Домой Картофель Новый порядок збигнева бжезинского. Называл ли Збигнев Бжезинский Русскую Церковь главным врагом США

Новый порядок збигнева бжезинского. Называл ли Збигнев Бжезинский Русскую Церковь главным врагом США

«Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» Збигнев Бжезинский
Статья вышедшая в "Русском общенациональном журнале"

В августе 1991 года главный американский «специалист по России» Збигнев Бжезинский заявил, что после крушения коммунизма у «демократии» остался один враг – Православная Церковь.
Меня заинтересовало: почему же Бжезинский так не любит православие и русский народ? Заглянув в его биографию, я прочел, что он поляк по национальности, родился в 1928 году во Львове (по другим данным – в Варшаве) в семье дипломата Тадеуша Бжезинского, который перед войной весьма счастливо оказался в Канаде, где навсегда и остался. Скажите мне, где и в какое время должен был родиться самый большой ненавистник православия и России? Конечно же, на территории, попавшей в состав Польши во времена Пилсудского, в семье государственного человека. Горечь от утери «польских земель» порождает русофобию, ненависть к православию определяет место и время рождения.
Раннее детство его прошло под взрывы православных храмов в восточной Польше: напомним, что только в 1937 году в Польше было взорвано 114 храмов. В деревеньке под названием Радунин жители хорошо помнят, как радостно встречали русских в 1940 году. В этой деревне мне показали внешне ничем не примечательное место. Здесь польские борцы с советским режимом, католики, разумеется, расстреляли православных жителей деревни. Среди них была Любовь Соболевская. Она отнесла своего грудного ребенка соседям, вернулась к остальным приговоренным и приняла мученическую смерть. Любовь отказалась снять православный крест и была за это убита. Думается мне, что г. Бжезинский, если бы не покинул Польшу, несмотря на ранние годы, мог бы оказаться в рядах антикоммунистического сопротивления. Мог бы быть и в той деревне. Если надо «во имя демократии» устранить человека, организацию или даже народ, то никто из демократов не задумается: они не боятся крови.

Русские захватчики и американские борцы за свободу

В 1998 году в интервью французскому журналу «Нувель Обсерватер» Бжезинский признал, что вооружение антисоветских войск Бен Ладена предшествовало вторжению русских и имело целью спровоцировать их реакцию.
Збигнев Бжезинский: Согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 года, то есть после того как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, державшаяся в секрете до сегодняшнего дня, является иной: на самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года… Эта секретная операция была отличной идеей. Ее целью было заманить русских в афганскую ловушку, и вы хотите, чтобы я жалел об этом?
«Нувель Обсерватер»: Вы не жалеете о том, что вы содействовали исламскому фундаментализму, что вы снабжали оружием и консультировали будущих террористов?
З.Бж.: Что важнее с точки зрения истории мира? Талибаны или падение советской империи?
Мы, русские, мучаемся сомнениями, признаем себя в чем-то виновными. Даже в репрессиях, которые против русских и были направлены, мы виноваты. Мы считаем необходимым оправдываться и виниться перед всем миром. Они же не считают совесть чем-то необходимым.

СССР как наследник Российской Империи

Американский политолог признает, что в фундамент советской системы были заложены ценностно-идеологические основы, а американская система пользовалась прагматическими ориентирами. В этих-то советских идеологических основах и есть страшное наследие царизма. Внешне СССР являлся полной противоположностью Российской Империи, но в действительности был только кривым зеркалом. Збигнев видел в советской системе элементы анархизма, сдерживаемые сильной единоличной властью, что унаследовано от самодержавия. Советский коллективизм родился из соборности православной церкви, но умер из-за догматической несостоятельности социализма.
Бжезинский после падения СССР стал своего рода пророком, но вряд ли стоит переоценивать его заслуги в этом деле. Он ненавидел СССР как продолжателя империи, несущего в себе потенциальную опасность возвращения к единой державе на ином уровне. Делом его жизни является борьба с этим ненавистным государством, системой, культурно-историческим типом. Поэтому он искал уязвимое место в советской системе и нашел его: «права человека». Никогда в обеих российских системах «права человека» не могли быть поставлены на первое место, выше идеи, выше совести – это удел Европы. И он разыграл эту карту сполна, поддерживая диссидентов Польши, ГДР, СССР. Использовал все: и папу римского, и даже моджахедов. Збигнев Бжезинский всегда был далек от науки как объективного знания и в разное время пытался создать у доверчивых слушателей разный образ СССР. Так, сначала это был «исключительный враг» (1956), затем – образ альтернативной модели со многими точками соприкосновения (1964, хрущевская «оттепель»), и наконец – гибнущий, неспособный развиваться хозяйственный и политический организм (1989). «СССР просто не хватает возможностей навязывать свою волю миру в той мере, чтобы это хотя бы отдаленно напоминало доминирование, которого достигли США в эпоху Pax Americana 50-ых годов. Доминирование Америки покоилось не только на военном превосходстве, но также на ее экономической, политической, культурной и даже идеологической привлекательности…» – писал он в 1983 году. Одним словом, американский образ жизни находил себе приверженцев в каждой стране, создавал этакий интернационал поклонников маммоны. Очевидно, что любители американского образа жизни должны были рано или поздно проявиться во власти и … произошла перестройка. А просоветской элиты в американском обществе создано не было. Слабость советского идеологического оружия была в наличии определенных ценностей, которых не было у американцев, пропагандировавших свой «образ жизни». Она была беспринципна, вернее, базировалась на известном положении «для достижения цели любые средства хороши»: и бомбы, и наркотики, и разврат, и доллары. Воплощением этого американского прагматизма в политике и стал Збигнев Бжезинский. Он изобрел новую политологию, где не думают о правде и совести, где все направленно на самооправдание. «Ограничения идеологического характера также подрывали созидательный потенциал Советского Союза…» Или «На конечный результат существенное влияние оказали также явления культурного порядка. Возглавляемая Америкой коалиция в массе своей воспринимала в качестве положительных многие атрибуты американской политической и социальной культуры».

Две разные системы

В ранних работах, сравнивая две системы, Бжезинский пытался обозначить некоторые точки их соприкосновения. Почему? Потому что, если они совсем разные, то не может быть никакой конвергенции, никакого слияния… А это было бы смертельно для американского политолога: как тогда разрушить Советы? За что уцепиться? Славянофил Николай Яковлевич Данилевский в своих трудах убедительно показал, что существуют два культурно-исторических типа: германо-романский и российский (славянский). Они противоположны и могут либо бороться между собой, либо мирно сосуществовать. Одним словам: «Что русскому здоровье – то немцу смерть». Это наглядно подтверждается тремя войнами: Первой и Второй мировыми и третьей – идеологической. Данилевский уже тогда предупреждал об опасности «вхождения в Европу», пагубности представлений об истинности одной только европейской цивилизации. Беда в том, что, блуждая в лабиринтах собственной идеологии, СССР до конца не мог отказаться от идеи врастания в Европу. Отсюда и неуклюжие попытки встроиться в Европу при Брежневе (Хельсинские соглашения, в плену которых мы тут же и оказались), и совсем «уклюжие» при Горбачеве и Ельцине, которые в несколько лет доказали состоятельность предсказаний Данилевского. Да и сама революция была продуктом этого врастания. Бжезинский прекрасно все это понимает и, конечно же, знаком с наследием Данилевского, но блефует, как, впрочем, всегда и везде. Он подталкивает Россию в европейскую цивилизацию, лидером которой стали США, а на деле осуществляет план по полному уничтожению России. Врасти она не может, она может быть только уничтожена, но об этом не знают российские недотепы, читавшие Бжезинского, но незнакомые с Данилевским. И американец, согласно своему блефу, весьма активно заботится о демократии в России.
В течение 90-х он являлся специальным посланником президента США для продвижения самого крупного нефтяного проекта в мире – нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Это реализация его планов по удушению России. Одновременно он руководил с 1999 года «Американским комитетом за мир в Чечне». Он утверждал, что в этой должности способствовал мирным переговорам между российским правительством и масхадовскими борцами за независимость. Но его деятельность не может скрыть от наших глаз реальности: тайную помощь сепаратистам для поддержания войны.

Программа «Русский Муссолини»

Кто Вы, Збигнев Бжезинский?

Но кто дал этому старому, сошедшему с политической арены профессору власть ездить по всему миру и указывать местной элите, что надо делать? Можно только сказать, что реальная должность Збигнева Бжезинского в каких-то структурах гораздо выше официальной.
Сейчас у власти неоконсерваторы, а Бжезинский – демократ. Внешне совсем разные политики. Вот чем руководствуются сегодня стоящие у власти политики: «Первое - это нефть. Но не только. Рука об руку с необходимостью решать энергетические вопросы идет некое мессианское послание, религиозный фундаментализм, который разделяют все эти люди. Это евангелисты, которые буквально верят тому, что написано в Библии. Причем не столько в Новом Завете, сколько в Старом.
Второй довод - идеологический, а не экономический, почему для нападения был выбран именно Средний Восток. Они считают, что это послание от Бога, что он их посылает туда, где они могут получить дополнительную силу, а одновременно они выполняют Божью волю», – рассказывает бывший диссидент, бывший разведчик-нелегал, бывший студент Збигнева Бжезинского, а во времена холодной войны сотрудник аналитического подразделения советского отдела ЦРУ Карел Кехер.
Видите, совсем другие люди, которые в отличие от Бжезинского ставят во главу угла религиозный фактор, действуют все равно по схеме, изложенной в последней книге Бжезинского «Великая шахматная доска». Да и все представители политической элиты, считают себя учениками Бжезинского: здесь и Олбрайт, и Райс. Трудно удержаться, чтобы не назвать Бжезинского отцом современной американской демократии.

Ненавистное православие – основа тоталитаризма

Збигнев никогда не проявлял себя как католик, то ли потому что политику в Америке быть католиком невыгодно, то ли по каким-то иным тайным причинам. Восхищение папой Иоанном Павлом II скорее всего дань политика политику. Бжезинский мало говорит о религии, между тем, религиозный фактор становится едва ли не основным в мировой политике: Израиль, мусульманские страны…
Можно сказать, что у Бжезинского явно высказано одно религиозное пристрастие. Он ненавидит православие как основу Российской Империи, как основу российского культурно-исторического типа, как основу, по его мнению, тоталитаризма. Ненавидит, как может ненавидеть только поляк, родившийся во Львове перед войной. Но он понимает, что этот противник ему сейчас не по зубам, эта цель должна быть скрыта, хотя ракеты наведены и приведены в боевую готовность. Лишь один раз, на радостях от падения коммунистического режима, Бжезинский воскликнул: «Теперь у нас остался один враг - Православная Церковь». Это было грубой ошибкой, непростительной для столь опытного интригана.
Ненавидя православие, Збигнев Бжезинский как политолог прав. Именно православие породило Россию, именно под воздействием русской культуры большевизм превратился в коммунизм, с его идеалистической мечтой о рае на земле, куда войдут все народы мира. Пока будет православие – будет существовать Россия, даже распад на множество мелких государств (а их Бжезинский и Ко запланировали для нее сначала 14, теперь вроде – 7) из-за православия может быть обратимым. Даже вычленение Украины из России – дело всей жизни Збига – не может считаться окончательным, пока существует единая Православная Церковь. Все наши традиционные ценности, по мнению американских идеологов, составляют основу тоталитаризма.
Безусловно, Бжезинский не лишен мистического опыта и смотрит, несмотря на свой преклонный возраст, далеко-далеко вперед. Вот как он описывает «совершенно новую историческую эру»: «В то же время возрастут возможности социального и политического контроля над личностью. Скоро станет возможно осуществлять почти непрерывный контроль за каждым гражданином и вести постоянно обновляемые компьютерные файлы-досье, содержащие помимо обычной информации самые конфиденциальные подробности о состоянии здоровья и поведении каждого человека» («Технотронная эра»). Для православного, да и просто для мыслящего культурного человека ясно, о чем говорит Бжезинский, и ясно, что он уже участвует в этом процессе…

Указания и медитация американского политолога

Выступая с лекциями в тех или иных странах, Бжезинский фактически дает указания проамериканской демократической элите. На Украине он, уже не маскируясь, наставляет общественность, как надо действовать, ругает или хвалит политиков: «Я нахожу удивительным то, что иностранный посол, я подчеркиваю, иностранный посол, может собрать пресс-конференцию в Украине для того, чтобы аплодировать решению об отставке правительства… Я знаю некоторые страны, являющиеся ближайшими соседями Украины. Я не скажу, в какой именно из них, но вы наверняка догадались, в которой из них, если бы российский посол позволил себе нечто подобное, он бы уже на следующий день паковал свои чемоданы, или уже сидя в Москве, ждал своего багажа».
Бжезинский активно и часто прибегает к своеобразной медитации. Он пытается внушить массам, что все будет, как намечено, что нет альтернативы. При этом он активно блефует и даже передергивает: перевирает очевидные факты. Он не говорит аудитории, что Киевская Русь приняла православие, но зато фантазирует, что она в свое время устремилась в Европу. «Украина выполняла важную европейскую миссию, шла по европейскому пути и делала это успешно». Какая Украина в 10 веке? Какую миссию? Или разве Византия, к которой Русь в каком-то смысле устремилась, не была евроазиатской страной?
Один из авторов, написавший статью о Збигневе Бжезинском, вспоминает одно древнее предание относящееся ко временам греко-персидских войн. На греков шла мощная армия персов, и исход борьбы был под вопросом. Тогда кто-то из мудрых предложил прогнать группу голых персов перед строем греческого войска. Тогда греки, у которых немало внимания уделялось, говоря современным языком, бодибилдингу, едва не попадали со смеху при виде несформированных должным образом персов. Им стало ясно, что персы не могут противостоять грекам, и они их тут же разбили. Это и есть тактика Бжезинского: он выставляет на всеобщее обозрение недостатки и пытается посеять в стане врагов уныние, а свою демократическую элиту заставить хихикать над слабостью России.
Читая Бжезинского, удивляешься, насколько мы хорошо впитали в себя его идеологию. Разве сегодня от патриота не наслушаешься страхов о том, что могучий Китай нас уже скоро поглотит, что Россия к какому-то году вымрет, что Вооруженных сил практически уже нет… Одним словом, есть всесильная Америка, не имеющая границ для своего всемогущества, и ничтожная Россия, маленькая и слабая, в отличие от Ирана, существующая уже безо всякой перспективы. Зачем нам под звуки американской флейты, как завороженным, «идти в Европу»?
«Вообще старик упорно давил на психику, внушая, что Россия побеждена окончательно и бесповоротно, что трепыхаться бессмысленно. Это напоминало то ли шаманские камлания, то ли блеф карточного шулера и возмутило даже лояльных к оратору слушателей», – очень метко подметили изюминку Бжезинского православные публицисты Медведева и Шишова, воочию наблюдавшие его политические медитации. Причем надо отметить, что блефовал и шаманил он очень эффективно, потому что на этой встрече, возмутившись некоторыми его положениями, в главном со стариком согласились. «На идею встраивания России в Европу – Бжезинский назвал это «единственным выбором» – никто не посягнул. Более того, из уст представителей нашей государственной власти даже прозвучали такие обнадеживающие заявления, что в нашей стране чуть ли не все спят и видят, как стать частью Европы».

Вся политология Збигнева и идеологически, и методически построена на блефе. Блефует он, когда говорит о врастании в Европу, блефовал, когда боролся за «права человека». Блефует, когда говорит, что Россия уже ни на что не способна и ядерные ее силы можно не учитывать. Блеф и направлен на то, чтобы убедить соперника, что у тебя на руках солидные карты, и он не может против тебя играть. Да и вся американская политика основана на блефе. И этому блефу больше всего верят в России люди преклонного возраста, никогда не видевшие Америки, много лет слушавшие политинформации, и с тех времен убежденные в ее всесилии. В ее всесилии убеждены и те, кто должен был против этого всесилия бороться.
Пока Бжезинский произносит свои заклинания на тему вхождения России в Европу, весь мир потихоньку обсуждает вопрос, что делать, когда долларовые бумажки стоимостью несколько центов, действительно будут стоить именно столько и посему окажутся никому не нужными. С каждым днем растут противоречия с объединенной Европой, не желающей быть американской подстилкой и реализовывать и для нее опасную программу «врастания» России.
Заклинаниям о защите демократии и прав человека уже мало кто верит в этом мире, и особенно те, на чьи головы падают демократически-правовые бомбы. США создает против себя всемирную исламскую коалицию. Сам Бжезинский уже не выдерживает и так комментирует действия американской военщины в Ираке: «За последние четыре года команда Буша вполне реальным и весьма опасным образом подорвала, казалось бы, гарантированное американское первенство на международной арене, превратив контролируемую, пусть и серьезную угрозу в основном регионального происхождения в источник катастрофического международного конфликта… Это, скорее всего, обернется ее изоляцией и враждебностью окружающего мира, усилит угрозу терактов на ее территории и постепенно подорвет ее конструктивное международное влияние». «Америка находится в зените своего могущества, а ее геополитические позиции - в надире. Доверие к нам падает, стена отчуждения вокруг нас растет. Мы лишились поддержки даже ближайших союзников. Что с нами случилось?» Но при этом он хочет показать американолюбивой постсоветской элите, что у Америки на руках «покер», и нам надо устремиться в объятия Европы и раствориться в германо-романской, согласно Данилевскому, цивилизации.

Украинские настроения Бжезинского как открытая русофобия

Выше говорилось о том, какая роль отводится Украине в борьбе с Россией. В 1989 году Бжезинский ушел из Колумбийского университета, где он преподавал с 1960 года, чтобы посвятить себя разработке независимого статуса Украины. Все это делалось для того, чтобы не допустить возрождения России как сверхдержавы. Приведем несколько цитат. После всего вышесказанного они не нуждаются в комментариях.
«Украинская элита была истреблена, а тех, кто эти ужасы пережил и был талантлив, заманивали к карьере и службе в пользу империи. Они становились не физическими, а духовными жертвами русификации».
«Меня шокировало то, что в украинской армии до сих пор приказы отдаются на русском языке. Я говорил об этом с высшими офицерами. У меня волосы вставали дыбом, когда я слышал команду на русском языке!»
«Независимость Украины бросила вызов притязаниям России на божественное предназначение быть знаменосцем всего панславянского сообщества».
«Отречение от более чем 300-летней российской имперской истории означало потерю потенциально богатой индустриальной и сельскохозяйственной экономики и 52 млн. человек, этнически и религиозно наиболее тесно связанных с русскими, которые способны были превратить Россию в действительно крупную и уверенную в себе имперскую державу».
«Без Украины реставрация империи, будь то на основе СНГ или на базе евразийства, стала бы нежизнеспособным делом. Империя без Украины будет в конечном счете означать, что Россия станет более азиатским и более далеким от Европы государством».
Отделение Украины, по его мнению, навсегда делает невозможным восстановление России в качестве великой державы, даже геополитически. Плюс ко всему и возможность переписать историю, если после татаро-монгольского ига Русь собралась вокруг Москвы, то в далеком будущем можно сделать центром псевдо-России Киев (и уже без Православной Церкви). «Демократическая Украина не стала бы антироссийской, но она неизбежно стала бы оказывать сильное давление в пользу оживления демократии в России. При реальной демократии на Украине все больше и больше россиян стали бы рассматривать путинский режим как анахронизм».

Портрет Бжезинского

Обыкновенный русский человек не имеет своей личной разведки, а деятельность российской вызывает у него законный скептицизм. Поэтому он не может знать всех подробностей настоящей биографии Бжезинского, всей подноготной его влияния, веса в тех или иных элитарных организациях мира. Но есть то, что не отнять у православного русского человека: он может взглянуть на него, и эта оценка может оказаться весомей данных внешней разведки.
Упомянутые выше Медведева и Шишова побывали на встрече с Бжезинским и составили его словесный портрет: «В зале, как вы, наверное, догадываетесь, было много несветлых людей… Но рядом с Бжезинским даже такие персонажи выглядели милягами, своими в доску парнями. А он... он вообще не был похож на человека – ни на хорошего, ни на плохого. Это было лицо давнего обитателя потустороннего мира. По-русски таких называют нечистью или нежитью. Причем надо учитывать, что, попадая в среду людей, “анчутки” (тоже простонародный эвфемизм) вынуждены надевать личину. Чтобы произвести благоприятное впечатление. А посему наш американский друг старался как мог. Он хотел предстать не только другом, но и печальником о нашей дальнейшей судьбе... Хотя в какие-то моменты переставал за собой следить и в глазах начинали плясать прямо-таки инфернальные искры. Например, когда докладчик заявил, что Россия никогда больше не будет империей».

Истоки русофобии

Вернемся в давние времена, в польское детство Бжезинского. Маленький Збиг, будущий демократ, был ярым поклонником режима, дискриминировавшего представителей всех национальностей: белорусов, украинцев, евреев, немцев и литовцев. По собственным воспоминаниям, он с ранних лет был исполнен чисто польского патриотизма. Ребенком он с радостью отмечал все признаки будущего польского могущества (новые здания в Варшаве или современный порт в Гданьске) его очень воодушевляли и был уверен в силе польской армии. Маленький Збиг и в Канаде оставался польским националистом: посещал казармы, где формировалась армия генерала Бронислава Духа, и потихоньку мечтал стать польским президентом. Победа над Третьим рейхом и освобождение Польши не принесли большой радости Збигу: он знал, что его родина остается под оккупантами. Сейчас со смехом можно вспоминать псевдосоциализм поляков… Теперь они усилиями американо-польского патриота, свободны… от былого социалистического благополучия. Но тогда уже Збигнев, вероятно, поставил цель отомстить коммунистам, вернее, ассоциировавшимся с ними русским, за вековое поругание Польши, выразившееся ее в особом статусе в Российской Империи и наличии Конституции. Этого нельзя простить. Поэтому и поныне потомство Збигнева Бжезинского работает в Польше и даже немного восточнее.
Старший сын Ян два года созидал на Украине демократию, младший – Марк – исследует эту же самую демократию в Польше. Так что дети верны заветам своего отца. Глава такой семьи, согласитесь, должен не любить Россию и не может оставлять русским надежду на какую-то национальную самобытность. А мы все же оставим себе эту надежду.

“Что мы все говорим: молодежь, молодежь?…Да если захотим, молодежи вообще не будет!” – эти слова сатирика Михаила Жванецкого каких-нибудь 20-25 лет назад вызывали гомерический хохот. Сегодня они воспринимаются, увы, как некое мрачное пророчество. Разгул сил зла, пронизавшего поры общественной жизни, направлен на то, чтобы на Святой Руси, все еще являющейся хранительницей Православия, не было нравственно чистой молодежи, способной на любовь и подвиг, на веру и творчество. Отец Александр, как ответить на извечный русский вопрос “что с нами происходит”? Почему мы терпим, когда нам пытаются навязать чуждый христианству образ жизни?

– У всего происходящего есть четкие цели. Политические и экономические цели сейчас стали вполне ясны. До сих пор наша страна все еще остается государством, обладающим колоссальной военной мощью, колоссальным интеллектуальным и нравственным потенциалом.

К сожалению, мы как-то очень легко поверили в пропагандистскую шелуху, которая доказывает нам, что мы – пьяницы, ленивые, бестолковые и потому не вправе рассчитывать на лучшую участь. Но “умный, бодрый наш народ”, как называл его А.С. Грибоедов, несмотря на нищету и разорение, на то, что многие талантливые люди уезжают, привлекаемые материальным благополучием на Западе, несмотря на все эти потери, остается очень сильным народом.

Определенные силы хотят подчинить наш народ, но для этого его надо нивелировать, и по возможности, уничтожить. Уже не скрываются цели “Римского клуба” и Каирской конференции по народонаселению: сократить численность населения России к 2020 году до 50 миллионов человек. Чтобы хватило для работы в шахтах и для обслуживания нефтяных вышек. Так что чиновники, допускающие в школах, средствах массовой информации растление детей (чтобы у них атрофировались материнские и отцовские чувства, и, следовательно, снизилась рождаемость!), являются только марионетками в чужих руках. Дело в том, что мировое сообщество не заинтересовано в существовании российского народа.

И это надо объяснять сейчас всем нашим соотечественникам. В меморандуме национальной безопасности Америки записано: высокая рождаемость в других странах – это угроза безопасности Америки. Эту же мысль высказывал еще в свое время Наполеон, который говорил, что 500 тысяч младенцев, ежегодно появляющихся на свет в России, угрожают его делу в Европе. Известно, что Америка, по численности населения составляющая всего лишь 4 процента от населения Земли, потребляет около 40 процентов мировых ресурсов и выбрасывает около 70 процентов мировых отходов.Уже сейчас явственно ощущается негативное влияние деятельности человека на экологию земного шара. Все человечество не сможет жить на американском уровне комфорта, потому что просто произойдет глобальная экологическая катастрофа. Выход только один: сократить до разумных пределов уровень потребления. Но поступиться своим уровнем потребления и комфорта Америка не захочет и ни за что не допустит, чтобы другие народы жили так же, как американский народ. Именно поэтому США вынуждены сокращать население чужих стран. Соглашаясь на программу “планирования семьи”, которая является следствием этой большой политики, мы своими собственными руками душим свою будущность, освобождаем колоссальное экономическое пространство.

Для кого Православие – тоталитаризм?

Ну а в основе духовных причин происходящего лежит борьба, которую ведет князь мира сего – сатана – против тех, кто исповедует Христа.

Спаситель говорил своим ученикам: “Если Меня гнали, будут гнать и вас” (Ин. 15.20). Случайно ли Православие всегда было гонимо?
В нем всегда чувствовали силу, реально противостоящую торжеству зла. Случайно ли главный антисоветчик прошлых лет, а ныне один из ведущих русофобов Збигнев Бжезинский заявил, что после распада Советского Союза главный враг США – Православная Церковь? Мы знаем, что и Ленин считал Русскую Православную Церковь своим врагом или, как тогда говорилось, врагом пролетариата. Он заклеймил как “крепостника, феодала и дипломированного лакея поповщины” известного социолога Питирима Сорокина, “посмевшего” в 20-е годы привлечь внимание к проблемам семьи. Традиционная и крепкая семья, являющаяся “малой церковью”, как кость в горле идеологам “новой морали” – они стремятся во чтобы то ни стало ее разрушить, выставляя как нечто “отжившее и ретроградное”. На Западе вместо слова “семья” насаждают новое понятие – “джендер”, что означает “связка”, “спарка”. Вступать в связь с новыми и новыми партнерами, причем, независимо от их пола – это якобы проявление некой современной свободы, а создать семью и воспитывать детей – это считается возвратом к тоталитаризму. Не случайно и наш российский академик И. Кон, много потрудившийся на ниве пропаганды “свободных нравов”, честно отрабатывающий грант Фонда Маккартуров “За международные исследования в области гомосексуализма в России”, оказался в некотором смысле “верным ленинцем”: по его мнению, религиозная “тоталитарная” идеология по-настоящему опасна. Поистине, с этой извращенной точки зрения семья – тоталитаризм, стыд – тоталитаризм, целомудрие – тоталитаризм, нравственность – тоже тоталитаризм! Становится понятным, почему Бжезинский считает ГЛАВНЫМ врагом именно Православную Церковь (хотя, казалось бы, какое отношение русская религиозная организация имеет к далекой Америке!). Являясь удерживающей силой, Православие очень мешает внедрению “новой морали”, которая крайне необходима для осуществления контроля над нами, “массами”. В своей книге “Технотронная эра” Бжезинский, описывая “совершенно новую историческую эру”, говорит: “В то же время возрастут возможности социального и политического контроля над личностью. Скоро станет возможно осуществлять почти непрерывный контроль за каждым гражданином и вести постоянно обновляемые компьютерные файлы-досье, содержащие помимо обычной информации самые конфиденциальные подробности о состоянии здоровья и поведении каждого человека”.

Бжезинский писал все это не как частное лицо, но как советник президента Картера по национальной безопасности, ведущий член “Римского клуба”, член “Совета по международным отношениям”. И нынче, будучи членом Трехсторонней комиссии, во время посещения России в марте 2002 года, он снова подчеркнул, что “Россия никогда больше не будет великой державой”, что она “будет более успешна, если будет децентрализована” – то есть, расчленена на Центральную, Восточную и Западную. Причины у таких аппетитов, думается, не только экономические, но и духовные.

«Вопреки весьма распространенному мнению, Збигнев Бжезинский, насколько можно о том судить, никогда не произносил слов, часто ему приписываемых, что «после распада СССР главным врагом Америки стала Русская Церковь», – такими словами начинается статья диакона Андрея Глущенко «Называл ли Збигнев Бжезинский Русскую Церковь главным врагом США?». – Лично мне представляется, по меньшей мере, странным участие в обсуждении этого вопроса священнослужителя, тем более на стороне Бжезинского. Но дело не в этом. В конце концов, всякий вправе иметь своё мнение и высказать его. Священники не исключение. Дискуссия о том, говорил или не говорил Збигнев Бжезинский именно эти слова, ведётся не первый день и даже не первый год. Ведётся яростно, бескомпромиссно и… ложится в основу всевозможных обвинений и в адрес именно Православной Церкви. Если бы эта дискуссия не служила технологической основой дискредитации Православной Церкви, на неё можно было бы не обращать никакого внимания. Пусть бы специалисты политологи и историки, пусть даже и священники вели бы свою научную войну по поводу подлинности и исторической достоверности тех или иных фраз. Их дело. Но нет, этим не ограничивается. Например, А. Ярославский, в одной из своих статей сначала, для затравки, создаёт иллюзию стремления к справедливости, обвинив приверженцев православия, употреблявших цитату, приписываемую Бжезинскому, во лжи. Затем, базируясь на этом конкретном обвинении, почти незаметно переносит обвинение во лжи вообще, уже без привязки к Бжезинскому, на саму церковь и плавно переходит к обсуждению «православной истерии», «манипуляции сознанием» и не без юмора, который, на мой взгляд, достоин лучшего применения, обвиняет Православную Церковь ни много, ни мало в стяжательстве. Заметьте, не отдельных конкретных священнослужителей, а всю Православную Церковь целиком. При этом иллюстрирует порочность Православной церкви фотоснимком того, как священник садится в автомобиль BMW–X5, действительно не самый дешёвый автомобиль. А сколько времени обсасывалась в средствах массовой информации стоимость часов Патриарха всея Руси Кирилла, транспорт, которым он пользуется, и тому подобное. В таких публикациях, психологически весьма тонко и профессионально просчитанных и имеющих своей целью, прежде всего, дискредитацию Православной Церкви, разбуженная в читателях (не во всех, конечно) самая примитивная зависть к концу публикации уже не позволяет вспомнить и задуматься, а причём, собственно, материальное положение священников к тому, говорил Збигнев Бжезинский вышеупомянутую фразу или не говорил? И почему, собственно, Патриарх всея Руси должен ходить, как оборванец и ездить на стареньких «Жигулях» первой модели? Почему, собственно, Папе Римскому положен соответствующий его сану транспорт, одежды и прочее и это никого не удивляет, а Патриарху одной шестой части суши в этом должно быть отказано? Возможно, священнослужители других конфессий влачат свою жизнь в нищете? Так я вас уверяю, нет! Или, может быть, возглавляющий секту, маскирующуюся под Православие, Филарет ходит в рубище и на ишаке ездит? Конечно, нет! Но я, почему-то, не заметил столь пристального внимания к гаражу представительских «Мерседесов» Филарета, имуществу и прочему со стороны «свободной демократической» прессы. С чего это вдруг избирательность-то такая?!

В отношении Филарета четвёртая власть безмолвствует, а вот с Русской Православной Церкви ни фото-, ни видео-глаз не сводит. Не сводит, чтобы чего гадкого увидеть и как мерзость некую о Православной Церкви читателям подать. Как, например, одна из историй о девочке, которая, якобы, насильно в течение 8 лет содержалась в детском приюте Свято-Боголюбского монастыря. Как и следовало ожидать, история оказалась фальшивкой. Или сенсационное сообщение на сайте «Преступности НЕТ» о самоубийстве (!) священника. Сенсацией заинтересовались многие, а о том, что самоубийца священником, на самом деле, не был, из последующих публикаций узнал мало кто (сенсации-то никакой). Примеров таких не счесть. Но проблема не в том, что разного рода пасквили о Русской Православной Церкви периодически появляются в печати. Значительно хуже то, что работа по очернению Русской Православной Церкви ведётся системно и непрерывно уже очень давно и истинной движущей силой этих «трудов» является вовсе не стремление к справедливости и правде, а та мерзкая и подлая война, которую уже в течение многих веков ведёт с восточными славянами Запад.

Я не буду приводить то великое множество высказываний самого Бжезинского и других политиков, подтверждающих то, что именно Збигнев Бжезинский является автором или уж точно одним из ведущих авторов «мирного» разрушения СССР изнутри. Кому интересно, без труда сможет их найти и не только в Интернете. Дело в другом. Уничтожение «империи зла» – СССР уже состоялось, декларируемая цель достигнута и, казалось бы, Бжезинский с чувством выполненного долга имеет полное право удалиться на «заслуженный отдых». Возраст его не просто позволяет, а, я бы сказал, даже обязывает это сделать. Однако, как выяснилось, не может уйти на покой Бжезинский до тех пор, пока не вколочен последний гвоздь в крышку гроба теперь уже России. В 2002 году во время визита в Россию, мня себя то ли богом, то ли пророком, он заявляет: «Россия никогда больше не будет великой державой» (я всё-таки думаю, что не ему решать, - авт.) и что она «будет более успешна, если будет децентрализована» – то есть, расчленена на Центральную, Восточную и Западную.

Что означает в данном случае «успешна»? И вообще, в чём заключается успех и чей это успех? И кому так нужно это расчленение славянских народов? Почему славянские народы, и не только славянские, имеющие многовековую общую историю и прекрасно уживавшиеся в единой стране (как в царской России, так и в СССР, а эти страны были как раз на редкость успешны), должны теперь быть расчленены какими-то совершенно дурацкими границами и таможенными барьерами? Кому всё это нужно? Ответ на этот вопрос сам же Збигнев Бжезинский и дал в своей книге «Великая шахматная доска». Пространно рассуждая о неизбежности, целесообразности и даже необходимости мировой гегемонии США, он недвусмысленно обосновывает необходимость расчленения России тем, что единая Россия будет мешать (!) плану установления мирового господства Соединённых Штатов. Украине в этой книге уделено особое место. Можем гордиться. Вопрос окончательного и бесповоротного разъединения Украины и России является ключевым в ослаблении влияния России (то, что в Украине могут быть и другие взгляды, в расчёт не принимается, в принципе). И без его успешного разрешения обеспечение полного мирового господства США, по мнению Бжезинского, невозможно. Как много болтовни о какой-то «демократии», «свободе» и «успешности». А цель то банальна и стара. Мировое господство. К нему стремились Персия, Англия, Германия. К нему стремились и Александр Македонский, и Наполеон, и Гитлер. И чем тогда Бжезинский от Гитлера отличается? Не вешали и не расстреливали? Вопрос спорный. За период независимости Украина потеряла более шести миллионов населения, а в девяностых было время, когда от самоубийств за год страна теряла больше, чем весь огромный СССР за десять лет войны в Афганистане. А сколько погибло и продолжает погибать из-за того, что медицинская помощь просто не по карману? А нормальные продукты питания теперь уже доступны далеко не каждому? А «планирование семьи» с его пропагандой абортов? И так далее… Так что новейшие технологии уничтожения украинского населения не такие уж и бескровные. Хотя с юридической точки зрения… А с моральной? А с точки зрения так широко пропагандируемых «общечеловеческих ценностей»?.. Должен признать, что Гитлер и Геббельс были честнее и искреннее Бжезинского и американских «демократов».

То, что пламенный антикоммунизм Бжезинского на поверку оказался генетической русофобией или, - я бы даже сказал, славянофобией, - не удивительно. И даже закономерно. Те же животные рецидивы украинских «свідомих», по крайней мере, объяснимы как исторически, так и зелёными бумажками с изображением Бенджамина Франклина, которые федеральная резервная система США для диверсионных целей печатает без устали. Да и вообще, обязать любить Россию нельзя. Да и не нужно. Но мне хотелось бы хоть раз услышать внятный ответ «свідомих», на словах и в лозунгах якобы патриотов Украины, патриотично ли они поступили, погубив вместе с «шахматистом» Бжезинским более шести миллионов украинцев ради мирового господства США? И понимают ли эти якобы патриоты, что, по замыслу «шахматиста» Збышека, они даже не фигуры, а просто пыль и грязь на его «великой шахматной доске», которые вместе с таким названием, как Украина, просто сотрут тряпкой после окончания партии? Ну, просто для того, чтобы чисто было… И то, что на «доске» пока не прибрано и «государству» Украина всё ещё позволено существовать, – в этом заслуга именно России, а вовсе не галичан. До тех пор, пока стоит Россия и у «шахматистов» остаются планы использования Украины против России – Украине позволено быть. Нищей, убогой, полупридушенной, но всё-таки позволено быть. А вот если планам Бжезинского суждено будет осуществиться и Россия падёт… Тогда в мгновение ока территория Украины будет расчленена. Что достанется Турции, что Румынии, что Польше, прогнозировать не буду. Когда надо будет, им скажут кому что… Впрочем, раздел Украины уже начался, и так называемое «международное сообщество» уже оттяпало нефтеносную часть шельфа (суверенной украинской территории!) и «совершенно законно» передало её Румынии. Терпения не хватило дожидаться, пока Россию добьют. Процесс-то затянулся…

Но почему идеологом и технологом расчленения и уничтожения славянских народов стал именно Збигнев Бжезинский? Говорю «уничтожения» потому, что уже и не скрываются цели «Римского клуба» и Каирской конференции по народонаселению: сократить численность населения территории бывшего СССР к 2020 году до 50 миллионов человек. Фашисты ставили перед собой похожие задачи…

Для того чтобы ответить на вопрос, почему Бжезинский, стоит вспомнить 20-е годы теперь уже прошлого века. С первых же дней существования Польской республики отношения с РСФСР, и без того враждебные, обострились ещё больше. Польшей была проведена вооружённая операция по захвату территорий РСФСР. Была захвачена Западная Украина и большая часть Белоруссии, включая Минск. Польша в тот период была одним из серьезных противников, и польская разведка была одной из самых активных на территории РСФСР. Кроме того, Варшава стала одной из столиц эмиграции, причём эмиграции наиболее неимущей. В Варшаве остались те, кто не имел средств добраться до Парижа или Лондона и за гроши был готов выполнять самые грязные услуги. Благодатный кадровый потенциал! Именно там, в Варшаве, и возникает «клуб» «Прометей», в который вошли представители осевших в Варшаве различных национальных эмигрантских общин, в том числе северокавказских народов и Закавказья. «Прометей» попадает под крышу польской «двуйки», объединённых на тот момент в Польше ведомств разведки и контрразведки, и начинает активно разрабатывать технологии расшатывания Советского государства с помощью националистических движений. Польша в это время участвует вместе с гитлеровцами в разделе Чехии и старается подобострастно угодить на тот момент ещё пока великой Германии. Однако вылизывание гитлеровских сапог и участие в разделе Чехии полякам не помогло. В 1939 году немцы, не мудрствуя лукаво без всякой мотивации и объяснений, просто присвоили себе Польшу вместе с поляками. А чтобы не создавать преждевременного конфликта (война была не за горами), вернули оттяпанные поляками у РСФСР территории. Польши не стало и «Прометей» стали пользовать фашисты. Именно благодаря «Прометею» и его «разработкам» и возникли лесные братья в Прибалтике, бандеровцы в Украине. В дальнейшем, в ходе войны, выяснилось, что и на Кавказе, и в Крыму фашисты, опираясь на бесценные разработки «Прометея», тоже сделали немало. В 1945 году следы «Прометея» теряются. Однако учитывая то, с какой трогательной бережливостью американцы всегда относились к фашистским холуям, можно не сомневаться, что «Прометей» был подобран спецслужбами США. Если же учесть тот факт, что дипломатические ведомства и разведка, по сути, не разделимы (а отец Збигнева Бжезинского был дипломатом), и то, что американская «нація», полученная в результате скрещивания кошелька и желудка, привыкла пользоваться в основном чужими покупными мозгами, в том числе и польскими, появление Бжезинского становится вполне понятным. Как, впрочем, понятна и его генетическая ненависть к восточным славянам. «… Мой отец… сражался также и против украинцев в городе, который обычно называл Львувом, а украинцы называют Львовом», – проговорился, не без гордости, в одном из интервью Збигнев Бжезинский. Эту же ненависть унаследовал и старший сын Бжезинского Ян – специалист по вопросам национальной безопасности США. Сейчас – заместитель помощника министра обороны США. Около двух лет этот «специалист» присматривал за правильностью выполнения рекомендаций США первым «независимым» президентом «независимой» Украины Л. Кравчуком. Ну и советовал, конечно. Поскольку у Кравчука он был именно советником. Именно в этот период и наблюдается, где с попустительства государственных органов, а где и под непосредственным руководством государственных мужей, всплеск преследования Украинской Православной церкви. Именно в этот период были широко распахнуты не то что двери – ворота для разного рода, в том числе и деструктивных, запрещённых в западных странах сект (не по совету ли сына «великого шахматиста» Бжезинского?). Причём именно им была оказана всемерная поддержка на самом высоком государственном уровне. И если о том, позволять или не позволять появляться в школе православным священникам и вести (даже на добровольной основе) какие-либо занятия, дискуссии ведутся уже почти двадцать лет, то в отношении секты саентологов, запрещённой во Франции, Германии и России, Министерство образования Украины без проволочек издало специальное распоряжение, предписывающее распространять в учебных заведениях видеоматериалы, предоставленные подразделениями этой секты. Именно в этот же период были организованы массовые захваты православных церквей с осквернением их, грабежом и избиением православных священников преимущественно в западных областях. Именно тогда расстриженный Денисенко (Филарет), натянув на себя самодельный куколь, стал именовать себя патриархом «помісної церкви» и с помощью государственных структур, в том числе и правоохранительных, действовавших вместе с боевиками УНА-УНСО под покровительством Кравчука, а затем Кучмы, силой отнимал православные храмы и святыни. Не забывая при этом наживаться на поставках в горячие точки (преимущественно России) украинских наёмников (печально известное «братство» «Чин святителя Иллариона»), нелегальной эмиграции и очень свойственной «помісному священству» банковской деятельности (банк «Ажио»). Именно так огонь ненависти к восточным славянам и межнациональной ненависти, зажжённый в Варшаве «Прометеем», был передан от отца к сыну – Збигневу Бжезинскому, а затем уже и к его сыну Яну Бжезинскому. Династия, однако.

И всё-таки, почему именно Православная Церковь подверглась самому активному преследованию с участием государственных мужей и под негласным покровительством власти, а на западной Украине и с участием представителей правоохранительных органов (Интернет обошли совсем не единичные кадры штурма боевиками православного храма и избиения священника под «наблюдением» участкового)? Почему ислам в Украине таким гонениям не подвергся, невзирая на всю шумиху вокруг Бен-Ладена? Почему, несмотря на призывы галичанских кумиров Бандеры и Шухевича «вішати жидів», не пострадали синагоги? И только Православные храмы безнаказанно громили боевики УНА-УНСО, а сегодня эту очень «демократическую» миссию готова подхватить ещё и Тягнибоковская «Свобода». Так что ничего ещё не закончилось. И всё-таки, почему?

Плох или хорош был СССР, но эта страна располагала собственной идеологией и концепцией развития. У СССР был идеологический стержень и основанная на нём мораль. Именно эта мораль и идеологический стержень, а уж только потом, во вторую очередь, танки и самолёты позволили одержать победу в Великой Отечественной войне. И это очень хорошо понимали как Збигнев Бжезинский, так и другие псевдодемократы. Именно поэтому основной удар, информационный, и был нанесён по идеологии и по морали. Именно поэтому и был подсунут такой привлекательный, на первый взгляд, лозунг о верховенстве права и закона. Расхваливая лозунг, «забыли» только предупредить, что закон и право служат исключительно богатым. Бедные могут рассчитывать только на мораль и культуру. То есть те законы, которые выше и сильнее законов бумажных. Именно для их разрушения так пропагандируется свобода секса, парады геев и лесбиянок, однополые браки, в различных брошюрах рассказывается, как избежать передозировки наркотиками… и многое другое. Разрушение идеологии и морали – непременное условие сокращения (читай уничтожения) населения, дальнейшего дробления и расчленения стран и народов, и, в конечном счёте, достижения полного мирового господства США. Казалось бы, задача практически решена. В Украине собственной идеологии нет. От морали тоже немного уже осталось. Но… Забитая в советские времена Православная Церковь, которую «шахматисты» не приняли в расчёт, мало того, что после всех гонений оказалась «живее всех живых», так ещё и смогла дать славянским народам взамен советского идеологического стержня идеологический стержень и мораль более надёжные, тысячелетиями проверенные.

Вот, собственно, и всё. Может ли не быть главным врагом США и Бжезинского Православная Церковь? Независимо от того говорил это Збигнев Бжезинский или не говорил. Конечно же, Православная Церковь для них враг. А они враги Православию и восточнославянскому миру. Враги на генетическом уровне. А говорить можно всё что угодно. Слово в политике дорого никогда не стоило.

Николай Машкин, главный редактор газеты «Рiдне Прибужжя»


Умер Збигнев Бжезинский. В последнее время именно он служил олицетворением западной россиефобии. Бжезинский не просто ненавидел Россию, но и подводил под свою ненависть теоретические основания. Если иные многие американские политологи допускали, что Россия может быть потенциально реформирована по либеральным лекалам и превращена в кальку стран западного мира, Бжезинский заявлял, что она нереформируема. Она все равно, в силу своей природной сущности, будет восстанавливаться как империя. Поэтому, по мнению Бжезинского, только геополитическое уничтожение может избавить Запад от своего исторического противника.

Бжезинский ненавидел СССР и стал одним из главных стратегов его уничтожения. После распада Советского Союза его ненависть проецируется на Россию. Бжезинский признается и в своем враждебном отношении к православию. Ненависть Бжезинского являлась, таким образом отношением вражды к цивилизационному противнику.

Личные истоки позиции Бжезинского - очевидны - принадлежность к польской шляхте. Его отец Тадеуш Бжезинский был дипломат, отстаивавший интересы Польши в довоенный период, в том числе и прежде всего в направлении противостояния с СССР. По одной из версий и родился Збигнев в Харькове, где в консульстве работал его отец. С переводом в 1938 году отца на работу в консульство в Канаде, он оказывается в Северной Америке. Только в 1950 году, когда стало ясно, что советизация Польши стала свершившимся фактом, Збигнев Бжезинский принимает американское гражданство. Его диссертация, защищенная в Гарвардском университете, была посвящена генезису тоталитарной системы в СССР. В ней он приходит к выводу, что этот генезис имеет глубинные исторические основания.

Советская тема являлась для Бжезинского, таким образом, областью научной специализации. Бжезинский был умный противник. США смогли выдвинуть в борьбе против СССР целую плеяду ярких советологов. В тоже время Советский Союз парализовывал развития гуманитарных наук догматической схемой и интеллектуалов уровня Бжезинского противопоставить США в «холодной войне» оказался не в состоянии. Бжезинский был не просто политологом, но человеком, вошедшим в круг мировой элиты, обладавшим реальными рычагами влияния. Еще в 1973 году он был введен Д.Рокфеллером в качестве исполнительного директора в учрежденный им один из элитарных клубов - «Трехстороннюю комиссию». Имея большое количество аспирантов, Бжезинский расставлял их по сферам влияния, усиливая свои позиции и расширяя круг россиефобов.

Бжезинский являлся приверженцем американоцентричной модели системы мироустройства. Теоретик победы над СССР в «холодной войне» обосновывает особую роль США в современном мире необходимостью «управления хаосом». В отношении планетарной роли Америки им используются такие определения как «мировой арбитр», «мировой контролер» и даже «мировой полицейский». «Соединенные Штаты, - провозглашал З.Бжезинский ещё в 1990 г., в бытность существования Советского Союза, - уже стали мировым полицейским, но я думаю со все возрастающей уверенностью, что мы будем мировым контролером. Вы повинуетесь полицейскому, потому что он может отправить вас в тюрьму, вы подчиняетесь дорожному инспектору, потому что не хотите попасть в аварию. Международной системе все ещё нужен арбитр, и США будет играть эту роль».

В 1990 г. провозглашенные ориентиры звучали еще как футурологический прогноз. По прошествии семи лет оценка З.Бжезинского уже имела констатирующий характер, как реляция о достигнутых результатах: «Америка в настоящее время выступает в роли арбитра для Евразии, причем нет ни одной крупной евразийской проблемы, решаемой без участия Америки или вразрез с интересами Америки».

Достаточно хорошо известно, какое влияние, будучи советником Дж. Картера, оказал Збигнев Бжезинский на разработку стратегии борьбы с СССР. Одна из реализованных, в частности, по его подсказке стратагем было втягивание СССР в 1979 году в войну в Афганистане. Бжезинский сам неединожды признавал свою роль в расстановке афганской ловушки и подготовки моджахедов. Распад советской системы, впрочем, не был воспринят им в качестве окончательного достижения цели.

О том, что «холодная война» велась не столько против коммунизма, сколько против российской государственности, свидетельствует ряд прямых высказываний Бжезинского:

«Мы уничтожили Советский Союз, уничтожим и Россию. Шансов у вас нет никаких».

«Россия - это вообще лишняя страна».

«Православие - главный враг Америки».

«Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу. И говорить «Это была не Россия, а Советский Союз» - значит бежать от реальности. Это была Россия, названная Советским Союзом. Она бросила вызов США. Она была побеждена. Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей…. Россия будет раздробленной и под «опекой».

«Россия может быть либо империей, либо демократией, но не может быть тем и другим. Если Россия будет оставаться евразийским государством, будет преследовать евразийские цели, то останется имперской, а имперские традиции России надо изолировать. Мы не будем наблюдать эту ситуацию пассивным образом. Все европейские государства и Соединенные Штаты должны стать единым фронтом в их отношении к России».

«Контраст между Америкой и Россией: американцы использовали свою веру в здравый смысл и принцип личного интереса, чтобы цивилизовать свой обширный континент, преодолевая естественные препятствия для построения сильной демократии. А русские, с их „рабской покорностью“ в качестве основного механизма действия, использовали „солдатский меч“ для покорения цивилизаций»

«Если русские будут настолько тупы, что потребуют восстановить свою империю, они нарвутся на такие конфликты, что Чечня и Афганистан покажутся им пикником».

Американский политолог публично сравнивал В.В.Путина с фашистским диктатором Б.Муссолини. Он откровенно выражал надежду, что президентом РФ со временем сможет стать не «выпускник КГБ», а выпускник Гарварда, или Лондонской школы бизнеса.

Между тем, З.Бжезинский - это отнюдь не приватное лицо. Он до последнего времени занимал важные посты в кругах, определяющих внешнюю политику Соединенных Штатов: консультанта Центра стратегических и международных исследований, профессора американской внешней политики в Школе современных международных исследований Пола Нитце при Университете Джона Хопкинса, члена совета директоров «Национальной Поддержки демократии», организации «Freedom House», «Трехсторонней комиссии», «Американской академии Гуманитарных и естественных наук», сопредседателя «Американского комитета за мир в Чечне». И уж если такое говорит официальная фигура высших институтов американской государственной власти, то это, по меньшей мере, недалеко от истинных стратегических установок США в отношении к России.

В 1990-е гг. американский политолог приступает к разработке новой политической конфигурации мира. Видение его в отношении будущего государственного устройства евразийского пространства было впервые публично обнародовано в 1997 г. в журнале «Foreign Affairs», являющимся печатным органом «Совета по международным отношениям США». Характерно, что в русских переводах книги «Великая шахматная доска», предлагаемые политологом наглядные карты расчленения России, оказались, вероятно, по соображениям политкорректности, купированы (рис. 1).

Рис. 1. Будущая конфигурация мира по проекту З.Бжезинского

Не прошло и года после первых публикаций, как российская государственность была потрясена финансовым дефолтом. Описанный З.Бжезинским сценарий дезинтеграции России начал, казалось, реализовываться на практике. Что это было - гениальное предвиденье будущего или рецептура управления им? На данный вопрос ответил сам политолог. В качестве посвящения к книге им была сделана запись: «Моим студентам - чтобы помочь им формировать очертания мира завтрашнего дня». Конфигурация мира, таким образом, определяется не как прогноз, а как установка целенаправленного конструирования.

Установление гегемонии США над территорией Евразии характеризовалось З.Бжезинским в качестве «главного геополитического приза для Америки». Россия же представлялась ему основным препятствием на пути реализации американского проекта. Речь шла не о системе государственного строя. Россия, в понимании американского политолога, представляет угрозу для глобальных интересов США как субъект мировой геополитики вне зависимости от формата устройства российской государственности. Она рассматривалась З.Бжезинским как своеобразная «черная дыра» мира.

Для сравнения, Китай такого рода опасности в понимании Бжезинского не представляет. С Китаем можно договариваться и даже делить сферы влияния. З.Бжезинским допускался сценарий широкой региональной китайской экспансии. Конструировался проект «Великого Китая», включающего наряду с КНР территории Кореи, Монголии, Тайваня, части Индонезии, Малайзии, Сингапура, Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Мьянмы, Бутана, Пакистана, Афганистана.

Зачем Америке было нужно столь значительное геополитическое усиление Китайской Народной Республики? Замысел становился понятен при распространении границ Китая в зону прежней советской государственности. Государственное пространство Greater China включает в проекции З.Бжезинского в свой состав территорию Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, части Казахстана и Туркмении, а также российского Приамурья с Благовещенском, Хабаровском и Владивостоком. Вне конфликтного сценария данные территории в пользу КНР естественно отторгнуты быть не могут. Следовательно, Великий Китай «создавался» как своеобразный силовой противовес по отношению к России. Именно З.Бжезинский еще в период пребывания в Белом доме Дж. Картера разработал план включения КНР в реализацию глобального американского проекта.

Были устанавлены тесные личные контакты американского политолога с идеологом китайских реформ Дэн Сяопином. Следствием его усилий явилось заключение ряд американо - китайских двухсторонних договоров по сотрудничеству в технологической, научной, экономической сферах. Как ответный шаг Китай однозначно поддержал США в выстраивании афганской геополитической ловушки против СССР («советского Вьетнама»). Другие отторгаемые у РФ территории обозначаются на карте З.Бжезинским на Западе евразийского пространства. Объединенной Атлантической Европе передаются Петербург, Псков, весь Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края. Проблема претензий на южнороссийские регионы решается З.Бжезинским посредством включения самой Турции в политически объединённое европейское пространство. Федеративное устройство России замещается конфедеративным.

В ней, наряду с собственно Russia, границы которой устанавливаются по Уральскому хребту, выделяются также Сибирская и Дальневосточная республики. Тактически конфедерализм рассматривается в данном случае как переходная фаза к полному политическому расчленению обозначенных территорий. В Сибири и на Дальнем Востоке должна быть взамен «тяжелой руки московской бюрократии» установлена «мягкая гегемония» Соединенных Штатов Америки.

Збигнев Бжезинский умер. Но сохраняется созданная им и заточенная под россиефобию американская политологическая школа. Эта школа тесно сплетена с западным проектом и идеологией западного глобального доминирования. Вопрос состоит в том, что этой идеологии и связанной с ней политологической школе сможет противопоставить российская политология? Пока она сама представляет собой преимущественно перефраз американских политологов, иногда купируя россиефобские положения, а иногда - и нет.

И очевидно, что без наличия собственной политологической школы невозможно проводить и идентичную государственную политику. Об этом же, как ни парадоксально, говорил сам З.Бжезинский: «Чтобы быть военным противником США в мировом масштабе, России придется выполнять какую-то миссию, осуществлять глобальную стратегию и, возможно, обрести идеологическую основу. Это представляется мне маловероятным… Если говорить коротко, ту тотальную мобилизацию, которую советский строй смог навязать России, очень трудно будет обосновать и узаконить при отсутствии крепкого и всеобъемлющего идеологического фундамента». Без наличия идентичной идеологии Россия, по его мнению, не может быть реальным противником США. Обретение такой идеологии Россией, есть, таким образом, даже в признаниях ее врагов ключевым вопросом ее цивилизационного и геополитического выживания.

Новое на сайте

>

Самое популярное