Домой Комнатные цветы Мусульманские общественные и семейные порядки образ жизни. Чем мусульманские общественные и семейные порядки отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия. Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам? Сх

Мусульманские общественные и семейные порядки образ жизни. Чем мусульманские общественные и семейные порядки отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия. Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам? Сх

Всем известно, что семья – ячейка общества. К сожалению, в последнее время отношение к семье и браку в обществе изменилось не в лучшую сторону. Люди перестали серьезно подходить к созданию прочной и счастливой семьи, воспитанию детей, как достойных членов общества. Согласно статистике каждый второй брак в России заканчивается разводом.

Общество должно стремиться оставить после себя достойное молодое поколение. А такое воспитание человек сможет получить только в семье, в окружении близких и любимых людей.

Ислам ставит во главу угла создание крепкой семьи. Согласно установившимся стереотипам в современном обществе многие считают мусульманскую семью отсталой и представляют такую картину, где муж устанавливает авторитарный режим правления, может завести несколько жен и поступать с ними, как ему вздумается. Общественное мнение утверждает, что женщина в мусульманской семье бесправна, она в роли служанки и занимается только домом и детьми.

Так представлять мусульманскую семью и отношения между мужем и женой, а также считать это нормой в исламе – крайне несправедливо и оскорбительно по отношению к исламу. Нельзя судить о религии, только основываясь на примерах неудачных семей и поступков мусульман. Придерживаться такого мнения – значит абсолютно не понимать ислам. Человек свойственно ошибаться, многим мусульманам сегодня просто не хватает знаний о своей религии. Поэтому цель этой статьи – охарактеризовать мусульманскую семью с точки зрения ислама, описать, какой должна быть мусульманская семья согласно предписанию Всевышнего.

Мусульманам предписано строить семью на основе взаимного согласия и любви. Мусульманский брак – это договор между мужчиной и женщиной, согласно которому они начинают совместную жизнь, проявляя по отношению друг к другу взаимную любовь, доверие, содействие, понимание. Семья для человека должна быть источником радости, спокойствия, наслаждения жизнью.

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». (Коран, сура 30, аят 21).

Только в семье, где правят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личности с высокой нравственностью, к которой призывает ислам. Поэтому семья и является ячейкой общества, тем строительным материалом, благодаря которому строится успешное общество.

Что касается многоженства, то ислам разрешает мусульманину заключать повторный брак. Но в Коране оговорены жесткие условия, которые должны быть соблюдены при заключении таких браков. Во-первых, разрешается иметь не более четырех жен. Во-вторых, должно быть равноправие среди всех жен, и мужчина должен относиться к своим женам одинаково, никого не обделяя вниманием и любовью.

Иметь двух или более жен может позволить себе только тот мусульманин, который твердо стоит на ногах и имеет достаточно средств, чтобы обеспечить всех своих жен, и который уверен, что ни одна из жен не будет обделена его любовью и заботой. Поэтому в мусульманских странах таких семей немного, не каждый может взять на себя такую ответственность.

Самая главная радость в жизни мусульманина – это его праведная жена. Она хранит семейный очаг, заботится о своем муже и детях. В обществе жены мусульманин находит покой и утешение, он всецело полагается на нее, когда его настигают беды, несчастья, усталость.

В исламе женщина вправе сама выбирать себе мужа. Никто не может принудить ее выйти замуж за человека, который ей не нравится. Но это не значит, что мусульманка не должна слушать советы родителей, которые накопили богатый жизненный опыт.

Самые главные качества, по которым мусульмане выбирают себе спутника жизни, – это отношение к религиозным обязанностям и нрав человека, т.е. характер. Если выбор сделан осмысленно, основываясь на этих двух качествах, то семья будет крепкой и счастливой.

Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама.

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, сура 17, аяты 23-24)

Особое место ислам отводит матери. «Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил Пророк Мухаммад (с.а.в.).
Как видите, в основе мусульманской семьи лежит ненасильственный, добровольный, свободный брак между мужчиной и женщиной. Основными принципами семейной жизни являются: вера в единого Бога, покорность Ему во всех делах, любовь между супругами, уважение по отношению к родителям и воспитание достойных и благонравных детей.
В исламе развод разрешается, но является самым нелюбимым деянием перед Богом. В Коране указывается на святость и неразрывность супружеских уз. Ислам призывает к терпению и согласию супругов.

Украшением любой семьи являются, несомненно, дети. Дети приносят нам радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими – зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личности.

В мусульманской семье, где соблюдаются предписания ислама, супруги осознают ту ответственность, которая возложена на них в деле воспитания детей. Дети могут стать источником радости для родителей, но могут стать и источником бед и несчастий не только для семьи, но и для общества.

Воспитание детей начинается с периода грудного вскармливания. В Коране Господь повелевает женщине кормить грудью ребенка до двух лет:

«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца». (Коран, сура 2, аят 233)

Несколько лет назад врачи советовали кормить грудью только до года, а сейчас они рекомендуют кормить до двух лет, как и сказано в Коране. Как известно, грудное молоко укрепляет иммунитет, лечит не только тело, но и душу ребенка. Кроме этого, кормление грудью полезно и для самой женщины. Оно помогает избежать таких болезней, как рак молочных желез и половых органов.

К сожалению, многие современные женщины отказываются кормить своего ребенка грудью, боясь деформирования груди. А в некоторых случаях ребенок сам отказывается от грудного молока, которое отравлено алкоголем, табаком и наркотиками.

Мусульманка, как мать, осознает всю важность грудного кормления и старается сохранить грудное вскармливание до двух лет.

С ростом ребенка увеличивается его потребность во внимании обоих родителей. Важно не упустить моменты воспитания определенных качеств в детях по мере возрастания их способностей понимать жизненные ценности.
Сегодня, когда со всех сторон нас атакует информация о разврате, насилии, становится все труднее сберечь ребенка от этого негатива и воспитать в нем благонравие. Очень важно для мусульманской семьи воспитать в ребенке веру в единого Бога. Без веры ребенок может вырасти человеком, который потеряет свое здоровье, предаваясь пагубным привычкам. Только окружив его в семье атмосферой благонравия и любви к Богу, можно направить воспитание ребенка в нужное русло.

В настоящее время стало как-то не модно заводить семью. Молодежь считает, что нужно как следует «нагуляться», потом только подумать о создании семьи. В результате от «нагулявшихся» и потерявших в результате этого часть своего здоровья родителей рождаются больные дети. Педиатры обеспокоены тем, что с каждым днем здоровых детей рождается все меньше. Сегодня многие общественные деятели и известные политики бьют тревогу о том, что идет распад общества, который может привести к демографическому кризису.

Распад общества – это результат распада семьи в обществе. Не приведет ли это к распаду всего государства? Не пришло ли время для кардинального пересмотра жизненных ценностей?

Ислам не считает мелочью свободные половые связи и супружескую измену. В исламе это не только аморальный поступок, это преступление, грозящее человечеству гибелью. В исламе семья – добродетель, праведность. Спасение человечества сегодня в возрождении истинных семейных ценностей, тех, которые приняты в исламе, христианстве, иудаизме. {jcomments on}

Одним из серьезных вопросов, стоящих в юности перед многими людьми, является вопрос о допустимости сексуальных отношений до брака. Давайте попробуем задуматься над тем, есть ли положительные доводы в пользу того, чтобы оставаться целомудренными и свободными от соблазнов и опасностей добрачного секса.

К счастью, такие причины существуют, и их не так мало. Целомудрие дает нам время и возможность для духовного роста, развития нашей личности. Мы сохраняем за собой свободу выбора жизненного пути, зная, что на эту свободу не повлияют венерические заболевания или ранняя беременность.

Подумайте о том, как могут быть нарушены Ваши планы на получение образования или относительно будущей карьеры, если, например, в 17 лет Вы окажетесь с ребенком на руках.

Многие подростки - как юноши, так и девушки - беспокоятся, что отказ от секса будет говорить об их старомодности, они будут ощущать себя "белыми воронами" в компании сверстников. Однако в мире, где многие просто плывут по течению, соглашаясь с мнением большинства, отказ от чего-то может, наоборот, свидетельствовать о том, что Вы являетесь глубоким, вдумчивым и зрелым человеком. Что же касается отношений, то они будут гораздо более глубокими и любящими, если для выражения чувств Вы будете использовать слова и поступки, отражающие Вашу любовь и заботу о другом человеке, а не чисто физические действия.

Многие думают, что вступление в брак и наличие кольца на пальце каким-то образом открывают дорогу к управлению собой. Так ли это? Сможет ли человек, который раньше не научился контролировать свои чувства, мгновенно измениться после вступления в брак? Растущий уровень разводов говорит о том, что существующие в нашей жизни проблемы не исчезают, а просто переходят в супружескую жизнь. Хороший брак основан на доверии, товариществе и любви. Если супруги преданно и искренне любят друг друга, то эти качества они передают и своим детям. Поэтому часто говорят, что хорошая семья является основой хорошего общества. Если сейчас мы прежде всего будем думать о своем духовном, нравственном росте, о том, чтобы стать гармоничной личностью, то это поможет нам в будущем создать счастливую, эмоционально благополучную семью.

Целомудрие освобождает нас от чувств страха, стыда и вины , которые часто сопровождают сексуальные отношения до брака. Исследования показывают, что с точки зрения психологии существует очень существенная разница между людьми, которые вовлечены в добрачные связи, и теми, кто воздерживаются от них. Одно из наиболее существенных отличий заключается в том, что подростки, избравшие путь целомудрия, отличались способностью к принятию взвешенных, обдуманных решений; они серьезно задумывались о своем будущем и планировали его. С другой стороны, те из ребят, которые вступали в добрачные связи, часто признают, что они не задумывались о событиях, которые отстояли от них более чем на неделю или месяц вперед. Неудивительно, что при таком подходе они порой попадали в неприятные истории. И все же некоторые люди думают, что существуют ПРИЧИНЫ, которыми можно оправдать сексуальные связи вне брака. Давайте рассмотрим некоторые из них и попробуем оценить, насколько они обоснованны.

Перед тем, как вступить в брак, некоторые пары считают нужным убедиться в своей сексуальной совместимости.

Поскольку сексуальная близость является важной частью супружества, некоторые люди считают, что очень важно "узнать друг друга" перед тем, как вступить в брак.Однако недавние исследования показали, что это вовсе не так:

Данные социологических исследований противоречат широко распространенному представлению о том, что совместная жизнь до брака обеспечивает более прочную основу супружества. Оказалось, что пары, жившие вместе до брака, в течение первых пяти лет разводятся на 30% чаще.

Сексуальная связь вряд ли поможет нам узнать, будет ли потенциальный супруг надежным, достойным доверия человеком; физическая близость ничего не расскажет нам о честности нашего избранника (избранницы), его способности глубоко и преданно любить, заботиться о ком-то помимо себя. Такие качества, как верность, способность к эмоциональной близости, рассудительность, добросовестность, решительность, гибкость, умение признавать свои ошибки и прощать других, способность идти на компромиссы во имя гармонии в семье, не проявят себя в отношениях сексуальной близости, но именно они будут определять то, насколько счастливым будет Ваш брак. Сексуальная связь, напротив, может стать причиной ошибочного вступления в брак. Секс создает очень прочные эмоциональные узы между людьми, и это может ввести нас в заблуждение, заставить продолжать отношения, основанные главным образом на физическом влечении. В результате люди часто оказываются в ловушке отношений, которые они уже переросли.

Существует точка зрения, что секс - это просто физическая потребность, как еда, и нет ничего плохого в ее удовлетворении.

Физические потребности, такие, как потребность в еде и сне, управляются естественными законами. Если в течение долгого времени мы не будем есть или спать, мы умрем. Однако отсутствие сексуальных связей вовсе не приведет к таким последствиям. Например, последователи многих религий, дающие обет безбрачия и сохраняющие его в течение всей жизни, известны своим долголетием и здоровьем. Животные не могут контролировать своих сексуальных инстинктов, для них секс не связан с любовью. Однако мы - не просто высокоорганизованные животные. Мы можем управлять своими поступками; для нас сознание должно быть важнее инстинктов. Обычно прежде чем поступить тем или иным образом, мы думаем, выносим суждения и принимаем решения. Мы не следуем первому же желанию или импульсу, которые придут нам в голову.

"Если здоровый молодой человек будет следовать каждому своему сексуальному порыву, и в результате каждой связи будет рождаться ребенок, то через десять лет он легко сможет населить своим потомством небольшой поселок" (К.С.Льюис).

Однако сексуальные стремления человека регулируются не законами природы, а нравственными принципами, определяемыми прежде всего любовью. Секс - это не просто акт интимной близости, а выражение любви двух людей друг к другу. Попытки отделить секс от человеческой личности, изолировать его от чувств унижают наше человеческое достоинство.

Многие не признают брака, но находятся в постоянной связи с другим человеком.

Бракосочетание предполагает, что люди дают обеты взаимной преданности. Конечно, это не означает, что штамп в паспорте является гарантией Вашей дальнейшей счастливой жизни. В конце концов, все зависит только от того, насколько вы оба будете любить друг друга и ощущать ответственность не только за себя, но и за свои отношения. Однако задумайтесь вот о чем. Все эти рассуждения о совместной жизни, зависящей только от любви, а не каких-то внешних формальностей типа совместного похода в ЗАГС, могут звучать довольно привлекательно, но не скрывается ли порой за ними скрытая боязнь принять на себя ответственность за семью; не только за радости любви, но и за проблемы, которые неминуемо возникают во взаимоотношениях? Когда человек вступает в брак, он тем самым принимает на себя достаточно серьезные обязательства. Когда же люди просто живут вместе, то это может напоминать счастливую семью, однако обычно хотя бы один из партнеров сохраняет за собой право в случае слишком больших сложностей уйти от них, просто порвав отношения (тем более, что с внешней точки зрения это сделать будет нетрудно). Сознание этого неминуемо накладывает отпечаток на саму атмосферу в семье - даже в минуты, когда ничто не предвещает возможного конфликта, партнеры все равно не могут быть полностью уверены друг в друге, остается чувство незащищенности, особенно у женщины. Согласно данным современных психологов, для большинства пар вступление в брак способствует гармонизации жизни; женщина избавляется от множества тревог, у нее появляется уверенность в партнере, исчезает страх перед нежелательной беременностью.

Среди молодежи бытует мнение о том, что любовь является достаточным оправданием сексуальной близости даже в том случае, когда оба партнера понимают, что скорее всего их отношения не закончатся вступлением в брак.

Давайте для начала немного отойдем от этого вопроса. Обратимся к общению двух людей. Каждое слово и выражение, употребляемые нами при разговоре, заключают в себе определенную информацию. Если же мы слишком часто и не по назначению будем пользоваться какими-то понятиями, то со временем они обесценятся, потеряют заложенный в них глубокий смысл. То же самое относится и к любви. Если говорить каждому "Я тебя люблю", то будет очень трудно выразить любовь действительно исключительную и неповторимую. В каждом из нас заложено стремление к глубокому и искреннему чувству на всю жизнь, к взаимным отношениям, обладающим в том числе и сексуальным измерением. Поэтому будет гораздо более мудро, если мы сохраним сексуальную близость для отношений со своим будущим супругом. Тогда наше супружество воистину станет уникальными, неповторимыми отношениями.

Христианство и мусульманство: сходства и различия. Детально про религии, их сходства и отличия.

С древнейших времен люди разделились на десятки религий, но в настоящее время, если не учитывать небольшой процент населения земли, люди разделены на мусульман и христиан. Обе религии верят в единого Бога и в сотворение Земли, но на этом сходство между верованиями заканчивается. В этой статье мы приведем наглядные примеры сходства и различий между двумя религиями, а также о том, как религия влияет как на нас, так и на страну в целом.

Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия

Обе религии зародились более 2000 лет назад, и благодаря принятию их теми или иными правителями, они получили широкое распространение и наложили бесценный отпечаток на наши жизни. В какой стране вы живете? В христианской или мусульманской? Достаточно ответить на этот вопрос и о вас, ваших устоях, праздниках, мировоззрении можно сказать множество вещей.

Религиозная семья — согласие и покой

Скажите, вы не атеист и религия на вас не виляет? Но вы ведь уходите на праздники с остальным социумом вашей страны? А ведь они на 99% обусловлены религией. А отношение к браку, к количеству детей, общение с родителями и даже сроки покидания родительского гнездышка — все имеет религиозные корни. Мы можем отрицать свою причастность к вере, но она плотно окутывает нашу жизнь и напрямую влияет на ход наших мыслей и поступков.

Мы приводим таблицу сходства и отличий, а также то, как религия влияет на нашу жизнь.

Христианство Ислам
Отношение к единому Богу Христианство проповедует любовь к Богу, его принятие в сердце своем. При этом допускается, что после потери веры на некоторое время, можно позже вновь ее обрести, полюбить Бога и т.д. Ислам проповедует признание Единого Бога Аллаха как наивысшую силу с самого рождения и не допускается, каких либо отступлений в течение жизни.
Предполагаемая реакция единого Бога на грехи человека Человек несмотря на тяжесть греха, может искренне покаяться и будет прощен. Человек должен помнить заповеди, и не нарушать их ни при каких либо обстоятельствах. Но стоит помнить, что в исламе допускаются многие действия, категорически запрещенные в христианстве.
Отношение к обществу и врагам Христианство проповедует возлюбить ближнего как самого себя, а также прощать врагам и не копить зла и обиду. Важны заповеди, которым необходимо следовать: ни завидовать, ни искушаться чужими достижениями и красотой, никакого расточительства и не переедать. Также немаловажно быть добрым и помогать как ближнему, так и врагу своему. Ислам проповедует относиться к другим как к братьям и четко следовать заповедям. При этом обязательно мусульманин борется со злом, как с самим собой, так и с врагами своими. Стоит обратить внимание, что в этом случае заповедь гласит убивать врагов, если они не переходят на сторону добра.
Праздники, обряды, действия Разнообразие служб, молитв, постов, которые рекомендуется посещать и придерживаться, но для многих есть немало послаблений и вариаций. Главное и при этом поражающее людей с других религий — причащение, принимая вино как кровь Христову и хлеб как плоть.

Пять обязанностей, которые нельзя нарушать:

· Приверженность Исламу — «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед подарок его»;

· Ежедневно пять раз молиться, строго соблюдая правила и последовательность;

· Четко соблюдать пост в Рамадан;

· Минимум раз в жизни хадж в Мекку.

Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам?

Устои в семье — четкий отголосок религии, укрепленный многовековыми порядками в государстве. Христиане всегда были равны с женщинами, согласно религии у мужчины должна быть всего одна живая жена (в случае смерти ему разрешено взять новую), с которой он будет жить и в горе и в радости, деля и славу и беды вместе. А вот у мусульман может быть несколько жен, и даже несколько наложниц. Но прежде чем взять жену, он обязан подтвердить свою состоятельность и тот факт, что он сможет достойно содержать свою жену/жен и детей, которые появятся в браке.


Казалось бы, однозначно женщинам христианкам повезло больше, особенно в настоящее время, где выступает полное равноправие. Но в настоящее время женщины, вновь взглянув на ситуацию, все чаще заявляют, что преимущества не столь и хороши, ведь на них возлагается не только домашнее хозяйство и воспитание детей, но зачастую они же становятся кормильцами в семьях.

В мусульманских странах, как и в христианских допустимы на сегодня разводы. Но в исламских странах дети остаются с отцом, который их содержит, воспитывает и готовит во взрослую жизнь. А вот в христианских странах отцы после развода зачастую охладевают к детям и не уделяют им должного внимания. За содержание и воспитание в большинстве случаев полностью несет ответственность мать.

К родителям христиане относятся с почтением, но вылетев с родительского гнезда, отправляются в свой жизненный путь, помогая родителям больше дистанционно. А вот ислам напротив, проповедует полное почитание и послушание родителей. До тех пор пока родители живы, мужчины советуются с ними по всем важным поводам, тем самым подчеркивая их значимость.

Сходство и различия мусульманской веры от христианской: сравнение

Ислам Христианство
Количество Богов Единый Единый
Количество святых и ангелов Множество Множество
Отрицает ли религия многобожество (язычество) Да, но ислам проповедует, что люди не верующие в Аллаха — враги, а с ними необходимо бороться, ведь это борьба со злом. Но в настоящее время все больше терпимости и умиротворения в учениях. Да, всячески перетягивая язычников на свою сторону, хотя в средние века были и Крестовые походы.
Бог невещественный? Нет, духовность не является атрибутикой Аллаха. Да, Бог и есть высшей силой и мы, наши души и все вокруг сотворил Бог со своих частичек.
Бог — это чистейшая любовь? Нет, Аллах наивысшая сила, в которой есть как любовь, так и отрицательные качества, которые карают неверных. Да, Бог в христианстве всепрощающий и любящий своих созданий.
Бог и хитрость Да, ведь как написано в Коране «Аллах лучший из хитрецов» Нет, в христианстве ложь и хитрость присущи только дьяволу.

Какая вера была раньше: христианская или мусульманская

Несмотря на жаркие споры историки доказали что иудаизм, христианство и ислам вышли из единого источника с разницей в 500-1000 лет. Как и все новое, что зарождалась в древнейшие времена, не было зафиксировано, а учитывая, что ради распространения и популяризации часто окутывали религию многослойными легендами, таинственностью и т.д. точной даты сотворения не известно. А вот точки отсчета нам доподлинно известны:

  • Отсчет христианства от первого дня рождения Иисуса. То есть в этом году 2018 лет от начала отсчета;
  • Мусульмане начали отсчет с рождения пророка Мухаммеда 570-632 года нашей эры.

А вот иудаизм был у истоков, так как те кто отрицал воскрешение Иисуса создал свое ответвление — иудаизм.

Что объединяет мусульманскую и христианскую религию?

Как вы заметили в обеих религиях один Бог, которому всецело подчиняются как люди, так и Ангелы. Бог может, как поощрять, так и наказывать, а также прощать за грехи. В обеих религиях Бог наивысшая инстанция, которая помогает нам жить, благодаря кому мы живем.

Роль церкви и религии в жизни мусульман и христиан: сравнение

Христиане ходят в церковь по праздникам, истинно верующие на каждую службу в воскресенье. Ислам этого не требует и в мечеть достаточно ходить по праздникам и когда требует душа. Но обязательное условие — пятиразовая молитва ежедневно.

Относительно влияния религии на повседневную жизнь человека:

  • Считается, что христиане чаще нарушают свои заповеди, так как впоследствии надеются на прощение грехов;
  • Мусульмане тщательно соблюдают заповеди, так как Аллах может разгневаться и значительно ухудшить жизнь не только человека, но и его потомков.

Видео: Ислам, христианство иудаизм — почему религий несколько

1. В Исламе мусульманская семья создается на основе законного брака, называемого никах.

Институт брака существует во всех религиях, и в их основе лежат определенные принципы. Без заключения брачного контракта не может быть и речи о нормальной семье. Брак предохраняет человека от беспорядочных связей, венерических заболеваний и различных проблем. Кроме того, брак предупреждает кровосмешение.

2. Благодаря вступлению в брак обеспечивается воспитание членов семьи в желаемом направлении и обретении нравственности.

Согласно принципам Ислама ответственность за это возложена на главу семьи. В Коране Всевышний Аллах повелевает:

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». Сура ат-Тахрим, 66/6.

По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». Бухари

В Исламе людей между собой связывают именно нити имана (веры), и только после идет кровная связь. Поэтому некоторые неверующие члены семьи остаются за пределами понятия семьи. Когда Пророк Нух (алейхиссалям) взмолился Аллаху с просьбой спасти его сына от наводнения, Всевышний Аллах изрек:

«О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд». Сура Худ 11/46

Как видим, сын Нуха был его сыном по крови, но из-за неверия он не был засчитан членом семьи, тогда как Мухаммад (алейхи саляту ва салям) считал членом своей семьи Салмана Фариси – перса по национальности, с которым у него не было никаких родственных связей.

3. Исламская семья зиждется на любви и взаимном уважении родителей и детей.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был очень милосерден к своим детям и членам своей семьи. Он(салляллаху алейхи ва саллям) очень любил детей и все время играл с ними. Хазрат Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что как-то к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришел один из жителей пустыни и спросил:

– О Расулуллах! Вы целуете детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем детей.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Что я могу поделать, если Аллах лишил тебя милосердия и любви. Бухари, Адаб, 22.

Это эпизод свидетельствует, что в Исламе любви и нежности к детям придается огромное значение. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), посадив на одно колено Усама бин Зайда, на другое внука Хасана и прижав обоих к груди, взмолился Аллаху:

«Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фазаил, 64.

Эта молитва Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) показывает его нежность и любовь к детям. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал произносить слова проклятий по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра.

Анас (радыяллаху анх) говорил:

«Я прислуживал Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям.) десять лет. Увидев недостаток в моих поступках, он ни разу не сказал мне: «Лучше бы ты поступил по-другому!»

Женщины в период джахилии (в доисламский период) занимали такое низкое положение на социальной лестнице, что это было сильным оскорблением прекрасной половины. Арабы, опасаясь, что дочери в будущем будут вести аморальный образ жизни, живыми закапывали их в землю. Сердца, окаменевшие и лишенные милосердия, диктовали такие жестокие законы, чтобы оградить себя от безнравственности, которая является следствием невежества. Аллах в суре «ан-Нахль» состояние этих невежд описывает таким образом:

«Когда одному из них объявляют рождение дочери, лицо его омрачается, и он делается печален». Сура Ан-Нахль, 16/58

Женщины-невольницы были объектами оскорблений и насмешек и в то же время игрушками для наслаждений.

С появлением Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) был создан институт правоведения, в котором огромное место уделено правам женщин. Теперь женщина заняла свое достойное место в обществе, где ее возвели на пьедестал почета и окружили уважением и почтением. Самым большим достижением Ислама является институт матерей. Высказыванием Пророка (с.а.в.) «Рай под ногами матерей» женщины удостоились заслуженного внимания.

Следующий случай является примером чуткого отношения Пророка (с.а.в.) к женщинам.

Во время одного из походов невольник по имени Анас, напевая песни, ускорил бег верблюдов. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), обеспокоившись тем, что женщины, вследствие своего нежного строения, будут испытывать неудобства, сделал невольнику тонкий намек, выразившись таким образом: «Эй, Анас! Будь осторожен, не разбей стекло!»

В другом хадисе Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) отметил:

«Из мирского мне полюбились женщины и прекрасные запахи. Молитву сделали для меня светом глаз».

Женщины и приятные запахи – это действительно важные блага, данные нам Аллахом в этой жизни.

В том, чтобы земная жизнь прошла в обстановке счастья и покоя, очень важную роль играет праведная женщина. Она хранит имущество, оберегает очаг, содержит дом в порядке и блюдет честь хозяина. Женщина наполняет дом счастьем и любовью. Счастье семьи начинается именно с материнской любви. Любые тучи невзгод и печалей рассеиваются с улыбкой женщины. Разве есть что-то нежнее, чувствительнее, чем материнское сердце, которое напевает песни счастья и нежности?

Матери – это божественные создания, вобравшие в себя милосердие Аллаха. Счастье женщины начинается с первого мгновения материнства. Хадис Пророка «Рай под ногами матерей» содержит в себе высокую оценку и подчеркивает особую роль женщины в жизни человека.

Нежные запахи – это волны наслаждения, окутывающие души, приносящие облегчение и свежесть. Прекрасные запахи таят в себе наслаждения, которые нравятся даже таким лучезарным созданиям, как ангелы.

В одном из хадисов сказано:

«Самый лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье».

« Пожертвование, оказанное себе, семье и детям – это садака». (Садака – вид милостыни.)

Этими выражениями Мухаммад (саллллаху алейхи ва саллям) показывает нам, что здоровая семья зиждется только на искренней любви.

С другой стороны, и дети должны выказывать должное уважение к родителям. Особенно большое значение это имеет в тот период, когда родители достигают преклонного возраста и нуждаются во внимании и помощи.

Всевышний Аллах повелел: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». Сура Аль-Исра, 17/23-24.

Рассказывает Абу Умама (радыяллаху анх):

«Как-то некто спросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «О, Посланник Аллаха! Каковы права родителей?»

Мухаммад ответил:

«Благодаря им ты можешь войти в Рай или попасть в Ад. Поэтому обращайся с ними, учитывая это». Ибн Маджа. Адаб, 1.

По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сделал следующее предупреждение:

«Аллах доволен (человеком) тогда, когда довольны родители. Аллах гневается, когда гневаются родители».

Абдуллах б. Амр (радыяллаху анх) рассказывал:

«Один из мусульман пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и сказал:

– О Расулюллах! Я желаю принять участие в джихаде вместе с вами.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил у него:

– А тебя есть родители?

Тот ответил, что есть. Тогда Пророк приказал ему:

– Будь рядом с ними, ибо это и есть твой джихад. Служи им!

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Милость Аллаха зависит от того, доволен ли отец своими детьми. Гнев Аллаха зависит от гнева родителей».

В одной из своих проповедей Пророк (с.а.в.) воскликнул:

«Да будет он проволочен носом по земле, пусть будет проволочен носом по земле!»

Удивленные сподвижники спросили: «О Расулюллах! О ком вы говорите?» Он ответил им:

«Пусть поступят так с таким человеком, который, когда рядом с ним состарился один или оба родителя, не смог заслужить Рай (служением им)».

Но при всем существует и такой важный фактор, как обязанности родителей.

Отец является главой семьи и поэтому он отвечает как за социальное, так и за религиозное состояние семьи. Содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста, его обучение обязательным знаниям – все это является обязанностью отца. Он должен обучать ребенка сам или же отправить его к учителю. В этом деле мать является помощницей отца и несет ответственность после главы семьи. Но особенно важна роль матери в воспитании девочек.

Выполнение своих родительских обязанностей означает выполнение обязанностей и перед Аллахом. Все усилия и труды, затраты и расходы, совершенные для семьи ради милости Аллаха, являются благими делами, служением людям. Самое лучше служение – это обретение прекрасных качеств, ибо благодаря этому человека ожидает Рай. Прекрасные нравы являются причиной спасения как для состоятельной семьи, так и для бедной, поэтому все должны стремиться приобрести хорошие черты характера и научиться прекрасным манерам.

Основные обязанности главы семьи Пророк (с.а.в.) определил следующим образом.

Отец обязан:

1) дать ребенку хорошее имя;

2) научить чтению и письму, то есть обучить необходимым знаниям;

3) когда ребенок достигнет брачного возраста, женить его.

Как видим, как у детей, так и у родителей есть определенные права и обязанности, поэтому семейного уюта и гармонии можно ждать лишь только в том случае, когда все члены общества и семьи выполняют свои обязанности.

И здавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Сунны. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Религия удерживала от размывания нравственных ценностей татар, что является необходимой нормой существования общества. Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью. Среди татар, как и среди других народов, исповедующих Ислам , вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом больше заслуг, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком ».

Традиционная татаро-мусульманская семья моногамна, потому что уже к началу XIX века случаи многоженства у татар стали крайне редким явлением. Несмотря на безусловно патриархальный характер татаро-мусульманской семьи, в традиции татарского народа роль женщины всегда была высока, как в семейной так и общественной жизни социума.

Основные принципы традиционного семейного этикета, строившегося на безупречном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми, трудолюбии сохраняются в большинстве татарских семей. Особым уважением пользуются родители и прародители мужа. Также Ислам предписывает мужчинам заботиться о своих матерях, сестрах, дочерях и женах. Татары проявляют особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов сказано, что «рай находится под ногами матери » (Ан-Насаи), а значит, отношение к ней определяет благополучие мужчины в этой и последующей жизни.

Общие положения о браке в Исламе

Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при достижении им совершеннолетия, если он готов к этому физически, морально и материально. Всевышний создал мужчину - праотца человечества Адама - и создал для него из его же плоти супругу - Хаву с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Творец всего сущего сказал:

О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый богобоязненный. Поистине, Аллах - знающий, сведущий!

Священный Коран, 49:13

Семья является знамением Всевышнего:

Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!

Священный Коран, 30:21

Также бракосочетание является Сунной и качеством, присущим пророкам и праведникам, безосновательный отказ от создания семьи неприемлем и порицаем Исламом. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня » (Ибн-Маджа).

Существует множество божественных и пророческих изречений, в которых однозначно рекомендуется заключать брак не только во избежание вступления на путь заблуждений, разврата и прелюбодеяния, но и с целью обретение благ этой и последующей жизни.

Единственно правильный способ создать семью в Исламе - это заключение законного брака, т. е. НИКАХ а. Согласно канонам исламского права, брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной и только по их обоюдному согласию. Говоря о бракосочетании в Исламе , стоит отметить, что это не просто способ законным образом удовлетворить свои физиологические желания, но гораздо больше: это лучшее, что можно иметь из мирских благ в этой жизни.

Семья ‒ это единственный вид поклонения,

который может продолжаться в мире вечном.

Богослов Ибн Абидин сказал: «Нет поклонения, которое было бы установ- ено со времен Адама и существовало бы по сей день, а потом имело продолжение в последующей жизни, кроме брака ».

Под мусульманским бракосочетанием подразумевается союз, заключенный между мужчиной и женщиной в соответствии с законами исламского права. Эти законы реализуются татарами через призму ханафитской правовой школы, которая является источником семейного права большинства мусульманских стран мира. В связи с этим шариатские нормы или богословские заключения (фетвы), касающиеся семейно-брачных отношений и производимые на территории духовных управлений центральной России должны производиться в соответствии с ханафитской правовой школой.

Исламское бракосочетание (никах ) в нашей стране не имеет никакой юридической силы, т.е. по законам РФ оно не считается действительным, поэтому с целью защиты прав членов семьи молодоженам необходимо зарегистрировать брак в органах ЗАГСа. Всевышний Аллах сказал:

Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и об ладателям власти среди вас .

Священный Коран, 4:59

Исходя из этого аята некоторые богословы делают заключение, что для мусульман законы региона их проживания, не противоречащие шариату, являются такими же обязательными к исполнению, как и другие законы шариата.

Стоит отметить, что брак, который был заключен только в органах ЗАГСа, часто соответствует правилам заключения исламского бракосочетания (никаха). И поэтому не совсем правильно полагать, что какое-то количество этнических мусульман, заключивших брак в ЗАГСе и не совершивших при этом исламский ритуал бракосочетания, считается прелюбодеями.

Также следует обратить внимание на то, что расторжение брака в органах ЗАГСа часто соответствует исламским правилам расторжения брака и поэтому разрывает исламский брак, т.е. происходит талак .

Расторжение брака (талак)

Согласно канонам исламского права расторжение брака происходит только в результате добровольного или принудительного волеизъявления мужа. Принудительное волеизъявление - это результат работы казыятов, которые вправе расторгать мусульманские браки, основываясь на законы исламского права.

Так как в Исламе расторжение брака не приветствуется, что подтверждается изречением Пророка Мухаммада (с.а.в.) «Самое ненавистное из дозво ленных деяний пред Всевышним - развод » (Ибн-Маджа, Абу-Давуд), супруги-мусульмане и мусульманская община должны приложить максимум усилий для сохранения семьи.

А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи; если они пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах - знающий, ведающий!

Священный Коран, 4:35

Данное откровение указывает на необходимость существования определенного органа, который бы выполнял функции миротворца, разрешал бы общебытовые семейные проблемы и пр. В качестве модели может быть использована система казыятов, функционирующая в ряде ДУМ, в частности, в Татарстане.

Решение расторгнуть брак не приходит одномоментно, часто этому предшествует ряд факторов. Часть из них образуются во время брака, а часть наличествуют у супругов до брака. Для сохранения и укрепления семьи необходимо исследование и профилактика этих факторов. В этом крайне важном процессе профилактики должна быть задействована вся мусульманская община: родители, закладывающие в будущих мужа и жену правильные жизненные принципы и ориентиры; духовные лидеры мусульман; главы приходов и преподаватели исламских учебных заведений.

Главы регионов и муниципальных образований также заинтересованы в сохранении брака. Данные органы ведут профилактическую работу среди населения в следующих вопросах:

- правильное выстраивание приоритетов нравственных качеств будущих супругов;

В этом вопросе Ислам нас призывает делать акцент именно на религиозность будущего спутника жизни. Пророк (с.а.в.) сказал: «Женщину берут в жены по четырем причинам: за ее богатство, за ее статус, за ее красоту и ее набожность. Так добивайся же набожной! » (Бухари). Изречение Пророка Мухаммада (с.а.в.) не исключает такие качества как богатство, социальный статус и красоту, более того, любые другие благие качества могут способствовать заключения брака.

- отношение к межнациональным бракам;

Согласно канонам исламского права межнациональные браки не являются запрещенными или порицаемыми. Это подтверждается тем, что Пророк (с.а.в.) выдавал мусульманок своего племени за мусульман неарабского происхождения.

Вмести с тем, нужно видеть разницу между дозволенностью межнациональных браков и хаотичного смешения народов и рас. Учитывая шариатскую допустимость таких браков, мусульманину следует не забывать о принадлежности себя и своих будущих детей к одному определенному народу, так как национальная идентичность и преданность традициям, которые соответствуют Шариату, есть проявление набожности. Слабое по достоверности, но правильное по смыслу изречение нашего благословенного Пророка Мухаммада (с.а.в.) гласит: «Любовь к родине есть проявление веры » (Ас-Сахави. Аль-макасид аль-хусна).

Подобный смысл пытались донести до нас богословы ханафитского мазхаба, которые считали, что жених, принявший Ислам и не имеющий предков мусульман, не соответствует мусульманке, отец и деды которой являются мусульманами. Это положение указывает на то, что различие культурно-религиозных ценностей мужа и жены впоследствии могут сказаться на крепости брачных уз.

Жена, выходящая замуж за представителя другой национальности, должна изначально знать и понимать, что ее дети следуют национальности мужа, а муж, уважая национальность и традиции своей жены, тем не менее, должен привить детям чувство принадлежности к его роду.

Во избежание расторжения брака стоит относиться крайне предусмотрительно к вероятностям заключения браков между чрезвычайно несхожими народами и расами. Родитель, главным образом отец невесты, несет ответственность за правильный выбор будущего супруга, он же имеет полное право не допустить брак, если потенциальный супруг не подходит невесте по критериям соответствия.

- пропаганда традиционных семейных устоев;

Статья 19 конституции РФ гласит о том, что мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации, тем самым пропаганда эгалитарной семьи подкрепляется законом, что в определенной мере усложняет профилактику патриархальных семейных устоев.

Однако теория часто расходится с практикой, ведь несмотря на подобную демократизацию общества, супруг часто является единственным кормильцем в семье, а женщина, по традиции должна отдавать все свое свободное время домашним хлопотам и уходу за детьми.

Гендерный принцип взаимоотношений между мужчинами и женщинами прописывается в следующем кораническом аяте:

Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах.

Священный Коран, 4:34

Следует заметить, что Всевышний условием главенство мужа над женой связал с тем, что муж берет на себя все материальные затраты связанные с содержанием семьи. Но нынешнее экономическое положение среднестатистической мусульманской семьи вынуждает работать обоих супругов, при этом нужно иметь в виду, что такое положение дел даёт женщине моральное право принимать решения в одностороннем порядке в той мере в какой она материально участвует в формировании семейного бюджета.

В тоже время полная женская занятость выводит ребенка из семейного воспитательного процесса в воспитательный процесс, регулируемый государственной системой, которая отдалена от исламских религиозно-нравственных семейных принципов.

По данным Казанского мусульманского суда (казыята), главной причиной расторжения брака считается полное или частичное финансовое необеспечение мужем жены. Во избежание разводов необходимо по возможности предотвращать заключение браков, в которых материальное участие мужа будет заметно меньше участия его жены.

Поэтому богословы ханафитской правовой школы вверили контролирование данного вопроса отцу невесты и назвали это «контролирование соответствие мужа жене (кафа’а)». В случае, если материальный вклад мужа будет меньше вклада жены, но при этом он будет покрывать все основные нужды семьи, то в такой расстановке финансовых ролей нет ничего предосудительного с условием, что материальный достаток жены не будет обременен никакими обязательствами.

- профилактика здорового образа жизни;

По мнению психологов, самыми частыми причинами расторжения брака являются проблемы интимного характера, супружеские измены, алкоголизм, наркомания и материальная несостоятельность мужчины. Большинство этих причин, так или иначе, связанны с нездоровым образом жизни супругов. Наш благословенный Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Сильный (здоровый) мусульманин лучше слабого (больного) мусульманина, хотя в обоих из них есть благо » (Муслим).

Ислам всячески побуждает вести здоровый образ жизни, при этом запрещает употреблять разного рода алкогольные и наркотические вещества. Огромное количество разводов, преступлений и смертей происходит по причине наркомании и алкоголизма, борьба с которыми становится чуть ли не главной задачей всего мусульманского сообщества. Пророк Мухаммад (с.а.в) сказал: «Сторонитесь вина (всего, что лишает вас разума), поистине вино мать всех пороков » (Ан-Насаи).

В связи с этим налаживание систематической работы по информированию населения о губительных последствиях алкоголя и наркомании, организация духовно-медицинских реабилитационных центров, благотворительных (вакуфных) фондов, поддерживающие реабилитацию алко- и наркозависимых лиц, а также их семей, пропаганда идей социальной ответственности граждан за судьбы будущих поколений мусульман является весьма актуальным.

- контроль за соблюдением прав и обязанностей супругов;

После бракосочетания за мужем и женой закрепляется ряд прав и обязанностей, неисполнение которых недопустимо и греховно.

Жена в отношении своего мужа имеет ряд прав, часть из них имущественные как, например, брачный выкуп (махр ), содержание (нафака) , а часть неимущественные: как, например, защищенность от физических и моральных травм со стороны мужа.

Муж в отношении своей жены имеет только два права, они оба неимущественные, это послушание жены и право заниматься ее религиозно-нравственным воспитанием. Право на получение наследства друг от друга и право на супружескую близость - это права, которыми супруги обладают в одинаковой мере.

Для решения этих вопросов предлагается вводить в практику заключение брачных договоров во время или после государственной регистрации. В брачных договорах четко прописывать: порядок несения семейных расходов, как во время брака, так и после него; режим раздельной собственности на все имущество и другие имущественные права, усиливающие и укрепляющие семейные узы.

Также необходимо усилить роль института казыятов, который будет вести консультативно-просветительскую работу среди мусульманского населения. Рекомендуется усилить работу по предотвращению формирования нестабильных семейных отношений посредством проведения лекций, семинаров и круглых столов на тему исламской модели семьи.

Мусульманская семья и государство

Основополагающие семейные принципы, проповедуемые в Исламе , не всегда соответствует правовым нормам РФ, однако, в общем и целом, обе правовые системы преследуют одинаковые цели и задачи в вопросах семьи и брака.

Например, политика РФ по решению демографической проблемы России, которая предусматривает возрождение духовно-нравственных традиций семьи, полностью соответствует исламской стратегии увеличения численности мусульман. Идейная основа такой стратегии коррелирует со следующим изречением Пророка Мухаммада (с.а.в.): «Берите в жены способных рожать, любящих свои мужей, ведь я буду гордиться вашей многочисленностью в Судный день » (Ахмад, Абу Давуд).

Между тем, ежегодно в России около 8 миллионов детей рождаются вне брака, из года в год растет количество дел о лишении родительских прав, в связи с этим закон о поддержке патронатных семьей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает общечеловеческие и исламские семейные принципы. Всевышний сказал:

И спрашивают они тебя о сиротах. Скажи: совершение благого им - хорошо.

Священный Коран, 2:220

Также Творец всего сущего сказал:

Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные.

Священный Коран, 2:177

Новое на сайте

>

Самое популярное