Домой Полезные свойства плодов Понятие истины ее критерии егэ презентация. Презентация по обществознанию "Познание. Истина и ее критерии" (10 класс). Причины относительности истины

Понятие истины ее критерии егэ презентация. Презентация по обществознанию "Познание. Истина и ее критерии" (10 класс). Причины относительности истины

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? 2. Виды знаний. 3. Способы познания. 4. Интуиция. 5. Истина и ее критерии План урока

3 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Пути приобретения знаний: стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло  узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных). Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.). Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.

5 слайд

Описание слайда:

2. Виды знаний. Первая классификация: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Вторая классификация: Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.). Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).

6 слайд

Описание слайда:

Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.). Третья классификация: Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы. Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач. Четвертая классификация: Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.

7 слайд

Описание слайда:

3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.

8 слайд

Описание слайда:

Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).

9 слайд

Описание слайда:

Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

СВОЙСТВА ИСТИНЫ Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность.

Заблуждение

Истина.

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. пПонятие. Все ониистиныконцентрируютсяотносится к важнейшимокруг данной проблемы, конкретиз в общей системеруют и мировоззренческихдополняют ее.

проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.

Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них:

"Истина - это соответствие знаний действительности";

"Истина - это опытная подтверждаемость";

"Истина - это свойство самосогласованнее знаний";

"Истина - это полезность знания, его эффективность";

"Истина - это соглашение".

Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть:

1) отображение, причинно обусловленное отображаемым;

2) отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому;

3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства.

Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, включает в себя следующие моменты

Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектическо - реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Именно причине - внеклассовости и надысторичности - и атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна; материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при критике метафизического положения вв. о неделимости атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных пределах при определенных

условиях; на этом основана, в частности, вся химия), все же данная концепция соответствовала

и соответствует своему уровню состояния

практики, пусть примитивному, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истинна.

В. С. Соловьев отмечал:

"Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т. е. что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет...

Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее"

Известный ученый А-Д. Александров пишет, что само понятие "правда" охватывает и объективную истину, и моральную правоту.

"Стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям... Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности.

Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с

Заблуждение.

Истину следует отличать

от заблуждения. Заблуждение - постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного времени считающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая истина.

Морок – Бог заблуждения, лжи и об

Однако Н. Коперник в 16 веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системы признается не Земля, а Солнце. Мысль, верная в одних условиях, может стать ложной в других. Так, суждение "вода кипит при 100 ° по Цельсию" истинно лишь при нормальном атмосферном давлении. Если давление изменить, то оно утратит истинность. Даже те суждения, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение - это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение.

Слайд 2

Какими способами достигается?

Слайд 3

«истина есть тождество вещи и представления»

Фома Аквинский

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Р. Декарт

важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Позиция Аристотеля

Слайд 4

«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)

«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)

Слайд 5

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

Критерии истины.

Слайд 6

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Эмпирики

  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • Мышление рассматривается как производное от ощущений;

Критика позиции эмпириков

  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
  • Слайд 7

    • рационалисты
    • критерием истины выступает разум;
    • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
    • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
    • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • Слайд 8

    Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

    «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)

    Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.

    При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

    Слайд 9

    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

    ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:

    1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО

    2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

    Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

    Слайд 10

    Критерии истины

    • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
    • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
    • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
    • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
  • Слайд 11

    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.

    Критерий истинности - теория

    Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?

    Отказ от идеи развития знания

    Слайд 12

    Формы истины

    • Научная истина
    • Обыденная или житейская истина
    • Художественная истина
    • Нравственная истина
  • Слайд 13

    Виды истины

    • Абсолютная истина
    • Относительная истина
    • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
    • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
    • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
    • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
  • Слайд 14

    Свойства истины

    • Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
    • Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
  • Слайд 15

    ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

    «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)

    • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
    • «полнотелость» - признак здоровья.
    • всякая власть от Бога
    • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
  • Слайд 16

    Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс

    Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.

    Интернет-ресурсы:

    Посмотреть все слайды

    Человеку важно, «чтобы
    предмет его воли... был
    объективным благом...
    предмет и содержание его
    мысли были объективно
    истинны и предмет его
    чувства был объективно
    прекрасен, т. е. не только
    для него, но и для всех
    безусловно» (В.С.Соловьев)
    1

    Какое знание
    следует считать
    истинным?
    В какой мере
    оно доступно
    познающему
    человеку?
    Какими
    способами
    достигается?

    Понятие истины

    «Слово
    «истина»
    означает
    соответствие
    мысли
    предмету»
    «Истина есть
    тождество вещи
    и
    представления»
    Фома Аквинский
    Аристотель
    Р. Декарт

    Понятие истины

    «Что каждому кажется, то и
    достоверно» (Протагор)
    «что одно и то же существует
    и не существует, что оно и
    плохо и хорошо, что другие
    противолежащие друг другу
    высказывания также
    верны…» (критика позиции
    Протагора Аристотелем)

    Понятие истины

    “Истина - это соответствие знаний действительности”
    “Истина - это опытная подтверждаемость”
    “Истина - это полезность знания, его эффективность”
    “Истина - соглашение”
    “Истина - это свойство самосогласованности”
    «Истина есть процесс» (во-первых, как процесс
    изменения в направлении все большей полноты
    отражения объекта и, во-вторых, как процесс
    преодоления заблуждения в структуре концепций,
    теорий)

    ИСТИНА – это знание, соответствующее
    предмету познания, совпадающее с ним

    Свойства истины

    1
    2
    зависимость истины
    от места, времени и
    других условий её
    получения
    это такое содержание
    наших знаний, которое
    не зависит ни от
    человека,
    ни от человечества
    Конкретность
    Объективность

    Виды истины

    Абсолютная
    истина
    Исчерпывающее
    достоверное знание о
    природе, человеке и
    обществе.
    Знание о предмете, которое
    не может быть
    опровергнуто в будущем
    или дополнено.
    Таких знаний немного.
    Относительная
    истина
    Неполное, неточное знание,
    соответствующее
    определенному уровню
    развития общества,
    которое обусловливает
    способы получения этого
    знания.
    Знание, которое может
    изменяться, углубляться,
    заменяться новым в
    процессе развития
    познания.

    Причины относительности истины

    Мир бесконечно изменчив
    Познавательные возможности человека
    ограничены
    Возможности познания зависят от реальных
    исторических условий развития духовной культуры,
    материального производства, имеющимися
    средствами наблюдения и эксперимента своего
    времени и определяются уровнем
    Особенности познавательной деятельности
    человека

    Формы истины

    Научная истина
    Обыденная или
    житейская истина
    Художественная
    истина
    Нравственная истина

    Противоположности истины

    Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами
    за истину.
    Первую классификацию заблуждений дал Ф. Бэкон под
    именем «идолов» («идолы рода», «идолы пещеры», «идолы
    площади (рынка)», «идолы театра»)
    Причину возникновения заблуждений одни философы видят в
    человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же
    приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
    Ложь – утверждение, не соответствующее истине,
    высказанное в таком виде сознательно – и этим
    отличающееся от заблуждения.

    Что является критерием (мерилом) истины?

    Критерий – (от греч. kriterion – средство для
    суждения) –
    1) признак, на основании которого
    производится оценка, определение или
    классификация чего-либо;
    2) мерило оценки.
    Критерий истины – средство проверки
    истинности человеческих знаний.

    Критерии истины в разных теориях

    Эмпирики считали, что источником и обоснованием
    всех знаний является чувственный опыт.
    У рационалистов - критерием истины выступал
    разум.
    Конвенционалисткие теории исходили из того, что
    истинное научное знание – это соглашение между
    исследователями - «конвенции»
    Прагматические теории истины предполагают, что
    истинным является то сознание, которое
    способствует решению практических задач.
    Марксизм: критерием истины является практика =
    материальное производство + научный
    эксперимент.

    Эмпирики

    Источник и
    обоснование всех
    знаний чувственный
    опыт;
    Ощущения
    являются
    единственным
    источником и
    основанием
    знания
    (сенсуалисты);
    Мышление
    рассматривается
    как производное
    от ощущений;
    Эмпиризм сформировался в 17 – 18
    вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
    КРИТИКА:
    на уровнях восприятия и
    представления для получения
    целостной картины мира наше
    сознание использует элементы
    обобщенных знаний;
    чувственный опыт может давать
    искаженное представление о
    действительности;
    многие теоретические постулаты,
    лежащие в основе научного знания,
    нельзя обосновать опытным путем;
    чувственный опыт есть результат
    понимания, интерпретации.

    Рационалисты

    Критерием истины
    выступает разум;
    За образец
    истинного знания
    принималась
    математика,
    начинающаяся с
    очевидных истин и
    использующая
    методы логического
    выведения нового
    знания из
    несомненных
    посылок.
    КРИТИКА:
    Трудности в определении
    безусловных основ познания
    (Декарт - «врожденные
    идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
    Эвклидова и неевклидова
    геометрия - идеал
    теоретически
    обоснованного знания. Какая
    же из них соответствует
    действительному
    пространству, является
    истинной?

    Каждая из системы
    аксиом Евклида,
    Лобачевского и
    Римана была
    теоретически строга,
    возникал вопрос о
    том, какая же из них
    соответствует
    действительному
    пространству,
    является истинной.
    «Основные положения Евклида суть также не что иное,
    как соглашение, и было бы настолько же неразумно
    доискиваться, истинны ли они или ложны».
    (А. Пуанкаре). Сторонники такой точки зрения –
    конвенциалисты. При таком подходе вопрос
    16
    об истинности
    вообще снимается.

    Практика не может рассматриваться как
    универсальный критерий истины.
    Если
    практическую
    задачу удалось
    решить, значит,
    полнота знания
    о предмете
    достигнута?
    Критерий истинности - теория
    Отказ от идеи
    развития знания

    Практика как критерий истины

    Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) –
    целостная органическая система активной
    материальной деятельности людей, направленная на
    преобразование реальной действительности,
    осуществляющаяся в определенном социокультурном
    контексте. Её формы:
    11
    Click
    Материальное
    to add Titleпроизводство
    22
    Click
    Социально-преобразующая
    to add Title
    деятельность
    13
    ClickНаучный
    to add Title
    эксперимент

    Функции практики:

    1) исходный пункт, источник познания (потребностями
    практики вызваны к жизни существующие науки);
    2) основа познания (именно благодаря
    преобразованию окружающего мира происходит
    наиболее глубокое познание свойств окружающего
    мира);
    3) практика является движущей силой развития
    общества;
    4) практика – цель познания (человек познаёт мир,
    чтобы использовать результаты познания в
    практической деятельности);
    5) практика – критерий истинности познания.

    Подведем итог

    Каково классическое определение истины как
    философского понятия?
    В чем выражается объективность истины?
    Дайте определение понятию «абсолютная истина»
    В чем выражается относительность добываемых
    нами истин?
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
    Прочитать п.6, выполнить задания, поработайте с
    источником.

    Истина и ее критерииЧеловеку важно, «чтобы
    предмет его воли... был
    объективным благом...
    предмет и содержание его
    мысли были объективно
    истинны и предмет его
    чувства был объективно
    прекрасен, т. е. не только
    для него, но и для всех
    безусловно». (В.С.Соловьев)
    ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

    Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?

    «Слово
    «истина»
    означает
    соответствие
    мысли
    предмету».
    «истина есть
    тождество вещи
    и
    представления»
    Фома Аквинский
    Позиция Аристотеля
    Р. Декарт

    «Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)

    «что одно и то же
    существует и не
    существует, что оно и
    плохо и хорошо, что
    другие противолежащие
    друг другу высказывания
    также верны…» (критика
    позиции Протагора
    Аристотелем)
    «ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И
    ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)

    Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

    КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

    Эмпирики
    источник и
    обоснование всех
    знаний чувственный
    опыт;
    ощущения
    являются
    единственным
    источником и
    основанием
    знания
    (сенсуалисты);
    Мышление
    рассматривается
    как производное
    от ощущений;
    Критика позиции эмпириков
    на уровнях восприятия и
    представления для получения
    целостной картины мира наше
    сознание использует элементы
    обобщенных знаний;
    чувственный опыт может давать
    искаженное представление о
    действительности;
    многие теоретические постулаты,
    лежащие в основе научного знания,
    нельзя обосновать опытным путем;
    чувственный опыт есть результат
    понимания, интерпретации.

    КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

    рационалисты
    критерием истины
    выступает разум;
    За образец истинного
    знания принималась
    математика,
    начинающаяся с
    очевидных истин и
    использующая
    методы логического
    выведения нового
    знания из
    несомненных
    посылок.
    критика
    Трудности в определении
    безусловных основ познания
    (Декарт - «врожденные
    идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
    Эвклидова и неевклидова
    геометрия - идеал
    теоретически обоснованного
    знания. Какая же из них
    соответствует
    действительному
    пространству, является
    истинной?

    Каждая из системы
    аксиом Евклида,
    Лобачевского и Римана
    была теоретически
    строга, возникал вопрос
    о том, какая же из них
    соответствует
    действительному
    пространству, является
    истинной.
    «Основные положения Евклида суть также не что иное, как
    соглашение, и было бы настолько же неразумно
    доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
    Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
    При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

    Критерий истины –
    практика:
    ИСТИНА
    КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ
    ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
    1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО
    ЛОГИЧНО СТРОЙНО
    2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ
    ЧЕЛОВЕКА
    9
    практическое
    взаимодействие
    наблюдаемого
    явления с каким-либо
    другим,
    материальное
    производство,
    накопленный опыт,
    научный эксперимент.

    Критерии истины

    Эмпирики считали, что источником и
    обоснованием всех знаний является чувственный
    опыт.
    У рационалистов - критерием истины выступал
    разум.
    Конвенционалисткие теории исходили из того, что
    истинное научное знание – это соглашение между
    исследователями - «конвенции»
    Прагматические теории истины предполагают, что
    истинным является то сознание, которое
    способствует решению практических задач.
    10

    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.

    Если
    практическую
    задачу удалось
    решить, значит,
    полнота знания
    о предмете
    достигнута?
    Критерий истинности - теория
    Отказ от идеи
    развития знания

    Формы истины

    Научная истина
    Обыденная или
    житейская истина
    Художественная
    истина
    Нравственная истина

    Виды истины

    Абсолютная истина
    Идеал, предел к
    которому стремиться
    наше знание.
    Полное,
    исчерпывающее знание
    о предмете, тот элемент
    знаний, который не
    может быть
    опровергнут в будущем.
    Относительная истина
    На пути к абсолютной
    истине мы получаем
    относительные истины.
    Знания, которые будут
    изменяться,
    углубляться,
    заменяться новыми в
    процессе развития
    познания.

    Свойства истины

    Конкретность –
    зависимость истины
    от места, времени и
    других условий её
    получения.
    Объективность –
    это такое
    содержание наших
    знаний, которое не
    зависит ни от
    человека, ни от
    человечества.

    ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

    «Ум человека
    уподобляется неровному
    зеркалу, которое,
    примешивая к природе
    вещей свою природу,
    отражает вещи в
    искривленном и
    обезображенном
    виде».(Ф.Бэкон)
    Это заблуждения, истоки
    которых коренятся в
    самой человеческой
    природе, в особенностях
    нашего познания.
    «полнотелость» -
    признак здоровья.
    всякая власть от Бога
    отсутствие полной и
    точной информации об
    интересующем нас
    предмете, а также
    необходимых средств для
    ее обработки

    Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
    Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
    Интернет-ресурсы:
    http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
    http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
    http://www.eurosmi.ru/science/41.html
    http://his.1september.ru/2002/01/5.html
    http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
    http://activerain.com/blogs/sashadear
    http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
    http://www.rkm.kz/node/672
    http://eva.ru/eva-life/contest/contestphoto.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное