Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
1. Что такое познание? 2. Виды знаний. 3. Способы познания. 4. Интуиция. 5. Истина и ее критерии План урока
3 слайд
Описание слайда:
1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.
4 слайд
Описание слайда:
Пути приобретения знаний: стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных). Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.). Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.
5 слайд
Описание слайда:
2. Виды знаний. Первая классификация: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Вторая классификация: Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.). Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).
6 слайд
Описание слайда:
Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.). Третья классификация: Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы. Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач. Четвертая классификация: Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.
7 слайд
Описание слайда:
3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.
8 слайд
Описание слайда:
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).
9 слайд
Описание слайда:
Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
СВОЙСТВА ИСТИНЫ Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность.
Заблуждение
Истина.
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. пПонятие. Все ониистиныконцентрируютсяотносится к важнейшимокруг данной проблемы, конкретиз в общей системеруют и мировоззренческихдополняют ее.
проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.
Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них:
"Истина - это соответствие знаний действительности";
"Истина - это опытная подтверждаемость";
"Истина - это свойство самосогласованнее знаний";
"Истина - это полезность знания, его эффективность";
"Истина - это соглашение".
Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть:
1) отображение, причинно обусловленное отображаемым;
2) отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому;
3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства.
Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, включает в себя следующие моменты
Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.
Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.
В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектическо - реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Именно причине - внеклассовости и надысторичности - и атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна; материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при критике метафизического положения вв. о неделимости атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных пределах при определенных
условиях; на этом основана, в частности, вся химия), все же данная концепция соответствовала
и соответствует своему уровню состояния
практики, пусть примитивному, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истинна.
В. С. Соловьев отмечал:
"Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т. е. что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет...
Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее"
Известный ученый А-Д. Александров пишет, что само понятие "правда" охватывает и объективную истину, и моральную правоту.
"Стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям... Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности.
Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с
Заблуждение.
Истину следует отличать
от заблуждения. Заблуждение - постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного времени считающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая истина.
Морок – Бог заблуждения, лжи и об
Однако Н. Коперник в 16 веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системы признается не Земля, а Солнце. Мысль, верная в одних условиях, может стать ложной в других. Так, суждение "вода кипит при 100 ° по Цельсию" истинно лишь при нормальном атмосферном давлении. Если давление изменить, то оно утратит истинность. Даже те суждения, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение - это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение.
Слайд 2
Какими способами достигается?
Слайд 3
«истина есть тождество вещи и представления»
Фома Аквинский
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Р. Декарт
важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Позиция Аристотеля
Слайд 4
«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)
«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Слайд 5
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
Критерии истины.
Слайд 6
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
Слайд 7
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
Слайд 8
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Слайд 9
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Слайд 10
Критерии истины
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Слайд 11
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Критерий истинности - теория
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
Отказ от идеи развития знания
Слайд 12
Формы истины
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
Слайд 13
Виды истины
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Слайд 14
Свойства истины
- Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Слайд 15
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
Слайд 16
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
Посмотреть все слайды
Человеку важно, «чтобыпредмет его воли... был
объективным благом...
предмет и содержание его
мысли были объективно
истинны и предмет его
чувства был объективно
прекрасен, т. е. не только
для него, но и для всех
безусловно» (В.С.Соловьев)
1Какое знание
следует считать
истинным?
В какой мере
оно доступно
познающему
человеку?
Какими
способами
достигается?
Понятие истины
«Слово«истина»
означает
соответствие
мысли
предмету»
«Истина есть
тождество вещи
и
представления»
Фома Аквинский
Аристотель
Р. Декарт
Понятие истины
«Что каждому кажется, то идостоверно» (Протагор)
«что одно и то же существует
и не существует, что оно и
плохо и хорошо, что другие
противолежащие друг другу
высказывания также
верны…» (критика позиции
Протагора Аристотелем)
Понятие истины
“Истина - это соответствие знаний действительности”“Истина - это опытная подтверждаемость”
“Истина - это полезность знания, его эффективность”
“Истина - соглашение”
“Истина - это свойство самосогласованности”
«Истина есть процесс» (во-первых, как процесс
изменения в направлении все большей полноты
отражения объекта и, во-вторых, как процесс
преодоления заблуждения в структуре концепций,
теорий)ИСТИНА – это знание, соответствующее
предмету познания, совпадающее с ним
Свойства истины
12
зависимость истины
от места, времени и
других условий её
получения
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от
человека,
ни от человечества
Конкретность
Объективность
Виды истины
Абсолютнаяистина
Исчерпывающее
достоверное знание о
природе, человеке и
обществе.
Знание о предмете, которое
не может быть
опровергнуто в будущем
или дополнено.
Таких знаний немного.
Относительная
истина
Неполное, неточное знание,
соответствующее
определенному уровню
развития общества,
которое обусловливает
способы получения этого
знания.
Знание, которое может
изменяться, углубляться,
заменяться новым в
процессе развития
познания.
Причины относительности истины
Мир бесконечно изменчивПознавательные возможности человека
ограничены
Возможности познания зависят от реальных
исторических условий развития духовной культуры,
материального производства, имеющимися
средствами наблюдения и эксперимента своего
времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности
человека
Формы истины
Научная истинаОбыденная или
житейская истина
Художественная
истина
Нравственная истина
Противоположности истины
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое намиза истину.
Первую классификацию заблуждений дал Ф. Бэкон под
именем «идолов» («идолы рода», «идолы пещеры», «идолы
площади (рынка)», «идолы театра»)
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в
человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же
приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине,
высказанное в таком виде сознательно – и этим
отличающееся от заблуждения.
Что является критерием (мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion – средство длясуждения) –
1) признак, на основании которого
производится оценка, определение или
классификация чего-либо;
2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки
истинности человеческих знаний.
Критерии истины в разных теориях
Эмпирики считали, что источником и обоснованиемвсех знаний является чувственный опыт.
У рационалистов - критерием истины выступал
разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что
истинное научное знание – это соглашение между
исследователями - «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что
истинным является то сознание, которое
способствует решению практических задач.
Марксизм: критерием истины является практика =
материальное производство + научный
эксперимент.
Эмпирики
Источник иобоснование всех
знаний чувственный
опыт;
Ощущения
являются
единственным
источником и
основанием
знания
(сенсуалисты);
Мышление
рассматривается
как производное
от ощущений;
Эмпиризм сформировался в 17 – 18
вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
КРИТИКА:
на уровнях восприятия и
представления для получения
целостной картины мира наше
сознание использует элементы
обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать
искаженное представление о
действительности;
многие теоретические постулаты,
лежащие в основе научного знания,
нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат
понимания, интерпретации.
Рационалисты
Критерием истинывыступает разум;
За образец
истинного знания
принималась
математика,
начинающаяся с
очевидных истин и
использующая
методы логического
выведения нового
знания из
несомненных
посылок.
КРИТИКА:
Трудности в определении
безусловных основ познания
(Декарт - «врожденные
идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова
геометрия - идеал
теоретически
обоснованного знания. Какая
же из них соответствует
действительному
пространству, является
истинной?Каждая из системы
аксиом Евклида,
Лобачевского и
Римана была
теоретически строга,
возникал вопрос о
том, какая же из них
соответствует
действительному
пространству,
является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное,
как соглашение, и было бы настолько же неразумно
доискиваться, истинны ли они или ложны».
(А. Пуанкаре). Сторонники такой точки зрения –
конвенциалисты. При таком подходе вопрос
16
об истинности
вообще снимается.Практика не может рассматриваться как
универсальный критерий истины.
Если
практическую
задачу удалось
решить, значит,
полнота знания
о предмете
достигнута?
Критерий истинности - теория
Отказ от идеи
развития знания
Практика как критерий истины
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) –целостная органическая система активной
материальной деятельности людей, направленная на
преобразование реальной действительности,
осуществляющаяся в определенном социокультурном
контексте. Её формы:
11
Click
Материальное
to add Titleпроизводство
22
Click
Социально-преобразующая
to add Title
деятельность
13
ClickНаучный
to add Title
эксперимент
Функции практики:
1) исходный пункт, источник познания (потребностямипрактики вызваны к жизни существующие науки);
2) основа познания (именно благодаря
преобразованию окружающего мира происходит
наиболее глубокое познание свойств окружающего
мира);
3) практика является движущей силой развития
общества;
4) практика – цель познания (человек познаёт мир,
чтобы использовать результаты познания в
практической деятельности);
5) практика – критерий истинности познания.
Подведем итог
Каково классическое определение истины какфилософского понятия?
В чем выражается объективность истины?
Дайте определение понятию «абсолютная истина»
В чем выражается относительность добываемых
нами истин?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать п.6, выполнить задания, поработайте с
источником.
Истина и ее критерииЧеловеку важно, «чтобы
предмет его воли... был
объективным благом...
предмет и содержание его
мысли были объективно
истинны и предмет его
чувства был объективно
прекрасен, т. е. не только
для него, но и для всех
безусловно». (В.С.Соловьев)
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
«Слово«истина»
означает
соответствие
мысли
предмету».
«истина есть
тождество вещи
и
представления»
Фома Аквинский
Позиция Аристотеля
Р. Декарт
«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)
«что одно и то жесуществует и не
существует, что оно и
плохо и хорошо, что
другие противолежащие
друг другу высказывания
также верны…» (критика
позиции Протагора
Аристотелем)
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И
ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Эмпирикиисточник и
обоснование всех
знаний чувственный
опыт;
ощущения
являются
единственным
источником и
основанием
знания
(сенсуалисты);
Мышление
рассматривается
как производное
от ощущений;
Критика позиции эмпириков
на уровнях восприятия и
представления для получения
целостной картины мира наше
сознание использует элементы
обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать
искаженное представление о
действительности;
многие теоретические постулаты,
лежащие в основе научного знания,
нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат
понимания, интерпретации.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
рационалистыкритерием истины
выступает разум;
За образец истинного
знания принималась
математика,
начинающаяся с
очевидных истин и
использующая
методы логического
выведения нового
знания из
несомненных
посылок.
критика
Трудности в определении
безусловных основ познания
(Декарт - «врожденные
идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова
геометрия - идеал
теоретически обоснованного
знания. Какая же из них
соответствует
действительному
пространству, является
истинной?Каждая из системы
аксиом Евклида,
Лобачевского и Римана
была теоретически
строга, возникал вопрос
о том, какая же из них
соответствует
действительному
пространству, является
истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как
соглашение, и было бы настолько же неразумно
доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Критерий истины –практика:
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ
ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО
ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ
ЧЕЛОВЕКА
9
практическое
взаимодействие
наблюдаемого
явления с каким-либо
другим,
материальное
производство,
накопленный опыт,
научный эксперимент.
Критерии истины
Эмпирики считали, что источником иобоснованием всех знаний является чувственный
опыт.
У рационалистов - критерием истины выступал
разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что
истинное научное знание – это соглашение между
исследователями - «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что
истинным является то сознание, которое
способствует решению практических задач.
10
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Еслипрактическую
задачу удалось
решить, значит,
полнота знания
о предмете
достигнута?
Критерий истинности - теория
Отказ от идеи
развития знания
Формы истины
Научная истинаОбыденная или
житейская истина
Художественная
истина
Нравственная истина
Виды истины
Абсолютная истинаИдеал, предел к
которому стремиться
наше знание.
Полное,
исчерпывающее знание
о предмете, тот элемент
знаний, который не
может быть
опровергнут в будущем.
Относительная истина
На пути к абсолютной
истине мы получаем
относительные истины.
Знания, которые будут
изменяться,
углубляться,
заменяться новыми в
процессе развития
познания.
Свойства истины
Конкретность –зависимость истины
от места, времени и
других условий её
получения.
Объективность –
это такое
содержание наших
знаний, которое не
зависит ни от
человека, ни от
человечества.
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
«Ум человекауподобляется неровному
зеркалу, которое,
примешивая к природе
вещей свою природу,
отражает вещи в
искривленном и
обезображенном
виде».(Ф.Бэкон)
Это заблуждения, истоки
которых коренятся в
самой человеческой
природе, в особенностях
нашего познания.
«полнотелость» -
признак здоровья.
всякая власть от Бога
отсутствие полной и
точной информации об
интересующем нас
предмете, а также
необходимых средств для
ее обработкиЛитература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
http://www.eurosmi.ru/science/41.html
http://his.1september.ru/2002/01/5.html
http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
http://activerain.com/blogs/sashadear
http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
http://www.rkm.kz/node/672
http://eva.ru/eva-life/contest/contestphoto.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true