Домой Полезные советы Рязанский князь олег иванович предатель. Биография. Подозрения в измене

Рязанский князь олег иванович предатель. Биография. Подозрения в измене

Все мы помним победу русских войск над татарами на Куликовом поле. Описывая это событие, некоторые летописцы обвиняют рязанского князя Олега Ивановича в предательстве за то, что он заключил с ханом Мамаем «пакт о ненападении» и за то, что Рязань вместе с Литвой готова была помогать ему. Как известно, Олег Иванович в Куликовской битве не участвовал. Однако значит ли это, что он предал общерусские интересы?

Между молотом и наковальней

Князь Олег вступил во владение рязанским княжеством после смерти своего отца Ивана Александровича в 1350 г. От роду ему было всего 12 лет. Княжество, которое досталось в удел юному князю, находилось между «молотом и наковальней», то есть между двух опасностей. С юга постоянно исходила угроза татарского нашествия, с запада - угроза набегов с Литвы, в зависимости от которой находились княжества, граничившие с Рязанским. Кроме того, усиливавшееся Московское княжество стремилось расширить свои территории за счёт рязанских земель. Как говорится в народной поговорке: «Куда ни кинь - всюду клин...».

В таких условиях Олег Иванович для того, чтобы обеспечить безопасность своих подданных, вынужден был вести гибкую, уклончивую политику, заключая союзные договора не только с московским князем, но и с татарами. И ничего здесь предательского нет. Заключение и расторжение различных договоров с татарами тогда практиковали почти все русские князья. Да и задолго до этого некоторые князья имели с ними союзнические отношения. Например, святой благоверный князь Александр Невский...

Советник безбожного Мамая?

1380 год. Куликовская битва. Это действительно был один из решающих моментов в отстаивании самостоятельности русских земель. Олег Иванович понимал общерусское значение Куликовской битвы, но понимал и другое - она при любом исходе не могла не сказаться крайне отрицательно на положении рязанского княжества. Выступи он на стороне Московского князя, татары, даже побеждённые, через какое-то время соберутся с силами и пойдут на Москву. А путь их всегда пролегал через Рязань. Уж точно они отыгрались бы на ней за своё поражение. Можно не сомневаться - стёрли бы с лица земли. И тогда Олег Иванович тайно послал своих бояр с воинами на битву. А сам заключил липовый договор с литовским князем Ягайло, шедшим на помощь татарам, и решил стать... советником татарского хана. Так и обозначили его в летописях «советник безбожного Мамая».

Что же рязанский князь ему насоветовал? Вполне вероятно, что именно он насоветовал ему, чтобы Ягайло вступил в бой только после того, как соединится с рязанскими дружинами, которые якобы вместе с литовцами обязательно выступят на помощь татарам.

Как Рязань Литву проучила

Прикрывшись союзным договором с Мамаем и Ягайло, Олег Иванович стал тайно помогать московскому князю Димитрию Ивановичу. И, прежде всего, своевременно уведомил московского князя Дмитрия Ивановича о том, что литовцы выступили на подмогу татарам. Вот как пишет об этом в статье «Куликовская битва» весьма и весьма авторитетный историк Борис Александрович Рыбаков: «Важную весть, какую не могла сообщить степная русская разведка, передал Димитрию рязанский князь Олег Иванович. Его письмо содержало важные и правдивые сведения, определившие весь стратегический расчёт московских полководцев». Вот так - ни много, ни мало, а «весь стратегический расчёт».

Неоценимую помощь московским дружинам оказал Олег Иванович и тем, что, заключив договор с литовцами, вынудил их во время Куликовской битвы выжидать. Чего выжидать? Укрепления своих дружин рязанскими. Ждал Ягайло этого укрепления, да не дождался. А в битву вступить не рискнул. Почему? Задаваясь этим вопросом, историк Ф. Шахмагонов пишет: «Удар литовских войск и без рязанских дружин поставил бы тоже под вопрос исход сражения на Куликовом поле, но Ягайло не тронулся с места. Что же его удерживало? За спиной Димитрия стояла лишь одна сила, которая могла удержать от предательского удара Ягайлу - рязанское войско, Олег Рязанский».

Таким образом вступив в «союзнические» отношения с Литвой князь Олег так умело водил литовского князя за нос, что, в конце концов, и оставил его с носом.

Как сообщается в летописях, Ягайло потом сокрушался о своём неразумии: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима, ныне же почто аз в безумие впадох».

Общерусский патриот

Результаты Куликовской битвы оправдали политические расчёты Олега Ивановича. Ягайло в бой не вступил, Мамай был разгромлен, рязанское княжество спасено от разорения.

За политическую мудрость, за военные победы над литовцами, которые не раз одерживал Олег Иванович, за отеческое попечение о своих подданных, он остался в памяти рязанцев как самый лучший князь. Не случайно именно Олег Иванович изображён на гербе города Рязани.

Но он был и общерусским патриотом. Закладывая основы присоединения Рязани к Москве, он в 1385 году Олег Иванович заключил с Дмитрием Ивановичем «вечный мир из рода в род». А ведь перед этим он отвоевал у него Коломну, принадлежавшую ранее Рязани, и готов был вернуть все рязанские земли захваченные когда-то Москвой.

Но, принимая в расчёт общерусские интересы, Олег Иванович не стал воевать против Димитрия Ивановича. Он заключил с ним мир, следуя совету преподобного Сергия Радонежского, специально приходившего в Рязань, чтобы примирить князей. Мало того, он породнился с московским князем, женив своего сына на дочери Дмитрия Ивановича.

Родственные отношения вежду рязанскими и московскими князьями весьма способствовали сближению их княжеств и, в конце концов, соединению. Уже внук Олега Ивановича Иван Фёдорович в 1456 году передал рязанское княжение Московскому князю Василию II.

Таким образом, как совершенно справедливо отмечал митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков): «Соединившись с Москвой, Рязань честно и верно служила Отечеству, радея об общей пользе русской. Первым, кто заложил основы этого союза, был не кто иной, как великий князь Олег Иванович».

Работает благодаря вашим пожертвованиям. Форма для пожертвования QIWI:
Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте

18 июня -день памяти князя Олега Рязанского. В 2017 году эта дата совпала с празднованием Недели всех святых, в земле Российской просиявших. В Солотчинском Рождества Богородицы монастыре праздничную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Дионисия и духовенства митрополии.

Почему князь Олег остается одним из самых известных правителей Рязанского княжества? Что это был за человек и почему его почитают поколения рязанцев? Об этом рассказал после богослужения в Солотчинском монастыре владыка Дионисий.

Дорогие братья и сестры! Я думаю, вы знаете, кому мы сегодня молимся и кого прославляем. Однако, полагаю, что далеко не все знают, почему имя князя Олега осталось на столетия в памяти жителей рязанской земли.

Это действительно уникальный случай, когда имя князя, правившего этой землей в 14 веке, сохранялось даже в советские времена. Мало кто из рязанцев не слышал имени Олега Рязанского. Что же стало причиной такой памяти о нем в народе, в Церкви? Почему даже неверующие и безбожники, хотя и осуждали в свое время его в предательстве общерусских интересов, все равно были вынуждены о нем помнить?

Господь хранит память святых. И, конечно, причина этой памяти не в том, что князь Олег был блестящим правителем своей земли… Таких было много в то время. Князья заботились о народе, после очередных татарских набегов старались восстановить народную жизнь. В этом плане Олег Рязанский был одним из многих. Так что не за государственную деятельность помнят его рязанцы.

Он с детства был вынужден взять в руки меч. Ведь Рязань была открыта набегам татар, рядом было дикое поле, из которого неожиданно появлялась орда и нещадно превращала в пепел все плоды трудов, которые несли жившие на рязанской земле люди. Именно поэтому на Рязанщине практически нет храмов каменных старше 17-го или конца 16-го века. Здесь было просто невозможно строить ничего из камня, потому что буквально каждые пять лет все разрушалось от рук иноземцев.

Князь Олег с самой юности своей был свидетелем этих постоянных трагедий. Конечно, после очередного опустошительного набега все вновь приводили в порядок. Но эта постоянная зависимость от орды, постоянный страх, который испытывали русские люди, не мог не наложить отпечатка на характер будущего правителя Рязанского княжества.

Говорят, что он был человеком суровым, очень молчаливым, иногда жестоким, и даже гордым и заносчивым. Конечно, вел он себя как самостоятельный владыка, тем более, что род рязанских князей шел от очень дальней ветви Рюриковичей (хотя все князья в то время были, в общем-то, родственниками). Рязанских князей остальные князья русские воспринимали почти как чужаков. Князь Олег Иванович почти ни с кем не общался, заключая только военные союзы или перемирия. И, конечно, его главным противником была Москва, которая в то время стремительно развивалась и становилась центром собирания русских земель.

Хотя надо сказать, что этот процесс во всей своей глубине видели только глаза святых: святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского. В глазах остальных стремление московских князей объединить вокруг себя земли было всего лишь свидетельством их жадности. Московских князей считали выскочками и задавались вопросом: а почему не Тверь, не Новгород, не Рязань должны стать в центре Русской земли?

Так думал и князь Олег. И вот, когда пришло страшное время, когда после долгого перерыва татарский темник Мамай, став ханом, решил покарать свободолюбивые русские княжества и отправился в набег, целью которого была Москва, князь Олег не пришел на Куликово поле, а наоборот, как говорят, якобы заключил с Мамаем и с литовским князем Ягайло союз. Это потом будет поставлено ему в вину советскими историками.

Но что же произошло на самом деле? А на самом деле мы видим из самого поведения князя Димитрия, что не было этого союза. Князь Олег, хотя и воспринимал князя Димитрия как врага, но знал, что ордынцы и литовцы - враги еще более страшные. И когда князь Димитрий вместе со своим войском проходил на Куликово поле рязанскими землями, он отдал приказ – ни одной рязанской деревни не трогать, ни одному рязанцу не повредить. Московский князь не оставил у себя в тылу особой дружины. Потому что он знал: князь Олег в спину ему не ударит.

Мамай не встретился с князем Ягайло, потому что так устроил князь Олег Иванович, и татары остались одни перед объединенным русским войском. Куликово поле стало свидетелем великой нравственной победы нашего народа над захватчиками! Но после этого вражда Москвы и Рязани не прекратилась. Князь Димитрий сильно переживал из-за этого. И в первую очередь, он переживал за вот этого гордого, замкнутого, нелюдимого человека, которого он, видно, понимал своим сердцем. Но он понимал при этом, что никакие слова из его уст или уст самых искусных московских дипломатов тут не помогут. Поэтому он обратился к преподобному Сергию. Тот пешком из своей лавры пришел в Рязань. Он остановился на границе Переяславля, где потом будет основан монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. А на следующее утро преподобный пошел в Кремль, где беседовал с князем Олегом.

Летопись передает лишь основные моменты этой беседы. Но на самом деле никто, кроме Бога и их двоих, не знает, о чем говорили уже состоявшийся святой и святой будущий. Мы знаем только, что после этой беседы князь Олег не просто изменил свою политику по отношению к Москве, но изменился сам. Он заключил вечный мир с Москвой. Тогда вечный мир обычно длился год или полтора. Этот же вечный мир оказался по-настоящему вечным. Никогда больше рязанские князья не поднимали меч против Москвы. Князь Олег благословил брак своего сына Федора с дочерью князя Димитрия. И это тоже было непростое дело, потому что, как мы с вами уже говорили, род рязанских князей был очень далек Рюриковичам. Теперь же он вошел в семью князей русских по-настоящему.

Но самое главное изменение произошло с его сердцем. Люди стали обращать внимание, что князь, прежде гордый, жестокий, умевший говорить очень нелицеприятные и грубые вещи в лицо, стал мягче, больше молчал, учился прощать. И наказывал только тогда, когда не было уже другого выхода.

А потом, как-то охотясь, он проезжал этими (где располагается Солотчинский монастырь) местами и встретил двух подвижников, Василия и Ефимия, с которыми решил основать здесь святую обитель, посвятив ее Рождеству Пресвятой Богородицы. Нам сейчас непонятно, почему князь Олег выбрал именно этот праздник. А тогда, через десять лет после Куликовской битвы, люди понимали это очень ясно. Дело в том, что победа на Куликовом поле была одержана в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. И таким образом князь Олег и для себя, и для людей увековечил этот день. О чем он думал, о чем молился, в чем каялся, знает только Бог. Но он часто стал бывать в основанной им обители, подолгу в ней оставался. Окружающие люди видели, что князь практически не снимает с себя своей кольчуги, иногда даже спит в ней. Бразды правления княжеством при этом он постепенно передавал своему сыну Федору, делая это по-отечески, без обиды или зависти по отношению к молодому княжичу.

И никто не знал, что уже в это время князь Олег под кольчугой носит монашеский параман. Он тайно уже был пострижен в мантию с именем Иона. Это открылось только тогда, когда к нему стала подступать смерть. В Солотчинском монастыре он открыл свой постриг и был пострижен в великую схиму с именем Иоаким. Здесь он был похоронен, и здесь, по милости Божией, его благоухающая честная глава пребывает и сейчас.

Так за что же любят русские люди князя Олега, за что помнят его рязанцы – за государственный подвиг, за политический жест в сторону Москвы? Конечно нет! За его нравственный подвиг, за его духовые усилия, которые он предпринял над собой. Он наступил на свою гордость, он смирился, он глубоко понял, что для того, чтобы прекратить на Руси кровавые междоусобицы, нужно не собрать самое большое богатство и самое большое войско, а нужно проявить смирение и помолиться Богу о единстве страны.

И самым заметным был главный его духовный подвиг – превращение из гордого, заносчивого и властного человека в кроткого, доброго, смиренного, но очень сильного правителя своего удела, своего отечества. Вот за это любит его народ. Потому что каждый из нас хочет, чтобы и с нами случилось такое преображение. Чтобы мы облеклись силой Божьей и смогли наступить на свои страсти, ощутить радость и облегчение, которые чувствует человек, освободившийся от своих страстей. Уже после того, как он был похоронен, люди стали поклоняться его кольчуге, которую он не снимал весь остаток жизни, нося фактически как вериги. Кольчуга возлагалась на больных и эти страждующие, страдающие люди получали исцеление. Так Господь прославил своего угодника.

И мы, жители Рязанской земли, счастливы, что имеем такого заступника перед Богом!

Князь Олег Рязанский правил с 1350 года. По распространенной версии, он был сыном князя Ивана Александровича, а по другой - Ивана Коротопола. При этом оба его предполагаемых отца принадлежали к одной ветви Рюриковичей, являясь двоюродными братьями.

Биография князя

Князь Олег Рязанский появился на свет в 1335 году. Примерно в 1350 году он получил город Ростиславль, который не сохранился до наших дней, от наследников Ярослава Пронского.

Был весьма воинственным правителем. Князь Олег Рязанский разорил еще один древнерусский город - Лопасню, который находился на границе рязанских земель и, не сохранившийся до нашего времени. Он это сделал, чтобы отомстить за своего предка князя Константина, которого в Москве убил Юрий III. У себя в резиденции Олег Иванович принимал московских бояр, которые были недовольны правлением Ивана II.

Сыграл определенную роль в эпоху "Великой Замятни". До того как власть сконцентрировалась в руках Мамая, он, объединившись с Владимиром Пронским, а также Титом Козельским, разбил бека Тагая в 1365 году. Это произошло у Шишевского леса.

Также князь Олег Рязанский прославился тем, что в период с 1370 по 1387 годы предпринимал неоднократные попытки сохранить независимость своего княжества, которое чаще других подвергалось набегам Орды.

Подозрения в измене

В российской истории князь Олег Иванович часто оценивается негативно из-за подозрений в его предательстве во время Куликовской битвы. В основном, они основаны на переговорах, которые вел князь с Мамаем и Ягайло против Дмитрия Ивановича.

Большинство трактуют это как измену князьям, которые решили объединиться против монгольского ига. Вместе с тем отдельные исследователи считают, что это была тонкая политическая игра, главная цель которой - сохранить от разорения собственные земли.

Таким образом, великий князь Рязанский стремился склонить Дмитрия выйти навстречу Мамаю еще до того, как тот окажется на Рязанской земле, а также умышленно пытался ввести в заблуждение Ягайла и Мамая, относительно вероятного соединения с ним в районе Оки.

При этом само существование такого сговора не раз ставилось под сомнение российскими историками. Основные нападки на Олега содержатся в Симеоновской летописи. Многие уверены, что это более поздние вставки, так как подобные сведения отсутствуют в других летописях того периода.

При этом в "Задонщине", которая, как достоверно известно, была написана вскоре после Куликовской битвы, Олег не упоминается ни разу. Поэтому его союз с Мамаем остается под большим вопросом, а слух о том, что князь Олег Рязанский в Куликовской битве мог участвовать на стороне татар, распространили его противники, чтобы завладеть рязанскими землями.

В результате только в 1381 году Олег Рязанский признал себя "младшим братом", заключив договор с Дмитрием. Его хитроумная политика принесли свои плоды, мощная армия Мамая была уничтожена, рязанское княжество удалось спасти от разорения, а собственную дружину при этом сохранить. Фактически с этого момента началось присоединение Рязанского княжества к Московскому государству, хоть и официально оно закончилось только в 1456 году.

Новый виток противостояния с татарами случился, когда в 1382 году на Русь напал Тохтамыш. Дмитрий не успел собрать силы. Олег, чтобы снова сохранить свои земли от разорения, указал им на броды на реке Оке. Но Рязань все же была частично разграблена, когда войско возвращалось обратно. Той же осенью карательный поход на Рязань совершил Дмитрий. После этого стала очевидной необходимость присоединения Рязанского княжества к Московскому государству.

Участие в Перевитской битке

В истории Руси также часто упоминается Перевитская битка. Она произошла, когда в 1385 году Олег воспользовался тем, что Москва была ослаблена после нашествия на нее Тохтамыша. Он отправился походом на будущую российскую столицу, захватив Коломну.

К этому периоду имеет отношение сражение под Перевитском, которое практически не оставило следа в истории, но при этом имеет большое значение для всего государства. Оно произошло весной 1385 года. Московским войском командовал Владимир Андреевич Серпуховской, которого наголову разбили рязанские отряды.

В центре внимания оказалась как раз Коломна, которая была отнята силой у Москвы в самом начале столетия, а также то, что Олег сохранил нейтралитет в Куликовской битве.

Нападение на Московское княжество

Князь Олег все тщательно продумал и 25 марта 1385 года напал на московское княжество. Москва не стала медлить с ответом, собрав мощное войско под командованием князя Владимира Серпуховского. Узнав об этом, Олег поспешил покинуть Коломну, так как почувствовал, что не в состоянии удержать город. Свои войска он отвел как раз к Перевитску. Это была мощная, хорошо укрепленная крепость, располагавшаяся на границах рязанского княжества.

Примечательно, что московские войска в той битве потерпели поражение, вместе с тем большинство летописей умалчивает об этом событии. Определенную решающую роль в противостоянии сыграл и тот факт, что начался разлив рек. Из-за него москвичи не смогли нанести ответный удар, к тому же они были весьма ослаблены.

Дмитрий Иванович оказался фактически зажат в угол. Он был вынужден отправить богатый выкуп, чтобы вызволить пленных, но послы дважды возвращались с пустыми руками.

Рязань настаивала на территориальных уступках со стороны Москвы. Эта война, окончившаяся неудачей для будущего столичного княжества, Елецк был подчинен Рязани.

Роль Сергия Радонежского

Фактически соседние княжества в тот момент оказались на пороге очередной междоусобной войны. Избежать ее удалось только благодаря Сергию Радонежскому. Святой добился, чтобы Дмитрий и Олег заключили мир. Укрепили его в 1387 году, когда Олег выдал своего сына Федора за дочь Дмитрия Софью.

Отправиться с посольством в Рязань Сергия попросил Дмитрий. Тот не спешил, выждав два месяца, только когда начался Рождественский пост, отправился в путь. Дело в том, что одним из ключевых содержаний именно этого поста является покаяние. Человек осознает все свои грехи и прощает погрешности другим людям.

Из Москвы к Сергию присоединились охрана князя и бояре. На конном обозе они отправились к Рязани. Проехав Коломну, отслужили молебен. Оказавшись на рязанской стороне, их стали сопровождать люди рязанского князя. В Филиппов пост они прибыли в Переслав-Рязанский.

Договор между Олегом и Дмитрием

Мирный договор, который заключили между собой князья Олег и Дмитрий, подробно описывает историк Иловайский. Он отмечает, что Олег на тот момент подвергался острой критике со стороны летописцев и их последователей. Особенно замечательным этот мир был тем, что на самом деле оправдал свое название, став вечным.

После этого уже не было никаких войн между Дмитрием Донским и Олегом Ивановичем, даже их потомки больше не шли друг против друга. На место ожесточенной и кровопролитной борьбе пришли соседские и дружеские отношения, которые закреплялись родственными связями. Рязанскому княжеству удалось продлить свое политически независимое существование примерно на 125 лет.

Сергий благословил открыть в Коломне, ставшей своеобразным яблоком раздора, монастырь. С тех пор Олег всячески стал поддерживать своего зятя, смоленского князя Юрия Святославича, когда тот противостоял литовскому Витовту, пытавшемуся захватить город. При этом столкновения проходили на рязанской и литовской территориях с 1393 по 1401 годы.

Перед самой смертью Олег принял иночество, постригся в монахи он под именем Иоаким. Это произошло в Солотчинском монастыре, основанном им в 18-ти километрах от столицы княжества.

Смерть Олега

Князь Олег скончался в 1402 году. Сначала его похоронили в каменном гробу на территории Солотчинского монастыря.

Монастырь был закрыт при советской власти в 1923 году. Тогда останки князя были перенесены в Рязанский губернский музей. Уже в 1990 году после распада Советского Союза их передали в Свято-Иоанна-Богословский монастырь, а в 2001 году они, наконец, вернулись в Солотчинскую обитель. В конце концов, Олега и его супругу перезахоронили в соборе Рязанского Кремля.

Оценка правления

В наши дни по-разному оценивают период правления князя Олега. Стоит признать, что у него была сложная и противоречивая судьба, недобрая слава о нем дошла до наших дней, хотя, вероятно, все это стало делом рук более поздних летописцев.

Хоть он и считался многими изменником, в результате был признан святым. Князя нередко называли "вторым Святополком" за его жестокость и коварство. Но при этом его любили в Рязани, потому что он делал все возможное, чтобы защитить свой город от разорения, ради этого был готов даже идти на переговоры с врагами. Он стал одной из самых ярких и значимых фигур в русской истории XIV века.

Память о князе

Сегодня памятник князю Олегу установлен в Рязани. Он появился в 2007 году.

Над проектом монумента на Соборной площади Рязани работал Зураб Церетели. Его официальное открытие было приурочено к торжествам в честь 70-летнего юбилея Рязанской области.

Сегодня он является одним из главных украшений Соборной площади Рязани. Сам памятник Церетели передал в дар рязанцам.

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Князь Олег Рязанский

Князь Олег Рязанский

Принято считать Олега Рязанского чуть ли не изменником, который якобы был на стороне Мамая и в день битвы на Куликовом поле только случайно не успел прийти татарам на помощь. Так писал московский летописец после победы. В действительности все обстояло намного сложнее. Рязанское княжество – «крайняя», ближайшая к степи земля, и обычно первые удары кочевников приходились именно на рязанцев. Сколько раз они отважно отбивались от Орды! Не забудем, что князь Олег славен уже тем, что первым из русских князей за почти полтора столетия монголо-татарского ига сумел нанести поражение войску Орды: в 1365 г. он, вместе с князем Иваном Пронским, разбил войско эмира Тагая. В 1378 г. в славной битве на реке Воже москвичи разгромили войско Бегича плечом к плечу с рязанцами. Вскоре, в отместку за это, Мамай внезапно напал на Рязанскую землю и сжег ее столицу, Переяславль-Рязанский. Великий князь Рязанский Олег бежал за реку Оку, ближе к московским пределам.

С Москвой же у него складывались неровные отношения. И хотя Олег никогда не ездил за ярлыком на Владимирское княжение, «не воевал» Москвы, тем не менее он постоянно подвергался набегам москвичей и их союзников. Так, в декабре 1371 г. московские воеводы разбили войско Олега, свергли его с Рязанского стола, а его место занял вассал Дмитрия Ивановича князь Владимир Пронский. Не без труда, путем уступок Москве, Олег вернул себе отчину.

И вот пришел 1380 год. Рязанцы славились отвагой, но они хорошо понимали, что страшная сила двинувшейся на Русь Орды сотрет их княжество в порошок и никто им не поможет. Поэтому князь Олег накануне выступления Орды признал власть Мамая и выплатил ему «выход»… Возможно, он действительно выступил со своим войском на помощь Мамаю как послушный вассал, но ведь не дошел… Так же случилось 2 года спустя, когда хан Тохтамыш двинулся на Русь. Московские летописи утверждают, что броды через реку Оку ему показал князь Олег. Трудно представить себе, чтобы Орда без помощи проводников-«вожей» князя Олега не смогла бы форсировать пограничную реку. И хотя Олег с Тохтамышем к Москве не пошел, но всю свою досаду за гибель столицы Дмитрий Донской осенью 1382 г. выместил на рязанцах: «Землю всю до остатка взяша и огнем пожгоша и пусту сотвориша, пуще ему и татарьскые рати», т. е. хуже татар. В отместку за это в 1386 г. князь Олег захватил и ограбил Коломну. Тогда Дмитрий Донской послал против него дружину князя Владимира Андреевича. С большим трудом Сергию Радонежскому удалось примирить московского и рязанского князей… Князь Олег умер в 1402 г., и его изображение в полный рост можно видеть на современном гербе Рязани.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Князь Олег Гориславич Одним из постоянных претендентов на киевское княжение считался знаменитый Олег Святославич, прозванный Гориславичем. Этот сын великого князя Святослава Ярославича сыграл особую и печальную роль в истории усобиц и распрей на Руси. Он прожил полную

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.8. Ангелы-Аггелы и князь Олег Согласно византийским историкам, царь Андроник-Христос был убит по приказу Исаака АНГЕЛА, см. книгу «Царь Славян». По русским летописям, князь Аскольд = Аса-Коляда был убит Олегом: «И убил Оскольда и Дира», см. выше. Заметим, что слово Ангел в

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

2. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Глава 3 КНЯЗЬ ОЛЕГ «Светлый князь» В династической концепции «Повести временных лет» история княжения Аскольда и Дира выполняет роль некоего переходного периода, промежуточной ступени в государственном развитии княжества «полян». Венцом этого процесса рисуется

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ 879-912Олег, молодой, пылкий, деятельный, недолго усидел на месте. Жажда ли деятельности, врожденная норманну, желание ли найти другое жилище, удобнее и веселее низменных северных болот, или распри со строптивыми новгородцами были причиной, но он вскоре

Из книги Кого же предал рязанский князь Олег? автора Шахмагонов Федор Федорович

Кого же предал рязанский князь Олег? Работая над романом-хроникой о становлении Московского государства во времена Димитрия Донского и о победе русского оружия над золотоордынским ханом Мамаем, а задумался над ролью великого рязанского князя Олега Иоанновича в

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ОЛЕГ РЯЗАНСКИЙ – ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО Настало время познакомиться с еще одним героем нашего повествования. Олег Рязанский – князь с трудной судьбой и посмертной недоброй славой, созданной московскими летописцами. «Изменник», ставший все же святым. Князь, которого

автора Никитин Андрей Леонидович

КНЯЗЬ ОЛЕГ И ЕГО ЭКСПЕДИЦИЯ В

Из книги Основания русской истории(требуется редактура) автора Никитин Андрей Леонидович

КНЯЗЬ ОЛЕГ И ЕГО ЭКСПЕДИЦИЯ В

Из книги Основания русской истории(требуется редактура) автора Никитин Андрей Леонидович Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

Князь Олег (Вещий Олег) Строкой энциклопедии… Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, - это легендарный правитель Руси конца IX - начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

152. ОЛЕГ ИВАНОВИЧ, в св. крещении Иаков (в иночестве Иоаким), князь рязанский сын Ивана Ивановича (по другим родословиям - Михайловича) Коротопола, князя рязанского, от брака с неизвестною, умнейший из владетелей рязанских.Родился в Рязани около 1330 г.; получил от

Князь Олег Рязанский — один из самых загадочных персонажей российской истории. Названный московскими историками "изменником", он до сих пор уважаем рязанцами как патриот, мудрый властитель и защитник Отечества.

Олег Иванович , в схиме Иоаким (1351—1402) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. С вступлением на великокняжеский стол Олега Ивановича начинается эпоха наибольшего могущества Рязанского княжества. Неблагоприятные географические и исторические условия помешали Олегу создать из Рязани особый центр, около которого могла бы собраться Северо-Восточная Русь.

В эпоху «великой замятни» в Золотой Орде, до концентрации власти в руках Мамая, Олег в союзе с Владимиром Пронским и Титом Козельским разбил ордынского князя Тагая в 1365 году на реке Войде.

К периоду с 1370 по 1387 год относятся настойчивые попытки Олега отстоять независимость своего пограничного со степью княжества, наиболее уязвимого к ордынским набегам, в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе против Орды.
Олег в 1370 году стал одним из организаторов сбора войск в помощь осаждённой Ольгердом Москве, но в 1371 году был разбит войсками Дмитрия Московского
под командованием князя Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского в сражении при Скорнищево, рязанское княжение занял Владимир Пронский (в 1373 году он при поддержке Мамая смог вернуть себе княжение; московское войско выходило на северный берег Оки).

В 1377 году Рязань была разорена ордынским царевичем Арапшой, Олег едва избежал пленения. В 1378 году Дмитрий вывел войска за Оку и в союзе с Данилой Пронским разбил ордынское войско в битве на Воже. В 1379 году Рязань была вновь разорена самим Мамаем.
В 1380 году Олег вступил в переговоры с Мамаем и Ягайло против Дмитрия, однако, Дмитрий разбил ордынцев за пределами рязанской земли в Куликовской битве, в которой погибло 70 рязанских бояр с русской стороны.

Мог ли Дмитрий Донской, отправляясь в поход на Куликово поле, оставить в своем тылу сильную дружину и конное войско князя-предателя? Конечно, московский князь не мог совершить столь легкомысленный поступок. В этом случае Дмитрий Донской мог остаться и без армии, и без обозов.
Другой исторический факт - Мамай ждал на поле войско своего союзника литовского князя Ягайло. Позже летописцы писали, что Ягайло просто опоздал к битве. Ну и как тут было не опоздать, если литовский князь был извещен через свою разведку, что рязанцы не позволят ему пройти через свои земли на соединение с войском Орды? Понимал он и то, что такой настрой ратников не мог быть без ведома князя Олега. Ягайло испугался встречи с войском рязанским.
Получается, что Дмитрий Донской и Олег Рязанский договорились обо всем заранее. И рязанское войско осталось прикрывать тыл русского воинства от армии Ягайло.

Олег Рязанский за годы своего княжения приобрел славу не только великого воина, но и великого дипломата. Часть дружины князя шла на поле под видом ополченцев. Без штандартов и прочих опознавательных знаков. Лазутчики Мамая докладывали в Орду, что Олег и его войско остались в Рязани. Но вместе с тем сотни и сотни рязанских ратников приняли участие в Куликовском сражении. Вот о чем свидетельствует лепописец в "Задонщине":
"Господин князь Дмитрий Иванович, нет у нас больше 40 бояринов московских, да 12 князей белозерских, да 70 бояринов рязанских".

Получается, что Рязань выставила самое большое количество бояр, а следовательно, и ополченцев. Вряд ли кто из рязанских бояр со своими ополченцами осмелился бы биться с Ордой без дозволения князя Олега.

В 1381 году Олег заключил с Дмитрием неравноправный антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, но в 1382 году показал Тохтамышу броды на Оке, что, однако, не спасло Рязань от разорения во время возвращения ордынцев в степи и стало причиной разорения Рязанского княжества Дмитрием Донским осенью того же года.

Летописцы утверждают, что рязанский князь указал хану дорогу на Москву и броды на Оке. Но сомнительно, что Тохтамышу предоставить такую информацию мог только Олег. Москва к тому времени просуществовала более трехсот лет и была городом с развитой торговой историей. Пути, по которым в Москву попадали многочисленные купцы, не были тайной. То же самое и с бродами на Оке. Их знали не только сам Олег Рязанский и его приближенные, но и многие другие.
Видимо, Олег действительно убедил Тохтамыша идти на Москву в обход Рязанского княжества. Но это был элемент двойной политической игры. Олег пытался защитить свои разоренные земли от ханского войска, но и с Дмитрием Донским ему не было резона ссориться. Возможно, он предупредил московского князя о надвигающейся опасности. Дмитрий, благодаря полученной информации, отправился в Переславль-Залесский и успел собрать полки.
А Тохтамыш уперся в каменные стены Московского Кремля. На стенах крепости были установлены первые пушки, и штурм захлебнулся в крови ордынцев. Подвело москвичей предательство нижегородских князей Василия и Семена. Они уговорили защитников Кремля открыть ворота и вступить в переговоры. Тохтамыш ворвался в Москву и устроил резню, но вынужден был отступить. К городу подходили войска Владимира Серпуховского и самого Дмитрия.
Обратно в степи Тохтамыш все-таки пошел через Рязанское княжество и разорил его. Скорее всего, хан понял, кому на самом деле помогал рязанский князь, и отомстил.

В ходе московско-рязанских разборок 1385 году Олег, воспользовавшись ослаблением Москвы после нашествия Тохтамыша, захватил Коломну.
Благодаря вмешательству преподобного Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война. Олег заключил вечный мир с Дмитрием Донским и в 1387 году женил своего сына Федора на дочери Дмитрия Софье.

В последующие годы Олег поддерживал зятя, смоленского князя Юрия Святославича, против Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения происходили на Литовской и Рязанской территории (1393—1401).

Перед самым концом жизни Олег принял иночество и схиму под именем Иоаким в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Солотчинский монастырь


У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. "Изменник", ставший все же святым...

Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах, и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века.

В учебниках истории о великом князе Олеге Рязанском пишут как о предателе - мол, выступил на стороне татаро-монгол в Куликовской битве... Описывая эпоху Куликовской битвы летописи (сочиненные почти исключительно в Москве!) обвиняют его в предательстве, называя «изменником», «советником безбожного Мамая». Это ожесточение летописцев против рязанского князя пережило столетия.

Насколько все это несправедливо по отношению к Олегу, мы можем судить только теперь, когда в российской исторической науке началась реабилитация великого рязанского государя.
Как пишет в своем эссе «Олег Иванович, великий князь Рязанский» Владыка Симон , архиепископ Рязанский и Касимовский : «первым поднял голос в его защиту русский историк XVIII в. М.М.Щербатов (1733 - 1790). Он постарался объяснить поведение Олега Ивановича обстоятельствами того времени (в период 1771-1777 гг. М.М. Щербатов был Государственным герольдмейстером - прим. М.Шелковенко).
Затем историк Н.С. Арцыбашев (1773 - 1841) в книге «Повествование о России» (М., 1888, т. II, кн. III) критически рассмотрел высказывания московских летописцев об Олеге. Он писал: «Обстоятельства этой войны так искажены витийством и разноречием летописцев, что во множестве прибавок и переиначек весьма трудно усмотреть настоящее».

Д.И.Иловайский писал:
«Бесспорно полустолетнее княжение Олега было самым славным и самым счастливым сравнительно с предыдущими и последующими княжениями, несмотря на тяжкие бедствия, которые нередко посещали Рязанский край при его жизни. Народ заплатил ему за это любовью и преданностью».

Советский историк М.Н.Тихомиров (1893—1965) уже в пятидесятых годах нашего столетия в своих трудах о Куликовской битве вновь поднял вопрос о необходимости критического изучения и проверки летописных источников. Он указал на Симеоновскую летопись, которая отражает в части до 1390 года сгоревшую Троицкую и Рогожский летописец и поэтому содержит древнейший рассказ о Куликовской битве. Особенностью повествования названных летописей является, во-первых, немногословность, во-вторых, цельность. В этом изложении не видно явных сокращений или вставок. Причем в рассказе о Куликовской битве имя Олега Рязанского не упоминается.

Современный историк А. Г. Кузьмин в труде «Рязанское летописание» (М, Наука, 1965) отмечает, что все обвинения в адрес Олега Ивановича имеют позднейшее происхождение. «Сказание в первоначальном виде, — говорит он, — едва ли содержало многочисленные и противоречивые выпады против рязанского князя» . Как указывает А. Г. Кузьмин, «слух об участии Олега в борьбе на стороне Мамая» был распространен в Москве для оправдания захвата у Рязани района Тулы и — весьма важно! — что он появился лишь в XV веке.

Можно также упомянуть публикации писателя Ф. Шахмагонова «Секретная миссия рязанского князя. (К истории Куликовской битвы 1380 г.)» и «Кого же предал рязанский князь Олег?», где доказывается, что на самом деле Олег Рязанский, не имея возможности открыто противостоять татарам, чтобы не погубить свое княжество, в то же время был тайным союзником Димитрия Донского,

В статье научного сотрудника АН СССР А. Надирова «Старым повесть, а молодым память» (Тайны веков. М., 1977, с. 404— - 414) дан комментарий на материал Ф. Шахмагонова. «Сама попытка, — пишет ученый, — заново переосмыслить личность великого князя рязанского Олега Ивановича представляется крайне гуманной и благотворной, ибо речь идет о восстановлении доброго имени человека, сыгравшего немалую роль в судьбе нашей Родины... Если бы к историческим лицам применялась «презумпция невиновности», Олег давно бы был уже посмертно реабилитирован (или оправдан за недостаточностью улик)».

Об этом же говорится в книгах А.Хлуденёва "Олег Рязанский", и одноименной книге Ю.Лиманова .

Говоря об обстоятельствах и реальных событиях той эпохи, Л.Н. Гумилев в своей книге «От Руси до России» писал, что князя Олега не было на Куликовом поле как раз потому, что он, имея всего пятитысячный отряд и умело маневрируя, отвлекал восьмидесятитысячное литовское войско Ягайлы, находившееся всего в одном дне перехода от места главных событий. Это не позволило литовцам вовремя соединиться с Мамаем и, в значительной степени, предрешило итог сражения.

Л.Н.Гумилев:
"Никак не уменьшая героизма русских на Куликовом поле, заметим, что немаловажным для победы оказалось отсутствие в битве восьмидесятитысячного литовского войска. Ягайло опоздал к битве всего на один дневной переход. И это было не случайно. Оказывается, Олег Рязанский, которого обвиняли в измене и предательстве, с пятитысячным отрядом сумел, искусно маневрируя, задержать литовцев. Когда же литовцы отогнали Олега, битва уже закончилась, И тогда воины Ягайлы напали на русские обозы и перерезали раненых."

В то же время, как свидетельствуют средневековые хроники, на самом Куликовом поле пало 70 рязанских бояр - больше чем каких-либо других. И находились они там на стороне Дмитрия со своими дружинами и, конечно, не без ведома Олега.
Рязанцы считают, что рязанских воинов в Куликовской битве было больше, чем москвичей, и сражались они храбрее.

Если обратиться во времена самого Олега (минуя ангажированных летописцев), к авторитетам его современников - великих русских подвижников и святых Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, то и здесь, по горячим следам событий, нельзя найти Олегу обоснованных упреков. Всего через год после Куликовской битвы в договорной грамоте 1381 г., устанавливающей отношения Рязани с Москвой, Олег Иванович признает Дмитрия Донского старшим братом, - а такие договоры не заключают с «изменниками».
И, несмотря на возникшую вскоре после этого распрю между князьями, они, при посредничестве преподобного Сергия Радонежского, восстановили мир и даже породнились: Дмитрий выдал свою любимую дочь Софью замуж в Рязань за сына Олега Федора. И ныне они вместе покоятся в Христорождественском соборе в Рязанском кремле.

Не пошел бы Сергий к «советнику безбожного Мамая», и не выдал бы в его семью свою дочь Дмитрий. Все это, конечно, косвенные свидетельства, но зато какие!

Примечателен факт, что в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский.
Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.

Профессор ГОУ "Рязанский институт развития образования" Борис Горбунов:
- Олег Рязанский был суверенным государем обширного княжества, границы которого доходили до современного Воронежа и охватывали почти всю территорию нынешней Тульской области. Сложность и неоднозначность исторической деятельности Олега Рязанского, скорее всего, объясняется его позицией благожелательного нейтралитета. Ведь как суверенный государь он вынужден был вести политику лавирования между Ордой, Московским княжеством и Литвой (граничившей с Рязанским княжеством на Западе).
Поздние летописи изображают Олега Рязанского как предателя русского дела. Однако в ранних летописях, как выяснил академик Л. В. Черепнин , о предательстве Олега ничего не сказано. Скорее всего, это объясняется тем, что поздние летописи были переписаны в угоду московским правителям, чтобы оправдать нападение в 1385 году Московского княжества на Рязанское. В целом же период правления Олега Рязанского - это эпоха наивысшего расцвета для Рязанского княжества.

Архиепископ Рязанский и Касимовский Симон в своем труде писал:
«Весь период самостоятельного княжества для рязанцев сосредоточился в одном Олеге Ивановиче, других князей они не помнят. Именно к нему память народная хранит любовь и уважение. Не случайно на рязанском гербе изображен Олег Иванович, самый знаменитый и самый любимый своим народом великий князь рязанский». «Никогда Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».



Герб Рязани (утвержден 29 мая 1779 г.):
«В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленыя, обложенная соболями» (Винклер, с. 131, по утв. 29 мая.)

По местным рязанским преданиям, на гербе изображен великий князь Олег Иванович Рязанский.

Сейчас трудно однозначно сказать, кто первым назвал князя в рязанском гербе Олегом, но в своем популярном труде «Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины» (1922 г.) рязанский историк и краевед Д.Д. Солодовников уже определенно утверждает: «На рязанском гербе изображение самого знаменитого рязанского князя Олега Ивановича». Даже главу, посвященную Олегу, он назвал «Рязанский герб».

Отражение подобной точки зрения можно встретить и на страницах книги ведущей современной исследовательницы русской геральдики Н.А. Соболевой «Старинные гербы российских городов» (М.: Наука, 1985), где она пишет: «Образ рязанского князя Олега не оставлял равнодушными рязанцев». Правда, почему-то, она отнесла это утверждение к первоначальной рязанской эмблеме в виде идущего коня с печати Ивана Грозного, предположив, что конь является «намеком на известное сказание о «вещем Олеге», который по словам А.С. Пушкина «принял смерть от коня своего». Но это случилось в Киеве в 912 г., и здесь Н.А. Соболева ненароком смешала Олега Вещего (княжил в 882-912 гг.) и рязанского Олега Ивановича (княжил в 1350-1402 гг.), живших с разницей в 500 лет. Но, тем не менее, в главном Н.А. Соболева оказалась права: образ Олега, хотя и не так давно, но прочно занял в сознании рязанцев главное историческое место.

Это обнаружилось и в том, что он почитается здесь в качестве местночтимого святого. Официальной его канонизации Русской Православной Церковью пока не произошло, но, как считают многие, к этому идет дело.

"До революции рязанцы обращались в Синод с просьбой причислить своего любимца к лику святых. Естественно, им было отказано. Одновременно с возрождением православия после 1988 г. на Рязанщине возрождается и культ Олега. Митрополит Рязанский и Касимовский (в 1972 - 2003 гг.) Симон при подготовке к прославлению Собора рязанских святых включил в него князя Олега, была подготовлена икона святого Олега. Но в последний момент Синод исключил Олега из списка рязанских святых. После этого, как рассказывали мне монахини Богородицерождественского Солотчинского монастыря, митрополит Симон утверждал, что день прославления князя Олега обязательно настанет. Тогда будет великое торжество в Рязани и на родине князя Олега наступит духовный и материальный расцвет.

Митрополит Симон уделял особое внимание возрождению Богородицерождественского монастыря в Солотче. Этот монастырь был учрежден князем Олегом. В нем был похоронен он и его жена Евпраксия. С 1994 г., когда в этом монастыре была возобновлена монашеская жизнь, он стал центром почитания князя Олега. Рязанский краеведческий музей передал монастырю честную главу Олега (кольчуга осталась в музее). И теперь, по утверждению монахинь, она вновь проявляет свою чудотворную силу. У гробницы святого не затухает лампада. Монахини утверждают, что великий князь Олег еще в молодые годы принял вместе со своей женой святой (ее святость также официально не признана) Евпраксией монашеские обеты. Он был уникальным князем - подвижником веры, князем монахом.

Монастырь пользуется любовью и заботой окружающего населения. Если в другие знаменитые монастыри Рязанской земли (Иоанно-Богословский мужской и Успенский Вышенский женский монастыри) приезжает больше паломников и туристов со всей страны, то Солотча - любимое место именно рязанцев (и верующих, и неверующих). Олег - великий подвижник земли Рязанской не только для православных, но и для преподавателей вузов города, для офицеров и чиновников. С большим почтением об Олеге отзываются старообрядцы и некоторые протестанты.

При архиепископе Павле, сменившем в 2003 г. митрополита Симона, произошел очередной всплеск почитания князя Олега Рязанского, в котором владыка играет не последнюю роль. Архиепископ Павел и губернатор Георгий Шпак, осознав насколько распространено почитание князя Олега, энергично поддерживают его культ. По благословению архиепископа Историко-архивный отдел епархии во главе с протоиереем Сергием Трубиным готовит новое большое собрание документов и свидетельств святости князя Олега. В публичных выступлениях архиепископ и губернатор не забывают вспоминать князя Олега. Осенью 2006 на Куликовом поле архиепископ Павел в присутствии Шпака торжественно освятил памятник рязанцам погибшим на Куликовом поле (по распространенному в Рязани мнению рязанское ополчение на Куликовом поле было самое многочисленное и самое смелое, победа была достигнута благодаря рязанцам, а не москвичам) ".
"История, культура и традиции Рязанского края"

В свое время архиепископ Рязанский и Касимовский Симон, который внес большой вклад в восстановление доброго имени оклеветанного рязанского князя, написал интересную статью "Олег Иванович, великий князь рязанский" (опубликована в журнале "Московская патриархия", № 1 за 1988 год).
Скан статьи можно прочитать здесь: "Олег Иванович, великий князь рязанский"

Память о доблестных защитниках Отечества былых времен вдохновляет и нынешних воинов. Рязань по праву считается столицей ВДВ. И воины-десантники с большим почтением относятся к святому благоверному князю Олегу Рязанскому:

И все же кто у вас на эмблеме? Илья Муромец вроде?

Нет, это святой благоверный князь Олег Рязанский.

Святой? - удивился я и специально подначил: - А я думал, десантники - это просто качки, здоровые ребята, ломающие кирпичи. А тут святой...

Офицер (как потом я узнал, зовут его Тимофей Михайлович Юдин, он преподаватель Рязанского командного училища ВДВ) нахмурился, шутку мою не понял:

Вы что думаете, наши ребята головами только кирпичи разбивают? В прошлом году ездили мы на международный конкурс по юридическому праву вооруженных конфликтов, то есть по знанию законов и обычаев ведения войны. Участвовали в конкурсе 23 команды из пятнадцати стран. И кто, думаете, занял первое место? Курсанты нашего училища. А насчет святости... Конечно, мы не святые, но большинство наших курсантов крещеные, половина регулярно ходит в храм на богослужения. И, вообще, мы - десантники. Если слышали, в Чечне среди наших нет ни мародерства, ни жестокости, и дедовщину мы не терпим.

А церковь у вас своя, при училище?

У нас есть свой священник, отец Лаврентий. А церковь приходская - кафедральный собор святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Наше училище находится в историческом центре Рязани, как раз между этим собором и кремлем, где также есть действующий собор. Из окон училища шесть старинных церквей видно. И названия кругом символические, мы как раз на пересечении улицы Семинарской с улицей Генерала армии Маргелова - создателя ВДВ, чье имя училище носит... А вот и Вячеслав Иванович!

К нам подошел пожилой человек с белой окладистой бородой и ласковыми, в сетке морщинок, глазами. Сразу видно, человек церковный, наверное, староста какого-нибудь храма.

Подполковник в отставке Зикунков, заведующий кафедрой культурологии в нашем училище, - представил коллегу офицер. - А я тут, Вячеслав Иванович, про Борисоглебский храм толкую.

О, история собора поучительна, я каждый год курсантам рассказываю, - с ходу подхватил преподаватель. - Храм в честь князей-страстотерпцев был построен в Рязани в память о «мировой», которую заключили Олег Рязанский и Дмитрий Донской при посредничестве Сергия Радонежского, - он специально для этого приезжал в Рязань.

Олег Рязанский - это святой, который на вашей эмблеме изображен? - уточняю.

Именно он, но только святым его почитают в нашей епархии, а всецерковно он не прославлен.

Тут политики много, я ж говорю: он воевал с Дмитрием Донским, поскольку тот у него кусок земли отхватил. А перед этим якобы в Куликовской битве отказался участвовать. Но это заблуждение. Военная хитрость Олега, наоборот, и предрешила нашу победу на Куликовом поле. Дело в том, что Рязанское княжество было очень большое, граничило и со Степью, и с Литвой. И с обеими Великий князь Олег боролся. А накануне Куликовской битвы потерпел ряд поражений и заключил мирный договор со степняками. И как он откликнулся на призыв Дмитрия Донского? Послал ему на помощь 70 своих бояр с войском, а сам остался в Рязани и, говоря военным языком, дезинформировал противника. С одной стороны, он посылал верные сведения Дмитрию Донскому о продвижении Мамая, а с другой - отправлял «дезу» литовцу Ягайло, который с запада двигался на соединение с Мамаем. Так что, когда началась битва, войско Ягайло было далеко от Куликова поля и не смогло ударить в тыл нашим.

Эта история весьма поучительна для наших курсантов-десантников. Тут и военная хитрость, и доблесть, и святость. Благоверный Олег первым из русских князей начал отвоевывать наши территории на западе - освободил часть приокских земель, взял город Смоленск. Последние 12 лет жизни он вместо вериг носил под монашеской одеждой тяжелую кольчугу, одетую на голое тело. Перед смертью принял схиму и был похоронен в Солотченском монастыре, который же и основал в 20 километрах от Рязани. Сейчас этот монастырь действующий, живут в нем тридцать монахинь, и мощи святого князя открыты для почитания. А кольчуга его, 16 фунтов весом, выставлена в рязанском кремле.

Как считает известный специалист по геральдике М.Шелковенк о , все вышесказанное дает основание для постановки вопроса о юридическом закреплении имени Олега Ивановича в гербах Рязани и Рязанской области - непосредственно в блазонах гербов или в их официальном толковании. Князь даже изображен на этих гербах волею судьбы на золотом фоне, как принято изображать святых в иконописи. Хотя здесь, конечно, присутствует счастливое совпадение. Но весьма, тем не менее, символичное.

Рязанский герб

За всю историю существования Рязанщины на ней рождались многие замечательные личности, прославившие Родину. Но не просто выдающимся, а великим рязанцем был князь Олег. Перед всеми наветами сама госпожа История оправдала этого достойного славы рязанца, перенеся его Святой образ на герб Отечества. И герб этот устраивает по большому счёту верующих и неверующих, левых и правых, молодых и старых, незримо объединяя всех нас, таких разных, в единое сообщество.

Новое на сайте

>

Самое популярное