Домой Грибы Тьмутаракань происхождение. Забытый город тмутаракань. Исторические сведения о Тьмутаракани

Тьмутаракань происхождение. Забытый город тмутаракань. Исторические сведения о Тьмутаракани

Порой стараясь выразить свое презрительное отношение к глубинке или далекому месту люди говорят, что это Тьмутаракань. Но что это такое и где это место находится знают немногие. Оказывается, Тмутаракань или как еще говорят, Тьмутаракань - один из древнейших городов Таманского полуострова, который расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.

В VI веке до н.э. город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса. Он имел развитую структуру и двухэтажные каменные дома, что говорит о богатстве жителей. В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название - Таматарха, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковопопал под влияние хазарского каганата.


После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968-969) киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) - столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X - XI). В это время известен как крупный торговый город с хорошей гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне.

О времени завоевания Киевской Русью Тмутаракани в источниках сведений нет. Считается, что оно произошло во время восточного похода Святослава в 960-е годы, либо же в результате корсунского похода Владимира в 988 году. Ранее эта территория входила в состав Хазарского каганата, а до того была ядром Боспорского царства.

В 988/1010-1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В 1022 году Мстислав покорил касогов, убив в поединке их князя Редедю. В городе Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской. В 1024 году состоялась Битва при Листвене, которая закрепила авторитет Тмутараканского княжества. В 1030 Мстислав Владимирович совершил поход на Ширван. В 1032 в союзе с сарирцами и аланами - второй поход на Ширван. В 1033, в союзе с аланами - третий, неудачный.

С 1054 года Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. Во 2-й половине XI в. в княжестве правили его сыновья Глеб, Роман и Олег Святославичи. В поздний период оно неоднократно захватывалось другими князьями. В XI веке половецкие кочевья отрезают Тмутаракань от Руси.

В 1083 году с помощью византийского флота в Тмутаракани воцаряется Олег Святославич - последний летописный тмутараканский князь. Он же под именем Михаила фигурирует как византийский архонт Матархи, Зихии и всей Хазарии.

Последний раз Тмутаракань была упомянута в русских летописях под 1094. Позже княжество находилось под суверенитетом Византии. По свидетельствам миссионеров, население и правители исповедовали христианство. По мнению Плетнёвой С. А., в XII в. в Тмутаракани установилось половецкое господство. Согласно иной версии, там правили касожские князья, династическими узами связанные с русскими.

В XIII-XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха - Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI - конец XVIII).

Вернулся город к России только чере несколько столетий. По итогам Русско-Турецкой войны Тамань отошла к Российской империи. В 1792 г. на Таманский полуостров переселились запорожские казаки. На месте бывшей турецкой крепости Таман они основали свое первое поселение – станицу Тамань.

Теперь вы знаете, что Тамань и Тмутаракань - это один и тот же город, разделенный несколькими столетиями.

Знаете ли вы...

... где находится Тмутаракань?

Тмутаракань или как еще говорят Тьмутаракань — один из древнейших городов Таманского полуострова, который расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.

В VI веке до н.э. город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса. Он имел развитую структуру и двухэтажные каменные дома, что говорит о богатстве жителей. В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Таматарха, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковопопал под влияние хазарского каганата.

После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968—969) киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X — XI). В это время известен как крупный торговый город с хорошей гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне.

О времени завоевания Киевской Русью Тмутаракани в источниках сведений нет. Считается, что оно произошло во время восточного похода Святослава в 960-е годы, либо же в результате корсунского похода Владимира в 988 году. Ранее эта территория входила в состав Хазарского каганата, а до того была ядром Боспорского царства.

В 988/1010—1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В 1022 году Мстислав покорил касогов, убив в поединке их князя Редедю. В городе Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской.

В 1024 году состоялась Битва при Листвене, которая закрепила авторитет Тмутараканского княжества. В 1030 Мстислав Владимирович совершил поход на Ширван. В 1032 в союзе с сарирцами и аланами — второй поход на Ширван. В 1033, в союзе с аланами — третий, неудачный.

С 1054 года Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. Во 2-й половине XI в. в княжестве правили его сыновья Глеб, Роман и Олег Святославичи. В поздний период оно неоднократно захватывалось другими князьями. В XI веке половецкие кочевья отрезают Тмутаракань от Руси.

В 1083 году с помощью византийского флота в Тмутаракани воцаряется Олег Святославич — последний летописный тмутараканский князь. Он же под именем Михаила фигурирует как византийский архонт Матархи, Зихии и всей Хазарии. Последний раз Тмутаракань была упомянута в русских летописях под 1094.

Позже княжество находилось под суверенитетом Византии. По свидетельствам миссионеров, население и правители исповедовали христианство. По мнению Плетнёвой С. А., в XII в. в Тмутаракани установилось половецкое господство. Согласно иной версии, там правили касожские князья, династическими узами связанные с русскими. В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья.

Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи.

Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).

Вернулся город к России только чере несколько столетий. По итогам Русско-Турецкой войны Тамань отошла к Российской империи.

В 1792 г. на Таманский полуостров переселились запорожские казаки. На месте бывшей турецкой крепости Таман они основали свое первое поселение - станицу Тамань.

Т.е., Тамань и Тмутаракань - это один и тот же город просто разделенный несколькими столетиями.

5 812

В IV в. началось великое переселение народов, перекроившее карту Европы. Многочисленные полчища гуннов вторглись на Кубань, разгромили приазовских готов, захватили боспорские города Кепы, Фанагорию и другие и двинулись через Керченский пролив на Запад. В это время в степях Предкавказья кочевали болгарские племена. По названию одного из этих племен — оногуров — вся Приазовская низменность называлась тогда Оногурией. С появлением гуннов в Приазовье стал господствовать гунно-болгарский союз племен с сильным влиянием сарматской культуры. Предгорные районы Закубанья занимали предки адыгских племен - зихи, сагины и касоги.

В 635 г. болгарский хан Кубрат объединил под своей властью приазовских и причерноморских болгар. Так на территории Кубани возникла Великая Болгария с центром в Фанагории. Но она просуществовала недолго и после смерти своего основателя вскоре распалась. В VII в. кубанские болгары, или «черные булгары», как их называли, были завоеваны хазарами и вошли в состав Хазарского каганата. Они платили дань хазарам и участвовали в их военных походах. Местный центр, подчинявшийся Хазарии, переместился в бывшую Гермонассу, получившую хазарское наименование Тумен-тархан, т. е. место ставки начальника ту мена (тумен — от монгольского слова «тьма» — военно-административная единица или военное подразделение в 10 тыс. воинов). Греки называли этот город Таматархой.

В конце IX в. степи Северного Причерноморья оглашаются гулом новых кочевых орд — печенегов, вместе с другими кочевниками расшатывавших Хазарский каганат. Но смертельный удар Хазарскому каганату в 964 — 65 гг. нанес великий киевский князь Святослав. Разгромив союзников Хазарии волжских булгар, Святослав двинулся в низовья Волги и захватил столицу каганата город Итиль. Затем он разгромил ясов и касогов (предков осетин и адыгов) и овладел Таматархой — центром Таманского полуострова. Здесь на берегу Русского (так тогда называлось Черное море) и Сурожского (Азовского) морей возникает русское Тмутараканское княжество. Время его образования точно не известно.

Не исключено, что русы появились в этих местах еще во времена князя Игоря, когда он совершал походы на Византию. Так, в договоре 944 г., который он заключил с византийским императором, упоминается Корсунская страна, по-видимому владения Руси на Таманском полуострове. Зато точно известно, что сын Святослава Владимир послал править в Тмутараканское княжество своего сына Мстислава. Его правление в Тмутаракани (988-1036 гг.) было отмечено расширением и усилением этого самого отдаленного удела Руси. Окрестные племена платили Мстиславу дань и поставляли воинов для его походов. Когда же касожский князь Редедя отказался подчиниться Мстиславу, он в 1022 г. пошел с дружиной на землю касогов. При встрече двух войск Редедя предложил не губить воинов, а решить спор в единоборстве. Мстислав одолел Редедю и вновь подчинил касогов себе. В честь своей победы он основал в Тмутаракани церковь Богородицы, позже ставшую центром местной епархии. В 1023 г. он пошел войной против своего брата Ярослава, возглавив большую дружину, в которой были русские, хазарские и касожские (адыгские) воины. В 1024 г. под Лиственом близ Чернигова встретились варяжско-русские войска Ярослава и дружина Мстислава. Ярослав Мудрый, стремившийся к единству Руси, не сумел одолеть талантливого полководца Мстислава и вынужден был передать тмутараканскому князю левобережье Днепра. Мстислав стал править в Чернигове, не забывая и свое далекое Тмутараканское княжество, а Ярослав — в Киеве.

Тмутараканское княжество в этот период было небольшим, но весьма влиятельным. По сути дела Тмутаракань контролировала пространство от Нижней Волги до Дона. Сам город Тмутаракань был крупным административным и экономическим центром. Здесь жили русские, греки, болгары, хазары, аланы, готы, касоги.

Город был обнесен мощной стеной из кирпича. Улицы и площади замощены камнем. В Тмутаракани находилась резиденция князя, было много красивых домов, украшенных мрамором. Над городом возвышалась церковь, построенная из камня. Город стоял на берегу удобной гавани, куда прибывали купеческие суда с товарами. Тмутаракань славилась своими ремесленниками, рыбаками и воинами. В 1068 г. тмутараканский князь Глеб измерил по льду Керченского пролива расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчи). В 1792 г. мраморная плита с русской надписью об этом событии была найдена на Таманском полуострове. Так началось изучение истории русского княжества на Кубани.

В 1061-1074 гг. близ г. Тмутаракани жил крупнейший церковно-политический деятель Киевской Руси писатель и летописец Никон. Монах Киево-Печерского монастыря Никон бежал в Тмутаракань от гнева киевского князя Изяслава. Здесь он основывает монастырь, который стал распространять на Северном Кавказе русскую грамоту. Кроме того, Никон был знаменитым летописцем своего времени. По мнению ученых, он является автором летописного свода 1073 года — одного из источников «Повести временных лет». Никон принимал участие и в политической жизни.

Последний раз Тмутаракань была упомянута в русских летописях под 1094. Позже княжество находилось под суверенитетом Византии. По свидетельствам миссионеров, население и правители исповедовали христианство. По мнению Плетнёвой С. А., в XII в. в Тмутаракани установилось половецкое господство. Согласно иной версии, там правили касожские князья, династическими узами связанные с русскими. В XIII-XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха - Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI - конец XVIII). Вернулся город к России только чере несколько столетий. По итогам Русско-Турецкой войны Тамань отошла к Российской империи. В 1792 г. на Таманский полуостров переселились запорожские казаки. На месте бывшей турецкой крепости Таман они основали свое первое поселение – станицу Тамань. Вот так-то друзья, теперь вы знаете что Тамань и Тмутаракань — это один и тот же город просто разделенный несколькими столетиями.

Тьмутаракань – современному человеку это название знакомо по достаточно распространенному выражению: «Уехать в Тьмутаракань». То есть уехать в глухие, далекие места. Но, когда-то много веков назад, Тьмутаракань был большим городом с богатой историей, столицей русского княжества.

Образование Тьмутараканского княжества

Это древнейшее поселение располагалось на Таманском полуострове, на территории нынешнего Краснодарского края, в районе населенного пункта Тамань, и история его началась в четвертом веке до нашей эры. Основан он был греками с острова Лесбос, от них же получил и свое первое название – Гермонасса.

Гермонасса входила в состав Боспорского царства вплоть до шестого века нашей эры, когда само это государство оказалось провинцией более мощной империи – Византийской, которой в то время правил Юлиан I. Но в VI веке Гермонасса меняет своего владельца и, соответственно, имя – Тумен-Тархан (захвативший ее дает новое название городу). Историки спорят о происхождении этого названия и, согласно одной из версий, первая часть – Тумен – произошла от обозначения воинского подразделения, которое включало в себя десять тысяч воинов, а тархан – тюркское звание.

После исчезновения каганата Тумен-Тархан переходит «в руки» хазарам. В летописях встречается его новое название – Самкерц. Если во времена Боспорского царства в центре города был акрополь, а вокруг преимущественно каменные двухэтажные дома с зернохранилищами, то ко времени владения хазарами он уже был укрепленной крепостью. Но в постройках влияния кочевников жители избежали – юрт и землянок археологи не обнаружили. Многовековая я и византийская история оказалась сильна в архитектуре.

Здесь соседствовали совершенно разные этносы – греки, армяне, аланы, хазары.Также терпимо соседствовали и разные вероисповедания жителей – иудаизм, христианство, тенгрианство. Город жил торговлей и виноделием.

В шестидесятых годах десятого века открывается новая страница этого древнейшего города. Киевский князь Святослав Игоревич разгромил каганат, а также союзников хазаров, захватил столицу Итиль и направил дружины на Таманский полуостров, попутно покорив касогов и ясов – предков нынешних адыгов и осетин.

Именно этот воинственный князь образовал русское княжество на берегах Русского моря – такое название носило в давние времена Черное море, и присоединил его к Руси. С десятого века Самкерц становится столицей княжества и приобретает новое название, с которым уже впоследствии и вошел в мировую историю – Тьмутаракань.

Точную дату образования Тьмутараканского княжества историкам установить не удалось.

Поединок с касожским князем

В 988 году на княжение в Тьмутаракани сел внук Святослава – Мстислав, заслуживший прозвище Храбрый. Он был не только мудрым правителем, расширившим и укрепившим свои владения, но и отважным воином.

Широко известен его знаменитый поединок с Редедей – касожским князем. Предыстория была такова – окрестные племена поставляли русским не только дань, но и воинов для походов. Но Редедя, пользовавшийся огромной популярностью среди касогов, в 1022 году отказался платить условленное. Мстислав, собрав рать, двинулся усмирять непокорных.

Редедя, которого современники описывают как великана, предложил князю выйти на личный поединок, дабы не губить войска, при условии, что победитель получает все, в том числе и жизнь побежденного. Схватка была очень тяжелой. Мстислав начал терять уже силы, но сумел извернуться и вонзить в соперника нож.

Впоследствии он объяснял свою победу тем, что во время борьбы непрестанно возносил молитвы Богородице.
Мятежные касоги подчинились князю, а тот в честь своей великой победы построил храм Богородице. Именно он стал центром местной епархии впоследствии.

Далее воинственный князь вступил в войну с собственным братом Ярославом, известным как Мудрый. Огромная дружина князя, состоявшая из русских, хазарских и касожских воинов, встретилась с воинами Ярослава около Чернигова в 1024 году, где и произошла сеча.

Но одолеть Михаила у него не получилось, ему пришлось уступить брату — Михаил сел на Черниговское княжение, управляя Тьмутараканью дистанционно. Ярослав же вернулся в Киев.

Значение Тьмутаракани для Руси

Значение Тьмутаракани, как города, для Руси огромно в этот период – он является центром связи между кавказскими племенами, Византией, русскими княжествами. Современники описывают его как город с гаванью, от которой корабли доплывали и до Керчи. Русские князья правили, строили церкви, плавали по морю, воевали.

Устройство города было следующим: княжеский терем, помещения для слуг и дружинников, церковь, хранилища для припасов, а также пресной воды на случай осады или нападения. Все это было обнесено стеной, около которой беспорядочно были расположены саманные дома горожан. Улицы были мощенные, а сам город обнесен мощной внешней стеной из кирпича. Тьмутаракань была не только торговым, но и культурным центром, оказывающим значительное влияние на культуру живущих в этом регионе племен – здесь была в том числе распространена и письменность.

История правления князьями иногда была драматичной и запутанной – так, князь Олег Святославович, правивший в одиннадцатом веке, по указу киевского князя Всеволода был пленен и отослан в ссылку на остров Родос. На тьмутораканское княжество был посажен ставленник Всеволода Ратибор. На этом посту он удержался всего три года и был свергнут правнуком Ярослава Мудрого Володарем. Его отец был отравлен византийцами.

Вместе с волынским князем Давидом они изгнали в 1082 году посадника. Но ссыльный князь Олег сумел договориться с византийцами, заручиться их поддержкой и вновь вернул контроль над тьмутараканским княжеством, но правил уже как византийский наместник. Последние упоминания о княжестве как об автономной территориальной единице в летописных источниках датируются 1094 годом.

Упоминания в летописных источниках

Уже в двенадцатом веке византийские летописные источники говорят об этой местности как об одной из провинций империи. Но 4 крестовый поход привел к падению Константинополя, а вместе с этим закончилось и власть Византийской империи на этих землях.

Следующими владельцами древнего города, который считался и генуэзской колонией в этот же период, стали адыгские князья. Известный династический брак был заключен между знатным генуэзским вельможей Винченцо де Гизольфи и адыгейской княжной Биха-ханум. Их сын, Захария де Гизольфи, стал правителем этого города. Но в 1475 году произошло нападение турок, и только дипломатическое искусство правителя позволило сохранить этот пост при новой власти. Турки к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, выстроили свою, и назвали ее Хункала. Сам же город при турецком правлении получил название, созвучное современному – Таман.
Под владение Руси город вернулся только через несколько сотен лет. В конце восемнадцатого века на полуостров пришли запорожские казаки, которые и основали станицу Тамань.

В летописях под названием «Тмутаракань» говорится еще о нескольких городах. Скорее всего, так на Руси обозначали новые поселения. Одно из них было на левом берегу Днепра, так обозначили город Корсунь. А село со схожим названием Торокань существует и поныне.

Тмутаракань

Тмутарака́нь - один из древнейших городов Таманского полуострова, расположен на территории нынешней станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Город носил это название в том числе, когда входил в состав Киевской Руси.

Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса (др.-греч. Ἑρμώνασσα ) в VI век до н. э. Вошёл в состав Боспорского царства. С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат. В центре города располагался акрополь. Неподалёку от города располагался храм Афродиты. В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I.

В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название - Тументархан , которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек. Вскоре после распада Тюркского каганата Тументархан стал хазарским и в источниках IX-X веков иногда именовался Самкерц . В результате воздействия набегов Тумантархан превратился в крепость. Византийское влияние не прекратилось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны. В это время население города было полиэтничным - здесь селились греки, армяне, хазары, аланы. Пёстрой была и религиозная ситуация: христианство соседствовало с иудаизмом и язычеством. Основная часть населения была занята в торговле. Также жители занимались виноделием.

После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968-969) киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) - столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X - XI). В это время известен как крупный торговый город с гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне. В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036 год, построил здесь церковь Богородицы. Князь Ростислав Владимирович самостоятельно правил в Тмутаракани в 1064-1066 гг. В 1068 году князь Глеб Святославич «измерил море» от Тмутаракани до Корчева (Керчи) (о чём сохранилась надпись на Тмутараканском камне). В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен местными жителями - козарами, и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым киевский князь Всеволод Ярославич был в союзе, сослан на Родос. После этого Тмутараканью три года управлял посадник Всеволода Ратибор. Володарь, сын отравленного византийским катепаном Херсонеса Ростислава, и Давид Игоревич изгнали посадника Ратибора (1082). В 1083 году при поддержке Византии Олег Святославович захватил Тмутаракань. С этого времени, и пока Олег Святославович не вернул себе Черниговское княжение (1094), Тмутаракань находилась под контролем Византии. Сохранившиеся печати Олега подтверждают сложившуюся ситуацию.

После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода.

Таманское городище (площадь около 35 га) раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой или разрушена водами Таманского залива. Толщина культурного слоя достигает 12−14 метров.

Раскопки производятся с XIX века и до настоящего времени. На памятнике открыты фундаменты храма начала XI века (отождествляются с построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церковью св. Богородицы) с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?). В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощёные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется - дома ориентированы углами по сторонам света. К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружён несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединённая с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в. К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэской и турецкой крепости.

Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.

В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником.

Новое на сайте

>

Самое популярное