Домой Земледелие Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями Тьютор тьюторское сопровождение детей с овз

Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями Тьютор тьюторское сопровождение детей с овз

Гульнара Сагитова
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях

На сегодняшний день в системе инклюзивной практики российского образования происходят большие преобразования . Все изменения и вводимые новшества гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ, выбора подходящего им образовательного маршрута .

В настоящее время дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных образовательных организациях , так и в обычной школе, что помогает развивать толерантность и ответственность здоровым детям при совместном обучении их с детьми с ОВЗ.

Включая детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа , коллектив должен решать возникающие задачи, такие как : создание общего , максимально комфортного для всех обучающихся; помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ ; развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, обучающихся, родителей. Для решения этих задач в условиях инклюзивной школы возникает необходимость в тьюторстве , которое становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения .

Нормативно-правовое обеспечение деятельности тьютора в инклюзивной практике . В настоящее время в России должность «тьютор » закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования приказами Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216-н и 217-н, зарегистрированных в Минюсте РФ от 22.05.2008 № 11731 и 11725 соответственно.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761-н, зарегистрированном в Минюсте РФ от 06.10.2010 № 18638, специальность «тьютор » внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования », где определены требования к квалификации тьютора : высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика » и стаж работы педагогической работы не менее 2 лет.

На основании вышеуказанных документов, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , приказами Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593, Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС ОВЗ, Минтруда и соцзащиты РФ от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта , положение о тьюторе разрабатывается образовательной организацией .

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист , который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду , это педагог, осуществляющий индивидуальную работу с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации, он помогает самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности. Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего ребенка с ОВЗ . «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка , достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки» (Е. Э. Петрова) .

В связи с ростом доли обучающихся с особенностями развития можно констатировать, что на сегодняшний день вопрос необходимости осуществления особого, индивидуального подхода для детей с ОВЗ в решении образовательных задач является достаточно актуальным. Это подразумевает, что «объектом сопровождения становиться сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства . Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду. Кроме того, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ОВЗ в современном мире» (Н. Н. Зыбарева) .

Согласно п. 3 статьи 79 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон, организация получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется в образовательных организациях при создании в них специальных условий для получения образования путем предоставления услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций , осуществляющих образовательную деятельность , и другие условия , без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Сопровождение ассистентом ребенка-инвалида, как правило, определяется для детей -инвалидов с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями зрения и при сочетанных (множественных) нарушениях. В то же время, предоставление услуг тьютора определяется исходя из особенностей поведения ребенка, необходимости помощи в реализации АОП при составлении индивидуального учебного плана. Поскольку у тьютора и ассистента различные функциональные обязанности и квалификационные характеристики, то иногда бывает необходимо сопровождение и того и другого . Целесообразность предоставления услуг тьютора для ребенка с РАС , или отсутствие необходимости в нем в доступной форме объясняют родителям.

В методических рекомендациях по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07) разъясняется следующее : «…можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов (тьютора и ассистента-помощника) нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего , который может не иметь высшего психологического или педагогического образования , именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей , нуждающихся в персональном сопровождении ».

В 2017 году были утверждены профессиональные стандарты для ассистента и тьютора . Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» . Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 12 апреля 2017 г. № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.».

В приказе Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 «Порядок деятельности по основным образования » говорится о привлечении тьютора для обучающихся детей с РАС и других специальных условий обучения :

согласно п. 29 «в образовательной организации , осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам , допускается :

Совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;

Совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребёнка в один класс) .

Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение .

Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор ) .

Пункт 32 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » указывает на то, что при организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета одна штатная единица тьютора , ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» , регламентирующим деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК, ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Согласно ФГОС ОВЗ, тьюторское сопровождение рекомендуется заключением ПМПК только некоторым группам детей (обучающимся по варианту АООП 8.1, детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, например, АООП 8.4. Организация сопровождения других групп детей с ОВЗ , обучающихся по вариантам АООП, в которых сопровождение не является обязательным, остается на усмотрение и принятие решений непосредственно образовательной организацией ).

Наличие статуса «ребенок-инвалид» , в соответствии с Законом об образовании , позволяет образовательной организации получить на обучение такого ребенка дополнительное финансирование, чтобы привлечь тьютора или ассистента .

Как уже было сказано выше, услуги тьютора рекомендует ПМПК , но заключение ПМПК для родителей носит рекомендательный характер, а для образовательной организации - обязательно к исполнению. Тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями, независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе . В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время (письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» ).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 года № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями», в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПРА , руководители МСЭ осуществляют взаимодействие с ПМПК посредством :

направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка) ;

приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом , рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника, тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, - ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Особенности сопровождения детей с ОВЗ различных категорий.

Дети с ОВЗ, поступающие в образовательную организацию , имеют разные нарушения развития : нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, задержкой и комплексными нарушениями развития. Различия чрезвычайно велики : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми тяжелыми нарушениями; от детей , способных при поддержке обучаться на равных со сверстниками, или нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования . В ходе развития ребенка также возникают вторичные по своему характеру нарушения. Поэтому уровень психического развития будет зависеть от качества его дальнейшего развития и воспитания.

На развитие ребенка с ОВЗ влияют следующие факторы :

1. Вид нарушения (тип) .

2. Степень и качество первичного дефекта.

3. Время возникновения первичного дефекта.

4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.

Таким образом , тьютору необходимо понимать и учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и особенности, вызванные его нозологией. Тьютор должен знать основную специфику работы с конкретным ребенком, а также знать, к кому из необходимых ребенку специалистов он сможет обратиться в случае необходимости.

Этапы . Индивидуальное сопровождение тьютором ребенка , поступившего в образовательную организацию , имеет общие этапы, которые подходят как для детей с ОВЗ , так и детей с нормой :

сбор информации о ребенке;

анализ полученной информации и собственные наблюдения;

совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

решение поставленных задач;

анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Дальнейшая работа с ребенком ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.

Существуют этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивной практики в образовательной организации .

1. Предварительный этап : запрос на сопровождение , заявление родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом .

2. Знакомство и установление контакта : знакомство с ребенком и его семьей, с особенностями ребенка, его интересами, сильными и слабыми сторонами своего подопечного; наблюдение за ребенком и его окружением; знакомство с деталями, касающимися поведения ребенка, уровнем развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

3. Этап адаптации : ведется повседневная, последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, включение ребенка в учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией также понимается приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с особенностями развития.

4. Основной этап. В условиях постоянного получения положительной эмоциональной поддержки ребенок успешнее адаптируется к новой для него среде. Тогда ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Работа тьютора на данном этапе направляется в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения, а также на поддержку мотивации ребенка, возможности почувствовать свои успехи.

На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.

5. На завершающем этапе тьютор постепенно выходит из посреднической роли, предоставляя ребенку максимальную самостоятельность в учебе с последующей оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием эффективности его работы. Тогда уменьшение нуждаемости ребенком в тьюторе , позволит специалисту помогать и другим детям тоже.

В целях эффективности работы тьютора и охвата большего количества детей , подбирать детей в детский коллектив желательно, учитывая их особенности и специфику нарушения, то есть, например, чтобы в классе не оказалось двух и более гиперактивных учеников. Если тьюторант (обучающийся, реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу ) уже начинает справляться с занятиями самостоятельно (например, на уроках физкультуры, труда, то тьютор в это время может заниматься индивидуально с учеником, который пока не имеет достаточного уровня самоконтроля.

Созданию условий , в том числе организации тьюторского сопровождения , для инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре уделяется особое внимание. Организация работы по этому вопросу осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» , от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ».

На региональном уровне - регулируется Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (п. 3.4. Образовательные организации : организуют работу воспитателей (тьюторов , обеспечивающих сопровождение образовательного процесса в рамках инклюзивного образования ).

Согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" разработан комплекс мероприятий, направленных на создание условий беспрепятственного доступа людей с физическими, сенсорными и интеллектуальными нарушениями к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах их жизнедеятельности. В целях решения задач повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения в автономном округе, планируется выполнить в том числе обучение тьюторов .

Таким образом , в условиях инклюзивной практики , есть необходимость в развитии тьюторства , так как оно является важным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на ребенка с ОВЗ системы образования . Тьюторство будет способствовать повышению качества образования в условиях инклюзии , успешной адаптации к жизни в обществе и включении ребенка в образовательный процесс с наибольшей самостоятельностью.

Короткая Ирина Борисовна,магистрантфакультета коррекционной педагогикиФГБОУ ВПО«Челябинский государственный педагогический университет»,г.Челябинск[email protected]

Научный руководитель –Салаватулина Лия Рашитовна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск[email protected]

Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возрастас детским церебральным параличом

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ДЦПмладшего школьного возраста. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системнодеятельностного подхода, включающую в себя пять структурных компонентов:целевой, эмоциональномотивационный, организационно

содержательный, рефлексивный и оценочный. Данная модель может быть использована тьюторами, учителями, психологами образовательных организаций, осуществляющих психологопедагогическое сопровождении семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья,семьи детей с детским церебральным параличом.

Начало XXI века характеризуется значительными изменениями в социальнополитической и экономической жизни общества, которые повлекли за собой изменения во всех областях человеческой деятельности. Эти изменения диктуют новые требования к системе общего образования. В соответствии с основными идеями модернизации,российское образование должно быть более эффективным и функциональным, более индивидуальным. Таким образом, глобальный характер изменений в образовании подразумевает углубление индивидуализации образования и увеличение количества инновационных методов образования и самообразования.Сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый характер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных основаниях тьюторской деятельности кажется уже решенным. А для семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровьятьюторское сопровождение приобретает с каждым годом все большее значение. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенкаинвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего.В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.Тьютор –новая профессия для российского образования. Как отмечает Т.А. Ковалева, реформируемая образовательная средапоможетобучающемуся и его семье выстраивать свою индивидуальную образовательную программу.Всвязи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом.При рассмотрении проблемытьюторского сопровождения семьи мы столкнулись с рядом противоречий. Одно из них между заказом общества на обеспечение комплексной тьюторской поддержки семьи и недостаточной готовностью образовательных организацийк выполнению этих функций. Также мы обратили внимание на ещё одно противоречие

между необходимостью обновления содержания сопровождения семьи в образовательной организациии недостаточной разработанностью теоретических основ данной проблемы.С целью разрешения данных противоречий и для определения наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй нами было организовано исследование. В эксперименте приняли участие 10 семей, воспитывающих ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста. В ходе исследования мы выяснили, что родители и педагоги не знакомы с тьюторской практикой и не считают данную деятельность одной из форм сопровождения.В ходе исследованиябыло принято применить метод моделирования, который позволяетрассмотреть изучаемый объект более полно.

Метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающейдействительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Учитывая цель настоящего исследования, мы пришли к выводу, что разрабатываемая нами модель по характеру воспроизводимых сторон является системнодеятельностной. Компоненты предполагаемой нами модели раскрывают организацию процесса тьюторскогосопровождения(рис.1).

Целевой компонентопределяет ираскрывает запрос, цель и задачи тьюторского сопровождения. Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором процесса.Учитывая запрос на тьюторское сопровождение от педагогов и родителей, проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с детским церебральным параличом, мы определили общую цель тьюторского сопровождения семей, воспитывающих данную категорию детей:повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации иинтеграции детей с детским церебральным параличомв общество.

Для решения данной цели поставлены задачи:1. Выбрать эффективные формы, методы и приёмы работы тьютора с семьёй.2. Способствовать мотивации участников в тьюторском сопровождении.3. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.4. Вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.5. Сформировать адекватную самооценку родителей.

Многочисленные исследования свидетельствуют отом, чтопоявление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровьянарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет засобой нарушения, которые могутпроявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены: неприятие личности ребенка;неконструктивные формы взаимоотношений с ним; страх ответственности; отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание; гиперболизация проблем ребенка; вера в чудо; рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за чтолибо; нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с детским церебральным параличом.

Эмоциональномотивационный компонентнаправлен на формирование и развитие положительных мотивов деятельности тьютора и семьи. Установление позитивного эмоционального отношения между участниками процесса важно на начальном этапе работы тьютора с семьёй. Распространено такое явление в семьях, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как полный отказ от общения со специалистами. Родители ссылаются на отрицательный опыт подобного общения или категорически игнорируют специалистов, считая их людьми некомпетентными. Таким образом, важно сформировать адекватную оценку родителями и другими членами семьи предстоящей деятельности. Проблемы в учёбе и социуме у детей родителями часто воспринимаются также неадекватно. Гиперопека ребёнка не даёт возможности правильно оценить состояние развития ребёнка в данный период. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества бывает разной. Одни родители сами идут к специалисту и практически требуют поддержки и помощи, стараясь таким образом перенести груз ответственности на образовательное учреждение, другие абсолютно пассивны в такой деятельности. Важно корректное отношение родителей к роли специалистов и умение продуктивно использовать их рекомендации.

Параметрами уровня готовности родителей к сотрудничеству будем считать: сформированность адекватнной оценки родителями состояния развития ребенка в данный период; достаточную степень инициативы родителей в плане сотрудничества; признание родителями ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого–педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Организационносодержательный компонент включает разработку содержания тьюторского сопровождения, отражающего смысл, который вкладываетсякак в общую цель,так и в каждую конкретную задачу. Данный компонент разделён на три направлениядеятельности тьютора: плановодиагностическая деятельность, координационная деятельность и консультативная.

Целью плановодиагностической деятельностиявляется анализ медикопсихологопедагогической документации, диагностика семьи, выяснение возможностей и проблем семьи, осознание интересов, способностей, ресурсов, составление плана работы с семьёй. В процессе данной диагностической деятельности будем использовать следующие формы: выявление мотивов и потребностей, выявление характеристик семьи, составление индивидуальной образовательной программы работы с ребёнком и его родителями.

Целью координационной деятельностиявляется осуществление работы с кругом специалистов через проведение консилиумов службы сопровождения, организацию круглого стола, выявление окружающего социума и ресурсов с включением родителей в данный процесс. Тьютор выступает как координатор процесса, он находится в центре и осуществляет контроль, наблюдение за системой работы с семьёй на каждом этапе.

Консультативная деятельностьнаправлена на теоретическую и практическую помощь семье в организации пребывания ребёнка с детскимцеребральным параличом в школе через различные формы организации: групповые и индивидуальные консультации, работа с портфолио, тьюториалы, образовательные события, форумы успеха и другие. Консультирование семьи будет способствовать повышению родительской компетенции, которая заключается в грамотности в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей: открытость и доверительное отношение с детьми; контроль и координирование в развитии ребёнка; гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; последовательность в своих требованиях к детям; оптимистичность взаимоотношений в семье.

Деятельность родителей по воспитанию детей сходна с педагогической. Поэтому педагогическая компетентность рассматривается как составляющая педагогической культуры родителей и семьи.

Педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, включает внутренний педагогический потенциал, педагогическую подготовленность (соответствие результатов педагогической деятельности родителей требуемому уровню решения задач: восстановительных, психологических, коррекционнопедагогических), педагогическое мастерство.

В этом направлении интересна позиция С. С. Пиюковой,в которой педагогическая компетентность родителей рассматривается как системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье, что позволило автору сделать вывод о структурном характере педагогической компетентности родителей с наличием личностного, гностического, конструктивного компонента.

Ожидаемым результатом можно считать появление интереса родителей к работе образовательного учреждения, повышение компетентности родителей в психологопедагогических и правовых вопросах, увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия», возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в образовательном учреждении; рост удовлетворенности родителей работой образовательной организации в целом.

Основной признак родительской компетентности –способность обеспечить позитивное направление когнитивного, эмоционального, социального и личностного развития ребенка. Результат успешного развития личности ребёнка может быть при тесном взаимодействии тьютора и семьи, а так же от единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс и путей достижения намеченных результатов.

Рефлексивный компонент связан с наличием постоянной обратной связи между родителями и ребенком, тьютором и родителями, позволяющей получать информацию о соответствии полученных результатов поставленной цели. Рефлексивные умения (самоанализ, самоконтроль, саморегуляция) ценны для родителей при осуществлении ими контрольнооценочной деятельности. Самоконтроль требует от родителей умения анализировать: правильность постановки целей и задач воспитания; соответствие содержания деятельности ребенка поставленным воспитательным задачам; эффективность методов, приемови средств педагогической деятельности родителей. Саморегуляция связана с умениями родителей управлять своими эмоциональными проявлениями, поступаться своими интересами ради интересов ребенка. Тьютор на данном этапе проводит с родителями тьюториал, которыйспособствует анализу проведённых мероприятий, выявляет степень удовлетворённости родителей своей проведённой работой и продуктивности работы специалистов. Намечается направление дальнейшего сотрудничества по развитию коммуникативных, перцептивных или педагогических способностей родителей.

Рис.1.Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом

Оценочнорезультативный компонентпоказывает эффективность протекания процесса, достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью и возможность перехода на более высокий уровень, включает конечный результат тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста, который заключается в оценке сформированности уровня родительских компетенций.Критерии и показатели эффективности тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича в младшем школьном возрасте будем считать:успешность социальной адаптации родителей ребенка с тяжелыми формами детского церебрального паралича, содержащийактивность родителей в образовательнодосуговой деятельности; снижение уровняситуативной тревожности родителейребенка с тяжелой двигательной патологией вследствие детского церебрального паралича; социальнопедагогическая подготовленность родителей, состоящая в наличии знаний и умений, необходимых для реабилитационной работы с детьми с детским церебральным параличомв процессе школьного обучения;приобретениекоммуникативных умений и навыков;снижениеуровня тревожности родителей и их детей.

Таким образом, разработанная системно

деятельностная модель представляет сложное системное образование, реализация которой в результате поможет обеспечить результат процессатьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возраста с детским церебральным параличом.Представленные компонентывзаимосвязанымежду собой. Данная структуризация дает возможность теоретически осмыслить педагогическую компетентность родителей и служит материалом для практического ее использования.

Процесс реализации тьюторской поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако, главная роль в этом процессе принадлежит тьютору, поскольку он является координаторомв работе с семьёй, разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на развитие родительской педагогическойкомпетенции, а также адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Ссылки на источники1.Ковалёва Т.М. Принцип индивидуализации в профессия тьютора в российском образовании [Текст]: Учебное электронное издание. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. Учебнопрактическое электронное издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» (уровень магистратуры, направление «Психологопедагогическое образование»).Владивосток,2014г.2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П.Работа ДОУ с семьей:Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. -М.: ТЦ Сфера, 2005. -112 с. 3.Пиюкова Светлана Станиславовна. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Самара, 2002 200 c. РГБ ОД, 61:0313/7707.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Белан Н.В., магистратура ДВФУ 1 курс,

направление «тьюторское сопровождение в образовании»

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, необходимые в жизни человеку.

При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа возникают следующие задачи:

создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;

помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Позиция тьютора в образовательном пространстве ОУ.

Понимание различий содержания позиции тьютора и позиций других участников образовательного процесса поможет лучше понять своеобразие тьюторского сопровождения. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.

Учитель обладает определенным знанием, которое он должен передать ученику. Он несет ответственность за формирование знаний, умений, навыков, отчасти за формирование мировоззрения. Учитель является, прежде всего, транслятором знаний, в то время как тьютор – помощник в эффективном усвоении этих знаний. Классный руководитель отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания в своем классе, за формирование ученического коллектива, за воспитательную работу и досуговую деятельность. Завуч создает организационно-педагогические условия для усвоения школьниками учебной программы. Психолог ведет психодиагностическую, профилактическую, коррекционную работу.

Тьютор же осуществляет сопровождение каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. Он работает над созданием условий для самоопределения и формирования самостоятельности.

Тьюторство как новая в российском образовании педагогическая деятельность становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики:

    индивидуальная работа с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации;

    способствование самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни;

    помощь в формировании эмоционально-ценностного отношения к действительности.

В настоящее время много говорят о реформе образования, приближении школьной практики к реальной жизни, к изменениям, происходящим в обществе. Современный мир требует от школы такого обучения, при котором ребенок мог бы быстро реагировать на внешние изменения, быстро адаптироваться. Тьютор помогает ученику ориентироваться в современном образовательном пространстве.

В условиях, когда учитель перестал быть единственным авторитетом для учеников, понизилась значимость формального школьного образования и вырос объем информации, легко доступной школьнику, новая форма взаимодействия взрослого и ребенка (тьютора и ученика) дает возможность мотивировать ребенка на образование.

История тьюторства в России и за рубежом.

Тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Понятие тьюторства пришло из Великобритании, где оно появилось в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже. Сегодня в Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а затем помогает ему вести проекты в вузе.

В настоящее время тьюторы действуют в ведущих образовательных школах мира (Англия, США, Финляндия, Япония и Франция), опираясь на идею индивидуализации как стержневую, но при этом внося своеобразие в деятельность в зависимости от национального контекста.

В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения, такие как Царскосельский лицей (1811–1917), примеры наставничества в воспитании царских особ: XVIII век – Ф.Ц.Лагарп, наставник Александра Павловича; XIX век – В.А.Жуковский, наставник Александра Николаевича. Отечественная педагогическая литература фиксирует яркий культурный феномен начала XX века – вольную высшую школу, в которой реализовывался аналог тьюторского сопровождения (Ильинский И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004).

В конце ХХ века отечественная педагогика обратила внимание на проблему низкой мотивации детей к обучению и стала искать способы образовательной мотивации, в том числе и мотивации ученика через работу тьютора. Идеям тьюторского сопровождения близки появившаяся в 80-х годах ХХ века педагогика сотрудничества и разработанная в 1995 году педагогика поддержки О.С.Газмана.

В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г.Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Через год в «Артеке» он прочитал цикл лекций о тьюторе как новой педагогической позиции для молодых педагогов из разных регионов.

Первые публикации по проблеме тьюторства как особой деятельности были первоначально связаны с анализом опыта в области дистанционного образования. В 1991 году в школе «Эврика-развитие» была развернута экспериментальная работа по внедрению новой системы педагогической поддержки детей в учебном процессе, начала формироваться идеология тьюторства. Именно в школе «Эврика-развитие» 20 лет назад была введена должность тьютора.

Представление о тьюторстве как образе новой педагогической деятельности было серьезно обогащено и переосмыслено благодаря теоретическим разработкам культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Так, в работах Б.Д. Эльконина большое место отведено фигуре посредника.

Понимание Б.Д. Элькониным поля и задач посреднического действия позволяет лучше понять и определить место тьютора в общем образовании. «Социальное место посредника есть обслуживание необходимых границ социальной жизни, которое можно назвать переходами и встречами… Это переходы по всем, в частности, по обозначенным в рамках образовательного движения человека, возрастным ступеням: детский сад, школа, вуз, работа и дальше карьера. Поскольку в работе с человеком мы еще не умеем строить этих переходов, то начинаем последовательно терять: в переходе от детского сада в школу – инициативность, в переходе из младшей школы в среднюю – мышление, в переходе из основной школы в старшую – целеполагание, в переходе из старшей в институт – самоопределение. Почему? Потому что встреча устроена неверно. Например, встреча детского сада и школы – это встреча и детского сада, и школы, а не перевод из детского сада в школу, где школа остается такой, какая она есть, и пространство встречи не организует, а детский сад изо всех сил пытается делать вид, что он готовит к школе. …В такой социальной организации посредничество превращается в помощь в адаптации к уже готовым правилам и нормам. Каждый нормальный педагог знает, что таким образом ничего не может быть освоено. Нормы и правила должны быть расшатаны и проиграны человеком и заново им воссозданы в функции нормы и правила» (Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Томск, 2005).

Привлечение ресурса тьюторства для разрешения проблем на этапах перехода продуктивно, так как позволяет задать пробно-поисковые и пробно-продуктивные формы взаимодействия детей и взрослых. В целом же тьюторство всегда возникает и существует там, где есть индивидуальное посредничество.

В настоящее время в теории и практике образования существует несколько подходов к определению понятия «тьютор» и соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее известны исследования Щедровицкого П.Г., Ковалевой Т.М., Рыбалкиной Н.В., на которые есть ссылки в данной работе.

В 2007 году была создана Межрегиональная Тьюторская Ассоциация под руководством д. п. н. Т.М.Ковалевой, которая трудится над институциональным оформлением тьюторства, его продвижением в российское образование. В 2011 году Ассоциация разработала проект Профессионального стандарта «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)». В концепции, представленной в работах и практической деятельности Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, под тьюторством понимается особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Тьюторство в открытом образовании, ИОП.

«Открытое образование в антропологическом контексте представляется, в первую очередь, как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека. Главная цель открытого образования в этом случае – научить человека максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы. Именно он, а никто другой, является заказчиком на своё образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несёт за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности» (Т.И. Боровкова. Технологии открытого образования. Изд. ДВФУ 2013. – стр.7-8).

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода . Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика. На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования остается неизменным. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей.

Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Здесь тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП), удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, где стало бы возможно проявить образовательные цели и мотивы через их реальные действия.

Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся. Это относится к любой из ступеней общего образования, хотя понятно, что средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Принцип открытости сегодня все чаще обсуждается как одна из качественных характеристик современного образования. Он предполагает, что не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом. Внешне многообразие образовательных форм и предложений еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования: ученику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу, максимально использовать различные собственные ресурсы для построения своей образовательной программы.

Задача тьютора в рамках реализации принципа открытого образования – расширение образовательного пространства каждого учащегося, предоставление учащемуся как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения.

Основой открытого образования становится индивидуальная образовательная программа (ИОП), которая не привязана ни к конкретному учебному заведению, ни к стандарту, а привязана к конкретному учащемуся, конкретному человеку.

Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. Для создания ресурсной карты тьютор использует все имеющиеся возможности окружающей социальной и культурной среды, руководствуясь основными принципами полноты тьюторского действия: антропологическим, социальным и культурным.

Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым из них индивидуальной образовательной программы (стратегии) (А.А. Теров).

Педагогическое сопровождение – взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения – не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим учеником смысла и значения результатов образования.

Педагогическое сопровождение подразумевает передачу ответственности от учителя к ученику. Выражение ответственности – нормы взаимодействия, на которые ориентируются учитель и ученик. Исходя из этого, можно выделить два типа педагогического сопровождения:

    нормативное сопровождение, основанное на внешне заданных нормах;

    гуманитарное сопровождение, основанное на нормах, которые вырабатываются самими участниками сопровождения.

Один из видов гуманитарного педагогического сопровождения –тьюторское сопровождение учащихся, когда ученик выполняет действия по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение (С.В. Дудчик).

Педагогическое сопровождение – это динамичный процесс всё большей передачи ответственности за реализацию самообразования от учителя ученику (Г.М. Беспалова).

Основания, по которым можно оценить какую-либо деятельность как тьюторскую (Т.М. Ковалева):

    диагностика;

    многообразие предложений;

    выбор предложений;

    построение индивидуальной образовательной программы (ИОП);

    выбор маршрута реализации ИОП;

    сопровождение ИОП;

    рефлексия.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.

Работа тьютора на разных возрастных ступенях обучения.

Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений членами Тьюторской Ассоциации была разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед школьником возможностей окружающего мира. Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (согласно теории Д.Эльконина) некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, и именно с ним сообразуется работа тьютора.

Тьюторство в начальной школе. С.В.Дудчик полагает, что тьюторское сопровождение есть эффективное средство развития и стимулирования интереса младшего школьника, учитывающее этапы развития и компонентный состав познавательного интереса.

Особенностью младшего школьного возраста является наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых младший школьник делает выбор. Эти стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Сопровождение младшего школьника подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого последний, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.

На этапе начальной школы главным является поддержать интерес ребенка к образованию. Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, – это избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент и возникающая при включении младших школьников в личностно значимую для них деятельность.

Задачи тьютора – выявление и фиксация познавательного интереса младшего школьника; выявление связанных с ним индивидуальных проблем; обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом; предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации; организация учениками презентации полученных результатов; совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; обучение учащихся навыкам рефлексии своей деятельности.

Тьютор работает с детскими вопросами и поиском ответов на них, считая их очень важными для ребенка не только сегодня, но и в дальнейшем. При этом вовсе не обязательно, чтобы тьютор был специалистом в сфере интереса своего подопечного – и его задача помочь, дать возможность. Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов.

Основные техники работы тьютора на данном этапе – это:

    план-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос;

    вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);

    образовательное портфолио, где ребенок собирает ценные для него материалы, – те, что делают для него зримыми и ценными его шаги в самообразовании. Именно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его индивидуальная образовательная история.

Средняя школа. Основной образовательный конфликт в средней школе лежит в области личностного общения, индивидуального и социального, утверждения себя в сообществе. В подростковом возрасте формируются мировоззрение, представления о смысле жизни, взгляды на жизнь, на свое место и положение в социальной структуре общества. В среднем школьном возрасте активно идет процесс познавательного развития. Ключевыми особенностями среднего школьного возраста являются: освоение культурных технологий, методов, механизмов познания окружающего мира и познания самого себя; начало нравственного и предпрофессионального самоопределения; формирование самостоятельности.

Техники работы тьютора усложняются, так как теперь ему нужно строить опоры для совместной рефлексии образовательного поиска, но по своей сути остаются теми же:

    образовательная карта (содержит приложения в виде маршрутов и инструкций по прохождению пути);

    портфолио (требования приобретают нормативные характеристики: исследователь собирает гипотезы и артефакты, проектировщик – идеи и конструкции, творец – творческие зарисовки);

    техники беседы (сами эти техники могут становиться поводом для рефлексии).

Для учащихся средней школы особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги – должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков.

Могут быть организованы тьюторские классы, которые представляют собой образовательные сообщества, объединенные по способу деятельности – способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы. Таких типов деятельностей существует, как минимум, три: исследование, проектирование и творчество.

Старшая школа. В старшей школе продолжается формирование и развитие общекультурной компетентности учащихся и заканчивается формирование их допрофессиональной компетентности, то есть теоретическое и практическое освоение ключевых сфер деятельности современного человека, в которых предстоит действовать будущим выпускникам. Вопросы самоопределения, профессиональной ориентации, проектирования своего будущего становятся вполне конкретными, требующими самостоятельного решения, планирования, собственных усилий.

Этот возраст характеризуется значительным развитием социального интеллекта, что приводит к значительным переменам в сфере социальных отношений. Группа сверстников, как и прежде, имеет серьезное влияние на старшеклассника, но теперь значимым становится признание специальных способностей. В этом возрасте развитие специальных способностей происходит наиболее бурно, человек начинает сам контролировать и направлять свое обучение, делать его интенсивным и многообразным. Это может произойти в том случае, если способность находит признание в важной для старшеклассника группе сверстников.

Организационно-деятельностные игры и образовательные сессии позволяют учащемуся проявить активность с целью осмысления своих актуальных возможностей и перспектив движения в образовании и карьере. Психологические тренинги – эффективная форма приобретения человеком определенных качеств и умений, перевода их на уровень навыков для решения личностных проблем, а также освоения новой деятельности, достижения успеха и т.д. Научные консультации помогают учащемуся успешно выстраивать творческую, исследовательскую и проектную работу. Стажерские практики (профессиональные пробы) также могут вводиться в старшей школе для того, чтобы у старшеклассника появился опыт реальной профессиональной деятельности.

Старшая школа может создавать специальные условия, в которых процесс взросления будет проходить более продуктивно. По мнению Татьяны Михайловны Ковалевой, тьютор осуществляет персональное сопровождение каждого школьника в процессе становления у него ответственного выбора.

Этапы организации тьюторского сопровождения

Существуют общие этапы индивидуального сопровождения:

    сбор информации о ребенке;

    анализ полученной информации и собственные наблюдения;

    совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

    решение поставленных задач;

    анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Обозначенные этапы подходят для всех детей, поступивших в образовательное учреждение; дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.

Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК не только существенно облегчает работу тьютора, но и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности. (Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ // Инклюзивное образование. Вып.2. М.: Центр «Школьная книга», 2010). Вариант описания деятельности ПМПК также рассматривается в книге Е.А. Екжановой и Е.В. Резниковой «Основы интегрированного обучения».

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану (ИОП).

Знакомство и установление контакта. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением.

На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.

Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к приходу в образовательное учреждение ребенка с ОВЗ, а также для формирования социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ и об инклюзивном образовании. Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива».

Адаптационный этап. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ.

Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психокоррекционной поддержки и т.д.

На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию.

Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению.

Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив. У детей с ОВЗ нередко наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков; хорошо, если тьютор использует любую возможность общения своего подопечного с другими детьми (на переменах, прогулках, в столовой, на праздниках, классных часах и т.д.). Здесь надо отметить, что общество сверстников, не отвергающее «особого» ребенка, – один из ведущих факторов успешной инклюзии.

Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов.

Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Хочется еще раз подчеркнуть, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего).

На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Методы и формы тьюторского сопровождения.

Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа тьютора с осознанием ребенком процессов учебной деятельности и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими детьми класса и со взрослыми. Основным инструментом являются вопросы школьника или собственные вопросы тьютора, касающиеся этих сфер жизнедеятельности ребенка. Тьютор использует открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или, наоборот, расширить тему, технику активного слушания.

Технологии и методики, которые тьютор использует в своей профессиональной деятельности, – это также технологии открытого образования: «кейс-стади» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), «портфолио» (метод презентации образовательных результатов), «дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Сегодня в практике тьюторской деятельности применяются:

    индивидуальная тьюторская беседа;

    групповая тьюторская консультация;

    тьюториал (учебный тьюторский семинар);

    образовательное событие.

Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником. Это могут быть, например, рекомендации специалистов с комментариями тьютора, которые возникают в процессе сопровождения, или дневник наблюдений за ребенком как одна из самых распространенных и необходимых форм документации.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Дневники могут быть различными, например:

    Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребенка, тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; отмечаются различные виды сопровождения: учебный материал (разъяснять, объяснять, упрощать), терапия, обучение методике учебы, поддержка при эмоциональных проблемах; отмечаются контакты с родителями, специалистам и другими взрослыми, а также эмоциональные реакции ребенка.

    Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

    Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.

Важно также отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение.

Параметры могут быть следующими:

физическое развитие;

развитие психомоторики;

когнитивное развитие;

социально-эмоциональное развитие;

коммуникативные возможности;

отношение к учебе;

школьные навыки.

По каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы:

описание проблемы;

возможности ребенка;

компенсационные возможности;

ограничения;

ресурсы;

возможные пути преодоления;

действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

Таким же образом могут описываться трудности не только учебной, но и социальной сферы деятельности ребенка с ОВЗ. Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.

Законодательная база

В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725 соответственно).

Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).

Требования к квалификации : высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Литература

1. Беркович М. Нестрашный мир. М.: Сеанс, 2009.

2. Боровкова Т.И. Технологии открытого образования. Учебное пособие. Изд. ДВФУ 2013. – 172 с.

3. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты.

4. Э. Гордон, Э. Гордон. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск: «ERGO», 2008.

5. Э.Гордон, Р.Морган и др. Революция в тьюторстве. Ижевск: Изд. дом «ERGO», 2010.

6. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие / под ред. Н.Д. Шматко. М.: Аквариум, 2001.

7. Джумагулова Ч.А. Принципы и практика инклюзивного образования. Бишкек, 2001.

8. Дудчик С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения. Автореферат. М., 2008.

9. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования.

10. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010.

11. Ковалева Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формальной педагогики // Первое сентября. 2004. № 66.

12. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики.

13. Ковалева Т.М. Культурные границы тьюторства // Первое сентября. 2009. № 15.

14. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: Материалы научной конференции. М.: ИТИП РАО, 2006.

15. Костромина С.Н. Психология диагностической деятельности в образовании. СПб.: Наука, 2007.

16. Малофеев Н.Н. Зaпaднoeвpoпeйcкий опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения // Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта. М., 2007.

17. Максимов В.В. Современная идеология тьюторства (В свете педагогических исследований Л.С. Выготского (1896–1934 гг.) // Тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996.

18. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М.: Владос, 2002.

19. Петрова Е.Э. Проблема тьюторства в инклюзивной школе (из опыта работы) // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека»

20. Попова С.Ю. Тьютор и его компетенции в системе высшего профессионального образования РФ»

21. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996.

22. Сартан М. О развитии системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования.

23. Соколова В.Р. «Другие» дети // Новая среда. 2006. № 9.

24. Теров А.А. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения в образовательном учреждении // Перемены. 2009. N 3.

25. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос»

26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1989.

27. Эльконин Б.Д. Психология развития: 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2008.

28. Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски 1-4. М.: Центр «Школьная книга», 2010.

29. Дайджесты по инклюзивному образованию.

30. Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива».

31. Научно-практическая видеоконференция «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития в Новосибирской области».

32. Сборники научных трудов по материалам тьюторских конференций. М. Томск, 1996–2011.

33. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие / науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

34. Центр психолого-педагогической реабилитации «Ясенево».

35. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Томск, 2005.

Программа позволяет изучить инновационный опыт тьюторского сопровождения в сфере инклюзивного образования. Вы узнаете о целях и задачах работы тьютора, о содержании, специфике и методах тьюторского сопровождения различных категорий детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста.

Дата начала занятий: 21.11.2019

Объем в часах: 72

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Место проведения занятий: уточняется

Оферта на портале поставщиков 2.0 № 13175728-18

Записаться на обучение

Преподаватели

Кандидат психологических наук, директор Института проблем инклюзивного образования и проректор по инклюзивному образованию МГППУ.

Более 15 лет занимается изучением работы образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход. Изучает организационные алгоритмы работы инклюзивных детских садов, общеобразовательных и коррекционных школ Москвы и Красноярска.

В сфере дополнительного профессионального образования работает восемь лет. За это время в институте прошли курсы повышения квалификации по 10 программам инклюзивного образования около 1830 педагогов, руководителей ОО, специалистов из 20 регионов РФ.

Член Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ; член Экспертного совета Министерства образования и науки РФ по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Имеет звание "Почетный работник общего образования РФ" и Почетную грамоту Министерства образования и науки РФ.

В сферу научных интересов входят вопросы развития психологической службы образования, психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; психологические технологии поддержки обучения и развития; образовательные отношения.

На данный момент руководит магистерскими программами "Психология и педагогика инклюзивного образования" и "Психолого-педагогические основы социального проектирования", преподает дисциплины "Методологические основы инклюзивного образования" и "Мониторинговые исследования в образовании"

Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»

Учитель-дефектолог, кандидат педагогических наук

Методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ

Старший научный сотрудник Городского Ресурсного центра развития инклюзивного образования ИПИО МГППУ

Обучившись по программе, Вы освоите:

  • Принципы и нормативно-правовое обеспечение работы тьютора;
  • Методические и дидактические основы работы тьютора;
  • Содержание и формы деятельности тьютора;
  • Специфику тьюторской деятельности в работе с детьми в зависимости от характера нарушения здоровья (в программе рассмотрены особенности тьюторского сопровождения детей с нарушениями зрения и слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра (РАС), с нарушением интеллекта);
  • Умение взаимодействовать с семьёй ребёнка и в команде специалистов.

Цель программы - совершенствование профессиональных компетенций, способствующих реализации тьюторской деятельности по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, посещающих общеобразовательные школы, детские сады и другие образовательные учреждения.

В результате слушатели программы познакомятся с философско-ценностным подходом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в инклюзивном образовательном учреждении, получат представление о целях и задачах в работе тьютора, его специфике.

У слушателей будут сформированы устойчивые представления об особенностях различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья и технологиях работы, используемых тьютором в работе с этими группами.

Программу составляют 36 часов очных лекций по 6 академических часов в день и 36 часов дистанционного контента.

Итоговая аттестация проводится в форме дистанционного тестирования.

В настоящее время на данную программу пока нет отзывов.

Новое на сайте

>

Самое популярное