Домой Овощи Бог лакшери кем он был для индейцев. Религия ацтеков: боги и богини ацтекской цивилизации. Главные боги майя: существа, на которых держался мир

Бог лакшери кем он был для индейцев. Религия ацтеков: боги и богини ацтекской цивилизации. Главные боги майя: существа, на которых держался мир

Кецалькоатль.

Мифология Месоамерики, в том виде, в каком она сложилась к XVI в. (когда сюда прибыли европейцы), явилась результатом сложного синтеза нескольких, последовательно сменявших друг друга индейских культур. Первой высокоразвитой цивилизацией Центральной Америки считается цивилизация ольмеков, существовавшая в долине Мехико в XV-IV вв. до Р.Х. Все основные божества у них имели ягуароподобный облик, и именно ольмеки положили начало необычайно широкому распространению у индейцев Месоамерики культа ягуара. Тогда же сложились представления о некоторых других важных божествах, игравших огромную роль в позднейшие времена. Так ольмеки почитали Кецалькоатля (первые изображения этого популярного бога относятся к VIII в. до Р.Х.) и верили, что именно он принес им культуру маиса.

Во II в. до Р.Х. ольмеков сменяют сапотеки. Расцвет их цивилизации падает на первые века новой эры. Согласно мифам сапотеков, начало всем вещам дала универсальная божественная пара Косаана и Уичаана. При этом Косаана соотносилась с солнцем и небом, а Уичаана - с землей и водой. Большим почитание пользовался бог дождя и молнии Косихо-Питао (ему приносили человеческие жертвы, чаще детей, а изображали в уродливой маске, с широким ртом и раздвоенным языком). Также почитались бог кукурузы Питао-Кособи. (божество с хоботообразным носом; его символом служил початок кукурузы) и бог земледелия Питао-Шоо (его представляли в виде атланта, который держит на плечах небо).

В тоже время на территорию Месоамерики с севера проникли кочевые племена науа. Главным их центром был город Теотиукан, основанный в конце I в. нашей эры. (В годы расцвета число его жителей достигало 200 тыс. чел.; не позднее II в. здесь был сооружен гигантский храм-пирамида Солнца с длиной основания 210 м и высотой около 70 м; в VII в. город погиб, разрушенный завоевателями-тольтеками). Науа принесли в Центральную Америку культ божественного гермафродита Ометеотля и культ бога дождя Тлалока, о которых будет рассказано дальше.

В VII в. в долину Мехико переселились тольтеки. Их столицей стал город Толлан. Религиозные представления тольтеков послужили основой для всех позднейших мифологических систем. Верховным богом тольтеки признавали Тонакатекутли. Он и его жена Тонакасиуатль считались творцами мира. Они создали четырех сыновей: красного Тескатлипоку, черного Тескатлипоку, Кацалькоатля и Уицилопочтли. Кецалькоатль и Тескатлипока доставили с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была создана вода, которую неизвестно кто создал». Из тела богини братья сделали землю, из ее волос – деревья, цветы и травы, из глаз – колодцы, из рта – реки, из носа – долины гор, из плеч – горы. Затем был создан огонь и половина солнца. Наконец Кецалькоатль и Уицилопочтли сотворили человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине – прясть и ткать. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тескатлипока сам стал солнцем, которое являлось солнцем первого мирового периода.

КЕЦАЛЬКОАТЛЬ. Самое популярное и знаменитое божество индейцев Центральной Америки. Первые его изображения датируются серединой I тыс. до Р.Х. В древности Кецалькоатль почитался ольмеками, затем играл видную роль в мифологии тольтеков, миштеков и ацтеков. Майя почитали его под именем Кукулькана. Имя Кецалькоатля переводят по-разному: «Пернатый змей», «Змей, покрытый зелеными перьями», «Птицезмей». (Слово «коатль» двусложное: «ко» означает змею, «атль» – воду; аллегорически имя бога должно провозглашать единство воздуха, земли и воды). В мифологии тольтеков Кецалькоатль - бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, покровитель жречества и науки, правитель чудесного города Толлана. Его эпитетами были Эекатль (бог ветра), Шолотль (божество близнецов и чудовищ), Тлауискальпантекутли (божество Утренней звезды, то есть Венеры). Обычно Кецалькоатля изображали в виде бородатого человека в маске с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями.
Особое значение в религии тольтеков играл культ Кецалькоатля, заимствованный ими у древних обитателей Месоамерики. В немалой степени его популярности способствовал один из верховных жрецов, живший где-то в IX в. и принявший имя бога. Предполагается, что жрец Кецалькоатль был незаурядным мыслителем и постарался создать более или менее завершенную религиозную систему единобожия. Суть ее очерчена в одном из тольтекских гимнов:
У них был лишь один бог,
И они считали его единственным,
Они взывали к нему,
Они молили его;
Его имя было Кецалькоатль.
Верховный хранитель их бога,
Его жрец –
Его имя тоже было Кецалькоатль…
Он говорил им, он проповедовал им:
«Один этот бог,
Его имя – Кецалькоатль.
Ничего не требует он,
Кроме змей, кроме бабочек,
Чтобы ты приносил ему,
Чтобы ты жертвовал ему».
Из последних строчек видно, что в новом культе от реальных человеческих жертв предполагалось перейти к символическим. В период правления этого верховного духовного и светского владыки тольтеки процветали, богатства их преумножались, росли их города, храмы. Продукты питания покупались за бесценок. Согласно легенде, так продолжалось до тех пор, пока жрец Кецалькоатль не стал старым и немощным. Тогда к нему явились колдуны, требуя возродить ритуальные жертвоприношения людей. Он отказался. Чтобы принудить его, колдуны обратили свои злые чары на его подданных. Тольтеки начали болеть и умирать. А верховному жрецу они дали выпить дурманящее зелье, от которого он стал совершать глупые и грешные поступки…
Эти события нашли свое отражение в мифах. Они повествуют, что добрый бог Кецалькоатль правил чудесным городом Толланом, который изображается как место изобилия и красоты: там росли самые огромные початки маиса, цветной хлопок и другие диковинные растения, стояли дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. Но однажды в Толлан явился соперник Кецалькоатля – его брат Тескатлипока. Он убедил Кецалькоатля отведать октли – опьяняющий напиток из сока агавы. Пьяный Кецалькоатль совершил грех со своей сестрой. Протрезвившись, он понял, что потерял чистоту, и ушел в добровольное изгнание в страну Востока, где его тело было сожжено. А Тескатлипока наслал на Толлан многочисленные бедствия. Существовал и другой миф, согласно которому Кецалькоатль не умер, а удалился на плоте из змей в восточную заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана.

Мифологическая история в данном случае оказалась удивительным образом переплетенной с реальной. В Х в. город Толлан (не небесный, а земной) был опустошен чумой и голодом. Большая часть тольтеков после этого переселилась на полуостров Юкатан, в земли майя. На их место пришли племена миштеков, также создавших высокую культуру. В XIII в. с севера вторглись ацтеки. (Их столицей стал, основанный в 1325 г. город Теночтитлан). В первой половине XV в., после упорных войн, ацтеки завоевали всю долину Мехико. Победители усвоили мифологию своих предшественников, и в том числе переняли их миф о Кецалькоатле. Когда в начале XVI в. с востока приплыли суда испанских конкистадоров, ацтеки, сохранившие древнюю веру, приняли их предводителя - бородатого Кортеса – за возвратившегося Кецалькоатля. Вследствие этого захватчикам поначалу не было оказано никакого сопротивления. Но, увы, - вместо ожидавшегося возрождения и процветания империю ацтеков ждало разорение и разрушение, а ее жителям довелось испытать болезни, массовые убийства, вымирание и упадок культуры.

Долина Мехико была не единственным очагом цивилизации в Месоамерике. Другим важным центром культуры стал полуостров Юкатан, заселенный в конце IV в. до Р.Х. племенами майя. Еще до новой эры на юге полуострова возникли богатые и многолюдные города. Самый знаменитый из них – Паленке, расцвет которого пришелся на VII – VIII вв. (В то время здесь было построено несколько замечательных храмов, отличавшихся особым изяществом и совершенством). Божественный пантеон майя был очень обилен и сложен. Большую роль в нем по традиции играли боги-ягуары, а главным небесным божеством считался владыка мира Ицамна.

ИЦАМНА. Очень древнее и глубоко почитаемое божество в мифологии майя. Его символом служила игуана. Считалось, что голова Ицамны образует землю, а туловище – небесный свод. Часто его изображали в виде небесного дракона, соединяющего в себе черты рептилии, птицы и ягуара. В человеческом облике его представляли в образе старика с беззубым ртом и морщинистым лицом. Ицамна олицетворял собой полезные и вредные дожди, а также почвенное плодородие. Его считали творцом мира, создателем письменности и основателем жречества. Изображениями Ицамны пронизано все искусство майя I –XIII вв.

ИШ-ЧЕЛЬ.В мифологии майя богиня Луны. Считалась женой Ицамны. Покровительствовала ткачеству, медицине и деторождению. В жертву ей приносили самых красивых девушек.

К сожалению, расцвет культуры майя оказался непродолжительным. В Х в. их страна подверглась нападению пришедших с севера тольтеков, во главе с энергичным предводителем Топильцином Кецалькоатлем. Под ударами тольтеков один за другим пали некогда цветущие города Копан, Ушмаль, Паленке, Тикаль. Бывшие хозяева этой земли, майя, частью покинули ее и ушли в иные места, частью попали в подчинение к завоевателям. Многие города опустели и заросли джунглями. В X –XIII в. центром страны майя сделался город Чичен-Ица, где утвердилась правящая династия тольтеков. Завоеватели принесли на Юкатан культ Кецалькоатля. На языке майя имя этого бога стало звучать как Кукулькан. Ему был посвящен главный и самый величественный храм Чичен-Ицы.

КУКУЛЬКАН. Один из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя. К XVI в. в нем слились легенды об историческом лице – предводителе тольтеков (вторгшихся в Х в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кецалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве. Кукулькан почитался как бог ветра, податель дождей, бог планеты Венера. Изображался в виде змея с человеческой головой.

Впрочем, владычество тольтеков на Юкатане оказалось непродолжительным. В 1194 г. правитель города Майяпана по имени Хунак Кеель нанес тольтекам поражение и подверг Чичен-Ицу жестокому разгрому. Вскоре возникла новая централизованная держава с центром в Майяпане, просуществовавшая около двухсот лет. В 1441 г. она развалилась, а в 1485 г. Майяпан был заброшен жителями. К моменту прихода испанцев цивилизация майя находилась уже в глубоком упадке.

Окончательное оформление и завершение религиозные представления индейцев Центральной Америки нашли в мифологии ацтеков. Основной ее мотив – это вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти). Мир, считали ацтеки, находится в состоянии неустойчивого равновесия, и для того, что бы космический порядок не нарушился, люди должны постоянно поддерживать божества и питать их человеческой кровью. Иначе – боги погибнут, а смерть богов означает всемирную катастрофу. И прежде в американских культах практиковались человеческие жертвоприношения (особенно у тольтеков), но у ацтеков они приняли необычайно широкие масштабы. Храмы их были поистине залиты человеческой кровью. Например, женщинам отсекали головы в осенние праздники, посвященные богине-Матери. Детей приносили в жертву богу дождя и плодородия Тлалоку. Мужчин убивали особенно часто. Ради богов жрецы истязали ее только обреченных на жертву, но и самих себя.

Ацтеки поклонялись огромному количеству богов, и пантеон их был очень обширен. Его возглавляли бог-творец Ометекутли, а также Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, которые были его воплощениями.

ОМЕТЕКУТЛИ. Один из наиболее великих, древних и загадочных богов. У племен науа он почитался под именем бога-гермафродита Ометеотля. В гимне, посвященном ему, сказано:
Мать богов, отец богов, старый бог,
Распростертый в центре земли,
Заключенный в бирюзовую темницу.
Тот, который находился в водах цвета голубой птицы,
Тот, который скрыт облаками.
Старый бог, который живет среди теней из мира мертвых,
Господин огня и года.

В другом тексте содержится намек на то, что учение об этом боге разрабатывалось жрецом Кецалькоатлем:

И рассказывают, и говорят,
Что Кецалькоатль, взывая, делал своим богом
Нечто в глубине неба.
К той, у которой юбка из звезд, к тому,
Кто заставляет светиться вещи.
Госпожа нашей плоти, Господин нашей плоти;
Та, которая одета в черное,
Тот, который одет в красное;
Та, которая поддерживает землю,
Тот, который покрывает ее хлопком.
И туда обращал он свои призывы, как было известно,
По направлению к месту дуальности, месту
Девяти перекладин, из которых состоит небо…

Двойственная основа мира, соединение в верховном боге и женского, и мужского начала, позволяют предполагать дальнейшее порождение новых сущностей, новых богов. В данном тексте говорится о девяти небесах, но чаще всего их насчитывалось тринадцать, и на последнем находился владыка мира Ометекутли. У ацтеков главным его воплощением считались Тонакатекутли («Владыка нашего существования»), имевший жену Тонакасиуатль, которые являлись и творцами мира и первопредками людей.

Но главную роль играли не они, а четыре их сына: Уицилопочтли, Тескатлипока, Кецалькоатль и Шипе-Тотек. Согласно мифам ацтеков, Вселенная была создана Тескатлипокой на пару с Кецалькоатлем и прошла через четыре эпохи развития. Первая эра («Четыре ягуар»), в которой верховным божеством в образе солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре («Четыре ветер») солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим солнцем стал бог небесных стихий Тлалок, и его эра («Четыре дождь») закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре («Четыре вода») солнцем была богиня Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра («Четыре землетрясение») с богом солнца Тонатиу также должна закончиться страшными катаклизмами.

О происхождении солнца у ацтеков имелось много мифов, наиболее распространенным был следующий. В начале настоящей пятой эры боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец Нанауатль, страдавший от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал «потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За ним последовал Теккистекатль, трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костер, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем – богом Тонатиу, Теккистекатль – луной – богом Мецтли. Первое время луна светила так же ярко, как солнце, пока один из раздраженных этим богов не бросил в нее кроликом.

ТЕСКАТЛИПОКА. В переводе имя этого бога означает «Дымящееся зеркало». Его атрибутами были зеркало, в котором он мог наблюдать все, что происходит на свете, и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, через которое он мог видеть все сокрытое и тайное. Тескатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был одновременно и творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим все в ночи, судией и мстителем за все злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным и полным неожиданностей. Полагают, что первоначально Тескатлипока почитался как божество подземной стихии, вулканов и землетрясений, а также вулканического стекла (обсидиана), из которого изготовлялись ритуальные ножи для заклания жертв (ими производился глубокий разрез на груди обреченного, после чего жрец вынимал пульсирующее сердце, подносил его к своим губам и показывал Солнцу). Позже Тескатлипока выступает как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов и жрецов. Он также олицетворял зиму и север, ночное небо. Его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами и называли «врагом», «капризным владыкой», «сеятелем разногласий». В мифах тольтеков и ацтеков Тескатлипока часто выступает противником или соперником Кецалькоатля и сотоварищем Уицилопочтли. Олицетворением бога становился наиболее совершенный, красивый юноша, который в течение года считался воплощением Тескатлипоки, но потом торжественно приносился в жертву.

ШИПЕ-ТОТЕК. Древнее божество Месоамерики. У тольтеков он считался красной ипостасью Тескатлипоки. Был связан с весенним обновлением природы, праздником урожая и дурманящем напитком октли. Кроме того почитался как покровитель золотых дел мастеров. Чаще всего Шипе-Тотека изображали в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине. На тожествах в честь него жрецы облачались в кожи, содранных с принесенных в жертву людей и торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных.

УИЦИЛОПОЧТЛИ. Древнее божество Месоамерики. Считался олицетворением голубого ясного неба, но иногда выступал как солнечное божество. В честь него ацтеки два раза в год устраивали пышные празднества, на которых приносили человеческие жертвы и после религиозных церемоний съедали огромное изображение Уицилопочтли, изготовленное из теста с медом.

ТЛАЛОК. В мифологии ацтеков бог небесных стихий, дождя, грома и молнии, который одновременно повелевал всеми съедобными растениями. Помимо главного небесного божества предполагалось множество других – мелких, местных тлалоков. Обиталищем Тлалока были горные вершины и небо над Мексиканским заливом – то пространство, где рождаются облака. Считалось, что в четырех углах его жилища находятся огромные кувшины, в которых он держит благодатные дожди, губительные ливни, засуху и болезни растений. Хотя по природе Тлалок был благодетельным божеством, в его власти находились наводнения, заморозки, засухи, удары молний. Обычно его изображали с глазами совы и клыками ягуара. Атрибутом Тлалока служил змееподобный посох, усеянный зубами – символ молнии. Возможно, одной из главных резиденций этого бога была гора близ города Теночтитлана, носившая его имя. Там была воздвигнута большая статуя Тлалока с углублением в голове, куда в процессе ритуальных церемоний складывали семена всех съедобных растений. Обряды в его честь совершались на глубоких омутах озера Тескоко. Поскольку культ Тлалока был необычайно популярен, сохранилось множество его изображений.

ЧАЛЬЧИУТЛИКУЭ.В мифологии ацтеков богиня пресной воды, озер, морей и рек, жена Тлалока, мать звезд. Изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент. Ее считали покровительницей путешествующих по воде.

ТОНАТИУ. В мифологии ацтеков бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета, пламенными волосами и с солнечным диском за спиной. Считалось, что для поддержания своих сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождается душами принесенных в жертву воинов. Символом Тонатиу служил орел. Его культ был одним из самых важных в ацтекском обществе.

Для того, чтобы создать современных людей Кецалькоатль спустился в девятую преисподнюю за костями умерших в прежние эпохи. Зная, что бог мертвых Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кецалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Впопыхах он споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из Преисподней. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту. Он же, обернувшись черным муравьем, достал зерно кукурузы, благодаря которой люди могли питаться, расти и набираться сил.

МИКТЛАНТЕКУТЛИ. В мифологии ацтеков бог подземного мира и преисподней. Изображался в виде скелета или человеком с черепом вместо головы. Его спутниками считались летучая мышь, паук и сова.

ШИЧИКЕЦАЛЬ. В мифологии ацтеков богиня любви, плодородия, цветов, беременности, домашних дел. Обычно изображалась в виде молодой женщины с двумя косами или двумя пучками перьев. Ее считали женой многих богов, в том числе Тлалока.

ТЛАСОЛЬТЕОТЛЬ. Очень древнее и глубоко почитаемое божество. Имя этой богини переводится как «Пожирательница нечистот». В мифах ацтеков она выступает в разных ипостасях: богини земли и плодородия, сексуальных грехов и покаяния, владычицы ночи и прародительницы. Считалось, что, пожирая грязь, Тласольтеотль освобождает человечество от прегрешений. Ее символами служили метла или человек, поглощающий экскременты. На празднестве в честь Тласольтеотль убивали девушку, из ее кожи изготавливали накидку, которую набрасывал на себя жрец. Затем следовало символическое соединение богини с Уицилопочтли, выступавшем в этом ритуале как олицетворением Солнца

Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. Эти племена, имевшие обширные познания в астрономии, математике и космологии, относились к наиболее развитым на всем южноамериканском континенте. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. К сожалению, многие письменные источники того времени были безжалостно уничтожены конкистадорами. Поэтому имена богов майя дошли до исследователей в неполном варианте, многие из них за долгие десятилетия подверглись серьезным изменениям со стороны католических священников. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью.

Мир в представлении южноамериканских индейцев

Прежде чем перейти к рассмотрению пантеона этих народов, необходимо понять, каким образом складывались их представления об окружающем мире. Ведь боги ацтеков и майя явились прямым следствием космологии индейцев.

Большой трудностью для ученых, которые изучают жизнь майя, является огромное количество богов и их взаимосвязь с себе подобными и обычными людьми. Майя наделяли божественной силой не только природные явления, но и небесные светила, различные сельскохозяйственные культуры и животных.

Южноамериканские индейцы представляли мир как четырехугольную плоскость, по краям которой стояли деревья, символизирующие стороны света. Каждое из них имело свой собственный цвет, а в центре находилось самое главное дерево зеленого цвета. Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Майя утверждали, что небеса состоят из тринадцати различных миров, каждый из которых населен своими божествами и имеет верховного бога. Подземные сферы тоже, по мнению представителей древней цивилизации, имели несколько уровней. В девяти мирах обитали которые устраивали душам умерших самые страшные испытания. Пройти их могли далеко не все души, в самом печальном случае они навечно оставались в царстве темноты и печали.

Интересно, что происхождение мира, как и его устройство, у майя имело несколько интерпретаций. Например, одни народы считали, что по углам мира находятся не деревья, а бакабы - четыре божества, держащие на своих плечах небесные миры. Они тоже имели разную окраску. К примеру, бакаба на востоке был окрашен в красный оттенок, а на юге - в желтый. Центру земли всегда соответствовал зеленый цвет.

У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Она считалась естественным продолжением жизни и очень подробно рассматривалась во всех своих ипостасях. Удивительно, но то, куда человек попадет после окончания земного пути, напрямую зависело от того, как он умрет. Например, женщины, умершие в родах, и воины всегда попадали в некое подобие рая. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Там ее ждали большие испытания, после которых она могла вовеки остаться в пределах мрачных богов смерти. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Скорее наоборот - тот, кто сам наложил на себя в руки, попадал к богам Солнца, и вечно радовался своей новой загробной жизни.

Особенности майянского пантеона богов

Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. По некоторым данным, их более двух сотен. Причем каждый из них имеет несколько воплощений и может представать как минимум в четырех различных ипостасях. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Неизвестно, какая из религий была первичной и оказала влияние на другую, но ученым известно, что часть своих богов майя взяли из еще более древней культуры, о которой почти ничего не известно сегодня.

Удивляет при первом знакомстве с пантеоном божеств и тот факт, что большинство из них являются смертными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней истории и изображения божеств. Довольно распространенным было изображать их в разные периоды зрелости, причем старость символизировала не дряхлость и немощь, а мудрость. Питать богов необходимо было жертвоприношениями, ведь кровь жертв дарила им долголетие и энергию.

Боги небесных светил умирали чаще других, и перед новым появлением на небе они должны были в своем новом воплощении бродить по царству мертвых. Затем они вновь возвращали себе свой прежний внешний вид и возвращались на предназначенное им место.

Боги народов майя, изображенные на барельефах храмов и пирамид, при первом рассмотрении пугали ученых своим внешним видом и сложностью восприятия. Дело в том, что в культуре южноамериканских индейцев был принят символизм, и в каждое изображение вкладывался особый смысл. Часто боги выглядели как существа со звериными когтями, свернутыми клубками змей вместо глаз и продолговатыми черепами. Но их внешний вид не пугал майя, они видели в этом особый смысл, и каждый предмет в руках божества или на его костюме был призван закрепить его власть над людьми.

Календарь майя

Почти каждому современному человеку известен календарь майя, предрекающий конец света в 2012 году. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. Боги племени майя научили их исчислять эпохи как временной промежуток, равный приблизительно пяти тысячам двумстам годам. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Ранее он уже создавался и погибал. В первый раз человеческая цивилизация погибла от солнца, второй и третий раз - от ветра и воды. В четвертый раз погибель грозит миру от бога Ягуара, который вырвется из царства мертвых и уничтожит все живое на планете. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Майя считали такой порядок вещей естественным и даже не думали о том, чтобы предотвратить гибель человечества.

Жертвоприношения в честь богов

Боги древних майя требовали постоянных жертвоприношений, причем довольно часто они были человеческими. Историки считают, что практически каждое служение божеству сопровождалось морем крови. В зависимости от ее количества божества благословляли или наказывали народ. Причем ритуалы жертвоприношения были отработаны жрецами до автоматизма, порой они отличались крайней жестокостью и могли поразить европейца.

Самые красивые молодые девушки каждый год назначались невестами бога плодородия - Юм-Каша. После определенного ритуала их живыми скидывали в глубокий каменный колодец вместе с золотом и нефритом, где они долго и мучительно умирали.

Согласно другому ритуалу, человека привязывали к скульптуре божества, а жрец вспарывал ему живот специальным ножом. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.

Еще одним способом почтить богов была ритуальная игра в мяч. В конце игры боги майя обязательно получали свою долгожданную жертву. Обычно площадки, где сражались две команды, располагались в закрытом со всех сторон четырехугольнике. Стенами являлись стороны храмовых пирамид. Всем членам проигравшей команды отрубали головы и насаживали их на копья на специальной площадке Черепов.

Чтобы подпитывать своих богов между крупными ритуальными жертвоприношениями, жрецы майя постоянно пускали себе кровь, орошая ею алтарь. По нескольку раз в день они прокалывали себе уши, языки и другие части тела. Такое уважение к богам должно было расположить последних к племени и даровать им благополучие.

Главный бог майя, создатель всего живого

Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. Обычно он изображался как старик с крупным носом и одним зубом во рту. Он ассоциировался с ящерицей или игуаной и часто изображался в окружении этих существ.

Культ Ицамна относится к самым древним, скорее всего, он появился тогда, когда майя еще почитали тотемных животных. Ящерицы в культуре южноамериканских индейцев считались священными созданиями, которые еще до появления богов держали своими хвостами небо. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли.

Спутница Ицамны

Не менее почитаема у майя была жена Ицамны - богиня Иш-Чел. Она одновременно являлась богиней луны, радуги и матерью всех остальных божеств майянского пантеона. Считается, что все боги произошли от этой четы, поэтому Иш-Чел одновременно покровительствует женщинам, девушкам, детям и будущим матерям. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. У майя существовал такой обычай, согласно которому впервые беременные девушки отправлялись в одиночку на остров Космель. Там они должны были задобрить богиню различными жертвами, чтобы роды прошли благополучно, а малыш появился на свет здоровым и крепким.

Существуют легенды о том, что на острове довольно часто приносили в жертву юных девственниц и младенцев. Удивительно, но даже покровительница женщин, которая должна была быть трепетной и нежной, признавала человеческие жертвоприношения и питалась свежей кровью, как и все остальные божества майя.

Кукулькан, бог майя

Один из самых известных и почитаемых богов майя был Кукулькан. Его культ был широко распространен по всему Юкатану. Само имя бога переводится как "пернатый змей" и он часто представал перед своим народом в различных воплощениях. Чаще всего его изображали в виде существа, похожего на крылатого змея и с головой человека. На других барельефах он выглядел как бог с птичьей головой и телом змеи. Кукулькан управлял четырьмя стихиями и часто символизировал собой огонь.

На самом деле важнейший бог майя не был связан ни с одной из стихий, но он умело управлял ими, пользуясь как особым даром. Жрецы культа считались главными изъявителями воли Кукулькана, они могли напрямую общаться с богом и знали его волю. Тем более что он защищал царские династии и всегда выступал за их усиление.

В честь Кукулькана была построена самая величественная пирамида на Юкатане. Она выполнена настолько удивительно, что в день летнего солнцестояния тень от сооружения принимает форму крылатого змея. Это символизирует приход бога к своему народу. Многие отмечают, что в пирамиде совершенно особенная акустика - даже в полной тишине кажется, что где-то рядом кричат птицы.

Самый страшный из пантеона богов майя

Бог смерти майя, Ах-Пуч, был владыкой самого нижнего яруса подземного царства. Он придумывал для заблудших душ чудовищные кровавые испытания и часто любил наблюдать за ритуальной игрой в матч между душами индейцев и богами царства мертвых. Чаще всего он изображался в виде скелета либо существа, покрытого трупными черными пятнами.

Для того чтобы выйти из царства мертвых, необходимо было перехитрить божество, но майя утверждали, что за все время существования миров это удавалось всего лишь нескольким смельчакам.

Светлое божество небосвода

Майя были отличными астрономами, они много внимания уделяли Солнцу и Луне. От дневного светила зависело то, насколько урожайным будет год. А вот наблюдения за Луной и звездами позволяли индейцам вести календарь и отмечать дни ритуалов, жертвоприношений и посевных работ. Поэтому неудивительно, что боги этих небесных светил были одними из самых почитаемых.

Бог Солнца у майя носил имя Кинич Ахау. Он одновременно являлся и покровителем воинов, которые умирая, своей кровью питали бога. Майя считали, что Кинич Ахау в ночное время должен набираться сил, поэтому подпитывать его кровью необходимо ежедневно. В противном случае он не сможет подняться из тьмы и освещать новый день.

Чаще всего бог представал в виде молодого юноши с кожей красного цвета. Он изображался сидя с солнечным диском в руках. Согласно календарю майя, именно его эпоха началась после 2012 года. Ведь пятая эпоха целиком и полностью принадлежит Кинич Ахау.

Бог дождя Чак

Так как майя в основном занимались сельским хозяйством, то неудивительно, что боги солнца и дождя относились к верховному пантеону божеств. Бога Чака боялись и почитали. Ведь он мог даровать хороший и своевременный полив посевам, а мог и наказать засухой. В такие годы он получал жертвоприношения, исчисляемые сотнями человеческих жизней. Алтари не успевали просыхать от моря пролитой крови.

Чаще всего Чак изображался в ленивой полулежащей позе с большой жертвенной чашей на коленях. Иногда он выглядел как грозное существо с секирой, которой мог вызвать ливень и молнии, считающиеся спутниками хорошего урожая.

Бог плодородия

Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Так как данная культура была основной в жизни индейцев, то от ее урожайности зависела судьба всего города. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. По преданию, кукурузу подарили майя боги, они принесли с небес семена и научили возделывать Удивительно, но до сих пор ученые не нашли дикого предка кукурузы, от которого должны были произойти современные окультуренные сорта этого популярного и сегодня вида.

Как бы то ни было, но культура народа майя и его религиозные верования до сих пор до конца не изучены современными учеными. Они считают, что полученные с большим трудом знания о жизни южноамериканских индейцев являются всего лишь верхней частью айсберга, а вот настоящие достижения этой цивилизации, которые подведут к пониманию ее образа жизни, были безвозвратно уничтожены конкистадорами.

От древних жителей Америки, майя, ацтеков и инков, дошли до нас удивительные памятники. И хотя всего в нескольких книгах времен испанских завоевателей - конкистадоров остались сведения об этих народах, их историю хранят развалины храмов, фрески, живописные и скульптурные изображения, барельефы, стелы - археологические документы исчезнувших цивилизаций.

Майя и их боги

В эпоху древнего государства - III-X века - майя возводят крупные религиозные центры: широкие площади, пирамиды, храмы, дворцы... В них жрецы разрабатывают письменность и календарь майя, и сюда же собираются веропослушные жители, дабы почтить своих богов, как добрых, так и жестоких: Хунаб-Ку - «единственный», отец всех богов,

Ицамна - владыка мира и неба, основатель жречества, Иш-Чель - супруга Ицамны, богиня-мать,

Чак - бог дождя (именно он заставляет кукурузу тянуться вверх), самый любимый из всех богов,

Юм-Кааш - бог кукурузы, Ах-Пуч - бог смерти.

Боги ацтеков

Начиная с XIII века ацтеки завоевывают обширную территорию, населенную земледельческими народами. Примером для подражания им служат воинственные толь-теки, также создавшие цивилизацию воинов. Боги у ацтеков были как свои исконные, так и «трофейные», доставшиеся от покоренных народов:

Кецалькоатль и Тескатлипока, Уицилопочтли -- бог Солнца и войны,

Ометеотль - верховный бог, которого нельзя было изображать,

Тлалок - бог дождя, грома и растительности,

Чикомекоатль - богиня кукурузы,

Шипе-Тотек - бог весеннего цветения,

Тонацин - богиня-мать.

Инке , сын Солнца

Около 1200 года у основателя династии инков Манко Капак было видение бога-Солнца. С той поры государством правил бог, а вожди инков стали именовать себя «сыновьями» Солнца. Религию взяли на службу государству. В столцце империи городе Куско боги покоренных народов считались второстепенными идолами. Почитали же своих богов:

Инти - бог-Солнце, предок, династии императоров,

Виракоча - «бог», начало поклонению которому положило царствование его сына Пачакутека (1438-1471).

Майя

Им принадлежала часть нынешних территорий Гватемалы и Мексики. Особенно бурно эта древняя цивилизация развивалась в III-X вв. н.э., и просуществовала она вместе с завоевавшими ее тольтеками до XV века.

Инка

Они основали государство, простиравшееся в период своего расцвета (1438-1532) от Кито (Эквадор) до Вальпараисо (Чили), т.е. значительно превосходившее по территории современное Перу.

Ацтеки

Они пришли с высоких равнин северо-западных районов Мексики и основали столицу своего государства Теночтитлан в 1325 или в 1345 году в высокогорной болотистой долине, на том месте, где сейчас находится город Мехико. Последний вождь ацтеков, Монтесума, правил страной с 1502 по 1520 год. А в 1521 году государство ацтеков было полностью разрушено испанскими завоевателями.

Тольтеки

С X века значение этого народа в истории континента возрастает. Он участвует в утверждении Новой Империй майя и обосновывается в городах Чичен-Ица и У шмаль. Успехи тольтеков оказали большое влияние и на ацтеков. Именно этот воинственный народ, столь легко проливающий чужую кровь, первым ввел обряды человеческих жертвоприношений, которые укоренились затем и у майя, и у ацтеков.

«Дымящееся зеркало», или Тескатлипока

Это тольтекский бог ночи, ночного л неба, подземного у Солнца, холода, зимы и смерти. $,1 Кроме того, он ® был богом войны и ^ покровительствовал | молодым воинам, именовавшимся «орлами» или «ягуарами».

«Пернатый змей», или Кецалькоатль

Он бог света и Солнца, покровитель жречества. Побежденный богом ночи Тескатлипокой, он был вынужден покинуть родину, но обещал обязательно вернуться и принести мир и благоденствие в государство ацтеков. Именно поэтому многие индейцы и приняли испанских завоевателей за посланников
Кецалькоатля.

Теночтитлан

Реконструкция религиозного центра столицы ацтеков.

Столица ацтеков

Защищенный со всех сторон водой Теночтитлан был культурным и религиозным центром государства ацтеков. В его школах будущие жрецы обучались письменности, математике, астрономии, медицине. Позднее им дозволялось руководить празднествами и ритуалами жертвоприношений. На главной пирамиде расположены два храма: бога молнии и дождя Тлалока и древнего бога Уицилопочтли. Напротив - округлая пирамида Луны. Поодаль находятся площадки для игры в мяч, дворцы, площади, на которых в торговые дни всегда было шумно и оживленно.

Игры и человеческие жертвоприношения

Для майя периода Новой Империи и для ацтеков игра в мяч и человеческие жертвоприношения казались необходимыми условиями для выживания. Чтобы Солнце могло появляться каждое утро на небосклоне, оно нуждается в энергии. Вот ацтеки и отправляются на войну за пленными, предназначавшимися для подобных ритуальных убийств. Церемония жертвоприношения могла быть самой разной: в людей стреляли из лука, сжигали на костре, отрубали голову... Нередко обряд выливался в поистине грандиозный спектакль. Кортеж, сопровождавший несчастные жертвы, медленно поднимался по узким ступеням храма. После того как испускал дух последний из пленников, их тела сбрасывались вниз, к подножию храма... Теперь можно было не опасаться, что сверкающее светило дня и ночная звезда остановят свой бег, дарующий жизнь.

Кровь стекает

по ступеням высоких пирамид ацтеков и майя. Окровавленное сердце, вырванное из груди очередной жертвы, превращается в звезду.

Жуткие игры

Площадка для культовой игры в мяч изображена в виде креста. Круги представляют собой своеобразные «ворота». В реальных случаях это были укрепленные высоко над землей кольца, в которые и надо было попасть мячом. Проигравшие игроки сидят перед богом Тескатлипокой, в жертву которому они будут сейчас принесены.

В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племён науа и майя.

Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг", "капризный владыка", "сердце гор", "сеятель разногласий" и др.

В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси...

Боги Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Изначально, иерархия богов всякий раз получала переориентацию в зависимости от того, в какой район Древнего Египта переносили столицу, а с солнцем - Pa - отождествлялись главные местные божества.

В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или...

Бог, где он обитает?
И как с ним общаться.

Эта работа может раздражать верующих, так пусть они этого не читают. Работа для тех, кто считает себя НЕВЕРУЮЩИМ. Необходимо восстановить представление о боге, как основе морали, на новом уровне науки и образовательного уровня общества.
Молитва -- это обращение к кому? Кто сотворил окружающий мир каждого из нас? Кто дарит нам жизнь, чувства и эмоции? Кто способен в раз лишить нас чувств и сознания? Кто воздействует на нас болью, болезнями? Кто может в...

"Бог и человек с точки зрения современной науки"

«Как физика, вообщем как человека, который всю свою жизнь служил строгорассудительной науке, а именно исследованию материи, меня с уверенностью нельзя воспринимать как экзальтированную натуру. Так вот, после моего изучения атома я скажу вам следущее: Материи как таковой нет! Все виды материи возникают и существуют благодаря только одной силе, которая приводит в колебания частицы атома и держит как крошечную солнечную систему их вместе... Итак...

“Бог тебя накажет”… “Не гневи Бога”… - эти и подобные им высказывания иные из нас часто посылают в адрес других людей. Не подозревая, что проблема, обозначенная этими словами, слишком серьёзна и заслуживает особого внимания. Ибо от того, каким представляется нам Творец и вообще Небесный мир с его “раем” и “адом”, зависит, какой мы наметим для себя и “план спасения”. А уж он напрямую повлияет на нашу загробную участь.

На сегодняшний день все верующие люди (священство, миряне, богословы и...

Обращаясь к Богам, мы не просим у них ни богатств, ни благ телесных – все это является тем необходимым, чем мы владеем по праву рождения Славянами. Человек, как проявление определенного Бога, имеет в себе Его силы, а следовательно, какие-то определенные качества, которые позволяют ему построить свою жизнь таким образом, чтоб удовлетворить все свои телесные потребности.

Если человек чего-то не может или чего-то не имеет, то необходимо помнить: мы для того и рождаемся, чтоб...

Здесь и Сейчас есть Жизнь, протекающая во всей своей полноте!

В одной маленькой точке Вселенной может раскрываться полнота всей Вселенной - вот это и есть могущество Жизни!

Ничего, кроме Света, нет, но, чтобы познать это, надо подняться над собой и взглянуть расширенным взглядом Души из себя – на себя – наблюдая...

Ищут люди... Ищут себя в ТАМ, хотя на самом деле все есть в ЗДЕСЬ, нет ничего где-то там - это обман ума. Жизнь всегда происходит в ЗДЕСЬ и жизнь всегда неразрывна, целостна...

«Есть Единый Бог, Вечный, Единственно Сущий; ничто не существует, кроме Него».

Бог для суфия - Бог любого вероисповедания и Бог всего. Имена Его не имеют значения. Аллах, Бог, Худа, Брахма или Бхагаван - все эти имена и многие другие - имена его Бога, и все же Бог для него пребывает по ту сторону преде¬ла, налагаемого именем.

Он видит сво-его Бога в солнце, в огне, в идоле, которому поклоняется секта, он узнает Его во всех формах Вселенной, в то же время зная, что Он превыше всех форм: Бог...

Новое на сайте

>

Самое популярное