Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.
Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий.
Среди разных видов игр особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. Этого можно достигнуть при соблюдении следующих условий организации сюжетно-дидактических игр:
1. Отбор знаний для игр;
2. Ознакомление с доступной деятельностью взрослых через наглядность;
3. Отображение экономического содержания в сюжете и содержании игры;
4. Обогащение игры по тематике, сюжету, ролям, взаимоотношениям;
5. Совместное изготовление атрибутов для игр;
6. Участие воспитателя в игре;
7. Создание игровой проблемной ситуации.
Развитие сюжетно-дидактической игры идет поэтапно:
1 этап - Сюжетно-дидактическая игра - воспитатель в ведущей роли.
2 этап - Сюжетно-дидактическая игра - воспитатель во второстепенной роли.
3 этап - Самодеятельная сюжетно-дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.
Система сюжетно-дидактических игр позволяет заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности.
Качество игры детей во многом определяется их информированностью о сфере жизни, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий.
Практика работы показывает, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно-дидактической игры:
1. Тема, задачи игры.
3. Средства обогащения сюжета.
3.1. Занятия, дидактические игры.
3.2. Литература, беседы.
3.3. Наблюдение, демонстрация.
3.4. Предметно-игровая среда.
Так сюжетно-дидактическая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.
Соответственно, данную методическую систему можно внедрять в любых ДОУ общеобразовательного типа и использовать в семье.
Методика экономического воспитания старших дошкольников
с использованием элементов ТРИЗ на примере игры "МУЗЕЙ
Цель: Закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран, с помощью системного оператора узнать, что служило деньгами для древних людей, стимулировать активность детей.
1. Организация: Дети вокруг воспитателя.
Идет обсуждение -- что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится? Переход в музей.
2. Организация: Дети подходят к выставке вместе с воспитателем.
На столах лежат разные деньги -- бумажные, металлические, разных стран и достоинств. Рассматривание экспонатов.
А теперь немного порассуждаем.
Возьмем 1 рубль. Какие еще деньги есть в обращении, из чего состоит рубль?
(копейки)
Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (доллар, марка, франк)
Как называются деньги других стран? (валюта)
Теперь поиграем.
3. Организация: дети в кругу
Игра. Кому передам денежку, тот называет какую-нибудь валюту (доллар, рубль, франк, марка, йена, гривна, юань, фунт стерлингов, лира...)
4. Организация: дети садятся на стульчики
А раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет? Для того, чтобы узнать, мы должны слетать в прошлое, к первобытным людям. Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека..
Организация: мозговой штурм
У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура -- сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних деньгами сначала были животные -- у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались бусинками-жемчужинами или ракушками. Кто жил в горах -- расплачивался камушками или стеклышками. И только в десятом веке появились металлические деньги.
Организация: дети встают и рассматривают экспонаты музея.
доллар марка франк
животные
жемчужинки рубль
камушки копейки
Организация: дети садятся на стульчики
А теперь нам пора возвращаться назад. Пристегнули ремни. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Полетели.
Физпауза "Моя семья"
5. Современные деньги всегда удобны? А в будущем деньги сохранятся или их чем-нибудь заменятся? (чековые книжки, карточки, СТБ-кард)
Вопрос: характеры у денег разные или одинаковые?
6. Организация: каждый ребенок выступает перед другими
Задание: каждый вытаскивает листочек, на котором написано название валюты. Изобрази валюту.
7. Организация: взаимопроверка за столами
Два человека работают у доски (соедини стрелками валюту и страну). В это время дети работают в парах (решают примеры). Друг другу говорят ответ. Потом проверяют задание у доски.
8. Организация: продуктивная деятельность
Много было предложено денег будущего. Попробуйте нарисовать их.
Разновидности экономических игр для детей являются прекрасным способом развить математическое и логическое мышление. Однако родителям стоит четко осознавать, что их типы градированы строго по возрасту и преследуют четко очерченные цели.
Польза и удовольствие – назначение экономических игр
Понимание того, что такое экономика и для чего она необходима, дается детям не так уж просто. И проблема состоит в том, как именно преподать сложные научные темы понятным для ребят языком. На помощь в этом случае приходят специально разработанные типы экономических игр, с которыми можно прекрасно проводить время как в семейном кругу, так и в детском коллективе.
Какие задачи преследуют рассматриваемые типы игр?
- Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
- Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
- В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
- И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.
Поставленные задачи решаются в детском коллективе в зависимости от возраста детей.
Игры для дошкольников
Говоря об экономических играх для детей дошкольного возраста, педагоги рекомендуют сконцентрировать их внимание на 4 блоках:
- потребности человека и способы их удовлетворения;
- профессии и их особенности;
- что такое деньги;
- на что можно их потратить и что нельзя купить за деньги.
Все четыре блока преподносятся детям в виде игр: «Почта», «Банкомат», «Магазин», «Фермер»,
«Рынок» и иных.
Игры для младших школьников
Что же касается экономических игр для школьников, то педагоги предлагают несколько иной подход. Все дело в том, что они носят уже не ознакомительный, а интерактивный вариант, побуждающий в ребятах интерес к активному включению в экономические процессы. В данном случае для разминки превосходно подойдет игра в «Монополию», способная стать великолепным подарком ребенку на четырнадцать лет или «Мегаполис».
В коллективе же практикуются те игры что направлены на совместное построение бизнес-моделей, формирование навыков инвестирования и более глубокого раскрытия экономических понятий.
Обычно дети знают, что родители уходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Чтобы в будущем из вашего маленького человечка вырос человек со здоровым отношением к деньгам и работе, очень важно с детства привить ему основы экономической грамотности, объяснить, откуда берутся деньги и как их тратить. В этом нам помогут игры.
Игры в магазине
Поход в магазин можно превратить в увлекательное развивающее занятие. Именно в магазине или на рынке лучше всего осваивать азы математики и экономики. Нужно лишь подключить к этому мероприятию чуть-чуть фантазии…
3–4 года: Что откуда?
Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить с малышом о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку и т. п. Не забудьте поговорить и о профессиях людей, которые производят для нас самые разные товары.
Составляем список покупок. Попробуйте до похода в магазин составить вместе с малышом список продуктов, которые необходимо купить. Обсудите с ребенком, что, в каком количестве и для чего вам нужно приобрести. Затем соберите рекламные каталоги, которые обычно раскладывают в почтовые ящики, и вырежьте из них картинки с нужными товарами. Затем наклейте картинки в блокнотик. Теперь по этой шпаргалке малыш будет помогать вам искать нужный товар на полках супермаркета и складывать его в корзинку. Такая нехитрая забава поможет крохе усвоить, что покупки необходимо тщательно планировать.
5–6 лет: Какие бывают магазины?
Поговорите с ребенком о том, какие бывают магазины и что в них продают. Что такое булочная, бакалея, галантерея, аптека, универмаг, что лежит на прилавках в мясном, рыбном, молочном, овощном, кондитерском, обувном, промтоварном магазине. Как называют того, кто продает? А того, кто покупает? И другие профессии вспомните, которые в магазине можно встретить: кассир, консультант, грузчик, охранник, повар, фасовщик, уборщица. Чем занимаются эти люди?
Изучаем ценники . Займите малыша чтением ценников. Пусть он сравнит, что стоит дороже – скажем, баночка обычных рыбных консервов или икры. А почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле? Поговорите с ребенком на эту тему.
Делаем покупки самостоятельно . Давайте крохе возможность самому покупать, например, хлеб в булочной или мороженое. Малыш так быстрее освоится с деньгами.
Планируем бюджет. Попробуйте вместе с ребенком записывать в течение недели, сколько денег на что тратится. Предложите сначала ребенку подумать, на что идут деньги. Потом расчертите на листе таблицу и схематически, картинками обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть малыш постарается определить, какие траты к какой категории относятся. Расскажите, какие еще бывают расходы (плата за квартиру, за детский сад, пожертвования и т. п.). В конце недели подсчитайте расходы по категориям и обозначьте каждый расход в виде столбика. Так ребенку будет понятно, на что вы потратили денег больше всего, на что – меньше.
Много поводов для экономических бесед с ребенком можно отыскать в детских сказках и рассказах. Во время чтения обращайте внимание малыша на профессии людей, которые встречаются на страницах книг. Например, много самых разных профессий показано в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Постарайтесь донести до ребенка, что каждый человек, вырастая, выбирает себе профессию по душе.
Кроме этого, можно обсудить и то, что герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие нередко стремятся неблаговидными делами получить разные блага для себя. Здесь уместно вспомнить Золушку, Буратино, старуху из сказки о Золотой Рыбке, трудолюбивого поросенка Наф-Нафа и его ленивых братьев, двух сестер из сказки «Госпожа Метелица» и др. Кому из них малыш симпатизирует, а кому – нет?
Игра в магазин
Пожалуй, самая полезная экономическая игра для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин. Благодаря ей можно объяснить ребенку многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить и т. п. Сейчас продается множество аксессуаров для такой игры: бумажные «деньги» (кстати, их могут заменить желуди, листочки и др.), кассовые аппараты, весы, тележки, наборы «товаров». А теперь поиграем.
3–4 года: Малышовый магазин
Чтобы малыш разобрался, как играть, пусть продавцом сначала побудет взрослый. А малыш – покупателем. Он приходит в магазин с «деньгами», например, в виде каштанов, и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Два каштана» (можно и больше, если малыш уже умеет считать до 5 или 10). Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Если вы играете с двумя малышами, можно ввести в игру кассира, у которого нужно получить чек в обмен на деньги. Когда малыш освоится с ролью покупателя, пусть попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях.
Ценники. Прежде чем начать играть, попросите ребенка оценить каждый товар в магазине. Ведь без ценников на товарах невозможна продажа. Используйте в качестве ценников цветные листочки-стикеры. Если ваш маленький математик уже неплохо умеет считать, можно усложнить задачу, ограничив общую сумму, скажем, 50 игровыми рублями. То есть все товары в магазине вместе должны стоить 50 рублей. И, распределяя цены, нужно в эти 50 рублей уложиться. Интересно, какие вещи и как ребенок оценит?
Полезные игры для детей
По большому счету, для того чтобы ваш малыш вырос экономически грамотным, вам просто нужно больше с ним разговаривать, рассказывать, пояснять, обсуждать.
Копилка. Обсудите с ребенком, где следует хранить деньги, почему нельзя класть большие суммы в карман и хранить все деньги дома. Расскажите, для чего нужны банковские сбережения. А чтобы понять это на практике, заведите с ребенком копилку. Объясните, что точно так же, как он складывает в нее монетку к монетке, взрослые копят деньги на крупные покупки, будь то бытовая техника или дом. Непременно обсудите с ребенком, на что именно он хочет накопить деньги. Только в этом случае детская копилка имеет смысл: накопил – и потратил, на что хотел. Ребенок должен понимать, что ценность денег не в самих деньгах, а в том, что мы можем за них получить.
Монополия и компания. Сейчас в магазинах можно отыскать немало настольных экономических игр . Самая известная из них – «Монополия». Упрощенная версия вполне подойдет для детей от 5 лет. Играйте всей семьей! В процессе игры у ребенка будет формироваться стратегическое мышление. Полезны и другие игры: «Колонизаторы», «Каркассон», «Поселенцы» и т. п. А с ребятишками помладше можно поиграть в игру «Суперфермер».
Итак, вырастить ребенка экономически грамотным совсем не сложно. Делайте вместе с ним покупки, планируйте семейный бюджет, объясняйте, когда и почему необходимо экономить, обсуждайте те или иные профессии, одним словом, впустите его в свою жизнь. Удачи вам!
Описание работы : предлагаю вам конспект экономической игры КВН для старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Этот конспект познавательной игры направлен на повышение интереса детей к получению знаний по экономике
Конспект экономической игры: КВН «Путешествие по стране Экономике»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель : повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний
Задачи:
Образовательные:
Учить работать в команде
Учить находить коллективный ответ путем обсуждения
Закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года
Закрепить знание загадок, пословиц, поговорок, изученных ранее
Закрепить умение играть в экономическую игру «Аукцион»
Развивающие:
Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор
Воспитательные:
Воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги
Демонстрационный материал: плакат с надписью «КВН»; эмблемы для членов команд; «монетки»; дидактические игры: «Собери банкноту», «Кто трудится, кто играет?», «Кому, что нужно для работы?»; лот - «Мягкая игрушка» для игры «Аукцион
Ход игры:
Музыкальный зал подготовлен к Игре: празднично украшен; на центральной стене расположен плакат с надписью «КВН»; на сцене стоят столы для членов команд. Под песню «Мы начинаем КВН» дети заходят в зал, где их встречает воспитатель, переодетый в костюм «Царицы - Экономики»
Царица - Экономика: Ребята, я целый год приходила к вам в гости, рассказывала много интересного и познавательного. А сегодня хочу, чтобы вы порадовали меня своими знаниями по экономике. Предлагаю поиграть в экономическую игру - КВН на тему «Путешествие по стране Экономике». Согласны?
Дети : Да!
Группа детей делится на две команд. Выбираются капитаны.
1 команда - «Денежки»
2 команда - «Банкиры»
1 конкурс: «Приветствие команд»
Девиз 1 команды: «Делу время - потехе час»
Девиз 2 команды: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Члены команд поочередно загадывают загадки:
1. Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет (монета)
2. Одно брюхо, четыре уха (кошелек)
3. У одних нас много, а у других нас нет (деньги)
4. Угадай, как - то зовется,
Что за деньги продается.
Это - не чудесный дар,
А просто - на просто …. (товар)
2 конкурс: «Разминка»
Царица - Экономика задает вопросы командам по очереди, за правильный ответ член команды получает «монетку»:
1. Как называется группа людей, которые являются родственниками и проживают вместе? (семья)
2. Как называются «доходы» и «расходы» семьи? (бюджет)
3. Как называется дом, где «живут» деньги? (банк)
4. Какая главная потребность человека? (пища)
3 конкурс: «Капитанов»
1. «Собери банкноту»: банкнота разделяется на части; нужно собрать из частей целую банкноту
2. «Кто трудится, кто играет?»: выдаются картинки с изображением играющих и трудящихся людей, нужно рассортировать картинки по видам деятельности
3. «Объясни пословицу»:
1. «Не в деньгах счастье»
2. «Маленькое дело, лучше большого безделья»
4 конкурс: «Задание командам»
1. «Найди лишнее слово»
Доллар, рубль, Россия, евро
Парикмахер, ножницы, плотник, водитель
Зарплата, квартплата, пенсия, стипендия
Шьет, пилит, охраняет, загорает
2. Игра «Кому, что нужно для работы?»: раздаются карточки (профессия - орудия труда), нужно правильно соединить картинки
3. Решение экономических задач:
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где будет дороже бутылка «Пепси»: в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?
5 конкурс: Игра «Аукцион»
Царица - Экономика: игра подходит к концу, у каждого из вас набралось много «монеток». Я предлагаю поиграть в игру «Аукцион».
Царица - Экономика ведущая (аукционист) проводит Аукцион. Выставляет лот - «Мягкая игрушка». Покупает тот игрок, кто дает больше денег (монет), заработанных в течение игры.
Царица - Экономика : а теперь подведем итоги игры. Посчитайте количество «монет» у команды. В конце игры подводятся итоги КВН, выявляются и награждаются победители.
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Зачем и как заниматься с детьми экономикой
Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее - ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:
- Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
- Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
- Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
- Познакомить с термином «реклама».
- Научить полезным бытовым привычкам.
- Способствовать развитию разумных потребностей.
Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:
- труд и его продукт;
- деньги;
- реклама;
- экономика в быту.
Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста
Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:
- Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
- Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
- Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
- Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
- зарплата родителей;
- пенсия бабушки с дедушкой;
- стипендия старшей сестры или брата.
- Вводится понятие «потребности человека».
- Дошкольники получают начальное представление о рекламе - способе донести информацию о товаре до потребителя.
На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:
- Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
- Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея - провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант - обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:
- Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
- Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
- Усложняется понятие производства и потребления.
- Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
- Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.
На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:
- Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
- Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
- Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
- Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
- В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.
Виды экономических занятий в ДОУ
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.
Игровое занятие
Игра - наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.
Сюжетно-ролевые игры
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, - примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги - разноцветные бумажки.
Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.