Домой Ягоды Царь который убивал младенцев. Младенцы вифлиемские. была ли на самом деле резня? миф или историческая правда

Царь который убивал младенцев. Младенцы вифлиемские. была ли на самом деле резня? миф или историческая правда

"Избиение младенцев"- самая актуальная тема Рунета в эти новогодние/рождественские дни. Однако не потому, что в христианстве на эти дни приходится поминание младенцев, убитых 2000 лет назад по приказу иудейского царя Ирода Великого. Причина популярности скорее в так называемом "законе Димы Яковлева", принятого Госдумой РФ и лишающего российских детдомовцев надежды на минимальный шанс вырваться из порочного круга между сиротским домом, тюрьмой и домом инвалидов. Этот закон многие в Рунете сравнивают с пресловутым "избиением младенцев", а Президента, подписавшего этот закон, - с царем Иродом.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов". [Матф. 2:16]


Что же на самом деле произошло с младенцами в Иудее в царствование Ирода Великого? В чем так провинились дети перед царем? Церковное предание рассказывает о тысяча погибших младенцев: в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, а встречается вообще фантастика - 144 тысячи . Вряд ли когда-либо в Вифлееме жило столько людей.

Прежде всего, следует отметить, что кроме евангелиста Матфея никто больше этот эпизод не описывает. Более того, наиболее достоверный источник событий того времени, современник автора Евангелия, знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий (~ 37 - 100 г н.э.), который писал свои книги для римлян и не скрывал своей ненависти к Ироду, не скупился на черные краски для царя, нигде не упомянул об этом страшном событии. Ничего не сказал об этом и другой их современник, еврейско-эллинистический философ и религиозный мыслитель, Филон Александрийский (~ 25 г до н.э. - 50 г н.э.), оставивший детальное описание жизни Ирода. Откуда же Матфей узнал об "избиении младенцев", и было ли оно вообще?

Вопрос может показаться странным. Ведь "избиение младенцев" - это обычно все, или - почти всё, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом, а о популярности этой истории и её живучести свидетельствует огромное количество произведений искусства, посвященных этому событию. "Избиение младенцев" стало одним из главных сюжетов рождественских картин, театральных представлений и рассказов. При этом сам царь - личность в высшей степени неординарная и противоречивая, оставался как бы в стороне.

Но не зря потомки назвали царя Ирода Великим. Он - фигура незаурядная. Ирод был царь равновеликий, как в праведных делах, так и в злодеяниях. Это - один из наиболее образованных и деятельных монархов своего времени, расширивший границы своего государства и давший ему экономическое процветание и мир на протяжении десятилетий. Царь-строитель, построивший больше, чем все его предшественники со времен Давида и Соломона; успешный политик, умело лавировавший во время смены римских императоров, ставленником которых он был; злодей, не остановившийся перед казнью большинства членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия; жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были жены, сыновья, родственники и местная знать; жертва своей маниакальной подозрительности и палач, имя которого на века стало символом злодейства и жестокости.

Поданные не жаловали своего царя, слухи о нем ходили самые невероятные, и царская жестокость ни для кого не была секретом. Иосиф Флавий так описывает последние дни этого восточного деспота:

Он приказал собрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть их в так называемом ипподроме (ристалище); затем он призвал к себе свою сестру Саломию и мужа ее Алексу и сказал им: «Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, как юбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур и блестящую погребальную процессию, если только вы пожелаете испол-нить мою волю. Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея и каждая фамилия, против своей воли, плакала бы над моей смертью » . [И.Флавий, "Иудейская война", I -33:6]

Впервые за все правление Ирода его воля не была исполнена.

Прежде чем войско узнало о его смерти, сестра его Саломия вместе с ее мужем освободили всех пленных, которых царь приказал убить, заявив, что он изменил свое решение и теперь отпускает каждого на свою родину . [там же, I -33:8]

"Избиение младенцев" на фоне этого не выглядит большим преувеличением, но истинность этого события вызывает большие сомнения у многих библеистов. Слишком противоречивы данные о времени рождения Иисуса Христа, а ведь это именно из-за него Ирод отдал свой приказ " избить всех младенцев в Вифлееме ". Волхвы, или маги, как называют их в оригинале греческого текста, пришли в страну "младенца Иисуса" поклониться родившемуся здесь "Царю Иудейскому", возбудив этим крайнее раздражение настоящего царя Иудеи, Ирода. При этом они не рассказали Ироду точное местонахождение младенца, указав только город Вифлеем. Естественно было предположить реакцию злодея - вырезать в том краю всех младенцев. "Зачистка" - как написали бы сегодня в Интернете.

Для подтверждения такого логического умозаключения автор Евангелия добавил ссылки на "классиков". Идея ссылаться на авторитеты родилась не в Интернете, и даже не в докладах Политбюро. Чтобы рассказанные истории выглядели убедительнее, авторы Нового Завета старались показать, что события развиваются в прямом соответствии с ветхозаветными пророчествами. Придерживался этого правила и евангелист Матфей, описывающий скорбь семей, у которых Ирод поубивал младенцев, ссылаясь на ветхозаветного пророка Иеремию.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". [Матф. 2:17-18]

Кроме этого, чувствуется явная аналогия с ветхозаветным сказанием о рождении Моисея. Согласно библейской легенде, фараон, напуганный быстрым ростом численности поселившихся в Египте потомков Иакова, повелел убивать всех еврейских детей мужского пола, но Моисея, как известно, удалось спасти. Пример вполне достойный сына Божьего, Иисуса.

Избиение младенцев царем Иродом

Избиение младенцев, описанное Евангелием от Матфея, может служить еще одной подсказкой при определении года рождения, но это означает, что Иисус должен был родиться в 4 г. до н. э., в год смерти Ирода.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (Матф. 2, 1–3)

Далее Евангелие повествует о том, что Ирод приказал убить всех детей мужского пола от новорожденных до двухлетних в качестве меры предосторожности, и что Святое семейство избежало угрозы, поспешно бежав в Египет. Эта история должна быть отнесена к разряду легенд. Слишком очевидно ее сходство с древними мифами, например о рождении Эдипа. О Моисее написано, что он также чудесным образом избежал участи, уготованной ему злым фараоном. Убийство невинных детей в Вифлееме рассматривалось как исполнение пророчества ветхозаветного пророка Иеремии:

Среди известных исторических хроник нет ни одной записи о массовом истреблении младенцев в Вифлееме по приказу мнительного Ирода. Любое такое событие, несомненно, было бы зафиксировано историками того времени, особенно Иосифом Флавием, который подробно описывал Ирода и его преступления. Удивительно и то, что ни один другой евангелист, за исключением Матфея, не упоминает о подобном событии, несмотря на то, что Иисус был на волосок от смерти. Даже Лука, единственный из авторов, кто интересуется жизнью Иисуса в детстве и юношестве, молчит об этом.

Ирод, который, несмотря на свои неординарные способности, вошел в историю как неразборчивый в средствах злодей, вполне был способен на такое массовое истребление. Он казнил двух своих жен и трех сыновей. Император Август, по свидетельству историков, как-то саркастически заметил, что «предпочел бы быть свиньей, нежели ребенком в доме Ирода». (Возможно, имеется в виду, что еврейские законы запрещают есть свинину, и потому Ирод скорее побоялся бы убить свинью, нежели человека.)

В 7 г. до н. э. Ирод повесил своих сыновей Александра и Аристовула, «своевременно» обнаружив, что один из них готовит мятеж против отца. Возможно, «эта казнь запечатлелась в памяти современников как избиение невинных», а позже появилась легенда о «массовом убийстве» детей, согласно которой Ирод, в связи с казнью своих сыновей, линчевал в Иерихоне руками толпы еще 300 человек (в основном юношей) из числа их последователей.

Таким образом, если соотносить рождение Иисуса с эпохой Ирода, то оно могло иметь место, начиная с 7 г. до н. э. Но в таком случае Иисус должен был родиться по крайней мере за четыре года до начала нашей эры, поскольку Ирод умер в 4 г. до н. э.

Плавно вытекла тема о вифлеемских младенцах.
Внимательно прочитав Димитрия Ростовского, решил разобрать это печальное событие, в котором, конечно же, не сомневаюсь. Да, простит меня милостивый Господь за все мои изыскания!

«Ирод помнил указанное волхвами время появления звезды, которая, согласно толкованию святого Златоуста и святого Феофилакта, появилась еще до Рождества Христова. Но за сколько именно времени? Если она явилась в самый час Благовещения, то от Благовещения Пресвятой Богородицы до Рождества Христова прошло девять месяцев. Но волхвы пришли в Иерусалим в самый день Рождества.(3)

Ирод не тотчас же узнал, что осмеян ими, но полагал сначала, что они, не нашедши искомого младенца и устыдившись своей ошибки, не посмели явиться к нему и тайно, со стыдом, вернулись к себе. Затем, спустя сорок дней(4), совершилось во храме Соломоновом славное событие: старец Симеон и Анна пророчица встретили здесь Божественного Младенца, принесенного Богоматерью в день очищения, и засвидетельствовали о Христе и много явно благовествовали о Нем народу. Слух обо всем, что произошло во храме во время Сретения Господня распространился по всему Иерусалиму и достиг до царя. Тогда Ирод понял, что это и есть воистину искомый Младенец и что справедливо было сказанное волхвами о новорожденном Царе, Которого они нашли в Вифлееме, но не возвратились к Ироду, презрев его власть. Беззаконный Ирод разъярился необычайно.(5)
Он тотчас же стал пытаться найти Младенца с помощью коварства и тайных ухищрений, но не мог, ибо Иосиф бежал с Ним в Египет тотчас же после бывшего ему видения. Старания Ирода найти Христа продолжались в течение года. После этого ему по какой-то причине понадобилось отправиться в Рим к Кесарю, и Ирод был в великом смущении, что еще не нашел искомого Младенца, ибо боялся, как бы в его отсутствия не нашелся и не прославился в народе новый царь, и не отнял бы у него Иудейское царство. Поэтому он тотчас же решил в уме своем избить всех детей Вифлеемских, чтобы погубить, таким образом, вместе с ними и родившегося Царя.
И совершилось это беззаконное детоубийство в первый год по Рождестве Христовом, 29 декабря;(6) в этот день и принято Церковью праздновать память избиенных младенцев. От времени же появления звезды прошло тогда один год и девять месяцев. А то, что Ирод избил младенцев от двух лет и ниже, это он сделал из боязни и для большей безопасности. Так святой Златоуст говорит: «Не дивись, что Ирод повелел избивать младенцев от двух лет и ниже: ярость и боязнь сошлись в мучителе; поэтому Ирод стал весьма осторожен, и от великой боязни обрёк на убиения и более старший возраст». Согласно с этим, говорит и Евфимий: «Ирод полагал, что звезда не тотчас же появилась волхвам, но что младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года».(1)

(1)- Свт. Дмитрий Ростовский Жития святых Память четырнадцати тысяч младенцев(2) от Ирода в Вифлееме избиенных. Память 29 декабря

(2)- Количество убиенных младенцев кажется фантастическим . Но это если считать, что младенцев убивали через один год после Рождества Христова(6), вероятно, что в обычное время население города было гораздо меньше. Если же младенцев убивали во время переписи, то такое возможно, так как тогда в Вифлеем собрались все потомки Давида.

(3)- Волхвы пришли в самый день Рождества.(Мф.2:1) Они послушали царя Ирода и пошли в Вифлеем (Мф.2:8,9). Поклонялись Ему в пещере (Мф.2:11). И сразу как ушли волхвы Святое Семейство срочно бежало в Египет.(Мф.2:13). В этом сомнений нет.

(4)- Теперь посмотрим на Житие. И чтобы Житие не противоречило Евангелию, получается, что Святое Семейство 40 дней (причем про 40 дней ничего в Евангелии не говорится) жило в пещере близ Вифлеема и после Сретения Господня, обратно туда вернулось?! Это ставит много вопросов: зачем Они там так долго оставались? Чем питались? Почему не перешли жить в нормальную гостиницу, ведь там было холодно?
Также сие противоречит Евангелию из Луки (Лука 2:39): «И я́ко скончáшася вся́ по закóну Госпóдню, возврати́шася въ Галилéю, во грáдъ свóй назарéтъ». И непонятно насчет каравана волхвов. Вообщем-то не часто такие караваны ходили по земле Иудейской, а тут на небольшом расстоянии между Иерусалимом и Вифлеемом они ходили более 40 дней?!!.
Такой хронологии придерживается и арх.Аверкий (Таушев): «Евангелист говорит далее, что, исполнив все по закону, они возвратились в Галилею, «во град свой Назарет». Здесь он опускает все то, что последовало за Сретением, и несомненно потому, что об этом подробно повествует св. Матфей: поклонение волхвов в Вифлееме, бегство св. семейства в Египет, избиение младенцев Иродом и возвращение св. семейства из Египта, после его смерти. Подобный способ сокращений в повествовании мы часто находим у писателей священных книг».
Также написано и в Евангельском синопсисе (последовательность Евангельских событий):
1.Рождество Иисуса Христа Мф.2:1 Лк.2:1-7
2.Поклонение пастырей Лк.2:8-20
3.Обрезание и наречение имени Иисус Мф.1:25 Лк.2:21
4.Сретение Господа в храме Лк.2:22-33
5.Поклонение волхвов Мф.2:1-12
6.Бегство в Египет Мф.2:13-15
7.Избиение младенцев в Вифлееме Мф.2:16-18

(5)- В Евангелии говорится, что не ждал царь Ирод целый год(6), чтобы избить младенцев, а сделал это сразу. (Мф.2:16) «Тогдá И́родъ ви́дѣвъ, я́ко порýганъ бы́сть от волхвóвъ, разгнѣ́вася зѣлó и послáвъ изби́ вся́ дѣ́ти сýщыя въ Виѳлеéмѣ и во всѣ́хъ предѣ́лѣхъ егó, от двою́ лѣ́ту и нижáйше, по врéмени, éже извѣ́стно испытá от волхвóвъ».

Есть некоторые сомнения и особенно с вопросом о памяти первых мученников за Христа младенцев из Вифлеема.

В Библии избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. По повелению Иудейского царя Ирода Великого волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они не выполнили его просьбу и иным путем ушли в свою страну (Мф. 2:12).

Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф.2:16)

Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город. Началось страшное избиение детей. Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Матери прижимали детей к груди, предлагали выкуп, все, имели, за жизнь младенца, но воины были беспощадны. Кроме того, они боялись гнева Ирода, потому что за оказанное сострадание Ирод мог казнить их. Один опасался доноса другого, и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Воины вырывали детей из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били их головками о камни. Затем они бросились в соседние села. Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. Детский плач выдавал их. Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Но воины гнались за ними как за добычей, и стрелы их пригвождали труп матери к трупу дочери или сына. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет » (Мф. 2:18).

Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие.

Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23:35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын — святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти.

Избиение было предсказано пророком Иеремией: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. (Иер.31:15) Что значат пророческие слова?

Рама - это место гробницы Рахили, жены патриарха Иакова. Когда ее сына Иосифа вели в Египет как пленника и раба, он проходил мимо гробницы Рахили и заплакал, закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына? » По преданию, в ответ из гробницы послышалось рыдание.

Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. З 1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы-места захоронения Рахили (1 Цар. 10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей.

Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. (Протоевангелие от Иакова, XXII) . Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна - священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке. С древности они почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году.

В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранится часть мощей одного из Вифлеемских младенцев. Одна глава Вифлеемских младенцев находится в серпуховском Высоцком монастыре , а другая - в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 4:
Звезда волхвы посла к Рождшемуся, и Ирод неправедное воинство посла люто, убити мня во яслех, яко Младенца лежаща.

Ин кондак, глас 6:
В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят, звездою свыше наставляеми, но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу и рыдает себе, яко держава его вскоре разорится.

Величание
Величаем вас, святии младенцы четыренадесяти тысящ, в Вифлееме Иудейстем Христа ради от Ирода избиеннии, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Богословское толкование Евангелия от Матфея

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

«Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут «.

Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей? Ведь они не совершили греха и зла? Св. Иоанн Златоуст говорил так: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?» Несколько медных монет наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото - жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий.

Страдания и крест это та таинственная дверь, которая ведет нас в Царство Небесное. Господь сказал апостолам: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься… (Мф. 20, 23).

В 1989 году Андреа Кеннеди познакомилась с Расселом Йетсом, а спустя 5 лет пара поженилась. Андреа и Рассел сразу решили, что в их семье должно быть много детей. В первый же год после свадьбы на свет появился первенец — Ноа, вслед за ним в 1995 году — Джон, а в 1997 году родился третий сын — Пол. При этом уже после рождения Ноа у Андреа началась послеродовая депрессия. Молодой матери прописали успокоительное. В то время подобное состояние считалось совершенно нормальным для молодых матерей, и никто не усмотрел в этом случае ничего опасного, поэтому Андреа родила еще троих детей. После рождения Люка(1999) депрессивное состояние женщины усугубилось, и ей прописали антидепрессанты и антипсихотические препараты. Но они не помогли, и Андреа попыталась покончить с собой. Врачам удалось спасти женщину, и, как казалось, победить ее болезнь. После курса лечения психическое состояние Андреа ни у кого не вызывало опасений: она чувствовала себя прекрасно и через год после попытки суицида, в 2000 году, родила свою единственную дочь — Мэри. А спустя год скончался отец Андреа, и это печальное событие стало для женщины настоящим ударом. Болезнь вернулась.

Очередной эпизод депрессии был настолько тяжелым, что Рассел, муж Андреа, не верил, что жене удастся выкарабкаться. К сожалению, он был прав. 20 июня 2001 года, проводив Рассела на работу, Андреа набрала полную ванну воды и утопила в ней своих детей, одного за другим. Тела детей она заворачивала в полотенце и клала на кровать. Андреа убила Люка, Джона, Пола и Мэри. Последней жертвой стал семилетний Ноа, который успел понять, что происходит, и попытался сбежать от матери. После этого Андреа позвонила в полицию, а затем — мужу.

Общество требовало самого жесткого наказания для детоубийцы, но муж Андреа настаивал на том, что во всем виновата болезнь. В 2002 году женщину осудили за тяжкое убийство и приговорили к пожизненному заключению с возможностью условно-досрочного освобождения через 40 лет, но приговор позднее отменили на апелляции. Андреа была признана невиновной по причине невменяемости и переведена в психиатрическую клинику.

Популярное

После этого случая молодые матери в США стали проходить тест на вменяемость.

Тереза Норр, сутенерша и убийца


В 1961 году пятнадцатилетняя Тереза Кросс осиротела: ее мать умерла от сердечного приступа, и Тереза впала в депрессию. Всего через год девушка поспешила выйти замуж — вероятно, ей слишком тяжело было быть одной. В 1963 году у юной Терезы и ее мужа Клиффа Сандерса родился сын Говард Клайд. Но семейная жизнь не сложилась: по никому не известной причине Тереза застрелила мужа спустя год после рождения ребенка. На суде она представила произошедшее как самооборону и была полностью оправдана. А еще через год Тереза вновь вышла замуж за Роберта Норра и родила пятерых детей: Шейлу(1965), Сьюзан(1966), Уильяма(1967), Роберта(1967) и Терезу Мэри, которую в семье звали« Терри»(1970). После рождения детей Тереза развелась с Робертом.

Впоследствии Терри рассказывала, что ее мать была крайне жестоким человеком: она ненавидела своих дочерей и издевалась над ними, завидуя их молодости и красоте. Терри рассказала, что мать регулярно наказывала ее и Сьюзан, тушила об их тела сигареты и порола без повода. В 1983 году Тереза попыталась застрелить Сьюзан, но девушка выжила — пуля застряла у нее в груди. Норр не вызвала дочери врача, а год спустя сама попыталась удалить пулю из тела дочери. Из-за того, что инструменты не были стерильными, Сьюзан заболела желтухой, а вскоре начала проявлять признаки психического расстройства. Тереза Норр собрала детей и объявила им, что Сьюзан одержима сатаной и единственный способ избавиться от опасность — это сжечь ее заживо. Норр заставила своих сыновей увести Сьюзан в горы и сделать это.

Затем настал черед старшей дочери — Шейлы. Мать заставляла ее заниматься проституцией, а в 1985 году вдруг заявила, что Шейла подхватила от клиента« нехорошую болезнь» и заразила свою мать через сиденье унитаза. В наказание Тереза заперла Шейлу в комнате и больше никогда не выпускала. Через несколько недель девушка умерла от голода.

Норр и её сыновья были арестованы 11 октября 1993 года. Терри увидела по телевизору сериал« Их разыскивает Америка», в котором рассказывалось о преступлениях и лицах, их совершивших. Девушка позвонила в полицию и рассказала обо всем, что происходило в их семье.

Норр обвинили в убийствах с применением пыток. Сначала Тереза отрицала свою вину, но после того, как узнала, что сыновья готовы свидетельствовать против нее, дала признательные показания. 17 октября 1995 года Терезу Норр приговорили к двум пожизненным заключениям.

Светлана Оклей, мать-героиня, убийца и похитительница


Матерью-героиней из города Краснодон Луганской области гордился весь Шахтерский район. Светлана и ее муж Александр воспитывали шестерых дочек и одного сына, при этом все дети в этой многодетной семье были талантливыми и одаренными: дети хорошо учились и регулярно становились лауреатами разнообразных районных и городских конкурсов. Александр работал шахтером, Светлана писала детские сказки, песни и создала детский семейный ансамбль« Оклей», который принимал участие во всех крупных мероприятиях Краснодонского района. Старшей дочери пары было уже 22 года, но она сохраняла близкие отношения с родителями. Идеальная семья. В 2007 году специальным указом президента Виктора Ющенко Светлана Оклей была награждена званием« Мать-героиня».

В 2010 году образцовая семья решила усыновить пятилетнего воспитанника детского дома Илью. Но оказалось, что у Ильи есть две сестры — четырехлетняя Лиза и двухлетняя Катя. Закон запрещает разлучать братьев и сестер, поэтому Светлана Оклей решила стать матерью всем троим. А через 2 года, в 2012 году, Светлана родила своего 11 ребенка.

Семья продолжала жить насыщенной общественной жизнью: Илья присоединился к семейному ансамблю и выступал на мероприятиях, но вот его маленьких сестричек никто никогда не видел. Впоследствии выяснилось, что о них ничего не знали даже в районной поликлинике.

В августе 2012 года в отделение милиции позвонила жительница поселка Семейкино Краснодонского района и сообщила, что неизвестные похитили ее трехлетнюю дочь Кристину Кабакову. Девочка гуляла во дворе со своим шестилетним братом. В какой-то момент к ним подъехали неизвестные люди: мужчина, женщина и девушка. Они схватили Кристину, бросили в коляску мотоцикла и увезли в неизвестном направлении. Со слов мальчика составили фоторобот похитителей, милиции удалось разыскать похищенную девочку. Кристину нашли на даче семьи Оклей. Девочку прятали под кроватью, завалив грудой тряпок. Светлана Оклей заявила, что эта девочка — вовсе не Кристина Кабакова, а ее приемная дочь Лиза.

Родителям Кристины, которые вскоре приехали, Оклей сказала, что якобы кто-то еще зимой похитил ее приемных дочерей Катю и Лизу, и поэтому она решила отомстить и похитить чужого ребенка. В этот момент приемный сын семьи Оклей Илья подошел к одному из милиционеров и прошептал: «Заберите меня отсюда, иначе они меня убьют». Все тело мальчика было покрыто синяками и шрамами. Светлану Оклей, ее старшую дочь Юлию и мужа Александра, который прятался на чердаке, немедленно арестовали.

Отец и дочь дали признательные показания. Как выяснилось, Светлана похитила Кристину Кабакову для того, чтобы выдать ее за одну из своих приемных дочерей. И Катю, и Лизу Светлана забила до смерти.

По словам старшей дочери Светланы Оклей Юлии, дети стояли в углу целыми днями. Им было запрещено шевелиться, в противном случае Светлана била их руками по голове, ногами по спине и всему телу. У Кати на голове постоянно была шишка от ударов о чугунную батарею. «Еще мама пробила ей нижнюю челюсть насквозь, и когда я ее кормила, у нее снизу подбородка вытекала еда — там была сквозная дырка через рот», — рассказывала Юлия. Светлана Оклей забила Лизу до смерти, а потом приказала Юлии и своему мужу Александру избавиться от тела. Отец и дочь положили Лизу в сумку и увезли в свой сельский дом, который стали использовать как дачу после того, как власти подарили семье квартиру. Там они сожгли тело девочки в железном чане.

После убийства Лизы Светлана ненадолго успокоилась и перестала избивать Катю и Илью. Но через 9 месяцев, уже на последних сроках беременности последним ребенком, Светлана убила Катю. Тело девочки закопали на той же даче.

11 декабря 2012 года над супругами Оклей и их дочерью Юлией начался суд. Юлия и Александр полностью признали свою вину и подтвердили, что Светлана долго пытала, а затем убила приемных дочерей. Сама же подсудимая отрицала свою вину: она уверяла, что дело против нее сфабриковано. Адвокат Светланы Оклей не выдержал и прямо на суде заявил, что его подзащитная — монстр.

Светлана Оклей была приговорена к 15 годам лишения свободы, её муж Александр — к 4 годам лишения свободы, а старшая дочь Юлия — к 4 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 3 года в связи с тем, что в момент суда она была беременна.

В марте 2013 года Светлана Оклей подала апелляцию на решение суда.

Апелляционный суд Луганской области не нашел оснований для изменения приговора.

Новое на сайте

>

Самое популярное