Домой Многолетние цветы Всероссийская олимпиада по русскому языку 4. Такси - ср. шоссе _ ср.р. Требования к оформлению работ

Всероссийская олимпиада по русскому языку 4. Такси - ср. шоссе _ ср.р. Требования к оформлению работ

Русский язык достаточно сложен в изучении, но также очень гибок и многогранен в его выразительных возможностях. Одним из средств, используемых для контроля знаний учащихся, а также систематизации и обобщения изученного материала является проведение олимпиад по русскому языку.

Участие в таком мероприятии помогает научиться применять знания, полученные на уроках, воспитывает любовь к русскому языку. Мы хотим помочь учащимся добиться высоких результатов и предлагаем вашему вниманию примеры заданий олимпиады по русскому языку для 4 классы. Внизу вы найдете ответы к представленным заданиям.

Тестовые задания

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

3. Найди верный ответ.
А) Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ?
А) с…езд
Б) с…бить
В) с…играть
Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
В) о, е, а, и
Б) о, и, а, и
Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий
В) узкий
Б) санаторий
Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит
Б) горе приносит
В) малая лень
Г) большое приносит

Открытые вопросы

Вопрос 1
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом — …
Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — …
2)Орфография — …
3) Эгоизм — …

Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца - жар чувств;
Каменное здание - каменное сердце;
Строить планы - строить мост;

Творческие задания

Задание 1
Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.

Задание 3
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать –

Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву

Задание 5
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б Б А А А
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В В Г А

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.
Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 раз
Ответ на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).
б) Морскую соль; ноту соль.
в) Из подъёмного крана.
г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику

Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.

Пример ответа на творческое задание №3
работа – труд;
громкий – шумный;
дремучий (лес) – непроходимый;
печаль – тоска;
кричать – вопить.

Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека

Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

МКОУ СОШ №__ с. _________________________________________

2017 - 2018 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

Задание №1. В первую группу выпиши слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпиши слова с глухим непарным согласным звуком на конце.

Волк, герой, дуб, боец, троллейбус, помощь, капитан, гроздь, лагерь.

1 группа____________________________________________________________

2 группа____________________________________________________________

Задание № 2. Слова из одного ряда свяжи по смыслу со словами другого ряда при помощи предлогов «от» и « для». Запиши 4 словосочетания.

порошок головная боль

капли успокоение нервов

таблетки бессонница

состав выведение пятен

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Сгруппируй слова, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Домашний, к счастью, домашнее (задание), счастливцы, без счастья, домовой, у счастливцев, домовые.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4 . Как их будут звать детей, когда они вырастут?

1) Митя-_______________________ 2) Рита - ____________________________

3) Леня - ________________________ 4) Толя - ______________________________

5) Лина - ______________________

Задание №5 . Составь словосочетания, в которых данные слова будут употребляться в прямом и переносном значении .

Дорога, встать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№ 6. Найди в тексте ошибки, исправь их.

Молодой месец ниска весел нат лесом. Нежный его свет блистел в дождливых тучях. Пахло мокрай травой. Впарке куковала запаздалая кукушка.

Задание № 7. Подбери к данным словам слова, противоположные по смыслу:

а) Отчизна – ___________________________________________________________

б) расторопный – _____________________________________________________ _

в) исток – ___________________________________________________________ __

г) успех – ______________________________________________________________

Задание №8 . Твой одноклассник писал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда он написал его, то обнаружил, что он не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях. Помоги ему заменить выделенные слова на подходящие по смыслу.

В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате (_______________ _) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату 45(_______________). Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (______________ ) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (________________) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (_____________) в школе.

Задание №9 . Посмотри на слова АППЕТИТ, МОЗГИ, НЕЖНОСТИ, ХОЛОД и реши, кто лишний. Объясни почему.

Собака, кошка, волк, телёнок, курица.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задание № 10. Отгадай шарады и составь с каждым словом свое предложение.

а) Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

в) Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задание № 11. Выберите из следующих слов: 1) слова с ударением на первом слоге, 2) слова с ударением на последнем слоге.

Туфля, доверху, документ, кладовая, шарфы, квартал, столяр, засуха, статуя, каталог.

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задание №12 . Первоклассники изучали букву ё . Прочитав сказку Сергея Козлова «Ёжик в тумане», ребята придумывали в подарок Ёжику слова с буквой ё , в которых пять звуков, как и в слове ёжик. Но в одном слове звуков на самом деле оказалось не пять. В каком? Выбери вариант ответа.

а) ёлка б) даёшь в) поёт г) пьёт д) полёт

Ответ:_______________________________________________________________

Олимпиада по русскому языку для учеников 4 класса

Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск Республика Казахстан.
Описание работы: данный материал предназначен для учителей начальных классов и родителей. Он может быть использован на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Задания помогают проверить не только знания программного материала, но и повысить познавательный интерес к предмету. Работа содержит ключи к заданиям и критерии оценивания.
Цель: пробуждение интереса к научному изучению русского языка
Задачи:
проверить уровень орфографической зоркости и орфоэпической культуры;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать у подрастающего поколения любовь к русскому языку.

1.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.
Тьма-
товар-
халва-
кобура-
теплица-

2.К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса-
Обведёшь вокруг пальца-
Выбьетесь из сил-
Пропускает мимо ушей-
Зарубить на носу-

3. В каком ряду во всех словах есть звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.
Композитор, вдруг, кисель.
Кимоно, кишечник, прятки.
Друг, очерк, корешок.

4. Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.

5. Разбери глаголы и прилагательное по составу.
Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части, скупил книги.

6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.

7. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.

8. Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

9. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.

На ручей ряб… и пёстр…
За листком летит листок,
И струёй сух… и остр…
Набегает холодок.

10. Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.

11. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.

12. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн… кафе,
старин… рояль,
прозрачн… тюль,
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.

13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

Польская: как заяц в ананасе.

14. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.

Ответы к олимпиаде

1.Мать, отвар, хвала, уборка, петлица (5 баллов)
2.Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)
3. 3 ряд (1 балл)
4. Макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко (6 баллов)
5. С-леп-и-ть, скуп-ой, слеп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л (5 баллов)
6. Прилагательное, существительное, существительное, существительное (4 балла)
7. Съешь (2 балла)
8. Победили, построили, опять (3 балла)
9. Рябой, пёстрый-в.п.; сухой, острой- т.п.(4 балла)
10. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)
11. Нос (1 балл)
12. Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (4 балла)
13. Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. (3 балла)
14. Жалюзи , краси вее, позвоня т, то рты, и конопись, бало ванный, ломо та, и скра. (4 балла)

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2015/2016 учебном году

4 класс

Время на выполнение заданий – 60 мин.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

береза

КЛЮЧИ

Максимально возможный балл – 26

1. Расставьте ударения в словах.

Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.

Ответ : кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Итого - 2 балла.

2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].

Оценка: за ответ - 1 балл; за объяснение - 2 балла.

Итого - 3 балла.

3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой - формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Ответ:

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Лес

Лесник

Лесник

Лесником

Лесной

Лесники

Перелесок

Лесничий

Лесничество

Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.

Итого - 4,5 балла.

4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

Ответ:

Рукой подать - рядом, близко.

Работать не покладая рук - работать усердно.

Легкая рука - о том, кто приносит удачу.

Правая рука - надежный помощник.

Чужими руками жар загребать - присваивать чужой труд.

NB: возможны другие варианты.

Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения.

Итого - 5 баллов.

5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

Ответ:

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Белый

Мужской род

Зайка

Трусливый

Мужской род

Мышь

Полевая

Женский род

Картофель

Свежий

Мужской род

Бандероль

Тяжелая

Женский род

Мозоль

Больная

Женский род

Тюль

Красивый

Женский род

Фасоль

Спелая

Женский род

Шампунь

Новый

Мужской род

Овощ

Вкусный

Мужской род

Рояль

Черный

Мужской род

NB: возможны другие варианты прилагательных.

Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное.

Итого - 4,4 балла.

6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Ответ:

А. Дерево червь изнутри точит .

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа .

Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.

Итого - 3 балла.

7. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

Ответ:

Если в предложении есть слова « когда », « разве », «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?

Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.

Итого - 2 балла.

8. Можно ли безударную гласную в слове « береза » проверить словом «белый»? Объясните.

Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово « береза » образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».

Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.

Итого - 2,1 балла.

Общая сумма баллов - 26 баллов.


Класс________________________________

Фамилия_____________________________

Имя_________________________________

1.Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, тран вай, интиресный.

(10 баллов)

2. Расставьте ударение в словах: звонит, цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы, щавель, хозяева, баловать, дремота.

(10 баллов)

3.Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков

(5 баллов)

4. Подчеркните слова, состав которых соответствует схеме:

(3 балла)

5. Подчеркните слова, которые нельзя переносить

(5 баллов)

6.Определите род существительных: туфля, повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе, кенгуру, такси.

(10 баллов)

7. Определите падеж выделенных слов.

Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз. (9 баллов)

8. Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

  • За рекой находится село.
  • Солнце село за горизонт.

(12 баллов)

9. Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.

(10 баллов)

10. Объясните фразеологический оборот:

У него ветер в голове____________

Как ветром сдуло___________________________________________________

Бросать слова на ветер_______________________________________________

Искать ветра в поле_________________________________________________

11. Подчеркните лишнюю пару слов.

глубокий - мелкий

громкий - сильный

робкий - смелый

широкий - узкий

говорить - молчать

12. Запишите пословицы, в которых встречается слово "два".

(за каждую - 1 балл)

13. Найдите "третье лишнее".

1) Гореть, угорать, гора.

2) Горе, нагорный, горевать.

3) Пот, потолок, потливый.

4) Море, морщины, морской.

5) Боль, большой, больница.

6) Вода, водить, водник.

(6 баллов)

14. Соедините части пословиц.

15. Расшифруйте слова. Запишите полученные слова.

РАВЗДСТВУЙТЕ РЕСИНТЕНЫЙ ЛЮСТРАК
НИКАЗЕМЛЯ АНИТРАК
ИНЕРЖЕН КАРФЕЛЬТО

(7 баллов)

____________________________________

____________________________________

При выполнении заданий олимпиады вы можете набрать 100 баллов.

Список литературы.

1. Шкатова Л. А. Подумай и ответь.Занимательные задачи по русскому языку. Книга для учащихся 5-7 классов средней школы.М.:Просвещение,1989.

2. Королёва Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: Арктик,2005.

3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады, начальная школа. 2-4 классы.М.:Айрис-пресс, 2006.

4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания 3-4 классы. М.: Вако, 2009.

Новое на сайте

>

Самое популярное