Домой Многолетние цветы Сыновья ярослава мудрого основные события. Великий князь ярослав мудрый. Какие города основал Ярослав Мудрый

Сыновья ярослава мудрого основные события. Великий князь ярослав мудрый. Какие города основал Ярослав Мудрый

После смерти князя Владимира, между 12 его сыновьями начались междоусобные войны за власть. Сначала великокняжеский престол захватил Святополк, предательски убив двух своих Бориса и Глеба.

Победителем из удобной схватки вышел Ярослав, который при жизни своего отца правил в Новгороде. Правил Ярослав Мудрый с 1019 года по 1054 год.

При правлении Ярослава Мудрого достигла наивысшего расцвета. В годы его правления, Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства, во всех отношениях.

Внешняя политика царя была продуктивной. Русские князья заключают династические браки с крупнейшими европейскими королевскими дворами.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Во внешней политике Ярослав Мудрый не только развивал торговые и культурные связи, но и весьма успешно воевал, отражал набеги печенегов. Именно Ярослав Мудрый разбил печенегов, и те в свою очередь перестали представлять грозную силу, и беспокоить Русь своими набегами.

Воевал он с финнами, ятвягами, литовцами. Ходил на чудь, и утвердил на чудских землях свою власть, возвел на берегу Чудского Озера город Юрьев. Во время его правления, произошло последнее столкновение Руси с Византией, было это в 1043 - 1046 годах. Конфликт разгорелся из-за убийства русского купца. Закончилось все мирным договорам, скрепленным узами династического брака.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была качественна и продуктивна. Он заботился о русском народе. Киев, при Ярославе превратился в один из крупнейших Европейских городов. В городе были построены Золотые Ворота и Софийский Собор. Также, во время его правления, впервые был назначен киевский митрополит, деятель русский по происхождению - звали митрополита Илларион.

Ярослав Мудрый во внутренней политике уделял большое внимание просветительству на Руси и её христианизации. Он был одним из составителем первого свода законов Руси - . Источником для создания «Русской Правды» были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей.

Ярослав Мудрый умер в феврале 1054 года. Похоронен в Киеве в Софийском соборе.

Правление Ярослава Мудрого в Киевской Руси пришлось на конец первого и начало второго тысячелетий (около 978-1054 гг.). Он по праву считается одним из величайших правителей не только Руси, но и Европы. за годы своего правления вывел Киевское княжество на новый виток мирового развития, его государство достигло высокого уровня политического и военного могущества.

В статье описано правление Ярослава Мудрого. Кратко упоминаются основные факты его биографии и итоги правления.

Происхождение великого князя

О точной дате его рождения ученые-историки продолжают спорить, многие источники указывают годом рождения 978-й. Отцом его является креститель Руси Владимир Святославович, а матерью - полонская княжна Рогнеда Рогволдовна, которую князь Владимир взял силой. От этого брака он имел еще трех сыновей.

Согласно летописям Ярослав прожил долгую жизнь и умер в 75 лет. Он стал предком многих правителей в Европе. Впервые правление Ярослава Мудрого кратко упоминается в "Повести временных лет", написанной монахом Нестором.

Ростовский князь

Началом самостоятельного правления Ярослава считается 988 год, когда отец посадил его еще ребенком на княжество в Ростов. Реально власть принадлежала его наставнику, который принимал все решения, учитывая очень юный возраст князя.

Исторических подтверждений ростовского правления князя Ярослава Мудрого почти не существует. Во всяком случае в летописях того времени нет никаких упоминаний о важных исторических фактах, связанных с ростовским княжением. Многие историки считают, что правление князя Ярослава Мудрого в Ростове отмечено возникновением города, названного в его честь Ярославлем. 1010 год официально считается годом его основания.

Начало правления

В 1010 (1011) году, после кончины одного из старших сыновей великого князя Владимира Вышеслава и вопреки ожиданиям старшего брата Ярослава Святополка, Владимир именно Ярослава поставил править Новгородом. По сравнению с ростовским княжением новгородское считалось более высоким, но и новгородский князь был подчинен киевскому и обязан был ему платить дань.

Бунт против отца

В 1014 году Ярослав отказывается выплачивать Киеву дань и восстает против отца. Причиной такого бунта является приближение Владимиром к себе младшего сына Бориса и намерением передать ему киевский престол. По этой же причине взбунтовался против Владимира старший из сыновей - Святополк. За это он попал в заточение и пребывал в неволе до момента кончины отца.

Чтобы противостоять своему отцу, князю Владимиру, Ярослав нанимает варягов, но войско пребывает в бездействии и промышляет разбоями в самом Новгороде, чем вызывает праведный гнев новгородцев. Сам же князь Владимир не может вступить в единоборство с сыном, так как Киевскому княжеству угрожает нападение печенегов. И армия, собранная против Новгорода, отправляется на битву со степными кочевниками. Возглавляет армию Борис, так как Владимир к этому времени становится немощен и стар.

Брат на брата

Противостояние сына и отца прекращается со смертью Владимира Святославовича 15 июля 1015 года. Но начинается сражение двух братьев, Святополка и Ярослава, за киевский престол. Святополк, прозванный в народе Окаянным, на пути к престолу убил трех своих братьев.

Несколько раз Ярослав и Святополк Окаянный встречались в смертельном противостоянии. В 1018 году состоялась решающая битва. Святополк и его тесть, польский король Болеслав Храбрый, снова вторглись в Киевскую Русь. На этот раз они разбили Ярослава, который вернулся в Новгород и хотел бежать в Скандинавию. Однако новгородцы вынудили своего князя продолжить борьбу. Весной 1019 года на реке Альт Святополк был окончательно разбит и бежал. По данным некоторых исторических источников по дороге в Польшу его настигли воины Ярослава и убили. Но занимать киевский престол Ярослав не спешит, так как права на него предъявляют племянник Брячислав и брат Мстислав.

Борьба за Киев

В 1019 году Ярослав женится во второй раз. Его избранница - шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина). Полагают, что первой женой Ярослава была норвежка, звали ее Анна, она вместе с сестрами князя была захвачена поляками и навсегда пленена в Польшу. Союз с Ингигердой многие исследователи считают политическим шагом Ярослава с целью устранения нестабильных отношений со шведами.

Борьбу за киевский престол братья продолжают вести с переменным успехом вплоть до 1026 года, пока Мстислав не одержал победу над войсками Ярослава и не перенес столицу в Чернигов. Князю же он предложил сесть в Киеве и разделить управление земель по Днепру, оставив за Ярославом все правое побережье. Был заключен мирный договор. Но даже будучи хозяином киевского престола, Ярослав не покидал Новгород вплоть до гибели Мстислава, то есть до 1035 года, уверенный в том, что новгородцы поддержат его при любых обстоятельствах. Только после кончины Мстислава в 1035 году становится самодержцем Киевской Руси Ярослав Мудрый. Годы правления его стали периодом расцвета Руси.

Чтобы избежать претензий на киевский престол со стороны младшего брата, княжившего в Пскове, Ярослав Судислава заточает в темницу.

Хронология военных действий

История правления Ярослава Мудрого содержит многочисленные упоминания о военных действиях. Вот лишь некоторые из них:

  • 1029 год - поход в помощь Мстиславу против ясов, изгнание их из Тмутаракани (ныне Краснодарский край);
  • 1031 год - поход вместе с Мстиславом на поляков, в результате были завоеваны города Перемышль и Червен;
  • 1036 год - победа над войсками печенегов и освобождение от их набегов Древней Руси;
  • 1040 и 1044 годы - военные действия против Литвы.

Итоги правления Ярослава Мудрого. Политика и государство

Период нахождения у власти насчитывает 37 лет. Время правления Ярослава Мудрого считается периодом подъема Киевского княжества, когда многие европейские государства добивались военного и политического союза с ним. Как талантливый политический деятель Ярослав Мудрый предпочитал любым военным действиям дипломатию. Он прагматично устраивал брачные союзы своих десятерых детей и других родственников с европейскими правителями, что служило целям безопасности государства. Известно, что он платил символическую ежегодную дань варягам - 300 гривен серебра, что было очень мало, но сохраняло мир на северных границах.

Очень многое для державы сделал Ярослав Мудрый. Годы правления он потратил не только на укрепление военной мощи, но и для устройства жизни в государстве по законам. При нем был приняты Церковный устав и свод законов «Правда Ярослава», который считается наиболее древней частью сборника норм древнего права «Русская правда».

Будучи образованным человеком, Ярослав заботится и об образовании подданных: он открывает и библиотеки. была открыта им в Софийском соборе.

В его планы входило решение еще одной важной проблемы - передачи власти. которые разгорались между приемниками, ввергали страну в разорение и бедствия, ослабляли ее и делали легкой добычей для внешних врагов. Часто претенденты на главный престол в своих корыстных интересах нанимали заграничное войско, которое бесчинствовало и грабило население. Ярослав как талантливый политический деятель, безусловно, понимал важность усовершенствования передачи власти, но эта проблема в связи со смертью так и не была решена.

Религиозные последствия

Итоги правления Ярослава Мудрого не ограничиваются только политическими достижениями. Он много сделал для укрепления христианства в государстве. В 1051 году русская церковь окончательно освобождается из-под влияния Константинополя, впервые самостоятельно избрав на Епископском соборе На церковнославянский переводится большое количество византийских книг, на их переписку из казны выделяются немалые средства.

Правление Ярослава Мудрого ознаменовано основанием множества монастырей и церквей. Монастыри Киево-Печерский, Юрия почитались не только церковными, но и общественно-культурными центрами. В 1037 году началось строительство знаменитого Софийского собора, в котором впоследствии захоронили прах Ярослава. По его приказу в 1036-1037 гг. возведены знаменитые киевские Золотые ворота, которые по замыслу Ярослава, должны были символизировать перемещение центра православия в Киевскую Русь.

Великий князь Ярослав Мудрый

А. Кившенко. «Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава»

Софийский собор в Киеве, где находится гробница Ярослава Мудрого

1035 лет назад родился Ярослав Мудрый, четвёртый сын великого Киевского князя Владимира, прозванного в народе «Красно Солнышко», и полоцкой княжны Рогнеды. Детство Ярослава было трудным - у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.

На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос - в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Ярослава» всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание - хромец.

А в 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.

За время своего правления он объединил почти все русские земли. Успешно воевал с Польшей, победил племена ятвягов, литовцев, мозовшан, разгромил печенегов.

При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси. Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.

Князь был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.

Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

Князь основал города Ярославль, Юрьев (сейчас г. Тарту), украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота.

Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли. Правители первых стран мира искали дружбы русского князя и считали за честь с ним породниться. Дочь князя Анастасия стала королевой Венгерии, Елизавета - Норвегии, а Анна - Франции, сын Изяслав женился на польской принцессе, Всеволод - на византийской.

За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 37 лет - до 1054 - года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

Похоронен Ярослав в мраморной гробнице в Киевском Софийском соборе.

Материал подготовлен Центральной детской библиотекой им. Ярослава Мудрого, г. Ярославль

Ярослав Мудрый, сын крестившего Русь князя Владимира, княживший в 11 веке поначалу в Ростове, потом в Новгороде и лишь затем в Киеве, получил известность как великий князь киевский, в первую очередь из-за того, что в период его правления в Киеве наиболее ярко реализовал свои возможности, показав свою незаурядную личность.

Так что же именно сделал великий князь Ярослав для Руси? Какую лепту он внёс в развитие русской государственности?

Первый русский законодатель

Наличие законодательства – одно из опорных признаков государства. Именно Ярослав первым осуществил меры по упорядочению внутреннего управления на Руси, первым ввёл элементы юстиции, а также положил начало формированию законодательства – «писаных правил». Действовавшие до этого вездесущие самосуд и кровная месть были урезаны. Первый свод (сборник) рукописно оформленных принятых в обществе того времени правил (законов) охватывал такие категории как право семейное, финансовые взаимоотношения между людьми, ответственность за различные преступления, судоустройство и многие другие, охватывающие разные стороны жизни. Свод был назван «Русской Правдой» (в дальнейшем он дополнялся сыновьями Ярослава и даже его внуком , но зерно этого было посеяно Ярославом).

Просветитель Руси

Будучи очень просвещённым человеком, много читающим, а также знающим несколько языков, Ярослав внёс огромный вклад в развитие образования и культуры на Руси, ведь не зря его называют по праву просветителем Руси.

В период его княжения при монастырях начали открываться первые на Руси школы. В городе Новгороде было впервые открыто большое учебное заведение на 300 человек – в основном учениками стали дети священнослужителей и старост.

В Киеве при Софийском соборе была сформирована первая в Древней Руси библиотека – большое собрание книг. И это была особенная библиотека, потому что книги в ней были не просто собраны, а практически все созданы здесь же: почти каждая книга вначале переводилась на древнерусский с греческого, болгарского и других языков, потом копировалась (вручную!) и переплеталась (тоже вручную!). Таким образом удалось создать более тысячи книг, каждая из которых была настоящим произведением искусства: текст на пергаменте (бумаги ещё не было), обложка из сафьяновой кожи, украшенная золотом, серебром или инкрустированная бриллиантами, изумрудами или жемчугом…. В Киеве для этого работала специальная мастерская по созданию книг.

В древнерусских городах Киеве и в Новгороде при храмах Святой Софии, построенных в годы княжения Ярослава, было положено начало созданию летописей, многие из которых сейчас известны нам как выдающиеся произведения древнерусской литературы. Знаменитая летопись – «Повесть временных лет» – сообщает, что князь Ярослав ставил церкви по городам, и в каждую направлял попов, важнейшей функцией которых было учить людей.

К сожалению, созданная Ярославом Мудрым библиотека не сохранилась. Поиски её предпринимались не раз, но не увенчались успехом. Рассказывают, что в 1934 году, когда под Киевом строили резиденцию для первого секретаря обкома КПСС в месте, где когда-то располагался Межигорский монастырь, строители обнаружили подвал, доверху наполненный древними книгами. Это могла быть библиотека Ярослава или часть её (потому что именно в этом месте князь прожил последние два года своей жизни), но стройка велась ускоренными темпами, и «отвлекаться» на такие «мелочи» власти, видимо, не захотели.

Добился независимости Русской православной церкви

После крещения Руси до Ярослава киевских митрополитов назначал Константинополь. Это были, как правило, выходцы из Греции или из южных славян. При Ярославе русская церковь стала менее зависимой от Византии. При княжении Ярослава впервые в истории митрополитом был назначен русский монах, которого звали Илларион. Во время правления Ярослава активно начали возводиться храмы: в одном лишь Киеве было построено порядка четырёхсот церквей.

Эпоха Ярослава – время роста авторитета Руси

Ярослав смог выстроить мудрую внешнюю политику. В период его княжения границы Руси сильно расширились, а для их укрепления стремительно воздвигались всё новые и новые города (так, например, был воздвигнут для обеспечения безопасности северо-западных границ град Юрьев, ныне зовущийся Тарту). Но воинствовал князь только лишь по крайней необходимости (как пример – разгром печенегов, периодически совершавших крайне опустошительные набеги на Русь). Киевский князь всегда стремился хранить мир и дружить с соседними странами и даже активно развивал с ними торговые отношения. Для продвижения дипломатических контактов и защиты интересов Руси Ярослав активно пользовался и развивал междинастические браки. Например, его женой стала дочь короля шведов, а трёх своих дочурок он выдал за принцев (впоследствии королей) норвежского, французского и венгерского. Соответственно сыновья Ярослава Изяслав и Константин женились на сестре короля Польши и дочери императора, правившего в то время Византией.

История одной из дочерей Ярослава Мудрого, Анны, прослеживается в фильме «Ярославна, королева Франции» (реж. Масленников, 1978 г.), в котором ярко показано уважительное отношение к русскому князю и к Руси со стороны иноземных правителей.

Благодаря мудрой внешней политике киевского князя эпоха его княжения навсегда вошла в историю как время стабильности, а также роста авторитета Руси на международной арене.

«Если жить в распрях и ненависти с соседями и друг с другом, легко самим погибнуть и погубить свою землю, которую строили и защитили от всех напастей ваши отцы и деды» – так в переводе на современный русский язык звучит наказ Ярослава Мудрого своим сыновьям. Этот наказ древнерусского князя очень хотелось бы напомнить некоторым современным правителям.

Ярослав Владимирович, в историографической традиции Ярослав Мудрый. Родился ок. 978 года - умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Князь ростовский (987-1010), князь новгородский (1010-1034), князь киевский (1016-1018, 1019-1054).

Ярослав Мудрый родился около 978 года. Сын крестителя Руси князя (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны .

При крещении был наречён Георгием.

Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод.

Год рождения Ярослава Мудрого

В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет (по древнерусскому счету лет, то есть прожил 75 лет и умер на 76-том году жизни). Соответственно, согласно летописным известиям, родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является наиболее употребительной в литературе.

Однако существует мнение, что данный год является ошибочным. В летописной статье под 1016 (6524) годом говорится о вокняжении Ярослава в Киеве. Если верить этому известию, то Ярослав должен был родиться в 988 или 989 году. Объясняется это по-разному. Татищев считает, что имела место ошибка и должно быть не 28, а 38 лет. В несохранившихся до нашего времени летописях, бывших у него в распоряжении (Раскольничья, Голицынская и Хрущёвская летописи), было 3 варианта - 23, 28 и 34 года, а согласно Оренбургскому манускрипту дату рождения Ярослава следовало отнести к 972 году.

При этом в некоторых поздних летописях читается не 28 лет, а 18 (Софийская первая летопись, Архангелогородский летописец, Ипатьевский список Ипатьевской летописи). А в Лаврентьевской летописи было указано, что «И бы тогда Ярослав Новегороде лет 28», что дало основание С. М. Соловьёву предположить, что известие относится к продолжительности новгородского княжения Ярослава: если принять правильным 18 лет - то с 998 года, а если 28 лет - то совокупное правление в Ростове и Новгороде с 988 года. Соловьёв также сомневался в правильности известий о том, что Ярославу в год смерти было 76 лет.

С учётом того, что брак между Владимиром и Рогнедой по устоявшемуся сейчас мнению был заключён в 978 году, а также того, что Ярослав был третьим сыном Рогнеды, он не мог родиться в 978 году. По мнению историков датировка в 76 лет появилась для того, чтобы представить Ярослава старше . Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. Косвенным свидетельством этому могут служить слова Бориса, которые он сказал своей дружине, не желая занимать Киев, поскольку именно Святополк является старшим: "Онъ же рѣче · Не буди мнѣ възнѧти рук на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто".

В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение.

Если же принимать традиционную дату рождения и старшинство Святополка, то это ведёт к пересмотру летописного рассказа о борьбе Владимира и Ярополка за киевский престол, и отнесению захвата Полоцка и женитьбы Владимира на Рогнеде к 976 или к началу 977 года, до его ухода за море.

Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939-1940 годах. Д.Г. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В.В. Гинзбург - 60-70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами.

Кроме того, некоторые историки вслед за Н.И. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам.

Ярослав Мудрый (документальный фильм)

Ярослав в Ростове

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года.

В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.

Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль.

Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. А. Ленивцевым в 1827 году.

Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.

В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает.

В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой.

Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав.

Ярослав в Новгороде

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира Святославовича считался Святополк. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.

Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года.

До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.

Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым.

Выступление Ярослава против отца

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах».

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 года.

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Ярослав в Киеве

15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: «И отпусти их всех домой, - и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите».

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море».

Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», - на что Ярослав дал своё согласие: «Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Конунгом Бурислейфом, ни порицать кого-либо, если он будет убит».

В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве приданого от отца Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.

В 1023 году брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны: «Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона».

В 1025 году сын Болеслава Храброго Мешко II стал королём Польши, а два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны и нашли убежище у Ярослава.

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (года смерти Мстислава).

В 1028 году норвежский король Олаф (впоследствии прозванный Святым), был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол.

В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр.

В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый, король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету.

В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу (поруб). Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 - Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.

В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник.

Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.

В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году.

В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.

В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.

В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.

В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны.

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира.

В надписи (граффити) на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен(и)е ц(а)ря наш(е)го в в(оскресенье) в (н)еде(лю) (му)ч Феодора».

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Историк А. Карпов считает, что князь мог умереть 19 (по летописи), а похоронили его 20-го.

Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В. К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования.

Внешность Ярослава Мудрого

По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя.

Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок.

Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Исчезновение останков Ярослава Мудрого

В XX веке Саркофаг Ярослава Мудрого вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.

В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом.

Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений.

Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди.

На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году.

По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

Ярослав Мудрый - Памятник «1000-летие России»

Личная жизнь Ярослава Мудрого:

Первая жена (до 1019) - предположительно, норвежка по имени Анна . Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу.

Вторая жена (с 1019) - Ингегерда (в крещении Ирина, в иночестве, возможно, Анна); дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе.

Сыновья Ярослава Мудрого:

Илья (до 1018 -?) - возможный сын Ярослава Мудрого от первой жены, увезённой в Польшу. Гипотетический князь Новгорода.

Владимир (1020-1052) - князь новгородский.

(Дмитрий) (1025-1078) - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде. Великий князь киевский (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078).

(Николай) (1027-1076) - князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.

Всеволод (Андрей) (1030-1093) - женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.

Вячеслав (1033-1057) - князь смоленский.

Игорь (1036-1060) - князь волынский. Некоторые историки отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира («Повесть временных лет»).

Дочери Ярослава Мудрого:

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового.

Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник.

Вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник.

Святые родственники Ярослава Мудрого:

Будущий православный святой благоверный князь Ярослав (конунг Ярицлейв) был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого - они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре - Астрид.

До того у обоих святых была одна невеста - принцесса Ингигерд Шведская (на Руси благоверная княгиня Ирина), которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава (свадьба состоялась в 1019).

Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже».

В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису (стихотворение) об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой 1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности, излечил тяжело больного девятилетнего сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного святого Владимира (Вальдемара). После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. стольном граде Ярослава, была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «варяжской».

Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.

Также Ярослав Мудрый - брат православных, первых прославленных на Руси святых - князей Бориса и Глеба, отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа.

Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза, что у него была жена - Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья - «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.

Происхождение жены одного из сыновей - германской принцессы Оды, дочери Леопольда, - является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов (правителям Северной марки) или к Бабенбергам (правителям Австрии до Габсбургов). Спорным является и то, чьей женой была Ода - Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов.

Ярослав Мудрый в культуре

Ярослав - традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра - Житие Бориса и Глеба. Сам факт убиения служит для древних летописцев излюбленной темой для отдельных сказаний. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, из которых старейшие и наиболее полные приписываются преподобному Нестору и черноризцу Иакову Мниху.

Там говорится, например, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса... И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». А сестра Ярослава Предслава предупреждает, что их брат Святополк собирается устранить и его.

Также Ярослав упомянут в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона и в «Памяти и Похвале князю Русскому Владимиру» Иакова Мниха.

Поскольку Ярослав был женат на Ингегерде - дочери шведского короля Олафа Шётконунга и устраивал династические браки своих дочерей, в том числе Елизаветы (Эллисив) - с королём Норвегии Харальдом Суровым, он сам и его имя неоднократно упоминаются в скандинавских сагах, где он фигурирует под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда», то есть Новгорода.

В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса - «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то что по летописям Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве.

Однако, гипотеза Сенковского, основанная исключительно на данных «Саги об Эймунде», активным сторонником которой в настоящее время является историк-источниковед И. Н. Данилевский, доказывает возможную «причастность» Ярослава только к убийству Бориса («Бурицлейва»), но никак не Глеба, который в саге не упоминается вовсе.

В то же время, известно, что после смерти князя Владимира лишь два брата - Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.

Также историки, начиная с С. М. Соловьёва предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Древнейший из портретов киевского князя был выполнен при его жизни на известной фреске в соборе святой Софьи. К сожалению, часть фрески с портретами Ярослава и его жены Ингегерды утрачена. Сохранилась лишь копия А. ван Вестерфельда, придворного живописца литовского гетмана А. Радзивила, сделанная в 1651 году с ещё целой фрески.

Известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов осуществил реконструкцию лица Ярослава по его черепу. Скульптурный образ Ярослава был создан М. О. Микешиным и И. Н. Шредером в памятнике «Тысячелетие России» в 1862 году в Новгороде.

В художественной литературе: является второстепенным героем исторических романов Валентина Иванова «Русь Великая» (1961), Антонина Ладинского «Анна Ярославна - королева Франции» (1973), в исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда», а также в повести Бориса Акунина «Огненный перст» (2014).

В кинематографе:

- «Ярославна, королева Франции» (1978; СССР) режиссёр Игорь Масленников, в роли князя Ярослава Кирилл Лавров;
- «Ярослав Мудрый» (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Ярослава Юрий Муравицкий, Ярослав в детстве Марк Гресь;
- «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010; Россия) режиссёр Дмитрий Коробкин, в роли Ярослава Александр Ивашкевич.


Новое на сайте

>

Самое популярное