Домой Деревья и кустарники Матушка Мария Ильяшенко: «Никогда не надо решать серьезные проблемы вечером. Матушка мария гатчинская

Матушка Мария Ильяшенко: «Никогда не надо решать серьезные проблемы вечером. Матушка мария гатчинская

СТАРИЦА - Схимонахиня Мария "Самарская" Воспоминания: Осенью 1999 года у нас с женой сложилась непростая ситуация. Дело в том, что жена, похоже, забеременела, но точной уверенности у нее не бло. Поехали в женскую консультацию, но врач-гинеколог сделала странное заключение: «Возможно, Вы беременны, но, скорее всего, нет». Мы остались в недоумении от такого «профессионализма». Другой метод точного результата тоже не показал. Матушка Мария в это время жила в Оптиной пустыни со своей келейницей монахиней Евгенией. Моя старшая сестра Галина, духовная дочь матушки, иногда звонила им в монастырь. Я попросил сестру, чтобы она, когда будет звонить матушке Евгении, в свою очередь попросила ее спросить старицу о нашей ситуации. И вот Галя звонит в Оптину пустынь и говорит келейнице матушки Марии: «Спроси, пожалуйста, матушку: в положении Татьяна у отца Сергия или нет?» И тут же слышит в трубке громкий матушкин голос: «Замечательный мальчик родится, замечательный!» Великой нашей блаженной старице было ведомо все. Действительно, летом 2000 года у нас родился замечательный мальчик, который радует нас все это время. А о старшем нашем сыне еще до его рождения в 1994 году матушка Мария произнесла непонятную тогда для нас фразу: «Диво родится». Лишь через несколько лет мы поняли ее смысл. До сих пор не перестаем удивляться своему старшему сыну во всех отношениях: и в хорошем, и в плохом. Когда мы жили на квартире, моя сестра, ездившая к старице в Кинель-Черкассы, как-то попросила ее: «Матушка, помолись, чтобы у моего брата было свое жилье». Блаженная ответила вопросом: «А на каком он этаже живет: на пятом, на восьмом, на первом?» И действительно, мы снимали квартиру на пятом этаже, потом купили «гостинку» на восьмом, а сейчас живем в трехкомнатной квартире на первом этаже. Перед матушкой было открыто будущее. И многое в нашей жизни происходило по ее святым молитвам. До пострига в схиму старица жила у келейницы (впоследствии монахини Евгении) на поляне Фрунзе (ныне Барбошина поляна), недалеко от Кирилло-Мефодиевского храма, где я служу. Однажды вечером, когда моя сестра с мужем Виктором были у матушки Марии, а ее келейница отлучилась по делам, матушка говорит им: «Айдате гулять!» Вышли они с ней на улицу, а старица взяла их под руки и просит: «Отведите меня в белую церковь». Сестра отвечает: «Матушка, здесь нет никакой белой церкви». Мария Ивановна уточняет: «Да вон там, через дорогу», - и показывает в сторону нашего строящегося собора (а служили мы временно в молитвенном доме, где сейчас у нас крестильня). Галя возражает: «Да уже поздно, ворота в храм закрыты». Но старица не сдается: «А пусть он, - показывает на зятя, - перелезет через них и откроет нам». Сестра забезпокоилась, что Евгения вернется домой, а их нет, и повели они с Виктором матушку назад. Через несколько лет после смерти матушки происходит такой случай. В нашем уже выстроенном белокаменном соборе («белая церковь») на второй день после Рождества вечером должен был служить Архиепископ Сергий, но он не смог приехать. Приехали приглашенные священники, мы соборно совершили праздничное Богослужение. В близлежащем кафе был приготовлен праздничный ужин. После ужина меня, еще двоих батюшек и дьякона привезли обратно в храм, где оставалась наша верхняя одежда. Но сторожа, не зная, что мы вернемся, закрыли ворота храма. Что делать? Другие священники решили звонить с мобильного телефона в сторожку, чтобы сторожа открыли большие центральные ворота, а я пошел к маленьким хозяйственным, которые во время строительства собора были единственными и через которые предлагала перелезть матушка Мария Ивановна. Я прямо в рясе, осторожно, чтобы не зацепиться, перелезаю через ворота - и в это время вспоминаю вдруг слова старицы: «А пусть он перелезет через них и откроет нам». Так неожиданно слова матушки обрели реальный смысл в этом курьезном случае, произошедшем со мной.

О благословении владыки Иоанна Шанхайского и его прозорливости, о том, как владыка и сейчас помогает заботиться о страждущих и нуждающихся.

Пару месяцев назад Промысл Божий свел меня с удивительным человеком - матушкой Марией Потаповой. Матушка Мария - умная, по-русски открытая, энергичная, гостеприимная. Верная спутница митрофорного протоиерея Виктора Потапова. Дочь священника, супруга священника, племянница епископа.

Она происходит из древнего русского рода. Ее мама, Анна Михайловна, урожденная Родзянко, - внучка Михаила Родзянко, председателя Государственной Думы третьего (1907−1912) и четвертого (1912−1917) созывов. Папа - известный протоиерей Сергий Чертков. Чертковы были знамениты в царской России своей благотворительностью: открыли в Москве первую бесплатную публичную библиотеку, построили в Воронежской губернии Кадетский корпус, школу для крестьянских детей, сахарный завод, провели железную дорогу между Ростовом-на-Дону и Воронежем. Прадед матушки, Федор Чертков, в своем родовом имении под Воронежем возвел церковь во имя святой великомученицы Параскевы, в которой и был похоронен.

После революции семья Чертковых разделила участь многих русских изгнанников. Во время Второй мировой войны отец матушки Марии попал в концлагерь. Избежав чудесным образом смерти, он дал обет служить Церкви и людям. Был рукоположен в диаконы в 1947 году, на праздник иконы Божией Матери «Державная», и десять лет сопровождал архиепископа Иоанна Шанхайского в его поездках.

Отец Сергий посвятил себя служению русским беженцам, спасая их от преследований после Второй мировой войны. Пользуясь своими связями в Министерстве иностранных дел Франции, помогал в переезде Леснинского женского монастыря из коммунистической Югославии во Францию. Его дочери Александра, Марина и близнецы Анна и Мария жили в этом монастыре под крылом владыки Иоанна Шанхайского, сыновья алтарничали.

Почти все шестеро детей протоиерея Сергия связали свою жизнь с Церковью. Старшая дочь Александра работала в Париже на радиостанции «Голос Православия» - эта радиостанция вещала духовные передачи на Россию. Марина - монахиня в Иерусалиме в Елеонском женском монастыре. Анна - иконописец, супруга протоиерея Владимира Данилевича.

В 1970-е годы протоиерей Сергий был назначен настоятелем Николаевского храма в Тегеране, где несколько лет не было священника. Когда он узнал, что многие православные здесь похоронены без отпевания, - стал обходить все могилы и отпевать усопших. Он также смог добиться строительства в Тегеране дома престарелых и пожизненной пенсии русским старикам, заброшенным на чужбину.

Отец Сергий очень любил Россию и до конца жизни молился за нее.

Его дочь, как и он, много сил и времени отдает попечению о страждущих, помогая всем нуждающимся, которых приводит к ней Господь. Мария Потапова и ее муж также трудились многие годы в Комитете защиты гонимых православных христиан в СССР. Члены комитета организовывали встречи, освещали в печатных изданиях случаи гонений на верующих, собирали и посылали деньги, писали протесты в Советское посольство.

- Матушка Мария, по вашей семье можно изучать историю России.

Матушка улыбается в ответ:

Я маленькая часть большой семьи. Мой папа - отец Сергий Чертков-Трубецкой. Его мать, моя бабушка, - княжна Александра Николаевна Трубецкая. Прадед - Михаил Владимирович Родзянко, председатель Государственной Думы. Моя мама - родная сестра епископа Василия (Родзянко). Мой дядя Владимир Михайлович Толстой - внук Льва Николаевича Толстого.

- Ваш отец десять лет служил протодиаконом при святителе Иоанне Шанхайском…

Да, папа был многие годы рядом с Владыкой. И я родилась и провела первые двенадцать лет моей жизни при владыке Иоанне. Папа был единственным его протодиаконом. Тогда Владыка являлся Западноевропейским экзархом, и папа любил повторять, что они с Владыкой «расколесили» всю Европу. Папа служил 50 лет, 22 года диаконом, умер протоиереем.

Когда он стал священником, среди ночи приходил в церковь, чтобы успеть совершить проскомидию. Собирал с полок все помянники, вспоминал всех, кого встречал в своей жизни, - тысячи имен. Часами вынимал частицы за каждого человека. И я думала тогда, что это нормально, что так делают все священники…

Я как-то спросила у него, когда он был уже старенький: «Папа, почему ты так долго совершаешь проскомидию?» И он улыбнулся: «А разве ты не помнишь, с кем я проводил ночи в алтаре?» Это были плоды владыки Иоанна Шанхайского.

Я росла рядом с владыкой Иоанном - святым человеком - и чувствовала его святость всем нутром. Дети чувствуют лучше, чем взрослые.

Владыка постоянно жил в молитве. Он был аскетом, подвижником, но не был оторван от мира. Заботился о людях потрясающим образом! Вокруг него всегда собирались скорбящие, несчастные семьи, и он о них заботился.

У него немного живот торчал, но ел он совсем мало. И я удивлялась: почему у него торчит живот? А потом я узнала, что он, возможно, носил вериги… Все называли его босым, но я его видела только в сандалиях на босу ногу. Знала также, что он никогда не ложится спать в кровать. А я смотрела на его кровать и думала: «О, как здорово: эту кровать никогда не нужно стелить!»

Хорошо помню его келью в Леснинском монастыре - я и мои сестры буквально там росли.

Там подвизались потрясающие монахини! Игумения Феодора, в миру княгиня Нина Николаевна Львова. Благочинная матушка Магдалина (Граббе), потрясающий человек, очень светлая. Таких много там было… Слышали об этом монастыре?

- Да, матушка. Для наших читателей добавлю несколько слов о сестрах, упоминаемых вами.

Будущая игумения Феодора родилась в Хабаровске в 1893 году. 20-летней девушкой добровольно пошла на фронт Первой мировой войны сестрой милосердия. Высокая, сильная, красивая, неутомимая, она желала послужить Отчизне. Во время гражданской войны вышла замуж за князя Константина Львова и участвовала вместе с ним в походе Белой армии. Через восемь месяцев после свадьбы ее муж скончался от сыпного тифа, и Нина Николаевна покинула Россию вместе с Белой армией.

По благословению митрополита Антония (Храповицкого) княгиня поступила в Леснинский монастырь, находившийся тогда в Югославии. Заведовала детским сиротским приютом и привела его в цветущее состояние - за время ее управления ни один ребенок не умер. За 20 лет через любящие руки леснинских сестер прошло более 500 детей.

Монахиня Магдалина, в миру графиня Нина Павловна Граббе, сменила на посту игумению Феодору после ее упокоения в 1976 году. Была известна как знаток святоотеческой литературы и аскетики. Благодаря ее стараниям был заново издан сборник Валаамского монастыря «Умное делание» - об Иисусовой молитве - на русском, английском и французском языках.

Матушка Мария, наверное, вам на всю жизнь запомнились дни, проведенные в этом монастыре?

Да, мне очень повезло, что я там жила. Помню кресло Владыки в углу его кельи - в нем он дремал. Как-то я находилась у него в келье, когда он болел. Мать Феодора пришла и стала настаивать, чтобы он лег в постель хотя бы в болезни, но он отказывался.

Мы, девочки, прислуживали во время службы в Леснинской обители - девочки могут прислуживать в женском монастыре, не заходя в алтарь. Мои сестры - Анна, Марина - тоже помогали. В алтарь не заходили, а все остальное делали. Всю Литургию мы стояли - кто с посохом, кто со свечой - у открытых царских врат во время архиерейской службы. Это мое детство… И мы участвовали, когда малый вход, когда великий вход… Я помню, как во время Литургии я стояла с тазом и кувшином для омовении рук архиерея, и мне клали на плечо ручник. И Владыка споласкивал руки, вытирал их… Нам, девочкам, повезло. Мы выросли с такими детскими воспоминаниями…

Владыка занимался еще кадетами в Кадетском корпусе в Версале, пригороде Парижа, служил там.

Лето я обычно проводила в летнем лагере «Витязей». Когда стала постарше - в РСХД (Русское студенческое христианское движение). Мы были очень дружны! «Витязи» давали ощущение русского духа, РСХД - больше церковного.

Владыка приезжал к «Витязям» в Альпы. Он жил в палатке в лесу. И я убегала из лагеря, приходила к Владыке в палатку. А он сидит - работает. Печатает. Куда бы он ни ездил, всегда возил с собой пишущую машинку. Всегда был при деле. Очень заботился о своей епархии, о пастве - до мельчайших деталей их жизни. У нас даже хранятся дома копии всех его рукописных указов - он так беспокоился о своей пастве, это просто удивительно, невероятно!

И он никогда не прогонял меня - а я почему-то очень хотела быть рядом с ним. Он угощал меня орехами, миндалем, и я сидела у палатки, на траве, играла с веточками, наблюдала за муравьями, стрекозами.

Говорили, что владыка Иоанн юродивый. Но мой папа с этим не соглашался. Владыка просто был не как все. Несколько косноязычен. Особенный человек.

Когда я была рядом с ним, я знала, что он не как все. Когда я шла с ним - а я была маленькая, - он умел так общаться с детьми, на их детском уровне, что ребенок чувствовал себя прекрасно. Был просто невероятный контакт!

- Проявлялась ли прозорливость Владыки в отношениях с вашей семьей?

У меня есть брат Николай, он очень дружил с 14-летним французским мальчиком Рене. Рене был католиком, и он умирал от рака. Владыка за него молился. И вот пришла весть, что Рене скончался. Мой брат очень переживал - он отказывался есть и пить. Родители извелись, не знали, как ему помочь. У нас в то время не было телефона. Вдруг - звонок в дверь. Открываю - там стоит Владыка и говорит: «Я к Коле пришел».

Я взяла у него благословение, а он сразу пошел к моему брату - ему даже не нужно было показывать, куда идти. И он сам знал, как Коля переживает, - ему не нужно было об этом рассказывать, хотя ему об этом никто не сообщал. Заперся с братом в его комнате и долго-долго с ним сидел. Я уверена, что мой брат на всю жизнь запомнил, как Владыка его утешил.

Владыка повсюду ходил пешком или ездил в общественном транспорте. Он мог явиться к одинокому, никому не известному, умирающему человеку в любое время дня и ночи, в любом месте. Откуда он мог знать о переживаниях моего брата? О смерти этого французского мальчика? У нас не было телефона, и он не мог знать. Но он знал.

- Это чудесно!

У нас было много чудес, связанных с Владыкой. Мой дядя, Владимир Михайлович Толстой, рассказывал, как владыка Иоанн приехал в Покровский приход города Наяк, недалеко от Нью-Йорка. Там служил чудесный батюшка, настоятель этого прихода, протоиерей Серафим Слободской, автор замечательной книги «Закон Божий», которая издавалась и переиздавалась огромными тиражами. Патриарх Алексий в свое время говорил, что это настольная книга всех православных, самая издаваемая после Библии.

Отец Серафим был настоящий пастырь, он отдал всю свою жизнь Богу и людям. Абсолютный бессребреник, знал всех своих прихожан, заботился обо всех. Если он узнавал, что у кого-то какая-то скорбь, неприятность, - он сразу же бросался туда и старался помочь, утешить и подкрепить. Никогда не оставался в стороне. Это был потрясающий приход, потому что там был потрясающий настоятель. Отец Серафим очень любил Владыку, а Владыка любил его.

И вот Владыка отслужил Литургию на этом приходе и должен был уезжать, лететь на самолете, он был ограничен во времени. Он вышел из храма и вдруг говорит, что никуда не уедет, если ему не найдут одну женщину. Город Наяк не очень большой, но приход достаточно большой. Однако приход был как одна семья, и отец Серафим всех знал - но эту женщину не знал никто. Прихожане решили, что Владыка что-то путает. Все заволновались, потому что мой дядя должен был везти Владыку в аэропорт. А Владыка уперся, он был такой упрямый в хорошем смысле, и сказал, что не уедет, пока ему не найдут этого человека.

Город Наяк поставили на уши. Через десятые руки кое-как нашли эту женщину, и мой дядя, Владимир Михайлович, отвез владыку Иоанна к этой одинокой несчастной женщине. И вот Владыка вышел из машины, поднялся в квартирку к ней - а она как раз собиралась наложить на себя руки. Он долго с ней сидел, говорил с ней, утешал и потом передал в руки отца Серафима, который после этого, естественно, о ней заботился.

Дядя увез Владыку в аэропорт, и его там ждали - он никуда не опоздал.

Можете себе это представить? В наше время, в XX веке, среди нас жил такой человек!

Моя старшая сестра в детстве очень болела. И вот лежит она в больнице в очередной раз и вдруг слышит: стук-стук. Что это за звук? И она видит: подходит Владыка к ней, нагибается, улыбается, благословляет. Кладет ей просфорочку на живот - и исчезает! Вот такой ангел пришел - утешить ребенка. Он мог оказаться у постели страдающего больного ночью, когда метет вьюга, в непогоду, в бурю.

- Какой эпизод вашей жизни рядом с Владыкой запомнился вам больше всего?

Помню, как я провожала Владыку. Совсем одна. Я стою на платформе - а он уже в поезде. И благословляет меня обеими руками - своим архиерейским благословением.

Я часто вспоминала этот эпизод своей жизни, когда выросла. Как он беспрерывно меня благословлял - даже когда двери закрылись и поезд тронулся… И он благословлял меня, пока поезд не исчез из виду. А я стою - такая маленькая девчонка, одна на вокзале…

Сейчас я понимаю, что он благословлял меня на всю мою жизнь - о которой он тогда уже всё знал. Благословлял, чтобы дать силы и подкрепить. Я тогда не могла представить, что буду жить в Америке, буду женой священника. Верю, что ему было открыто всё обо мне: и что я стану матушкой, и что мой муж будет служить в единственном приходе, который Владыка сам основал в Америке… И я знаю, что он о нас молится, хотя мы и недостойные такие…

Это его приход! Видите вот эти иконы? Они были в палаточной церкви владыки Иоанна на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев, где в 1949 году проживало примерно 5 тысяч русских из Китая.

- Вы чувствуете помощь Владыки в вашем служении?

Конечно! Мы чувствуем его присутствие в этом храме. Многие люди приходят просить о помощи - это он их приводит. И Владыка сам им помогает. Это не мы - это он.

И по его молитвам мы занимаемся тем главным, чем должен заниматься приход, - помогать людям, невзирая ни на что. И пока приход будет так жить - будет всё идти хорошо. И все участвуют в этом - все прихожане, нам не нужно никого уговаривать, ничего объяснять. Это образ жизни.

Я помню время, когда у нас еще не налажена была благотворительность. Один раб Божий предоставлял нам дом, где мы селили нуждающихся. Помню, был такой момент: я не знала, где взять деньги, чтобы накормить этих людей. Мне часто приходилось на кредитную карточку покупать продукты. Я не хотела отца Виктора беспокоить этими проблемами - это была моя проблема. Я никому ничего не говорила.

- А много было нуждающихся?

Да. Господь нам постоянно посылает таких людей. У нас даже сейчас дома живет одна семья бездомных.

А тогда мне было очень плохо, потому что я не могла решить проблему с деньгами. В воскресное утро я пришла в храм. Владыка еще не был прославлен, но отец Виктор знал, что его должны скоро прославить и взял на себя смелость изобразить его образ на столбе в храме. В это время шел Великий пост. Отец Виктор вел катехизические беседы во время Великого поста после Литургии и трапезы, а я стояла сзади в храме.

Я купила самую большую свечку, которая только была в свечном ящике, поставила ее и сказала: «Владыка, дай мне деньги!»

И больше ничего не сказала. Это была такая короткая молитва.

Вдруг кто-то дотронулся до моего плеча. Я оборачиваюсь - и этот человек протягивает мне чек на большую сумму и говорит при этом: «На, бери для твоих бедолаг!»

И я была в полном шоке - потому что никто ничего не знал. Я просто попросила Владыку: «Дай мне деньги!» Этот человек увидел мое удивление. И я рассказала ему в двух словах, почему так удивлена. И помню, как он сказал мне: «Маша, ты не молись слишком часто владыке Иоанну, а то мы все обанкротимся».

И Владыка часто мне так помогал…

Один мальчик-инвалид очень страдал: проблемы с костями, с зубами. Он ползал по полу - не мог ходить. Мы дали его семье кров. Нужны были большие деньги на его лечение. Отец Виктор спросил у меня: «Ты хочешь помочь этим людям - но как ты будешь за это платить?» Я ответила: «Не беспокойся об этой проблеме!» И когда он ушел, я говорю Владыке: «Владыка, пожалуйста, помоги!»

И вот мы сидим с этим мальчиком и его матерью у зубного врача, который совсем нас не знает, не знает историю этого ребенка, приехавшего из России. Хороший врач, дорогой. Я подсчитываю свою чековую книжку и думаю: «Как я буду платить за лечение?» И вдруг приходит его мать, вся красная, смущенная, и говорит: «Ничего не надо платить».

Как я узнала позднее, мальчик во время лечения тоже думал: «Как матушка Мария будет платить?»

И тут врач прерывает процедуру лечения и говорит ребенку, будто слышит его мысли: «Ты знаешь, я ведь тебя бесплатно лечу!» Мать удивленно спрашивает: «А почему?» И врач отвечает с улыбкой: «А потому что мне Сережа нравится!»

И я понимаю, что Владыка опять мне помог!

Вот такие маленькие истории - у нас их много было…

Этот мальчик-инвалид стал ходить после прославления владыки Иоанна. На него накинули мантию Владыки - и по его телу пошло тепло, пропали боли. Он выпрямился и сделал первый шаг…

- Вы разговариваете с Владыкой как с живым человеком! Да ведь он и на самом деле всё слышит…

Здесь, в нашем храме, - всё по молитвам святителя Иоанна Шанхайского! Я хорошо знаю: мы должны бояться того дня, когда Господь перестанет посылать нам людей, нуждающихся в нашей помощи. И помогать нужно не только, когда тебе удобно, легко это сделать, когда есть деньги, а тогда, когда денег нет, когда отрываешь кусок от себя, - вот это помощь! И тогда Господь никогда не оставит!

Если человек не помогает, когда у него нет средств, - он не поможет и когда разбогатеет. Надо уметь помогать - когда мы не можем.

- Матушка, вы чувствуете поддержку Владыки в искушениях?

Как-то у меня случилось большое искушение. У нас не было достаточно средств, я не могла свести концы с концами, но не могла отказать в помощи нуждающимся. И меня упрекнули близкие мне люди в том, что я помогаю всем направо и налево и лишаю собственных детей необходимого. Я пребывала в смущении и переживала, думала: «Наверное, я на самом деле сумасшедшая…» Находясь в этом тяжелом искушении, я даже избегала исповеди и причастия.

И ночью во сне мне явился Владыка - очень строгий, в мантии архиерея. Он строго приказал мне исповедаться и причащаться. Но это была заботливая строгость - от любви. Он поставил меня на колени, стал исповедовать. А затем смягчился, стал очень добрым. Встал на колени рядом со мной и сказал: «Чтобы твое сердце не смущалось, продолжай делать то, что ты делаешь! Не волнуйся!»

И он вложил мне в руки деньги, которые вдруг размножились.

Когда я проснулась, на меня буквально с неба свалились деньги - и я смогла свести концы с концами.

- Отец Виктор так же обращается с молитвой к Владыке, как и вы?

Он не имел счастья знать Владыку, но когда услышал, что Владыка скончался, - очень переживал. Он очень почитал его. Святитель Иоанн явился ему во сне в трудных обстоятельствах, утешил и предсказал ему будущее общественное служение на радиостанции «Голос Америки», которое продолжалось 30 лет. В этой работе Владыка всегда помогал отцу Виктору, и на работе, в уголке, рядом с батюшкой всегда висела икона святителя Иоанна Шанхайского.

- Благодарю вас, матушка Мария, за чудесную беседу!

Помощи Божией всем читателям портала «Православие.ру» и его духовному руководителю владыке Тихону (Шевкунову)!

С Марией Потаповой Ольга Рожнёва

Схимонахиня Мария (Капалина Марья Алексеевна) родилась 1 января 1916 года в деревне Белополье Вологодской губернии в верующей многодетной семье, где была самым младшим ребенком. Мать отошла ко Господу, когда девочке было семь лет. Она была младшим пятым ребенком в семье и единственной девочкой.

У мачехи была своя дочка, и не редко они обе подшучивали над набожной девочкой Марией, которая даже за стол боялась садиться не перекрестившись. Как вспоминала сама схимонахиня: «страх какой-то был за стол сесть не помолившись. Я уйду в другую комнату, там помолюсь, а потом и сажусь за стол. И так тихонько пальцем крест на столе сделаю. А отцу боялась пожаловаться. Его целый день дома нет, а мне потом что будет?». Не смотря на то, что с раннего детства приходилось делать взрослую работу, она никогда не роптала и уповала на Бога. Именно это воспитало ее спокойной, тихой труженицей, простой и любвеобильной женщиной. Весь мир вокруг себя она старалась успокоить, умиротворить. В последствие своих детей Мария Алексеевна всегда призывала к тому, чтобы в семье, в доме была тишина и покой.

После долгих испытаний детства и отрочества Мария нашла свою судьбу в селе Удельная Раменского района Московской области. Весной 1941 г. она вышла замуж и в тяжелые военные годы родила своего первого сына Николая. В период военного времени она постоянно ходила на богослужения в местный храм в Удельной, работала и воспитывала сына. После войны у нее родились еще три сына. Главная особенность ее жизни, которую вспоминают современники, Мария всегда молилась, даже во время повседневных дел в руках у нее был молитвослов. Часто в дом приходили гости, которым всегда были рады, и им она говорила: «давайте вместе помолимся». Господь услышал ее молитвы и помог вырастить прекрасных детей.


Митрополит Климент:
«Я помню, маленькими были… Мы вставали все на молитву. Старший брат читал акафист святителю Николаю. Мы все молились. Мы радовались, что мы можем молиться. Мы радовались, что можно было ходить в храм. Большим горем было время, когда кто-то из нас заболеет, и на праздник надо было сидеть дома. Для нас пойти в храм всегда был праздник. Этот пример мы видели в маме, в родителях. Этот пример в нас зародил желание служить Богу.

У поколения наших родителей было хорошее качество – трудолюбие. Это помогло маме в жизни. Я ее не видел, чтобы она сидела, отдыхала. Все успевала сделать по дому, детей накормить, в школу проводить, да еще и в храм успевала ходить».

Она была исповедницей – терпела нападки от властей, которые запрещали водить детей в церковь, носить кресты и грозились лишить её материнства. Духовником семьи был старец Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – архимандрит Тихон (в схиме – схиархимандрит Пантелеимон (Агриков). Матушка Мария часто брала детей в Лавру, а впоследствии они самостоятельно ездили туда, вопреки преследованиям властей, стремящихся отвратить молодежь от Церкви. Будучи многодетной матерью, Марья Алексеевна никогда не была в праздности, всегда много трудилась и молилась.

Рано овдовев, Марии Алексеевне пришло поднимать детей своими руками. Ежедневно нужно было не только исполнять домашние работы, но и на жизнь зарабатывать. Время шить одежду оставалось только ночью. Удивительно, как на все Господь давал ей силы.

Митрополит Димитрий: «Она нас всегда приучала к труду. Придем домой, хочется погулять, куда-то побежать. Она говорит, давайте, прополите грядки и пойдете. А потом добавляла молитву – прочитайте акафист, я вам пироги напеку. Для каждой матери, да и вообще христианина важно правильное понимание любви. Любовь – это когда человек себя отдает другому, восполняет другого человека».

В то время схимонахиня Мария перенесла сильную болезнь сердца – три инфаркта. Дети были еще маленькие. Советская власть хотела забрать их, но она постоянно молилась, чтобы их Господь не оставил. Молиться она увещевала и их самих. Ее вера и молитва помогла пережить все испытания. Особо ей помогла Пречистая Дева Мария, которая не раз являлась Марии в образе иконы Богородицы «Коронование». Матерь Божия внушала ей: «молись, по молитвам Господь спасет и тебя, и детей». В последствие, монахини одного женского монастыря написали и подарили ей такую икону, так как в доме такой никогда не было.

Отличительной чертой ее семьи было гостеприимство. Всех принимали, особенно богомольцев, старались накормить, угостить. Многие к ним шли, потому что там было тепло от молитвы и любви. Уют в доме был в простоте и молитвенности, которую создавала материнская любовь и доброта.

Матушка Мария с сыновьями очень часто ездили молиться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Не смотря на легкость пути в монастырь, часто добраться на богомолье с детьми ей было не просто. Иногда просто высаживали из электрички, узнав, что она едет с детьми в монастырь.

Прошли годы. Все сыновья стали иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви. Старший сын Николай стал протоиереем Московского храма, а в последствие принял постриг с именем Пафнутий. Второй сын Виталий стал архимандритом Василием и долгое время до своей кончины в 2006 году прослужил в Солнечногорске. Третий сын Герман – ныне митрополит Калужский и Боровский, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви – официального коллегиального органа исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви, Член Высшего Церковного Совета РПЦ, ректор Калужской духовной семинарии. Четвертый сын Алексей – митрополит Тюменский и Тобольский Димитрий, ректор Тобольской духовной семинарии.


Вся жизнь схимонахини Марии была самоотверженным служением Богу. Преданность воли Божией привела её в 2003 году в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, где был открыт её монашеский постриг, а затем получен и схимнический. Имея в монастыре такую молитвенницу, обитель духовно обогатилась, её жизнь и её молитвы явились примером не только для сестер монастыря, но и для всех знавших её людей.

Как-то у схимонахини Марии спросили, какое бы она дала наставление современной молодежи? Она сказал очень просто: «Всем надо быть в вере, в любви, никогда не ссориться. И чтобы никто не говорил: «я его не люблю». Люди все хорошие, чтобы это понять, надо самим хорошими быть…».

Схимонахиня Мария – современная подвижница благочестия. «Свет для человеков – монашеское житие» – писал богомудрый автор Лествицы. Свет жизни схимонахини Марии будет светить и поддерживать нас до конца наших дней.


Наши читатели пишут о схимонахине Марии (Матукасовой, 14 января 2000 г.).

Про матушку Марию (Матукасову) я прочитала в «Благовесте» уже, наверное, в 2003 году. Люди писали о том, как по молитвам к Матушке получали помощь Божию и исцеления. Мне очень захотелось прочитать книгу о схимонахине Марии, которую я, к сожалению, никогда не видела. И на следующий день в магазине Воскресенского монастыря я купила последнюю книгу «Блаженная схимонахиня Мария». Я ее за три дня прочитала, очень сильно полюбила матушку Марию и стала благодаря ей воцерковляться, учиться избавляться от грехов.
Тогда я (прости, Господи!) курила, муж по несколько дней домой не приходил. Однажды в таком нервном состоянии стала молиться Матушке и вдруг как будто сильное успокоительное приняла, так на душе спокойно стало.
Однажды по моим грехам заболела дочка. Неделю я усиленно молилась, ходила в храм, потом исповедалась и причастилась. И в ночь после Причастия вижу в тонком сне: несусь я на поезде по своей жизни! Поезд то и дело останавливается, и я вижу себя каждый раз иного возраста, от шести или семи лет и до сего дня, и на каждой станции своей жизни вспоминаю какой-то неисповеданный грех. И я в том же тонком сне как будто открываю глаза и вижу матушку Марию в схимническом облачении. Стоит она надо мной и внутри меня что-то чистит. А перед тем как уйти, матушка подошла к моим детям, сыну и дочери. После этого все у нас стало налаживаться, и дочь перестала болеть.

Николушкина водичка

В следующий раз, опять после Святого Причастия, легла я спать, а сама думаю: матушка говорила, хорошо, когда в храме всегда стоишь на одном месте. Я всегда стою возле иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Николая чудотворца в храме Петра и Павла. Засыпаю… и чувствую, будто я лечу через какой-т тоннель и оказываюсь, наверное, в Небесном храме Петра и Павла. Сижу в каком-то зале ожидания, там же сидят мужчина и женщина: у них сын воевал где-то в «горячей точке» и пропал. Они дождались известия: оказывается, все хорошо, сын нашелся и скоро будет дома.
А я оказываюсь возле своих любимых икон. Смотрю на Царские врата: сверху и снизу вижу свет. И я понимаю, что у Престола Божия сейчас молятся за меня и мою семью, и сама начинаю молиться. Подходит очень энергичная, молодая - лет тридцати трех - матушка Мария, в платочке, одета в телогреечку, подвязана то ли веревкой, то ли поясом. Обнимает меня, здоровается, называет Олечкой. Двое мужчин подводят мою бабушку: она в белой рубахе, с крестом на груди, простоволосая. Матушка Мария показывает на меня: «Это твоя внучка!» А потом матушка говорит мне: «Сейчас я научу тебя, как надо молиться». Берет ковш и подносит к иконе Николая Чудотворца, с иконы ручьями льется в ковш вода. Матушка показывает, как надо омывать этой водой лицо, шею и грудь во имя Отца, Сына и Святого Духа, и пить с молитвой.
На следующий день я пошла к своей подруге, и она отдала мне бутылку с водой из источника Николая Чудотворца! Говорит, хотела убрать эту бутылку, но вдруг пришла мысль: надо Оле отдать… Я пила эту водичку и омывалась уже наяву - и благодарила Святителя Николая и дорогую Матушку.

Разболелся зуб…

Разболелся у меня как-то зуб. Думаю, и так зубов осталось мало, неужели опять удалять придется! Прошу: «Матушка, помоги!» И вот во сне слышу: Матушка в схимническом облачении отходит от меня и ворчит: «Матушка, матушка!.. Сама знает, что ей делать…» - и идет к детям. Даже к кошке, которая этим вечером родила восьмерых котят, подошла и…исчезла.
Зуб болеть перестал, а я поняла, что нечего по пустякам угодников Божиих дергать, они за весь мир, за всех страждущих молятся.

Защитила матушка Мария

Еще расскажу, как Матушка спасла меня от смерти.
Однажды звонит свекровь и говорит, что сильно заболела, горло болит. А я про себя и думаю: «Не любишь ты нашу дочь, ругаешь - вот тебя Господь и наказал!» Мое ли дело рассуждать, кого за что Господь наказывает!.. Сама тут же и получила наказание.
Только подумала нехорошо о свекрови, как захотелось мне поесть мела. После рождения детей я его ела пачками. Нашла кусочек и съела. Тут же мне почему-то стало плохо, я легла с дочкой спать и уснула. Просыпаюсь от страшного жара, температура под сорок, меня колотит от озноба. Чувствую: умираю… Из последних сил, почти теряя сознание, взмолилась к матушке. Тут же вижу: у икон, где у меня лежала и кассета с фильмом о матушке Марии, появился свет: не от лампочки и не солнечный, такого на земле нет… Я лежу вполоборота и боюсь повернуться. Мысленно говорю, что мне очень плохо, и чувствую прикосновение, как будто по всему телу разливается тепло. Через несколько минут свет пропал, а мне стало легче. Утром я смогла пойти в церковь, отстояла (вернее, отсидела) Литургию, и за два дня все прошло. Оказалось, что мелок-то был ядовитый, от тараканов, и у меня было сильное отравление.
Блаженная схимонахиня Мария, моли Бога о нас!

Ольга Давыдова, г. Самара

Лидия, г. Самара

15/28 марта 1908 года в Куйбышеве (Самара) у Ивана и Натальи Матукасовых родилась дочь, девочку назвали Марией. Вскоре семья переехала в г. Актюбинск, здесь Иван устроился работать машинистом, Наталья воспитывала дочь и занималась домашним хозяйством, Мария училась в русско-киргизской школе. В 1917 году Иван потерял работу, Наталья с Марией были вынуждены вернуться домой. В школе Мария проучилась лишь 5 лет. Из автобиографии старицы Марии: «...Я была одна у мамы - папа наш... не вернулся. В школе я училась 5 классов, а с 12 лет пошла работать - вязала кулачком... Потом занималась на курсах счетоводов и работала счетоводом. А в школе я тоже работала лет 5 - учила детишек шить и вышивать (и молитве). Я в Бога всё время верила и детям иконки дарила и молитвы читала. В 23 года я почувствовала, что Бог меня призывает молитвой Своей и стала сама молиться сильно и понимать, что мне открывается». Известно, что с февраля 1944 года по март 1945 года матушка Мария находилась в заключении. В послевоенные годы Мария взяла на себя подвиг юродства. С начала 60-х годов старица жила при Свято-Вознесенской Церкви в райцентре Кинель-Черкассы Самарской области.


Она всегда обладала смирением, прозорливостью, мудростью жизни, отданной Христу... Душа её была чуткой к чужому горю.

Первое, что в ней поражало, это смирение. Обладая таким даром мудрости и пророчества она почитала себя лишь немощной старушкой в подрезанных валеночках. Все ей было чуждо, не нужно, лишне. Ей только хотелось, чтобы люди, приходившие к ней учились любить. И ей хватало терпения обучать людей этой самой трудной науке.
Еще одной характерной чертой была подлинная, далекая от фарисейства церковность. Она осуществляла свое служение в Церкви и для Церкви. Последние 40 лет своей жизни она жила исключительно при храме. Мария была клеточкой церковного организма и без церковной службы она задыхалась. Черпала силы в литургической молитве и причастии.

Кроме того Мария Ивановна была одарённой художественными талантами натурой. Она написала прекрасную икону прп. Серафима Саровского. Но и художественный склад души не стал преградой на пути к тяжёлому подвигу, который она взяла на себя, - юродство ради Христа. Этот самый трудный подвиг не отгородил её от людей. Напротив, она как бы растворилась в народе, который так нуждался в духовной помощи...

Внешне она была маленького росточка, нищая, окруженная народом. Лицо - удивительно благородное, красивое, очень русское. Большие серо-голубые глаза, маленький правильной формы нос, прекрасный овал лица. Вся миниатюрная, одухотворённая, воздушная, светлая, неземная... Прошлое, настоящее, грядущее развёрнуто перед ней в единое целое, Сам Господь открывает ей всё...Сколько мира и благодати приносила с собой Мария Ивановна! Сколько благословенных Богом исцелений послано за её святые молитвы.

23/5 января 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Мария Ивановна Мутасова была пострижена в схиму с именем Мария в честь равноапостольной Марии Магдалины схиигуменом Илием, духовником обители, в храме Илариона Великого Свято-Введенского монастыря Оптинской пустыни.


Не за долго до смерти, 3 января 2000 года вместе со своей келейницей, монахиней Евгенией старица Мария приехала в наш Вышневолоцкий Свято-Казанский монастырь. Она сказала: «Останусь с вами... здесь все родное... я приехала к Любушке»...

Матушка прожила в монастыре всего двенадцать дней, и эти дни (до того как она тяжело заболела) для неё и для монастырских сестер прошли в радости и в утешении... Перед тем, как тяжело заболеть, она попросила отвести её в часовню, где похоронена блаженная Любушка. Возле часовни она полчаса молча молилась. Потом попросила отвести её в келию... Матушка знала час своей кончины и заранее попрощалась со своими ближними и сестрами обители... На следующее утро матушка Мария заболела - инсульт правой стороны.


Скончалась схимонахиня Мария 1/14 января 2000 года в Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской епархии. В часовне во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии рядом со старицей Любушкой в январе 2000 года появилась еще одна усыпальница.

Новое на сайте

>

Самое популярное