Домой Картофель Боголюбовский монастырь. Золотое кольцо: Боголюбово, Свято-Боголюбский монастырь. Пешеходный мост на станции Боголюбово

Боголюбовский монастырь. Золотое кольцо: Боголюбово, Свято-Боголюбский монастырь. Пешеходный мост на станции Боголюбово

Я уже писал раньше о храме Покрова на Нерли, который находится недалеко от села Боголюбово Владимирской обл. Но там есть ещё одно интересное место, которое обычно все пробегают мимо, направляясь к храму Покрова на Нерли - это Боголюбский женский монастырь.

У меня накопилось несколько фотографий с этим монастырём снятых в разные дни.

Около монастыря старый обмелевший пруд и судя по рыбакам, которые сидят на берегах пруда, в нём есть рыба. На фото ниже, мужик ловил рыбу двумя удочками и пока мечтал об огромном улове, одна удочка у него уплыла. Пришлось второй удочкой ловить первую, забрасывая снасти в попытках зацепить за леску:)

1.

А вот так выглядит монастырь с заливного луга, на котором стоит храм Покрова на Нерли.

2.

Хоть специальной вечерней подсветки у монастыря нет, но он неплохо освещается уличными фонарями.

3.

4.

А это утренний кадр, который я сделал после утренней съёмки храма Покрова на Нерли.

5.

с сайта Соборы.ру я взял историю этого монастыря:

Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы.

Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи».

Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца».

Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.

До настоящего времени от белокаменного города дошли только часть лестничной башни, переход из нее в собор и северная часть древнего храма.

После смерти князя Андрея его замок в Боголюбове был разграблен заговорщиками, которые забрали золото, драгоценные камни, жемчуг и любимые князем вещи. Преемники отдали княжескую резиденцию под монастырь, но через три года Боголюбово было второй раз разграблено во время распри Всеволода III с рязанскими князьями, когда Глеб Ростиславович привел с собой половцев. Тогда уцелели только монастырские кельи, княжеская молельня и церковь. Через полвека монастырь был почти полностью разрушен татарами, и только образ Боголюбской Божией Матери чудесным образом сохранился в огне невредимым.

Со временем рухнули княжеский дворец и надвратная церковь с древними воротами.
Собор, хоть и сильно обветшавший, стоял до середины XVI века. И стоял крепко, т.к. дошедшее до нашего времени основание лестничной башни, рассчитанное на легкое ажурное навершие, держало взгроможденную на него в середине XVIII века массивную колокольню.

В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать щелевидные окна церкви, чтобы в новые окна вставить стекла, и выломать хоры. От таких перестроек Рождественская церковь в 1722 году рухнула, и, по преданию, все Боголюбово в тот день было покрыто известковой пылью.

В 1756-1765 годы, при игумене Иннокентии, к северной (уцелевшей) части храма в стиле барокко была пристроена новая (нынешняя). Мастера старались сохранить все, что только можно было сохранить: основание старого собора с фигурным цоколем, до половины сложенные на прежнем фундаменте стены, несколько резных масок на западной стене и пр.

В 1683 году возле южной стены монастыря - на месте деревянной церкви мученика Леонтия, возведенной еще при Андрее Боголюбском, была возведена Благовещенская трапезная церковь. Но в 1804 году ее весьма значительно перестроили, отчего она утратила свой первоначальный вид.

Так как обитель стояла на оживленной дороге, которая вела в Нижний Новгород и Казань, то цари, князья и другие именитые лица часто посещали монастырь. Так, в 1690 году (по пути во Флорищеву пустынь) в Боголюбском монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой наперстный крест, украшенный драгоценными камнями. Приезжал в монастырь и Петр I, приславший потом в дар часы с боем, изготовленные шведским мастером. А император Павел I, посетивший обитель в 1789 году вместе с сыновьями по пути в Казань, подарил монастырю мукомольную мельницу.

Император Николай II, посетив все святые места обители, под конец с благоговением взирал на нишу под лестницей, где в известковые камни пола темными пятнами на века впиталась кровь великого русского князя. А потом император на некоторое время задержался у святого шатра, на месте которого прежде стоял интересный памятник XVII века - восьмиколонный киворий. Под сенью его помещалась кандея - старинной формы белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Во время раскопок, проводившихся под руководством Н.Н. Воронина, археологи обнаружили в земле ее трехступенчатое круглое подножие. По одной из версий, в этой чаше ежегодно - в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня) - освящали воду в память того дня, когда Пресвятая Богородица в лучезарном сиянии явилась благочестивому князю Андрею. Правда сохранилось и предание, что из кандеи князь Андрей Боголюбский раздавал деньги строителям Боголюбовской обители и бедным людям. (В настоящее время остатки этой чаши хранятся в Рождественской церкви).

В Рождественской церкви в настоящее время расположен музей, в котором представлены обнаруженные во время археологических раскопок обломки резных капителей, белокаменных деталей, каменные женские маски, каменная голова дракона. У южной стены собора археологи оставили раскоп, обнаживший основание древнего здания.

В свое время князь Андрей Боголюбский возвел еще надвратную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в конце XVIII века она была разобрана, и на этом месте в 1842 году возвели колокольню, высота которой равнялась 58 метрам. В первом ярусе колокольни помещались Святые врата, во втором - храм Успения Божией Матери, в третьем - звонница с колоколами; самый тяжелый весил почти 500 пудов.

В центре монастыря высится громада собора, освященного в 1866 году в честь Боголюбивой иконы Божией Матери. Закладка же этого храма состоялась в 1855 году - ровно через 700 лет с того дня, когда благочестивому князю явилась Пресвятая Богородица. Этот огромный пятиглавый собор строился по проекту знаменитого архитектора К.А.Тона под наблюдением губернского архитектора Я.М.Никифорова. А средства на его возведение пожертвовала московская купчиха А.Г.Алексеева и ее сыновья - Симеон и Дмитрий Петровичи.

После Октябрьской революции в Боголюбовском монастыре разместились колония для несовершеннолетних, музей, школа-интернат, отделение милиции, а в храмах были устроены склады и хранилища. В соборном храме устроили тир…

В январе 1997 года в стенах древней обители поселились насельницы Задонского женского монастыря (60 человек) вместе с духовным архимандритом Петром - участником Великой Отечественной войны. И старинная Боголюбская обитель вновь зажила полнокровной жизнью.

В поселке Боголюбово Владимирской области находится действующий Свято-боголюбский женский монастырь, который изначально был мужским. Этот монастырь основал в 1158 г. на реке Клязьме (по другим данным, в 1155 г.). Как рассказывает предание, когда он переносил чудотворную икону Божией Матери из Киева, кони остановились в этом месте, никакими силами не смогли заставить их продолжать путь. Пришлось ночевать здесь. ночью молившемуся в походном шатре князю явилась Богоматерь, велела везти икону во Владимир, а на месте своего явления построить обитель. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом православной Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства.

По ведению Андрея Юрьевича была написана Боголюбская (или Боголюбивая) икона Божией Матери в том виде, как она явилась князю в ночном видении(ныне эта чудотворная икона находится в Свято-.успенском Княгинином монастыре во Владимире). Все эти события определили историческое прозвище князя Андрея Юрьевича — Боголюбский, название монастыря, поселения. Князь построил здесь в 1158 г. храм в честь Рождества Богородицы, рядом с ним — свою загородную резиденцию -посад с белокаменным дворцовым ансамблем. Этот посад назвали Боголюбовым, а князя — Боголюбским. В 1174 г. именно здесь, в своей резиденции, князь Андрей Боголюбский был убит заговорщиками-боярами. После убийства князя его дворец и монастырь претерпели разорение и разграбление. Позже он пережил и другие беды, его неоднократно разоряли захватчики (в 1177 г. — рязанский князь Глеб и половцы, в 1239 г. — хан Батый, в 1389 г. — хан Тохтамыш). Но монастырь всегда восстанавливался. Этому способствовали его выгодное экономико-географическое положение на оживленной дороге, ведущей в Нижний Новгород и Казань, а также канонизация в 1702 г. князя Андрея Боголюбского. Многие русские цари, императрицы, великие князья и княгини приезжали в этот монастырь, в том числе Федор Алексеевич, императоры Петр I, Александр I, Александр II, Николай II.

К началу XX в. в монастыре жили почти 75 человек братии. Монастырь был закрыт в 1921 г., его последнего настоятеля Афанасия Сахарова арестовали и расстреляли, богатства обители национализировали, в 1922 г. в закрытом монастыре разместили конный полк ГПУ. Позже в монастырских корпусах разместили школу, больницу, отделения милиции, консервный завод, в храмовых зданиях устроили склады и хранилища. Монастырь мужской возродился в 1991 г., в 2001 г. в нем жили 14 человек братии. В 1997 г. в этот монастырь перевели из Задонского Преображенского монастыря 60 сестер и архимандрита, сейчас в нем живет более 100 сестер. Получилось, что мужской монастырь сменили на женский.. В монастырском комплексе развернули большие ремонтно-реставрационные работы. Сохранились главные монастырские исторические строения: большой пятиглавый собор Боголюбской иконы Божьей Матери (построен в 1866 г. по проекту архитектора К.А. Тона, его освятил Феофан Затворник), белокаменный храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII-XVIII вв; дворцовый собор XII в. в 1722 г. рухнул при перестройке и его разобрали, в 1751 г. построили новый), Благовещенская трапезная церковь (1683, перестроена в 1804), часовня-киворий (XVII в., построена на месте явления Божией Матери князю , поставившему здесь в 1158 г. чашу из цельного камня, из которой она наделял наградами строителей, потом в ней была святая вода), трехъярусная колокольня с надвратной Успенской церковью (XVIII-XIX вв.), остатки палат князя Андрея Боголюбского (XII в.). Святынями монастыря являются пребывающая в Рождественском соборе чудотворная Боголюбская икона Божией Матери (список XIX в.), частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских сподвижников. В храмах этого монастыря мироточат более 40 икон; в 1998 г. засвидетельствовали миротечение настенного образа Андрея Боголюбского в лестничной башне (в сцене убийства). Как утверждают верующие люди, под куполом Рождественского собора явился лик Государя императора , убитого вместе с семьей в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Как добраться до Боголюбово:

Свято-Боголюбский монастырь, один из древнейших на Руси, основан благоверным великим князем Андреем Боголюбским в 1155-57 гг. на месте чудесного явления ему Божией Матери. В память о видении князь повелел написать образ Богоматери так, как Она ему явилась – в полный рост с воздетыми в мольбе ко Господу руками. Икона была названа Боголюбивой (Боголюбской) и в течение веков прославилась многочисленными чудесами. Самое известное – спасение жителей г. Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году. В память об этом был установлен ежегодный крестный ход, совершаемый и ныне накануне 1 июля – дня празднования Боголюбской иконы.

Сохранилась летопись Свято-Боголюбовского монастыря, составленная игуменом Аристархом, который управлял обителью с 29 октября 1762 г. по 9 февраля 1767 г. В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины и была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель Московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. Летом 1475 года постройки древнего Боголюбова монастыря осматривал известный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн IV. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. С 1882 года стал резиденцией викарных архиеереев. К началу XX века братии в обители было около 75 человек.

Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 г., был двухэтажный деревянный, и в нем находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. Покровский монастырь в древности был женский, а позднее был преобразован в мужской.

Последним настоятелем Боголюбского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель-исповедник Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых.

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них, как бывший настоятель монастыря архимандрит Александр (Григорьев) – расстрелянный 7 января 1938 г. в Красноярской тюрьме и иеромонах Владимир (со слов старожилов), приняли от рук безбожников мученическую кончину.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием в иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, который и посвятил его в священный сан.

Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами не случайно была выбрана эта дата, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбовского монастыря».

В годы Великой Отечественной войны в монастыре размещался учебный центр – полковая школа по подготовке новобранцев, было три выпуска по 150 человек, принявших здесь присягу и отправленных на фронт. В среднем ярусе колокольни вплоть до реставрации 2012 г. сохранялись надписи – «Тяжело в ученье – легко в бою» и т.п.

В последующее время в Боголюбове размещалась администрация районного центра, и многие монастырские здания были заняты под различные учреждения: райисполком, банк, отделение милиции, почту, телеграф, больницу и поликлинику. В соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери было устроено хранилище для зерна, в боковых приделах – склады медикаментов, стеклотары и даже бочкового пива. Вплоть до начала 80-х гг. монастырские корпуса использовались для своих целей и нужд различными организациями, здесь же были расположены и жилые квартиры.

В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. По этому плану в монастырских зданиях должны были быть устроены гостиницы на 32 и 40 номеров, а в самом соборе предлагалось сделать выставочный зал, кинозал, лекторскую аудиторию, фотолабораторию и т.п., но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

В 1991 г. часть монастырских зданий была возвращена Православной Церкви.

14 января 1997 г. в Свято-Боголюбский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в целях церковного устроения из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря были переведены сестры, которые приступили к восстановлению обители.

В настоящее время настоятельницей обители является игумения Антония (Шаховцева).

25 мая 1997 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящен престол в отреставрированном трапезном Благовещенском храме XVII в. А с середины июня 1997 г. возобновлены службы и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери.

Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля - в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Лия ★★★☆☆

(10-08-2015)

если ехать трутником,то нет условий для жизни туалет 4 кабины и умывальники в ряд, молодые девочки приходят а там мужики местами моются,душ на этаже только для избранных (если ты матушка или родственница кому то)а так душ раз в неделю несмотря на то что ты работал в поле,всё это потому что нет хорошего водоотведения.Готовят для трутников просто отчаянно плохо, без любви,у монахинь всё не так.К простому люду пренебрежение с порога и не важно что они жители подстриженные монахи, а мы гости которые приехали помолится и потрудится на короткое время. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сам монастырь архитектурно посредственен, территория небольшая. Очень много монахинь и юных воспитанниц. Совершенно дикое количество туристических групп - и это в 8-9 утра (!!!), идут сплошным потоком, большее количество единовременно пришедших тургрупп я видела только в московском Кремле. Нищие замечены не были. У входа бесплатная трапезная, но я заходить не решилась, т.к. как раз рядом с ней какие-то странные личности и толпились.
Собор просторный, есть икона Боголюбивой Божьей Матери. В церковной лавке собора, помимо традиционных для таких мест товаров, также продают поделки воспитанниц монастыря - вязаные, вышитые и бисерные. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Красиво и дорого. Монахини настойчиво пристают (иначе не скажешь) и прямо-таки настаивают, чтобы вы заказали молебен/сорокоуст/чтение псалтири, причем и на себя, и на членов семьи))) Начинаешь отказываться - в ответ тебе расскажут, почему это необходимо периодически делать для каждого православного)) Я человек верующий, но такое, на мой взгляд, уже перебор. С подобной настойчивостью прежде не сталкивалась ни в одной из посещенных монастырей, а посетила я их очень немало!..
Башня и галерея (остатки резиденции Андрея Боголюбского) прекрасны! Это самая старая (из сохранившихся) гражданская постройка Руси. Включена в список объектов Всемирного наследия. Только ради нее советую посетить монастырь, хотя внутрь галереи и не пускают сейчас. Рядом стоящий Рождественский собор тоже осмотреть и внутрь зайти интересно (действует как музей).

Монастырь безусловно красив!
Под горой за стенами монастыря устроена купальня, имеется указатель- "Целебный источник", но набрать из него воды не смогли-вода в купальню подаётся из монастыря по шлангу, и что там подаётся неизвестно, а чтобы набрать воды в свою тару надо включить насос, а он не работал...

Одна из основных причин посетить обитель - это остатки резиденции князя Андрея Боголюбского, знаменитое Владимиро-суздальское белокаменное зодчество. Про современную обстановку в монастыре сказано много и с разных точек зрения. От собственных впечатлений воздержусь, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Цыган же не видел не разу.

Очень красивый монастырь, белого цвета с синими куполами. Стоит прямо рядом с трассой. Если обойти монастырь со стороны реки, то открывается великолепный панорамный вид. Перед входом сбоку бесплатная трапезная - горячий чай с пончиками.

анатолий ★★★★★

(9-11-2013)

прекрасный монастырь.здоровя о.петру и сестрам.

Монастырь посетили "по пути" к церкви Покрова-на-Нерли. мы люди не особо верующие, поэтому искали скорее старины, нежели святости. Осмотрели лестничную башню и галерею 12-го века (кстати, это самая древняя сохранившаяся гражданская постройка домонгольской Руси, 1158-1165 гг.), над остатками лестничной башни в 18-ом веке была надстроена шатровая колокольня и тогда же к галерее пристроен Рождественский собор. Увы, внутрь, на лестницу - место убийства князя Андрея - не попали, было закрыто на реставрацию (были 12 июля 2013г).
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Архитектура в монастыре красивая, всё ухожено, но ничем особенным не выделяется. Очень людно. Если заехать - то как на место исторических событий, ощущения святости, как в некоторых других местах, нет.

Евгений ★★★★☆

(6-07-2013)

Величественный и просторный собор и свеженький новодел с добавлением царской семьи. Обычный блаженный монастырь.
Историческое место- место гибели князя, молодцы, что выделили, так правильней.

Avtodor ★★★★★

(22-04-2013)

Однозначно стоит посетить. Место историческое: в храме Рождества 12 в - музей, палаты к сожалению закрыты, можно взглянуть только на место гибели князя Андрея. Главный собор - уже 19в, в нем находится список чудотворной иконы Божья матерь Боголюбовская.

Всё ухоженно. Чисто. Цыган и поберушек не видели.
Приятно находиться на территории.
Собор впечатляет размерами.

С служителями церкви мы не разговаривали, по этому ни чего не могу сказать о радикальности их взглядов)

В музее нам провели экскурсию без "заскоков" и пропаганды, только исторические факты.

Ольга (Lav) ★★★★★

(30-07-2012)

Больше часа ждали заказанной экскурсии по монастырю, в итоге нам рассказали о гибели Андрея Боголюбского на месте его гибели и провели параллели с сегодняшним днем и приближающимся концом света, по аналогии 1612 - 1812 - 2012. Оказывается нам надо было выбирать царя, а не президента, за это и страдает Россия! И погибель наша в электронных картах!
Само место красивое, собор великолепен! купальня хороша!
За воротами стоит бесплатная трапезная, что немного удивило. Оказывается там есть чаша, куда...продолжение src="/jpg/plus.gif">

можно положить деньги, если они есть, или взять, если они нужны.

Денис ★★★★☆

(7-07-2012)

Красивый собор, отлично виден с дороги

★★★★★

(26-02-2012)

А мне понравилось: как шла литургия, как приняли записки на поминовение и через несколько минут нашли меня и уточнили не очень аккуратно написанное имя, как вели под руку престарелую схимницу.
После службы попросил матушку проводить к купели, она с радостью откликнулась, провела коротким путем через хозчасть монастыря извиняясь за запах навоза(а он мне все-таки в радость). Ни цыган ни пропитушек у стен.
Окунулись в купели и вперед, к Покровскому собору!

Внешне - обычный монастырь, церковь внутри новодел. Если бы просто посетили, то, наверное, особых впечатлений не вынесли бы. Но нам посчастливилось осмотреть обитель с экскурсоводом в лице монахини Людмилы, которая нам очень интересно всё рассказала. Кроме того провела нас на святой источник, куда простому смертному почти ход закрыт. Сохранившаяся часть дворца Андрея Боголюбского сейчас в лесах. После реставрации должно быть очень красиво.

Место исторически значимое, но мне оно не особенно нравится. То, что мы видим сейчас - 18-19 вв., а не домонгольское зодчество. Главный собор - слишком массивный, тяжелый. Расположение прямо на трассе тоже не добавляет шарма.
Не добавляет очарования и то, что в последние годы неоднократно всплывали некрасивые истории об издевательствах над детьми в монастырском приюте, о сектантских тенденциях и т.д. РПЦ, к сожалению, так и не дала четкой и однозначной оценки.

Галина ★★★★★

(9-01-2011)

Стоило сюда приехать в рождественские дни! Перед входом в церковь стоит огромная наряженная елка с вершиной в виде ангела, а внутри церкви еще шесть елок поменьше, рождественский вертеп и сосна. Жалко, что внутри церкви нельзя снимать. Туристов было довольно мало. На колокольню не пускают, можно только рядом постоять и послушать звон.

Мария ★★★★★

(2-12-2010)

Как у БГ: "с тех пор, как я знаю тебя, мне не нужен никто другой"

Кирилл ★★★★★

(22-11-2010)

Много раз я был в этом, по моему, очень прекрасном месте. Сейчас читал другие отзывы и сделал вывод, что некоторые люди просто не знают о чем говорят, или говорят не об этом месте! Чтобы переубедить их, я приведу несколько примеров: несколько раз я был очевидцем мироточивых икон, видел как во время литургии кричали бесы в людях, поверьте это страшно и неприятно, кто видел тот поймет, и ощущал то, что нигде, ни в одном другом месте не ощущал, это благодать!!!

КСР ★★★★☆

(31-07-2010)

Были семьёй 24июля вечером около 18:00.
Звонили колокола долго и очень красиво. Сам монастырь
красивыйи и монументальный. Цыган и попрошаек не было.
Очевидна торговая наклонность монастыря, предлогали купить молитву (что это я не знаю)

Рита ★★★☆☆

(24-07-2010)

Прослушали лекцию по воспитанию ребенка и кучу замечаний. При покупке свечей попытались продать нам еще какие-то предметы культа. На жаре(без холодильника) продают молоко, сыр, масло, объясняют, что все освящено и только на пользу будет от всех болезней. Коммерческое предприятие, а не монастырь.

klima ★★☆☆☆

(29-06-2010)

были в боголюбово в июне 2010.Собор отремонтирован, грядки прополоты. Но... нет "русского духа", "Русью не пахнет".Когде цыгане попрошайничают - пережили, но монашеский "рекет" - это уже слишком. Прислушалась к экскурсии, которую проводила монахиня о взаимоотношении Матронушки и сталина - бред! Не было их всречи этоже известный факт, доказанный самой Церковью. Зачем врать(или это не смертельный грех)

Елена ★★★★★

(27-11-2009)

Впервые побывала в монастыре 17.10.2009, мне очень понравилось, необыкновенная благодать...К сожалению, с архимандритом Петром не удалось пообщаться...собираюсь поехать в декабре еще раз...Православные, прошу Вас, относитесь к таким поездкам не как к экскурсии и тогда Вы сможете оценить всю прелесть Боголюбского монастыря. Действительно, пока есть такие монастыри и батюшки как Петр, я за Россию спокойна...
P.S. Кстати, я очень мучалась и не могла долго бросить курить, после поездки в Боголюбово, с Божьей помощью, я оставила эту греховную привычку. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Слава Богу за все!

По прибытии к монастырю были атакованы цыганками с многочисленными малолетними цыганятами, причём просят не как обычно "позолотить ручку" или "на хлебушек", а "Подайте Христа ради", короче говоря, и здесь адаптировались. При этом отвязаться от них достаточно сложно, провожали до самых монастырских ворот и так каждую прибывающую машину и автобус, так что внимательнее следите за собственными карманами. Монастырь полностью отреставрирован. На территории продают весьма неплохой монастырский квас. И в...продолжение src="/jpg/plus.gif">

общем впечатления от посещения монастыря были бы хорошие, если б в собор можно было бы пройти дальше церковной лавки, а на сдачу с покупки магнитов не предлагали бы весьма навязчиво приобрести миниатюрные иконы и церковные календари. Так что в оценке полностью согласен с КМОП

ООО "РПЦ" во всей красе: ценник на церковные услуги, калькулятор, сдачу сдают иконами. Буквально впаривают их, предлагая ВСЕГО по 10 р каждому члену семьи.
Вдоль монастыря и близлежащего магазина постоянно снуют цыгане и инвалиды.

Свято-Боголюбский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Самый крупный из монастырей Владимира и окрестностей, Свято-Боголюбский монастырь - свидетель более чем 8 столетий русской истории, в событиях которой он неоднократно играл важную роль. Уникальность монастыря в том, что он занимает мирские здания: в 12 веке здесь располагалась резиденция князя Андрея Боголюбского, а его главный на тот момент храм - Рождественский собор - был буквально встроен в комплекс княжеских палат.

Сегодня от княжеского замка осталась совсем немного. Свято-Боголюбский монастырь стоит посетить, чтобы полюбоваться творениями архитектора Тона, постоять в гулкой тишине одного из самых больших храмов России - Боголюбском соборе, побродить по берегам полузаросшего монастырского пруда и, если повезет, услышать звон великолепного колокольного ансамбля.

В монастыре хранится Боголюбская икона Божией Матери - первый писанный на Руси образ Девы Марии. До этого все иконы привозили из Византии.

Немного истории

Свято-Боголюбский монастырь был основан в 1155 г. князем Андреем Боголюбским по чудесному видению ему Богородицы. Первоначально здесь появился храм, который вскоре оброс церковными и мирскими строениями - князь решил построить на памятном месте свои палаты. После того как Андрей Боголюбский был убит заговорщиками, во искупление греха комплекс резиденции был отдан в ведение монастыря. Службы велись в заложенном князем храме Рождества Богородицы, собора же здесь не было вплоть до середины 19 века.

Замок князя Андрея Боголюбского - единственное сохранившееся мирское здание Древней Руси.

Боголюбский собор воздвигли в 1855-1866 гг. на частные пожертвования из Москвы по проекту К. А. Тона. После революции монастырь закрыли, затем здесь организовали музей. Возрождение обители началось в 1990-х гг. Сегодня это действующий женский монастырь со 120 монахинями.

Что посмотреть

Свято-Боголюбский монастырь невероятно красив и торжественен: белые стены храмов и церквей сияют на фоне зелени лесов, а купола пронзительно синего цвета - традиционного цвета Богородицы - сливаются с высоким небом.

Первым делом стоит направиться к Боголюбскому собору, чтобы полюбоваться его узнаваемой архитектурой: сочетание византийского плана и монументальности с русской декоративностью, легкостью и праздничностью - характерный почерк архитектора Тона. Хотя его интерьеры не могут похвастать древними фресками, именно здесь хранится монастырский образ - Боголюбская икона Богоматери.

На соборной звоннице разместился прекрасный ансамбль колоколов, самый большой из них весит 8 тонн.

Остатки дворца князя Андрея - древнейшее сооружение на территории монастыря, относится к середине 12 века. Здание считается единственным дошедшим до нас гражданским строением времен Древней Руси, которое дошло до нас хотя бы частично. Замок считался утраченным, но в 1954 году были найдены переход на хоры и лестничную башню.

Примыкающий собор Рождества Богородицы - изящный храм с единственной главкой. Еще здесь стоит увидеть Благовещенскую церковь 19 века, осмотреть келейные корпуса и посетить часовню, воздвигнутую над местом, где лежало тело князя.

Практическая информация

Адрес: Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово, ул. Ленина, 49. Веб-сайт .

Монастырь открыт с раннего утра до окончания вечернего богослужения. Службы проводятся ежедневно в 6:00 и 16:00, на праздники устанавливается особый режим богослужений.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

Новое на сайте

>

Самое популярное