Домой Овощи Курбе девушки на берегу сены. Гюстав Курбе рисовал женщин, как он их видел. Самые смелые его картины сочли за порно. Смотреть что такое "курбе гюстав" в других словарях

Курбе девушки на берегу сены. Гюстав Курбе рисовал женщин, как он их видел. Самые смелые его картины сочли за порно. Смотреть что такое "курбе гюстав" в других словарях

Жан Дезире Гюстав Курбе - французский живописец, график, скульптор, общественный деятель, один из последних мастеров романтизма, представитель и теоретик реализма.

Картину «Девушки на берегу Сены» большего размера Курбе выставил в 1857 в Салоне в Париже. Сейчас она хранится в собрании, экспонирующемся во французской столице в Малом дворце. Сохранилось довольно много этюдов к ней, и данное лондонское полотно считается одним из них.

Выставленная работа вызвала острую полемику, литератор Т. Готье писал о ней: «"Девушки на берегу Сены" (какое странное название, между прочим) возвращают нас к тому экстравагантному жанру, которому художник обязан своей известностью. Это звучный удар по там-таму общественного мнения, цель которого заставить обернуться невнимательную толпу. Две толстые девицы, для которых была бы слишком велика честь, если бы их назвали лоретками, растянулись на траве на берегу реки, одна животом вниз, другая - на боку, нелепо наряженные в безвкусные туалеты… Из-за дерева, листья которого кажутся вырезанными из зеленой бумаги, виднеется в глубине полотна вода, голубизна которой напоминает скорее Неаполитанский залив, чем Сену. Все это вместе образует довольно фантастический пейзаж, который можно увидеть в провинциальных трактирах. Что касается девицы, лежащей на животе, то, если бы она захотела встать, снять одежды на берегу и окунуть в воду кончик ноги, как античная нимфа, она не произвела бы того впечатления рельефности, как Венера на выставке в Мон-Плезир. Никакие формы не выступают под платьем. Г-н Курбе все израсходовал за один раз. И все же есть в этой нарочито гротесковой картине великолепные по цвету куски, настоящее чудо, как вышитая шаль. На вульгарном лице второй спящей чувствуется биение жизни и легкая испарина сна. Руки, шея, щека первой девицы очень верны по тону, они так тонко и крепко написаны, что редко можно встретить у других».

Начало темы "Гюстав Курбе (1819-1877). Франция. Часть 1" см. рубрика "Художники разных стран-7".


14


15




16


17


18

На марках:

13. Корзина с цветами. 1863. Глазго. Художественная галерея и Музей Келвингроув.

14. Портрет Джо прекрасной ирландской девушки (Прекрасная ирландка). 1865. Нью-Йорк. Музей Метрополитен.
На портрете Джоанна Хиффернан (1843-1903) - ирландка, которая с 1861 по 1868 служила моделью Джеймсу Уистлеру и Гюставу Курбе. Она была излюбленной моделью Уистлера и его возлюбленной. Джо изображена с зеркалом в левой руке и теребящей волосы правой. Рыжие живые волосы модели очень хорошо переданы художником и приковывают внимание зрителя. Курбе изготовил четыре копии полотна, находящиеся сегодня в различных музеях.

15. Девушки на берегу Сены. 1856. Париж. Малый дворец (Пти Пале). Городской музей изящных искусств. (См. № 7)
Салон 1857 года становится для Курбе местом очередного сражения: его картина "Девушки, отдыхающие на берегу Сены" была беспощадно раскритикована. Поль Сезанн об этой работе высказался иначе: "Ах, эти девушки! Спокойствие, вот-вот прорвущееся безудержной страстью, свободные позы, которые не удались Мане в его "Завтраке", перчатки, браслеты, укладывающийся волнами шёлк юбок и этот оттенок рыжего цвета... Горячие жемчужины пота... И как же точно всё это передано! Да они совершенны, невзирая даже на своё телосложение! Вполне возможно, что это - две самые прекрасные картины нашего времени".

16. Студия художника.1854-55. Париж. Музей д"Орсэ. 1854-55. Париж. Музей д"Орсэ. (См. № 6)
Эта композиция, парадоксальным образом названная самим художником «реальной аллегорией», сделала Курбе художником не только одного события, но и целой философии. Он хотел выразить здесь свои симпатии и антипатии, свои идеалы, соединяя чувства мужчины и пристрастия художника. Здесь присутствует все - портретные персонажи, натюрморты, пейзаж и одно из самых прекрасных ню в истории французской живописи. Выставочное жюри отвергло эту картину, приняв тем не менее одиннадцать других работ художника. Однако Курбе решил соорудить рядом с территорией выставки свой собственный временный павильон, названный «Павильон реализма», где показал сорок своих картин, включая отвергнутые жюри программные произведения.

17-1. Похороны в Орнане. 1849-1850. Париж. Музей д"Орсэ.
На картине изображены похороны на новом кладбище в Орнане, которое начало функционировать в сентябре 1848 года. По разным версиям, Курбе мог изобразить на этой картине похороны либо своего деда по материнской линии Удо, либо своего двоюродного деда Клода-Этьена Теста. Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени.

17(блок). Девушки на берегу Сены. 1856. Париж. Малый дворец (Пти Пале). Городской музей изящных искусств. (См. №№ 7 и 15)

18. Источник. 1868. Париж. Музей д"Орсэ.
Картина «Источник» выдержана в академической манере. Вполне вероятно, что полотно явилось ответом на картину с таким же названием и похожим сюжетом Доминика Энгра.

В 1946 году Пикассо создал живописный ансамбль, включающий 27 картин и панно для замка семьи Гримальди в Антибе, одном из курортных городов Средиземноморского побережья Франции. В первом зале установлено панно «Радость бытия», а вся серия картин и панно передает дух гармонии бытия и природы. Основные персонажи - обнаженные девушки, фавны, сказочные существа, кентавры…

В том же 1946 году Пикассо встретил молодую художницу Франсуазу Жило. С ней они поселились в замке Гримальди. У Пабло и Франсуазы рождаются двое детей: Клод и Палома. Франсуазе Пикассо посвятил картину «Женщина-цветок». Однако в 1953 году Франсуаза, взяв обоих детей, покинула художника. Причиной расставания стали постоянные измены Пабло и его сложный характер. Пикассо тяжело далось это расставание, и ряд работ того времени подтверждает это: например, серия рисунков, выполненных тушью. На них изображен уродливый старый карлик, резко контрастирующий с прекрасной юной девушкой.

Знаменитого «Голубя мира» Пикассо создал в 1949 году, изобразив его на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. В 1951 году появилась картина «Резня в Корее» (Музей Пикассо, Париж). С 1947 года художник поселился на юге Франции, в городе Валлорис. Там он в 1952 году расписал стены старинной капеллы аллегорическими образами войны и мира, назвав произведение «Храмом мира». В Валлорисе Пикассо открыл для себя керамику. Из нее он создал своих любимых персонажей: фавнов, кентавров, голубей, быков, женщин, причудливые антропоморфные кувшины. Сегодня в этом южном городе Франции еще работают «керамические мастерские». Он продолжаю тиражировать работы, созданные художником, под маркой «Пикассо».

В 1958 году Пикассо, уже прославленный и признанный художник, создал композицию «Падение Икара» для парижского здания ЮНЕСКО. В 1961 году Пикассо, которому было уже пости 80 лет, женился на прекрасной 34-летней Жаклин Рок. Она вдохновила его на серию портретов, где можно увидеть точеный профиль, будто принадлежащий сфинксу. Для себя и Жаклин Пабло купил виллу в Каннах.

В 1950-е годы Пикассо писал множество вариаций на тему известных мастеров прошлого - Гойи, Веласкеса, Манэ, прибегая к скандальной кубистической манере письма: «Алжирские женщины. По Делакруа» (1955), «Завтрак на траве. По Мане» (1960) , «Девушки на берегу Сены. По Курбе» (1950, Художественный музей, Базель), «Менины. По Веласкесу» (1957) .

Читайте также:








Французский художник Гюстав Курбе, написавший скандальную эротическую картину «Происхождение мира», потряс общество XIX века своими реалистичными полотнами, на которых он изображал не исторические и библейские сюжеты, как тогда было принято, а повседневную жизнь простых людей.

«Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе шокировали французскую публику. Фото: vsdn.ru

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, небольшой коммуне во французском регионе Франш-Конте, в многодетной семье процветающего фермера. Любовь к семье и своему родному региону Курбе сохранял на протяжении всей жизни и отразил в своих картинах.

Пейзажи Франш-Конте художник неоднократно использовал в качестве фона для своих картин и оставил много портретов своих близких, которых он также часто изображал в качестве персонажей своих картин.

В 20 лет Курбе приехал в Париж, чтобы поступать в юридическую школу, однако позже отказался от этой идеи. Он проводил много времени в Лувре, делая копии работ Рембрандта, Рубенса, Караваджо и Тициана. Среди французских художников ему нравился Эжен Делакруа (Делакруа его произведения тоже нравились), наиболее яркий представитель французского романтизма, автор знаменитой «Свободы, ведущей народ» (1830 год).

Однако Курбе стремился найти собственное направление в живописи. Он написал несколько своих автопортретов, в том числе «Автопортрет с черной собакой», который был выставлен в Парижском салоне 1844 года, престижной ежегодной французской выставке и официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств.

Академики стиль Курбе не приняли.

Реалист-бунтарь

Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.

Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными. Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики. Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850−1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.

Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал картину «Девушки на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.


«Женщина с попугаем», Гюстав Курбе. Иллюстрация: Wikimedia Commons

Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.

На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.

На которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.


«Спящие», Гюстав Курбе. Иллюстрация: Wikimedia Commons

Пьяница, забияка и скандалист

«Если эти господа называли вульгарным натурализмом изображение крестьянина на тропинке, то они наверняка поперхнулись бы своим изысканным вином при виде другого произведения, написанного Курбе, — хорошо всем известного, но мало кем изображенного. Его картина „Происхождение мира“ (1866) стала одной из самых провокационных работ в истории искусства, знаменитая своим, мягко говоря, откровенным и бесстыдным изображением голого женского тела от груди до бедер, с широко раздвинутыми ногами, которое для пущего порнографического эффекта Курбе еще и обрезал по бокам», — писал в своей книге «Непонятное искусство» редактор отдела искусств Би-би-си Уилл Гомперц.

«Ему нравилась репутация грубоватого, неотесанного художника-пьяницы, забияки и скандалиста. Предшественник нынешних отвязных радиодиджеев, он был человеком из народа, которому популярность у соотечественников дала в руки увесистую палку, чтобы лупить художественное начальство. Когда академики обвиняли его в самодовольстве, Курбе лишь пожимал плечами. Когда его критиковали за явные нарушения пропорций и за изображение забитой и простонародной современной Франции, он преспокойно продолжал работать в том же духе», — описывал Гомперц творчество Курбе.

Курбе был убежденным противником монархии. Он поддержал Парижскую коммуну, а после ее падения был арестован правительственными силами и приговорен к шести месяцам лишения свободы. Впоследствии он был вынужден уехать в Швейцарию. Там художник страдал от нехватки денег, начал сильно пить, а писать картины стал все реже. Умер в конце 1877 года недалеко от Женевского озера.



КУРБЕ Гюстав
(Courbet, Gustave)
(1819-1877), французский живописец, скульптор и график. Родился 10 июня 1819 в Орнане, близ Безансона. В возрасте двадцати лет приехал в Париж и в течение десятилетия выработал собственную живописную манеру; современники называли его основоположником реализма. Пренебрегая формальной композицией и не обращаясь к далеким от действительности сюжетам, принятым в искусстве романтизма и классицизма, Курбе хотел писать окружающий мир таким, каков он есть на самом деле. Он считал, что живопись должна критиковать и исправлять пороки общества; в этом он следовал воззрениям Прудона. Художник сочувствовал радикалам, а во время Парижской Коммуны в 1871 возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. Затем, будучи приговорен к тюремному заключению и штрафу в размере 300 тыс. франков, бежал в Швейцарию, где провел последние годы жизни. Умер Курбе в Тур-де-Пельц в Швейцарии 31 декабря 1877.

Живопись Курбе вызывала заметную политическую оппозицию во Франции; однако во время поездок в Антверпен, Мюнхен и Франкфурт художник мог убедиться, что его картины имеют успех за границей. Поскольку стиль Курбе не претерпевал существенных изменений после 1850, его произведения удобнее всего классифицировать по тематике. На картинах одной группы в реалистической манере изображены представители различных слоев общества: Послеобеденный отдых в Орнане (1849, Лилль, Музей изящных искусств), Похороны в Орнане (1850, Лувр), Дробильщики камня (1849, не сохранилась, ранее находилась в Картинной галерее Дрездена), Ателье, которую сам автор называл Аллегорией реализма (1855, Лувр), Деревенские барышни (1851), Купальщицы (1853, обе - Нью-Йорк, музей Метрополитен), Возвращение кюре с приходского совета (1862, была сожжена владельцем из-за ее антиклерикального характера). Другую группу составляют портреты, в которых удивительно точно передан характер модели: Молодой человек с кожаным поясом, или Автопортрет (1849), Человек с трубкой (1850), Г-н Брюа (1854, все три - Лувр), Портрет Бодлера (1849, Монпелье, музей Фабра), Прудон и его семья (1865, Париж, Пти-Пале), Обнаженная (1869). Последняя, самая многочисленная группа картин Курбе, - пейзажи, морские виды и сцены охоты, созданные в период творческой зрелости мастера и хранящиеся в различных коллекциях и музеях. В качестве примеров можно привести полотна Пирушка на охоте (1857, Бостон, Музей изящных искусств), Бой оленей (1859-1861), Олень и олениха в лесу (1866) и Волна (1870, все три - Париж, Лувр).
ЛИТЕРАТУРА
Калитина Н.Н. Гюстав Курбе: Очерк жизни и творчества. М., 1981 Мак Г. Гюстав Курбе. М., 1986

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КУРБЕ Гюстав" в других словарях:

    - (Courbet) (1819 1877), французский живописец. Отстаивал принципы реализма, стремился раскрыть скрытую поэзию, художественную значительность повседневной жизни («Похороны в Орнане», 1849). Произведения Курбе отличаются монументальной статичностью… … Энциклопедический словарь

    Гюстав Курбе Автопортрет, 1848 1849 годы … Википедия

    Курбе, Гюстав - Густав Курбе. Хижина в горах. 1870 е гг. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. КУРБЕ (Courbet) Гюстав (1819 77), французский живописец. Участник Парижской Коммуны 1871, боролся за демократические идеи, принципы реализма. Обобщенные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Courbet) французский пейзажист, жанрист и портретист. Род. в 1819 г., в Орнане. Склонность к искусству привела его, в 1839 г., в Париж, где он занимался во многих мастерских, долее всего у Штейбена, Ог. Геска и Давида Анжерского. С первого же… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Курбе\ Гюстав - (1819 1877), художник, жанрист, портретист и пейзажист. Ведущий представитель демократического реализма в живописи середины XIX века … Биографический словарь Франции

    Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) … Википедия

    Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) … Википедия

    Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) … Википедия

    Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) … Википедия

Книги

  • Гюстав Курбе , А. Н. Тихомиров , В основе настоящего издания лежит монография о Жан-Дезире-Гюставе Курбе - знаменитом французском художнике XIX столетия. Биографический очерк сопровождается иллюстрациями - цветными и… Категория: Биографии художников, архитекторов Издатель:

Новое на сайте

>

Самое популярное