Домой Деревья и кустарники Играть в преферанс бесплатно и без регистрации на русском языке. Правила игры в преферансленинград Играть в преф без регистрации

Играть в преферанс бесплатно и без регистрации на русском языке. Правила игры в преферансленинград Играть в преф без регистрации

У нас вы можете прямо сейчас играть в преферанс онлайн абсолютно бесплатно, причем без регистрации - как с компьютером, так и с реальными людьми через интернет. Здесь же можно скачать марьяж преферанс для компьютера, все необходимые для этого ссылки находятся чуть ниже этого текста.

В данный момент в системе доступны две версии игры в преферанс онлайн - "для друзей" и "публичная игра". Чтобы поиграть со своим другом или знакомым человеком, вам необходимо будет создать приватный стол и установить пароль, который нужно будет сообщить сопернику. В случае с публичной игрой, вы будете играть с незнакомыми, но реальными людьми со всего света.

Чтобы поиграть в преферанс с компьютером без регистрации, просто скачайте игру, установите и запустите ее. В случае игры с живыми соперниками тоже не обязательно регистрироваться, можно авторизоваться через одну из популярных соцсетей и тогда у вас будет возможность пообщаться с другими игроками, завести новые интересные знакомства, получать призы, подарки и всевозможные бонусы!

Желаем вам приятной игры! Ставьте лайки, делитесь ссылкой в соцсетях и приглашайте своих друзей, тогда играть станет еще интереснее!

Правила игры "преферанс" для компьютера и для ее онлайн версии

Колода карт для игры в преферанс
Преферансная колода состоит из 32 карт. В ней 4 масти по 8 карт в каждой - от туза до семерки.
Старшинство мастей по возрастанию: пики, трефы, бубны, червы.
Старшинство карт в масти по возрастанию: семерка, восьмерка, девятка, десятка, валет, дама, король, туз.
Одна из мастей может быть назначена козырем, любая козырная карта старше любой некозырной. В козырной масти старшинство карт сохраняется.

Правила взяток и очередность хода в преферансе
Первая карта, положенная на стол, называется ходом. На ход каждый игрок обязан выложить одну карту.
Карты выкладываются по следующим правилам:
На ход игрок обязан класть карту масти хода. Если в руке карт масти хода нет, игрок обязан класть козырь. Если нет козыря, можно класть любую карту. Взятку берет игрок, которому принадлежит старшая карта в данной взятке, учитывая козырей.

В преферансе права первой заявки при торговле и первого хода в игре передаются от игрока к игроку. Игрок, имеющий право первого хода и первой заявки в торговле, называется "первая рука". Следующий за ним игрок - "вторая рука" и последний игрок - "третья рука".

Виды игр в преферансе
В преферансе три группы игр - игры на взятки, мизер и распасовка.
В играх на взятки игрок обязуется взять не менее заявленного им при торговле количества взяток. Игра может идти с козырем и без козыря. Цель других игроков - помешать ему это сделать - т.е., в свою очередь, взять как можно больше взяток (если возможно).
Заявив мизер, игрок обязуется не взять ни одной взятки. Другие игроки, напротив, стараются вынудить его взять взятки.
В распасовках каждый игрок старается взять как можно меньше взяток.

Возможные заказы игр
Игры на взятки и мизер ранжируются следующим образом: минимальное количество взяток, которое можно заказать - 6, максимальное - 10.
Играющий обязуется взять заявленное количество взяток, при этом все Вистующие суммарно должны взять, при шестерной игре не менее 4 взяток, при семерной не менее 2, при восьмерной, девятерной, десятерной не менее 1 взятки. На мизере у Вистующих нет обязательств.
Например, контракт 6 пик означает, что игрок обязуется взять не менее 6 взяток с козырем пиковой масти. Играть можно без козыря (Б/К), такая игра старше козырной при одинаковом количестве взяток.

Запись в преферансе
Смысл игры в преферанс заключается в том, чтобы, оценив свои карты, заказать и сыграть наиболее выгодный контракт.
Результаты игр в преферансе записываются в пулю, на гору и в висты. За сыгранный контракт игрок получает очки в пулю. За заказанный и несыгранный контракт игрок получает штраф на гору. Игроки, оппонирующие играющему, пишут на него за каждую взятую ими взятку висты, а если не взяли необходимое количество взяток - получают штраф в гору.
Игровой протокол записи пули, горы и вистов также называется пуля.

Разновидности преферанса, отличающиеся стоимостью игр и распасов, распределением вистов между игроками, особенностями торговли, называются конвенциями. В нашем проекте представлены варианты игры - Ленинградка, Сочинка и Ростов.

Торговля
В каждой сдаче играют три игрока. Раздается по 10 карт. Две оставшиеся карты называются прикупом, и их содержание никому неизвестно до момента окончания торговли. Цель торговли состоит в том, чтобы получить право на прикуп и заказать наиболее выгодный для себя контракт.
Процесс торговли в преферансе состоит в следующем. Каждый игрок, по очереди, по часовой стрелке, может сделать заявку на игру или отказаться от игры. При заявке на игру он должен явно указать тип игры, а при отказе от игры - заявить «пас». Спасовавший игрок в дальнейшей торговле участия не принимает. В свою очередь можно сделать только одну заявку. Минимальный заказ - шесть взяток, с пикой в козырях - т.е. «6 пик». Следующий игрок может заказать в соответствии со старшинством игр в таблице только более старшую игру, то есть «6 треф». Последующей заявкой может быть только «6 бубен» и т.д. Если игрок не хочет торговаться дальше, он может в свою очередь заявить «пас». Последний не спасовавший игрок, участвовавший в торговле и сделавший самую старшую заявку, получает право на прикуп и заказ контракта.
Если спасовали все три игрока, разыгрывается распасовка - игра, в которой все стараются взять как можно меньше взяток.

Заказ игры
После окончания торговли прикуп открывается на всеобщее обозрение и отдается игроку, выигравшему право на заказ игры. Игрок берет прикуп и сносит две любые карты в снос. После этого он должен заказать игру. Заказывать можно любую игру не младше той, на которой остановилась торговля. Есть одно исключение - мизер. Заказывать мизер можно только сразу. То есть, нельзя сначала сказать «шесть пик», а потом, на следующем круге торгов - «мизер».
Если игрок взял прикуп, то заказывать игру обязательно, даже если ее заведомо невозможно выиграть.

Игра на взятки
Игрок, участвовавший в торговле и взявший прикуп, обязан заказать игру не ниже той, до которой дошла торговля. Например, если торговались до 7 пик, то шестерные игры заказать уже нельзя. Игра назначается после сноса.
Заказав игру, играющий обязуется взять определенное количество взяток. Если играющий не набирает нужного числа взяток, ему записывается штраф на гору. Величина штрафа зависит от недобранного количества взяток. Недобор взяток называется ремиз.
Если играющий берет заявленное число взяток, делается запись в пулю, в размере, определенном для данной игры.
Если играющий взял больше взяток, чем требовалось по заказанной игре - например, заказал 6 взяток, а взял 7 - запись все равно идет в соответствии с заказанной игрой. Игра на взятки разыгрывается, если она завистована. Это означает, что хотя бы один из соперников по игре заявил «вист» и, таким образом, принял на себя обязательство взять определенное количество взяток. Если все игроки сказали «пас», то игра считается сыгранной, и в пулю делаются соответствующие записи.

Вист
После того, как произошел заказ контракта, остальные игроки должны определиться - обязуются ли они взять положенное им в данной игре число взяток, или нет. Если игрок обязуется взять определенное число взяток, он заявляет «вист», если нет - «пас».

Вистовать - разыгрывать контракт - можно втемную и всветлую. Если вистуют оба игрока, то вист всегда втемную. Если вистует один игрок, а другой пасует, то вистующий игрок выбирает тип виста - всветлую или втемную. Если выбран вист всветлую, то карты и пасующего и вистующего игрока выкладываются на стол, и вистующий распоряжается как своими картами, так и картами спасовавшего.
Если право первого хода у играющего, то игроки должны перед началом игры договориться, в какой момент открывать карты - до первого хода или после первого хода играющего.

Ответственность при вистовании
Если игра завистована, то вистующий несет ответственность за взятие определенного числа взяток. Пасующий такой ответственности не несет. За каждую взятку вистующий пишет определенное число очков (вистов) на играющего.
Если вистуют оба соперника играющего, то, при недоборе взяток (ремизе), кроме вистов за фактические взятки, игрок, недобравший взяток пишет штраф в гору. Если играющий недобрал взяток, то вистовавшие дополнительно к вистам за фактические взятки, получают консоляцию - премию за подсад играющего. Размер консоляции, ее распределение между игроками, количество очков за взятку - зависит от конвенций преферанса.

Мизер
Мизер - игра, когда играющий обязуется не взять ни одной взятки. Мизер можно заказать только в случае, если игрок в текущей сдаче не сделал до этого ни одной заявки. В торговле мизер перебивается девятерной (или, по договоренности, десятерной игрой). Мизер играется без козырей, все остальные правила взяток (берет старшая карта, на масть обязательно класть масть, если нет масти, класть можно любую карту, ходит игрок, взявший последнюю взятку) сохраняются.

Распасовка или распасы
Распасовка разыгрывается, если все три игрока заявили «пас». Распасовка - это игра, при которой все игроки стараются взять как можно меньше взяток. Козырей на распасовке нет.
Игра начинается с того, что последовательно открываются по одной карты прикупа.
При игре втроем карта прикупа только обозначает масть, а взятка принадлежит тому из игроков, кто положил старшую карту. При игре вчетвером, карта прикупа принадлежит четвертому игроку. Поэтому если эта карта берет взятку, то это взятка считается сдатчику и записывается в гору на общих основаниях.
В разных конвенциях преферанса - свои особенности игры и записи результатов распасовки. В конвенции стола оговариваются особенности распасовок, т.е. прогрессирующее увеличении стоимость взятки, если играется несколько сдач подряд. Разновидности прогрессии - арифметическая и геометрическая.

Стоимость игр
Каждой игре соответствует определенное количество очков, которое игрок записывает или в пулю, если успешно сыграл игру, или на гору, если не взял нужного числа взяток. За каждую взятку при вистовании игрок пишет висты. Если вистовавший игрок недобрал взяток, то он пишет одновременно и висты, и штраф в гору. При ремизе играющего вистовавший игрок пишет консоляцию - премию за подсад игравшего. Размер премии за подсад, распределение вистов, их величина, стоимость игр варьируется в зависимости от разновидности (конвенции) преферанса. В результате всех записей для каждой игры получается баланс выигранных и проигранных вистов, что составляет ее стоимость.

Поклонники карточных игр могут отлично провести время, играя в любимые азартные развлечения на своем домашнем компьютере. Одной из наиболее популярных карточных игр, являющейся увлекательным и любимым приложением многих картежников, является преферанс. Благодаря наличию сервера, на котором выложены игры в онлайн режиме, у пользователей есть возможность играть в преферанс с компьютером без регистрации, нужно только скачать файл к себе на компьютер .

Правила игры в Преферанс

Колода насчитывает 32 карты, в которой для каждой масти определена своя ценность: наименьшую важность имеют пики, затем трефы, бубны и самые старшие - червы. Используются карты, начиная от семерки и заканчивая тузом. Предварительно игроки выбирают козырную масть, она будет иметь преимущество над всеми остальными мастям.

В игре принимают участие трое человек, иногда четвертый игрок выполняет функцию сдающего. В преферансе против компьютера могут выступать три игрока.

Компьютер сдает десять карт каждому игроку, оставшиеся две называют прикуп, и за него игроки могут бороться, чтобы поменять свои карты. Начинается игра с того, что игрок кладет на стол одну карту, все остальные должны перекрыть, выложив карту такой же масти, или использовать козырем. При отсутствии нужной карты, игроку разрешено положить любую, но тогда с него снимают право забирать взятку. Чья карта будет старше, тот участник может забрать все карты, что есть на столе, тем самым он получает взятку.

Варианты преферанса

Делая ход картой, каждый игрок определяет себе заказ - он заявляет, какое количество карт он готов взять.

Игра имеет три варианта:

  1. В игре «взятки» - количество взяток должно быть равно или больше заявленных игроком. Остальным игрокам необходимо предотвратить такую возможность, собрав больше взяток себе;
  2. В распасовке каждый игрок заявляет и старается взять наименьшее количество карт;
  3. В мизере игрок не должен взять ни одной взятки. Остальные игроки стараются сделать так чтобы, заявивший забрал как можно больше взяток.

Цель игры

Главная цель игры в карточный преферанс - это набрать больше очков, чем у соперников. Система начисления заработанных баллов подразделяется на три категории:

  1. Пуля;
  2. Гора;
  3. Висты.

Если игроку удалось взять заказанное количество взяток, его счет записывается в категорию Пуля. При неудавшемся наборе взяток - очки поступают в категорию Гора. В категорию Висты попадают выигрышные очки остальных игроков. Если играть в преферанс с компьютером, легче вести подсчет взяток, но нужно быть внимательнее и хитрее, чтобы победить.

Преферанс — правила игры

Преферанс (фр. preference "предпочтение, преимущество") — карточная игра, известная также как "пулька". Появилась в России в середине XIX века. Предшественниками преферанса был вист и другие карточные игры. Играется втроем, вчетвером (один по очереди "на прикупе") или вдвоем (гусарик).

Преферанс является коммерческой игрой, в которой выигрыш или проигрыш определяется в большей степени умением игрока, в отличие от азартных игр. Однако в преферансе деньги не являются элементом стратегии (в отличие от покера, например), что делает их необязательной частью игры.

Как играть — правила преферанса

В игре используется колода из 32 карт от семерки (младшая) до туза (старшая) каждой масти.

Для записи премиальных и штрафных очков используется специальным образом размеченный лист бумаги - пулька. Каждый игрок имеет в пульке три области: висты, пуля, гора.

Партия играется до тех пор, пока все игроки не получат оговоренное количество очков в пуле, или по количеству кругов.

Раздача карт и торговля

Сдающий тасует колоду и сдает парами три кучки по 10 карт и 2 карты кладет в прикуп. При игре втроем это должна быть не первая и не последняя пара карт, при игре вчетвером в прикуп кладутся две последние карты.

После чего происходит торг между игроками, определяющий тип игры. Заявки объявляются по часовой стрелке, и первым заявку делает игрок, следующий за раздающим. Торг начинается с минимальной игры (6 пик) и каждый следующий игрок называет игру выше, чем предыдущий, либо пасует, выходя из торговли. Старшинство — от 6 до 10, старшинство мастей - пики, трефы, бубны, черви. Игра "без козыря" старше любой другой игры на взятки с тем же количеством заявленных взяток. Заявка мизер не может следовать от игрока, уже называвшего в розыгрыше другую игру или пасовавшего, и может быть перебита заявкой на девятерную игру, после чего торговля прекращается (существуют вариации правил, в которых можно заявить мизер без прикупа, который в свою очередь может быть перебит заявкой девять без прикупа). Если все игроки спасовали, играют распасы. Если не играется ни мизер, ни распасы, торговля продолжается до тех пор, пока не останется только один игрок.

Существует 3 типа игр: игра на взятки, мизер, распасы.

В игре на взятки победивший в торге игрок обязуется играть с определенным козырем (или без козыря) и взять определенное количество взяток. Он забирает прикуп и сносит две ненужные карты. Затем он заказывает игру, то есть окончательно объявляет козырь (или его отсутствие) и сколько взяток он обязуется взять. Нельзя заказать меньше, чем обязался в торге. Например, игрок, обязавшийся в торговле играть 7 бубен, может заказать игру 7 бубен, 7 червей, 7 без козыря, 8 пик и т.д. но не 7 пик или 6 червей.

Другие игроки играют вместе против него; каждый из них решает проверять (вистовать) или не проверять (пасовать). Вистующий игрок тоже обязуется взять определенное количество взяток. Если оба вистуют, то игра разыгрывается в закрытую. Если вистует один игрок, то игра может разыгрываться и в открытую, то есть оба кладут карты на стол и вистующий ходит за себя и за пасующего. Цель игры для всех - выполнить свой контракт (взять нужное количество взяток) и по возможности нарушить контракт оппонента (то есть заставить взять меньше взяток, чем заказано, на игре на взятки и отдать как можно больше взяток объявившему мизер).

При мизере игрок обязуется не взять ни одной взятки. Оппоненты играют в открытую и без контракта. Их цель - заставить игрока взять как можно больше взяток. Игрок забирает прикуп, показывает все 12 карт оппонентам, закрывает все карты и сносит две карты.

В случае, если торговля звучала как "пас-пас-пас", разыгрываются распасы́.

При распасах каждый играет сам за себя, пытаясь взять минимальное количество взяток, либо меньше чем у партнера (в ростовской конвенции). Карты прикупа либо определяют заходящую масть первых двух взяток, либо принадлежат сдающему (при игре вчетвером), либо не открываются ("ростов", "гусарик").

Основное действие в преферансе - розыгрыш взятки. Игроки в определенном порядке кладут по одной карте каждый. Первый ходящий задает масть. Остальные должны или нести карты той же масти, или козырной, если не имеют заданной масти, или любой, если не имеют козырной. Игрок, положивший старшую карту, забирает взятку. Взятки считаются по их количеству вне зависимости от количества и номинала карт в них.

За каждую сыгранную игру на взятки или мизер, играющий записывает себе определенное количество очков в пулю, а вистующий - вистов на играющего. Превышение контракта ничего не дает играющему, но опасно для вистующих, так как они обязаны взять не меньше определенного по конвенции количества взяток.

Например играющий заказал контракт 6 пик. И в ходе розыгрыша взял 7 взяток. Вистующие на двоих должны были взять 4 взятки. Если вистовали оба, то "в гору" получит тот, кто взял меньше двух взяток. Если вистовал один, то он получит "в гору" без одной (4-1=3), то есть столько, сколько оговорено конкретной конвенцией.

За каждое нарушение контракта при игре на взятки или в мизер, игроки получают определенное количество очков в гору. Взятки, полученные на распасах, также пишутся в гору или же игрок, взявший меньше всех, пишет висты на других ("ростов").

Правила игры, вообще говоря, позволяет остановить и расписать по договоренности игроков контракт в любой момент, равно как и продолжить игру даже после закрытия пули. Однако, этика игры диктует требование доиграть пулю до конца. Досрочно остановить игру можно только из-за очень серьезных обстоятельств, например, болезни одного из игроков. В тот момент, когда все игроки достигают ограничения, игра останавливается и один из них "расписывает пулю". При игре на деньги, как правило, полученное количество вистов умножается на цену виста и игроки, согласно этике карточной коммерческой игры, должны немедленно расплатиться.

Существуют различные варианты условленного ограничения игры: по времени, по количеству кругов, до определенной величины в пуле. Наиболее рапространенный вариант - это заранее оговоренное игроками ограничение в пуле: например до 20.

Разновидности преферанса

Существуют несколько конвенций, определяющих оценку игр - наиболее известны сочинка, ленинградка и ростов. Также известен так называемый классический вариант.

В преферансе есть много вариаций правил, которые могут быть введены в любую конвенцию и должны оговариваться перед началом каждой партии, например, сталинград (обязательный вист при игре на взятки в 6 пик).

Для данной разновидности характерен ответственный ("жлобский") вист. Поскольку вистование затруднено, считается "игрой против вистующего".

Вист в данной конвенции полуответственный ("джентльменский"). Соответственно, данная разновидность может рассматриваться как "игра вистующего". Гора, обычно, двойная, а пулька ограничена по времени.

При игре на распасах прикуп не открывается. Взявший наименьшее количество взяток записывает определенное количество вистов на партнеров. Считается, что это игра для мастеров распасов.

Игра с "бомбами". Возможность использования "бомб" вносит в игру большой элемент случайности.

Игра с премиями: тому, кто первый закрыл пулю, и тому, у кого меньше всех очков на горе. Размер премий является предметом соглашения игроков перед началом игры, чаще всего - 100 вистов. Обычно играется "5 по 20" (иногда "7 по 20"), то есть игра состоит из пяти скачков до 20 в пуле. Тот, кто первый "доскакал" до 20 очков в пуле ("призер"), пишет на остальных по 100 вистов. Тот, у кого на этот момент меньшая гора ("амнистер"), также пишет на остальных по 100 вистов. Таким образом, премии "призера" и "амнистера" взаимокомпенсируются, исключая случай, когда игрок стал и "призером", и "амнистером". Пуля на этом закрывается и начинается новый скачок, причем гора и висты не закрываются.

Приведенные ниже параметры могут изменяться в разных компаниях. Всегда уточняйте их перед началом игры.

Жлобский, или ответственный (все висты за подсад играющего и штрафы за недобор взяток вистующий пишет себе, как за себя, так и за пасовавшего).

Джентльменский, или полуответственный (висты и штрафы вистующий с пасовавшим делят пополам).

ПАС-ПАС-ВИСТ (на 8-й и 9-й играх первый вистующий может перезаказать ВИСТ при двух пасах).

В игре на взятки:

Десятерная игра (вистуется (разыгрывается) / проверяется).

Заказ "шесть пик" вистуется обязательно(так называемый "Сталинград")/по желанию.

Первый ход играющего в темную/в светлую при висте лежа.

Возможность ухода за полвиста (вист-пас-полвиста).

Выход из распасов (простой/затрудненный/тяжелый, 6/6/6, 6/7/7, 6/7/8, соответственно).

Цена взятки на распасах (обычно 1 очко, иногда бывает 2).

Прогрессия цены взятки на распасах (отсутствует/арифметическая/геометрическая).

Предел прогрессии цены взятки на распасах (рост прекращается после первого/второго повышения/не прекращается никогда).

Прикуп открывается (показывается масть хода) или нет (масть определяет первый игрок).

Получает ли сдающий штраф за взятки на карты из прикупа.

Ленинградка (Ленинградский преферанс)
Запись в пульку и в гору в ленинградке:

Основные характеристики:
вист полуответственный: за подсад на висте в гору пишется половина стоимости игры;
консоляция (премия за подсад разыгрывающего): при ремизе (подсаде) разыгрывающего оба защитника пишут на разыгрывающего висты - в размере стоимости игры за каждую недобранную взятку.
Консоляция пишется вдобавок к вистам за фактически взятые взятки;

Пример консоляции в ленинградке:

вист джентльменский: при подсаде разыгрывающего (когда вистовал один, а другой пасовал) вистовавший и пасовавший защитники пишут все висты пополам - и консоляцию, и висты за фактически взятые взятки. Висты делятся по-джентльменски независимо от того, происходил ли розыгрыш в светлую или втёмную.
Пример записи при джентльменском висте:

распасовка на гору: обычно по 2 очка за каждую взятку;
распасовка прогрессирующая: обычно в арифметической прогрессии (2-4-6);
за ноль взяток на распасовке: игрок пишет в пульку стоимость 1 взятки;
прикуп на распасовке: открывается и

  • при игре втроём показывает масть хода (достоинство карты не учитывается);

  • при игре вчетвером карты прикупа принадлежат сдатчику, который пишет и в гору, и в пулю на общих основаниях

  • окончание пульки: в ленинградку играют до того момента, когда сумма записей в пульке достигнет условленной величины, умноженной на количество игроков. Тот, кто не доиграл до среднего арифметического, выносит на гору двойную разницу между фактически набранной в пулю суммой очков и средним арифметическим. Тот, кто переиграл, списывает свою разницу с горы - тоже вдвойне.
    Пример:

    Если попытаться охарактеризовать ленинградку одним словом - это игра против играющего, в то время, как сочинка - игра против вистующего, а московская пулька - для мастеров распасовки.

    КОНСОЛЯЦИЯ,

    Штрафные очки, род пени, взимаемые в различных играх сверх прямого проигрыша. В преферансе при ремизе играющего вистующие и сдатчик получают консоляцию в размере недобранного играющим количества взяток, помноженного на стоимость взятки. Например, при подсаде на шестерной без одной каждый пишет за фактически взятые взятки плюс одну - за безвзятие.
    В червях игру сквернейшую
    Сыграл и - был без трёх!
    Хотя в душе нотацию
    Себе я прочитал,
    Но тут же консоляцию
    Сосед с меня взыскал.

    (Некрасов. Говорун).

    РЕМИЗ,

    (преферанс, винт, бридж) недобор взятки, подсад на игре или висте, невыполнение обязательства взять то или иное количество взяток на игре (или обязательства не брать взяток - на мизере). Запись за ремиз в преферансе делают на гору. Это всегда проигрыш.
    Существуют выражения: ремизить - подсадить партнёра, устроить ему подсад, не дать набрать положенного числа взяток; подвести под ремиз - не дать взять заявленные взятки; ремизиться, обремизиться - подсесть самому, не выполнить взятых обязательств на игре.
    Горничная неслышно двигалась по пушистому ковру, разнося стаканы с крепким чаем, и только шуршали её накрахмаленные юбки, скрипел мелок, и вздыхал Николай Дмитриевич, поставивший большой ремиз.
    (Леонид Андреев. Большой шлем).
    Вистовали оба защитника.
    Противоположность джентльменскому висту - жлобскийвист, где все висты за фактически взятые взятки пишет вистующий, а пасующий защитник - только консоляцию.
    Среднее арифметическое (сумма 150).
    *По материалам сайта www.cgm.ru

    Преферанс онлайн Преферанс играть онлайн

    Преферанс – одна из самых популярных в России карточных игр, построение действий в которой основано исключительно на грамотности математических расчетов и точности стратегических ходов. Играя в преферанс онлайн. можно получить огромное удовольствие от игры, так как в онлайн преферансе не нужно делать самостоятельных расчетов, за Вас это сделает программа бесплатно.

    Общие правила карточной игры Преферанс

    Преферанс играть может двое, трое или четверо участников. При этом в преферансе используется колода из 32 карт, начиная с 7 и заканчивая Тузами. В онлайн игре существует понятие старшинства мастей, которое сохраняется при определении козыря. По старшинству сначала идут красные масти (черви и бубны), затем черные (трефы и пики). В игре Преферанс на четырех определяется сдающий (прикупной игрок) и три игрока. Сдающий выдает игрокам по 10 карт (сдача происходит по 2 карты) и 2 карты прикупа оставляет себе. Цель игры Преферанс – грамотно оценить свои карты и сыграть наиболее выгодную партию (мизер, игру или распасовку).

    Скриншот: победа!

    Правила игры Преферанс онлайн

    Преферанс онлайн с реальными людьми, предполагает участие трех игроков, сдающий при этом определяется в автоматическом режиме. При реальной игре в преферансе, порядок расположения игроков определется с помощью жребия. Раздача карт происходит начиная с играющего, находящегося слева от сдающего, последние 2 карты (прикуп) остаются у сдающего и открываются только по окончанию всех торгов.

    Оценив свои карты, игрок может начать одну из предложенных ниже вариантов игр Преферанса:

    До начала первого хода игрок должен указать максимальное количество взяток, которые он собирается собрать в игре. Если количество взяток не будет соответствовать указанному, он проигрывает.

    Игроку предстоит сыграть игру так, чтобы не взять ни одной взятки.

    Если все три игрока сказали «пас», то они должны взять минимум взяток за игру. Козыри в распасовке отсутствуют.

    Распасовка в преферансе не предусматривает смену сдающего, за исключением тех случаев, когда игроки пасуют три раза подряд. После оценки карт начинаются торги, когда игроки по очереди (в том же порядке, что и происходила раздача) делают свои заявки на игру. В игре Преферанс онлайн игру ведет тот участник, который сделал наибольшую заявку. Карты прикупа открываются автоматически и переходят играющему, вместо них он «втемную» скидывает две карты из своего расклада.

    Если вы решили сыграть Преферанс бесплатно, тогда должны помнить, что игра на мизер заказывается только сразу, после получения карт прикупа изменить свое решение уже нельзя. Можно без регистрации поиграть в преферанс с компьютером, или скачать преферанс на свой компьютер или телефон. Если у одного из участников после получения карт прикупа выпадает расклад из всех старших карт (A, K, Q, J) четырех мастей, он может объявить «Преферанс». Это позволит ему списать свою гору, закрыв пулю и дописать противникам по 100 дополнительных вистов.

    В игре на взятки козырной является та масть, которая заявлена игроком в заказе. Взятку забирает тот участник, который ставит наибольший номинал карты. Заказчик игры Преферанс должен выполнить условие контракта, но и остальные участники могут подать свои заявки на вистование. Они могут указать, сколько взяток планируют взять в игре.

    Карточная игра Преферанс онлайн продолжается до тех пор, пока не будут выполнены условия выигрыша, указанные вначале игры. Это могут быть:

    • Набранное игроками суммарное число очков в пуле.
    • Получение определенного числа (заданного вначале игры) очков одним из участников Преферанса.
    • Количество игр, по окончания которых по очкам определяется победитель.

    Основные правила торговли в игре Преферанс онлайн

    Прежде чем в Преферанс играть, нужно разобраться с особенностями торговли. Это наиболее важная часть игры, которая имеет множество особенностей. Торговля в Преферансе – это борьба между игроками за право получения прикупа, что обеспечит возможность заказа наиболее выгодного контракта. В игре Преферанс онлайн каждый участник по порядку (по часовой стрелке от сдающего) должен сделать заявку на игру со взятками или мизер, в противном случае нужно заявить «пас».

    Заявку можно делать только тогда, если есть реальный шанс взять 6 взяток пиковой масти. Если такая заявка присутствует, то следующий участник может указать только более высокую ставку – 6 взяток трефовой масти. Так продолжается по старшинству мастей. Игрок, заявивший наивысшую ставку, забирает прикуп и делает свой заказ на игру Преферанс. В случае, когда три игрока пасуют, происходит распасовка, в ходе которой нужно взять наименьшее количество взяток.

    Заявки в Преферанс онлайн может делать не только участник, делающий заказ. Остальные два игрока не только должны помещать заказчику взять нужное количество взяток, но и набрать свои висты.

    Правила вистования в Преферансе онлайн

    В Преферанс играть нужно реально оценивая свои шансы на победу. По окончании торгов и определения заказа на игру остальным двум игрокам необходимо завистовать или пасовать в игре заказчика. Если игрок готов взять определенное количество взяток, ему нужно заявить «вист», если нет, тогда он пасует. Допустимое количество вистов определяется в соответствии с заказом игры:

    Минимальное число взяток, указанное в заказе

    Допустимое количество вистов для других игроков

    Правила расписывания очков в игре Преферанс

    Играя онлайн версию Преферанс бесплатно, вам не потребуется собственноручно расписывать очки в таблице, они все распределяются в ходе игры автоматически. Тем не менее, важно знать основные аспекты записей. Для игры Преферанс существует специальная таблица, куда вносятся результаты всех сыгранных игр для каждого участника.

    Размер начислений очков зависит непосредственно от того, в какой именно Преферанс играть вы собираетесь, так как каждая разновидность онлайн версии (Сочинка, Ленинградка, Ростов) имеет свою систему ставок и конвенцию.

    Результаты каждой игры Преферанс расписываются в три графы таблицы – на гору, в пульку и в висты. Очки распределяются следующим образом:

    Место в таблице

    Очки за невыполненные условия заказа на контракт или вистование

    Вносятся очки в случае успешно выполненного заказного контракта

    Количество взяток, полученных игроками, играющими против заявителя контракта

    Как в преферанс играть? Процесс игры

    Игра состоит из следующих этапов – раздача, торговля, заказ игры, собственно игра. Игра может быть следующих типов:

    1. на взятки – игрок обязуется взять кол-во взяток, не менее чем заявлено
    2. мизер – игрок обязуется не взять ни одной взятки
    3. распасовка – каждый игрок стремится взять как можно меньше взяток

    Торговля

    После раздачи в преферансе, происходит торг между игроками, суть которого в том, что бы заказать и сыграть более выгодный контракт. Каждый игрок в порядке очередности, по часовой стрелке, может или объявить заявку на игру, или оказаться от игры. Следующий игрок, по кругу, может заказать более старшую заявку. Если же он не хочет торговаться, то он может заявить “пас”.

    Последовательность контрактов в торговле по старшинству:

    Играющий обязуется взять взяток

    Вистующие должны взять на всех взяток, не менее

    БК – игра без козырей. Такая игра старше чем козырная при одинаковом количестве взяток.

    Игрок сделавший самую старшую заявку забирает прикуп, и получает право на заказ контракта в преферансе. Если же все игроки сказали “пас”, тогда разыгрывается распасовка.

    Заказ игры

    После окончания торговли в онлайн преферансе, прикуп открывается на всеобщее обозрение. Игрок, которому достался прикуп, берет его, и скидывает две любые карты. После этого он обязан заказать игру, причем не меньше, по старшинству, той, на которой остановилась торговля. Единственное исключение в преферанс бесплатно – мизер, его можно заказывать только сразу.

    Вист:
    После того, как играющий произвел заказ контракта, остальные игроки решают – обязуются ли они взять положенное им в данной игре число взяток, или нет. Если игрок обязуется взять определенное число взяток, он заявляет “вист”, если нет – “пас”.

    Разыгрывать контракт (вистовать) в преферансе - можно втемную и в светлую. Если вистуют оба игрока - вист всегда втемную. Если вистует один игрок, а другой пасует, то вистующий игрок имеет право выбора типа виста – втемную или в светлую. Если выбран вист в светлую, то карты и пасующего и вистующего игрока открываются, при этом вистующий распоряжается как своими картами, так и картами спасовавшего.

    Игра на взятки в преферанс бесплатно

    Игрок заказавший игру в префе, обязан выполнить контракт – взять заявленное количество взяток. Если играющий не набирает нужное число взяток, он получает штраф, который записывается в гору. Если игрок взял нужное кол-во взяток, ему делается запись в пулю. Если игрок в преферансе взял большее количество взяток от заявленного, ему все равно идет запись в соответствии с заявленной игрой.

    Игра на взятки играется в том случае, если она “завистована”, то есть хоть один из соперников в преферансе заявил “вист” (принял на себя обязательства взять определенное кол-во взяток). Если же все игроки сказали “пас”, то такая игра считается сыгранной (в пулю вносится соответствующая запись).

    Мизер в преферансе

    Мизер – игра, которую играющий обязуется сыграть, не взяв ни одной взятки. Мизер в преферансе заказывается только в том случае, если в текущей сдачи игрок еще не делал ни одной заявки.

    Распасовка

    Разыгрывается, если все три игрока, в заказе игры, заявили “пас”. Распасовка – это игра, в которой необходимо взять как можно меньше взяток (за взятки причитается штраф). Козырей на распасовке нет.

    Запись очков и продолжительность партии

    Каждой разновидности преферанса соответствует определенное количество очков за размер премии, подсад, распределение вистов, их величина, стоимость игр.

    Для записи очков в онлайн игре преферанс игрокам, используется специально размеченный лист бумаги, называемый “пулька”.

    Пулька

    Если игрок сыграл успешно - он записывает их в пулю. Если не набрал нужного числа взяток – в гору. За каждую взятку при вистовании игрок пишет висты. Если вистовавший игрок не добрал взяток, то он пишет одновременно и висты, и штраф в гору. При ремизе (недобор взяток) играющего, вистовавший игрок пишет консоляцию – премию за подсад игравшего. В результате всех записей для каждой игры получается баланс выигранных и проигранных вистов, что составляет ее стоимость.

    Партия преферанса состоит из нескольких игр, и играется до выполнения условия ее окончания. Преферанс скачать не требуется. Условия в преферанс играть, в зависимости от предварительной договоренности игроков, могут быть следующими:

    • каждый игрок набрал определенное количество очков в пуле
    • игроки набрали определенное суммарное количество очков в пуле
    • сыграно определенное число раздач

    История возникновения игры Преферанс

    Появление игры Преферанс приходится на середину XIX века. Несмотря на то, что эта игра имеет русские корни, название у нее французское – Preference и обозначает оно преимущество разума над везением. Преферанс играть можно не только в казино, но и на компьютере и телефоне без необходимости скачивания. Преферанс онлайн – это максимум азарта, который может принести Вам неплохой выигрыш!

    Терминология в игре Преферанс онлайн

    • Первая рука – игрок, который первым будет делать ход в преферансе.
    • Втораярука – игрок, делающий ставки вторым.
    • Третья рука – игрок, третьим вступающий в игру.
    • Антэ – первая (номинальная) ставка в игре преферанс.
    • Пас – отказ от дальнейшего участия в торгах.
    • Марьяж – наличие в раскладе Короля (K) и Дамы (Q) одинаковой масти. Часто так называют игру Преферанс в различных регионах.
    • Прикуп – две карты, принимающие участие в торгах Преферанса.
    • Торги – поочередные заявки участников на заказ игры.
    • Контракт – вид игры в преферансе, который определяется участником, победившим в торгах.
    • Распасовка – вид игры, условием которой является пасование всех участников.
    • Мизер – вид контракта, при котором заказывающий игру участник не может взять ни одной взятки.
    • Пулька – название таблицы для внесения результатов и место, куда вносятся очки участника, выполнившего заявленный контракт.
    • Гора – место в таблице преферанса для записи всех штрафных очков, полученных за игру.
    • Вист – игра оппонентов против заявителя контракта и раздел в таблице подсчетов, куда вносятся очки игроков.

    Дополнительные термины, встречающиеся в игре Преферанс

    • Бескозырка – игра в преферансе, при которой берутся взятки без определения козыря.
    • Большой мизер – при котором не участвуют карты прикупа.
    • Одинарный вист – комбинация, в которой присутствуют карты одной масти, на выходе дающие одну взятку.
    • Двойной вист – комбинация из карт одинаковой масти, на выходе дающих игроку 2 виста.
    • Обязательный вист – оппоненты заказчика контракта обязаны отыграть у него свои висты.
    • Гарантированный вист – присутствие карты в онлайн преферансе, которая обеспечит гарантированную взятку (к примеру, козырная карта старшего порядка).
    • Ремиз – недостаточное количество взяток до числа, указанного в заявке.
    • Роспись пули – ситуация, при которой у игрока отсутствуют карты одной из четырех мастей.
    • Раз – шаг в игре Преферанс, заявка на активное участие в торгах.
    • Подсад – ситуация, при которой игрок не смог выполнить условия заказного контракта.
    • Флаг – если на горе или в пульке собирается 100 очков, в онлайн преферансе.
    • Преф - сокращенное название онлайн игры преферанс. используемое в разговорной речи.
    • Преферанс - состояние в игре преферанс, которое возникает после торговли, кроме торговли до мизера, при наличии на руках игрока туза (включая прикуп), короля и дамы во всех четырех мастях. Профессиональными игроками в преферанс считается шулерским правилом, но в бесплатном онлайн преферансе оно может действовать.
    • Ставка – сумма фишек при игре в преферанс на деньги.
    ИГРАТЬ онлайн

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное