Юлия Гиппенрейтер, самый читаемый психолог на постсоветском пространстве, выпустила новую книжку - читать ее предлагается вместе с детьми. На примерах сказок, историй из жизни ребенок от 4 до 8 лет разберется в том, что такое добро, честность, сочувствие, и в других нравственных понятиях. Если вы давно собирались поговорить с ребенком о плохом и хорошем поведении, но не знали, как начать, книга предлагает примерную нить разговора, вопросы и задания. Одна из глав посвящена чувству справедливости.
В сказке Р. Киплинга "Книга Джунглей" малыш Маугли, оказался в диких джунглях. Помнишь, как это было? Ребёнок забрел ночью к волкам один, совсем голенький и беспомощный. Но он нисколько не испугался, стал играть с волчатами, пригрелся к волчице, стал вместе с волчатами сосать ее молоко.
Неожиданно появился кровожадный тигр Шерхан, который потребовал отдать ему малыша: "Человеческий детёныш принадлежит мне!" - рычал тигр, просунув голову в логово волков. Но Мать-Волчица с горящими зелёными глазами прыгнула ему навстречу и тоже прорычала в ответ: "Нет! Человечий детёныш мой! Он останется у меня, и никто его не тронет!". Злой Шерхан струсил и попятился, он знал, что когда речь заходит о защите детёнышей, Мать-Волчица готова на все!
Волки оставили Маугли в своем логове и вырастили его, хотя из-за этого Шерхан стал их лютым врагом! Как ты думаешь, почему они это сделали?
(помолчать, дать ребенку сказать, можно что-то записать вместе)
Да, ты прав. И ещё добавим: этого требовал закон высшей справедливости.
Смотри, в их логово пришел детеныш - слабый и доверчивый, и честь Волков требовала его защитить, даже если бы пришлось биться не на жизнь, а на смерть!
Борьба за справедливость требует храбрости . Нужно быть сильным и отважным, потому что у зла тоже есть сила, как у Шерхана, и добровольно зло не отступает!
А приходится ли в жизни бороться за справедливость? Одна девочка рассказала такую историю.
"В нашем классе учился мальчик - худенький такой, вежливый. С первого класса он носил очки, потому что не очень хорошо видел. Звали его Коля, но ребята сразу прозвали его „Очкариком“. На переменках он не бегал, а больше стоял где-нибудь у окна и читал книжку. Потом интересно рассказывал, что прочел, некоторые ребята любили его слушать.
А еще в классе были заводилы - такие ребята, которые нарушали дисциплину, дразнились, хулиганили. Они часто приставали к Коле: то книжку отнимут, то ранец спрячут, то на переменке налетят и собьют с ног! Нападали ни за что. А он как-то терпел, даже не жаловался...
Однажды в классе появился новенький мальчик. Посмотрел он на издевательства над Колей и сказал: „Хватит его трогать! Я буду с ним дружить, мне он нравится! А кто начнет его обижать, будет иметь дело со мной!“.
Заводилы разозлились и один даже пошел на него „тараном“, а новенький так скрутил ему руки, что тот даже дернуться не успел! С тех пор Колю никто не трогает".
Замечательная история, правда? Как храбро поступил этот новенький! Прямо в лицо задирам сказал: "Хватит!".
Когда о таких случаях узнаешь, на душе становится светлее! Правда?
Справедливость любит селиться в семье. Родители обычно следят, чтобы никому не доставалось все время чего-нибудь больше, чтобы никому не было обидно. Дети привыкают и потом сами стараются делить все по-честному . Например, конфеты или мороженое.
Ещё важно справедливо делить работу по дому: кто-то накрывает на стол, кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, а кто-то сидит с малышом... Когда большая семья, то так хорошо: договоришься - и работаешь одной "командой". Но команда из трёх и даже из двух человек, например, ты и мама - тоже может отлично сработаться.
Чтобы семья была дружная, нужно уметь договариваться. Дети в некоторых семьях привыкли спорить по каждому поводу: кому сесть за столом рядом с мамой, кому сесть у окна в поезде, какую передачу смотреть по телевизору, какое выбрать мороженое... Вместо этого можно просто договориться.
Когда честно договариваются, то и спорить не нужно !
Мне очень хотелось бы узнать, о чем тебе приходится договариваться дома, с родителями, братом или сестрой, другими ребятами: во дворе, школе или детском саду так, чтобы было по-честному ? Вот картинки-подсказки.
Договаривался с родителями (о чем? удалось ли выполнить?)
Договаривался с братом/сестрой (что получилось?)
Договаривался с другом, с ребятами
Договаривался с воспитательницей, учительницей, тренером и т.д.
Когда в семье есть старшие и младшие дети, то часто слышишь: "Ну почему ему можно, а мне нельзя?" . Вот маленькая история.
У одной девочки двух с половиной лет родился братик. Она вдруг стала просить маму завертывать ее в такое же одеяльце, качать на руках и давать пить из бутылочки. "Я тоже еще маленькая!" - говорила она.
Но потом она перестала интересоваться младшим братом. Стала смотреть в сторону старшего брата и говорить:
"А почему мне надо днём спать, а ему можно не спать?"
"Почему мне вечером надо ложиться в девять, а ему можно в десять?!"
Да, трудно видеть, что старшему можно больше. Но зато с него и больше спрашивается. У него есть такие обязанности, которых нет у тебя. Например, старший брат отводит младшего в детский сад, но смешно представить, что младший отводит старшего в школу!
Так что приходится делить "не поровну!", не одинаково, но по справедливости.
Или, например, в игре: если надо бросать кубик, то младший может справляться так же, как и старший. А если, например, играют в шахматы, и один ребёнок заметно сильнее, то справедливо, чтобы он начинал игру без какой-нибудь фигуры, например, коня. Это называется "уравнять шансы".
Уравнять шансы - значит, справедливо сделать так, что каждый может выиграть.
Автор Юлия Гиппенрейтер психолог, специалист по экспериментальной психологии
Комментировать статью "Как рассказывать детям о справедливости"
Раздел: -- посиделки (Абстрактная справедливость). О справедливости. Правде. И прочиx тенденциях нового времени. Как рассказывать детям о справедливости. Борьба за справедливость требует храбрости. Нужно быть сильным и отважным, потому что у зла тоже...
Несправедливость - как реагировать. Школьные проблемы. Образование детей. Я своему ребенку объясняла так же как нас в школе учили- что к каждому ребенку подходят исходя из его способностей- чем умнее ребенок, тем сильнее к нему придираются.
И опять о наследстве и справедливости. Квартирный вопрос. Семейные отношения. И опять о наследстве и справедливости. Увидела свежую тему "Проблемное наследство", где автор тоже хочет по справедливости и мирным путем решить проблему.
Как рассказывать детям о справедливости. Образование детей. про справедливость. а какая в вашей жизни случилась самая большая несправедливость? со мной, наверное, еще в дс. когда воспитатель сняла с меня мои Один "предатель" нашелся, доехал на велике до чьего-то...
Объяснила ситуацию. На следующий же день принесли документы. Из милиции меня не Да, на мой взгляд тут главное понять ситуацию и быть абсолютно уверенной, что ребенок Сама живу по справедливости и по закону и бодатся за это буду, пусть по правде будет и по чести.
Как рассказывать детям о справедливости. Образование детей. про справедливость. а какая в вашей жизни случилась самая большая несправедливость? со мной, наверное, еще в дс. когда воспитатель сняла с меня мои Один "предатель" нашелся, доехал на велике до...
про справедливость:). ЕГЭ и другие экзамены. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Общежития не было вообще. И так три раза. Объясните, как поможет стена, если человек не знает, как решать задачу, плавает в теме?
Постарайтесь объяснить ситуацию и заручитесь его поддержкой. Знаете, что такое сила воли. запомнить меня. Ребёнок повторяет это словосочетание в своём контексте,но я вижу, что он не понял, что это такое. Воспитание воли как стремление преодолевать.
Вторая серия. О справедливости в обществе.. Экзамены. Образование детей. И все они, говоря о справедливой сдачи экзаменов, почему-то умалчивают о справедливости поступления в лучшие школы страны, справедливости проживания в регионе и прочих...
о справедливости. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. вы, что в конце концов справедливость восторжествует? я понятия не имею что такое справедливость и какого черта она должа восторжествовать и должна ли.... как вы относитесь к справедливости...
Как рассказывать детям о справедливости. Обостренное чувство справедливости.... Как с этим быть? Сыну 9 лет, оно обострено просто ДОНЕЛЬЗЯ. Детям от рождения присущи эти чувства -правды и вселенской справедливости.
Обостренное чувство справедливости.... Как с этим быть? Сыну 9 лет, оно обострено просто ДОНЕЛЬЗЯ. Следит за каждым другом, братом, сестрой и т.д. чтоб все было ПО ПРАВИЛАМ. Если кто в игре смухлевал - все! ты мне не друг! опоздал на 5 мин - тоже не друг! выходи...
Стал мой ребенок периодически использовать этот термин. Чаще всего в контесте "Это не справедливо!" и явно вместо А для меня это примерно про "око за око", ты мне (хорошее или плохое) - я тебе. А вам как кажется? Что такое в общем виде "поступать справедливо"?
Справедливость судейства. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с при чем тут справедливость судейства? это идиотизм организаторов, и не более. ты ж до заплыва это знала? ну, и объяснила бы...
Как объяснить ребенку, зачем нужно учить математику. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету. В ней доступно объясняются основные понятия арифметики, а также разбираются начальные темы геометрии, тригонометрии, алгебры, статистики и теории...
Агрессивность- справедливость??? Ситуация: ребёнок различает плохих и хороших (героев книг, мультов, фильмов). Что же это делается с ребёнком? Почему он такой агрессивно настроенный пусть и на злодеев? Я ему объясняю, что даже если Карабас плохой и злой, его...
Например, недавно на занятие пришел ребенок. Дети собирали картинку из кубиков. Новый ребенок увидел, в руках другого ребенка Вторая серия. О справедливости в обществе. По многолетним наблюдениям за конфой, больше всех несправедливостью сдачи экзаменов...
Обостренное чувство справедливости?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. А вот Ваше обостренное чувство справедливости не совсем понятно.
Индийская притчаБыли два брата-бедняка. Пошли они бродить по свету и нашли на дороге мешок. Было в этом мешке золото да два рубина. - Исполнилось моё желание, пойду я домой? - говорит младший брат. А старший сказал: - А я пойду бродить по земле! Поделили они между собою...
Аппетит праведника Хасидская притча
Однажды ребе Авигдора Хальберштама, брата ребе Хаима из Цанза, пригласили на шаббос к человеку, прославившемуся своим богатством, но отнюдь не кротостью. Было известно, что этот человек очень груб со слугами, немедля увольняя за малейшую провинность. В...
Багдадский вор Притча от Галины Стрелковой
Старый багдадский вор, деля трапезу с сыном, поучал его, спрашивая: - Знаешь, как украсть золото из казны так, чтобы не рухнули стены Багдада? Я научу тебя. Собрал хлебные крохи со стола в кучку и, указав на неё, продолжил: - Вот казна города Багдада. ...
Баран, верблюд и бык Суфийская притча от Руми
Однажды баран, верблюд и бык нашли на дороге охапку сена и задумались о том, как её разделить. Баран предложил своё решение этой задачи: - Если мы разделим это сено на троих, сыт не будет никто. Поэтому давайте отдадим его тому из нас, чей род древнее. ...
Бедняк Восточная притча
Жил-был бедняк. Всю свою жизнь работал у богачей. Нанялся он как-то к одному богачу за четверть десятины хлеба. Пришло время сеять, засеял и он своё маленькое поле. Когда зерно наливаться стало - упал иней и четверть десятины хлеба заморозило у бедняка, ...
Бог добр, но и дьявол не плох Латиноамериканская притча
Однажды отправился один человек исполнить обет, который дал какому-то святому. Приходит он в храм и видит - рядом со святым дьявол изображён. Положил полпесо перед дьяволом и говорит: - Даёшь одному, дай и другому, чтоб не обиделся. Когда он возвращался...
Богатство ли причина зависти? Притча от Максима Максимова
Божий суд Индийская притча
Есть город Шалипура, в нём жил купец Шалига с женой Джаликой. У них был сын Гункара, женатый на Шриядеви. А Шриядеви состояла в связи с купцом Субддхи. Несмотря на то, что об этом уже появился слух в народе, влюблённый в неё муж ничего слушать не хотел. ...
Большое сердце Притча от Сергея Шепеля
И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (Матф. 5.15) Попал верующий человек после смерти на суд Божий. Душа его со всеми добродетелями и пороками, а также совершённым добром и злом была взвешена и найдена...
Брахман в воде Индийская притча
Захотел однажды падишах погулять. Взял он с собой нескольких придворных и отправился за город. Погода стояла прохладная. Дорога привела их к пруду. Падишах опустил руку в воду - даже сердце зашлось, такой студёной была вода. Вечерняя роса прибавила...
В поисках прецедента Хасидская притча
Когда Леви Ицхака попросили стать ребе Бердичева, он согласился при условии, что старейшины не будут привлекать его к обсуждению вопросов местного самоуправления, за исключением тех случаев, когда они соберутся принимать новые законы. Пару месяцев спустя...
Великодушие Христианская притча в изложении Константина Филатова
Когда-то доблестный царь повёл своё войско в поход. Но многие воины не верили в победу своего оружия потому, что враг был силён и путь опасен и долог. И, пройдя половину пути, два военачальника тайно сбежали. И пошёл слух, что царь послал за ними погоню, ...
Верховный судья Даосская притча
Император Китая встретился с Лао-цзы и был настолько очарован им, что назначил его верховным судьёй. Лао-цзы пытался отказываться от назначения, но тщетно. Тогда он согласился и сказал: - Вы будете сожалеть об этом назначении, так как мои пути понимания...
Весы и мальчик Индийская притча
Жил в одном городе купец по имени Надука. Истратив своё состояние, он задумал отправиться в другую страну. А дома у него были весы, сделанные из тысячи пал железа, доставшиеся ему в наследство от предков. И, отдав их на хранение начальнику купцов...
Возгордившийся раб Суфийская притча от Джами
В Египте как-то наступил голод, и людям неоткуда было ждать помощи. Многие в отчаянии кончали жизнь самоубийством, другие были готовы отдать жизнь за кусочек чёрствого хлеба. Один мудрец, с болью в сердце наблюдавший человеческое горе, встретил в городе...
Студенчество, несмотря на личные интересы каждого, – масса довольно аморфная. Непросто расшевелить ее на общественные акции. Над этой проблемой ломают голову политические активисты и агитаторы разных мастей. То ли им деньги платят за то, что сотни человек отрываются от учебы и выходят на площади с чужими словами и лозунгами, то ли живчики они такие, - не знаю. Стараюсь держаться от них подальше: настораживает ненормальный блеск в глазах.
В 2003 году, после нападения США на Ирак, эти идейные ребята стали подбивать студентов нашего вуза - и той группы, где я был куратором, заклеймить позором Пентагон на главной площади Воронежа. Мне стало досадно, что ответственность за внешнеполитические просчеты перекладывается на плечи, в сущности, детей; если уж взрослые дяди в правительстве боятся треснуть кулаком о стол переговоров, то и из студентов-провинциалов не надо делать шутов. Несправедливо это, некрасиво. Но, в то же время, я видел, что мои «подшефные» хотят сотворить добро: проснулись души прекрасные порывы . И я решил помочь им - и тем, кто действительно нуждался в помощи. Короче, вместо митинга «Позор администрации Буша!» мы поехали в детский интернат.
Я созвонился с администрацией интерната; мои ребята повесили рядом с расписанием красочный плакат с призывом помочь детишкам. Откликнулись многие – и студенты, и преподаватели. Мы ехали к детям на трех машинах – везли подарки. Было и радостно, и боязно.
У дверей интерната мы появились в оговоренное время, но сразу нас не пустили: «Обождите». Уныло переминаясь под окнами, мы обратили внимание на УАЗик неотложки за углом. Такого раритета раньше не приходилось видеть: машина была битая-перебитая. Как только выпускают таких монстров на городские улицы? Скоро, однако, все объяснилось.
Распахнулись двери, и во двор, словно грязный дырявый мяч, выкатилась толпа: санитары в халатах неописуемого цвета, суровые уборщицы с палками-швабрами, взъерошенные воспитатели. В самом центре этого клубка мотался 13-14-летний подросток, из-за которого, видимо, и разгорелся весь сыр-бор. На нем был такой же грязный, как на санитарах, халат, только с длинными рукавами, перекинутыми крест-накрест и завязанными за спиной: смирительная рубашка. Он синусоидой ковылял на согнутых ногах, закатанные глаза не фокусировались ни на чем. «Полчаса за ним гонялись по коридорам, пока не вкололи, - охала одна уборщица другой, - теперь опять на два месяца в психушку». Так вот откуда раздолбанный УАЗик: «дурка» у нас за городом. Н-да…
Малолетнего пациента запихнули в психовоз
, который еще долго не хотел заводиться. Когда двор опустел, на нас, наконец, обратили внимание: больно уж серьезные ребята с большими мешками. «А, с подарками приехали? Заходите!» Заходили мы уже без особой радости – с боязнью.
Длинными коридорами нас провели в большой пустой зал: «Подождите, сейчас приведут младшую группу. Вы ведь к малышам?»
КАК ведут малышей, мы услышали: сначала детский писк и визг, а потом матерный загиб грубым женским голосом. Еще по пути детям матюгами объясняли: ПОДАРКИ В РУКИ НЕ БРАТЬ - воспитатели потом сами все раздадут!
В зале появилась пестрая стайка из двадцати 5-7 летних чижиков-пыжиков. Увидев меня в неизбежной галстучно-костюмной униформе и взрослых нарядных ребят, детишки сразу растерялись и, как щенята, плотно-плотно сбились в кучку. В глазах – любопытство и тревога. Такого по-настоящему инстинктивного поведения у маленьких людей я еще не видел. Не растерялась только воспитательница, толстая краснощекая тетка:
«Так, что вы нам привезли?»
И тут же, не представив нас, забыв про детей, полезла в наши мешки: «Ага, это еда, это канцтовары, это игрушки, - очччень хорошо , - а вот и одежда». Стала доставать одну вещь за другой, разглядывала, и вдруг с нескрываемым разочарованием: «А разве вам не говорили, что мы для наших деточек принимаем только новые вещи? Мы их любим! » - последняя фраза с явным вызовом. «Да это от наших младших братишек и сестренок, все незаношенное и постиранное, как новенькое. Вы посмотрите, как ваши дети одеты! Неужто это им не подойдет?!» - возмутились мои студенты. «Ладно, разберемся», - проворчала тетка. Действительно, дети были одеты ужасно, как в фильмах о Великой Отечественной войне.
Причина краснощекости воспитательницы определилась сразу: от нее за версту разило перегаром. Мы недоуменно заворчали, она неожиданно смутилась и ушла за сменщицей - худенькой доброжелательной женщиной. В ее присутствии дети раскрепостились, и мы стали знакомиться. Для уничтожения барьера понимания я снял галстук и засунул его в карман; детишки осмелели. Но все равно настороженность их полностью не прошла: стоило нам обратиться к ним с общим вопросом, они тут же сжимались в стайку, искали глазами глаза друг друга. Волчата-глупыши...
Помня о подслушанном приказе подарки не брать
, мы сразу же начали чуть не силой всовывать в детские ручонки игрушки: ясно было, что потом ЭТИМ детям они не достанутся. По тому, какая началась возня, как мальчишки хватали кукол, а девчонки – машинки, я понял, что игрушками малыши не избалованы. Они прижимали плюшевых зверюшек к груди, умильно шепелявили с ними, – быть может, только сегодня обретя СВОЕГО СОБСТВЕННОГО друга… Кое-кто засобирался в детскую – чтобы спрятать нежданное-негаданное сокровище под подушкой. А один пятилетний мальчишка уселся на пол и стал сосредоточенно долбить друг о друга полицейские машинки со словами: «Смерть! Смерть! Смерть!»
На вопрос, зачем ты это делаешь?
- он ответил: «Чтоб там внутри все менты сдохли!»
Мы были ошарашены… «Что вы хотите, - вздохнула тоненькая воспитательница, - родился в тюрьме. Тут у большинства есть родители – кто отказался, кто по тюрьмам. Да и интернат наш – настоящая колония, только колючей проволоки нет». Сердце сжалось…
Очередным потрясением для нас стал устроенный для малышни «сладкий стол». Дети не знали, как едят бананы, а из зефира пробовали лепить. Мы объяснили, что и как, оказалось - вкусно, понравилось.
Потом – представление. Мои ребята развернули инсценировку и вовлекли в нее детей. Прошло семь лет, а я помню еще тот щенячий восторг, с которым малышня играла в театр! Едва ли есть на свете больший смысл жизни, чем ТАКОЙ блеск детских глазенок!
Я разговорился с воспитательницей. «Да, дети разные,- посетовала она, - есть очень трудные, неподдающиеся, а есть такие разумные, талантливые, что прямо оторопь берет. Вот хотя бы Соня и Миша – совсем малыши, а уже бегло читают, а рассуждают прямо как взрослые. И, главное, - добрые, всех любят». Я посмотрел на рыжую девочку с огромными карими глазами и щуплого темноволосого мальчишку: «Что с ними будет после интерната?»
«А что будет, - ответила она, - в лучшем случае - ПТУ, у нас ведь неполная школа. Обидно за умненьких детишек – совсем для них дороги нет. Несправедливо это». «Несправедливо», - соглашаюсь я. Тут же в голове созревает план хоть частичного исправления этой несправедливости.
Наигравшись и накормив детвору, мы прощаемся. Обещаем приезжать. Один из мальчишек не выдерживает и спрашивает меня: «Дяденька, а они – твои дети?». Это он о студентах. Мы смеемся: «детишки» всего на семь лет младше «папаши».
Да, - говорю, - мои дети, студенты.
- А кто это – студенты? - Вижу, никто не знает, и интересно всем.
- Это ребята, которые отучились в школе и учатся дальше.
- А разве дальше можно учиться?
- Конечно, можно. Чтобы больше знать, чтобы работать на интересной работе.
Минутная тишина. Клопы что-то соображают. Один вдруг резюмирует:
«Значит, они очень богатые».
Я поражен: «Почему?»
- Потому что нельзя просто так после школы учиться.
Выходим. На душе как-то муторно.
На улице я напяливаю галстук: прямо сейчас возвращаюсь на работу, чтобы осуществить свой план. У нашего вуза есть в городе профильные классы. Надо убедить руководство, чтобы туда брали и умненьких детишек из интерната. Хоть одного-двух в год. Еду, полный решимости.
Но переговоры я быстро – и с треском проваливаю. Обучение в вузе и профильных классах – платное, желающих и так много. Зачем рисковать с неизведанным халявным контингентом?
Значит, тот ребенок был прав: нельзя им просто так учиться после школы. Эх, усыновить бы вас, малышня, да сам я ютился в общаге…
Мы еще много раз ездили к детям – по зову сердца. Потом я решил поменять жизнь – и перестал быть преподавателем. Галстуки-удавки теперь надеваю редко: осточертели. Снова побывал со своими – уже бывшими - студентами в интернате. Хочется верить, что традиция прижилась, и другие студенты по-прежнему будут навещать детей и без меня. От тех, МОИХ , ребят-третьекурсников я еще тогда, после первой поездки, получил к Новому году открытку с подписью: «Ваши дети».
Конечно, ребята, вы мои дети.
Я всех вас помню!
- 2 -
Электричка медленно, как корабль, отчаливает от платформы. Впереди почти пять часов пути. Дорогу я обычно коротаю за чтением. Вот и сейчас развернул газету, но не могу вчитаться из-за надсадного гула сзади. Какой-то мужик разоряется, костерит на чем свет стоит правительство, доведшее всех до ручки , жучит обнаглевших олигархов, сетует на тяготы своей жизни. Пара женских голосов с готовностью поддакивает: «И не говори!» Распалив себя до катарсиса, мужик изрекает: «Одна несправедливость! Нигде у нас нет места порядочному человеку!» Я с любопытством оборачиваюсь: еще не приходилось видеть порядочного человека, ТАК публично себя аттестующего.
Мужик как мужик, лет сорока или под сорок. Худощавый, скуластый, рыжеватые усы и щетина. Вязаная шапочка сбилась на оттопыренных ушах. Глазки маленькие, унылые: самому себя, видать, жалко. Но что-то знакомое… Нет, не может быть. Но порядочный человек тоже внимательно разглядывает меня и, встретившись взглядом, поспешно отворачивается - и снова, усиленно-натужно воодушевляясь, вещует. Значит - он, Ушастый. Узнал…
В пятом классе я как-то повздорил со своим одноклассником: тот обидно обзывался. Решили после уроков встретиться «один на один». Учились во вторую смену, зима, после шестого урока за окном темень. В глухом школьном дворе меня ждал сюрприз: вместо обидчика навстречу двинулись пять старшеклассников с алюминиевыми лыжными палками. «Это нечестно, гады!» - только и крикнул я, перелетая, как Сергей Бубка, через здоровенный забор. Вдруг так захотелось жить, что я взял эту высоту и по-спринтерски пробежал километр до дома. Так выяснилось, что мой оскорбитель – свой человек в школьной банде.
Закончилась моя спокойная жизнь, и начались унижения и страхи. В школе я каждый день получал от старшеклассников подзатыльники, а после уроков таился - и черными дворами, которыми сроду не хаживал, пробирался домой. Сказано было: «Поймаем – убьем». Больше всех глумился Ушастый, года на три меня старше и на голову выше. Я был отличником-интеллигентиком - за счет таких обычно и самоутверждается всякая дрянь. По школе и по городу эта шайка всегда ходила кучей. И свет мне стал не мил.
У страха самое страшное – его протяженность. Затянувшийся страх подавляет, веет обреченностью. Моя фобия, к счастью, не длилась вечно. Посреди урока меня, дежурного, послали за журналом в учительскую. Я спускался по пустой лестнице, напевая арию Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый…» На слове «влюбленный» чья-то пятка саданула мне сверху по затылку, и я кубарем полетел вниз. Долго валяться не пришлось: два архангела подхватили под мышки и потащили наверх, под чердак. Заломали руки. И тут нарисовался Ушастый. «Держите крепче и по морде не бейте, - скомандовал он, - а то потом затаскают». «Отпустите, это нечестно – трое на одного, несправедливо!» - вырывался я. «Несправедливо? - усмехнулся Ушастый, плюнул мне в лицо и со всей силой дал под дых, - А так справедливее?» В глазах у меня потемнело, уши заложило, подступила тошнота – от боли и унижения. «Крепче держите!» - еще раз рявкнул он – я все лягался и выкручивался - и принялся своими тяжеленными ботинками бить мне по ногам, по берцовым костям. Бил долго. Когда архангелы отпустили, я, как подкошенный, свалился. Изваляв меня в куче известки и напоследок пригрозив убить, если кому-нибудь расскажу, троица убежала. Рожи у них были потные, зверские, садистские.
До дома из-за дикой боли я еле дошел. Поздно вечером с работы вернулся отец. Скрывать что-то было глупо. Он не стал рассусоливать: «Завтра в школу пойдем вдвоем».
Под руку он дотащил меня до школы. Шли мы медленно – болели отбитые, распухшие ноги – и опоздали к уроку. В пустынном коридоре нам попался…Ушастый! И какое испуганное лицо, господи, как он, оказывается, быстро бегает! Но не быстрее отца. Отец зажал его в углу, я приковылял. Ушастый уже хныкал (ростом с отца!): «Я не хотел… Это они… они…» Я ждал, что отец разойдется в нотациях – он на это мастер – но он произнес только одно слово: «Подонок». Затем кивнул мне. Я все понял. Плюнул Ушастому в глаз, треснул пару раз по ребрам: ОН НЕ СОПРОТИВЛЯЛСЯ, ДАЖЕ ПУСТИЛ СЛЕЗУ
, - бить его было как-то гадливо.
Так все закончилось.
Сейчас я изредка встречаю членов той давнишней школьной шоблы, которые, конечно, усиленно меня не узнают. Все они на одно лицо: преждевременно состарившиеся, неухоженные, опустившиеся, - одним словом, жалкие
.
Интересно, считают ли эти порядочные люди
, подобно Ушастому, что жизнь обошлась с ними несправедливо? Кого винят они в этой несправедливости?
Добавлена 19.06.2010 15:49
Сказка о справедливости
Лежал зайчик на травке и грелся на солнышке, но тут подлетела пчела и стала собирать нектар с цветов рядом с зайцем. Не понравилось зайцу, что нарушили его покой, и начал он гонять пчелу.
Увидела это лиса и возмутилась, что заяц обижает тех, кто слабее его. Из чувства справедливости она напала на зайца и стала его трепать. Пчела благополучно улетела.
У волка, увидевшего как лиса расправляется с зайцем, тоже проснулось негодование по поводу того, что обижают слабых. Он схватил лису за шкирку и начал бить ее лапами. Заяц на радостях дал деру.
Медведь, заметивший возню волка с лисой, тоже был возмущен тем, что обижают слабых, и решил отомстить волку. Придавил его к земле и начал топтать ногами. Лиса освободилась от лап волка и быстро скрылась в лесу.
Пролетаавшие мимо пчелы тоже воспылали чувством защиты справедливости. Они напали на медведя и стали кусать его, в результате чего медведь оставил волка, который, пользуясь случаем, быстро исчез.
Справедливость в конце концов восторжествовала: искусанный и злой медведь разворошил и разломал на части пчелиный улей, потом по очереди прибил всех, кто ему попался: зайца, лису и волка. Не разбирая, кто прав и кто виноват.
Мораль: месть, конечно, интересное занятие, но всегда найдется тот, кто отомстит за тех, кому мстили.