Домой Картофель Мусульманин который не совершает намаз. Что случится с теми, кто не совершает намаз

Мусульманин который не совершает намаз. Что случится с теми, кто не совершает намаз

Ответ:

По мнению большинства алимов, тот, кто отвергает обязательность намаза, является неверующим. Однако если человек верит в обязательность намаза, но не совершает его из лени, то такой человек не может быть обвинен в неверии.

По мнению ханафитов, человек, не совершающий намаз из лени, считается грешником и фасиком, но не считается вероотступником, до тех пор, пока не отвергнет обязательность намаза. Такого человека увещевают и призывают к покаянию. То же самое касается и того, кто не соблюдает пост в месяц Рамадан.

Доказательства ханафитов : передается от Ибн Масуда (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Непозволительно проливать кровь мусульманина, свидетельствующего что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, за исключением трех случаев: женатого прелюбодея, отмщения кровь за кровь, оставившего свою религию – покинувшего общину» (Бухари, Сахих, 6878; Муслим, Сахих, 1676). Исходя из этого хадиса, Абу Ханифа считал недопустимым наказывать мусульманина за не совершение намаза.

В хадисе, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху), говорится: «Тому, кто, как положено, выполнял пятикратный намаз, Аллах обещал Рай. А тому, кто не совершал намаз, Аллах не обещал ничего. Если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает, то простит».

Мнение маликитов и шафиитов : человек не совершает намаз по одной из трех причин: либо не признавая его обязательность, либо не придавая ему значения, либо из лени. Тот, кто не совершает намаз, не признавая его обязательности, или не придавая ему значения, является неверующим.

Доказательства маликитов и шафиитов: Аллах Всевышний сказал в Коране: «Он не уверовал и не совершал намаз. Напротив, он счел это ложью и отвернулся» (аль-Кыйама 75/31-32).

В хадисе, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Первым делом, за которое будет спрошен раб в Судный день, является намаз. Если его намазы будут выполнены должным образом, то это прекрасно. В противном случае, ему будет сказано: «Посмотрите, есть ли у него нафиль-намазы? Если у него будут нафиль-намазы, то они восполнят недостатки в обязательных намазах». Затем так же поступят со всеми остальными его обязанностями».

Так же сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто намерено отказывается от намаза, будет лишен защиты Аллаха и Его посланника».

Исходя из этих хадисов, маликиты и мафииты пришли к выводу, что тот, кто не совершает намаз, не отвергая при этом его обязательности, не становится вероотступником, но совершает преступление

Мнение ханбалитов : Тот, кто не совершает намаз, является неверующим и вероотступником.

Доказательства ханбалитов:

Джабир (радыйаллаху анху) сказал, что слышал, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человека отделяет от неверия намаз» (Тирмизи). В другом хадисе, переданном Тирмизи и Абу Давудом, говорится: «Между мною и лицемерами, находится намаз. Тот, кто откажется от него, станет неверующим». Исходя из этих хадисов, ханбалиты высказали мнение о том, что невыполнение намаза является причиной неверия.

Имам Вехби Зухайли после упоминания мнения всех четырех , в своей книге «аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллятуху», сказал: «В этом вопросе предпочтение следует отдать мнению ханафитского мазхаба, так как после того, как человек произнес «Ля Иляха Илляллах», он не останется навечно в Аду, по этому поводу существуют твердые доказательства».

Islam-Today

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Каковым будет положения человека, сознательно оставляющего намаз в будущей жизни?

Ответ:

Отрицание того что намаз является фардом (обязательным) делает человека кяфиром (неверным), а оставление намаза по причине ленивости делает человека фасиком (грешником)

Намаз (молитва) является второй по значимости основой ислама после имана (веры) и не может быть и речи о его оставлении. Поскольку отрицание обязательных предписаний ислама является куфром (неверием), отрицание обязательности намаза также является неверием. Именно по этой причине человек, не верящий в обязательность намаза, не является мусульманином. Ислам запрещает не только вступать в брак с таким человеком, но и есть зарезанное им животное. Но если человек не отрицает обязательность намаза, но не совершает его по причине ленивости, он считается грешным мусульманином. По исламскому фикху (праву) такой человек подвергается наказанию, поскольку считается виновным. В ханафитском праве такой человек приговаривается к тюремному заключению до тех пор, пока тот не покается и не начнёт заново совершать намаз. А в шафиитском праве человек, настаивающий на несовершении намаза если не покается в этом, приговаривается к смертной казни.
Умышленное оставление намаза является причиной мук и мучений и в этой и в следующей жизни
Имеется единодушие в том, что намаз является фардом (обязательным) для всех психически здоровых людей достигших полового созревание и очистившихся от месячных крововыделений. Вот что сказано в Благородном Коране о последствиях несовершения намаза:
«В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.» (Завернувшийся, 40-43)
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо.» (Марйам, 59-60)
«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам.» (Подаяние, 4-5)
Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кто умышленно оставляет намаз, лишается покровительства Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).» (Ахмад бин Ханбал)
«Тот, кто оставляет послеполуденный намаза лишается всех благих деяний, который он совершил.» (Бухари, Насаи)
В хадисе переданным Убадой бин эс-Самитом (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Аллах дал слово, что возьмёт в Рай тех, кто совершают пятикратный намаз наилучшим образом и не относятся к намазу небрежно. Но для тех, кто не совершают намаз, нет такого слова. Если Аллах пожелает наказать их, Он подвергнет их мучениям. Если же Аллах пожелает простить их, Он дарует им прощение.» (Абу Давуд)
В хадисе переданным Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами. А потом то же самое будет сделано и для других фардов (обязательных предписаний).» (Тирмизи, Ибн Маджа)
Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза
Досточтимый Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза» (Муслим, Тирмизи, Абу Давуд)
В другом хадисе Тирмизи и Абу Давуда сказано: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
Досточтимый Бурайда (да будет доволен им Аллах) передаёт:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Договором между мной и ими (лицемерами) является намаз. Тот, кто оставит его впадёт в куфр (неверие).» (Тирмизи, Насаи, Ибни Маджа)
Абдуллах Ибни Шакик передаёт:
«Сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) из всех деяний только на оставление намаза смотрели как на куфр (неверие).» (Тирмизи)
Навави:
Навави сообщает, что богословы дают четыре разных толкований хадису: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
1-Человек оставивший намаз заслуживает наказания кяфиров (неверных) и этим наказанием является смерть.
2-В хадисе говорится о тех, кто считает дозволенным оставление намаза.
3-Человек оставивший намаз впадает в куфр (неверие)
4-Действие оставление намаза является действием кяфиров (неверных)
Намаз защищает человека от неверия. Человек, оставивший намаз оставляет признак, отличающий его от неверных, и по этой причине внешне может считаться неверным. К тому же оставление намаза может стать причиной того что человек может совершить ошибки в результате которых он может впасть в неверие. Ведь недаром говорится, что каждый грех приближает человека к куфру (к неверию). (Кутуб-и Ситте)
Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный)
Абдуллах бин Курт (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Первое, за что раб даст отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенным, будут совершенными и другие его деяния, а если намаз будет неполноценным, будут неполноценными и другие его деяния.» (Табарани)
Анас б. Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Первым деянием, сделанным Аллахом фардом (обязательным) для людей в религии является намаз, последним (в конце времён от религии) что останется, будет намаз, первое, за что будет отчёт (из деяний в День Суда) будет намаз (обязательный). (В Судный День) Аллах прикажет (ангелам) «Посмотрите на намаз Моего раба!» Если намаз будет совершенный, то будет написано что намаз совершенный, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами.» (Абу Йала)
Джабир б. Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Намаз является ключом от Рая» (Дарими)
poznayteislam.

) и выплачивайте закят… » (Коран) (сура Аль-Бакара, аят 43)

Аллах сотворил всё. Великий и Всезнающий Аллах ничего не сотворил просто так, без мудрости и обязательств. Когда Всевышний завершил Своё предопределение, Он создал самое красивое и лучшее творение – это человек.

Каждый раз, когда народ забывал Творца и сбивался от истинного пути, Аллах посылал увещевателя. И вот наконец появился Мухаммад (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) – самый любимый из Посланников Всевышнего, обладавший особой степенью: ему был ниспослан в откровениях Коран. Творец возложил на Мухаммада (мир ему и благословение) и его общину пятикратную молитву (намаз ) как подарок и милость со Своей стороны, ибо Его раб пять раз в день имеет возможность предстать перед Могущественным Творцом.

Все пророки (мир им и благословение) приходили к разным народам с единобожием, с разными формами и временем поклонений, предписанных Аллахом для каждого из этих народов. Мухаммад (мир ему и благословение) же был послан ко всем людям, джинам и ангелам, а значит, за ним должен следовать каждый.

Однако человек со временем начал слабеть верой и забывать Творца, оставлять предписания религии, обязательную молитву (намаз )… А ведь Намаз (ас-салят) – эта опора религии ».

Нередко человек готов чем угодно оправдать оставление намаза. Некоторые говорят: «Я никому не делаю плохое! » Но такого рода слова – всего лишь самообман. И этому есть несколько причин…

Во-первых : Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано: «И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне ».

Во-вторых : разве нельзя совместить несовершение греха и совершение молитвы? Стены без фундамента разве имеют нужную силу? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, – это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то он опечалится и будет в убытке » (имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах, Абу Давуд, Насаи). Если хорошенько подумать, то каждый мусульманин осознаёт в глубине души, что все благие деяния совершает ради Всевышнего, боясь Его наказания и надеясь на милость Его. А Тот, ради Которого мы делаем наши благие деяния, повелел нам поклоняться Ему, совершая пятикратную молитву.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставил умышленно один намаз, встретит Всевышнего в гневе на него » (Баззар, Табарани). Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет греха тяжелее после многобожия, чем откладывание намаза… » (Табарани от Анаса, да будет доволен ими Аллах).

В одном селе жил очень праведный человек, которого сатана никак не мог сбить. Однажды сатана пришёл в облике путника в гости к этому человеку. И вот когда наступало время намаза , сатана отвлекал этого праведника. В итоге получилось, что праведник, не совершив за день ни одного намаза, лёг в постель. В это время путник начал быстро собираться, чтобы уйти. Праведник спросил: «Куда же ты, друг? » Дьявол ответил ему: «Из-за одного ослушания Аллаха сатана был изгнан из Рая, а ты за целый день ослушался Аллаха пять раз, не совершив ни одного намаза, и я боюсь, что наказание, которое обрушится на тебя, коснётся и меня тоже » (из книги «Дуррату Насыхин»). Мы видим, насколько тяжким грехом является оставление намаза, что даже проклятый сатана убежал от того, кто пропускает молитву. Представить тяжело, что же будет с тем человеком, который всю свою жизнь не совершал намаз, хотя знал про обязательность его совершения.

Умар сын Хаттаба (да будет доволен им Аллах) после смертельного удара саблей идолопоклонником, когда немного пришёл в себя, сказал: «…нет доли из Ислама тому, кто не совершает намаз… » (имам Малик).

Имам Аз-Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал:

«1. Если человека от намаза отвлекло имущество, то он будет воскрешён с Каруном (которому имущество вскружило голову и сбило с истины).

2. Если человека от намаза отвлекло его правление, то он будет воскрешён с Фирауном (фараоном, который объявил себя богом).

3. Если человека от намаза отвлекла ответственная работа и высокие должностные полномочия, то он будет воскрешён с Хаманом (подчинённый Фараона и надсмотрщик над рабочими, которые обжигали кирпичи).

4. Если человека отвлекла от намаза торговля, то он будет воскрешён вместе с Убаю ибн Хальфом (торговцем и главой многобожников)» (Аль-Кабаир, 35 стр).

Передаётся, что женщина из народа Бану Исраиль (Израильтяне) пришла к Мусе (мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха! Я совершила очень тяжкий грех, и я каюсь перед Аллахом. Попроси у Аллаха, чтобы Он простил меня и смилостивился ». Тогда Муса (мир ему) спросил: «Какой грех? » – и она ответила: «О Пророк Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, у меня родился ребёнок, которого я убила ». Пророк Муса (мир ему) крикнул: «Выходи отсюда, грешница, пока не обвалился огонь ада с небес и не сжёг нас из-за тебя! » Она в отчаянии ушла. В это время спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О Муса! Господь спрашивает тебя: почему ты выгнал покаявшуюся?! Разве ты не знаешь того, кто хуже неё?!» Муса (мир ему) сказал: «О Джабраил, кто же это?!» Ангел ответил: «Оставляющий молитву » (имам Аз-Захаби).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда ребёнку исполнится семь лет, повелевайте ему совершать намаз, а когда исполнится десять лет, наказывайте ребёнка за пропуск намаза » (имам Ахмад, Абу Давуд и др.). Конечно, под наказанием не имеется в виду рукоприкладство, наносящее травмы и раны ребёнку. В чём же мудрость такого повеления Пророка (мир ему и благословение)? В том, чтобы ребёнок уже с детства, до наступления полового зрелости, понимал серьёзность и обязательность совершения намаза и привык к её совершению.

Некоторые взрослые порой говорят: «Мои дети маленькие, мне жалко» или «они ещё не способны понять», – однако, когда нужно отправить того же ребёнка в магазин за хлебом или даже за сигаретами, родителям не бывает жалко и они не думают, что дети маленькие. Или когда дети ходят в компьютерные залы, разговаривают нецензурными словами, – оказывается, они даже очень понятливые. Не нужно обманывать самих себя!

Ребёнок – это чистый подарок Аллаха, которого Он дал на сохранение и воспитание родителям, ещё один маленький раб Аллаха, за которого отвечают родители.

Намаз является тем, что отличает мусульманина от немусульманина. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разница между нами (мусульманами) и неверными – это намаз. Кто оставил намаз – стал неверным » (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, ибн Маджах). Есть хадис: «Разница между рабом (Аллаха) и неверным – оставление намаза » (имам Ахмад, имам Муслим и др.).

Из-за большого количества таких хадисов у учёных появились разные мнения по вопросу впадания того, кто не совершает намаз, в куфр (неверие). Однако великие учёные, основатели мазхабов – имам Малик, имам Аш-Шафи, имам Абу Ханифа, а так же, по одному из более весомых мнений имама Ахмада – считают, что человек, не совершающий намаз, не впадает в куфр, но совершает тяжкий грех. Однако долгое время оставление намаза может привести человека в куфр.

Как известно, на территории Российской Федерации в основном проживают последователи мазхабов имама Аш-Шафии и имама Абу Ханифы. Согласно их мазхабам, человек, не отрицающий обязательности намаза, но не совершающий его, не впадает в неверие, а становится грешником.

Аллах милостив ко всем в этом мире, и к тем, кто по халатности не совершал молитву. Пусть обратятся они к Аллаху с просьбой о прощении и начнут совершать все намазы.

Да поможет нам Аллах. Амин!

Ваххабиты считают мусульман, не совершающих Намаз (Молитву), - неверующими.

· Идеолог ваххабизма из Кавказа Багаутдин Мухаммад в одной из своих книг писал: «Человек может носить традиционно мусульманскую одежду, мусульманское имя, но при этом не делать Намаз, это означает, что его нельзя относить к мусульманам. Сознательное невыполнение Намаза необходимо рассматривать как отступление от веры», и далее автор приводит Х адис Пророка Мухаммада, мир Ему, переданный Имамом Муслимом:

بين العبد والشرك ترك الصلاة رواه مسلم

и дает ему такое толкование: «Человека от куфра (неверия) отделяет Намаз».

Большинство мусульман в наше время не совершают намаз и, если следовать словам ваххабитов, то все эти люди – кяфиры (неверующие). Да защитит нас Аллаh от подобных воззрений! Молодые люди, последовавшие лжеучению ваххабитов, называли своих родителей кяфирами, потому что они не совершали намаз.

Опровержение. Вышеуказанный х адис толкуется иначе. В нем не говорится о том, что тот, кто не выполняет намаз, становится неверующим. Значение данного х адис а следующее: «Тот из мусульман, кто не выполняет Намаз - близок к отступлению от Веры».

Мусульманин, который признает обязанность намаза, но не выполняет ее по каким-либо причинам, не отступает от Ислама. Это доказывают слова Пророка Мух аммада, мир Ему, переданные Имамом Ах мадом:

خمس صلوات كتبهن الله على العباد من أتى بهن بتمامهن كان له عهد عند الله أن يدخله الجنة ومن لم يأت بهن لم يكن له عهد أن يدخله الجنة إن شاء عذبه وإن شاء أدخله الجنة رواه أحمد

«Аллаh повелел Своим рабам совершать пять Намазов в день. Тот, кто совершает их, соблюдая все условия - тому обещан Рай. А кто не совершает их, тому нет Обещания от Аллаhа, что он войдет в Рай вместе с первыми: если Аллаh простит его, то он сразу войдет в Рай без мучений, а если нет, то сначала накажет в Аду, а потом введет в Рай».

Из этого хадиса становится ясным, что Аллаh простит часть из мусульман, не выполнявших намаз и введет их в Рай. Также слова Мух аммада Багаутдина противоречат также Аяту из К ур`ана:(Сура «Мух аммад», Аят 34)

﴿إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَصَدُّوا عَن سَبِيلِ اللهِ ثُمَّ مَاتُوا وَهُمْ كُفَّارٌ

فَلَن يَغْفِرَ اللهُ لَهُمْ﴾

«Аллаh не простит неверующих».

Достоверные хадисы не противоречат Аятам из Кор`ана. И если автор считает, что человек, не выполняющий намаз, – кяфир (неверующий), то мы спросим: разве Аллаh простит неверующих? Все это доказывает неверность взгляда ваххабитов.

Когда ваххабиты утверждают, что не выполняющий yамаз является кяфиром, они ссылаются на Имама Ахмада Ибн Ханбаля (основатель мазhаба-школы ханбали). Однако именно этим ученым был передан рассмотренный выше хадис о прощении Аллаhом части из мусульман, не совершавших намаза. У Имама Ахмада Ибн Ханбаля было раннее мнение, согласно которому невыполнение намаза он посчитал вероотступничеством, но, узнав о том, что единогласное заключение ученых опровергает это воззрение, он отказался от сказанных ранее слов.

Позиция Ислама по поводу не совершающего. Если мусульманин без уважительной религиозной причины не молится, то он является грешником. Кто же отрицает обязанность совершения Намаза, тот является неверующим.

Указанное нами ошибочное убеждение ваххабитов является безосновательным обвинением мусульман в неверии. Такое обвинение ясно изложено в брошюре Мухаммада Махмуда Ас-Саввафа под названием «МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛИТВА» , в которой всех мусульман, не совершающих Намаз, автор относит к неверным, коих, как написано на стр. 8, «можно безнаказанно убить».

Известен достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманина от немусульманина отличает совершение намаза, и тот, кто его оставляет, выходит из религии». Все последователи Сунны признают этот хадис, но между ними есть серьезное разногласие в применении этого хадиса к отдельным людям.

К сожалению, некоторые мусульмане, вооружившись этим хадисом, торопятся в самостоятельном рассуждении, кого считать верующим, а кого – неверующим. Простым мусульманам этого делать нельзя ни в коем случае, ибо выносить постановление о конкретном человеке, не читающем намазы, может только грамотный ученый. Именно ученый может решить, к какой из следующих категорий относить того или иного человека.

Люди, оставляющие молитву, бывают четырех видов:
1) Люди, не читающие намаз и при этом отрицающие его обязательность.

2) Те, кто оставил намаз по забывчивости.

3) Те, кто оставил намаз, признавая его обязательность, но отказывающиеся его выполнять из-за своей неприязни к вере, к Аллаху и его посланнику да благословит его Аллах и приветствует.

4) Оставляющие молитву из-за лени, халатности или занятости какими-либо мирскими проблемами, но вместе с тем, что они признают ее обязательность.
1. Что касается первого вида людей:
Такой человек выходит из Ислама в соответствии с контекстами Корана и Сунны и единогласного мнения ученых.
Сказал Ибн Джаззи Аль-Малики: «Если человек оставил молитву, отрицая ее обязательность, то он стал немусульманином согласно единогласному мнению ученых» Аль-Фикху каунин, 45.

Сказал Уазир ибн Хабира: «Ученые единогласны в том, что тот, на кого возлагается обязанность молиться, и он отрицает ее обязательность, то он стал немусульманином, заслуживающим наказания» Аль-Ифсах, 101/1
Но есть один нюанс. Это постановление касается тех, кто вырос среди мусульман. А что касается того человека, который вырос в отдаленном от мусульман месте или недавно вошедший в Ислам и не узнавший о постановлениях религии, то для них есть оправдание.
2. Что касается второго вида (оставивший молитву по забывчивости).
Сказал аль-Хаттаби: «Что касается такого человека, то он не становится кафиром по единогласному мнению ученых» Ма’алим сунан, 45/7
3. Что касается третьего вида людей, то про них ученые сказали: «Человек, признающий обязанность молитвы, но отказывающийся ее соблюдать из-за высокомерия или ненависти к Аллаху и его посланнику да благословит его Аллах и приветствует, говоря: «Да, я знаю, что Аллах сделал ее обязательной для мусульман», тот он также становится немусульманином по единогласному мнению исламских ученых».
Примером этого случая может являться в первую очередь Иблис: ему было приказано сделать земной поклон (саджда), но он отказался и проявил высокомерие.

Другой пример – Абу Талиб. Он признавал правдивость посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но не последовал за ним, боясь упреков своего народа.
Как сказал Всевышний: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Сура «Ан-Намль», аят 14).
4. И наконец, четвертый вид людей, т. е. те, кто оставляет молитву из-за лени, халатности или из-за занятости мирскими проблемами.
Таких людей сегодня больше всего. Каждый из них говорит: «Я знаю, что намазы нужно читать, я верю, что это обязательно, но у меня нет времени (или: я не успеваю, я не могу на работе выделить для намаза время и т.д.)

Вот что говорили ранние ученые о них.

Как сказал имам Суфьян ибн ‘Уйайна: «Тот, кто оставит один из столпов веры (из высокомерия), то он перестанет быть мусульманином, но тот, кто оставит молитву из-за лени или халатности, то о нем мы говорим, что это верующий человек с неполным иманом» (Аль-Аджурри, Шариа, с.104).
Об этом же сказал имам Абу ‘Усман Сабуни, да помилует его Аллах, в своей книге «Вероубеждения предшественников и последователей хадисов».

Подробнее можете вернуться к следующим источникам:
«И’тикъаду аимматиль аль-хадис», 65-66 стр., шейха Исма’или
«Ибанату ссугра» шейха Ибн Батта, 183 стр.
«Таъзыму кадри салят», шейха Марвази 2 т., 956 стр.
«Рисаляту уафияту ли мазхаби ахлю-суннати филь и’тикад уа усулю ддиянати» шейха Абу ‘Амра ад-Дани, стр. 177-248
Таким образом, большинство ученых-последователей Сунны придерживаются следующего мнения о человеке, не читающем намазы из-за каких-либо мирских причин (лень, халатность, занятость и т.д.): этот человек не совершил тот вид неверия, который выводит из Ислама. При этом такой человек совершил большой грех за то, что пропустил намазы. На этом мнении ряд ранних мусульманских ученых как Макхуль, аз-Зухри, Хаммад ибн Зайд, Уаки’, Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и. Также это мазхаб у ханафитов, маликитов, шафи’итов. Кроме того, некоторые ханбалиты также посчитали это мнение более правильным, как Ибн Кудама.

Доводы .

Очень много доказательств приводят ученые в подтверждение своих слов.

В частности, это слова Всевышнего: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы ему придавали в сотоварищи и прощает остальное, помимо этого, кому пожелает» (Сура «ан-Ниса», аят 48).
Место доказательства: оставляющий молитву предоставляется желанию Аллаха, так как он не придал Аллаху сотоварищей. Поэтому он не выходит из Ислама.
Также слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сделал запретным Огонь тому, кто скажет «Ля иляха илля Ллах» (нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха) желая при этом лика Аллаха».
Место доказательства: в хадисе не сказано, что молитва является условием для спасения от Огня.
А самым сильным доводом этого мазхаба является хадис: «Приводится от ‘Убада ибн Самита, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (то есть, не относясь легкомысленно к их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора, и если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в Рай» (Хадис привел Малик в «Муатта»)
Этот хадис явно указывает на то, что тот, кто оставил молитву из-за лени или небрежности предоставляется желанию Аллаха. Это означает, что он является мусульманином, но никак не наоборот.
Этот хадис назвали достоверным многие ученые. Среди них: Ибн ‘Абдульбарр в «Тамхиде» (288-289/23), Навави в «Хуласа» (246/1), Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (203/12), Сахави, Суюти, Мухаммад Насыруддин и многие другие.

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его род и его сподвижников и ниспошлёт им мир!

Абу Бакр Татарстани.

От редакции:

Хотелось бы отметить, что цель этой статьи заключается вовсе не в том, чтобы принизить важность намаза. Нет, ведь согласно хадисам, именно о намазе будет прежде всего спрошен человек в Судный день. Цель же этой статьи – опровергнуть укоренившиеся заблуждения о том, что мусульманами нужно считать только тех, кто читает намазы, а если кто-то не совершает намазов, то их нужно считать только немусульманами. Как мы увидели, в этом вопросе не все так однозначно, но есть множество подробностей. Поэтому такой серьезный вопрос нужно оставлять на решение большим ученым, а не заниматься «судейством» самостоятельно, решая, кого из окружающих людей можно называть мусульманином, а кого – нет.

К сожалению, именно вопрос отношения людей к намазу стал чаще всего использоваться для «такфира» — необоснованного обвинения мусульман в неверии и причислении их к немусульманам. Для того, чтобы не попадать в такфир, нужно усвоить две вещи:

Первая. Суждение о конкретных людях, не читающих намазы, должны выносить именно судьи (кадый) или замещающие их ученые, но никак не простые мусульмане.

Вторая. Прежде чем обвинить мусульманина в неверии, ученый (судья) рассматривает, обладает ли тот человек необходимыми знаниями в полном виде, не осталось ли у него неясностей, к какой категории людей он относится, не совершая намазы (из неприязни, из высокомерия, из халатности). Простые же мусульмане именно из-за отсутствия должных знаний не могут провести такую работу (разъяснение доводов, отвод возражений, разбор частных ситуаций) самостоятельно.

Поэтому всем нам не следует спешить, называя немусульманином лишь на том основании, что некий человек не совершает намазы. И еще раз взглянем на этот важный хадис: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (то есть, не относясь легкомысленно к их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора, и если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в Рай».

Новое на сайте

>

Самое популярное