Домой Деревья и кустарники Эти простые слова могут избавить вас от всех ваших проблем. Важные слова поминания

Эти простые слова могут избавить вас от всех ваших проблем. Важные слова поминания

Поистине, время - это жизнь человека и самое дорогое из всего, что он должен беречь от порчи и попустительства. Мудрым и опытным является тот, кто бережет свое время, не делает его емкостью для грязных поступков и скверных слов, а наоборот, ограничивает себя в стремлении к благим, богоугодным делам, приносящим пользу людям.

Каждая минута нашей жизни дает шанс еще больше приблизиться нам и нашим родным к счастью.

Поистине, за одну минуту можно сделать много хороших, богоугодных дел и получить за это большое вознаграждение перед Всевышним. За одну только минуту мы можем усовершенствовать свое понимание Ислама, вспомнить о Всевышнем, помочь людям и т.д. Одна минута запишется в страницу наших благих дел, если мы сумеем применить ее на пользу себе и окружающим в обоих мирах.

Следующие «инвестиционные проекты» каждый из нас может претворить в жизнь всего лишь за одну минуту.

1. За одну минуту можно прочитать суру «аль-Фатиха» 7 раз. Как подсчитали некоторые теологи, произнесение первой суры Книги Аллаха равняется совершению более чем 1 400 «хасана» (добро, благодеяние). Поэтому, прочитавший «аль-фатиху» 7 раз, с изволения Всевышнего Аллаха, получит более 9 800 «хасана». И все это за одну минуту.

2. За одну минуту можно произнести суру «аль-Ихляс» 20 раз, а это равно чтению Корана 7 раз. Тот, кто будет читать «аль-Ихляс» каждый день по 20 раз, тот за год получит воздаяние равное чтение полного Корана 2 400 раз.

4. За одну минуту можно выучить наизусть один из коротких аятов Корана.

5. За одну минуту можно 20 раз сказать: «Ля илляха илля Ллах, Вахдаху ля шарика ллах, ляхуль мульку ва ляхуль хамд, ва хува аля кулли шайин Кадир» и вознаграждение за это будет как при освобождении из рабства ради Аллаха 8 человек.

6. За одну минуту можно сказать «Субхана Ллахи ва бихамдихи» 100 раз. Тому, кто сделает это в течение дня, Аллах простит малые грехи, если даже они будут («многочисленны») как пена на море.

7. За одну минуту можно произнести: «Субхана Ллахи ва бихамдихи. Субхана Ллахиль Азыйм» 50 раз, и, как сказано в хадисе (передано Аль-Бухари и Муслим), «эти два выражения легки на языке, тяжелы на чаше весов, и любимы Милостивым Аллахом».

8. Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Произнесение слов Субхана Ллахи валь-хамду ли Лляхи ва ля илляха илля Ллаху ва Ллаху Акбар» дороже мне, чем все, над чем восходит солнце» (т.е. чем все на свете. - авт.) (Передал Муслим). А за одну минуту можно произнести эти слова более чем 18 раз. Это самые дорогие и любимые слова Всевышнему Аллаху. Они очень весомы в Судный День, как сказано в достоверных хадисах.

9. За одну минуту можно сказать «Ля хауля ва ля куввата илля би Ллях» 40 раз. Эти слова являются сокровищами Рая, как сказано в хадисах, переданных аль-Бухари и Муслимом. Они будут помощью в преодолении трудностей и в начинании больших дел.

10. За одну минуту можно сказать «Ля илляха илля Ллах» 50 раз. Это великие слова, свидетельство Единобожия, и тот, у кого они будут последними из произнесенного в этой жизни, войдет в Рай.

11. За одну минуту можно сказать «Субхана Ллахи ва бихамдихи, адада халкихи, ва ризаа нафсихи, ва зината аршихи ва мидада калиматихи» более чем 15 раз. Эти слова равны многократно приумноженному вознаграждению за чтение тасбиха (восхваление Аллаха) и зикра (поминание Аллаха), как достоверно сказано в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

12. За одну минуту можно сказать «Астагфируллах» более чем 100 раз. Все мы знаем достоинство истигфара, который является причиной прощения наших грехов. Он также является причиной многих земных благ, таких как достойная жизнь, укрепление сил, защита от бед и невзгод, ниспослание дождя, получение ризка (средств существования).

13. За одну минуту можно произнести короткие как бы ничтожные для нас слова (например, мольба) и Всевышний Аллах может открыть для нас столько добра, о котором мы и мечтать не могли
.
14. За одну минуту можно произнести салават (благословение) Пророку (мир ему и благословение) 50 раз, и Всевышний Аллах благословит тебя 500 раз, так как один салават Пророку (мир ему и благословение) вознаграждается в десятикратном размере.

15. За одну минуту можно задуматься о сотворении Всевышним Аллахом земли и небес, и мы будем из здравомыслящих (улиль альбаб), которых Всевышний Аллах восхвалил в Своей Книге, Священном Коране.

16. За одну минуту можно мысленно, своим сердцем поблагодарить Всевышнего Аллаха, выразить свою любовь к Нему, боязнь Его, надежду на Него. Тем самым, мы пройдем несколько ступеней поклонения Всевышнему Аллаху. И это можно сделать, идя по улице, сидя на диване или лежа в постели.

18. За одну минуту можно позвонить по телефону близким и, тем самым, укрепить узы родства.

19. За одну минуту можно, подняв руки вверх, обратиться ко Всевышнему с дуа (мольбой).

20. За одну минуту можно обратиться с исламским приветствием (саламом) к нескольким братьям своим и поздороваться с ними за руку.

21. За одну минуту можно удержать кого-нибудь от неугодных дел.

22. За одну минуту можно наставить кого-нибудь на правильный путь.

23. За одну минуту можно сделать благое наставление своему брату (насиха).

24. За одну минуту можно оказать помощь в добром деле.

25. За одну минуту можно утешить озабоченного, обеспокоенного чем-либо своего брата.

26. За одну минуту можно удалить с дороги препятствие, мешающее проходу или проезду.

Таким образом, затрата одной минуты с пользой способствует тому, что все время нашей длинной жизни будет израсходовано не зря. Многие из вышеперечисленных дел не требуют от нас больших усилий. Для них не обязательно находится в состоянии ритуальной чистоты (вуду), как во время намаза. Можно совершать их, идя пешком, находясь в машине, ожидая кого-то или чего-то, сидя, лежа. Воистину, эти деяния приносят счастье, удачу, освобождают от тревог и печали.

Также следует помнить, что за все воздастся по мере чистоты помыслов.

И в завершение. За одну минуту можно также распечатать копию этого текста и сохранить ее при себе для того, чтобы не забыть о благих деяниях, о которых говорится в тексте, или с целью передать данную информацию братьям по вере, чтобы и они тоже смогли использовать свое время с пользой для себя.

Не следует умалять значение даже самого незначительного благодеяния. Ведь указывающий на путь добра равен творящему его.

и за 10 минут.
Это некоторое из того, что можно сделать за короткое время, например за 10 минут. Жизнь состоит из мгновений… Проходят минуты одна за другой… Время дороже золотоа и острее меча.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран. 51:56).

Это программа действий, которые можно повторять в течение одного дня, чтобы мусульманин получил великую пользу за маленькое действие.

1. Чтение Корана - это чтение слов Аллаха. При чтении мусульманин получает вознаграждение за каждую букву по одному благому поступку, как об этом сообщил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

За десять минут можно прочитать примерно пять страниц, то есть можно полностью прочитать Коран за четыре месяца. Если повторять это пять раз в день, то Коран можно прочитать полностью за 24 дня, и это будет вступлением к заучиванию Корана, поскольку если заучивать Коран каждый день по три аята, то его можно полностью выучить наизусть за восемь лет. Если же учить наизусть каждый день одну с четвертью страницу, то можно выучить его всего лишь за два года. Если же учить по две страницы в день, то заучивание Корана можно закончить всего лишь за год.

2. Зикр (поминание Аллаха). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть твой язык не перестает быть мокрым от поминания Аллаха», и зикр из любимейших Аллахом действий. Зикр можно делать языком, сердцем, или и тем, и другим одновременно. Посланник Аллаха сказал: «Любимейшее перед Аллахом дело, это чтобы ты умер, когда твой язык мокрый от поминания Аллаха» (привел ибн Хиббан).

Поминай Аллаха тахмидом (АльхамдулиЛлях), тасбихом (субханаЛлах), такбиром (Аллаху Акбар), тахлилем (ля иляха илляЛлах), и другими словами.

Поминание Аллаха в течение десяти минут позволяет повторить его от ста до трехсот раз, а в течение года - от 36500 до 109500 раз. Посмотри же, какое великое вознаграждение. Что же можно сказать, если повторять зикр несколько раз в день?

3. Дуа (мольба к Аллаху). Это также относится к поминанию Аллаха (зикру). Однако это великий раздел, которому присущи свои условия, этика, препятствия, и желательные поступки.

Мольба приводит к успокоению, расширению груди, терпению. Она представляет собой поминание Аллаха языком и смирение сердца; этикой ее является искренность и присутствие сердца.

Желательно, чтобы мольба была из слов переданных от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, либо это была просьба о том, к чему ты стремишься.

Кто попросит прощения грехов для мусульман, то за каждого мусульманина ему будет записано одно благое дело, как об этом сказал Посланник Аллаха. И Пророк делал дуа «О Аллах, прости мне, и помилуй меня, наставь меня, помилуй меня, дай мне удел». А также добавляется «Возвысь меня».

4. Коллективная молитва. За десять минут можно совершить коллективную молитву, и если она будет совершена в мечети, то это еще лучше. Такая молитва превосходит обычную в 27 раз.

5. Дополнительные молитвы, сунны, выстаивание ночи. Совершение молитва «Духа», состоящей от двух до восьми ракаатов. И она подобна милостыне. Молитва «джаназа». Пророк сказал: «Кто будет на похоронах, пока не совершит заупокойную молитву, то ему кират, а кто будет пока не похоронят, то ему два кирата». Его спросили: «А что такое два кирата?» Он ответил: «Они подобны двум большим горам» (аль-Бухари). Также и молитвы выстаивания ночи, тахаджуд, истихара и тавба.

6. Салават (благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха). И это самое малое, что мы можем сделать, чтобы отдать должное Пророку, мир ему и благословение Аллаха.

Салават относится к утренним и вечерним поминаниям Аллаха. Салават причина заступничества Пророка.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто благословит меня один раз, того Аллах благословит десять раз» (Муслим)
7. Самоотчет. Мусульманин должен постоянно отчитывать самого себя, и надлежит это делать тогда, когда человек спокоен и умиротворен.

Самоотчет приносит две пользы: познание Господа, свят Он и велик с увеличением подчинения Ему; наказание нафса, и отдаление от мерзостей.

Самоотчет заключается в том, чтобы вначале посмотреть на предписанное Аллахом и если обнаружишь, что проявляешь халатность в этом, то обрати свою плоть к покаянию. Затем посмотри на запрещенное, чтобы понять, преступил ли грани, посмотри на моменты забвения, а затем обратись к своей плоти с велением покаяться и испросить прощение Господа.

8. Поклонение, размышление и осмысление. Размышляешь ли ты о своем сотворении? О сотворении земли? О сотворении всего, что есть вокруг тебя?

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, то смеялись бы мало и много плакали бы» (аль-Бухари и Муслим).

Небольшое размышление приводит к большому знанию, вере и убежденности в Аллахе, как сказал Аллах: «И размышляют о творении небес и земли».

9. Чтение. Оно приносит большую пользу, и в нем есть постоянная нужда. За 10 минут ты можешь прочитать раздел из знания, полностью осмыслив и поняв его. Если же делать это постоянно, то за месяц можно читать 300 минут, или 5 часов. И это наряду с добрым намерением и поиском знания приносит вознаграждение в этом и ином мире с позволения Господа.

10. Призыв к Аллаху. Это самый широкий раздел и в то же время самый легкий, одновременно приносящий наибольшую пользу и благословение. Посланник Аллаха сказал: «Тот, кто призовет к истинному пути, тому будет вознаграждение, подобно вознаграждению последовавших за ним, что не уменьшит их вознаграждения ни на йоту» (Муслим).

Призыв может быть совершен как словами, так и иными путями, как газета, журнал, кассета, книга и т.д. В него входят распространение религии Аллаха, шариатских знаний. Он может быть также распространением посланий с призывом к Аллаху.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Аллах наставит тобой на прямой путь одного человека, это лучше для тебя, чем красные верблюды».

11. Повеление одобряемого и запрет порицаемого. Это дело Пророков и Посланников. Всевышний Аллах сказал: «Вы были лучшей общиной из людей, повелевающими благое и запрещающими порицаемое». Посланник Аллаха сказал также: «Передавайте от меня, хотя бы один аят».

За 10 минут ты легко можешь призвать к благому (благом) и запретить порицаемое (не совершая порицаемое), при этом не тратя большого количества времени и усилий. Некоторые ученые посчитали повеление благого и запрет порицаемого шестым столпом Ислама, и в него без сомнения входит наставление, а религия это и есть наставление.

12. Телефон. Многие используют его на порицаемое, однако ты можешь в течение десяти минут совершить с его помощью многое, укрепляя родственные связи, повелевая благое и запрещая порицаемое, спросив вопрос из знания, или же призвав кого-либо, сделав наставление и т.п. И это одно из средств распространения религии.

13. Милостыня. За это небольшое время ты можешь дать небольшую милостыню. Посланник Аллаха сказал: «Бойтесь Ада хотя бы половинкой финика, а если не можете этого, то добрым словом» (аль-Бухари). Если же это будет постоянная милостыня (садака джария), то вероятнее всего, что она будет принята, и принесет больше пользы рабу Аллаха и его братьям на этом и ином свете.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующего раба после его смерти из его благих поступков встретит знание, которое он получил и распространил; праведный сын; Коран оставленный в наследство или мечеть, которую он построил; дом для путников, который он построил; реку, которую он провел; милостыня, которую он дал из своего имущества, когда он был здоров, а она настигнет его после его смерти» (ибн Маджа).

И как же легко, мой брат, посадить дерево, напоить кого-либо водой, или же распространить книгу с полезными знаниями.
14. Посещение ради Аллаха. Это то, что приводит к любви и укреплению братства. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший из друзей пред Аллахом тот, кто лучше относится к своему другу». Это также путь призыва к религии Аллаха.

15. Поддержание родственных связей. Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи» (Коран. 4:1).

Выделяется три уровня поддержания родственных связей: 1. Укрепляющий; 2. Отдающий равным; 3. Разрывающий.

Укрепляющий это тот, кто поддерживает родственные связи с тем, кто не делает этого. Отдающий равным это тот, кто не делает большего, чем делают в отношении него. А разрывающий - это тот, с кем поддерживают родственные связи, а он не отвечает тем же. Поддержание родственных связей возможно различными путями - имуществом, помощью в чем-либо, дружбой с родственниками, разговором хотя бы по телефону, мольбой пред Аллахом за них.

16. Дом. Помогай своей семье, и следи за своим домом. Воистину Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как приводится у аль-Бухари, заботился о своей семье, так, что когда началась одна из молитв, он вышел на нее и сказал: «Лучший из вас - тот, кто лучше относится к своей семье, а я лучше всех отношусь к своей семье».

Послесловие. О мой брат, придерживайся искренности ради Аллаха, и проявляй довольство Аллахом в своей жизни, стремись получить Рай и спеши к нему, совершая благое и отдаляясь от запретного, взывая к Аллаху о принятии совершенного, и о помощи.

Займись своими недостатками, прежде чем заниматься недостатками других. Посланник Аллаха сказал: «Воспользуйся пятью до прихода пяти: жизнью перед смертью, здоровьем перед недугом, досугом перед занятостью, молодостью перед старостью, богатством перед бедностью» (Аль-Хаким и Альбани признал его достоверным).

А также мы просим вас молиться за нас Аллаху, о праведном пути, и помощи на этом и ином свете.

Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого, Вопрошаемого. На него возлагаем надежду, что Он будет вашим покровителем в этом мире и будущем, одарит вас всеми видами явных и скрытых милостей, сделает вас из тех, кто благодарит, когда ему дают, терпит, когда его испытывают и просит прощения, когда согрешит.

Эти три качества - причина счастья человека, признак его успеха в этом мире и будущем. Они неотделимы от сущности раба (прим. пер.: у некоторых русскоязычных переводчиков существует тенденция ослабления смысла этого слова заменой ее не слишком подходящей языковой единицей «слуга». Разница между этими двумя словами разительная, к тому же можно задать вопрос, разве можно считать чем-то зазорным рабство Всевышнему Аллаху? Он Сам отвечает нам на этот вопрос: «Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные!» (Сура «Женщины», 172 аят), которому постоянно приходиться сталкиваться с тремя вещами.

Первая из них - это блага Всевышнего, идущие одно за другим. Необходимо воздавать благодарность за них.

Благодарность состоит из трех частей:

во-первых, необходимости внутреннего признания (этих благ),

во-вторых, произнесения признания милости (Всевышнего) вслух,

в-третьих, использования этих благ в том, чем доволен Покровитель и Даритель. Тот, кто соединил составные части понятия благодарности, считается отблагодарившим Аллаха за милости.

Вторая - испытания от Всевышнего Аллаха, которыми Он проверяет Свои творения. Аллах предписал терпение в эти трудные моменты.

А терпение - это сбережение души от недовольства предопределенным, языка – от жалоб, органов тела - от греха, в виде самобичевания, разрывания одежды на себе, вырывания волос и тому подобного.

Сущность терпения покоится на этих трех столпах. Тот, кто практикует их, у того испытание превращается в подарок, беда в милость, ненавистное становится приятным.

Всевышний никогда не испытывает раба, чтобы погубить его. Бедами и несчастиями Он проверяет терпение и преданность поклонения Ему. Раб обязан поклоняться Всевышнему Аллаху при любых обстоятельствах, в радости и в горе, независимо от того нравится ему это поклонение или нет. Большинство созданий совершают его, когда оно не сложно, а ведь соль в поклонении Всевышнему в трудные моменты жизни.

Именно в этом различаются положения рабов, их степень перед Всевышним Аллахом.

Омовение холодной водой в жаркий день - это поклонение, близость с любимой красивой женой - поклонение, расходы на нее, на свою семью, на самого себя - поклонение.

Омовение же холодной водой на морозе - тоже поклонение, оставление греха (прелюбодеяния), когда пылаешь страстью, и рядом нет никого, кто может помешать тебе - поклонение, расходование милостыни во времена материальных затруднений - тоже поклонение, однако, как велика разница между ними.

Тот, кто является рабом Всевышнего при любых обстоятельствах, соблюдает Его права, нравится ему это или нет, заходит в категорию тех, про кого Всевышний сказал:

“Разве ж Аллах не достаточен для Своего раба?” (сура «Толпы», 35 аят)

Полная достаточность (и независимость (от творений) достигается при максимально целостном поклонении, неполная - при недостаточном. Тот, кто взыщет обретет добро, пусть восхваляет Всевышнего, кто же найдет нечто иное, пускай винит только самого себя.

Всевышний сказал: «Поистине, рабы Мои - нет для тебя над ними власти» (сура «Аль-Хиджр», 42 аят.) (Куртубий, в своих комментариях к Корану, замечает, что: «Ученые говорят: «У него нет власти над их сердцами»».) Враг Всевышнего Иблис понял, что Аллах не даст ему Своих рабов и власти над ними, поэтому он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я собью их всех, кроме рабов Твоих среди них искренних!” (сура «Сод», 83 аят.)

Всевышний Аллах сказал: «Иблис заставил их признать правдой его мысль, и они последовали за ним, кроме немногих из верующих. Не было у него над ними власти (“не в полномочиях Иблиса принуждать людей к неверию. Его функции ограничиваются призывом (ко злу) и разукрашиванием (порочного). Под словом «власть» в данном аяте имеется в виду «сила», или же, как считают некоторые исследователи, «аргумент». То есть, получается, что они безосновательно, не требуя от него никаких доказательств, последовали за ним, следуя сиюминутной похоти, предвзятости и зову страсти». Книга «Свод законов Корана» Абу Абдуллы Мухаммада ибн Ахмада Аль-Ансария Аль-Куртубий, 14 том, 177 стр..), иначе как для того, что бы выявить (для того чтобы воочию показать их сущность, на основе чего, потом справедливо воздать добром или же наоборот, наказать каждого из них. А что касается Божественного Знания Сокровенного, то оно, несомненно, охватывает абсолютно все мельчайшие подробности прошлого и будущего, все превратности человеческих судеб и исход каждой из них, всех без исключения.) тех, кто верует в будущую жизнь, от тех, кто в ней в сомнении…» (сура «Саба’», 20-21 аят) (Возможна двойственная трактовка этого аята. Первая, то что «…Мы дали ему власть только для того, чтобы выявить…». Вторая, что «…Мы допустили наущения с его стороны, для создания полной картины испытания…». Вышеупомянутый источник, 14 том, 177 аят.)

Он не дал Сатане власти над Своими рабами, они все они под Его защитой. Однако, враг может напасть на них, используя тактику вора, жертва которого - рассеянный простой обычный человек.

Не секрет то, что рабу свойственна: рассеянность, страсть и гнев.

Это три лазейки, через которые Дьявол проникает в него, как бы тот не защищался. Адам, прародитель человечества, был одним из самых благоразумных, рассудительных и стойких творений. Однако постоянная работа врага Всевышнего над ним, заставила его ошибиться.

А что же говорить про простом смертном, чей ум по сравнению с разумом праотца, можно уподобить разве что капле в море?

Чтобы сбить верующего с прямого пути, Дьявол пускает в ход все виды соблазнов. Он использует каждый миг рассеянности, и, улучив его, ввергает раба в грех. Он думает, что человек не сможет вновь обратиться к Всевышнему и то, что этот проступок погубит его. То, что милость Всевышнего и Его прощение останутся далеко позади за ним.

Однако, если Всевышний Аллах пожелает рабу добра, Он откроет ему врата покаяния, сожаления, уничиженности, покорности перед Ним, потребности в Нем, просьбы помощи у Него, искреннего обращения, постоянной молитвы и приближения к Нему при помощи праведных деяний. Грех может стать причиной нисхождения Его милости, и враг Всевышнего говорит: «О, если бы я оставил это и не ввязывал бы его в это!!».

В этом смысл слов некоторых праведных предшественников: «раб, может попасть в Рай из-за совершенного греха, а по причине благого деяния, может войти в Ад».

Их спросили: «Как?» и они отвечали: «Кто-то, совершив грех, будет постоянно видеть его перед своими глазами, сожалея о происшедшем, стесняясь Всевышнего. Его голова поникнет перед Ним, а сердце смирится. Благодаря этому проступок, станет причиной счастья и успеха раба, намного полезней для него, нежели множество благих дел. Его последствия станут причиной вхождения раба в Рай. Другой же, творя благо, будет делать это в виде одолжения Всевышнему, гордится этим поступком, восхищаться самим собой и занимаясь показухой, надменно говорить всем: «Это сделал я, я!!» И это станет причиной его гибели. Если только Всевышний не пожелает этому бедняжке добра и не пошлет ему то, что сломает его, пригнет его шею, заставит потерять чувство собственной значимости. Если же Он захочет нечто другое, оставит его одного с тщеславием и высокомерием. А это, однозначно, верная погибель».

Все познающие (Истину) единодушны в том, что счастье - это когда Всевышний не вверяет тебя самому себе, а беда в том, что человек оставляется на произвол своей души. Если Всевышний желает добра рабу, Он открывает ему двери смиренности и кротости, постоянного обращения к Аллаху и потребности в Нем, понимание грешности души, присущего ей невежества, несправедливости и агрессивности, а также понимание милости и благодеяния Господа, Его милосердия, щедрости, добра по отношению к нему, Его богатства и Славы.

Познающий идет между видением (Божественной) милости по отношению к нему и пониманием несовершенности своей души и дел, другого пути просто нет. Потерявший одну из них, похож на птицу с одним крылом.

Шейх-уль- ислам (это Абдулла ибн Мухаммад ибн Али Аль-Харауи) говорил: «Познающий идет к Всевышнему между видением (Божественной) милости по отношению к нему и пониманием несовершенности своей души и дел» (книга «Ступени идущих ввысь», 1/221).

Таков смысл слов пророка, мир ему, пришедших в достоверном хадисе:

«Главная молитва о прощении грехов, это когда раб говорит: О Аллах, Ты мой Господь, нет божества, кроме Тебя. Ты создал меня, и я твой раб. Я верен обету и слову, данному Тебе по мере моих сил. Я прибегаю к Тебе от зла того, что я совершил. Признаюсь Тебе в Твоей милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе. Прости же меня, ведь, истинно, никто не прощает грехов, кроме Тебя!» (Бухари (11/83, 11/111), Ахмад (4/122, 125), Тирмизи (3390 в 15 главе), Насаи (8/279).

В его словах: «…признаюсь Тебе в Твоей милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе…», связь между видением милости (Всевышнего) и пониманием неполноценности своей души и дел. Узрение милости порождает у человека любовь, восхваление и благодарность к Дающему это, Благодетелю. Понимание же изъянов своей души и дел - причина кротости, униженности перед Ним, потребности в Нем, постоянного покаяния и того, что он видит себя полным банкротом.

Следует отметить, что кратчайший путь к Всевышнему проходит именно через врата нищеты, когда раб не видит в себе ничего за что он мог бы зацепится, того, чем он мог бы гордиться.

Именно тогда, когда он подходит к Всевышнему Аллаху полностью опустошенным, совершенным банкротом, с сердцем, разбитый нищетой и бедностью, насквозь пронизанный смиренностью перед Ним, понявшим свою потребность к своему Господу, Велик Он и Славен. Прочувствовавший всем своим существом абсолютную нужду и бедность к Нему, то что, оставшись даже на мгновение без Него, погибнет и потерпит непо правимый убыток, если Всевышний не вернет его к Себе и исправит его Своей милостью.

Так что наикратчайший путь к Всевышнему Аллаху - это поклонение. Поклонение зиждется на двух столпах:

на полной любви и

на максимальной смиренности, источник которых - это два вышеперечисленных понятия.

Видение проявленной милости порождает любовь, а знание недостатков своей души и деяний дает чувство смиренности и кротости.

Раб, поведение которого с Всевышним построено на этих двух основах, недоступен врагу, кроме как через соблазн или же через рассеянность. Да и то, подобных людей Аллах быстро восстанавливает, лечит и исправляет по милости Своей.

Ибн Кайим аль-Джаузий.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Всевышний Аллах в 41-42 аятах суры аль-Ахзаб говорит:

«О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером».

Наш любимый Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит:

«Нет ничего, что спасет человека от наказания в мире вечном, кроме поминания Всевышнего Аллаха».

Сердце человека существует, только поминая Всевышнего Аллаха. Сердце человека держится в стороне от беспечности, когда поминает Всевышнего Аллаха. Спокойствие души становится возможным, только поминая Всевышнего Аллаха. Получить Довольство Аллаха и приближение к Нему возможно только с помощью поминания Всевышнего Аллаха. Те, кто любит всегда помнят о тех, кого любят и не перестают говорить о них. Каждый, кто идет по пути Аллаха, тот идет с помощью поминания Аллаха, а так же каждый, кто достиг чего-то на пути Аллаха, тот достиг, поминая Его.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Азамун-наси дараджатан закируллах»

«Самую великую степень занимает человек, который все время поминает Всевышнего Аллаха».

Когда один человек пришел к Посланнику Аллаха (ﷺ) и спросил его: «О, Посланник Аллаха! Научите меня тому, с помощью которого я легко получу Довольство Всевышнего Аллаха и счастье вечного мира, и я буду совершать это!», то Посланник Аллаха (ﷺ) ответил ему:

«Не переставай поминать Всевышнего Аллаха».

Посланник Аллаха (ﷺ)сказал:

«Тот, кто будет произносить:

لا حول و لا قوة الا بالله

«Ля хауля ва ля куввата илля биллях»

«Сила и мощь принадлежат только Аллаху», тот избавиться от всех своих проблем».

В хадисе, переданном Абу Хурайрой (р.а.), Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

لا حول و لا قوة الا بالله دواء من تسعة و تسعين داء ايسرها الهم

«Дуа (ля хауля ва ля куввата) является исцелением от 99 видов болезней, самая малая из которых это печаль».

Тот человек, который постоянно совершает данное дуа, будет свободен от душевной печали и боли.

Текст дуа такой же как и в хадисе, который передал Ибн Абиддунъя со слов Абу Хурайры (р.а.).

В хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Зара (р.а.), Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:

احب الكلام الي الله عز و جل: سبحان الله و بحمده

«Ахаббуль-калями иляллахи азза ва джалля: Субханаллахи ва бихамдихи»

«Самая любимая речь перед Всевышним Аллахом является: Субханаллахи ва бихамдихи».

Данное дуа, которое является самым любимым для Всевышнего Аллаха, содержит в себе слова очищения Всевышнего Аллаха от всех недостатков, пороков и изъянов, а так же оно содержит в себе слова, описывающие Его самыми совершенными качествами. Слова восхваляющие Всевышнего Аллаха это самые великие слова, которые выражают Его возвеличивание. Чтение этих восхвалений повышают духовный уровень человека.

Посланник Аллаха (ﷺ) говорит в своих благословенных хадисах:

  1. «Ни одна милостыня не может быть выше и ценнее поминания Всевышнего Аллаха».

Самым ценным, великим и прибыльным деянием является многократное поминание Всевышнего Аллаха.

  1. «Награда за то, что люди собираются для поминания Аллаха, является Рай».

У каждого дела есть своя прибыль. Прибылью тех, кто занимается поминанием Всевышнего Аллаха, является Рай. Об этом говорит Посланник Аллаха (ﷺ).

  1. «Ма шайун анджа мин азабилляхи мин зикрилляхи – нет такого деяния как зикруллах – поминание Всевышнего Аллаха, которое бы спасло человека от наказания Ада ».
  2. «Если один человек раздаст в качестве милостыни все свои денежные средства, а второй будет поминать Всевышнего Аллаха, то второй будет выше пред Аллахом, чем первый».

Я думаю, что предложенные нами данные четыре благословенных хадиса, являются исчерпывающими в плане разъяснения насколько поминание – зикр является прибыльным деянием для верующего человека.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ Транслит Wa "Idh ā Sa"alaka `Ibādī `Ann ī Fa"inn ī Qar ī bun ۖ "Ujī bu Da`wata A d-Dā `i "Idh ā Da`ā ni ۖ Falyastajībū Lī Wa Līu"uminū Bī La`allahum Yarsh udū na Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем. А когда спрашивают тебя (о, Пророк) рабы Мои [верующие] обо Мне [близок ли Я и как Я отвечаю на их мольбы], то (пусть знают, что) поистине Я – близок, (и Я) отвечаю (на) мольбу обращающегося (с мольбой) , когда он (искренне) обращается с мольбой ко Мне. Пусть же они отвечают [пусть повинуются] Мне и пусть уверуют в Меня (что Я близок и что Я отвечаю на мольбу) , – чтобы они шли правильным путем! Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем. [[Это откровение содержит ответ на вопрос, который несколько сподвижников задали Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Они сказали: «О посланник Аллаха! Если наш Господь близок, то мы будем общаться с Ним шепотом. Если же наш Господь далек, то мы будет взывать к Нему громко». И тогда Всевышний Аллах возвестил о том, что Он близок к Своим рабам и наблюдает за ними. Он знает об их секретах и самых сокровенных помыслах. Он ведает о том, что украдкой подсматривают взоры и что сокрыто в сердцах. Он близок к Своим рабам и внимает их зову, когда они обращаются к Нему с молитвами. Молитвы бывают двух видов, поскольку одни из них являются проявлением поклонения, а другие содержат просьбы. Близость Аллаха к творениям также бывает двух видов, поскольку благодаря божественному знанию Аллах близок ко всем творениям, хотя особой близости с Ним удостаиваются только те, кто поклоняется Ему. Аллах внимает их молитвам, оказывает им поддержку и наставляет их на прямой путь. Если человек взывает к Аллаху от всей души и просит Его о дозволенном, если никакие обстоятельства не мешают удовлетворению его просьбы, а одним из таких обстоятельств является употребление запрещенных продуктов питания, то его молитва непременно будет принята. Аллах обещал отвечать на такие молитвы, особенно, если человек совершает деяния, способствующие скорейшему принятию его молитв. К таким деяниям относится выполнение повелений Аллаха словом и делом, избежание всего запрещенного, а также искренняя вера в Него. Именно эти факторы способствуют скорейшему принятию молитв, поскольку далее Всевышний Аллах повелел отвечать Ему и исповедовать правую веру. Только так человек может последовать верным путем, обрести правую веру, совершать праведные деяния и избавиться от несправедливости, которая несовместима с правой верой и праведными поступками. А причина этого в том, что правая вера и ответ на призыв Аллаха помогают человеку обрести истинные знания. По этому поводу Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь» (8:29) .]] Ибн Касир

Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем.

Имам Ахмад передаёт, что Абу Муса аль-Ашари сказал: Совершая вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, один из походов, мы громко кричали: «Нет бога, кроме Аллаха!» (Ля иляха илля-Ллах!) , - и «Аллах Велик!» (Аллаху Акбар!) , - поднимаясь на (край каждого) вади, и (через некоторое время) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «يَا أَيُّهَا النَّاسُ، ارْبَعُوا عَلى أَنْفُسِكُمْ، فَإِنَّكُمْ لَا تَدْعُونَ أَصَمَّ ولَا غَائِبًا، إنَّمَا تَدْعُونَ سَمِيعًا بَصِيرًا، إنَّ الَّذي تَدْعُونَ أَقْربُ إِلَى أَحَدِكُمْ مِنْ عُنُقِ رَاحِلَتِهِ، يا عَبْدَاللهِ بْنَ قَيْسٍ، أَلَا أُعَلِّمُكَ كَلِمَةً مِنْ كُنُوزِ الْجَنَّةِ؟ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِالله » «О люди, пожалейте себя, ведь вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, вы взываете к Слышащему Видящему. Поистине, Тот, к кому вы взываете ближе к любому из вас, чем шея его верхового животного.О, Абдулла ибн Кайс, не научить ли мне тебя слову из кладов рая?Ля хауля уа ля куввата илля биЛлях (нет силы и мощи, кроме как у Аллаха) [[Сахих аль-Бухари 2992]] !» (этот хадис приводится в двух Сахихах, а также у Насаи, Абу Дауда, Тирмизи и ибн Маджах) .

Имам Ахмад передаёт от Анаса, что посланник Аллаха сказал: «يَقُولُ اللهُ تَعَالى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي وَأَنَا مَعَهُ إِذَا دَعَانِي » «Говорит Всевышний Аллах: «Я такой, каким Меня представляет Мой раб, и я с ним, когда он ко мне взывает [[Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 8136]] ». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: "Поистине, Господь ваш Всеблагой и Всевышний стыдлив и щедр, и он устыдится раба своего, если тот возденет руки свои к Нему и ему придется опустить их пустыми" (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджах)

Имам Ахмад также передаёт от Абу Саида о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو اللهَ عَزَّ وَجَلَّ بِدَعْوَةٍ لَيْسَ فِيها إِثْمٌ ولَا قَطِيعَةُ رَحِمٍ، إلَّا أَعْطَاهُ اللهُ بِهَا إِحْدَى ثَلَاثِ خِصَالٍ : إِمَّا أَنْ يُعَجِّل لَهُ دَعْوَتَهُ، وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الأُخْرَى، وَإِمَّا أَنْ يَصْرِفَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا » «Кто бы из мусульман, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, если только он не будет просить ни о греховном или о разрыве родственных связей, Аллах обязательно дарует ему одно из трёх: либо даст (то, что он просит) либо аставит это ему на Судный день, или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит) ». Кто-то из людей сказал: «Тогда мы будем (обращаться с мольбами) почаще», - (Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «اللهُ أَكْثَر » «А Аллах (дарует вам) больше!»

Абдулла сын имама Ахмада приводит хадис от Убада ибн Самита о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «مَا عَلى ظَهْرِ الأَرْضِ مِنْ رَجُلٍ مُسْلِمٍ يَدْعُو اللهَ عَزَّ وَجَلَّ بَدَعْوَةٍ إِلَّا آتَاهُ اللهُ إيَّاهَا، أَوْ كَفَّ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا مَا لَمْ يَدْعُ بِإِثْمٍ أَوْ قَطِيعَةِ رَحِم » «Кто бы из мусульман(живущих) на земле, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит) если только он не будет просить о греховном или о разрыве родственных связей». Имам Малик передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал «يُسْتَجَابُ لأَحَدِكُمْ مَالَمْ يَعْجَلْ، يَقُولُ : دَعَوْتُ فَلَمْ يُسْتَجَبْ لِي » «Мольбы любого из вас будут приняты, если только он не станет спешить говоря: «Я воззвал с мольбой, но мне не ответили».

В аль-Муснаде имама Ахмада, в Суна Тирмизи, ан-Насаи и ибн Маджах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «ثَلاَثةٌ لَا تُرَدُّ دَعْوَتُهُمْ : الْإمَامُ الْعَادِلُ، وَالصَّائِمُ حَتَّى يُفْطِرَ، وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ، يَرْفَعُهَا اللهُ دُونَ الْغَمَامِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَتُفْتَحُ لَهَا أَبْوَابُ السَّمَاءِ، يَقُولُ : بِعِزَّتِي لَأَنْصُرَنَّكَ وَلَوْ بَعْدَ حِين » «У трёх людей непременно примется мольба: у справедливого правителя, у постящегося до того, как он розговеется, у притеснённого. Его мольба поднимется выше облаков, и откроются врата небесные ей, и тогда скажет Всемогущий Аллах: «Клянусь Своим величием, я непременно помогу тебе, даже если это будет потом».

1. Читай 100 раз ежедневно:

Ля хауля ва ля куввата илля билля

«Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха»

2. Чтобы разрушить замыслы и злобу твоего врага, читай следующее дуа 500 раз ежедневно в течение 3 дней:

Йа музилла кулли джаббарин Ааниид би кахрин Азымин ва сультани

«О, Унижающий всякого упорного притеснителя великой мощью Своею и властью!»

3. Имам Али (А) сказал: «Если угнетенный прочитает два ракята намаза, а потом прочитает 10 аят суры “Месяц” 100 раз, Аллах удалит от него зло угнетателя:

Рабби инни маглуубун фантасир

«О, мой Господь, я побежден – помоги!»

4. Имам Садик (А) сказал: «Если угнетенный прочитает два ракята намаза, а потом сделает саджда и скажет на одном дыхании (то есть будет повторять до тех пор, пока хватит дыхания):

Йа раббааху йа раббааху...

О Господь! О Господь!...

А потом прочитает аяты 50-54 суры “Звезда”, Аллах избавит его от угнетения, если Ему будет угодно». Вот эти аяты:

Ва аннаху ахляка Ааданиль ууля

ва самууда фа маа абкаа

ва каума нуухин мин каблу

иннахум каануу хум азлама ва атга

валь му"тафиката ахва

фа гашшахаа маа гашша

«И что это Он погубил первых адитов

и самудян, и не пощадил,

и народ Нуха еще раньше, — ведь они были еще грешнее и непокорнее, —

и низверг города перевернутые,

и покрыло их то, что покрыло ».

5. Следующее дуа настолько эффективно против врагов, что Имам Саджад (А) читал его регулярно. От него передано: «Кто прочитает следующее дуа – даже если все люди и джинны соберутся, чтобы причинить ему вред, они не смогут это сделать». Вот это дуа:

Бисми лляхи ва билляхи ва мина ллаахи ва иля ллаахи ва фии сабиили лляхи. Аллахумма ляка асламту нафси ва илейка ваджжахту ваджхи ва илейка фаввазту амри ва хфизни би хифзи ль-иимаани мин бейни йадейа ва мин хальфи ва Ан йамиини ва Ан шимаали ва мин фауки ва мин тахти вадфаА Анни бихаулика ва кувватика фа иннаху ля хауля ва ля куввата илля билляхи ль-Алийль Азым

«Во имя Аллаха, и через Аллаха, и от Аллаха, и к Аллаху, и на пути Аллаха! О Аллах, я подчинился Тебе, и к Тебе обратил свой лик, и возложил на Тебя свои дела! Так сохрани же меня защитою веры спереди и сзади, справа и слева, сверху и снизу, и удали от меня (зло) по силе Твоей и мощи, ибо нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого!»

6. Если враг находится перед тобой, то прочитай перед ним эти слова, дабы нейтрализовать его замыслы и злобу:

Атфайту газабака йа... биля иляха илля лла

«Я потушил твой гнев, о такой-то (имя врага), через (слова) “нет бога, кроме Аллаха”».

7. Передано в «Махаджу ль-даава», что Имам Садик (А), направляясь к тирану, читал суру «Ночь могущества», потом «Йа Аллах» («О Аллах») 7 раз, а потом следующее дуа:

Инни асташфиАу илейка би мухаммадин ва аалихи салла ллааху Алейхи ва ан таглибаху лии

«Я ищу Твоего заступничества через Мухаммада и его род, да благословит их Аллах, чтобы Ты дал мне одержать над ним верх (то есть над врагом)».

8. Чтобы защитить себя и свое имущество, читай ежедневно суру «Ночь могущества» так много раз, как сможешь, при этом каждый раз произнося салават перед ней и после нее.

9. Шейх Кулейни передает, что святой Пророк (С) рекомендовал своим последователям читать 1, 2, 3, 4, 255, 256, 257, 284, 285 и 286 аяты суры «Корова» для защиты себя и своего имущества.

10. Шейх Садук сообщает, что Имам Али (А) сказал: «Кто прочитает суру “Очищение”, “Ночь могущества” и аят Курси – каждый из них по 11 раз, — перед восходом солнца, его имущество будет защищено от любого вреда».

11. Держать на теле написанной суру «Покаяние» (в виде амулета или как-то еще) защищает от врагов и служит сохранности имущества.

12. Молитва Имам Али (А) для победы над врагами:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ. وَ لاَ حَوْلَ وَ لاَ قُوَّةَ اِلاَّ بِاللهِ الْعَلِیِّ الْعَظِيْمِ اَللَّهُمَّ اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعِيْنُ يَا اَللهُ يَا رَحْمٰنُ يَا رَحِيْمُ يَا اَحَدُ يَا صَمَدُ يَا اِلٰهَ مُحَمَّدٍ اِلَيْك نُقِلَتِ اْلاَقْدَامُ وَ اَفَضَتِ الْقُلُوْبُ وَ شَخَصَتِ اْلاَبْصَارُ وَ مُدَّتِ اْلاَعْنَاقُ وَ طُلِبَتِ الْحَوَآئِجُ وَ رُفِعَتِ اْلاَيْدِیْ اَللَّهُمَّ افْتَحْ بَيْنَنَا وَ بَيْنَ قَوْمِنَا بِالْحَقِّ وَ اَنْتَ خَيْرُ الْفَاتِحِيْنَ.

Бисми лляхи ррахмани ррахим ва ля хауля ва ля куввата илля билляхи ль-Алийиль Азым. Аллахумма йиякя наАбуду ва йиякя настаАин. Йа аллаху йа рахману йа рахиим йа ахаду йа самад йа иляха мухаммадин илейка нукилати ль-акдаму ва афазати ль-кулуубу ва шахасати ль-абсаару ва муддати ль-аАнааку ва тулибати ль-хаваиджу ва руфиАти ль-айди. Аллахумма фтах бейнана ва бейна каумина биль хакки ва анта хейру ль-фаатихиин

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! И нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого! О Аллах, Тебе мы поклоняемся, и Тебя просим о помощи. О Аллах, о Милостивый, о Милосердный, о Единый, о Самодостаточный, о Бог Мухаммада! К Тебе направились стопы, подчинились сердца, опустились взоры и склонились выи! У Тебя просят о нуждах и к Тебе поднимаются руки! О Аллах, рассуди между нами и людьми по истине, а Ты – Лучший из рассуждающих!»

Потом повторить три раза:

Ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар

«Нет бога, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего!»

13. Для уничтожения врагов читай аят Курси 21 раз в течение семи дней на восходе солнца, обратившись к кибле и не разговаривая ни с кем.

14. Если ты опасаешься встречи с врагами в каком-то месте, куда должен пойти, то перед выходом из дома прочитай суру «Кадр» («Ночь могущества») шесть раз, а затем подуй в следующем порядке: направо от себя, налево от себя, перед собой, позади себя, вверх, вниз.

После этого иди, и твои враги не встретятся тебе, ин ша Аллах, а если встретятся, то не заметят тебя.

15. Для избавления от нежелательных встреч с врагами, а также их враждебных действий также очень хорошо читать 9-й аят суры «Йа.Син» (его читал Посланник Аллаха, мир над ним и родом его, прячась от мекканцев в пещере):

وَجَعَلْنَا مِن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدّاً وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدّاً فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ

Ва джаАльна мин бейни айдихим садда ва мин хальфихим садда фа агшайнахум фа хум ла юбсируун

«Мы поставили перед ними преграду и позади них преграду и набросили на них покрывало, и они ничего не видят» .

16. Имам Хусейн (А) сказал: Если кто-то причинил тебе угнетение, соверши гусль, потом прочитай два ракята намаза под открытым небом, а затем скажи:

اَللَّهُمَّ إِنَّ فُلاَنَ ابْنَ فُلاَنٍ ظَلَمَنِيْ وَ لَيْسَ لِىْ اَحَدٌ اُصُوْلُ بِهِ غَيْرُكَ، فَاسْتَوَفَّ لِىْ ظُلاَمَتِىْ، السَّاعَةَ، السَّاعَةَ، بِاْلاِسْمِ الَّذِىْ سَاَلَكَ بِهِ الْمُضْطَرُّ فَكَشَفْتَ مَا بِهِ مِنْ ضُرٍّ، وَ مَكَّنْتَ لَهُ فِىْ اْلاَرْضِ وَ جَعَلْتَهُ خَلِيْفَتَكَ عَلٰی خَلْقِكَ، فَاَسْاَلُكَ اَنْ تُصَلِّىَ عَلٰی مُحَمَّدٍ وَّ آلِ مُحَمَّدٍ، وَ اَنْ تَسْتَوْفِىَ لِىْ ظُلامَتِىْ السَّاعَةَ السَّاعَةَ.

Аллахумма инна (имя угнетателя) заламани ва лейса лии ахадун усуули бихи гейрук. Фаставаффа лии зуляматии, ас-саА, ас-саА. Бисми ллязи саалака бихи ль-музтарру факашафта маа бихи мин зурриин ва макканта лаху филь ард ва джаАльтаху халиифатака Аля халькик. Фа асалукя ан тусаллия Аля мухаммадин ва аали мухаммад ва ан тастауфия ли зулаамати, ас-саА, ас-саА .

Новое на сайте

>

Самое популярное