Домой Овощи Чудотворна ли «земелька с могилки»? Исцеляющая могила: тамбовчане, чтобы избавиться от недугов, идут к ней поклониться

Чудотворна ли «земелька с могилки»? Исцеляющая могила: тамбовчане, чтобы избавиться от недугов, идут к ней поклониться

Старинное русское село Новотомниково, которое располагается в Моршанском районе нашей области, почти на самой границе с Рязанской, знаменито не только усадьбой графа Воронцова-Дашкова и конным заводом, но и настоящими чудесами, правда, кладбищенскими...

Изменить размер текста: A A

Более двух десятков лет к ней приезжают люди со всех уголков страны, чтобы взять с собой горсть земли и помолиться. А знаменита эта могила тем, что здесь похоронен протоиерей Валентин Ястребцев, который при жизни был наделен необычным даром изгонять бесов и исцелять людей.

«ЗЕМЛИЦУ С МОГИЛКИ - В ЧАЙ»

Новотомниковская Благовещенская церковь была одной из самых любимых и посещаемых в районе. Верующие с разных деревень шли по 10-15 километров, чтобы попасть к батюшке на богослужение. Служба начиналась в 7.30 и заканчивалась в 15 часов. А после службы отец Валентин оставлял нескольких прихожан, в которых видел злой дух и начинал «отчитку».

Сейчас люди не понимают, думают, что человек психически болен, а на самом душевно. А он это видел. Это очень редкий дар. Из этой церкви какие только звуки не доносились. Здесь и гавкали, и рычали, и кричали. Страшные звуки, - говорит протоиерей Александр Филипов

Много страждущих было в Великий пост. Иногда в доме старца останавливались до 30 человек.

Батюшка всегда чувствовал, когда к нему на «отчитку» ехали бесноватые. Он сильно начинал болеть, но когда к нему приезжали люди он сразу вставал на ноги и говорил, что люди приехали издалека, лежать нельзя, - говорит местная жительница Нина Корякина.

Эта женщину можно назвать старожилой села. Она более 60 лет прожила в Новотомниково и хорошо знала отца Валентина и видела всех кто к нему приезжал. Ведь домик женщины находится напротив церкви.

Одни приезжали один раз, а другиет из года в год по нескольку раз в зависимости от одержимости человека, - вспоминает женщина.

Зимой пойти на кладбище где похоронен знаменитый старец не каждый решится. До могилы идти пешком более двух километров. Дороги как таковой нет. Час пути по замерзшим колеям и полям, а потом через всю соседнее село, до местного кладбища.

Могилка протоиерея Валентина Ястребцева выделяется среди остальных. Здесь много икон, свечей, и цветов. Их приносят сюда сами жители, так как родственников у старца не осталось.

Сын погиб еще при жизни батюшки, дочери умерли несколько лет назад, - рассказали в Тамбовской епархии.

Зимой и в межсезонье сюда приходит не очень много людей. А вот в теплое время сюда чуть ли не каждый день приезжают верующие из разных уголков, зачастую и те, кого батюшка лечил при жизни. Они молятся и зажигают свечи, некоторые даже берут горсть земли.

Местные жители охотно подтвердили:

Да, я беру землю с могилы домой, для меня она как священная. В ней есть какая-то чудотворная сила, - говорит Ее соседки тут же подхватывают: Конечно, есть! Взять немного землицы, завернуть в полотенце и приложить к больному место - мигом здоровее станешь! А еще можно по крупиночке в чай добавлять, чтобы долголетие было...

« ВЕРУЮЩИЕ ПЛАКАЛИ ВМЕСТЕ СО СВЯЩЕННИКОМ»

Родился будущий отец Валентин 1 апреля 1899 года в семье сельского священника, служившего в селе Вановье Шацкого уезда Тамбовской области. Тогда в памяти односельчан сохранилось предание, что купель, в которой крестили младенца Валентина, внезапно озарилась солнечным светом. И тогда кто-то из местных сказал: «Этот ребенок особенный». Последующие события это доказали.

Немало испытаний выпало на долю священника. Ведь после революции 1917 года православная вера подверглась гонениям и поруганию, в которой не было место богу. Но отец Валентин не оставил своего служения. В это смутное время у Ястребцовых отнимают землю, а отца Валентина арестовывают по доносу и приговаривают к расстрелу. Но священник написал аппеляционную жалобу. И, приняв во внимание отсутствие веских и объективных доказательств, суд заменил расстрел – пятью годами лишения свободы, которые отец Валентин провел в лагере под Мурманском. И самое главное, что задачей подобных лагерей было не исправление, а уничтожение личности. Но священник выстоял все испытания и не сломался. Вернувшись из заключения, отец Валентин был направлен служить в Архангельскую церковь села Чернояр Солтыковского района. Храм вскоре закрыли, и тогда батюшка стал проводить службы у себя дома. НКВД неоднократно арестовывали священника и отпускали. Через некоторое время последовал еще один приговор. Теперь на 8 лет в исправительно-трудовой лагерь в Забайкалье . Только в 40-х года отец Валентин смог вновь воссоединиться с семьей. Жили они в селе Княжеве под Моршанском, где батюшка исполнял требы в качестве прописного священника к Никольской церкви Моршанска . В это время шла война и люди потянусь к богу, стали восстанавливать храмы. Тогда батюшка задумал восстановить Благовещенскую церковь в селе Новотомниково, расположенном в двух километрах от Княжево. Он восстановил уникальный церковный керамический иконостас, вкладывая в дело свои личные деньги. Но и здесь противники веры вставляли палки в колеса, отключали свет в храме, писали доносы. За все тяжбы судьбы которые выпали на долю священника, он получил дар целительной молитвы.

Голос у священника был тихий, порой трудно было даже разобрать слова. Говоря проповеди, он часто плакал, и находящиеся на службе верующие тоже плакали вместе со священником, - местная жительница Анна Соловьева.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В конце 80-х году к старцу приехала женщина из Тамбова . У нее тогда обнаружили раковую опухоль. Врач назначила срочную операцию через два дня, но женщина не спешила ее делать, а направилась к старцу. Тогда батюшка сказал, что здесь не нож, а молитва нужна. Женщина не могла заходить в храм из-за сильного кровотечения. Тогда священник стал молиться и кровотечение исчезло. Через несколько дней женщина выздоровела. А когда вновь пришла к врачу, то он ей сказал, что в регистратуре ошиблись картой и дали чужую. Но имя, фамилия, год рождения и адрес были этой женщины. Она стала заверять, что карта ее. В ответ услышала «При таких анализах люди вообще не живут»

Варвара Тихонова из Тамбова пишет, что у нее была диабетическая кома и она перестала узнавать родных. Тогда ее дочь привезла святой воды от Валентина и дала ее матери. Вскоре женщина стала поправляться. И позже не принимала таблеток и уколов.

Отец Валентин предвидел события, которым было суждено пройти. Он многих предостерег от пожара, опасностей болезней, потерь родных и близких, - говорит Нина Корякина.

В знаки судьбы верил и сам батюшка. Так он задумал покинуть село Новотомниково: собрали вещи, погрузили на подводу и поехали. Но на повороте из села зацепившись за дерево вещи рассыпались. Этот знак свыше старец понял и остался на прежнем месте. Здесь же 17 марта 1988 года старец умер и его похоронили на кладбище в селе Княжево, где были похоронены родственники.

ЗНАЙ!

Где на Тамбовщие еще чудеса водятся

Полоса смерча

В нашей области есть аномальная зона в плане природных катастроф, которая называется полосой смерча. Начинается она в Петровском районе и захватывает Староюрьевский, Моршанский и Сосновский районы, ежегодно в этом месте проходит смерч. Объяснить этот природный катаклизм никто не может. В последний раз, по словам очевидцев, во время урагана в Тамбове в ночь с 1 на 2 мая этого года были замечены странные световые вспышки, похожие на шаровые молнии, которые сверкали повсюду и были разных цветов. Они были повсюду - катались по земле, летали на уровне окон, ударяли в провода.

Святовское озеро расположено в Пригородном лесничестве в Тамбовском районе. Существует такая легенда, что у озера есть свой хранитель. Это якобы тот барин, что владел деревушкой, ушедшей под землю. Его присутствие можно иногда почувствовать в глухую ночь. Другая народная легенда говорит, что жила деревня. Жила мирно и счастливо. Во главе деревни стоял совет, в который входили все старые люди деревни. Однажды к ним пришёл человек, стал рассказывать о приближающейся беде и просил всех покинуть деревню. Был собран совет, всё население во главе со старейшинами долго думало и совещалось, и решено было не покидать родных мест. Но отправили двух молодых людей в далёкое странствие. Человек, принёсший эту весть сказал им: «Что бы вы не слышали, как бы вам не хотелось вернуться, ни за что не оглядывайтесь назад! Иначе вы тоже погибнете». И они ушли. Долго они шли и даже бежали. И вдруг, услышали шум набегающей воды. Послышались крики селян, звавших на помощь. Сначала они старались не обращать внимания на крики, даже увеличили скорость, но крики не становились тише. Они, устав бежать, остановились. Подумав, что ушли достаточно далеко, решили в последний раз посмотреть на родные места и обернулись. В то же мгновение они превратились в камни. Сейчас эти камни находятся в районе Святовского озера. Еще легенды гласят что ночью и по большим церковным праздникам над церковью появляется крест, и слышан звон колоколов утонувшей в озере церкве.

В ТЕМУ

В Тамбовской области есть еще исцеляющие могилы

На протяжении двух столетий сохранялась в народе память о преподобной Марфе. Ее могилка на Воздвиженском кладбище была местом паломничества.

К большому надгробному камню на могиле приходили многие жители Тамбовского края, слышавшие о благочестивой жизни подвижницы и об исцелениях, которые происходили с людьми, обращавшими к ней свои молитвы. В народе считается, что могилка преподобной Марфы обладает удивительными чудотворными свойствами: стоит только к ней прикоснуться, как недуг исчезал.

На территории московского Ваганьковского кладбища стоит золоченое мраморное надгробие в виде фигуры девушки без рук и головы, находящейся в тени металлической пальмы. Памятник поставлен воровке Соньке Золотой Ручке, она же София Ивановна Блювштейн . По легенде, питерские и одесские воры заказали статую у скульптора из Милана.

Могила Соньки - место поклонения людей из криминального мира. Фигура каменной девушки с ног до головы исписана просьбами и обращениями к покойной (чаще молят о богатстве и удаче): «Помоги отдать долг», «Дай фарту в делах», ««Не хочу на зоне чалиться»», «Сонька, умоляю, пусть у сына бизнес попрет!». И, видимо, что-то да сбывается, о чем говорят многочисленные надписи «Спасибо». Более того, памятник постоянно перекрашивают из-за того, что свободного места просто не остается.

Анастасия МИКУЛЬЧИНА сыграла главную роль в сериале Виктора МЕРЕЖКО «Сонька. Продолжение легенды»

Где на самом деле похоронена знаменитая аферистка, неизвестно. Скорее всего, ее настоящая могила находится на Сахалине, где она провела несколько лет в тюрьме и умерла от простуды в 1902-м. Однако народ стекается почтить память Соньки именно на Ваганьковское (долго говорили о том, что спустя четыре года после смерти тело воровки перевезли в Москву по приказу местных властей). Кто в действительности погребен под статуей, остается загадкой.

Родил внучку

У ограды храма Успения Божией Матери, что на пермском Егошихинском кладбище, есть аллея. На ее краю лежит надгробная плита, сделанная в виде маски с пустыми прорезями-глазницами. Обрамляет круглую могилу чугунная змея, кусающая себя за хвост. На надгробии надпись: «Пермского исправника Девелия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года».

Местные жители окрестили плиту «могилой проклятой дочери». А история такая. Жила-была одинокая женщина со взрослым сыном Девелием. Совершили они страшный грех кровосмешения. Сын, не справившись со стыдом, навсегда переехал в Пермскую губернию. А через девять месяцев мать умерла при родах дочки. Лишь ее бездетная подруга знала, кто отец малышки, но решила хранить это в секрете и забрать девочку к себе. Шли годы. Сын-холостяк служил земским исправником. Однажды судьба привела его в родной город, где он влюбился в молодую красавицу. Увез Девелий ее с собой в Пермь, где позже пара сыграла свадьбу. Вскоре у супругов родилась дочь. Жена исправника, как и его мать, скончалась при тяжелых родах.

Когда Таечке исполнилось шесть лет, пришло Девелию письмо от женщины. «Я умираю. Срочно приезжай - хочу раскрыть тебе страшную тайну», - было в послании. Приехал и узнал, что женился он на своей старшей дочке, которую от него родила мать. Мужик психанул и прогнал дочку-внучку на улицу, предварительно прокляв. Не прошло и года, как девочка умерла. Девелий приказал похоронить ее на дороге у церковного забора, чтобы каждый пришедший на кладбище топтал могилу. И, мол, когда голова змеи, кусающей себя за хвост, сотрется, тогда и проклятие разрушится.

Но пермяки обходят это место стороной. Они убеждены, что, если посмотреть на эту змею, случится беда в семье. Например, один мужчина просто так сфоткал надгробие и через месяц от него без видимых на то причин ушла жена, запретив общаться с сыном, а сам он тяжело заболел.

ТОЛЬКО ФАКТ

Несколько лет назад надгробие со змеей отвезли в областной музей. А на могилу положили дубликат. Так что бояться больше нечего.

Сумасшествие вместо сокровищ

Есть в Якутии, в нескольких километрах от Алазейского острога, село Сватай. В нем и родилась «белая», или, как ее называли местные, «русская шаманка» - Фекла Бережновая . Она обладала даром исцеления. В 19 лет Фекла утонула, провалившись под лед. Если верить рассказам якутов, могила Бережновой никогда не зарастала травой и кустарниками. Так же как пожары, частые для лесотундры, всегда останавливались, доходя до захоронения Феклы. А приходящие на могилу люди, просящие о здравии родных, всегда его получали.

Неоднократно местные жители видели призрак плачущей шаманки, бродящей по берегу реки Алазей. В 1975-м трое заезжих шабашников, наслушавшись историй о Фекле, раскопали ее могилу в поисках сокровищ. Но ничего не нашли. В гробу лежала лишь пара железных амулетов, а на покойнице висел медный крестик. Изрядно напившись с досады, мужики выбросили останки Феклы из могилы. Месть Бережновой не заставила себя ждать: один сошел с ума через два месяца, двое других умерли в страшных муках.

За смягчением приговора - к доктору-немцу

Одно из самых известных надгробий на московском Введенском кладбище - могила доктора Федора Гааза (урожденный Фредерих-Иосиф Хаас ). Он служил главным тюремным доктором в Москве и получал большие гонорары. Но в конце жизни от усадьбы и богатого экипажа у Гааза осталась одна подзорная труба. Все деньги «святой доктор» (так его прозвали в народе) тратил на арестантов и улучшение условий их жизни.

Нередко Федор Петрович вставал на колени перед чиновниками, чтобы вымолить для арестованного прощение и не оставлять ребенка без отца. Тысячи километров пешком шел Гааз по Владимирскому тракту вместе с приговоренными к ссылке. Доктор контролировал отношение конвоиров к арестантам и не давал их в обиду. Из сострадания к заключенным он даже разработал облегченный вариант кандалов, протестировав их на себе.

Сейчас на могилу Федора Петровича приходят родные осужденных попросить смягчения наказания. Умоляют и о том, чтобы у заключенного не было проблем на зоне. Сами зэки после освобождения идут на могилу Гааза, чтобы помог начать нормальную жизнь.

Лечил взглядом

В Рыльск, что в 120 километрах от Курска, ежегодно съезжаются сотни паломников, дабы приложиться к могиле старца Ипполита . Батюшка помогает справиться с пагубными привычками, найти настоящую любовь, забеременеть.

Бывший настоятель Свято-Никольского монастыря, архимандрит Ипполит, в народе прослыл чудотворцем. Местные говорили, что батюшка мог не спрашивая определить, что тревожит человека. И не прикасаясь исцелить от любого недуга. Так, однажды к старцу приехала женщина с сыном, больным СПИДом. Батюшка перекрестил юношу указательным пальцем, пристально посмотрел ему в глаза и отправил восвояси. По приезде домой парень сдал анализы - диагноз не подтвердился.

Умер архимандрит от обширного инфаркта 17 марта 2002-го. Во время похорон на небе сияла радуга. А дубовый крест на могиле несколько раз мироточил.

Три раза вокруг часовни

Покровительница Санкт-Петербурга и семейных уз Ксения Блаженная может исполнить любое желание. Нужно написать просьбу на листочке, после чего обойти три раза часовню, находящуюся над ее могилой на Смоленском кладбище. Потом положить эту записочку под ящик со свечами. Ксеньюшка, как и Матрона Московская , помогает избавиться от бесплодия и соединиться с возлюбленным, даже если это кажется почти невозможным.


Несколько лет назад Вика ДАЙНЕКО ходила к Ксеньюшке Петербургской просить о самом личном

Кулинарные тайны

В 2008 году на московском Введенском кладбище обнаружилось надгробие Люсьена Оливье , того самого, который придумал любимый новогодний салат. Уроженец Прованса сделал фееричную карьеру в Москве, удивляя гостей своего ресторана «Эрмитаж» изысканными блюдами, неповторимый вкус которым придавали пикантные соусы (ингредиенты Оливье держал в строжайшем секрете).

Считается, что, если повар придет на могилу Оливье, должность шефа не заставит себя ждать. Рестораторы тоже идут к французу. Говорят, на заре карьеры сам Аркадий Новиков ходил к Люсьену просить о помощи в бизнесе. А у студентов кулинарных колледжей уже традиция - перед сессией приходить к знаменитому повару. Удача особенно широко улыбается тем из них, кто придет с подарочком: пирожным или конфеткой - Оливье был сладкоежкой.

Эрекция спасет от бесплодия

На кладбище Пер-Лашез похоронен французский журналист Виктор Нуар , застреленный в 22 года племянником Наполеона накануне свадьбы. Говорят, в постели Виктору не было равных. Он мог вскружить голову любой даме и имел множество внебрачных детей. По рассказам очевидцев, в морге у Нуара случилась эрекция. Молва о чуде разнеслась по свету. Считается, что, если потереть выпуклость в области штанов на надгробии Виктора и поцеловать его в губы, дух Нуара излечит от бесплодия. А уж если оседлать бронзового красавца...

Прикинь!

Существует легенда, что если самостоятельно (без карт и навигатора) отыскать на Пражском еврейском кладбище могилу Иехуды Ливе Бен Бецалеля (он был главным раввином чешской столицы и умер в 97 лет), положить на нее камушек, загадав желание, то оно обязательно сбудется.

Только факт

В любовных делах, говорят, помогает целование надгробий вокалиста группы «The Doors» Джима Моррисона и писателя Оскара Уайльда .

Поднял вопрос о чудесах в нашей Церкви. Господи помилуй, сколько же их! Писать-не-переписать! Например, недавно мы рассказывали об одной удАвительной книжке "Старец Иероним". Много материалов о ней выставлено на портале Правкнига и у меня в ЖЖ. Т.к. далеко не все осилили большие статьи, то поместил избранное. anchoret_lander писал про волшебный обруч, а я подобрал цитаты из книги про волшебную православную земельку. Целиком выдержки из книги "Старец Иероним" можно прочесть . Далее, только цитаты, ничего личного.

Просят, советуются, берут для исцелений земельку. Руководство монастыря уже не раз распоряжалось засыпать на могилу старцу новой земли, так как прежнюю на все четыре стороны света уносят с собой паломники. (с. 47)

Женщина из Ростовской области прислала недавно письмо. Кровоточивая она была, много лет этим недугом страдала. И вот вспомнила про батюшку. Ей посоветовали земличку с его могилы на ночь положить на живот. Она на одну ночь положила, на другую - и в скоре все у нее прошло. (с. 56)

В святом уголке храню земельку с его благодатной могилы (с. 231)

Дочку я потом родила быстро, за два с половиной часа, благословилась перед родами батюшкиной фотографией. Успела ее родить! (с. 240)

На ночь, чтобы как-то облегчить боль, я приложила батюшкину земельку к зубу - и заснула! Утром боль нестерпимая опять, и я уже пошла зуб выдергивать. Оказалось, что в зубе накопилось много гноя (как я только проспала с ним всю ночь!), мне его удалили аж с тремя уколами обезболивающими. Такую боль мне сняла батюшкина земелька.
Еще один случай с земелькой хочу написать. Однажды к нам ворвался сосед в белой горячке (дверь выбил со второго пинка, я только успела перекрестить за это время дверь и сказать трижды «Яко с нами Бог»), он искал свою жену, но разговаривал с явно большим количеством (кого-то…). Я перекрестила и соседа, и детей, и не было времени даже помолиться - он влетел со шваброй, на руках у меня был средний сын (полтора года), двухмесячная дочка спала, и больной ДЦП старший ребенок лежал на кровати. Вокруг никого! Детей всех сразу не вынесешь, да и дверь одна.
Встала я около батюшкиной фотографии и стала просить его о помощи. Сосед вылетел (как и влетел) быстро из квартиры. Я собрала детей, посыпала за порогом квартиры батюшкиной земельки. Посыпала потом и у порога соседа, а он с другой стороны начал открывать дверь. Не открыл! (с. 241)

Помогает и земелька с батюшкиной могилки. Когда у меня сильно заболели ноги - от многой ходьбы - я стала прикладывать земельку в мешочке к ноге на ночь. Одна нога прошла сразу же на следующее утро, а вторая из-за моей глупости болела еще неделю. Земелька была не в матерчатом, а в целлофановом мешочке. И на другую ночь я положила мешочек на вторую ногу и уснула. Он прорвался и песочек просыпался. А ведь он освященный. Поэтому и пришлось мне, грешной целую неделю ждать исцеления. Надо быть внимательными и к святыням относиться с благоговением. (с. 256)

Ложась спать - может меня Ангел-Хранитель надоумил, но я вдруг думаю о земельке с могилы батюшки Иеронима, беру ее собой в постель и кладу на больное место (на живот). Со мной стали происходить какие-то непонятные вещи. Я хочу спать, но только засыпаю, начинаются как бы судороги, я вздрагиваю и уже не сплю. И так несколько раз. Потом враг начал свою работу, появились другие мысли: «земля то с могилы, как-никак». Я убираю землю и сплю спокойно остаток ночи. Утром начинаю анализировать свое поведение, мысли, беру земельку, хожу с ней целый день и ложусь спать с ней. Ночью повторяется тоже самое: у меня судороги, беспокойство какое-то, маета, спать хочу и не могу уснуть, судороги будят меня, ворочаюсь с боку на бок, читаю про себя молитвы, думаю: «Теперь-то я землю не уберу, не дождешься, вражина». И вот в какой-то момент ночи, то ли в забытьи была, вроде и не спала и не бодрствовала, я вся измучилась бессонной ночью, мне было какое-то секундное видение - вокруг меня бегают какие-то пятеро с хвостами, такие страшные, но прозрачные, я не могу найти слов для их описания, я даже не успела испугаться. И заснула. Утром все было чисто и сухо. И весь месяц сухо и чисто. Через месяц - спокойно и безболезненно… Теперь я не расстаюсь с земелькой. (с. 302)

Мамочкино кладбище, 2017 год / Фото Infomburo.kz

"Мамочкино" кладбище находится в 30 км от Караганды на территории, где когда-то располагался исправительно-трудовой лагерь Карлаг для репрессированных в советское время.

"Мамочкино кладбище", 2013 год / Фото из архива Музея жертв политических репрессий

Кладбище находилось на территории структурного подразделения Карлага - в Центральном полеводческом отделении. Недалеко от него был расположен родильный дом. Сколько детей родилось за 28 лет существования Карлага на территории лагеря, до сих неизвестно. Нет данных и о том, сколько из них покинуло этот мир.

На кладбище захоронены дети, умершие в 1930-1940 гг / Фото сайт

"Многие ЦПО называли "мамкиным домом", так как там содержались узницы, которые вот-вот должны были родить детей, и женщины с младенцами после родов. Дети содержались с матерями до трёх-четырёх лет. После этого их разлучали с родителями и направляли в детские дома, которые находились на территории Карлага - Компанейский, Литвиновский, Осакаровский и Бесобинский", - рассказывает руководитель научно-исследовательского отдела Музея памяти жертв политических репрессий Ксения Бондаренко.

Сейчас на кладбище насчитывается не более 50 "крестов" / Фото сайт

На "Мамочкином кладбище" хоронили детей, которые умирали от истощения и болезней. У их изнеможённых работой матерей зачастую не было грудного молока. Родительниц освобождали от работы всего за две недели до родов. После родов приводили два-три раза в день в так называемый "мамкин дом" или "деткомбинат" на кормление грудничков.

В Карлаге отмечалась высокая детская смертность / Фото сайт

Размеры "Мамочкиного кладбища" на самом деле больше той площадки, что сейчас огорожена забором. Здесь хоронили детей, рожениц и даже мужчин-узников Карлага. Официально кладбище закрыли в начале 1960-х годов. После этого за захоронением младенцев никто не следил, и только в 2003 году ему присвоили статус мемориального комплекса. С тех пор небольшую площадку, где сохранились кресты и колышки, огородили забором и установили памятные знаки.

С 2002 года на кладбище начали устанавливать памятные знаки / Фото сайт

"Многие местные жители говорили о том, что весной, когда начинаются паводки, вода вымывает останки маленьких детей. Есть сведения о том, что там хоронили и рожениц, которые умирали во время родов", - отметила сотрудница Музея.

Детей хоронили как в индивидуальных, так и коллективных могилах / Фото сайт

Среди детей была высокая смертность. По некоторым данным, зимой младенцев не хоронили, так как в лютые морозы невозможно было раскопать замёрзшую землю. Поэтому работники Карлага складировали трупы новорождённых в бочке. При её заполнении, закапывали умерших в одной братской могиле без гробов.

Некоторые могилки были восстановлены / Фото сайт

Представители духовенства установили на "Мамочкином кладбище" памятные знаки. Если бы не они, от мемориала осталось не более пяти десятков колышек и крестов.

Представители различных религиозных конфессий установили памятные знаки / Фото сайт

Здесь же установлен памятник католическому священнику Алексию Зарицкому, который был сослан в Карлаг. Священнослужитель скончался в Долинке в 1959 году от болезни и истощения.

В старинном русском селе Новотомниково, расположенном в Моршанском районе Тамбовской области, приезжие стремятся увидеть не только усадьбу графа Воронцова-Дашкова или конный завод, но и настоящие чудеса, которые происходят, правда, на… кладбище!

Существует в том месте одна могила, к которой последние двадцать лет съезжаются люди со всех уголков страны, чтобы помолиться там, да забраться с собой горсточку земли. А под землей этой покоится протоирей Валентин Ястребцев, который при жизни славился тем, что умел изгонять бесов и исцелять людей.

Новотомниковская Благовещенская церковь в свое время была одной из самых любимых и посещаемых в этом районе. Верующие люди с разных деревень шли по десять-пятнадцать километров лишь для того, чтобы успеть попасть к батюшке на богослужение. Служба начиналась в половину восьмого утра и заканчивалась в три дня. А после этого отец Валентин оставлял в церкви нескольких прихожан, в которых видел злой дух, и начинал «отчитку».

Сегодня большинство людей этого уже не понимают, полагая, что человек болен психически, в то время как страдает его душа. А батюшка это сразу видел. И дар этот был очень редкий. Какие только звуки не доносились из этой церкви: люди гавкали, вопили, рычали, выли и кричали.

Особенно много таких людей приходило в Великий пост. Порой в этот период в доме старца останавливалось до тридцати человек.

Батюшка всегда предчувствовал, когда к нему едет очередной бесноватый. В этот момент он начинал сильно болеть, но как только к нему приезжали эти люди, он тут же вставал на ноги, объясняя это тем, что люди приехали за помощью издалека, поэтому нельзя лежать.

Сейчас подробнее всего о жизни Валентина Ястребцева может рассказать разве что одна жительница, старожила села. В Новотомниково она прожила более шестидесяти лет и хорошо знала священнослужителя, а также видела всех, кто к нему приезжал. Отдельно этому способствовало то, что ее домик находился прямо напротив церкви.

Она рассказывала, как некоторые люди приезжали только однажды, а другие посещали церковь каждый год. Это объяснялось степенью одержимости.

Сейчас зимой навестить могилу знаменитого старца решается не каждый. До нее пешком идти около двух километров. Как таковой дороги там нет. Приходится около часа идти по замерзшим колеям и полям, а затем еще столько же через все соседнее село, до местного кладбища.

Могила Валентина Ястребцева сразу же заметно выделяется среди остальных. На надгробии закреплены иконы, а рядом лежит множество свечей и цветов. И все это приносят сюда сами местные жители, поскольку родственников у старца не осталось.

Его сын погиб еще при жизни батюшки, а дочери умерли несколько лет назад.

Зимой между сезонами в это место приходит не очень большое количество людей, но зато летом верующие из разных уголков приходят сюда практически ежедневно. Иногда приходят и те, кого батюшка лечил при жизни. Все эти люди молятся, зажигают свечи, некоторые даже уносят с собой горсть земли.

Местные жители сами же это охотно подтверждают, отмечая, что земля с могилы батюшки для них словно святая. Они говорят, что в этой земле есть некая чудотворная сила. В частности, рассказывается, что если завернуть эту землю в полотенце, а затем приложить к больному месту, то оно сразу же проходит. А чтобы собственную жизнь продлить, жители селя добавляют по щепотке земли… в чай!

Валентин Ястребцев родился первого апреля 1899-го года в семье сельского священника, который служил в селе Вановье Шацкого уезда Тамбовской области. Односельчане помнили, как в тот день купель, в которой крестили младенца Валентина, неожиданно озарилась солнечным светом. Кто-то из местных сразу же сказал, что этот ребенок особенный. А последующие события убедительно доказали правоту этих слов.

Сложилось так, что на долю священника выпало немало испытаний. Все началось после революции 1917-го года, когда вера подвергалась поруганиям и гонению. Но отец Валентин ни на секунду не переставал верить, поэтому и служения своего не оставлял. В то время у его семьи отняли землю, а самого отца Валентина арестовали по доносу, а затем приговорили к расстрелу. Тогда священник написал апелляцию и, поскольку во внимание было принято отсутствие объективных доказательств, суд выбрал другую меру наказания - пять лет лишения свободы в лагере под Мурманском. В таких лагерях старались не исправить человека, а уничтожить его как личность, но священнослужителю удалось выдержать испытание и не сломался. Когда он отбыл свое наказание, его направили служить в Архангельскую церковь, что в селе Чернояр Солтыковского района. Тот храм вскоре закрыли, и тогда батюшка стал проводить службы у себя дома. В этот период НКВД неоднократно арестовывали священнослужителя, а затем снова отпускали. И так продолжалось до тех пор, пока не последовал еще один приговор.

В этот раз священнику предстояло отбывать наказание в исправительно-трудовом лагере в забайкалье. И срок на этот раз оказался больше - восемь лет. Со своей семьей отец Валентин воссоединился только в сороковых годах. Они проживали в селе Княжеве под Моршанском, где батюшка занимал пост приписного священника к Никольской церкви Моршанска. Это было военное время, поэтому люди особенно тянулись к богу, старались восстановить храмы. Именно тогда батюшка и задумал восстановить Благовещенскую церковь, что в селе Новотомниково. Ему удалось восстановить уникальный керамический иконостас, хоть для этого и пришлось вложить свои личные сбережения. Но даже тут ему перегораживали путь противники веры, продолжая писать на него доносы и систематически выключая свет. По всей видимости, за все эти тяжбы судьбы, что выпали на его долю, в конечном счете, ему и был послан дар целительной молитвы.

Односельчане вспоминают, что голос у него был не такой, как у большинства священнослужителей, вовсе не громыхающий и басовитый, а тихий и размеренный. Порой даже трудно было разобрать, что он говорит. Во время проповедей он часто плакал, а вместе с ним плакали и все находящиеся на службе верующие.

Как-то раз в конце восьмидесятых годов к старцу приехала женщина из Тамбова, у которой врачи обнаружили раковую опухоль. Врачи назначили ей срочную операцию в течение двух дней, но вместо этого женщина отправилась к старцу. Батюшка выслушал ее историю и сказал, что тут не нож, а молитва поможет. Из-за сильного кровотечения женщина не могла зайти в храм, но старец помолился и кровотечение остановилось. А спустя несколько дней женщина полностью выздоровела. Когда она снова пришла к врачу, он сказал ей, что в регистратуре перепутали карты и выдали ей чужую. Однако на карте всё было идентично - имя, фамилия, адрес, год рождения, - всё! Женщина объяснила, что все-таки это ее карта, на что врач ответил, что с таким заболеванием, как написано в данном документе, вообще не живут.

У другой женщины была диабетическая кома, из-за которой она перестала узнавать родных. Тогда ее дочь навестила старца, рассказала ему о приключившейся беде, и вернулась обратно со святой водой, которую отец Валентин велел дать больной женщине. Довольно скоро женщине стало лучше, а спустя еще некоторое время она и вовсе отказалась от лекарств и уколов.

Отец Валентин умер семнадцатого марта 1988-го года. Его похоронили рядом с семьей, на кладбище в селе Княжево.

Новое на сайте

>

Самое популярное