Домой Ягоды Оружие валькирии. Валькирия в Black Desert. Основные способности Валькирии

Оружие валькирии. Валькирия в Black Desert. Основные способности Валькирии

Black Desert представляет собой экшен MMORPG с элементами экономической стратегии и симулятора жизни, выпущенный корейскими разработчиками из компании Pearl Abyss. Игра обладает высококачественной графикой, проработанным геймплеем и огромным по площади интерактивным виртуальным миром.

Классы, создание персонажа

На выбор игрока представлены три расы, в каждой из которых присутствуют свои классы с привязкой пола:

  • Воин (человек): это универсальный класс без явно выраженных характеристик (как у других рас). Отлично подходит для военного дела, имеет много полезных тактических приемов;
  • Валькирия (человек): по своим умениям похожа на воина, но вдобавок имеет скилы для поддержки союзников;
  • Колдун и Колдунья (люди): хранители знаний темной магии, во вселенной Black Desert считаются своеобразными изгоями;
  • Варвар (гигант): большой и сильный боец, опирающийся в бою на свою физическую мощь;
  • Повелительница зверей (человек): использует в бою своего помощника-зверя, который может стать очень опасным противником;
  • Лучница и Рейнджер (эльфы): ловкие, быстрые и умелые стрелки, предпочитающие держать врагов на расстоянии.

После выбора класса игрок должен определиться с внешностью своего героя, и тут открывается обширное поле для деятельности: в облике персонажа можно менять практически все, преобразуются самые мелки детали, лицо формируется буквально по участкам как под рукой скульптора, в наличии огромный выбор причесок и элементов макияжа.

Сюжет и геймплей

Два королевства, Валенсия и Кальфеон, ведут кровопролитную войну за право обладания ценной территорией – Черной пустыней. А точнее, за право обладания таинственными артефактами, которые в ней находятся: так называемые Черные камни содержат в себе сильную магию и способны стать очень опасным оружием в умелых руках.

Главный герой, находящийся далеко от этих событий, подпадает под влияние неизвестного темного духа. Цель потустороннего существа неясна, он нашептывает путнику советы, сопровождает его в дороге. И так получается, что эта дорога медленно приближает героя к Черной пустыне…

Площадь земель Black Desert – одна из самых больших среди современных MMORPG , в связи с чем у игрока есть множество вариантов времяпрепровождения в ней. Основной задачей, само собой, является постепенное развитие персонажа и повышение его игрового статуса, участие в осадах, движение по сюжетной линии.

Боевая система построена на модели non-target (противник не выделяется), пользователю придется потрудиться чтобы привыкнуть к динамичным сражениям и эффективно наносить урон противнику. Уничтожение мобов имеет центральное значение для продвижения героя: персонаж получает не только опыт для левел-апа, он также пополняет свои знания в области «монстрологии», проходит квесты за деньги и очки влияния. Гринд здесь является неотъемлемой и неизбежной частью геймплея.

Каждый класс обладает своим стилем, особенными приемами, увертками и блоками. С повышением уровня выполняемые атаки становятся все более зрелищными, сражения приносят еще больше удовольствия, особенно при наличии нескольких противников. Массовые баталии выглядят действительно эпично, проведение крупных осад станет приятной сменой уничтожению монстров.

Однако можно не ограничиваться банальным качем на мобах и регулярным PvP, обязательно стоит заняться и другими интересными аспектами этого виртуального мира: исследованием живописных окрестностей (открытием пустых мест на карте), прохождением неосновных квестов, садоводством, торговлей или разведением лошадей.

Графика

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – это тот самый случай. В игре используется движок собственной разработки Pearl Abyss под названием Black Desert Engine, который обеспечивает невероятно реалистичную картину, обилие движущихся предметов и высочайшую детализацию. Если установить максимальные настройки графики в игре, то останется только удивляться, насколько тщательно проработаны все моменты: доспехи солдат блестят на солнце, отчетливо видны ворсинки звериной шкуры, пух в воздухе мерцает на свету, проходя мимо лужи можно увидеть свое отражение.

Движения персонажей также отработаны до идеала. Во время боя акробатические трюки и выпады с оружием делаются естественно и красиво, прохожие на улице, случайно задетые плечом, сконфуженно переминаются и изворачиваются, под ногами взметаются клубы пыли, а в воде расходятся круги…

Смены дня и ночи проходят постепенно, что позволяет полюбоваться живописным закатом на крыше какого-нибудь дома. Ночью опустевшие улицы (горожане, видимо, ложатся спать – еще один плюс разработчикам) при свете факелов смотрятся таинственно, по стенам пробегают тени, а за городом под яркой луной силуэты теряют свои очертания. И, конечно же, разные атмосферные явления: дождь, снег, туман, ветер.

Дополнительные профессии. Очки влияния

Если игроку надоедает бесконечная резня и стычки с другими пользователями, то можно с легкой душой отойти от основной части геймплея и заняться более «мирными» делами:

  1. Крафт: создание предметов, для которого необходимо развитие соответствующих навыков и наличие ресурсов. Ресурсы можно покупать или добывать самому (собирательство, обработка руды и прочее).
  2. Торговля: неотъемлемая часть крафта. Чтобы реализовывать свою продукцию, нужно создавать торговые точки в городах. Набравшись опыта, игрок может создавать целые торговые сети с маршрутами караванов, нанятыми продавцами и курьерами. В этом плане Black Desert проявляет себя как неплохая экономическая стратегия.
  3. Кулинария: при желании можно продвинуться и в этом деле, особенно если учесть, какие бонусы дают некоторые блюда. Ингредиенты собираются или выращиваются самостоятельно.
  4. Садоводство: для этого необходимо получить участок земли, обустроить его и посадить несколько видов культур. Опять же, эта профессия тесно связана с торговлей.
  5. Рыбалка: классическая доп. профессия во многих MMORPG. Кроме плюсов от торговли и кулинарии, повышает опыт и позволяет проводить время в игре частично АФК.
  6. Коневодство: поскольку передвижения между населенными пунктами игроки совершают пешком или на ездовых животных, то это занятие может стать очень прибыльным. Игроку предстоит отлавливать лошадей на воле, заниматься скрещивание пород и выведением потомства.

Надо учесть, что для большинства профессий требуются специальные промышленные здания и сооружения, и к тому же нужны рабочие. Чтобы все это приобрести, часто приходится выполнять специальные задания и тратить очки влияния. Последние добываются у некоторых NPC, разбросанных по всей карте или получаются за прохождение определенных квестов. Очки влияния нужны для запуска торговых точек, покупки ремесленных мастерских и других важных для торговцев операций.

Особенности развития персонажа

Основным методом прокачки героя является гринд. Но игра построена таким образом, что одним истреблением мобов обойтись довольно трудно. Поэтому «мобокач» желательно совмещать с прохождением квестов, которых предлагается превеликое множество (квесты по профессии и общие). Задания могут быть самые разные, целью стоит не только убийство нужных монстров, но и самые обыденные вещи. Встречаются простые интересные запросы NPC, такие как, например, «снять собаку с крыши», «прикатить тачку» или «найти потерявшуюся кошку».

Игра полна приятных нюансов. К примеру, погода, красиво вписанная в общую визуальную картинку, способна повлиять на характеристики героя – засуха снизит выносливость, горный воздух защиту и т. п. Так что своего персонажа лучше одевать по погоде.

Исследование мира может дать некоторые полезные бонусы. В игре реализована система званий, которые приобретаются за достижения в различных сферах (убийство определенных типов мобов, открытие неизвестных точек на карте и прочее). Набрав определенный комплект званий, герой получает прибавку к некоторым свои показателям: удаче, прибавке к опыту, магии…

Развиваясь до 50 уровня, персонаж приобретает все свои основные скилы и постепенно повышает параметры. После наступления этой границы прокачка серьезно затрудняется, количество получаемого опыта резко сокращается и дальше, как выражаются опытные геймеры, идет «игра на удовольствие». Хотя по заявлению разработчиков ограничения в повышении уровня нет и можно расти хоть до 3000.

У создателей Black Desert получилась добротная качественная MMORPG с превосходной графикой, которая легко сможет занять лидирующие позиции в

Перед тем, как испытать собственные силы в уникальном мире, следует в создать персонажа , который собственно и будет вас отражать по ходу долгого геймплея. Каким он окажется, зависит исключительно от пожеланий и предпочтений, в данном проекте возможности ограничиваются исключительно фантазией.

Создание персонажа в Black Desert, первичные настройки

На данный момент русская версия предполагает сразу 3 основные расы, а также 4 класса. Среди них:

  • берсерк (гигант), он представляет древнюю расу одичалых гуманоидов, их размеры обычно в 2 раза больше, нежели у других рас. Такие ребята располагают небывалой физической силой, но весьма медленные;
  • воин (человек), является хладнокровным бойцом, личные предпочтения отдает определенной тактике и маневрам, активным атакам в лоб;
  • темный маг (человек), считает оккультные науки смыслом собственной жизни, но обычно магия и мощь всегда считались пристрастием людей;
  • лучник (эльф), в разы выше людей, довольно ловкий, поэтому ему часто завидуют иные расы, ведь только стрелы быстрее данного персонажа.

Какие настройки использовать?

В игре Black Desert создание персонажа – ответственное задание, в меню присутствуют классические заготовки, но их довольно мало, собственно для тех, кто к делу подходит безответственно. Можно предпочесть любой образ, который приглянулся, потом отправляться в путь. Тем, кто хочет все продумать до деталей, лучше серьезно задуматься, так как здесь представлено немало модификаций внешности, реально потратить часы, дабы стать настоящим совершенством.

Настройка элементов внешности героя в Блэк Десерт

Каждый сантиметр лица доступно настроить по-своему, учитывайте ширину и длину подбородка, форму носа, высоту лба, еще разрез глаз, их положение, изгиб и цвет бровей, скулы, овал лица, и прочее. Более того, если речь идет о героине, ей можно сделать макияж, подвести глаза, накрасить ресницы и губы, сделать тату на определенном участке тела. Что касается волос, можно выбрать не только прическу, но и настроить их длину, выпрямить или накрутить локоны, окрасить в несколько цветов, поменять гамму части прядей. Делайте упор на теле, можно подобрать объем бедер, талии и груди, установить рост и ширину плеч, рельефность мышц. Иногда меняется возраст за счет морщин, в общем, не исключено, что сделаете эталон красоты.


На чем нужно акцентировать внимание?

Когда происходитсоздание персонажа онлайн в игре, учтите тот факт, что благодаря внешности невозможно повлиять на боевые качества, соответственно, во время создания героя, лучше учитывать только свои пожелания. Также не забывайте, что, завершив создание персонажа, никак не удастся повлиять на его внешность, только от вас зависит, каким его увидит мир.

По опыту, очевидно, что создание персонажа в black desert online – далеко не простое дело, как может показаться. В действительности, это огромная ответственность, ко всему рационально подходить серьезно, перед тем, как сделать ответственный шаг, лучше ознакомиться с определенными возможностями, которые предоставляет игра. Важно узнать, какие герои доступны, что за характеристиками располагают, учитывайте личный нрав и предпочтения, не забудьте спросить совета у друзей и прочесть на форуме соответствующие темы. Явно совершенству нет предела, но имеются ограничения по упрямству, а также по времени, затраченном на создание уникального образа. Практически каждая деталь вашего персонажа располагает точной настройкой.

Следует помнить, что при завершении создания вашего героя в дальнейшем её изменить не получится и стоит сразу подойти к этому процессу ответственно и как можно тщательней.

Black Desert создание персонажа видео обзор

Для начала стоит сказать, что с момента ввода валькирию в игру ее конечно же понерфили в pvp и немного в pve. Так что в на данный момент надеяться на имбу тут не стоит, нужно просто грамотно прокачивать персонажа.

В этом гайде мы разберем какие статы, роли, шмот вашему персонажу нужны. Какие камни надевать. Да и вообще, разберем некоторые умения и ротации данного класса.

Шмот на валькирию

В принципе, тут ничего сложного однако нам нужно сделать так чтобы ваш персонаж обладал достаточным количеством шанса крита и неплохой силой.

Рассмотрим нужные параметры на примере сета хранителя, который все персонажи получают на 65 уровне:

  • Начнем с доспеха. В нем ставим все на снижение получаемого урона. Но при желании один бонус можно поставить на повышение уровня HP. А вот что касается первого бонуса, то тут все непросто первый стат, который нужно будет поставить дает бонус к одному из ваших умений и вам придётся выставить его самостоятельно, поскольку выбор будет зависеть от той ротации, которую вы будете использовать.
  • В оружии выбираем всё, что есть на крит и повышение наносимого урона.
  • В перчатки ставим снова крит, увеличиваем скорость атаки и накидываем немного силы.
  • В ботинке выносливость скорость и снижение продолжительности эффекта замедления.
  • В поясе опять-таки выбираем крит.

  • берем весь комплект на силу и надеваем его на персонажа.
  • В с серьгах выставляем все на повышение HP.
  • В кольцах выбираем все на силу.
  • В ожерелье также ставим силу.
  • В брошку выбираем крит.

Итак, у нас все готово. Но стоит сказать, что если вы больше ориентируетесь на pvp, то в серьги ставьте pvp-шные статы, например, сопротивление криту и продления эффекта оглушения.

Таким образом, по завершении у нас получится достаточно крита, чтобы все наши основные умения критовали практически постоянно да и силы также хватает для отличного урона.

Камни на валькирию

Что касается камней, которые нужно ставить в шмот.

  • В доспех по старинке пихаем невиот несгибаемости.
  • В оружие невиот дикости, злости, средоточия и избиения.
  • В бижутерию ставим все четыре бирска силы.

Глиф билды валькирии

Итак, вот первый билд:

Теперь второй билд:

Два данных билда больше позиционируются как pve-билды.

А вот и третий глиф билд валькирии для pvp:

Этот билд подойдет как для соло pvp, так и для участия на разных pvp аренах.

Теперь поговорим о скиллах валькирии

Начнем с того, что дпс сильно зависит от времени действия умения багровая луна, то есть получается, что ваша главная задача так как можно быстрее накопить сил луны.

Для того чтобы поскорее набрать силу луны, используйте умение прорыв - это поможет быстрее накопить энергию, также постарайтесь уворачиваться от атаки с помощью умения уклонения, так как она откатит скилл прорыв и уменьшит откат багровой луны.

Также обратите внимание на умение новолуние. Юзайте его по откату. Однако чтобы выжать из него максимум - приберегите скиллы: избиение и связка лунного света, и юзайте их вместе,тогда урон от новолуния будет круче.

Ротация валькирии

Ротация - это дело хорошее, но часто приходится действовать по обстоятельствам, так что будьте готовы к тому, что в зависимости от того что происходит на экране, вам придется действовать по ситуации. А для этого хорошо изучить и умения класса, ведь, если вы их не знаете ни один гайд вам не поможет.

Просто запомнить последовательность умений мало. Нужно понимать, почему вы используете их именно так или иначе.

Первая ротация которую вы сейчас видите это стан-комбинация:

Перед тем как ее использовать, убедитесь, что на противнике нет каких-то дебаффов.

Следующая ротация это стан-комбинация с выходом в опрокидывающие-комбо:

Данный гайд рассчитан на то, чтобы в итоге ваш персонаж имел достаточно и крита, силы а также чтобы вы знали хотя бы некоторой ротации и в данжах от вас была польза для группы.

Бонус-видео

В скандинавской мифологии миссия валькирий - сопровождать павших героев в Валхаллу. В Black Desert ее задача иная - подготовить врагов к отправлению туда, попросту говоря - убить. И справляется она с этим весьма неплохо. По игровой легенде валькирии воспитываются в ордене, где с малых лет они оттачивают свои духовные и физические навыки, становясь в последствии бесстрашными воительницами.

Является ли валькирия женским вариантом война или нет, сказать сложно. Есть конечно пересечения в некоторых навыках, но есть и одно очень существенное отличие - основным параметром в бою для валькирии является скорость каста (даже основная пассивка у нее отвечает за увеличение этого параметра), тогда как воин характеризуется скоростью атаки. Она уступает войну в мобильности, но намного превосходит его в плане защиты. Еще одним существенным отличием является наличие у валькирии умений поддержки. В целом этот класс можно назвать аналогом паладина в других MMORPG.

Достоинства и недостатки

К положительным качествам валькирии можно отнести:

  1. Серьезная защита. Имея серьезные базовые показатели, может быть разогнана экипировкой до неприличных размеров (в несколько десятков раз).
  2. Отлично себя чувствует, как в ПвП, так и в ПвЕ. Прекрасные показатели защиты позволяют уверенно держаться и в дуэлях, и в масс-замесах, а убойные скилы и комбо-атаки обеспечивают стабильный фарм.
  3. Приятные АоЕ-скилы, имеющие элементы контроля, дают возможность прекрасно себя чувствовать в массовых баталиях.
  4. Сапорт-скилы для усиления группы делают ее полезным членом команды.
  5. Возможность «раскачать» серьезный урон.
  6. Защитная стойка делает валькирию совершенно невосприимчивой к урону, что компенсирует ее недостаточную подвижность. В этой стойке воинствующая дева может быть «пробита» только в спину, но не факт, что она даст возможность подойти к филейной части:)
Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Этот «идеальный класс» имеет свои минусы:
  1. Количество боевых умений и адекватных комбо весьма ограничено. Стоит сказать, что фанаты класса и ими обходятся вполне удачно.
  2. Недостаточные показатели мобильности. И пусть ей это совершенно не мешает в ближнем бою, а вот погоняться за «шустриками» не получится.
  3. Также малоподвижность не позволяет уворачиваться от большей части вражеских атак. Хотя, высокий показатель защиты и защитная стойка позволяют не очень обращать на это внимание.
И еще одно: валькирия для применения многих скилов использует стамину, что делает ее очень зависимой от ее количества и скорости регенерации.

Как говорится, «нет плохих классов, есть кривые… билды умений и плохой шмот». Так что дальше будут рассматриваться эти составляющие.

Умения валькирии

Среди умений валькирии встречаются идентичные некоторым умениям война. Остальные присущи только ей. Ниже представлены все умения валькирии с рекомендациями по изучению.

  1. Меч валькирии. Стандартная для всех классов автоатака. Низкий показатель урона и восстанавливаемой ярости делает ее бесполезной.
  2. Разрубание. Первое из клонов-умений имеющихся и у война. И атака и восстановление ярости выше чем аналогичных показатели автоатаки, что дает возможность использовать этот скил в фарме, но против игроков это нецелесообразно. Вердикт: учить, когда есть лишние скилпоинты.
  3. Залог веры. Умение медленно регенещее ярость. При его использовании персонаж стоит на месте, что делает его уязвимым. Есть более полезные в этом плане умения, так что не стоит тратиться.
  4. Рассечение. Очередной клон воинского скила. Разбег, удар и… ничего. Урон низкий, восстановление ярости тоже не впечатляет. Автоматом изучается базовый уровень, а дальше учить не стоит.
  5. Круговое рассечение. И опять воинский клон. Заключается в нанесении круговой атаки и шага в любую сторону. Полезность заключается именно в этом шаг - своеобразный стрейф, что для валькирии архиважно. С повышение уменьшается потребление стамины. Все это подводит к следующему: учить до 3 уровня.
  6. Раскол света. Несколько ударов с посредственным уроном и возможностью восстановить немного ХП. Может быть полезным в ПвЕ, но в плане обучения скил очень дорогой. Поэтому можно выучить первый уровень, чтобы тратить меньше зелий здоровья на фарме. Имеет комбо-продолжение «Комбо: Раскол света». Добавляет к серии основного скила удар, опрокидывающий вражин. Учить, если зачем-то выучен предыдущий скил.
  7. Дыхание Эллиан. Первый саппорт-скил валькирии, восстанавливающий группе до 20% здоровья и дающий всем баф на скорость до 20% на 10 секунд. Хозяйке умение регенит до 25% здоровья и до 70% ярости. Иногда говорят, что именно из-за этого скила играют валькирией:) Благодаря этому валькирия желанный гость, как в массовом фарме, так и в масс-замесах. Качать в максимум.
  8. Меч судьи. Основа урона валькирии. Дамаг наносимый тремя ударами умения - впечатляет. Если учесть опрокидывание, увеличивающуюся с каждым уровнем скорость применения скила и прибавку к урону в 10% от имеющейся ярости, полезность умения в билде занимает одну из первых строчек. Есть возможность сократить анимацию - об этом ниже. Имеет завершающий комбо-удар «Комбо: Меч судьбы» - увеличивает итак запредельный дамаг скила. Качать обязательно до предела.
  9. Подготовка к обороне. Та самая защитная стойка, о которой писалось, когда перечислялись достоинства класса. Северная дева поднимает щит, чем прибавляет себе 20 к защите. У война есть подобный скил, но умение валькирии мощнее и функциональнее:
    • не надо вкладывать скилпоинты, учится автоматически;
    • можно двигаться с блоком во все стороны в отличии от воина.
    Есть своеобразная фишка: чтобы включить блок незаметно от врага, умение нужно задействовать на бегу, это позволит опустить анимацию.
  10. Удар щитом. Стандартный для щитовиков удар, непосредственно, щитом. Если развить до предела, появляется шанс кинуть противника в стан. Но не стоит это вложенных очков навыков. Не учить.
  11. Контрудар щитом. Как видно из названия, можно контратаковать при удачном блокировании. В реальности толку от него ноль.
  12. Толчок щитом. Ответвление «Контрудара щитом», дающее возможность оттолкнуть противника вместо контратаки. Ответвление такое же бесполезное, как и основа.
  13. Бросок щита. Скил дальнего действия, заключающийся в метании щита в противника. Наносит достаточный урон и имеет шанс оглушить врага. Незаменимый скил для фарма. По идее его можно спамить без ожидания отката, не теряя урона. Полезность в ПвП определяется той же возможностью повесить стан. Имеет комбо-продолжние «Комбо: Бросок щита» в идеале добавляющее еще 50% урона. Учить обязательно, одним из первых и в максимум.
  14. Погоня со щитом. Одно из немногих умений, повышающих подвижность персонажа в бою. Благодаря ему можно быстро передвигаться не выходя из защитной стойки, т.е. можно мгновенно приблизиться к противнику или отойти от него не теряя защиты. У этого скила есть свои фишки: можно пронестись сквозь врага и ударить его в незащищенную спину. Каждый уровень прибавляет количество используемых подряд передвижений. Вердикт один: развивать до предела.
  15. Луч света. Ульта на 200% гнева черного духа. Гарантированно сильный урон и оглушение даже в качестве простого скила. Единственное что портит это умение: очень продолжительна анимация. Это и не позволяет его часто юзать в ПвП. Несмотря на это, качать полностью.
  16. Благословение Эллиан. Второй саппорт-скил валькирии. Заключается в наделении группы и самого персонажа абсолютным резистом к оглушению/опрокидыванию на 6 секунд в бою с мобами. В ПвП эта отметка снижается до 60%. Очень востребован в масс-замесах. Учить как только откроется.
  17. Кара. Ульта на 100% гнева черного духа. Обладает огромным уроном и подбрасывающим эффектом. Полезность переоценить сложно. Что расстраивает, это долгая анимация, которую можно сократить срезав часть урона. Учить обязательно до предела.
  18. Правосудие. Еще одна возможность контратаковать. Полезность скила такая же, как у первой контратаки, т.е. никакая. Имеет комбо-продолжение «Комбо: Правосудие», которое также не имеет смысла учить.
  19. Небесный удар. Умение, наносящие неплохой урон и подбрасывающее противника. Еще одним его плюсом является восстановление достаточного количества пунктов ярости. Скил достойный изучения.
  20. Круговой разрез. Резкий и незамысловатый удар с абсолютным шансом критического прохождения урона и опрокидывающим эффектом. Обязательно к изучению.
  21. Яркий свет. Посредственный дамаг уравновешивается абсолютным показателем шанса крита и неплохой возможностью на 2 секунды кинуть противника в стан. Есть еще одна полезность: именно это умение сокращает анимацию «Меча судьи». Так что вывод: учить до предела. Комбо-продолжение «Комбо: Яркий свет» повысит радиус скила и даст возможность притягивать врагов к себе. В ПвП последняя возможность не работает. Можно выучить, если некуда девать скилпоинты.
  22. Серия ударов. Связка ударов ногами, причем первым ударом противник подбрасывается в воздух. Посредственный урон и низкая вероятность провести полную связку (никто не будет ждать, пока валькирия будет исполнять из себя Чака Нориса), да еще и высокая стоимость обучения ставят этот скил в ряд не особо полезных. Учить не стоит.
  23. Пинок. Обычный удар ногой, единственное достоинство которого заключается в отталкивании противника. Учится автоматически в единицу - дальше не стоит.
  24. Возмездие. В арсенале война есть аналог под названием «Захват и бросок». Валькирия хватает противника за шкирку и бросает его «мордой в асфальт» с долей вероятности опрокидывая рядом стоящих вражин. Плюс в том, что даже если захват не удался, вражина оказывается в стане. Есть комбо-продолжение «Комбо: Возмездие», которое позволит использовать скил после любого другого умения. Качать в максимум.
  25. Священная сила. Очень приятное умение в массовых схватках: наносит серьезный урон, опрокидывает противника, вешает дебаф на снижение скорости атаки. Комбо-продолжение этого скила тоже радует. Добавляет 9 дополнительных волн, наносящих очень серьезный урон и опрокидывает неопрокинутых врагов:) Очень полезно в масс-ПвП. Единственный минус комбо - это высокая стоимость его изучения. Но как говорилось в старом фильме «Ой, ну надо, так надо». Так что учить до предела.
  26. Кольцо небес. Очень полезное умение для самой валькирии и для группы, в которой она находится. Во первых, агрит мобов (чисто «танковский»(!) скил). Во вторых, прибавляет себе защиты на 20 пунктов и меткость на 12% союзникам. Однозначно развивать, вплоть до последнего уровня.
  27. Праведный гнев. Заключается в стремительном рывке с нанесением… мизерного урона. Полезность заключается в использовании как возможности быстро сократить дистанцию, а также как еще один способ сократить анимацию для «Меча судьи». Дальше первого уровня развивать нет смысла. Соответственно, комбо-продолжение этого скила неактуально.
  28. Световой разрез. Этот АоЕ-скил характеризуется достаточно высоким уроном и необходимостью большого количества скилпоинтов для изучения. Изучать, если есть свободные очки умений.
  29. Слеза небес. Умение имеющее огромное значение для валькирии. Имея слабый урон, обладает целым рядом неоспоримых преимуществ: Опрокидывает противника, уменьшает его скорость бега до 30% на 10 секунд, повышает собственный шанс критического удара до 80% на 5 секунд. Помимо всего, тоже может сокращать анимацию того самого «Меча судьи». А если добавить увеличение урона почти вдвое от комбо-продолжения скила и совместить все это с тем же «Мечом судьбы», на выходе получается просто «убер-плююшка».

Экипировка

Прежде чем приступить к выбору необходимой экипировки, следует определить приоритетные параметры. У валькирии на первом месте стоит скорость навыков (каст), а потом уже идут крит и меткость. Исходя из этого выбор будет следующим.

Оружие

С основным оружием нет никакой интриги, стандартная последовательность. На первых порах это меч Юриа, который при первой возможности меняется на Либерто, ну и в идеале в руках должен красоваться меч Кзарки. С дополнительным оружием следующая картина. В начале следует взять Щит Пэнгочи, который даст прибавку +5 к меткости, +2 к уклонению, ну и +2 к снижению получаемого урона. После получения меча Кзарки, стоит перейти на Каплевидный щит, бонусами которого станут: +50 к ХП, +2 к уклонению и +5 к снижению получаемого урона.

Броня

В начале пути идеальным решением может стать сет Таритас, который даст прибавку меткости в 5 единиц и количеству МР/FP +100. Прибавка к ярости будет ощутимым подспорьем на начальных этапах. Можно заменить сапоги Таритас на Джерес, что даст прибавку к стамине, которая также очень важна для валькирии. При первой возможности следует сменить все это на сет Грунил (увеличение ХП +150 и всей атаки +7) и добить нужные параметры камнями инкрустации. И, естественно, пытаться всеми правдами или неправдами раздобыть босс-сет.

Бижутерия

Выбирая бижутерию, следует сначала определиться: какой тип развития выбрать. Если упор идет на атаку, то это должны быть кольца и серьги из синего коралла, ожерелье огров и пояс древня. Таким образом можно поднять атаку и замаксить количество ярости. Если же есть желание сделать из валькирии 100% танка, то тут следует подобрать бижутерию дающую максимальную защиту, например: кольца изгоя, серьги Ридл, ожерелье Секарра, пояс Кентавра.

Камни инкрустации

Камни выбираем исходя из той же необходимости, что и раньше.

  • Шлем: два Аметиста (Скор. Навыков)
  • Тело: два Иолита (Здоровье)
  • Перчатки: Янтарь (Крит. Удар) и Янтарь (Скор. Атаки)
  • Сапоги: два Малахита (Стойкость)
  • Основное оружие: Гранат (Сила атаки)
  • Дополнительное оружие: Гранат (Атака по низу)

Итог

Валькирия получилась очень интересным и многогранным классом. И ее сравнение с воином, все таки, не очень уместно. Из валькирии можно сделать как очень дамажную даму, типа Зены-королевы войнов, так и броне-леди, которая будет бесить противника своей непробиваемостью. Этот класс очень понравится игрокам соскучившимся по полноценным «танкам» из других MMORPG, а так же людям, которые остаются невозмутимыми в любом, даже самом яростном, замесе.

Новое на сайте

>

Самое популярное