Домой Овощи История руси. Материалы для подготовки к егэ по истории "древняя русь"

История руси. Материалы для подготовки к егэ по истории "древняя русь"

Какую тайну хранят события на Фукусиме, которые произошли 8 лет назад? Почему после них в Японии были остановлены почти все атомные реакторы? И кто в конце концов за этим всем стоит? Давайте разбираться вместе...

Первым о рукотворных катаклизмах в Японии заговорил бывший глава азиатско-тихоокеанского отдела журнала «Forbes» Бенджамин Фулфорд. Когда он в 2007 году проводил интервью с министром финансов Японии Кодзи Оми, тот поведал, что группа американских олигархов угрожает его стране искусственными землетрясениями, вынуждая Японию передать им контроль над своей финансовой системой.

Через два дня после интервью крупнейший ядерный реактор главного японского острова Хонсю стал эпицентром двух землетрясений магнитудой в 6 с половиной баллов. Следом Кодзи Оми, не проработавший министром финансов и года, ушел в отставку без официальных объяснений. Всё это можно считать надуманной конспирологией, А Бенджамина Фулфорда воспринимать исключительно как американского фрика, но как быть с этими фактами? Сразу после взрывов на Фукусиме Китай сделал заявление, о том, что Япония провела неудачные испытания ядерной бомбы. В след за этим сообщением его подтвердили определенные научные эксперты Франции и Германии. Они отметили, что в районе эпицентра землетрясение был ядерный взрыв. Но остальные об этом молчали. При этом взрыв был в эпицентре землетрясения.

Причем французы и немцы даже зафиксировали выброс цезия 137. Это чрезвычайное событие и очень серьезное заявление. Три серьезных страны, и никаких обсуждений. Что в высшей степени странно. Но и это ещё не всё. В России «ядерное происшествие» было зафиксировано тоже. В Институте ядерной физики новосибирского Академгородка впервые за многие годы прозвучала тревога. Служба радиационной безопасности института зафиксировала повышение радиационного фона на территории института. Естественный фон был превышен в 3,7 раза.

Оказалось, что источником радиации служит сама атмосфера. Эти подозрения были развеяны только после анализа данных со спутников, которые были проделаны при взаимодействии с Рейнским институтом экологических проблем, университета Кёльна. И они дали ещё более удивительный результат – источником радиации послужила Япония, катастрофа на ядерной электростанции Фукусима-1. Радиоактивные облака с цезием-137, однако, пришли не с востока, а с запада, сделав почти полный оборот вокруг Земли, пройдя над Тихим океаном, США и Канадой, Атлантическим океаном, Европой и Уралом. Более детальный анализ спутниковых данных выдал ещё один неожиданный результат.

Источник радиации вовсе не находится на станции Фукусима-1, он лежал в десятках километров восточнее берегов Японии, в Тихом океане. Более того, он совпадал с эпицентром самого разрушительного землетрясения в последние годы, которое и послужило причиной цунами, следствием которого стали многочисленные жертвы и разрушения в Японии. Про цунами следует сказать отдельно. С этим явлением тоже не всё в порядке. Если судить по распространению волн, источник цунами в данном случае был точечным. Но такое бывает очень редко при подводных землетрясениях. Как правило, при землетрясении достаточно большая поверхность земли служит генератором волн, в результате чего волна цунами имеет очень широкий фронт.

В результате же этого землетрясения фронт волны был довольно узким, что говорило о его локальном, почти точечном источнике вблизи берегов Японии». Версию о ядерном взрыве в море в районе Фукусимы подтверждает и анализ сейсмограмм. На первом рисунке изображены типичные сейсмограммы ядерного испытания и землетрясения. При ядерном испытании в зоне, где сейсмическая активность мала, происходит один мощный толчок и слабые последующие, быстро затухающие колебания. Так, как было, например, при испытании ядерного устройства в Индии в мае 98 года.

При типичном землетрясении сначала наблюдаются сравнительно слабые толчки, постепенно усиливающиеся и достигающие максимальной амплитуды только через некоторое время. При ядерном взрыве в сейсмически активной зоне происходит наложение этих двух процессов. Сначала мощный толчок от ядерного взрыва и затем продолжительные колебания земной поверхности. В случае Фукусимского землетрясения весьма показательным является то обстоятельство, что магнитуда этого землетрясения равнялась 9, что точно соответствовало мощности взрыва в 100-200 мегатонн.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Материалы для подготовки к ЕГЭ по истории

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА.

Формирование и расцвет единого Древнерусского государства охватывают период с 9по 11век (рамочные даты 862-призвание варягов и 1132-смерть Мстислава Великого).

В 5-8 вв. происходит расселение восточнославянских племен вдоль пути «Из варяг в греки» от Балтийского моря до устья Дуная. Эти племена находятся на стадии разложения родоплеменного строя, которую принято называть «военная демократия». Расслоение общества незначительно, социальная структура проста. Основную массу населения составляют смерды -рядовые общинники. Выделяются бояре -племенная знать, главы родов, князья -военные вожди, и дружинники , составляющие постоянный военный отряд при князе.

Крупнейшими племенными союзами ВС являются:

приильменские словене живут у озера Ильмень и по реке Волхов, город Новгород

поляне Среднее Поднепровье, город Киев

древляне город Искоростень

северяне города Чернигов и Переяславль

кривичи Смоленск

вятичи Ростов

полочане Полоцк

дреговичи

радимичи

бужане

волыняне

уличи

тиверцы

дулебы

белые хорваты.

Северные союзы платят дань варягам, южные хазарам. На северо-востоке славяне соприкасаются с финно-угорскими племенами меря, мурома, весь, чудь, мордва, корела, ижора.

Основными занятиями населения являются подсечно-огневое земледелие, скотоводство, бортничество, охота и рыболовство. Религия-язычество. Главные боги-Сварог, Перун, Велес, Даждьбог, Макошь, Симаргл, Стрибог, Род.

Решающее влияние на процесс формирования государства оказал торговый путь «Из варяг в греки». Племенная верхушка включилась в международную торговлю, приобретая предметы роскоши. Князья стали облагать сородичей данью, взимая ее шкурами пушных зверей, и продавали эти шкуры проезжим купцам, заодно взимая с тех пошлину за проезд по своей территории. Это способствовало концентрации богатств в руках князей и укреплению их власти.

Историю Древнерусского государства принято отсчитывать с «призвания варягов». Согласно летописи Нестора, в 862г. приильменские словене, желая прекратить междуусобную борьбу, пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика. Он пришел с братьями Сневорсом и Трувором и дружиной и 17 лет княжил в Новгороде. В 879г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря. Князем стал его воевода или родственник Олег.

В 882г. Олег совершил поход на Киев, захватил город и сделал его столицей своего княжества. Олег вел войны с хазарами и совершил два похода на Константинополь.

С 912 по 945г. в Киеве княжит Игорь Рюрикович, продолжает политику Олега, воюет с хазарами и тоже совершает два похода на Византию. В 945г. Игорь убит древлянами при попытке вторично взять дань.

Его вдова Ольга отомстила за его смерть и упорядочила сбор дани, установила систему повоза, определив урок-размер дани и погосты-места сбора дани. Ольга была регентшей при своем малолетнем сыне Святославе, совершила поездку в Константинополь и крестилась.

С 962 по 972г.Святослав правит самостоятельно, но практически все время он проводит в завоевательных походах за пределами Руси. Он разгромил Волжскую Булгарию, уничтожил Хазарский каганат, основал на Дунае город Переяславец и планировал перенести туда свою столицу. Но в войне с Византией потерпел поражение, не удержал завоеванные земли и был вынужден вернуться на Русь. На пути в Киев он погиб, и после его смерти произошла первая княжеская междуусобица. Старший сын Святослава Ярополк убил среднего Олега, а младший Владимир убил Ярополка и в 9870г. стал киевским князем.

Владимир княжил с 980 по 1015г. он завершил объединение восточнославянских племен, создал систему оборонительных укреплений на Юге, заключил союз с Византией и сделал христианство государственной религией Руси. После смерти Владимира произошла вторая княжеская междуусобица. Пасынок Владимира Святополк убил четверых сыновей Владимира, в том числе Бориса и Глеба, первых русских святых.

В итоге в 1019г. киевским князем стал Ярослав Мудрый. Период его правления считается временем наивысшего расцвета Древней Руси. Ярослав разгромил печенегов, построил каменный Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, создал первый свод законов Русскую правду и укрепил международный авторитет Руси.

После смерти Ярослава усиливаются центробежные процессы и начинается распад единого государства. Установленный Ярославом очередной порядок княжения привел к бесконечным «переездам» князей и спровоцировал частые междуусобицы. Внук Ярослава Владимир Мономах попытался прекратить междуусобицы и восстановить единство Руси, в 1097г. на Любечском съезде князей решено было прекратить переезды и совместно оборонять Русь. Был совершен крестовый поход против половцев в 1111г. В период киевского княжения Мономаха было временно восстановлено единство Руси, завершено формирование Русской правды и написана Повесть временных лет. Последним князем единой Руси был сын Мономаха Мстислав Великий. После его смети, по выражению летописца, «раздрася вся русская земля». Начался так называемый удельный период.

В период существования единого Древнерусского государства восточнославянское общество сильно изменилось. Усилилось социальное расслоение, усложнилась социальная структура, сформировалось феодальное землевладение, сложились устойчивые формы организации власти, бурно развивалась культура и экономика.

ХРОНОЛОГИЯ

482-основание Киева

862-призвание варягов

879-смерть Рюрика

882-поход Олега на Киев, создание единого древнерусского государства.

907, 911-походы Олега на Константинополь

912-смерть Олега

941, 944-походы Игоря на Константинополь

945-восстание древлян, реформа Ольги

962-972-походы Святослава

972-980-усобица сыновей Святослава

988-крещение Руси

1015-смерть Владимира Святославича

1015-1019-усобица сыновей Владимира

1036-разгром печенегов

1037-строительство Софийского собора

1054-смерть Ярослава Мудрого

1066-появление половцев

1097-любечский съезд князей

1111-крестовый поход в степь

1113-народное восстание в Киеве

1118-создание Повести временных лет

1132-распад единого государства.

ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКИЕ

862-879-Рюрик, основатель династии, княжил только в Новгороде.

882-912-Олег, первый Великий князь Киевский, но не Рюрикович.

912-945-Игорь Рюрикович, первый Рюрикович на киевском престоле.

945-972-Святослав Игоревич (до 962 регентство Ольги).

972-980-Ярополк Святославич

980-1015-Владимир Святославич

1015-1019-Святополк Окаянный

1019-1054-Ярослав Мудрый

1054-1093-Ярославичи.

1093-1113-Святополк Изяславич

1113-1125-Владимир Мономах

1125-1132-Мстислав Великий

ПЕРСОНАЛИИ

ГЛОССАРИЙ

Определение

Князь

Военный вождь племени

Дружина

Постоянный вооруженный отряд при князе

Бояре

Племенные старейшины

Дань

Налог с населения в пользу князя

Полюдье

Объезд князем подвластных земель с целью сбора дани

Смерд

Рядовой общинник

Вервь

Сельская община

Вира

Штраф за преступление, выплачивался в пользу князя

Тиун

Ключник князя

Волхв

Языческий жрец

Инок

Монах

Игумен

Настоятель монастыря

Митрополит

Глава русской церкви

Епископ

Глава церковного округа

Вече

Народное собрание

Закуп

Несостоятельный должник

Рядович

Наемный работник, заключивший договор на определенный срок

Наймит

Наемный работник без договора

Холоп

Купленный раб

Прощенник

Преступник, обращенный в рабство

Княжий муж

Старший дружинник

Отрок

Младший дружинник

Гридни

Телохранители князя

Вотчина

Наследуемое земельное владение

Поместье

Земельное владение, предоставляемое для службы

Гривна

Денежная единица, 200г серебра

Куна, реза, ногата

Мелкие денежные единицы

Урок

Размер дани

Погост

Место сбора дани

Удел

Доля члена княжеского рода в общем владении

Оброк

Платеж зависимого крестьянина в пользу землевладельца

Барщина

Бесплатная работа крестьянина в хозяйстве землевладельца

Кремль

Крепость в центре города

Детинец

Главная башня кремля

Посад

Поселение у стен кремля

Подол

Нижняя часть Киева

Тысяцкий

Глава ополчения

Плинфа

Плоский кирпич

Фреска

Роспись по сырой штукатурке

Мозаика

Узор из кусочков камня или стекла

Смальта

Мозаика их цветного стекла

Зернь, скань

Ювелирные технологии

Вено

Выкуп за невесту

Кириллица

Азбука, изобретенная святыми Кириллом и Мефодием для славян в 9 в, на Русь пришла вместе с христианством

Десятина

Часть дани, выделенная князем на содержание церкви

Норманнская теория

Концепция создания Русского государства в результате варяжского завоевания, создана в 18 в немецкими учеными, работавшими в России (Байер, Миллер, Шлёцер).

Очередной порядок княжения «княжеская лествица»

Порядок наследования киевского престола по родовому, а не семейному принципу, то есть не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. Пока не вымрет старшее поколение, младшее к наследованию не допускается.

Бортничество

Сбор меда диких пчел

Кормление

Содержание дружины путем предоставления права сбора дани с определенной территории

.

Имеется не мало письменных источников описывающих этот период истории нашего народа. Но что нам известно о периоде с древнейших времён до прихода варягов?

Этим вопросом задавался и Русский историк Г.В. Вернадский:

Исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое. В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период.

Изучающий историю Древнего Востока

Малой Азии,

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ МАЛОЙ АЗИИ . В самом начале 20 в. в центре Малой Азии (Анатолии), в 150 км к востоку от Анкары, были обнаружены клинописные архивы Хеттского царства (XVII–XII в до н.э.), одного из крупнейших государств Древнего Востока. Раскопки на месте бывшей столицы «царства Хатти» Хаттусы успешно продолжаются и в наши дни. Отдельные находки выявлены также в других местах Анатолии. В 1970-х годах под насыпью Машат-Хююка, вблизи современного турецкого города Зиле (вилайет Токат), открыт еще один хеттский архив глиняных табличек.

Месопотамии

Клинописная табличка из Месопотамии klinopis

По объему сохранившихся письменных документов Месопотамия не имеет аналогов ни в одной другой древней цивилизации. В настоящее время известно около 250 тысяч глиняных табличек. Но многие еще не прочитаны до сих пор.

Место рождения шумерской письменности ученые называют город Урук и время - рубеж 3-4 тысячелетия до н.э.

и Египта

Иероглифическая письменность Древнего Египта

– имеет в своем распоряжении письменные источники, характеризующие период в более чем три тысячелетия до рождества Христова.

Интересующийся классической античностью – Грецией и Римом – может использовать эпические поэмы , традиция которых уходит к началу первого тысячелетия до н.э ., в то время как для второй половины этого тысячелетия имеется обилие эпиграфических и

Геродот

литературных источников.

Специалисты по германской истории имеют твердое основание в работах

Цезаря

и Тацита соответственно первого столетия до н.э. и ее начала

Цезарь первым осознал важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном и политическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появляются сведения об общественном устройстве германцев, условно называемые «свевский» (книга IV) и «германский» (книга VI) экскурсы.

Социальная структура германского общества к концу I в. н. э. включала военную знать разных уровней, рядовых свободных германцев, «рабов». «Рабы» у германцев, по словам Тацита, напоминают римских колонов. Они обязаны были давать господину оброк, но в то же время имели свободу распоряжения в своем доме и хозяйстве. Их редко подвергали побоям или заковывали в цепи, убивали чаще сгоряча, чем в наказание. И только «рабский» статус оставлял такое убийство безнаказанным .

Занимающийся русской историей с древнейших времён до десятого века находится во много более сложной ситуации.

Г.В. Вернадский так пишет об этой ситуации:

«Решение задачи достоверного восстановления истории древней Руси встречается с почти непреодолимыми трудностями, поскольку соответствующие письменные, в особенности отечественные источники, характеризующие наиболее ранний период, чрезвычайно редки.

Можно сравнить решение этой задачи с восстановлением разбитой вазы из осколков, часть которых утеряна; из-за широких пробелов трудно поставить на свои места даже те кусочки, которыми мы обладаем. Поэтому во многих случаях авторам работ по истории древней Рруси было необходимо обращаться к методу предположения, но в каждом из них эти авторы пытались многократно проверять свои гипотезы при помощи всех доступных непрямых свидетельств.

Гео́ргий Влади́мирович Верна́дский (Джордж Вернадский) ( 20 августа 1887 - 12 июня 1973 ) - российский и американский историк - евразиец , сын В. И. Вернадского .

Иордана

[ Иордан-готский епископ, жил в VI в. и написал во второй половине этого века

два исторических произведения: "О готах" (De rebus Gethicis) и “Краткую хронику

мира” (De breviatione chronicorum). Главное из них-"О готах",-дошедшее до нас

полностью, представляет для нас особый интерес. Ценность этого произведения заклю-

чается в том, что Иордан, давая первую систематизированную попытку изложения

истории готов, одновременно в процессе изложения дает ряд экскурсов из истории

древних славян, сталкивавшихся с готами. Значение этого историка для истории

до нас сочинение Кассиодора, особенно его "Хронику" (Chronica). Известно, что Кае-

сиодор происходил из знатной римской фамилии, занимал важные государственные

должности при Одоакре, потом при Теодорихе и его наследниках-Аталарихе и Вити-

гесе. Располагая государственными материалами, также архивами и книгами, которые

ему были доступны как должностному лицу, Кассиодор, несомненно, сумел использовать для своей “Хроники” эти ценные, может быть, ему только доступные материалы

Невознаградимая утрата этого произведения в некоторой степени смягчается тем, что

оно так или иначе нашло свое отражение в трактате Иордана “О готах”. В этом произведении весьма немного сведений о древних славянах, но эти данные по причинам,

выше отмеченным, приобретают для историка-славяноведа исключительное значение.

Сведения о славянах касаются здесь главным образом вопроса о районе обитания древних славян, о взаимоотношениях славян (антов) и готов, о периоде Германариха и

судьбе его царства в связи с движениями славян.

Иордан (дата рождения неизвестна после 551 , Византия , лат. Jordanes или Jordanis ) - готский историк VI века , иногда неправильно называемый Иорнандом .

и Прокопия , (Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с готами», в переводе С. П. К о н д р а т ь е в а.)

...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и -земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.

Прокопий Кесарийский (до крещения Неаний , греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς ; ? - 8 июля 303 ) - христианский святой , почитаемый в лике великомучеников . Память в Православной церкви совершается 8 июля (по юлианскому календарю ), в Католической церкви 8 июля .

историков шестого века н.э., мы впервые обнаруживаем реальные попытки описания жизни славян.

Разумеется, имеется значительная информация о народах, живших в причерноморских степях в течение многих столетий до н.э.– скифах и сарматах , – в работах ряда классических авторов, начиная с Геродота (пятый век до н.э.).

Говоря о ряде исторических источников нельзя забыть и о результатах исследований археогенетиков. По данным тестирования ДНК из скифских захоронений, скифы были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a (причём как европейские скифы , так и азиатские (сибирские) скифы ) и митохондриальных гаплогрупп G2, G2a4 , F1b, F2a , C , U2e, U5a, U5a1 , T1, T1a, T2 , A, A4 , H, H2a1 , D, D4b1 , N1a , I3 , HV2, HV6 , J , K .

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. На этом снимке представлены, в основном, случайные находки из фондов Красноярского историко-краеведческого музея. Такие же вещи в больших количествах можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейских стран и США. Сделанные в типичной манере скифского "звериного стиля", они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов.

Китайские хроники также передают некоторые данные о евразийских кочевниках. Тем не менее свидетельства о протославянских и ранних русских племенах, подчиненных иранским кочевникам, которые мы можем извлечь из этих сообщений, скудны и предположительны . Еще хуже дело обстоит с письменными источниками на славянском языке.

На время написания книги Вернадским информация о славянской древней рунической письменности уже была известна русским историкам, но была но была неполной. В ХХ веке появились новые источники о письменности и новая информация о присутствии древних славян в иных регионах планеты, в которых ранее, в 19 веке, не предполагалось присутствия славян имеющих письменность. Так Иордан сообщает о войне готов со славянами, с которыми им пришлось столкнуться в Скандинавии – это сообщение о регионе обитания славян и является важным для историков занимающихся их историей и особенно в области славянской рунической письменности.

Пеpвые доводы в пользy сyществования древнего славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале XIX столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к "pyнице", некотоpые оказались пpосто несостоятельными. Ряд доводов сохpаняет силy до сих поp.
Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные "особыми", негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.

Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). В чешской песне "Сyд Любyши", сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются "дески пpавдодатне" - законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.

Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные.
Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности.
Пpимеpом "чеpняховского" славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.

В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз - pомб, поставленный на веpшинy.

Дpyгyю - более позднюю - гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из

этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.


Еще одним - поистине yникальным - памятником "балтийской" славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского
хpама Радегаста в Ретpе .


Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев,

славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники.

История русского алфавита (русской Азбуки) от Кирилла и Мефодия до наших дней: создание/развитие/реформы/современность

Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. Долгое время дискуссионным оставался вопрос, была ли это кириллица (и в таком случае глаголицу считают тайнописью, появившейся после запрещения кириллицы) или глаголица - азбуки, различающиеся почти исключительно начертанием. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, согласно которой глаголица первична, а кириллица вторична (в кириллице глаголические буквы заменены на известные греческие). Глаголица длительное время в несколько изменённом виде употреблялась у хорватов (до XVII в).

Можно отметить, что русские имели некоторые рудименты литературы в седьмом или восьмом столетиях, используя греческий или иной адаптированный алфавит. Тем не менее «русские персонажи» упоминаются только в 860 г. н.э ., а каковы они – все еще составляет предмет обсуждения. Однако вскоре после этого (и возможно на основании этих ранних «русских персонажей») Константином Философом (св. Кирилл, апостол славян) был создан более совершенный славянский алфавит , это было так

называемое глаголическое письмо (глаголица) ; одновременно или немного позже, но не позднее, чем в конце девятого века,

разрабатывается другой славянский алфавит , известный как кириллическое письмо (кириллица)

И только после этого искусство письма широко распространилось

среди славян, включая русских. Первая русская летопись была написана в Киеве в одиннадцатом столетии н.э.; нам она знакома в варианте раннего двенадцатого столетия , который сохранился в некоторых поздних компиляциях четырнадцатого и пятнадцатого веков. Наиболее ранний памятник русской

эпиграфии так называемый Тмутараканский камень относится к 1068 г.

Самые ранние документы русских иностранных дел – русско-византийские переговоры десятого века – являются переводами с греческого. Переводы были сделаны во время подписания каждого договора, но оригиналы утеряны , мы имеем в результате позднейшие копии, хотя они и кажутся аккуратными.

Древнерусский кодекс законов – «Русская Правда» – был записан в одиннадцатом столетии, но старейшие известные списки его опять же относятся к более позднему периоду тринадцатого – четырнадцатого столетий. Итак, мы видим, что русские письменные источники доступны только с периода, начинающегося десятым столетием, а зарубежные документальные свидетельства лишь с шестого столетия н.э. и неполны. Учитывая эту ситуацию,

изучающий древний период русской истории должен полагаться в основном на археологические свидетельства. В то время как археология обладает чрезвычайной значимостью для изучения классической истории и также истории Древнего Востока, она еще более значима для ранней русской истории. Лишь на основании археологических открытий можно вообще создать историю возникновения России.

Но многие памятники археологии, уже открытые в Европе и имеющие на своей поверхности рунические тексты, рассказывают просто об истории не только славян, но и именно истории Руси. Таким является открытый в Швеции археологический памятник получивший название Рёкский камень. Применение русских рун к прочтению текста нанесённого на этот камень русским исследователем Сокол-Кутыловским О.Л., дало совершенно осмысленное прочтение текста, связанное с жизнью Руси и её соседей готов-дациян.

Единственной правильной догадкой шведских рунологов является то, что камень является монументом павшим. Что же на нём написано, на самом деле? Приведём фрагмент расшифровки надписи, которая полностью приведена в статье учёного « Рунический камень из Рёка: мифы и реальность» :

«Поставили своим званным. Они жизни решили отдать [за] рагов. Не равное сражение то не они начали, они вступили в их бой, так как к ним пришли… Войско они разбили то. Пусть земли к ним отойдут… Датчане напали на земли, на них слуг (работников) владельца тех их земель. Не иначе, как считали установить налог (на) землю их склоняли их ту землю отдать им… Если бы не были неры Ниваннед, Ваннед и Неванхнанне на службе у владельца земли… И не нападают на земли те. Нет датчан тех, так как неры … охраняют, так как дали (им) земли, их земли…»

Речь идёт о конфликте между земледельческими общинами славянских народов рагов и неров с одной стороны, и датчанами с другой. Датчане попытались собирать с соседей дань, но получили отпор, причём решающую роль в этом сыграли неры, которым и был поставлен этот памятник. Они пришли на помощь рагам. Из расшифровки надписи можно понять, что неры работали в тех местах по найму. После конфликта они получили часть граничащих с датчанами пахотных земель в собственность и обязались их за это охранять от посягательств датчан.

В своей книге «Древняя Русь» Г.В. Вернадский выражает сожаление о молодости русской археологии и о том, что не обнаружено ещё ни надписей ни документов какого-либо рода, говорящих об истории Руси.

Негативным моментом для развития русской исторической науки является то обстоятельство, что русская археология относительно молода. Совсем недавно были предприняты попытки соединить археологические данные с ранними источниками и использовать археологический материал с точки зрения русской истории. В дополнение к археологическим исследованиям лингвистические данные могут стать большим подспорьем для историка. К сожалению, никаких надписей или документов какого-либо рода не было найдено до появления греков на северном побережье Черного моря (VII век до н.э.) . Для скифского периода мы имеем ряд греческих надписей ; тем не менее они относятся либо к греческим колониям, либо к скифам , но не к местным племенам. Нет, следовательно, никакого лингвистического ключа к объектам , обнаруженным археологами. Итак, археологический материал о Древней Руси нем с точки зрения историка . В результате, нелегкой задачей является даже предположительное опознание находок , которые могут относиться к жизни предшественников русских , в особенности учитывая возможное значительное влияние народов, примыкающих к ранней славянской культуре. Свидетельства указывают на распространение на территории, где позднее процветали славяне, гомогенной «культурной сферы», просуществовавшей приблизительно с 500 г. до н.э. до 500 г. н.э. Но лишь предположительно мы можем определить эту «культурную сферу»

как «протославянскую культурную сферу». Такое определение – не более чем гипотеза, хотя она и кажется убедительной.

Убедительность этой гипотезы подтвердила сама жизнь и позднейшими археологическими открытиями и появлением новых исторических наук – таких как Археогенетика, показавшая тот момент, что сроки русской « гомогенной «культурной сферы», можно вполне справедливо раздвинуть до 10000 лет.

В свете колоссального значения археологии для изучения истории России будет кстати предложить здесь краткий

очерк развития археологических исследований в России .

В развитии русской археологии можно выделить несколько периодов, которые различаются между собой не только хронологически, но и по своей философско-методологической направленности, приемам научного исследования, методам извлечения информации, целям и задачам исторической реконструкции. С Петра I начинается развитие археологии, его заинтересовали европейские музеи. Он считал, что музеи цементируют общество, вырабатывают чувство патриотизма. Он очень много покупал в музеи, но понимал, что купленные вещи не столь ценны, как добытые самостоятельно. В 1714 г. издается указ о том, чтобы «все собирали на местах разные древности». Появилась Сибирская коллегия Петра I. В 1й экспедиции были найдены серебряные и золотые монеты. Петр создал указ о составлении чертежей на каждую находку. Для становления археологии как науки большое значение имела деятельность русского историка 18 в. В.Н.Татищева. 18 в. – это время экспедиций и сбора древностей случайным путем. Академик Миллер написал инструкцию «как собирать древности». Таким образом I этап становления археологии – связан с деятельностью Петра. II этап связан уже с Екатериной II. Победа над Турцией и присоединение земель с обилием исторических памятников. Стали создаваться кружки любителей древности. Был распространен грабеж драгоценностей и разворовывание памятников. III этап связан с Отечественной войной 1812 г. Начало положил Стемиковский – первый русский дипломированный археолог. Позже большую роль сыграли Уваровы, давшие начало всероссийским археологическим съездам. Труды съездов издавались в документах. Была создана археологическая императорская комиссия. IV этап связан с 1ой мировой и революцией; упадок; иммигрировали многие ученые.

Древние могильные холмы с золотым и серебряным богатством давно привлекали внимание охотников за сокровищами. Петр Великий первым среди русских властителей понял значимость подобных находок для науки. Он издал несколько указов (1721 – 1722), призывающих губернаторов на местах покупать и коллекционировать золотые и серебряные вещи , достойные хранения в музеях. Именно так была собрана в музее Академии

Наук (1725) первая коллекция сибирских древностей . Около этого же времени астраханский губернатор В.Н. Татищев , известный историк, создал продуманное руководство для коллекционирования материалов по археологии и этнологии . План Татищева был частично реализован Академией Наук , многие из членов которой немало путешествовали по всей России и узнавали о нахождении важных могильников и древних стоянок на ее юге и в Сибири. Путешествия Палласа, Лепехина, Гмелина и Рычкова принесли ценные результаты. Следуя примеру Татищева, некоторые губернаторы на местах также обнаруживали свой интерес к археологии.

В 1763 г. губернатор Новой Русской Территории (Новороссии) А.П. Мельгунов приказал раскопать

Находки из Мельгуновского кургана

курган, теперь известный как Литой, находящийся на расстоянии около тридцати пяти километров к западу от Елисаветграда (ныне город Кировоград). Здесь был найден ряд золотых и серебряных предметов скифского периода , отправленных в Академию Наук , откуда они были переведены в Эрмитаж, который с этого времени стал центральным хранилищем подобных находок из Южной Руси. Именно скифские и классические предметы искусства в основном привлекли внимание русских археологов в первой половине девятнадцатого века. В начале этого столетия академик Келер изучил и описал некоторые памятники древнего Боспорского царства на берегу Керченского пролива. В самой Керчи раскопки были проведены с 1817 по 1835 гг. французким эмигрантом Полем Дюбрюксом, который воспользовался интересом и поддержкой работ со стороны главы керченской полиции Стемпковского. В 1826 г. генерал-губернатор Новороссии граф М.С. Воронцов одобрил

проект Стемпковского по учреждению музея древностей в Керчи. Музей, открытый в том же году, стал важным провинциальным центром археологических исследований. Можно вспомнить о том, что он был разрушен британскими войсками в Крымскую войну (1855), но вскоре восстановлен.

Около Керчи в 1831 г. Дюбрюкс и Стемпковский раскопали курган Куль-Оба – одно из наиболее важных скифских захоронений . Вскоре в 1840 г. город Одесса начал играть активную роль в поддержке археологических исследований. В 1844 г. начали появляться ценные «Комментарии» («Записки») Одесского общества истории и древностей. Столица империи, С.-Петербург, несколько отставал. В 1846 г. там было основано «Археологическое и нумизматическое общество», но лишь в 1865 г. эта группа стала по-настоящему деятельной под новым именем «Императорского археологического общества».

Наиболее значительным событием в развитии археологических исследований в России была организация в 1859 г. Императорской Археологической Комиссии, которая вскоре заняла лидирующее место в направлении и координации исследований в России. Среди видных членов этой Комиссии , особенно активных в начале двадцатого века, могут быть упомянуты имена Н. П. Кондакова, Н. И. Веселовского, М. И. Ростовцева, графа А. А. Бобринского и Б. В. Фармаковского. После русской революции Комиссия была реорганизована в Институт истории материальной культуры, недавно слившийся с Академией Наук. Археологическая Комиссия посылала в Южную Россию ряд экспедиций, которые проводили раскопки скифских и сарматских могильников, древних греческих городов. Очевидно, что в течение девятнадцатого столетия работа русских археологов сфокусировалась на древностях классического периода, что в определенном смысле объяснялось великолепием находок. Это было вполне естественно для первой стадии развития археологической науки в России. Постепенно, тем не менее, находки каменного века также начали привлекать внимание ученых, поначалу куда менее многочисленных, нежели их коллеги, которые раскапывали скифские могильники.

Граф А.С. Уваров может быть назван пионером исследования каменного века в России. Он также основал Московское географическое общество (1864) Многие из стоянок каменного века были раскопаны им и его сотрудниками в Центральной России в 1870-х годах. В 1881 г. была опубликована книга Уварова об археологии России, базирующаяся в основном на результатах его собственных раскопок. Не менее важными в изучении культуры каменного и бронзового веков стали раскопки, предпринятые в период между 1880 и 1917 гг. рядом русских и украинских ученых, включая В.Б. Антоновича, Н.Ф. Беляшевского, В.В. Хвойко, Е.Р. фон Штерна, Ф.К. Волкова, графа А.А. Бобринского, В.А. Городцова, А.А.Спицына и др. Большинство предметов, найденных в Центральной России, хранились в Московском историческом музее; для находок на Украине важнейшим хранилищем был

Киевский археологический музей. Многие местные музеи как на севере, так и на юге обладают ценными коллекциями.

Археологические исследования в Сибири также достигли ощутимых результатов, формируясь вокруг местных музеев, из которых наиболее значимыми являются Иркутский (основан в 1805; расширен в 1851: сгорел в 1879; реставрирован в 1882), Тобольский (1870), Минусинский (1877) и Красноярский (1889). После революции 1917 г. археологические исследования получили еще большее внимание, раскопки приняли организованную форму. Институт истории материальной культуры и Академия Наук – важнейшие учреждения в этой сфере. Академия Наук Украинской ССР в Киеве осуществляет контроль за археологическими исследованиями на Советской Украине.

Государственный исторический музей в Москве организовал серию археологических экспедиций в различные части Российской Федеративной Социалистической Республики. Некоторые местные музеи также активны. За последние два десятилетия наиболее удивительные открытия относятся к палеолитическим стоянкам, культуре неолита и бронзы также уделялось большое внимание. Первая достойная упоминания попытка использовать археологические свидетельства для

изучения русской истории была сделана И.Е. Забелиным в его книге «История русской жизни» (1876 -1879) 34. Еще более амбициозным стал план исследования В.М. Флоринского «Первобытные славяне» (1895 – 1898) 35. Эти две работы, весьма интересные во время их публикации, теперь безнадежно устарели. М.И. Ростовцев в своей книге «Иранцы и греки в Южной Руси» впервые приблизился к проблеме отношений между русской археологией и русской доисторией в современном ключе. Хороший обзор археологического материала с точки зрения изучающего русскую историю был опубликован в 1925 г. Ю.В. Готье («Изучение истории материальной культуры в Восточной Европе»). Ценные археологические исследования появились в течение последних двух десятилетий в « Бюллетене» («Известиях») Академии истории материальной культуры. Он сейчас заменен « Краткими сообщениями» Института истории материальной культуры Академии Наук, в который была реорганизована бывшая Академия истории материальной культуры. С 1936 г. выходит специальное археологическое обозрение «Советская археология», уделяющее особое внимание каменному веку. Определенный интерес к современным археологическим исследованиям заметен в «Журнале (Вестнике) древней истории» , издающемся с 1938 г. Здесь может быть упомянуто общее введение в археологическое исследование А.В. Арциховского («Введение в археологию», 1940) 36

С 1957 года издаётся журнал Академии Наук

Журнал основан в 1957 г. (до 1992 г. назывался " Советская археология "), является центральным периодическим археологическим изданием России, распространяется в РФ, странах ближнего и дальнего зарубежья. Тематика журнала:

  • древняя и средневековая история и культура человечества;
  • изучение исторического процесса археологическими и естественнонаучными методами.

(Новые требования выделены курсивом)

  • Журнал «Российская археология» публикует на своих страницах работы теоретического и научно-исследовательского характера по вопросам археологии и смежных дисциплин, археологические материалы, представляющие большой интерес, критические статьи и рецензии на новые публикации по археологии.
  • К публикации не принимаются статьи, основанные на анализе материалов, собранных в поле или полученных иным путем без официального разрешения государственных органов (открытого листа) или не сданных на хранение в Государственный музейный фонд (указание на место хранения материалов желательно).
  • Направляемые в журнал материалы должны быть оформлены в соответствии со следующими правилами, принятыми в журнале.
  • Все рукописи предоставляются в двух экземплярах, распечатанных через 1,5 интервала (шрифт Times New Roman, кегль 14) на лазерном или струйном принтере на белой бумаге (формат 290х210) с одной стороны листа с обязательным приложением электронной версии (на диске). К рукописям (по разделам «Статьи», «Публикации», «Дискуссии») должно быть приложено краткое резюме на русском языке (не более 1 стр.; можно приложить дополнительно англоязычный авторский перевод) и ключевые слова (не более 10) . Все нестандартные буквенные и иные обозначения в тексте рукописи должны быть четко и разборчиво вписаны от руки.
  • На отдельной странице приводятся подробные сведения об авторах (с обязательным указанием почтового и электроннного адресов, контактного телефона).
  • Общий объем рукописи (включая таблицы, список литературы, подрисуночные подписи и резюме)не должен превышать 40 тыс. знаков (с пробелами) и содержать

Древнейшая Русь – воскресающее государство

Нашей Родине не 20 лет и вовсе не 1000. На фоне последних событий, когда преступники от ИГИЛ уничтожают историю планеты , становятся более понятными обстоятельства исчезновения русской истории. Той, которая была у нашего народа до «крещения» .

Вопрос о существовании государств в это время остаётся открытым, поскольку требует дополнительных исследований. Хотя некоторые свидетельства относительно государственности, даже более ранней, существуют в материалах древних историков. Так, Геродот говорил о Древнем Египте, как о некоем отпочковании от северного государства – Атлантиды или Гипербореи . Есть и другие свидетельства. Например, данные индийской мифологии. Но, повторимся, этот пласт истории достоин отдельного массива работ.

С 6-го по 4-е тыс. до н.э. древнерусские роды закрепились на новых территориях, сформировав комплекс древних родственных протогосударств. Дочь Волыни и Ра – Рада и сын Всевышнего – Крышень основали в 4-м тыс. до н.э. древнюю цивилизацию на острове Родос (в догреческой «Греции»). Сын Перуна (Древний Египет) и Додолы (Европа) – Дажьбог в 4-м тыс. до н.э. наладил торговлю между Древним Египтом и Древнейшей Русью – «лазуритовый путь ».

Карты торговых путей смотрите по этому адресу или другому адресу (доклад в Российском этнографическом музее в С.-Петербурге);

Анализ статистики археологических памятников Русской равнины смотрите по адресу (доклад в Институте археологии РАН).

По нему в этот период торговля лазуритом осуществлялась только между Южной Русью (Краснодарский край), через царство Крышня (Грузия и Армения) в царство Дажьбога (Египет). На последнем этапе по этому пути развернулась и торговля янтарём . «Вывоз «северного золота» и изделий из него в страны Средиземноморья начался, как полагают исследователи, ещё во времена египетских фараонов (34-24 вв. до н.э.)». На этих первоначальных торговых отношениях сложились мощные древние государства – Русь и Египет .

С 3-го по 2-е тыс. до н.э. древнерусские роды расселились так. Сын Крышня и Рады – Кама – в 3-2-м тыс. до н.э. освоил Северную Индию. Сын Кощея – Дон – закрепился в Северном Причерноморье, а его дети от «москвички» Аси стали начальниками сильных государств. Вавила в 3-2-м тыс. до н.э. основал Вавилон. Дардан – в то же время основал дарданское царство, с главным городом Троя. Ламия закрепилась в Центральной «Греции». Рось – мать Дажьбога – положила начало Русской государственности в южнорусских землях.

Западнее, севернее и восточнее ей помогали её внуки и сыновья Дажьбога: Арий, Богумир, Заря, Кисек, Коляда, Радогощ, Усень. Они стали царями на всей территории Древнейшей Руси. В середине 3-го тыс. до н.э. центральными русскими землями правили сыновья Богумира – Словен и Рус . Это зафиксировано в летописях. Другой сын Богумира – Скиф – вместе с отцом отправился в восточном направлении, вдоль будущего Северного торгового пути и в предгорьях Алтая и в Семиречье основал сильную цивилизацию.

В этот период между Русью и Египтом продолжал действовать «лазуритовый путь» . Теперь торговля лазуритом осуществлялась не только между Южной Русью, Арменией и Египтом, но открылись и новые участки этого торгового пути: в царства Дардана (Троя), Вавилы (Вавилон, Басра, Телл-Амос) и царство Камы (Северная Индия, Мелухха). Добыча велась сначала в царстве Крышня (Бадахшан, северо-восточный Афганистан), а потом в царстве его сына Камы.

Также продолжал действовать и «янтарный» путь , который охватывал иной регион – регион распространения волосовской культуры (от Балтийского моря до Урала и от Калужских, Тульских, Рязанских, Саранских земель на юге до Архангельских земель на севере). Именно этот регион являлся царством Словена и Руса . Небольшая часть янтаря уходила в царство Дона (Украина) и на запад – в царство Кисека (Западная Германия) и ещё дальше (до Англии). Добыча янтаря осуществлялась на Балтийском море. Плотность находок янтаря и их обилие говорят о том, что торговля этим самоцветом имела высокую активность.

С 3-го тыс. до н.э. в Древнерусском государстве начал действовать ещё один торговый путь – «нефритовый» . Он связал Древнейшую Русь Северным торговым путём с Южной Сибирью, Дальним Востоком и Северным Китаем. Часть этого пути связывала Муромские земли с царством Дона (современная Одесса). В царстве Словена и Руса находок нефрита столько же, сколько и во всех остальных владениях. В царстве Богумира и его сыновей (в частности, Скифа) производилась добыча камня, хотя и для изготовления украшений этот минерал здесь тоже применялся.

Южные и восточные царства, сформированные древними русами на выселках – Шумер, Египет и т.д., – столкнулись с местным населением – негроидными, веддоидными, кавказоидными, арабоидными и семитическими туземцами, находившимися к моменту прихода древних русов на весьма отсталой ступени развития.

Достаточно сказать, что веддодиды Индии в то время едва преодолели мустьерский уровень, а негроиды Африки всё ещё оставались на ашельском уровне. Мустьерцами оставались кавказцы, арабы и семиты. Это местное население не знало требований государственного общежития, поэтому стремления русов к задействованию на различных работах туземцы восприняли, как формирование рабовладельческих отношений.

В итоге, при перемешивании населения и значительной ассимиляции русов, метисные формы жителей перевели древнерусские свободные государства на действительно рабовладельческие основания. Такими со временем стали семитизированные Вавилон, Египет, Греция (ранее Пеласгия), Индия и др.

Скудные природные данные и уже оформившиеся рабовладельческие отношения при произошедшей семитической ассимиляции сделали восточный и южный регион опасными агрессорами для русского государства. В результате, Древнейшая Русь была вынуждена отгородиться СТЕНОЙ или ВАЛОМ от этих семитических кочевников.

Первые, основные участки стены были построены древними русами на стратегически важных направлениях. В бронзовом веке угроза для Древнейшей Руси исходила только с ближневосточного региона. Поэтому мощная заградительная стена была воздвигнута на этом направлении. Горы Кавказа с обеих стороны объяли стенами. В более удобном для торговли Дербенте (Трояне) в стене сделали мощную пограничную крепость. Западное побережье Каспия отгородили Горгановым валом.

Троя оставалась крепостью , препятствовавшей проникновению семитов к западным границам Древнейшей Руси. Трояновы и Змиевы валы представляли собой глубоко эшелонированную оборону. Заволжский вал вторым эшелоном защищал Древнейшую Русь от нападения семитов с юго-востока. На территории Древнейшей Руси суммарная протяжённость названных оборонительных сооружений эпохи бронзы составляет более 4000 километров.

Отдельным крылом становилась цивилизация Богумира (позже – скифов ). Из-за своей удалённости от русских земель, с одной стороны, и из-за непосредственной близости к местам обитания алтайских и синитических палеоантропов, с другой. Здесь повторилась та же история, что и немного ранее в Шумере и в Древнем Египте: наползшие с юга семитические племена переняли руководство выселками и, поставив своего царя, создали здесь обычное семитское рабовладельческое государство . Часть древнерусских народов продолжили сопротивляться семитам, они позже были ими полностью вырезаны или ассимилированы. Часть ушла на Русь (например, герои Велесовой книги ; скифы).

Таким образом, в бронзовом веке Древнейшая Русь имела все признаки государства. По её территории проходили три глобальных торговых пути : «лазуритовый», «янтарный» и «нефритовый», которые соединяли все известные ныне древние царства торговыми отношениями. Все три торговых пути одним своим концом оканчивались в Древнейшей Руси, которая выступала крупнейшим в мире потребителем лазурита, янтаря и нефрита, а также крупнейшим в мире поставщиком янтаря.

Умение поддерживать столь удалённые отношения говорит о развитии дипломатии в Древнейшей Руси. Возведение названных фортификационных сооружений свидетельствует о высоком уровне строительных работ в Древнейшей Руси. Известны имена царей этого времени – Словен и Рус , – а также имена их жён и детей.

В последующем этапе – железном веке (1-е тыс. до н.э. 1-е тыс. н.э.) – позиции Древнейшей Руси утвердились. Здесь уже известны все народы: киевляне, жители Кракова, ляшские поляне, сербохорваты, чехи, древляне, киммерийцы, поляне, казаки, черкесы, русы, северяне, скифы, кривичи, венеды, вятичи, словене, хазары, гессенцы, славяне, ратари, ободриты, руяне, радимичи, анты, чудь белоглазая, дивьи люди, арийцы, финны, лунная династия венедов, кельты, белорусы, поляки и др.

К середине периода на западе своих владений с развитием новых кочевников – римлян – Древнейшая Русь была вынуждена построить новые стены по всей протяжённости Европы, вплоть до Шотландии . Римляне находились на общинно-родовом уровне. Они не знали железа, доспехов, одежды и государства, но всё это с лихвой компенсировали крайней агрессией и жестокостью .

На востоке главные события этого периода разворачивались в Туркестане и, особенно, в землях Северного Китая. Орды палеолитических племён с юга буквально наползали на территории, занятые древними русами. Поэтому последние использовали уже известный способ – построили заградительную стену-вал, который стал серьёзным препятствием на пути миграций китайцев страны Син. Несмотря на это, Туркестан стал огромным плавильным котлом, в котором выплавился не только новый семитический народ – тюрки , но и из верований жителей Юго-Восточной Азии сложился иудаизм , а потом и ислам .

Первым иудеем был Заххак , который обманом отнял власть у Богумира и погрузил мир в тысячу лет зла . К Заххаку возводят свои родословные некоторые афганские цари. После иудаизм распространился в Китай и Японию, а ещё позже – в западном направлении. Ровно через 2 тысячи лет после первого мессии (Моисея), в 7-м веке н.э. иудаизм вступил в новую и закономерную фазу – исламскую (Магомет). В широкой полосе семитических завоеваний иудейство почти мгновенно сменилось исламом (то, что называется «исламскими завоеваниями» и длилось всего около 30 лет).

В 1-м тыс. до н.э. по Северному торговому пути распространился шёлк . Шёлковые ткани двигались из Туркестана, через Южную Сибирь на Москву и далее на Германию. Русь получала китайский шёлк уже тогда, когда разнообразные геродоты, жившие в семитических странах, даже не подозревали о её существовании. По этому же пути шла торговля нефритом и другими товарами.

В 8-10-м веках н.э. исламские государства всё ещё оставались в зависимости от Древнейшей Руси. В некоторых из них стояли русские армии (Египет, Сирия), а в некоторых серебряные рудники принадлежали русам. В связи с этим, всё серебро, которое добывалось в Халифате, в полном объёме отправлялось на Русь: Халифат не имел права оставить себе ни одной монеты (слитка) и даже со своей армией рассчитывался только медью.

Рис. 2. Древние торговые пути: серебряные дирхемы (8-10 вв.).

На Руси «халифатское» серебро шло на украшения русским женщинам , а также служило средством накопления капитала и средством платежа. Хождение серебряных дирхемов этого времени было ограничено землями к северу от Змиевых валов и к северо-западу – от Заволжского вала. В это же время Русь являлась главным потребителем шёлковых тканей. Изделия из шёлка носила каждая деревенская женщина . Шёлк применяли для изготовления чехлов для кожаных изделий. На семитическом Востоке шёлковые ткани позволяли себе только цари.

Рис. 3. Находки шёлка в раннем средневековье.

Всё это богатство Древней Руси способствовало тому, чтобы южные славяне под предводительством византийских семитов напали на Русь. Это был крестовый поход , названный «крещеньем» Руси. Враг, как и в более поздние времена (Наполеон, Гитлер) смог дойти только до Москвы, где и остановился.

Пришедшие на помощь Центральной Руси с востока войска к тому времени состояли, в основном, из тюрок-мусульман, то есть братьев – таких же последователей иудаизма, как и христиане. Поэтому тюрки вместо того, чтобы отбросить христиан, продавали им княжение тем или иным регионом Древней Руси. В результате, христиане колонизировали Русь, а русский народ – взяли в рабство (крепостничество).

Христиане сожгли более 30% русских городов , вырезали цвет русского народа, уничтожили документы (сравните с пожаром в ИНИОН РАН, устроенного «оппозиционерами ») и все другие . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Была до нас земля Руськая не тысячу лътъ,
а много тысячъ была, и еще будеть,
бо захранили мы землю нашу отъ враги!”

Князь Кий


ВСТУПЛЕНИЕ

Занимаясь изучением истории родной страны, я имел возможность познакомиться с достаточным количеством материалов, которые в разных аспектах освещают далекое прошлое России.

В печатной литературе имеется большое количество трактовок зарождения и эволюции русского народа и появления первой государственности на русской земле.

Это естественный процесс, когда исследователи пытаются докопаться до истины. Значит, многих из них не устраивает существующее положение вещей в российской истории , значит, есть достаточно фактов, которые не укладываются в предлагаемую академической наукой версию истории государства Российского.

А что же такого предлагает наша наука? Ярчайшим образцом академической точки зрения на российскую историю является книга «История. Полный курс» (мультимедийный репетитор подготовки к ЕГЭ, издание 2013 г.).

Представляя данную книгу, я просто процитирую несколько отрывков из нее, которые позволят Вам читатель понять суть академической концепции истории России, которую предлагает наша наука . Я бы добавил, не только предлагает, но и отстаивает свою точку зрения всеми имеющимися у науки административными ресурсами.

Итак, цитирую….

«Древнейшая история славян содержит много ЗАГАДОК (выделено автором и далее), но с позиций современных историков сводится к следующему.

Сначала в III – середине II тыс. до н.э. НЕКАЯ праиндоевропейская общность из НЕЯСНЫХ районов вокруг Черного моря (возможно, с полуострова Малая Азия) переместилась в Европу ».

И далее. «Существуют несколько версий историков по поводу места, где же именно сформировалась славянская общность (теории возникновения славян): первой была выдвинута Карпато-Дунайская теория (родина славян – район между Карпатами и Дунаем), в XX в. родилась и стала основной Висло-Одерская теория (славяне возникли севернее Карпат), затем академик Б. Рыбаков выдвинул компромиссную теорию, согласно которой славяне возникли ГДЕ-ТО в Восточной Европе – от Эльбы до Днепра. Наконец, существует версия, что прародиной славян было Восточное Причерноморье, а их предки – одна из ветвей скифов – скифы-пахари ». И т.д.

К этому необходимо также добавить производимое в книге объяснение названия славян – «происходит от слов «слово» и «ведать», то есть означает людей, язык которых понятен, в отличие от «немцев» (как бы немых) – так славяне называли иностранцев». Согласитесь, все это очень интересно и даже занимательно.

Не знаю как Вас, уважаемый читатель, но меня все эти доводы типа – ЗАГАДКИ, НЕКАЯ, НЕЯСНЫХ, ГДЕ-ТО, не просто не удовлетворяют, но и наталкивают на мысль, что это какое-то намеренное извращение имеющихся фактов.

Я исхожу из того, что у академической науки должны же быть силы и средства, чтобы разобраться и внести ясность и определенность в нашу историю. Судя по выше отмеченному, никакой ясности, и никакой определенности нет. Почему у науки нет, а у меня есть, хоть и не полная, но обширная информация о древнейшей истории русского народа. И свою концепцию Русской истории я изложил в рукописи «О древнейшей истории России».

Неужели среди наших российских ученых-историков нет ни одного патриота, ни одного порядочного человека, который бы раскритиковал бы ту ложь, навязываемую нам всем уже около 300 лет, и занялся бы профессионально распутывать поставленные наукой «загадки». Иначе, это не наука. То, что я вам представил выше нельзя назвать наукой.

Где в слове СЛАВЯНЕ есть или просматривается значение «слово»??? Откуда можно сделать вывод о наличии в слове СЛАВЯНЕ значения «ведать»??? СЛАВЯНЕ – значит «славные». Это прямой и самый правильный посыл, который приходит на ум, и этому значению уже около 5 тысяч лет (если не больше). А вот почему «славные», с этим надо разбираться. Но у нас есть ответ на этот вопрос.

Там же в книге «История. Полный курс» объясняются ВЕРСИИ происхождения слова «Русь»: «:…либо от названия реки Рось – правого притока Днепра (данная версия предложена академиком Б. Рыбаковым, но сегодня считается устаревшей), либо от названия варягов (по летописи Нестора), либо от слова «roots», что означает «корабельные гребцы», которое затем преобразовалось в «ruotsi» (современная версия)».

Уважаемые господа ученые – да побойтесь Бога! О таких вещах говорить в XXI веке. И что самое страшное, этим всем забивают голову нашим детям, намеренно формируя у них комплекс неполноценности и зависимости от Запада.

В представленной книге далее отмечается. «Важнейший источник о событиях русской истории с древнейших времен до начала XII в. – первая русская летопись (древнейшая из сохранившихся) – «Повесть временных лет», первую редакцию которой создал монах Киево-Печорского монастыря Нестор приблизительно в 1113 г. ». И на этом «документе» (почему в кавычках будет ясно чуть позже) академическая наука строит свою концепцию истории России .

Да есть много и других интереснейших документов, которые освещают нашу древнейшую историю. Но почему-то именно летопись Нестора у академиков главная.

Посмотрим, на что опираются в своем заблуждении историки. Основной посыл официальной науки таков. Русская княжеская династия зародилась в Новгороде.

В 859 году северные славянские племена изгнали за море варяг-норманнов («северных людей»), выходцев из Скандинавии, которые незадолго до того навязали им уплату дани. Однако в Новгороде начинаются междоусобные войны. Чтобы прекратить кровопролитие, в 862 году по приглашению новгородцев пришёл «княжить» варяжский князь Рюрик. Норманнская дружина со своим предводителем явилась стабилизирующим фактором в борьбе за власть между боярскими родами».

На такую точку зрения мы выдвигаем здесь свои контраргументы, опровергающие догмы академической науки:

Русская княжеская династия зародилась задолго до появления Рюрика в Новгороде. Там правил до этого Гостомысл, который был 19-м (!!!) по счету князем от известного князя Вандала (Вандаларий – 365 г. рождения)

Рюрик был внуком Гостомысла (сын средней дочери Гостомысла), а это значит, что Рюрик был русским по крови.

Никаких междоусобных войн в Новгороде не было. После смерти Гостомысла там сел на княжение старший его внук Вадим. А Рюрика приглашали всего лишь на княжение в Ладогу.

Дружина Рюрика была дестабилизирующим фактором на Руси, с помощью которой Рюрик и его родня захватила силой власть в Новгороде.

Ни одному здравомыслящему человеку не придет в голову пригласить на княжение человека незнакомого, не имеющего отношения к действующей династии князей, а уж тем более из каких-то там норманнов, которых только что выгнали из страны за море и которым платили дань.

Все представленные аргументы будут раскрыты чуть позже. Но и этого достаточно для того, чтобы продемонстрировать – «важнейший источник» академической науки не соответствует по своему содержанию реальным событиям. К этому также можно пока кратко добавить, что Дир и Аскольд никакого отношения к Рюрику не имели, они не были варягами и тем более братьями, как нам преподносит наша историческая наука.

Что же собой представляет «Повесть временных лет»? Это, скорее всего, литературное произведение, а не хроника.

Центром внимания летописца Нестора является крещение Руси князем Владимиром из рода Рюриковичей. Все события до крещения готовят читателя к этой кульминации, все последующие – напоминают о ее важности. Русь как бы появляется из тьмы прошлого небытия незадолго до своего крещения.

Автора «Повести…» мало интересует дохристианское прошлое славян, хотя в его распоряжении тогда, за 1000 лет до нас, наверняка имелись исторические сведения, различные мифы и сказания, а возможно и рукописи, доставшиеся от языческой эпохи. Именно на таких материалах и сведениях, которые сохранились с тех времен, далее мы выстроим реальную история древнейшей Руси. Получается, что Нестор намеренно исказил история русского народа, а иными словами выполнял чей-то заказ.

Идем дальше. Раз в летописи говорится о событиях XII века, то автор жил не ранее. Но при этом встает вопрос: каким образом автор, живя в киевском монастыре в XII веке, мог знать то, что было в IX веке в Великом Новгороде, – при огромных трудностях тогдашних дорог и «безграмотности» всей страны?

Ответ только один – никак не мог! !! А потому вся Несторова летопись есть простое сочинительство со слов других лиц или по слухам и времен более поздних. И это убедительно доказано в книге С.Валянского и Д.Калюжного «Забытая история Руси».

Там говорится, что «древнейший из всех списков «Повести временных лет» – Радзивиловский – был изготовлен лишь в начале XVII века. Его страницы содержат следы грубой работы фальсификатора, вырвавшего один лист, вставившего лист о призвании варягов и подготовившего место для вставки потерянного «хронологического листа». И этот материал, кем-то сфабрикованный, принимается за источник знаний???

А для читателя еще более удивительным будет узнать при этом, что нашел этот список, т.е. предъявил всему миру, царь наш Петр Алексеевич, про которого в известных кругах давно ходили слухи, что царь-то «не настоящий». Я имею в виду момент «подмены» настоящего царя Петра, который уехал учиться в Голландию в сопровождении 20-ти (!!!) дворянских детей, а возвратился оттуда только с одним Меньшиковым, в то время как все остальные либо умерли, либо исчезли в расцвете лет в Голландии. Интересно, не правда ли.

В своем исследовании С. Валянский и Д. Калюжный высветили еще один интересный факт в летописи, который касается половой зрелости наших предков.

Оказывается, по сравнению с другими княжескими династиями, например Германии и Англии, «наши князья в промежуток от X до XII века достигали половой зрелости только на тридцатом году своей жизни». Это настолько поздно в сравнении с другими династиями, что «поверить такой хронологии невозможно, а значит нельзя считать достоверными и летописи, живописующие деятельность представителей этих династий».

Есть и другие немаловажные моменты, связанные с содержанием летописи. Например, в летописи Нестора не отмечены или были сдвинуты по времени сведения о кометах, затмениях луны и солнца. Также в летописи отсутствуют какие-либо сведения о Крестовых походах и, особенно об «освобождении Гроба Господня из рук неверных». «Какой монах не возликовал бы по этому поводу и не посвятил бы этому дню не одну, а многие страницы как радостному событию для всего христианского мира? »

Но если летописец не видел небесных затмений, происходивших на его глазах, и не знал о событиях, гремевших на весь мир при его жизни, то как же он мог знать что-нибудь о князе, призванном за 250 лет до него? Во всяком случае, так называемая «начальная летопись» переходит целиком на положение позднего апокрифа», т.е. сочинения, авторство которого не подтверждено и маловероятно. Вот такие вот дела.

Сошлемся также на мнение первого нашего историка В. Татищева. Он отмечал, что «все русские историки почитали за первейшего и главного писателя Нестора – летописца». Но В. Татищев не понимал, почему сам Нестор никаких древних авторов не упомянул, в том числе и об Иоакиме епископе.

В. Татищев был уверен, и по сказаниям это было видно, что древние истории письменные были, но до нас не дошли. Историк полагал однозначно, что задолго до Нестора были писатели, например, Иоаким новгородский. Но его история почему-то осталась безызвестной для Нестора.

И весьма несомненно, по- мнению В. Татищева, что Иоакимова история у польских авторов была (т.е. существовала), так как многие дела у Нестора не упоминались, а у северных (польских) авторов имелись. Также В.Татищев отмечал, что «все манускрипты, которые он имел, хоть и начало от Нестора имели, но в продолжении, ни один с другим точно не сходились, в одном то, в другом другое прибавлено или сокращено ».

Е. Классен обстоятельно анализировал вопрос, на чем же основано убеждение о начале самостоятельности русского народа или о его государственности только со времен призвания Рюрика. На летописи Нестора или на заключении о его сказании Л. Шлецера.

Из летописи, считал сам автор, ясно и несомненно видно, что племена, призвавшие варягов, вели жизнь политическую , государственную , так как составляли уже союз, общину из 4 племен – Руси, Чуди, Славян, Кривичей, занимавших до 1 миллиона квадратных верст в северо-восточном углу Европы и имевших города – Новгород, Старую Ладогу, Старую Русу, Смоленск, Ростов, Полоцк, Белозерск, Изборск, Любечь, Псков, Вышгород, Переяславль.

Баварским географом было насчитано 148 (!) городов у восточных славян . У дикарей, полагал Е. Классен, и с ним мы согласны, на таком протяжении живущих, нельзя даже предполагать и взаимных отношений, а тем еще менее единства мыслей, что выразилось у Руси, Чуди, Славян и Кривичей относительно вызова к себе князей на престол. И самое главное, дикари не имеют городов!


О Несторе упоминал также в своих исследованиях С. Лесной. Он отмечал, что «Нестор писал не столько историю Руси или южной Руси, сколько династии Рюрика. Как показывает сравнение с Иоакимовской и 3-й Новгородской летописями, Нестор совершенно намеренно сузил свою историю. Историю северной, т.е. Новгородской Руси он почти обошел молчанием.

Он был летописцем рюриковской династии , и в его задачи вовсе не входило описание других династий, поэтому он опустил и историю южной Руси, никакого отношения к рюриковской династии не имеющей. И самое главное, сведения о доолеговской Руси могли быть сохранены языческими жрецами или лицами, явно враждебно настроенными против христианства. Но именно монахи, подобные Нестору, уничтожали малейшие следы, напоминающие о язычестве ».

А также: «Нестор умолчал об этом княжении (Гостомысла), лишь упомянув сам факт. И можно понять почему: он писал летопись южной, Киевской, Руси, и история северной его не интересовала. Это уводило его в сторону от задач, поставленных перед ним церковью.

Это видно из того, что первым князем на Руси он считал Олега. Рюрика русским князем он не считает, ибо Новгород тогда русским не назывался, а назывался словенским. Возможно, Нестор и вовсе не упомянул бы Рюрика, если бы не его сын Игорь: нельзя было не сказать, кто был его отцом ».

Вот такое фактическое положение дел с нашей древней историей. Первоосновой нашей государственной истории по академической науке является «Повесть временных лет», которая, по сути, является сфальсифицированным документом – подделкой .

Закрепили такое положение дел с нашей историей далее иностранцы , призванные государями, для написания Российской истории. Мало того, что они не знали русский язык, так они открыто презирали все русское, ту страну, в которой они жили.

Ярчайшим примером может служить академик Л. Шлецер (1735 – 1809 гг.). Представим одно из шлецеровских «умозаключений» относительно древнейшей русской истории (речь идет о VII веке!!!):

«Повсюду царствует ужасная пустота в средней и северной России. Нигде не видно ни малейшего следа городов , которые ныне украшают Россию. Нигде нет никакого достопамятного имени, которое бы духу историка представило превосходные картины прошедшего. Где теперь прекрасные поля восхищают око удивленного путешественника, там прежде сего были одни темные леса и топкие болота. Где теперь просвещенные люди соединились в мирные общества, там жили прежде сего дикие звери и полудикие люди ».

Коротко подытожим сказанное. Нестор был идеологом рюриковских князей , воплотителем их интересов. Признать, что новгородские князья древнее Рюриковичей, что русская княжеская династия существовала задолго до Рюрика , – считалось недопустимым.

Это подрывало право Рюриковичей на первородную власть, а потому это беспощадно искоренялась. Вот почему в «Повести временных лет» нет ни слова о Словене и Русе, которые положили начало русской государственности на берегах Волхова.

Точно так же игнорирует Нестор и последнего князя дорюриковской династии - Гостомысла , лицо, абсолютно историческое и упоминаемое в других первоисточниках, не говоря уж о сведениях из устных народных преданий.

Вот поэтому «Повесть временных лет» никоим образом нельзя считать источником о нашей древности , и наша историческая наука обязана признать этот факт и в кротчайшие сроки создать реальную правдивую историю нашего государства. Это так нужно нашему обществу, это сильно поможет в нравственном воспитании нашей молодежи, не говоря уже о фундаментальном положении – не зная прошлого, не построишь будущее!

О фактах древнейшей русской истории и государственности у Русов нами ранее были подготовлены две рукописи: «О древнейшей истории России» и «История Русичей по Велесовой книге».

Там представлены убедительные доказательства о высокой культуре древних славян и наличие государственности у наших предков задолго до прихода Рюрика в Новгород. В данном исследовании предполагается продолжить работу в этом направлении, чтобы по фактическим данным представить вариант истории русского народа с древнейших времен.

В работе будем опираться в основном на летописные материалы, которые не имели широкого хождения и не воспринимаются академической наукой в качестве исторических источников. Среди них: «Сказание о Словене и Русе», «Велесова книга», «Будинский Изборник», «Родословная славяно-русского народа, его царей, старейшин и князей от прародителя Ноя до Великого князя Рюрика и князей Ростовских», «Сказы Захарихи» и другие.




***

Скачать книгу можно здесь .

Новое на сайте

>

Самое популярное