочетается знак «Женщина и Мужчина».

Символы гендера

Символы мужской и имеют разнообразное толкование в разных религиях и культурах. Более того, есть некоторые не очень распространенные теории, которые предлагают совершенно иную интерпретацию всеми узнаваемых знаков. Тем не менее кружочки со стрелой и крестиком по-прежнему остаются характерными и наиболее известными. Знак «Женщина и Мужчина» - это одновременное воплощение разности и единства, между представителями противоположного пола и знак их непосредственной сущности. Гендерная символика - это незамысловатые знаки, которые скрывают в себе очень глубокий смысл мужской и женской сущности.

Пифагор: мир устроен на силе чисел. Как устроен Зодиак, мы описываем структуру зодиака и мира по числам.

Структура Зодиака

Единица (из которой можно получить все числа) - это число Творца Астрология подводит нас к тому, что этим миром правит Творец. Единица к астрологии - это Земля в центре мира, единица - это мы. Символ Солнца круг и точка в центре, это символ древних Египтян. Весь мир - круг, а в центре мира точка человек.

Двойка в астрологии и в устройстве мира - это число единства и борьбы. Но если есть два человека, между ними есть и притяжение и отталкивание, его можно использовать в положительном смысле, как символ развития человека. Чем сильнее притяжение, тем бывает сильнее отталкивание, от любви до ненависти один шаг.

Структура Зодиака: мужские и женские знаки

В природе двойка представлена разно полюсными зарядами. Знаки Зодиака тоже делятся на два вида: мужские и женские. Мужские - все нечетные знаки (Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец, Водолей). Женские знаки идут вслед за мужскими (Телец. Рак, Дева, Скорпион, Козерог, Рыбы). Мужчины узурпировали первенство в мире, пока не открыли планету, которая все переворачивает (Уран).

Ураническая орана США, там лидирующие позиции занимают не мужчины, а женщины. Мужские качества - активность, женские - пассивность. Каждый человек физически относится к одному из полов, но психологически в характере каждого человека присутствует мужское и женское начало. Сложность взаимоотношений между людьми - в несоответствии психологии и пола.

Если бы это было не так, то все мальчики были бы активными и сильными, а женщины пассивными и слабыми. Однако есть женщины, которые дадут фору любому мужчине, и наоборот, мужчины истеричные и эмоциональные Сколько в каждом есть мужского и женского можно определить только по гороскопу

Структура Зодиака: кресты

Тройка - это три креста знаков. Крест - это фигура, у которой 4 точки Знаки, расположенные напротив, 12 знаков по 4 знака в кресте. Первый - кардинальный, сюда входят знаки равноденствия (Овен, Весы) и солнцестояния (Рак, Козерог). Кардинальный потому, что в этих знаках начинается 4 времени года. С Овна весна, с Рака - лето, с Весов - осень, с Козерога - зима.

Качество этого креста - энергия, кардинальный характер имеют люди, которые сами хотят диктовать условия. Второй крест - фиксированный. К нему относятся следующие за кардинальными знаки: Телец, Лев, Скорпион, Водолей. Все символы этих знаков достаточно неподвижные - медлительные (кроме Водолея). Главное качество фиксированного креста - воля.

Воля в русском языке происходит от волус - бык. Воля заставляет нас продолжать то. ч то начали первые 4, если не будет воли начатое пропадет. Здесь тоже есть погодное соответствие: фиксированные знаки с точки зрения погоды - самые устойчивые периоды сезона. Третий крест - мутабельный (изменение) - разрушение того, что было - Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы (почти все двойные).

Конец сезон. Главное качество характера изменчивость, гибкость, приспособляемость. Три стадии развития мира: начало, середина и конец. Этой тройке крестов отвечает три индийских бога - Брахма или Брама - создатель мира, второй Вишну - держит мир, который создал Брама, Третий Шива - разрушитель мира.

По трем крестам мы будем определять характер человека и, в идеале должно быть поровну энергии, чтобы что-то начать, воли, чтобы продолжить, и мутабельности, чтобы меняться, приспосабливаться.

На числе 3 основано пространство и время. Почему Троица легла в основу религии - пространство трехмерно, время трехмерно: пропетое, настоящее, будущее Большинство процессов на Земле имеют три стадии: начало, вершину, конец. Это касается только телесной жизни, для духовной нашей части нет конца, она должна развиваться.

Структура Зодиака: 4 стихии

Четверка в астрологии. Все светила были созданы на четвертый день для предзнаменований, чтобы по ним определять будущее, светила были созданы для астрологии. Четыре стихии - четыре основных первоначала Вселенной: Огонь, Земля, Воздух и Вода.

Воду ввел первый ученый на планете Фалес Милеский (6 век до н. э.). Главное, что он оставил после себя - это первоначало. Он был абсолютно прав, мы на 90 % состоим из воды. Он официально считается первым греческим ученым. Ему удалось предсказать богатый урожай оливок, он скупил все прессы для изготовления масла, потом он их продал по высоким ценам, хитрый (один из семи легендарных мудрецов).

Его Ученик Анаксимандр, хоть и любил учителя, но сказал, что все из земли. Он тоже был прав. Третьего звали Анаксимен, он уважал предыдущих, но сказал, что всё из воздуха, и тоже был прав. Четвертый Гераклит - все из огня, и тоже был прав. у нас все от Солнца. Две его обще известные мудрости: дважды нельзя войти в одну и ту же реку (прошлое не исправить).

Все течет и меняется. Пятый нашелся, его звали Эмпедокл. Он ничего нового не открывал, но сказал: не надо спорить, мир состоит из 4-х первоначал. Его обуяла гордыня. Чтобы скрыть свою смерть он бросился в вулкан Этна, т.к. он говорил всем, что он пришелец и бессмертен.

Четыре первоначала присутствуют в Зодиакальных знаках: Огонь (Овен, Лев, Стрелец), Земля (Телец, Дева, Козерог), Воздух (Близнецы, Весы, Водолей), Вода (Рак. Скорпион. Рыбы).

Структура Зодиака: стихия Огонь

Огонь связан с энергией, активность, инициативностью, состоянием воодушевления, возбуждения. Огонь Овна- самый сильный огонь, физической работы. мышц, огонь борьбы. Огонь Льва - окультуренный огонь, огонь любви и творчества. Огонь Стрельца - огонь света знаний, просвещения. Им соответствует плазменное состояние вещества. Огненные люди обжигают.

Структура Зодиака: стихия Земля

Земля - все материальное. Земля кормит. Чтобы земля накормила, на ней нужно работать, практицизм, практическая работа, материальность и основательность. Земля связана с материальными ценностями. Земля Тельца - это Земля непосредственной работы. Земля Девы - работы с урожаем, сортировка собранного. Земля Козерога -мертвая Земля зимой, скалы - вершины, там не надо сеять, это возвышения, способ делать карьеру. С Землей связано твердое агрегатное состояние вещества.

Структура Зодиака: стихия Воздух

Воздух нужен, чтобы общаться, он делает возможным речь - единственное, что отличает человека от животных. Это информационная стихия. Воздух Близнецов - тучки небесные, разнообразие интересов. Воздух Весов - это воздух, напоенный духами, цветами, элитарный воздух, воздух запахов, а запах обозначает, куда мы попали. Воздух Водолея - это воздух озона после грозы. Стихии воздух соответствует газообразное состояние вещества.

Структура Зодиака: стихия Вода

Вода - это чувства. Мы постоянно испытываем эмоции и чувства. Три водных знака называются немыми знаками. Их переполняют эмоции. Очень часто чувства сравнивают с водой. Любовь как океан... Вода Рака - вода домашнего водоема, в котором купаются дети, ловят рыбу. Вода Скорпиона - вода гейзера или вода на огне. Вода Рыб безграничный океан. Четвертому началу соответствует жидкое состояние вещества.

Четыре стихии отражаются в четырех состояниях вещества. В календаре - это 4 сезона года, 4 недели в месяце. В арифметике - 4 действия. В географии - 4 стороны света, 4 океана. В биологии - 4 химических основания, на которых записана вся ДНК. В психологии - 4 типа темперамента.

Первая структура каждый знак мужской или женский. Вторая - стихия. Третья - кресты. Вторая структура поглощает первую структуру, потому что все огненные и воздушные знаки - мужские, а земляные и водные - женские. Тройка в Зодиаке - три креста знаков Зодиака. Всего знаков Зодиака 12, есть 4 стихии, 3 креста по 4 знака в каждом.

Четыре стихии - 4 типа темперамента, 3 креста 3 типа характера Первый крест кардинальный: Овен - Весы, Рак - Козерог (кардинальные знаки); фиксированный, мутабельный.

Структура Зодиака: пять планет

Пятерка. 5 (пять пальцев), 5 планет семерки, семерка (септенер) - это 5 планет и два светила (два глаза). Но пальцев 10. Все планеты, за исключением светил, могут двигаться в двух направлениях: в прямом или директивном D (из Овна в Телец...) и в попятном или ретроградном К (планета останавливается и начинает обратное движение).

Пальцы делили по планетам, надевали кольца с определенными камнями, чтобы ослабить влияние той или иной планеты. Мизинец - Меркурий (символ расчетливости), безымянный - Венера (обручальное кольцо, любовь), средний - Юпитер, указательный - Сатурн, большой - Марс.

Указательный палец во времена инквизиции рисовали на том, что надо сжечь. Если в день вашего рождения Меркурий ретроградный, больше работает левый мизинец. Правая рука (только для правшей) -директивные планеты, левая ретроградные.

Структура Зодиака: 6 пар знаков

Знаков Зодиака 12:6 пар мужских и женских знаков, 4 стихии и 3 креста. В сумме получается идеальный круг из 12 знаков. 360 град, в каждом знаке 30 град. Впервые принцип равно удаленности реализовал король Артур, у которого был круглый стол и, все рыцари были равноудалены от него. Это идеальная модель общества.

Но на Земле никогда этого не будет, т.к. в центре такие же люди. Этого нет в реальности, но это есть на небе. Благодаря кругу нет плохих и хороших знаков. Из 12 знаков все одинаково хороши и одинаково плохи.

Структура Зодиака: 12 знаков

Число 12 проявлено в истории: 12 цезарей, 12 колен Ветхого завета, в Новом завете 12 Апостолов. На небе 12 Зодиакальных созвездий. В сутках 12 часов днем, 12 ночью. В году 12 месяцев. Первое число был день оплаты долгов и налогов, из корыстных соображений календарь начинается с 1 числа. 24 буквы греческого алфавита, все сюжеты в мировой литературе можно свести к 36 (подсчитал Гете).

Наиболее древними символами и знаками, дошедшими до нас из глубины тысячелетий, являются образы, изображения и слова, которые обозначают стереотеистическую пару Отца-Творца, Матери-Материи (Великой Матери) и их атрибуты

Мужское начало

Бык – вол, Ваал, Баал, Велес, Бел (бог), bull и т.д.

Бык как крупное и сильное животное с мощной потенцией для людей в дописьменной древности являлся образом (иконой) Бога-Творца, создавшего мир, Первопредка

Возможно, само слово «бог» восходит к какому-то слову, которое в древности имело отношение к быку

Родство слов может быть прямым — одно слово произошло от другого или оба восходят к одному и тому же изначальному слову одного из древних языков или единого древнейшего праязыка. Родство может формироваться через народную этимологию — случайно похожие слова ставятся в единый смысловой ряд и со временем видоизменяются в результате взаимодействия. Также сходное звучание слов с похожим смыслом может быть случайным и вовсе не иметь родства. Возможно, какие-то созвучия слов, приведенных ниже, являются случайными.

Фаллос (фаал, Баалос) – наряду с быком другой наиболее распространенный символ Бога-Творца.

Папа (возможно, родственно слову «фаллос»), father, ата, отец и др.

Палец, фаланга

Палица (дубинка, основное древнее оружие до возникновения мечей)

Белый («беликий», «баалый») – светлый, сияющий, чистый, божественный, дневной

Большой, великий («беликий», «баальный»)– крупный, сильный, божественный, горни й, верхний, высокий, небесный

Визуальные и архитектурные символы (изображения, иконография)

Преобладают фаллические формы

Менгиры и кромлехи

Иероглиф Тянь (небо, небеса). Слово «тьянь», возможно, связано с атрибутом мужского божества в виде света, светлого, ясного дня. Поэтому слова «тьянь» и «день», возможно, не просто сходны по звучанию, а родственны

Янь — светлый, белый, ясный, мужской

Обелиски (в самом слове «обелиск» видно родство со словами «белый», «великий»), стелы

Ирминсуль

Языческие болваны (истуканы, идолы)

Хлеб (кулич) и пестики ступок, в которых из зерна делали муку для выпекания хлеба

Лабрис – древний исключительно культовый инструмент, использовался для жертвоприношений. В качестве боевого оружия лабрис не применялся — это крайне неудобно и легко можно пораниться. В том числе атрибут минотавра (человека-быка). Имеет перевернутый фаллический символизм. Римляне называли лабрис словом «бипеннис»

Молот – атрибут Тора (таура, тура – быка)

Тор (Таур – бык) и змей Ёрмунганд

Свет, день, солнце — это древние мужские символы, ряд которых с учётом данных современной науки могут продолжить квазары как самые мощные источники света и энергии во Вселенной. Таким образом, если наложить древние представления на современные знания, то «мужские» квазары противостоят «женским» черным дырам, которые являются гипертрофированной матер ией с гигантской массой.

Другие символы мужского начала: восток (там, где восходит солнце), восход (рассвет, заря), дерево, взрослый мужчина-отец, верх – направление движения к небу, порядок, единица (писалась чёрточкой в Египте, в Вавилоне, в Риме и у других нардов) и др.

Важнейшим древним символом мужского божественного начала являются рога как атрибут быка (ассоциированного с Отцом-Творцом), либо другого рогатого животного (оленя, барана, козла и т.п.).

В разной местности у разных народов животные, которые использовались в качестве образа (иконы) Бога-Творца были разные. Возможно, выбиралось самое крупное и сильное (великое) рогатое животное. Его рога были атрибутом божественного (мужского) начала

Например, кельтский Кернунн изображается с оленьими рогами, так как на территории поклонения этому божеству обитали гигантские олени, которые поражали своими размерами людей в древности. Поэтому гигантский олень был выбран в качестве образа (иконы) бога, возможно, Бога-Творца.

В древности у человека современного типа (кроманьонца) преобладает использование именно крупных рогатых животных в качестве ритуальных образов. Для неандертальцев же, в соответствии с интерпретацией многочисленных археологических данных, образом божества служил пещерный медведь (2 метра в холке, 3 метра в длину и до 5 метров высотой, если встанет на задние лапы). По всей вероятности, культ медведя от неандертальцев перешел к некоторым народам кроманьонцев и местами практикуется по сей день, например, у нивхов. Плюшевые мишки и обилие медвежьих персонажей в сказках являются слабым отзвуком этого древнейшего культа.

Женское начало

До нас дошли палеолитические Венеры, женские изображения в пещерах и некоторые изделия из кости. Фигурки из дерева или изображения на дереве или на других поверхностях до нас не дошли.

Рисунок неолитического святилища Игнатьевской пещеры

Для обозначения женского начала люди в древности использовали напрямую изображение женских детородных органов так же как и мужских (многочисленные археологические фаллические артефакты) в случае с мужским началом. Но для женского начала не использовался какой-то устоявшийся животный образ, как в случае с быком или другим крупным преимущественно рогатым животным для обозначения мужского начала.

Слова и образы

Мать – Тиамат, Маат, Маха, Мокошь и др.; мама — Нана, Инанна и др.

Материя — то, из чего духовное мужское начало создаёт мир

Белит (богиня) – от бога Бел

Земля (как матер ия), вода (как матер ия). Современной экстраполяцией этого символа могли бы являться черные дыры как сверхмассивные, то есть сврехматер иальные явления во Вселенной.

Животные и существа

Змея, змей, дракон, морские (водные) чудовища и разные мифические существа, имеющие черты женщин и рептилий (Тиамат, Хумбаба, Горгона, русалка и т.п.). Современным развитием этого древнего символа являются Рептилоиды (драконианцы) Дэвила Айка, которые также придуманы исходя из подсознательного архетипа женского начала.

Сова и зооморфные существа с чертами птицы и женщины (например, с телом птицы и головой женщины — Сирин (сирена)). Сова — один из главных символов Астарты — средиземноморского аналога Великой Матери (Матери-Материи) в конце древнего времени, когда стереотеизм уже окончательно деградировал в политеизм, а почитание женского начала обросло оргиастическими и кровавыми культами.

Визуальные символы

Преобладают вульварные и утробные формы, парные мужским символам.

Многочисленные вульварные формы археологических артефактов, которые найдены вместе с фаллическими артефактами в местах древних святилищ

Дольмены – парные менгирам. Сами древние пещеры и ходы в них, по всей видимости, служили символами женского первоначала.

Проход в Игнатьевской пещере

Дольмен изнутри

Мегалитическое святилище на Мальте без крыши

Более поздняя форма дольменов, курганов и насыпей — пирамиды, которые использовались по всей территории проживания людей в древности. Например, в Египте пирамиды использовались для погребальных обрядов правителей (фараонов), которые считались детьми богов. В Месопотамии пирамиды (зиккураты) использовались в качестве искусственного возвышения для святилища, где происходили жертвоприношения и оргиастические обряды взаимодействия с божественным миром. Известны многочисленные древние пирамиды-зиккураты в Азии и Америке.

Образ пещеры как символа женского первоначала (лоно Великой Матери), возможно, присутствует в Библии при описании Рождества Христова. Иисус был рождён в пещере, в которой находились животные. Не исключено, что это прямой прообраз древнейших пещерных палеолитических святилищ, расписанных рисунками животных.

Анх – парный джеду

Йони – парный лингаму

Инь – парный янь

Вход в храм — парный колоннам. Храмы создавались по принципу древних пещер и дольменов, вход в которые и проходы внутри которых связывались с женским началом.

Материя – парная духу; кольцо – парное пальцу; низ – направление, парное направлению вверх; ночь – парная дню; Луна – парная Солнцу; запад (где заходит солнце) — парный востоку (где восходит солнце); восход (заря) — парный закату; хаос – парный порядку; холод — парный теплу; ноль «0» парный единице «1»; мате матика (наука об измерении материи) — парная богословию; другие символы

Дракон (змей)

Источником данного символа, по всей видимости, стали кости крупных динозавров, которые люди находили в земле.

Поскольку земля входила в область женских символов Матери-Материи, то драконы и другие (уже невымышленные) рептилии стали атрибутом женского начала. С драконами-змеями всегда борются боги-мужчины или герои-мужчины: Мардук и Тиамат (мать) в образе дракона, Гильгамеш и Хумбаба (баба — женщина), Ра и Апоп, Зевс и Тифон, Аполлон и Пифон, Персей и Горгона, Персей и морское чудовище, Геракл (Геркулес) и Лернейская гидра, Ясон и дракон (охранявший руно), Тор (Таур – бык) и змей Ёрмунганд (гад), Беовульф и мать Гренделя, Святой Георгий и змей, Зигфрид и Фафнир и другие многочисленные змеи и змееборцы.

Мардук и Тиамат

Астарта (сестра (супруга) Баала) и змей. Современная анимация

Мардук поражает Тиамат

Тиамат

Тор (Таур – бык) и змей Ёрмунганд

Св. Георгий и змей

Зигфрид и Фафнир

Аполлон и Пифон

Гильгамеш и Хумбаба

Борьба мужского бога или героя с драконом символизирует борьбу мужского духовного светлого начала с женским материальным тёмным началом, и победу первого над вторым. Таким образом, с одной стороны констатируется победа духа над материей, духовного над материальным, с другой — подчёркивается божественность мужских персонажей, ведь только тому, кто обладает божественной мощью, под силу справиться с такими существами, которые представлялись людям, с трепетом взирающим на кости древних исполинских ящеров.

В эпосе различных европейских народов драконы связаны с сокровищами (золото, драгоценные камни), которые являются наиболее ярким выражением и крайним символом материальных благ и материального богатства. Многие сказки сохранили мотив, когда герой (мужское духовное начало) побеждает дракона (женское материальное начало), но, завладев его сокровищами, превращается сам в дракона. То есть деградирует от (мужского) духа в (женскую) материю.

Также дракон связан с подземельем и пещерами, которые являются женскими по материальной сущности (материя – камень, земля) и по символике (пещера – это утроба горы).

Возможно, смысл символа змеи-дракона уходит ещё глубже. Слово гад (пресмыкающееся) созвучно имени брата Зевса и правителя подземного мира мёртвых Гадеса (Аида), с которым этимологически связано слово «ад» (подземный мир вечного мучения грешников).

Характерно то, что огонь (мужской символ) в подземном (женском) мире мёртвых появился сравнительно недавно. Например, в греческих мифах царство Аида ещё лежит во тьме и мраке, в которых бродят тени умерших людей. Там протекают пять рек (Лета, Стикс, Ахерон, Кокитос и Флегетон), а значит, при отсутствии солнечного тепла, там холодно и сыро. Другими словами, греки фактически рисовали образ горных пещер, которые служили людям святилищами в древние времена.

Возможно, также способность драконов изрыгать пламя также возникла сравнительно недавно и первоначально водные змеи-драконы не обладали способностью плеваться огнём, который является не женским, а мужским символом. Например, в мифе о Мардуке и Тиамат говорится о том, что огненным дыханием обладал Мардук, а не драконоподобная змеюка Тиамат.

Адам, Ева и змей

В свете приведенных выше связей древних символов библейский миф об Адаме и Еве имеет вполне понятное прочтение. Адам (мужское начало) терпит поражение от женского начала (Ева и змей). Бог (мужское начало) выводит за это поверженного Адама, дух которого деградировал, в котором победило материальное (женское) начало, из духовного рая. Адам и Ева попадают в материальный мир. Чтобы человеку (потомку Адама и Евы) вернуться в рай, нужно отвергнуть материальное и стремиться к духовному началу.

Таким образом грехопадение – это победа материального над духовным, а возвращение к Богу – это победа духовного над материальным.

Бог и Адам в мифе олицетворяют мужское начало, а змей и Ева — женское. Поэтому иконография сатаны часто включает в себя женские атрибуты и органы. Таким образом подчеркивается принадлежность категории сатаны к материальной (материнской) или женской природе.

Из более знакомых нам фольклорных образов, можно привести пример Бабы Яги и Змея Горыныча. Атрибут Бабы Яги — ступа (ступка для зерна — женский символ), Змей Горыныч (женские символы: змей, гора, пещера).

Современный миф о рептилоидах (драконианцах) в рамках теории заговора Дэвида Айка, также располагается внутри древнего архетипа противоборства драконов и героев. Злые рептилоиды терроризируют людей, и мир ждёт появления героев, которые освободят человечество от рептилоидной тирании.

Помимо рептилоидов современная крайняя негативная интерпритация женского начала проявляется в культе Санта Муэрте, а также в экофашизме Матери-Земли.

Символ доллара — змей на дереве познания добра и зла

В знаке долларов, главных международных (глобальных) денег также просматривается символика змеи как женского первоначала (мамы — мамоны) и рокового для Адама и Евы дерева познания добра и зла. Для кабалистов этим змеем является Лилит, которая имеет своим источником древнее женское месопотамское божество Белит (Инанну, Иштар, Астарту) — образ древнейшей дописьменной стереотеистической Великой Матери.

Огонь

Огонь находится в числе немногих субстанций, которые двигаются против земного притяжения. Помимо огня вверх двигаются дым и пар, первопричиной которых также является огонь. В соответствии с ролью огня в ритуальных практиках жертвоприношений и погребений, описания которых дошли до нас, люди в древности воспринимали огонь как субстанцию, через которую осуществляется общение с божественным миром.

Примитивно говоря, огонь отправляет что-либо или кого-либо с земли на небо. Говоря более сложным языком, огонь переносит что-то из материального посюстороннего мира в духовный (божественный) потусторонний мир. Огонь — это древнейшая почта в один конец — от человека к богам (духам) или к Богу.

Например, переносимыми (пересылаемыми) объектами могут быть растения, плоды, хлеб, скот или человек. Во времена политеизма этот ритуал был доведен до абсурда в частности финикийцами, которые отправляли богам самое дорогое: своих детей и стариков. Еврейский монотеизм в Палестине и более гуманный (чем финикийский) римский политеизм в Средиземноморье в результате многовековой борьбы положили конец финикийскому ритуальному беспределу

Минотавр

Огонь как горячая, сухая, активная и светлая субстанция является атрибутом мужского начала. Но после того, как страшные средиземноморские культы, связанные с жертвоприношениями в огне, были повержены, огонь получает негативную окраску и символически переходит на «женскую половину» — ад (подземная область мира мёртвых) становится огненным, а у драконов появляется способность извергать пламя.

По всей видимости, такая же участь постигла и рога как символ божественного. Они как атрибут мерзкого для монотеизма Баала (быка), для которого сжигали детей, и Золотого Тельца (того же Баала), приобрели негативную коннотацию. Теперь рога зачастую воспринимаются как символ сатаны, который противостоит Богу. Рогатый — это сегодня один из эпитетов врага Бога.

Молния

Огонь связан с молнией, которая приходит с неба и часто порождает огонь на земле. Поэтому молния также является устоявшимся атрибутом мужских божеств. Молния связана с электричеством, которое заменяет современным людям огонь как источник тепла и света.

Мужское Женское
Отец-Творец Великая Мать-Материя
Мужские божества Женские божества
Нематериальный, потусторонний мир Материальный мир
Дух, душа Материя
Бесконечность, вечность Время, конечность
Жизнь (вечность) Смерть (конечность, время)
Свет (волновая, нематериальная природа света) Тьма, темнота (без света все материальные объекты располагаются во тьме, темноте)
Молния (свет) Дождь, ночь (вода, тьма, туча)
Облако (дух, белый цвет) Туча (вода, темнота)
День (свет) Ночь (тьма, темнота)
Ясный день Дождь (вода, плачь, печаль)
Солнце (свет, день) Луна (ночь)
Небо (воздух, дух, душа) Земля (материя, мать сыра земля - рожает)
Огонь (поднимается вверх, в небо, свет, тепло) Вода (река, озеро, море, океан)
Верх (небо) Низ (земля, вода)
Высота (небо) Глубина (пещера, темнота, земля, вода)
Царствие Небесное (небо, свет) Ад (Аид, подземелье, пещера, земля, вода)
Радость (в нематериальном мире Отца-Творца всё вечно - радость вечной жизни) Печаль, грусть, плачь (в материальном мире Великой Матери-Материи всё имеет свой конец)
Смелость, отвага, уверенность, всемогущество (радость, вечность) Испуг, отчаяние, коварство, хитрость (печаль, плачь, конечность)
Сила (всемогущество, вечность) Слабость (конечность)
Твердость (камень, сила, скала (внешняя твердь), гора (вершина)) Мягкость (земля, вода)
Тепло (день, свет, солнце) Холод (ночь, темнота, земля, вода)
Вершина горы (небо, верх, высота, тепло), алтарь Отцу-Творцу, мужскому божеству Пещера горы (глубина, бездна, темнота, холод, влажность, вода), алтарь Великой-Матери, женскому божеству
Вершина пирамиды (вершина горы) Коридоры пирамиды (пещера, смерть - усыпальницы)
Всемогущество (потенция) Немощь (слабость, смерть)
Чудо, чудеса, знамения (всемогущество, вечность) Колдовство (ночь, тьма, коварство, хитрость, смерть)
Открытое знание, религия Тайный оккультизм, гнозис (колдовство, смерть (мир мертвых))
Религия (стремление к Отцу-Творцу) Материализм, атеизм (отрицание Отца-Творца, подсознательное стремление к покою и смерти - к Великой Матери-Материи)
Воздержание (душа, дух, уверенность, сила духа) Сексуальность (тело, материя, слабость духа)
Талант (высота) Пошлость (сексуальность)
Ум, мудрость (вечность, могущество, бесконечность, сила, уверенность) Глупость, хитрость (конечность, слабость, испуг, неуверенность)
Правда (ум, мудрость) Ложь (глупость, хаос)
Любовь (свет, жизнь) Ненависть (страх, жестокость, смерть)
Щедрость (дух, вечность) Жадность (материя)
Реальность (правда) Иллюзия (обман)
Трезвость (свет, ясность, правда, сила, реальность) Опьянение (иллюзия, обман, хаос, тьма)
Порядок (ум, свет) Хаос (тьма, глупость)
Богословие Мате матика (знание об измерении материи)
Янь Инь
Власть (порядок) Анархия (анархия-мать, хаос)
Великодушие (вечность, всемогущество, уверенность) Жестокость, насилие (страх, борьба за жизнь, смерть)
Жертвоприношение людей (смерть, страх, жестокость)
Животные, существа
Рога (мужское, вверх, бык, гигантский олень, горный баран)
Бык (творец, создатель, потенция, отец, рога) Корова (мать)
Пещерный медведь, обычный медведь (сила, могущество)
Гигантский олень, обычный олень (сила, рога)
Сова (ночь, плачь (уханье), испуг, отчаяние, тайное)
Змея, змей (земля, вода, хладнокровное, добыча для сов)
Водное чудовище (вода, змей, рептилия, рыба, холод)
Дракон (змей, вымышленная рептилия, рептилоиды). Изначально не огнедышащий (огонь - мужской символ)
Сирин, сирена - птица с головой женщины
Уроборос (змея, змей, кусающий себя за хвост, кольцо, вульварность, смерть, пустота, конечность)
Русалки, кикиморы, водяные (вода, холод, смерть, ночь)
Фаллические артефакты и элементы архитектуры (творец, создатель, потенция, верх, небо, мужские половые органы) Вульварные артефакты и элементы архитектуры (мать, глубина, темнота, женские половые органы), образы женской груди
Ниже приведены объекты-символы, которым характерна фалличность (дополнительная символика указана в скобках) Ниже приведены объекты-символы, которым характерна вульварность (дополнительная символика указана в скобках)
Менгиры (высота) Дольмены (пещера, тьма)
Стела, обелиск, колонна (верх, небо) Вход в храм (пещера, дольмен, глубина)
Лингам Йони
Черта Окружность
Единица (черта) Ноль (круг, окружность)
Палец Кольцо
Палица, меч, копьё Щит
Стрела Мишень
Осадный таран Ворота (города, замка)
天 иероглиф Тянь (небо, день) 女 иероглиф Ну (женщина)
Джед Анх
Ирминсуль
Идолы, болваны, истуканы
Палеолитические Венеры
Хлеб (кулич), пестики для помола зерна Ступка для помола зерна
Лабрис (бык) Лабиринт (тьма, хаос, пещера, смерть)
Молот (например, Тора (таура, тура, быка)
Священный металл, который обладает как мужской, так и женской символикой
Золото (солнце) Золото (металл, холод, земля, мягкость, материальные ценности)
Серебро (белый цвет, небо) Серебро (металл, холод, земля, мягкость)
Деньги, монета (вульварность, круг, холод, металл, материальные ценности, мамона (мама))
Мужские цвета (небо, дух, день, солнце, огонь, тепло) Женские цвета (ночь, тьма, земля, вода)
Белый (небо, дух, день) Чёрный (ночь, тьма)
Красный (солнце, огонь, тепло) Зеленый (земля, растительность)
Желтый (солнце, огонь тепло) Голубой (вода)
Оранжевый (солнце, огонь, тепло) Синий (вода)
Фиолетовый (вода)
Современные интерпретации
Электричество (молния) Заземление (земля)
Квазар (свет) Чёрная дыра (тяжелая материя)

Древние символы в виде интеллект-карты

Символ "Венеры " и символ "Марса " обозначают женщину и мужчину и уходят своими корнями в историю римской и греческой мифологии.

Символ "Венеры" является женским символом,который изображен в виде круга с крестом,направленным вниз.По своему внешнему виду этот знак,чем то напоминает зеркало Афродиты,богини любви и красоты, а так же олицетворяет собой женственность.

Символ "Марса" является мужским символом,который состоит из окружности,обозначающей стрелки и щит,символизирующий копье.Окружность в которую вписана стрелка,как правило изображалась таким образом,что бы стрелка была направлена на 2 часа по циферблату и обозначала мужественного героя бога войны Марса(Ареста).

Объедение этих символов олицетворяет собой несколько значений и исполнений.
Этот знак Марс + Венера представляет собой гетеросексуальный символ и означает любовь между двумя противоположностями, а именно между женщиной и мужчиной .
В последнее время этот символ обрел огромную популярность.

Еще одно исполнение это когда объединяются два мужских символа Марс + Марс которые призваны показать гомосексуальные отношения между мужчинами .
Знак Венера + Венера обозначают любовь между двумя женщинами .Однако с подобного рода соединениями так и не вышло никакой определенности,частенько возникает путаница,поскольку такой вид соединения может обозначать,как гомосексуальные отношения,так и дружбу между представителями одного пола.

Для того,что бы обозначить бисексуальную связь имеется несколько интерпретаций, однако на чем то конкретном так и не остановились.
Бисексуальность,как правило обозначают объедением нескольких символов мужского и женского начала в разных последовательностях и количествах.

У транссексуалов в отличии от бисексуалов имеются два строго определенных знака,одинаково популярных и имеющих один и тот же смысл.
Первый знак выглядит,как наложение друг на друга двух символов Марса и Венеры ,то есть на изображении нарисовано одно кольцо с крестом и копьем.
Второй знак не использует рисунков Венеры и Марса ,а их роль выполняет символ Меркурия .

У Древних Греков существовала интересная сказка о происхождении знака Меркурия .Когда у бога Гермеса и Афродиты родился ребенок,они решили дать ему имя объединив два своих в одно,таким образом ихнее чадо стало зваться Гермафродит.Затем боги повелели слить тело Гермафродита с телом красивой нимфы.Поэтому Гермафродит стал иметь признаки обоих полов.Этому странному созданию присвоили свой особый знак,символ Меркурия .
Если попытаться проанализировать изображение символа Меркурия ,то можно заметить,что на нем присутствует полумесяц обозначающий мужественность , а так же зеркало Венеры символизирующий женское начало .

Новое на сайте

>

Самое популярное