Домой Ягоды Цискаридзе николай биография семья. Николай цискаридзе - биография, личная жизнь, балет, фото. Договор не продлен

Цискаридзе николай биография семья. Николай цискаридзе - биография, личная жизнь, балет, фото. Договор не продлен

Николая Цискаридзе называют уникальным танцовщиком с очень сложным характером. Николай не скрывает – что есть, то есть, не сахар! Но с мягким характером, как признался танцор «Правде.Ру», в балете ничего не добьешься.

И кстати, именно благодаря своему сложному характеру, Цискаридзе стал весьма популярным светским персонажем.

- Николай, зависть сильно ощущаете или предпочитаете закрывать на нее глаза?

Судя по интервью моих коллег, она очень ощущается и не замечать ее невозможно. Просто не надо чересчур остро это все воспринимать, и все. Зачем усложнять жизнь другим и себе?

- Вы, кажется, уверенный в себе человек?

Это видимость! На самом деле я совсем не такой, каким кажусь. Вот раньше, да - был уверенным даже сверх меры. А когда прошел огонь, воду и медные трубы, стал более осторожным.

- Скажите, а что такое с вашим характером, что о нем говорят даже те, кто имеет далекое отношение к балету?

Я довольно жесткий человек в том, что касается работы. Меня критикуют на самом деле лишь потому, что я постоянно чего-то добиваюсь, доказываю свою правоту, отстаиваю свою точку зрения, а это, как вы догадываетесь, мало, кому понравится. Никаких звездных капризов, как у некоторых, у меня нет. Я выступаю только по делу, пусть иной раз и резко.

- Николай, а правду говорят, что вы настолько поглощены профессией, что у вас совершенно нет времени на личную жизнь?

Ну, на длительные ухаживания и романтические свидания времени действительно крайне мало. Но это не означает, что у меня совсем нет личной жизни. Это было бы, мягко скажем, ненормально. Просто я не афиширую свои привязанности. И к счастью, папарацци меня не караулят на каждом шагу. Или я удачно маскируюсь! (Усмехается)

В любом случае я бы не хотел иметь такую популярность, как, например, у Ксюши Собчак. Ей вообще прохода не дают – вся жизнь на виду. Это с ума сойти можно! Даже трусики, извините, в объектив попадают. Зачем мне такое счастье? Кому-то это, конечно, нравится, но я не из этой категории.

- А, например, отцом семейства вы себя можете представить?

Ой… Представить-то можно, но спешить, думаю, не стоит. Я очень ответственный человек во всем. Семья – это другая фаза жизни. О ней можно серьезно подумать лет после сорока. Для мужчины это вполне нормальный возраст, когда он твердо стоит на ногах (если стоит) и знает свои возможности.

Так что надо еще вольно пожить и поработать. Кроме того, пока еще не вижу подходящей девушки для себя. Красавиц-то то полно, а вот в духовном плане они далеко не так прекрасны.

- То есть вас одной внешностью не возьмешь?

Мне кажется, любого глубокого, умного и чего-то стоящего мужчину одной внешностью не возьмешь. С красивой пустышкой жить до невозможности скучно. Покрасоваться на публике - да, а жить это совсем другое.

Покрасовался раз, другой, а потом что? Дома и поговорить не о чем, и делать она толком ничего не умеет, и посоветоваться с ней нельзя. Нет, в девушке все должно быть прекрасно. И, честно сказать, мне гораздо важнее, что у нее в душе и в голове. А сейчас интеллигентная, умная девушка – большая редкость.

- Николай, а вы могли бы себя представить состоятельным человеком, живущим в свое удовольствие?

Это моя мечта! Быть миллиардером, валяться на берегу океана, потягивать экзотический коктейль и не думать о том, что надо куда-то бежать и что-то делать. Но я думаю, что от такой жизни тоже быстро устанешь.

Так что лучше иметь золотую середину. Как правильно заметил один человек, надо иметь столько денег, чтобы о них не думать, но и чтобы не бояться за них и за свою жизнь. Вот это, наверное, оптимальный вариант, к которому надо стремиться.

Николай Максимович Цискаридзе (31 декабря 1973) – российский артист, солист балета Большого театра, обладатель множества наград в области культуры и искусства. С 2001 года – Народный артист России.

Детство

Николай Максимович Цискаридзе родился 31 декабря в городе Тбилиси и был поздним ребенком. Мать родила его в возрасте 43-х лет и в течение беременности часто слышала предупреждения врачей о том, что ребенок может родиться больным и слабым. Однако появившийся на свет малыш был абсолютно здоров и бодр, что вселило уверенность в начинающих сомневаться родителей.

Мать Николая практически всю свою жизнь проработала на атомной электростанции, и только в предпенсионном возрасте, когда здоровье уже не позволяло ей совершать серьезные расчеты, она устроилась в школу недалеко от дома, где начала преподавать физику и математику. Цискаридзе старший был известным скрипачом и по долгу профессии редко появлялся дома, постоянно гастролируя и выступая в разных городах и странах.

Поскольку оба родителя были заняты почти целый день, воспитанием ребенка занимались бабушка по отцовской линии и нанятая сиделка. Первая учила ребенка письму и заставляла прослушивать классические произведения, а няня стремилась обучить мальчика чтению. Именно она привила ему любовь к литературе.

«В 6 лет я впервые прочитал Шекспира. Даже сегодня встречаю распространенное мнение о том, что этот возраст не подходит для подобных произведений. Но не могу с этим согласиться – я понял суть пьесы и она мне, действительно, очень понравилась».

Параллельно проявляется талант Коли легко и непринужденно держаться перед большой аудиторией. Он часто устраивал спектакли и ставил сценки в школе, с удовольствием ходил с матерью и бабушкой на постановки в театры и даже пару раз выступал перед соседями, читая небольшие стишки и показывая свой талант.

Юность

В 1984 году Николай решает поступить в Тбилисское хореографическое училище. Там он продолжает совершенствовать свой талант и одновременно участвовать в постановках. Однако молодой парень понимает, что это еще далеко не предел мечтаний. Заручившись поддержкой администрации училища, он переводится в Московское хореографическое училище. Именно здесь он встречает своего первого и, как впоследствии признаётся сам Цискаридзе, лучшего педагога Пестова. Несмотря на то, что учитель славится в училище своей твердой и местами даже жестокой преподавательской методикой, он становится настоящим кумиром и идолом для молодого парня.

«Я считаю, что таким должен быть каждый педагог. Он учил меня не только двигаться на сцене, но и сражаться, сражаться до последнего. Я с уверенностью могу сказать, что, даже будучи почти убитым во время спектакля, смогу закончить свою роль и с достоинством покинуть сцену самостоятельно».

К слову, в училище Цискаридзе получает не только бесценный опыт, но и делает свои первые успехи. Пестов сразу подмечает в нем талант и огромный потенциал, и уже через полгода Николай становится лучшим студентом на курсе, исполняет сольные партии и даже несколько раз выступает в качестве молодого учителя для только поступивших талантов.

Карьера

В 1992 году Николай Цискаридзе с отличием заканчивает училище и еще долго после этого приходит навещать старых друзей и преподавательский состав. С помощью связей (на одном из выступлений в училище Цискаридзе замечает председатель экзаменационной комиссии Большого Театра Григорович) он становится танцором кордебалета и работает им в течение года. Однако председатель сразу же подмечает невероятный талант, артистические способности и отличную физическую подготовку юноши, поэтому уже через полгода Цискаридзе исполняет сольные роли во многих театральных постановках, самыми популярными и известными из которых являются «Золотой век», «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

После этого начинается колоссальный карьерный взлет Николая на театральной сцене. Буквально за несколько месяцев он становится исполнителем почти всех мужских ролей в постановках, играя в таких спектаклях, как «Чиполлино», «Шопениана», «Нарцисс», «Сильфида», «Видение розы» и др. Одновременно постановки помогают ему познакомиться с такими известными личностями, как Мария Александрова, Роман Симачев, Светлана Уланова, Борис Фадеечев, которые становятся не только учителями и наставниками Цискаридзе. От них он перенимает опыт. Они становятся надежными друзьями, всегда помогающими танцору во всём.

Конфликт в театре

В ноябре 2011 года Николай Цискаридзе приобретает негативную популярность в средствах массовой информации после интервью, в котором открыто критикует реставрацию Большого Театра. По его словам, театр больше не выглядит тем, чем должен был. На сегодняшний момент он, скорее, напоминает дешевый турецкий отель, нежели место, куда приходят культурно отдохнуть. Всё начинается с того, что Цискаридзе становится первой персоной, кого пускают на отреставрированную историческую сцену, которая и поражает танцора.

Вместо красивой старинной лепнины, которая должна была стать ключевым элементом оформления, Николай видит лишь куски плохо приклеенного папье-маше, о чем не может не сказать главному архитектору. Но тот лишь ссылается на директора Большого Театра Иксанова – мол, что нам приказали, то мы и сделали. Решив, что молчать об этом нарушении нельзя, Цискаридзе сначала пробует поговорить с самим директором, а затем даёт интервью одному из журналов, обвиняя местную администрацию в абсолютной некомпетентности и параллельно продвигая свою кандидатуру на пост директора Большого Театра.

Через 2 года Николай вовлекается в еще один скандал под названием «кислотная атака», где главным пострадавшим становится художественный руководитель балета всё того же театра Сергей Филин. Во время одного из его интервью из толпы выбегает парень и выливает в лицо мужчине кислоту, после чего того забирает скорая. Все подозрения падают на Цискаридзе, поскольку в своё время Сергей отказался ставить танцора на одну из главных ролей постановки, предложив лишь эпизодическую. Однако после допросов становится понятно, что известный танцор к этому не причастен. Тем не менее, отношения Николая с Большим Театром резко ухудшаются.

Личная жизнь

Как и многие другие его коллеги по сцене, Николай Цискаридзе очень часто становился главным действующим лицом множества слухов. Ему приписывали многочисленные романы с актрисами и даже фанатками. Один раз заподозрили в нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако танцор не спешит что-либо опровергать, твердо веря в то, что оправдываться ему не перед кем и не в чем. Но серьезных отношений и семьи, по его словам, у него еще нет в силу нескольких причин, о которых Николай предпочитает молчать.

Личная жизнь Николая Цискаридзе всегда была объектом всеобщего внимания. В свои 44 года танцор до сих пор не женат и не имеет детей. Цискаридзе является артистом балета, что вместе с отсутствием у него супруги породило множество слухов о его нетрадиционной ориентации.

Для Николая на первом месте всегда был балет. Он часто признавался, что семья и ребенок будут только мешать в построении карьеры, а потому пока не время для этого. Даже в свои 44 года Николай пока не нашел ту самую женщину, с которой готов провести всю оставшуюся жизнь. Поэтому в желтой прессе часто мелькают заголовки о нетрадиционной сексуальной ориентации танцора, которые Николай называет глупостью и выдумками.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: причины подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации артиста балета

Артист балета Николай Цискаридзе в свои 44 года никогда не был женат, информирует сайт. Его не часто встретишь вместе с девушками, да еще и профессия у него – артист балета. Это в совокупности порождает слухи о его нетрадиционной ориентации. Особенно часто заголовки с таким названием появляются в желтой прессе, что Николая вызывает лишь ироническую улыбку.

Сам Николай очень часто заявлял, что не женат и не имеет детей только по той причине, что в его сердце самое главное место занимает балет. Все остальное будет только мешать, как в тренировках, так и в построении карьеры.

В интервью Николай часто заявлял, что планирует жениться и стать отцом, но пока не нашел ту женщину, которая бы соответствовала его жестким требованиям.

Артист балета утверждает, что отношений с противоположным полом у него было не мало, но он очень бережно относится к своей личной жизни и не любит выставлять ее на показ публике. Как и рассказывать истории о своей несчастной любви, чтобы его пожалели.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: биография российского артиста балета

Будущая звезда балета Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Мама мальчика работала учителем физики. Папа мальчика был скрипачом, но участия в воспитании ребенка не принимал. Воспитывал Николая отчим. Из-за постоянной занятости на работе мамы, воспитанием Николая занималась няня.

С ранних лет Николая водили на различные театральные постановки, а любимым произведением мальчика стал балет «Жизель». Родители Цискаридзе не одобряли его увлечение балетом, они хотели, чтобы он впоследствии стал педагогом.

В 10 лет Николай принял решение поступить в Тбилисское хореографическое училище и сам написал заявление о приеме. Но, даже такой поступок не нашел понимания со стороны матери Цискаридзе. На помощь Николаю пришли преподаватели хореографического училища, убедив родителей мальчика.

Через 3 года Николай переезжает в Москву и поступает в Московское академическое хореографическое училище. Которое заканчивает в 1992 году в звании лучшего ученика класса.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: травма артиста после которой он все-таки смог вернуться в балет

В 2003 году Николай Цискаридзе получил травму колена на сцене Парижской оперы. Он был доставлен в больницу где ему был сделан рентгеновский снимок, взглянув на который местные врачи пришли в ужас. На снимке было четко видно, что у Николая перетерлись крестообразные связки коленного сустава.

По словам Цискаридзе, у него заниженный болевой порог, поэтому он не сильно обращал внимание на дискомфорт в колене, который мучал его больше года.

Николаю была сделана операция, которая прошла успешно, но сроки восстановления оказались очень большими. Целый год Цискаридзе провел без балета. Обычно после такой травмы шансы вернуться на сцену невелики. Но Николай, который все жизнь посвятил балету не мог сдаться. И уже в Мариинском театре в балете «Манон»

Николай Максимович Цискаридзе. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Российский артист балета, педагог, Народный артист РФ (2001).

Отец - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач.

Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе (1931-1994), физик-ядерщик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе в Тбилиси.

Бабушка по отцовской линии имела французские корни, была актрисой.

Его родители развелись, когда он был еще маленьким. Николая воспитывал отчим.

Большое влияние на него оказала няня, благодаря которой он уже в раннем возрасте приобщился к творчеству Уильяма Шекспира и Льва Толстого. Вместе с мамой часто посещал концерты.

По его словам, большое впечатление на него оказал просмотр фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В детстве и юности любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки.

В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе П.А. Пестова. Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей.

Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де.

Закончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю.Н. Григоровичу, был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в «Золотом веке» (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике» (1993).

Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Шопениана» М. Фокина, «Сильфида» А. Бурнонвиля.

В 1996 году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы», начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевал I премию в номинации «Дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова, репетировавшая этот номер с его первым исполнителем - Владимиром Васильевым. В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым, занимался в женском классе М. Т. Семёновой.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив Московский государственный хореографический институт. В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России.

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра. В том же году травмировался в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.

В 2006-2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов.

В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, окончил её с красным дипломом в 2014 году.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Скандалы Николая Цискаридзе

Конфликт в Большом театре разгорелся в ноябре 2011 года. Тогда Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель.

9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе.

С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Николая публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ. После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела.

В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины. В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете «Московский комсомолец».

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён.

Конфликт в Академии русского балета начался вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года. Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора. При этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева, осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр.

В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова, попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру.

4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу).

Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии - однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода. В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова.

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против - 17. Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение и не знающим его исполнительских и педагогических традиций. Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами (кроме Большого театра).

По словам телеведущей , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова Екатерина. По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей».

Общественно-политическая позиция Николая Цискаридзе

Предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Николай Цискаридзе. Наедине со всеми

Рост Николая Цискаридзе: 183 сантиметра.

Личная жизнь Николая Цискаридзе:

Не женат и никогда не был. В интервью заявлял, что и не собирается жениться.

По слухам, относится к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Фильмография Николая Цискаридзе:

1998 - Жизель (спектакль Большого театра) - Граф Альберт
2003 - Собор Парижской богоматери (спектакль Большого театра) - Квазимодо
2006 - Пиковая дама (спектакль Большого театра) - Германн
2007 - Бенефис Николая Цискаридзе: Видение Розы - Призрак Розы
1999 - Николай Цискаридзе. Быть звездой... (документальный фильм)
2012 - Ералаш № 265, «Мир, в котором я живу» - камео
2017 - Революция online

Репертуар Николай Цискаридзе в Большом театре:

1992 «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Солист (Сверстники Джульетты);
1992 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Конферансье;
1993 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Меркуцио;
1993 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Французская кукла;
1993 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Фортюне;
1993 - «Раймонда» А. К. Глазунова - Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров);
1993 - «Любовью за любовь» Т. Хренникова - Дон Хуан;
1993 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Солист (солисты вальса);
1994 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Матрос;
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Щелкунчик-принц;
1995 - «Чиполлино» К. Хачатуряна - Граф Вишенка;
1995 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена - Юноша;
1995 - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда - Джеймс;
1995 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Ротбарт;
1995 - «Баядерка» Л. Минкуса - Золотой божок;
1995 - «Паганини» на музыку С. Рахманинова - Паганини;
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Джига;
1995 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева Меркуцио / Трубадур;
1996 - «Легенда о любви» А. Меликова - Ферхад;
1996 - «Антигона» М. Теодоракиса - солист;
1996 - «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина;
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Голубая птица;
1996 - «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера - Призрак розы;
1996 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Король;
1997 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Дезире;
1997 - «Жизель» А. Адана - Граф Альберт;
1997 - «Баядерка» Л. Минкуса - Солор;
1998 - «Раймонда» А. Глазунова - Жан де Бриен;
1999 - «Симфония до мажор» Ж. Бизе - солист III части;
2000 - «Дочь фараона» Ц. Пуни - Лорд Вильсон / Таор;
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Злой Гений / Принц Зигфрид;
2001 - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского - Германн;
2003 - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра - Квазимодо;
2004 - «Спящая красавица» П. Чайковского - фея Карабос;
2004 - «Светлый ручей» Д. Шостаковича - Классический танцовщик;
2004 - «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети - Тезей / Оберон;
2005 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - па-де-де из II акта балета;
2006 - «Урок» Ж. Делерю - Учитель;
2007 - «Корсар» А. Адана - Конрад;
2008 - Alter Ego на музыку В. А. Моцарта;
2010 - «Пахита» - Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета

Репертуар Николай Цискаридзе в других театрах:

2001 - «Легенда о любви» А. Меликова (Мариинский театр) - Ферхад;
2001 - «Баядерка» Л. Минкуса (Парижская национальная опера, сцена театра «Опера Бастилии») - Солор;
2001 - «Рубины», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - солист;
2001 - «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - Золотой Раб;
2002 - «Лебединое озеро» П. Чайковского (Мариинский театр) - Принц Зигфрид;
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2003 - «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха (Новый национальный театр, Токио) - Юноша;
2004 - мюзикл «Ромео и Джульетта» («Московская оперетта») - Судьба-Смерть;
2005 - «Манон» на музыку Ж. Массне (Мариинский театр) - Кавалер де Грие;
2005 - «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса (Мариинский театр);
2005 - «Смерть Полифема» (Лиликанский театр) - Полифем;
2005 - «Синий бог» на музыку А. Скрябина (Кремлёвский балет, Москва) - Синий Бог;
2006 - бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко);
2007 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2008 - «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (Латвийская национальная опера, Рига);
2009 - «Щелкунчик» П. Чайковского (Парижская национальная опера) - Дроссельмейер / Принц;
2014 - «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр) - вдова Симона


Интервью Цискаридзе всегда проходят ярко и неординарно. Это знаменитый артист русского балета, имеющий собственное мнение по многим острым вопросам, которое не стесняется высказывать. Поэтому с ним так любят общаться журналисты. Его карьера сопровождается скандалами. Например, в 2013 году он расстался с Большим театром. Нередко конфликты возникают как раз после интервью артиста.

Биография Цискаридзе

В интервью Цискаридзе рассказывает, что родился в Тбилиси, это произошло в 1973 году. Его отец был скрипачом, а мать преподавала физику в школе. Мальчика воспитывал отчим, с мамой он часто бывал на концертах, с детства увлекался творчеством Толстого и Шекспира.

Сколько лет Цискаридзе сейчас, вы узнаете из этой статьи. В 1984 году он поступает в Хореографическое училище в Тбилиси, классическим танцам обучается у заслуженного артиста РСФСР Петра Пестова. Уже в школе он выделялся физическими данными, ему часто поручали сольные партии в концертах.

Окончив училище в 1992 году, он вошел в состав труппы Большого театра. Танцевал в кордебалете, после начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича. Его дебютом стал образ Конферансьева в "Золотом веке".

Успех в балете

По-настоящему успешным в судьбе Цискаридзе стал 1995 год. За короткий период он исполняет главные партии в балетах "Щелкунчик", "Сильфида", "Чиполлино", "Шопениана".

В 1996 году он оканчивает Хореографический институт в Москве, вскоре становится членом В 2001 году Николай Максимович Цискаридзе танцует в балете Ролана Пети "Пиковая дама", который был специально поставлен для Большого театра. Спустя некоторое время попадает в аварию, из-за которой прекращает свою телевизионную карьеру в программе "Взгляд" на Первом канале.

Только через несколько лет он возвращается на телевидение. Принимает участие в популярном шоу "Танцы со звездами", ведет программу "Шедевры мирового музыкального театра" на государственном канале "Культура".

Конфликт в Большом театре

В 2011 году у Цискаридзе возникает конфликт в Большом театре. Он начинает критиковать руководство учреждения за затянувшуюся реставрацию, которая продолжается уже шесть лет, прямо обвиняет их в некомпетентности. Особенно ему не понравилось качество работ по реконструкции исторической сцены, там артист вместо старинной лепнины обнаружил папье-маше и дешевую пластмассу. Вообще, внутреннюю отделку театра Цискаридзе сравнил с убранством пятизвездочного отеля в Турции.

Зрительскую часть театра сможет увидеть каждый зритель. Он увидит, к примеру, что вместо старинной лепнины - пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской. [...] Не осталось в театре и ни одного бронзового канделябра.

Все это рассказал артист балета корреспонденту газеты "Завтра". Еще резче высказался Цискаридзе в интервью агентству "Интерфакс", прямо назвав прошедшую реконструкцию вандализмом.

Все, что сделали с Большим театром, - это вандализм... Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон.

Вскоре после этого появилось письмо, адресованное президенту России Владимиру Путину, в котором деятели культуры требовали уволить генерального директора Аксанова, заменив его Цискаридзе.

Нападение на Филина

В начале 2013 года герой нашей статьи оказался в центре скандала, связанного с атакой на художественного руководителя Большого театра В СМИ появилась информация, что между знаменитостями произошел конфликт. 17 января на художественного руководителя было совершено покушение, неизвестный плеснул Филину в лицо кислотой. В результате в организации покушения виновным был признан солист Большого театра Павел Дмитриченко. Его приговорили к шести годам колонии строгого режима.

При этом Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заявлял, что мотивом стало намерение сместить Филина с поста руководителя балета, а в интервью изданию "Сноб" он даже не исключил причастности Цискаридзе к этому преступлению:

У меня ощущение только одно: все, что случилось, - это закономерный итог того беспредела, который создавался в первую очередь Николаем Максимовичем Цискаридзе. Поливание грязью театра и его сотрудников, постоянные интриги и уверенность в собственной безнаказанности - фон, на котором стала возможна эта трагедия.

Цискаридзе был вызван на допрос в Следственный комитет. Обвинение ему предъявлено не было. Филин продолжал работать в Большом театре, до марта 2016 года он руководил балетной труппой.

Договор не продлен

В марте 2013 года Цискаридзе заявил в эфире Первого канала, что переживает по поводу своего будущего в Большом театре. По его словам, у него уже накопились два выговора за нарушение трудовой дисциплины. Как отмечал герой нашей статьи, таким образом руководство театра решило от него избавиться.

Артист решил обжаловать вынесенные трудовые порицания. Одно из них суд даже отменил, о чем Цискаридзе в интервью рассказал "Московскому комсомольцу". Но на его будущее в театре это не оказало принципиального влияния. 1 июля того же года руководство не стало с ним продлевать истекший трудовой договор.

Работа в Академии

В октябре 2013 года Цискаридзе и министр культуры Российской Федерации прибыли в Петербургскую академию русского балета, которая носит имя Агриппины Вагановой. Затем, как отмечалось многими сотрудниками, в нарушение устава учебного заведения Цискаридзе был представлен трудовому коллективу в качестве исполняющего обязанности ректора. Его предшественница, которая до этого занималась исключительно хозяйственными функциями, была переведена на работу в Михайловский театр.

В результате этих перестановок худрук Академии которая фактически оказалась в подчинении у артиста, вскоре оставила свою должность. Место нового художественного руководителя было предложено занять балерине Мариинского театра, которую звали Примечательно, что она на тот момент еще не закончила свою карьеру.

4 ноября члены трудового коллектива Академии обратились с официальным письмом в Министерство культуры. В нем содержалось требование отменить назначение Цискаридзе ректором, а Лопаткиной - художественным руководителем. При этом сама балерина никак не комментировала происходящее. А вот Цискаридзе активно общался с журналистами, излагая им свою точку зрения на все происходящее вокруг. В частности, он заявлял, что продлевал трудовой договор с Асылмуратовой, однако она сама решила уволиться, не пожелав распространяться о причинах своего ухода.

В должности ректора

29 ноября героя нашей статьи официально утвердили в должности ректора, его поддержали 227 сотрудников с правом голоса, против высказались только 17. Так, он стал первым в истории Академии руководителем, который сам ее не заканчивал. Он был не в курсе педагогических и исполнительских традиций, годами существовавших в этом учебном заведении.

По слухам, которые активно распространяла Ксения Собчак (на тот момент она была телеведущей), возглавить Академию балета Цискаридзе помогла Екатерина, супруга главы государственной корпорации "Ростех" Сергея Чемезова. Сам Цискаридзе уверял, что его об этом попросила небольшая, но влиятельная группа людей. Об этом он рассказывал в интервью журналу Forbes.

Тогда небольшая солидная группа людей уговаривала. Уговаривали потому, что я прекрасно понимал - у меня, как у московского артиста по выпуску, в Ленинграде будет проблема с точки зрения позиционирования. Когда я уже решил, что пойду на эту должность, об этом прошел слух, некоторое количество людей стало кричать «караул»! Но при этом они все же говорили: «Дайте ему карт-бланш, и вы увидите, какой он!» И те, кто меня поддерживал, кто ко мне хорошо относился, тоже говорили: «Дайте ему карт-бланш, и уже, наконец, пусть человек реализуется, покажет, что он может». Меня назначили и в первый же день сказали: «У вас карт-бланш. Абсолютный. Кого хотите увольняйте, что хотите меняйте, какую хотите реорганизацию делайте». И полгода меня не трогали вообще. И через полгода Владимир Ростиславович (прим. ред. - Мединский) мне с юмором сказал: «Вы знаете, Коля, мы поражены, потому что все говорили, что будет катастрофа. Но ни одной жалобы - ни от родителей, ни от педагогов, ни от кого-либо не последовало». И это действительно так - кроме положительных отзывов, я в последние месяцы не получаю ничего. Нет смысла умалчивать, что у меня есть подчиненные, которые, скажем, не приняли меня, были категорически против, но мы за все это время не сказали ни одного слова плохого друг другу. Мы сейчас работаем в тандеме, очень сцеплено. Я всем говорю: «Господа, это произошло только по одной причине - потому что и они, и я работаем в Академии». Я не работаю для себя.

Сейчас Цискаридзе остается на посту ректора Академии.

Личная жизнь

Сколько лет Цискаридзе? этим вопросом сегодня интересуются многие поклонники его таланта. Сейчас Цискаридзе 44 года, о своих предпочтениях в жизни и искусстве он рассказывал не раз. В частности, он ярый поклонник Эдварда Радзинского, Леонида Парфенова, Его любимое художественное произведение - сказка "Русалочка" датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Эта история в свое время его просто покорила.

О личной жизни Николая Цискаридзе известно не много. Хотя журналисты часто задают ему вопрос о том, кто его дама сердца, не собирается ли он жениться. Но в ответ слышат практически всегда одно: личная жизнь Николая Цискаридзе скрыта от посторонних глаз, сам он не был женат и не спешит заключать брак.

Среди его родных немало людей, связанных с актерской профессией, например актриса, его двоюродная сестра, которую зовут Вероника Ильинична Ицкович. Семья Цискаридзе всегда была творческой. Его отец, Максим Иосифович (по другим источникам - Николаевич), работал скрипачом. Бабушка по папиной линии до замужества играла в театре. Кстати, по национальности она была француженкой. Несомненно, именно семья Цискаридзе воспитала в нем любовь к искусству и балету.

Круг общения у героя нашей статьи, по его собственному признанию, преимущественно профессиональный. Большую часть времени он посвящает работе, поэтому друзьями Цискаридзе в основном являются коллеги. При этом в интервью изданию "Спутник Грузии" он отмечал, что общение сейчас затруднено из-за активного развития социальных сетей, многие его друзья проводят там времени больше, чем в реальной жизни. По его мнению, люди, которые слишком увлекаются общением в Интернете, со временем превращаются в зомби.

Почему я не приемлю социальные сети? Дело в том, что несколько лет назад заметил, как многие мои друзья и подруги старше меня, солидные и взрослые люди, вдруг начали превращаться в каких-то зомби. Они все время ставят лайки, проверяют «Инстаграм» и что-то еще. И когда я стал этим интересоваться, они начали уговаривать меня зарегистрироваться. Но я ответил, что мне это не интересно и пока хочу к ним присмотреться.

Мои друзья из приятных собеседников потихоньку стали превращаться в зомби. Вместо того, чтобы сидеть за столом и разговаривать, они все время что-то лайкают. Мне не захотелось превращаться в такого человека. С тех пор я принял решение, что не буду всем этим заниматься.

Отношения с Анастасией Волочковой

Напряженные отношения у Цискаридзе сложились со знаменитой российской балериной Анастасией Волочковой, которая вместе с ним работала в Большом театре. Он утверждал, что она стала одной из виновниц конфликта, из-за которого в результате пострадал Филин.

Цискаридзе о Волочковой в интервью изданию "Сноб" рассказал не самые лицеприятные вещи. В частности, он упомянул, что конфликт касался лишнего веса балерины.

Когда Волочкова работала в Большом театре, она была на исключительном положении. Ей разрешали не просто делать все, а на каждом спектакле лично господин Иксанов со Швыдким дарили ей цветы, целовали руки. И первый шок ожидал меня, когда я ехал по городу. На Моховой улице, между Манежем и МГУ, увидел перетяжку: «Анастасия Волочкова в Кремле», а внизу маленькими буквами было написано: «С труппой Большого театра». Весь ужас заключался в том, что это были официальные спектакли Большого театра в ГКД, Настя была участником всего лишь одного из четырех спектаклей. Я пришел к генеральному директору и сказал: «Анатолий Геннадь-евич, раньше я считал, что работаю в государственном учреждении, теперь выясняется, что в коллективе на подтанцовках у Волочковой?» На что он мне ответил: «Николай, вы понимаете, кто ее спонсоры, понимаете, кто за ней стоит?» Я ему сказал: «Я народный артист, на минуточку, не мальчик из кордебалета. А у нее даже звания нет».

По утверждению Цискаридзе, после этого разговора у него начались конфликты и проблемы в Большом театре. Правда, стоит признать, что он был не одинок в своих претензиях к Волочковой, отмечая ее исключительное положение в труппе Большого театра, которое многие считали незаслуженным.

Герой нашей статьи рассказывает, что из-за Волочковой у него даже возникла пауза в отношениях с Иксановым. К тому же сильно недоумевали балерины, которым регулярно отказывали в ролях ради Анастасии. На все недоуменные вопросы Иксанов отвечал, что ему звонили с самого верха, и он не мог отказать.

Ходили даже слухи, что нападение на Цискаридзе, в результате которого его избили, тоже произошло из-за Волочковой. Сама Анастасия рассказывала эту же историю со своей точки зрения. В те времена ее ухажером был влиятельный бизнесмен Сулейман Керимов, который после расставания даже устроил ей бойкот на представлениях Большого театра. Со временем все переросло в личный конфликт между Волочковой и Иксановым, который удалось разрешить только в суде. В 2003 году Волочкова ушла из Большого театра, начав сольную эстрадную карьеру.

Будущее образования

Об общественных взглядах Цискаридзе хорошо известно из его интервью известному журналисту Владимиру Познеру на Первом канале в программе "Познер". Герой нашей статьи подробно рассказал о своем детстве, о том, как начал жить в Москве. При этом выразил опасения по поводу того, сумеет ли Россия сохранить систему образования в области театрального искусства, которая сложилась в последние годы.

«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет. И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет.

На том основании, что обучение в хореографических училищах в России проходит на бюджетной основе, он предлагал ввести для всех выпускников обязательную отработку в государственных театрах в течение нескольких лет без возможности сразу уехать за границу. По его мнению, такие артисты обязаны принести пользу своей стране, которая дала им одно из лучших хореографических образований на планете.

Общественные взгляды

В 2014 году Цискаридзе подписался под обращением российских деятелей культуры к Владимиру Путину, в котором они выражали поддержку главе государства в вопросе присоединения Крыма. В самом конце 2017 года он вошел в состав инициативной группы, которая выдвинула Владимира Путина в президенты России. Был зарегистрирован его доверенным лицом на выборах.

Новое на сайте

>

Самое популярное