Домой Заготовки на зиму Теракт в японии 1995. Химическая атака в токийском метро. Что они вкладывали в это

Теракт в японии 1995. Химическая атака в токийском метро. Что они вкладывали в это

20 марта 1995 года члены секты «Аум Синрике» распылили зарин в токийском метро. Погибли десятки человек, тысячи - пострадали, многие из них лишились здоровья на всю жизнь. Непосредственно в атаке принимали участие 10 человек, но за участие в подготовке было арестовано около двухсот.

У нас в России эта секта тоже была чрезвычайно заметна в 90-ые годы, имела тысячи адептов, ее программы шли по Радио Маяк. Лидер секты, Секо Асахара, говорил о себе в выражениях, характерных для тяжелой мании величия. Что же, не он один такой - секты, лидеры которых обирают и эксплуатируют своих адептов, или даже втягивают их в тяжкие преступления, дело обычное.

Но как такое может быть? Как люди могут вестись на столь грубый обман, идти за лидером, у которого, кажется, только что на лбу не написано «бегите от меня скорее?»

Этому может быть много причин, не будем забывать и реальности духовных сил зла и обмана. Но на одну из них хочется обратить особенное внимание.

Это неспособность к покаянию в прошлых ошибках. Само слово «покаяться» буквально значит «передумать», «вернуться» или «переменить путь». Это, как если бы мы свернули не на ту дорогу и шли по ней какое-то время, а потом обнаружили, что идем не туда. Тогда - если у нас хватает рассудительности - мы возвращаемся к тому перекрестку, где сделали неправильный выбор, и наодим правильный путь. Конечно, для этого надо признать, что мы сделали ошибку, и зря потеряли много времени и сил, и это нелегко - никто не любит признавать свои ошибки.

И это особенно трудно, когда мы уже вложились - материально или эмоционально, потратили время и усилия, понесли какие-то жертвы.

Мы склонны отстаивать тот выбор, который сделали - даже если он оказался, как выяснилось, очевидно неверным. Эту особенность человеческой психологии используют пропагандисты, и, не в последнюю очередь, лидеры сект.

Чем дальше человек идет по ложному пути, чем больше он трудится и страдает, чем больше он терпит обид и непонимания, тем труднее ему свернуть. И люди усиленно внушают себе, что они выбрали - и продолжают выбирать - верно, что лидер секты вовсе не опасный душевнобольной, каким он представляется внешним, а выдающийся духовный лидер, а они сами - вовсе не обманутые слепцы, а носители высшей духовной мудрости.

И чтобы только удержать эту иллюзию, люди бывают готовы на все - даже на явное преступление.

Церковь, зная об этой нашей несчастной склонности, непрестанно проповедует покаяние. Мы все падаем, мы все сворачиваем не в ту сторону. Мы можем довольно долго - а иногда почти всю жизнь - идти по ложному пути. Но мы можем вернуться к ситуации выбора - и выбрать правильно. И тогда Бог обратит даже наши потерянные годы к чему-то доброму.

Адепты секты "Аум Синрикё" распылили отравляющий газ "зарин" в токийском метро.

Религиозная секта "Аум Синрикё", полное название которой — "Религиозная корпорация Аум Синрикё" или "Учение истины Аум", была организована в июле 1987 года Тадзуо Мацумото, более известным как Сёко Асахара. Название секты в переводе с японского означает "Путь к истинной энергии познания".

Догматические положения "Аум Синрикё" основаны на личности самого Асахары, который именуется Духом истины и рассматривается как высшее божество. Вероучение основано на сочинениях самого Асахары и состоит из 20 ступеней секретных техник.

Секта Асахары была зарегистрирована как религиозное юридическое лицо в 1989 году согласно японскому закону, группа имела кандидатов на выборах в японский парламент в 1990 году.

Численность секты достигала 30 тысяч человек, из них 10 тысяч последователей в России. До запрета секты в Японии ее центр находился в Токио, штаб-квартира — в Фудзи. Также существовали филиалы в крупных городах Японии, на Цейлоне, в США, Германии и России.

На счету адептов секты несколько убийств и теракты с использованием отравляющих веществ. приверженцы "Аум Синрикё" распылили газ зарин в городе Мацумото в префектуре Нагано, жертвами стали семь человек, отравлены 600 человек.

20 марта 1995 года сектанты совершили второй теракт, практически одновременно, в 8 часов утра, применив на пяти линиях токийского метро отравляющее вещество зарин. Непосредственно в теракте 1995 года участвовали 10 человек — пять пар, состоящих из исполнителя и водителя. Основной обязанностью исполнителя было войти в вагон метро, проехать определённое количество станций, опустить пакеты с зарином на пол вагона и перед выходом проткнуть их специально заточенным концом зонта. Водители же ждали на указанной станции и должны были увезти исполнителей в безопасное место.

В результате газовой атаки погибли 13 человек (по другим данным — 12) и 6,3 тысячи получили отравление различной степени тяжести, результатом которого стали поражения опорно-двигательного аппарата, речи, зрения.

16 мая 1995 года полиция Токио арестовала Асахару и еще около 30 руководителей "Аум Синрикё" недалеко от Токио. Руководство секты сначала категорически отрицало свою причастность к терактам, но после проведенных арестов и обысков у полиции появились неопровержимые доказательства того, что Асахара лично отдавал приказы об изготовлении зарина и применении его в токийском метро.

Следствие установило, что на химическом минизаводе, принадлежащем "Аум Синрикё", было налажено производство нервно-паралитических газов. Организация также занималась разработкой бактериологического оружия, купила вертолет и пыталась приобрести танк.

Процесс по делу секты тянулся около восьми лет. Токийский окружной суд вынес смертный приговор главе секты Сёко Асахаре.

Помимо газовой атаки в токийском метро, Асахаре и примерно 30-ти его сподвижникам суд также инкриминировал использование газа на горном курорте Матсумото в июне 1994 года, ряд убийств, похищения людей, незаконное производство оружия и наркотиков.

С марта 1995 года деятельность секты запрещена во всех странах мира.

Секта "Аум Синрикё" объявила об отказе от своего гуру, находящегося в тюрьме, и сменила свое название на "Алеф" (по первой букве еврейского алфавита).

Троим руководителям секты удалось скрываться в течение 17 лет.

В ночь на 1 января 2012 года с явкой с повинной в полицию явился Макото Хирата. В июне 2012 года была арестована Наоко Кикути. Хирата приговорен к 9 годам лишения свободы, Кикути — к пяти.

В Токио был задержан Кацуя Такахаси. Он стал последним из скрывавшихся трёх руководителей, подозреваемых в особо тяжких преступлениях "Аум Синрикё". Такахаси был членом организации с момента ее основания, состоял на службе в ее так называемом отделе охраны и разведки. Он имел непосредственное отношение к подготовке и проведению газовой атаки в токийском метро в 1995 году, а также в убийствах неугодных секте людей, экспериментах с нервно-паралитическим газом VX. Процесс над Такахаси начался в январе 2015 года.

Мы взяли интервью у преподавателя МГУ, историка‐япониста Александр Раевского о феномене запрещенной в РФ организации "Аум Синрике" и событиях двадцатилетней давности

20 марта 1995 года в токийском метро произошел террористический акт с применением отравляющего газа зарин. В результате, по разным данным, погибли от 10 до 12 человек, более пяти тысяч получили отравления различной степени тяжести. Атаку организовала секта Аум Синрике, которой руководил Тидзуо Мацумото (Секо Асахара). В годовщину трагедии "360 Подмосковье" решил узнать больше о причинах и последствиях теракта. О том, почему произошел теракт, когда и как появилась секта Аум Синрике, рассказал историк-японист, преподаватель МГУ Александр Раевский.

Завтра годовщина атаки токийского метро, хотелось бы понять, как так получилось, что эта ситуация стала возможной? В Японии такого рода происшествий массовых раньше не было.

Да, никогда не был, ни до, ни после, эта ситуация почти невероятна для Японии. Там несколько есть факторов. Первый фактор – социально-экономический. Дело в том, что там был небольшой разрыв поколений, мироощущений разных поколений, потому что поколение, которое пережило войну, пережило оккупацию, очень сильно работало, работало, работало, своим детям внушало, что нужно всю жизнь продолжать работать. И вот эти вот дети на период юности, молодости которых пришелся этот теракт Синрике и как раз попали в эту секту, они понимали, что нужно работать, но не очень понимали, зачем. Им это все было не очень интересно, и традиционные японские ценности их, скажем так, не сильно волновали. Они куда-то хотели двинуться в сторону, так как современная модель общества их очень сильно не устраивала. Поэтому для них эта новая религиозная история, которая обещала им не какое-то материальное богатство, а гарантировала духовное просветление. Это так редко было в их жизни, что они на это купились. Вторая причина – религиозная. У японцев как таковой религии в стране не очень много, у них есть ритуалы, обряды либо буддистские, либо синтоистские, когда люди просто действуют в рамках традиции, но какой-то внутренней веры в высшее божество, в божественную справедливость, такого в Японии вообще никогда не было. И на этом тоже сыграл Асахара в своей религии, потому что он понял, что людям недостает стремления к чему-то прекрасному, к чему-то высокому, к чему-то божественному. Тем более нужно помнить, что это 90-е годы, люди думали, что в 2000-х придет конец света. Асахара сам по себе тоже очень талантливый пиарщик, грамотно придумал, как раскрутить свою секту. И все это сработало так, что японцы даже не поняли, как погрязли в этой жестокой, как потом оказалось, террористической секте.

Получается, что по большому счету Аум Синрике объединила в себе и религиозные начала, и какие-то моменты современные, например, использование массовых коммуникационных технологий и пиара. Можно ли сказать, что это дитя нового века? Были ли последователи?

Сект новой религии их много. Кто-то сильно отличается, кто-то не сильно, но японцы спокойнее относятся к религиям и к такого рода сектам. Тут важно то, что Аум Синрике отличалась своим подходом, она была веселым интерактивным развлечением, в котором молодые люди могли найти себе занятие по душе. Туда приходили и художники, чтобы рисовать комиксы, туда приходили биологи, чтобы что-то выращивать. Там разным людям по их специальностям давалась возможность работать. Они работали не на корпорацию, а на благо всего общества. Это потом она трансформировалась.

- Что значит Аум Синрике?

Аум – буддистское Ом, Синрике – учение об абсолютной истине.

- Что они вкладывали в это?

Наверное, имелось ввиду, что учение Асахары – это учение абсолютной истины. Когда в 1984 году появилась эта секта, она называлась по-другому, потом было название "Клуб горных волшебников Аум". Синрике появляется в 1987 году, все это стандартные иероглифы, которые во всех течениях бывают. А "абсолютная истина" значит, что Асахара говорит абсолютную истину. И даже если мы чего-то не понимаем, или мы с чем-то не согласны, как заметил один из подсудимых в зале суда, один из тех, кто протыкал пакет с зарином: "Я так был уверен, что Асахара прав, потому что он сверхчеловек немного, что, даже если мы считали, что он в чем-то ошибается, то он-то видит и прошлое, и настоящее, и будущее, поэтому его точка зрения правильная". Я думаю, что так в это все и верили.

Бывший член секты "Аум Синрике" Макото Хирата

- А не кажется это немного странным, и как получилось, что у такой прагматичной нации - такая слепая вера?

Нация, с одной стороны, прагматичная, с другой стороны, она в той же степени любит в едином порыве следовать за чем-то. Поэтому я в этом, конечно, вижу странность, потому что для Японии такая ситуация, которая сложилась, нетипична. Но тут нужно помнить, что это было движение, направленное в первую очередь на молодежь, молодежь в то время увлекалась всякими сверхъестественными вещами ближе к предполагаемому концу света, она читала мангу, потому что она любила комиксы, и тут появилась альтернатива обычной жизни, которая предлагала им яркое путешествие внутрь себя вместе с харизматичным бородатым молодым человеком. Здесь нужно личностный фактор тоже учитывать. Поэтому в увлечении Аум я вижу именно стремление японского народа увлекаться чем-либо.

Газовая атака в токийском метро

Какие принципы лежали в основе этой религии? Что это за течение и почему оно было привлекательным, если не брать в расчет социально-экономический фактор?

Асахара, когда в первый раз поехал в Индию, он там выдумал главное божество аумского пантеона – это бог Шива. Уже в этом ученые видят предупреждение, потому что Шива – это бог-разрушитель, он должен разрушить этот мир, чтобы он потом возродился в новом качестве. А дальше Асахара, по меткому выражению одного из исследователей, как покупатель с большой тележкой, брал из разных религий то, что ему нравится, то, что красиво лежит. Там были и буддистские, и индуистские истории. Потом в 1987 году ему кто-то дал Библию, после этого он написал сразу двухтомник чуть ли не "Объявляю себя Христом". Потом он взял ваджраяну, единственное из направлений буддизма, которое оправдывает убийство во имя гуру. Потому что тогда уже произошли первые убийства, это был 1989 год, и он искал, как их оправдать. Поэтому Аум Синрике – это детище мыслей, фантазий одного человека. И когда этот человек начал сходить с ума, и когда он немного обиделся на Японию, которая не объявила его единогласно божеством, поэтому он переключает Синрике к агрессивным действиям. Искать какого-то глубокого смысла, следить, как меняется религиозная концепция, смысла нет. Это все действовало в зависимости от ситуации в стране в то время и от личного восприятия Асахары.

"АУМ синрике" в России

Можно ли сказать, что атака 20 марта в токийском метро была порождением болезненного самолюбия этого человека?

Конечно. Тут просто нужно помнить, о чем не все знают, что на самом деле Аум Синрике через СССР приобрели вертолет, который поставили на свою базу рядом с горой Фудзи и хотели произвести около 300 тонн зарина и распылить его над Токио. Такой был финальный план, который должен был состояться то ли летом, то ли осенью 1995 года. И в марте, люди Асахары, которые работали в полиции, они сказали ему, что 21 числа полиция планирует рейд на убежище Аум Синрике. А там было понятно, что заводы с химическим оружием найдут. И Асахара принимает решение, что единственный способ как-то ему прославиться, чтобы люди узнали о том, что он был, - это сделать все быстро. А еще ученый, который изготовил этот состав, был не очень профессионалом, потому что профессионал в это время сидел в двух дневной медитации и поэтому не смог приготовить газ. Когда Асахаре доложили, что приготовили зарин, но он не очень чистый (всего 30%), он махнул рукой и сказал, что и так пойдет. Потому что важно было сделать хоть что-то. Поэтому судьба уберегла Японию от большой трагедии.

Последний подозреваемый по делу секты "Аум Синрике" арестован в Токио в 2012

Сохранились какие-то материалы личных бесед с Асахарой, благодаря которым можно провести анализ личности этого человека?

Говорят, что есть психическое исследование Асахары, но эти данные остались секретными, их не афишируют. С ним общались, когда его судили, там есть материалы из зала суда, вначале он вообще не отвечал на вопросы. Стоит помнить, что, когда его в мае 1995 года нашли, он был в пещере – в одной руке у него был чемодан с деньгами, в другой – автомат Калашникова. И когда ему сказали: "Пойдем", он ответил: "Вы не имеете права прикасаться к гуру". Действительно какие-то материалы существовали, но они, к сожалению, засекречены.

20 марта 1995 года в метро столицы Японии Токио в утренний час-пик адептами религиозной секты Аум Синрикё был совершен теракт с использованием отравляющего вещества зарина . Погибло 12 человек, 5 тысяч получили отравления различной степени тяжести (по другим данным 27 и 6300 человек), 1300 получили тяжелые физические увечья. Сегодня ровно 20 лет со дня этой трагедии.

Теракт осуществляли пять пар преступников из числа не самых рядовых членов секты. Эти люди были хорошо образованы и перспективны. Все они прекрасно осознавали, какое чудовищное преступление совершают, но не желали или не могли противиться воле своего духовного лидера. Сами они на всякий случай имели с собой шприц с противоядием. Пять водителей ждали с машиной у станций метро. Пятеро исполнителей принесли завернутые в газеты полиэтиленовые пакеты, наполненные ядовитой жидкостью, в вагоны, положили их на пол. В нужный момент проткнули пакеты специально заточенным концом зонта, вышли из вагонов и покинули подземку. На разных линиях было проколото по 1, по 2, и в одном вагоне - 3 литровых пакета с зарином. Между тем достаточно капли размером с булавочную головку, чтобы убить взрослого человека.

Зарин - фосфорорганическое отравляющее вещество нервно-паралитического действия, жидкость без цвета и запаха. Был изобретен в Германии до Второй Мировой войны в качестве удобрения. Но очень быстро стал использоваться как химическое оружие. С 1993 года запрещен Международной Конвенцией не только к использованию, но и к производству. Вызывает поражение при любом виде воздействия. Первые признаки поражения - сужение зрачков, затруднение дыхания, тошнота. Смертельная концентрация при дыхании в течение 1 минуты - менее 0,1 мг/л, при действии через кожу - чуть более 0,1 мг/л. Химики Аум Синрикё получили недостаточно чистый зарин, поэтому он был менее смертоносен и имел запах примесей.


Все пять террористических актов были осуществлены на трех линиях Токийской подземки, пересекающихся на станции Касумигасэки.

Линия Тиёда, поезд А725К, станции Син-Отяномидзу - Касумигасэки - Коккай-Гидзидо.
Погибло 2 человека, 231 пострадало.

Исполнитель, ехавший в первом вагоне, на станции Син-Отяномидзу проткнул один из двух пакетов и вышел. Пары зарина начали отравлять пассажиров. На станции Касумигасэки два станционных работника, пытавшиеся убрать разлившуюся жидкость, получили смертельные дозы отравляющего вещества. Пострадали так же люди, находящиеся на перроне. Пассажиры были высажены из поезда только на следующей станции Коккай-Гидзидо.

Исполнитель Икуо Хаяси - приговорен к пожизненным каторжным работам, вместо смертной казни (за сотрудничество со следствием)
Водитель Томомицу Ниими - приговорен к смертной казни через повешение


Линия Маруноути, поезд A777, станции от Отяно-Мидзу до конечной Огикубо и обратно до Син-Коэндзи)
Погиб 1 человек, 358 пострадало.

Исполнитель должен был совершить теракт во втором вагоне, но что-то спугнуло его и он пересел в третий. На станции Отяно-Мидзу он проткнул оба пакета концом зонтика и вышел. На станции Накано-Сакауэ из поезда вынесли одного умершего пассажира и второго без сознания. Пакет был унесен станционным работником. Но отравленный поезд продолжал обслуживать пассажиров до конечной станции, а потом поехал и обратно! Лишь двумя станциями позже, на Син-Коэндзи, поезд наконец сняли с маршрута.

Исполнитель Кэнъити Хиросэ - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Коити Китамура - приговорен к пожизненным каторжным работам


Линия Маруноути, поезд В701, от станции Йоцуя вся линия.
Никто не погиб, около 250 человек пострадало.

Исполнитель в пятом вагоне перед станцией Йоцуя попытался проткнуть пакеты с зарином, но сумел повредить только один, что уменьшило последствия. Однако этот же фактор привел к тому, что пары зарина распространялись медленно. Поезд доехал до конечной Икэбукуро, был осмотрен станционным работником и пущен в обратную сторону. На станции Хонго-Сантёмэ по просьбе пассажиров пакет убрали из вагона и прибрались. На конечной Синдзюку поезд без проверки был снова пущен в обратный путь, поражая новых пассажиров ядовитыми парами. И только на станции Коккам-Гидзидо в 9:27, через час сорок после разгерметизации пакета, поезд был снят с линии.

Исполнитель Масато Йокояма - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Киётака Тонодзаки - приговорен к пожизненному заключению


Линия Хибия, поезд В711Т, станции Эбису - Камиятё - Касумигасэки
Погиб 1 человек, 532 пострадало.

Исполнитель в первом вагоне проткнул оба пакета, отъехав с Нака-Мэгуро и на Эбису вышел. У Роппонги пассажиры почувствовали дискомфорт, на станции Камиятё началась паника. Люди падали, задыхались, пытались открыть окна, теряли сознание. Их выносили на платформу и вызывали «скорую». Высадив только пассажиров первого вагона, поезд поехал дальше. Но в Токио из вагона в вагон есть проход, зарин продолжал распространяться. Только на Касумигасэки состав был снят с линии.

Исполнитель Тору Тойода - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Кацуя Такахаси - арестован в 2012 году, под следствием


Линия Хибия, поезд A720S (и следующие за ним А621Т, А785К, A666S, A738S ), станции Акихабара - Кодэмма, Нингётё, Каябатё, Хаттёбори, Цукидзи.
Погибло 8 человек, 2475 пострадало.

Исполнитель сел в третий вагон, у станции Акихабара многократно проткнул три имевшихся у него пакета с зарином и покинул поезд. К следующей станции пассажиры почувствовали серьезное недомогание, на станции Кодэмма один из пассажиров пнул ногой пакет, выкинув его на платформу. Пары зарина тут же заполнили станцию, убив там четырех человек и многих искалечив. Поезд, в котором умирали пассажиры, распространял смертельный яд так же на следующие за ним поезда в тоннелях и на станциях Нингётё, Каябатё и Хаттёбори, мимо которых проезжал. Только на Цукидзи началась эвакуация людей из поезда и с платформы. Через 20 минут был дан приказ об эвакуации со всех станций линии. Но число пораженных зарином на этом направлении оказалось беспрецедентно.

Исполнитель Ясуо Хаяси - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Сигэо Сугимото - приговорен к смертной казни через повешение


Схема линий и станций зариновой атаки в Токийском метро.
Для просмотра в большом размере кликайте на изображение.

Япония тех лет считалась тихой страной, в которой ничего запредельно страшного или преступного не происходило. Несмотря на то, что в июне 1994 года в городе Мацумото та же Аум Синрикё произвела пробную зариновую атаку, в которой погибло 7 и пострадало 144 человека, обычные люди не были готовы к теракту таких масштабов в Токио. Станционные работники убирали пакеты и газеты, пропитанные зарином, руками. Не было каких-то спецконтейнеров для опасных предметов, убранные с платформы пакеты были унесены в офис начальника станции. Редко кому приходило в голову избавиться от пропитанной отравляющим веществом одежды и умыться. Пассажиры и вовсе вели себя не опасливо. Многие смотрели на пакеты с зарином, ощущали неприятный запах, кашляли, но не выходили из вагона, не осознавая серьезности происходящего. Многие, почувствовав тошноту, потемнение в глазах из-за сужения зрачков, раздражение слизистых и затруднение дыхания, продолжали свой путь на работу, думая, что простудились или не выспались. Даже вид умерших и пострадавших, лежащих на платформе, не заставлял людей всерьез задуматься о последствиях. Лишь, посмотрев новости по ТВ, они понимали, что визит в больницу неизбежен. А между тем, даже легко пострадавшим требовалась госпитализация. Многие больницы имели весьма туманное представление о том, как спасать пораженных зарином. В тот момент очень помог врач, работавший с пострадавшими во время недавнего инцидента с зарином в Мацумото. Профессор Нобуо Янагисава разослал в Токийские больницы рекомендации по лечению от заринового отравления.

Последствия для отравленных зарином были различны. Большинство так и не восстановились полностью и постоянно испытывают повышенную утомляемость, головные боли, проблемы с памятью, со зрением. Все страдают от посттравматического синдрома. Получившие более сильное воздействие яда не могут ходить, говорить, у них нарушены функции мозга. Некоторые не умерли, но так и не вышли из вегетативного состояния.

Нельзя, однако, сказать, что атака была совершенно неожиданной. Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото) - духовный лидер Аум Синрикё - задолго до теракта находился под пристальным вниманием следователей и полиции. Секта не только обманывала и обирала своих адептов, но и занималась производством и использованием химического и бактериологического оружия, собиралась приобрести ядерное и пропагандировала пользу третьей мировой войны. Пытаясь избавиться от судей, выступавших против Аум, секта и произвела зариновую атаку в Мацумото. Собственно теракт в Токийском метро Асахара задумал для того, чтобы отвлечь полицию от предстоящих обысков в офисах секты. Только рядовые члены Аум думали, что совершают "крестовый поход против порочного мира". За неделю до Токийского теракта юрист Таро Такимото направил официальное предупреждение о готовящемся сектой массовом убийстве людей с применением зарина главе Национального полицейского агентства и генеральному прокурору. Но полиция не предприняла никаких действий по непонятным причинам.

В мае 1995 года были арестованы Сёко Асахара и более десятка других лидеров секты, некоторых исполнителей зариновой атаки арестовали только в 2012 году. Асахара отрицал связь секты с терактом в метро, но часть последователей призналась в причастности к событиям в Токио, а также в ряде других инцидентов. Суд признал лидера группы Сёко Асахару виновным по 13 из 17 обвинений, и в 2004 году приговорил его к смертной казни. В целом суд вынес 12 смертных приговоров руководителям организации и причастным лицам.


6 июля 2018 года Сёко Асахара и шесть его сподвижников были казнены через повешение в Токийской тюрьме.


Рекомендую
Подземка Мураками Харуки

1 Что случилось в Токийском метро утром 20 марта 1995 года?

Утром 20 марта 1995 года я был у себя дома в городе Оисо префектуры Канагава. В то время я жил и работал в США, в штате Массачусетс, и на две недели вернулся в Японию - в университете начались весенние каникулы. У меня дома не было ни телевизора, ни радио, поэтому я совершенно не знал, что в Токио произошел такой катаклизм. Слушая музыку, я не спеша расставлял книги на полках. Свежее утро, хорошее настроение. На небе ни облачка.

В десять мне позвонил знакомый, работающий в средствах массовой информации, и встревожено сообщил: «В метро случился невероятный инцидент. Много жертв. Ядовитый газ. Это, несомненно, дело рук „Аум Синрикё“, поэтому в ближайшее время в Токио лучше не приезжать. Они очень опасны».

В тот момент я совершенно не мог понять, что же собственно произошло. В метро ядовитый газ? «Аум»? Я долго жил за границей и был оторван от свежей информации. Я не знал о сенсационной новости, опубликованной в газете «Иомиури» 1 января (в деревне Камикуйсики обнаружены остатки зарина). Не знал также, что зариновый инцидент в Мацумото связывают с сектой «Аум Синрикё». Не знал и о том, что эта организация оказалась в центре внимания после совершенных ею нескольких преступлений.

С позиций сегодняшнего дня я понимаю, что в то время, по крайней мере, СМИ не могли предполагать и считали бы противоестественным, что «Аум Синрикё» способна на такие крупномасштабные террористические действия. Во всяком случае, я в этот день не собирался в Токио и, так и не поняв сущности происшедшего, поблагодарил звонившего и повесил трубку. Затем продолжил заниматься книгами, как будто ничего не случилось. И только немного позже я осознал ужас всего происшедшего.

Необычайная растерянность и отчуждение, которые я ощутил в то утро, выбили меня из колеи и надолго остались со мной. Вероятно, это и стало одной из причин, по которой во мне проснулся глубокий личный интерес к зариновому инциденту в метро.

Много месяцев после инцидента все средства массовой информации были наводнены описанием его подробностей и статьями, посвященными «Аум Синрикё». Телевидение с утра до вечера практически без остановки передавало информацию о событии. Газеты, журналы, еженедельники посвящали ему по многу страниц.

Однако во всем этом информационном потоке я не мог найти то, что хотел узнать, а именно: что в действительности произошло в токийском метро утром 20 марта 1995 года? Если конкретнее: что видели, какие действия предпринимали, что чувствовали и думали пассажиры, которые в то время находились в поездах метро? Я хотел это знать. Я хотел знать - насколько это возможно - все мелкие подробности о каждом отдельном пассажире, начиная от частоты его пульса до ритма дыхания. Что произойдет с самым обычным японским гражданином (таким, как я или вы), если он вдруг окажется вовлеченным в подобный неожиданный инцидент?

Однако вот что достойно удивления (а может, здесь и нет ничего удивительного): никто не сказал ничего, что я хотел знать.

Почему так произошло?

Если убрать лишнее декоративное оформление, можно сказать, что СМИ использовали довольно примитивную структуру. Инцидент с зарином подавался ими как четкое противопоставление справедливости и зла, разума и безумия, здоровья и уродства. Шокированные безобразным инцидентом, люди говорили в один голос: «Что за глупые штуки они выкинули? Что за безумие творится, и вообще - куда идет Япония? Куда смотрит полиция? Сёко Асахара в любом случае должен быть казнен».

Таким образом, люди - в большей или меньшей степени - сели в большой дилижанс под названием «справедливость, разум и здоровье». И это совсем не трудно понять, поскольку здесь произошло безграничное сближение относительного и абсолютного. Одним словом, в отношении Сёко Асахара и членов его секты, в отношении их действий подавляющее большинство людей стоят за справедливость, разум и здоровье. Более понятного консенсуса быть не может, и СМИ, опираясь на этот консенсус, еще более его укрепляли.

В противовес этому мощному течению раздавались голоса: «Преступление должно быть осуждено как преступление, а справедливость и разум тут ни при чем». Однако подобные утверждения получили резкую отповедь общественного мнения. Но спустя два года после инцидента, куда приехали на этом трясущемся дилижансе мы все, представляющие «нашу сторону» справедливости и разума? Чему научил нас этот шокирующий инцидент? Какие уроки мы из него извлекли?

Одно совершенно определенно. Остались удивительно «неприятное чувство и неприятный осадок». Мы ломаем себе голову: откуда все это вообще появилось? Создается впечатление, что многие из нас, чтобы забыть это «неприятное чувство и неприятный осадок», хотят засунуть инцидент в сундук под названием «прошлое», а значение события определить в рамках «суда» и решить все на уровне системы.

Конечно, в ходе суда выявятся многие факты, и это представляет большую ценность. Однако если эти факты, выявленные в судебном разбирательстве, мы не сможем глубоко усвоить ради самих себя, то все превратится в массу бессмысленных деталей, в слухи из зала суда и, в конечном счете, исчезнет во мраке истории. Как падающий на город дождь, который по сточным каналам стекает прямо в море, не оросив землю. Юридическая система действует только на основе закона и может решить только одну сторону проблемы, но этим все последствия происшедшего не могут быть улажены.

Иными словами, потрясение, нанесенное японскому обществу сектой «Аум Синрикё» и газовой атакой в метро, еще не проанализировано в достаточной степени, и значение случившегося, а также уроки, которые мы должны извлечь, еще не приняли конкретную форму. Сейчас, когда я закончил эту книгу, я не могу отмахнуться от подобных сомнений. Разве можно считать инцидент разрешенным, если просто повесить на него ярлык из ряда вон выходящего, бессмысленного преступления, совершенного сумасшедшей организацией? Может, я выражусь слишком резко, но у меня создается такое впечатление: в конечном итоге дело движется к тому, что инцидент может остаться в памяти как книжка комиксов, одна из историй о редких преступлениях, городской миф. Если это так, то где была совершена ошибка?

Если мы хотим чему-либо научиться в результате этого несчастья, то не пришло ли сейчас время провести новое расследование - под другим углом и другим способом? Видимо, легко сказать: «Аум» - это зло. Также легко сказать, что «зло и разум - это разные понятия». Эти две теории неизбежно противостоят друг другу, но таким путем избавиться от чар «консенсуса дилижанса» будет довольно трудно.

Дело в том, что эти понятия уже глубоко укоренились и институизировались, они уже захватаны грязными руками. И раскачать, а затем разрушить эти укоренившиеся в рамках системы понятия, если не невозможно, то достаточно трудно.

И нам сейчас нужны новые понятия, основанные на иных точках зрения. Нужна новая история совершившегося, написанная на основе этих понятий.

Из книги Старые сценарии на новый лад? автора СССР Внутренний Предиктор

1. Обзор возможных вариантов развития событий после 1995 года Настоящий обзор не является пророчеством. То есть его не следует понимать в том смысле, что будет только так и никак иначе. Возможное будущее многовариантно, а всякое, общее всем настоящее есть результат

Из книги Анализ чеченского кризиса автора Мейланов Вазиф Сиражутдинович

АНАЛИЗ ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА Ноябрь 1995 года. Введение Сегодня одной из главных проблем политического обеспечения реформ в России и Дагестане является проблема Чечни.Чечня с первого дня конфликта стала не только внутренним делом России уже потому, что сама Россия, а значит

Из книги Культура времен Апокалипсиса автора Парфрей Адам

ВЫСТУПЛЕНИЕ по Дагестанскому телевидению в программе «Сирена» 16 июня 1995 года. Я все время держал в поле зрения события в Чечне. Первый раз я высказался о них в 1992 году в своей газете «Другое небо» в статье «Гамсахурдиа, Дудаев и им подобные». 11 декабря 1994 года я выступил

Из книги Знамя, 2008 № 06 автора Журнал «Знамя»

«Чеченская дыра» (Ответы корреспонденту газеты «Эхо Дагестана». «Эхо Дагестана», 6-12 июля 1995 года, стр.2) 1. Что явилось на Ваш взгляд главной причиной введения российских войск в Чечню?Военизация Дудаевым Чечни. Не только материальная (оружием). Дудаев милитаризовал

Из книги Переводы польских форумов за 2008 г. автора Автор неизвестен

ЗАКОН О ЗАПРЕЩЕНИИ ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ ОТ 1995 ГОДА

Из книги Совершенно секретно автора Бирюк Александр

Александр Мелихов.Hubert Winkels. Gute Zeichen. Deutsche. Literatur 1995 - 2005. (Хуберт Винкельс.Добрые знаки. Немецкая литература 1995 - 2005.). Привкус горечи Hubert Winkels. Gute Zeichen. Deutsche Literatur 1995 - 2005. - Kiepenheuer amp;amp;Witsch, 2005. (Хуберт Винкельс.Добрые знаки. Немецкая литература 1995 - 2005. - Кипенхойер и Витш, 2005). Когда-то,

Из книги Президенты RU автора Минкин Александр Викторович

28 марта 2008 года Россия хочет энергетического соединения с Польшей до 2020 года http://forum.gazeta.pl/forum/72,2.html?f=3…amp;v=2&s=0Rosja chce energetycznego po??czenia z Polsk? do 2020 r.Россия хочет построить энергетический мост между Польшей и Калининградской областью. О проекте говорится уже несколько лет, но до

Из книги Хроники Безвременья (Заметки бывшего начальника разведки) автора Шебаршин Леонид Владимирович

Глава 1. Что случилось 5 декабря 1945 года? Бермудский Треугольник - это обширная часть Саргассова моря, формально ограниченная со всех сторон линиями, пересекающимися на южной оконечности полуострова Флорида с одной стороны, острове Пуэрто-Рико с другой и Бермудских

Из книги Враги общества автора Уэльбек Мишель

Чем ты помог фронту? 17 марта 1995, «МК» Родина-мать зовет! А мертвые не слышат ВОЕННЫЙ ЭТАП ЗАВЕРШАЕТСЯ Заявление Президента России Б. Н. Ельцина Обращаюсь к гражданам России, к мировому сообществу, ко всем, кто с беспокойством и сочувствием следил за развитием событий в

Из книги Антисемитизм: концептуальная ненависть автора Альтман Илья

Ноябрь 1994 - февраль 1995 года Тоталитарная анархия.Кому нужна правда, если нет справедливости?Сдается в аренду действующий скелет человека.Не обязательно врать для того, чтобы обманывать.Горбачева погубила женская черта характера - быть любимым любой ценой.И мы

Из книги Шестое вымирание. XXI век катастроф автора Осовин Игорь Алексеевич

Февраль 1995 - сентябрь 1995 года Люди с частной совестью.В течение двух месяцев все утренние сводки новостей начинались сообщением о взятии Грозного.Затянувшаяся победа.Быстрая победа над столь ничтожным противником недостойна великой державы.Хотели было завернуть

Из книги автора

Сентябрь 1995 - январь 1996 года Люди живут. А дело, за которое они клялись отдать свои жизни, умерло.Война долларизации, захлестнувшая страну, обошла нашу семью.Минута спокойствия для неврастеника дороже, чем год спокойствия для уравновешенного человека.Nobless–то, бля, oblige…У

Из книги автора

21 марта 2008 года Не знаю, кто из нас двоих будет признан лучшим «записывающим устройством».Но должен заметить, дорогой Мишель, вы слишком увлеклись «исповедальным жанром», чересчур разошлись, забавляя простодушных читателей.Давайте начнем сначала, спокойно, умерив

Из книги автора

Обращение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ХУССЕЙНА, Иорданского Хашимитского Королевства к Музею Толерантости (филиал Центра Симона Визенталя), 24 марта 1995 года. Памяти Симона Визенталя Г-н Президент, уважаемые гости, для меня высокая честь, быть гостем Музея мира и толерантности в

Из книги автора

11.03.11. Китайская версия и землетрясение в Кобе 1995 года Надо признать, что приведённые выше факты и свидетельства, конечно же, могут служить основанием для предположений о том, что определённый круг лиц в самой Японии мог решиться на применение в экономических интересах

Из книги автора

«Аум Сенрикё», её связи с Россией и события 1995 года Основатель «Аум Сенрикё» Сёко Асахара (настоящее имя – Тидзуо Мацумото) родился 2 марта 1955 года на южном японском острове Кюсю в семье скромного торговца соломенными циновками (по другой версии, его отец занимался

Новое на сайте

>

Самое популярное