Домой Виноград Гайд на колдунью black desert online. Блэк Десерт: Колдунья – гайд. Колдунья Black Desert: ПвП и ПвЕ

Гайд на колдунью black desert online. Блэк Десерт: Колдунья – гайд. Колдунья Black Desert: ПвП и ПвЕ

Добро пожаловать в космический War Thunder!

Стар Конфликт является представителем популярного в наше время жанра сессионный MMO-экшен, где весь геймплей завязан на противостоянии двух сторон на случайной карте в различных режимах.

Смысл игры состоит в развитии, постоянных апгрейдах и приобретении новых звездолётов между боями.

Ещё на стадии разработки игру окрестили не иначе, как космический War Thunder .

Ведь игру создала студия StarGem совместно не с кем-нибудь, а с Gaijin Entertainment - компанией, создавшей тот самый War Thunder - игру, являющуюся, помимо всего прочего, одним из самых популярных в мире симуляторов самолётов.

Но с самолётами-то всё понятно - их любят многие. А как быть с теми из нас, кому больше хотелось ощутить себя за штурвалом космического корабля - шустрого фрегата или тяжёлого звёздного крейсера?

Специально для вас российские разработчики создали игру, в которой вы можете управлять настоящим космическим кораблём и летать в космосе, совершенствуя свой звездолёт и свои навыки.

Да, космических онлайн экшенов подобного рода существует не мало.

Но со времён незапамятных люди задавались одним вопросом - когда же мы сможем в игре полетать на космическом корабле, как в настоящих Звёздных Войнах? Эффектно, динамично, с приличной физикой.

Однако в качестве ответа на этот вопрос игрокам снова и снова подбрасывали очередную флешевую аркаду с видом сверху, наподобие Dark Orbit или того хуже - Battle Abuse . Эти игрушки, конечно, хороши и интересны по-своему. Но большинство ждало игры совершенно другого уровня, которая отвечала бы всем веяниям современности.

И вот свершилось! Разработчики Стар Конфликта пошли намного дальше, создав не просто ещё одну космическую аркаду, а воплотив в жизнь полноценный 3D-проект с качественной графикой высшего класса. По сравнению с большинством других онлайн-игр в жанре космических баталий, Star Conflict - это огромный шаг вперёд.

Итак, что же нам предлагает эта великолепная игра? Читайте далее обзор Star Conflict и узнаете все подробности.

Фракции и расы

Когда вы впервые заходите в игру, то можете выбрать, за кого будете играть: за Империю, Федерацию или Иерихон. От вашего выбора будут зависеть не только внешние отличия боевых кораблей, но и набор стартовых бонусов. У Империи броня толще, у Федерации скорость выше, ну а у иерихонцев щиты прочнее. В общем, кому что ближе.

Империя - это убеждённые государственники и всё такое.

Федерация - свободолюбивая раса, не желающая ходить строем.

Иерихон - это люди, которые любят технологии и технические имплантанты.

Выбор кораблей в игре очень большой. И у каждой фракции свой набор звездолётов. Выбор корабля можно делать исходя из того, какие вам подвернулись противники, что очень полезно со стратегической точки зрения.

После выбора фракции, вас ожидает короткое обучение, где вы научитесь азам управления космическим аппаратом. Каждый корабль выполняет определённую функцию на поле боя, и грамотная работа в команде - это залог успеха.

Корабли

Вы можете включать форсаж кнопкой shift. Причём, форсаж бесконечный, так что вам не придётся за этим следить.

Всего в игре представлено три типа кораблей - штурмовики, перехватчики и фрегаты. Последние - самые тяжёлые корабли.

Перехватчики - манёвренные и обладающие высокой скоростью, при помощи которой могут довольно легко залететь в тыл неприятеля и уничтожить даже Фрегат в случае, если тот остался без прикрытия. Перехватчики довольно хрупки. Однако это компенсируется хорошей дальностью стрельбы. Спецмодулем перехватчика является плазменная сеть, с помощью которой вы можете повесить сильный дот.

Штурмовики - основная ударная сила. Более мощные, чем перехватчики, но не такие быстрые. Очень живучие, в отличие от перехватчиков, корабли. Они середнячки между фрегатами и перехватчиками. У них среднее вооружение, средняя броня, средняя скорость. Всё среднее, и это делает корабль хорошей рабочей лошадкой. У каждого корабля есть спецмодуль, придающий ему особую индивидуальность. У Штурмовика это хамелено-невидимость на 18 секунд.

Фрегаты - обеспечивают помощь, продавливают направления, захватывают точки, неплохо стреляют издалека, несут в себе внушительную силу, благодаря огневой мощи. Фрегаты тяжелы и неповоротливы, что компенсируется высокой живучестью. Маленьким юрким кораблям довольно легко его закрутить, расстреливая и заходя в хвост. Однако если хорошо им играть, то фрегат может очень серьёзно повлиять на исход боя. Особенностью фрегата являются дроны, которые он может выпускать для того, чтобы они били врага. Так же дроны способны лечить корабли союзников. В плане интеллекта, к слову сказать, игровые боты порой могут потягаться и с самими игроками.

Звёздные битвы

В боях игроку доступны по 3 корабля для использования, и из-за этого продолжительность боя может оказаться весьма длительной.

Вы стартуете в игре с штурмовиком первого ранга. Всего же рангов - 15. В каждом бою вы получаете опыт, который здесь называется синергией, который тратится на улучшение уровня. При улучшении уровня синергии вы открываете доступ к новым кораблям. Продать старый корабль нельзя. Они будут просто находиться на вашей базе.

Управление реализовано, на первый взгляд, довольно просто - клавиатура плюс мышь. Но новичок может запутаться в кнопках, отвечающих за разные функции корабля.

Бои выглядят очень реалистично и весьма динамичны. Есть вполне стандартные режимы типа дефматч, удержание точек, команда на команду, защита командира и доставка бомбы на базу противника.

В хардкорном режиме уже следует тщательнее подойти к тактике, и с умом выбирать корабль, ведь если вас собьют, вы уже не сможете пересесть на другой звездолёт.

Система модулей

В игре есть ангар, в котором находятся все ваши корабли

В Стар Конфликт каждый корабль подгоняется под себя различным оборудованием и модификациями оного. Присутствует и система прокачки, ведь невозможно получить корабль покруче, не налетав определённое время на старом.

Помимо боёв и выполнения миссий, игрок будет проводить время в ангаре. Ведь здесь очень развитая система апгрейдов заездолётов. Множество видов оружия, щиты, модули ремонта и восстановления обшивки, множество цифр для сравнения характеристик и многое другое.

Каждый корабль можно прокачивать. Зайдя в верфь, вы можете повесить на любой из своих звездолётов новое вооружение, оснастить дополнительными модулями, способными, например, замедлять цель, навешивать на неё всякие дебафы, более успешно идти на таран. (Да, в Стар Конфликте противника можно и таранить)

В отличие от игр типа WoT, у каждого боевого аппарата есть такие параметры, как дальность стрельбы и остывание (чем больше вы стреляете, тем сильнее у вас всё нагревается. В случае перегрева вы не сможете стрелять какое-то время). Перегрев существует только у основного оружия. У дополнительных, таких, как ракеты, его нет. Но ракеты - материал расходный (по 6 штук в обойме), так что за ним тоже надо следить. Ракеты так же различаются по дальности полёта.

У каждого типа кораблей свои модули, которые можно ставить только на данный тип. Например, у фрегатов (тяжёлых кораблей) это всякие чинилки и генераторы щитов, устанавливающие на себя и союзников защитное поле. У перехватчиков - это в основном, модули, увеличивающие урон противнику. Для штурмовика же это, в основном, дебафы.

Само собой, есть в игре и система доната такая же, как в любой условно-бесплатной игре. То есть ей можно пользоваться, чтобы ускорить прокачку или оформить свой корабль всякими наклейками, а можно играть совершенно бесплатно, благо денег за каждый бой дают довольно прилично, и накопить на свои первые три корабля будет довольно легко.

Star Conflict – игра в стиле MMORPG

Пока вы летаете, вам даётся опыт, за счёт которого растут ваши характеристики.

Игра Стар Конфликт содержит и ряд РПГ-элементов. К примеру - дерево талантов, таких, как увеличение дальности сенсоров или силы щитов. Когда вы прокачиваете ранги корабля, вы открываете новые таланты, которые здесь называются перки, Перки - это основное преимущество кораблей.

Вы как пилот можете ставить себе имплантанты. Причём, прокачивать вы можете разные ветки талантов, для каждой фракции - свои.

В конце каждого боя вы можете провести археологическую раскопку и поискать трофеи. Вы можете найти зелёный вещи, фиолетовые вещи, кредиты, а если повезёт, то можно накопать и совершенно эпический модуль. У вас есть один шанс из десяти, что вы найдёте что-нибудь крутое. Шанс можно повысить ещё на 20 процентов, но уже за донат.

Ещё одна фишка в стиле MMORPG - система контрактов. Вы заключаете контракты у разных корпораций и выполняете квесты. По мере того, как вы будете прокачивать отношения с корпорацией, вам будут давать более прибыльные задания.

Есть здесь и местные кланы - они же корпорации. Вы можете вступить в одну из них, а можете создать свою, правда, это стоит 3000 кредитов.

В профиле вы можете посмотреть свои характеристики, медальки, достижения и прочее.

Итог

Игра бесплатна, она не требует ни подписки, ни обязательных платежей. Любой желающий может зайти в неё через свой стим-аккаунт и свободно играть. Не смотря на блестящую графику, игра неплохо оптимизирована, что позволяет играть даже на ноутбуке.

Конечно, чтобы суметь проникнуться звёздными войнушками на просторах галактики, нужно быть убеждённым фанатом данной тематики.

В своём сегменте игра Стар Конфликт не имеет себе равных. Разработчики весьма успешно заняли нишу симуляторов космических битв, создав очень успешный тайм-киллер. Star Conflict – это интересный проект, не требующий от вас массы свободного времени. Даже если вы не поклонник Звёздных Войн, игра может неплохо вас развлечь. Ну а поклонникам жанра остаётся только сказать - добро пожаловать!

Еще не все пришли в норму после празднования Нового Года, а в одном онлайн-шутере появились два обновления подряд, рассказ о которых с трудом уместился в устоявшиеся рамки обзора.

Отправить

В самом конце 2016 года вышло большое обновление под названием Evolution, которое позволило фанатам космических шутеров с пользой провести новогодние каникулы. Пока пилоты осваивали новый функционал, разработчики не сидели сложа руки, а собирали статистику, результатом которой стало появление хотфикса, вышедшего месяц спустя.

Тема сражений в космосе до сих пор актуальна, поэтому мы провели не один десяток боев и превратили в килотонны металлолома множество звездолетов во время подготовки к обзору нововведений, появившихся совсем недавно.

Одним из значимых событий в мире стало открытие новой космической станции, расположенной во вселенной пришельцев. Вокруг нее сформировано огромное количество заданий, которые придутся по вкусу опытным игрокам и помогут накопить достаточное количество ресурсов для всевозможных улучшений кораблей. Станция носит имя Эллидиум Тета и расположена в локации Левиафан, в одном из самых опасных мест для пилотов. Новичкам туда путь заказан, но бывалых игроков ждет ценная добыча неподалеку. По сюжету ученые станции освоили новую методику, сочетающую обширные знания человечества и материалы, захваченные у пришельцев. Неудивительно, что в появились уникальные корабли, выращенные по недоступным ранее технологиям. Основная их особенность - способность развиваться с помощью особых ксенокристаллов.

Первым кораблем, выращенным с использованием материалов пришельцев, стал ударный штурмовик TharGa. Для создания звездолета необходимо сначала собрать капсулу кабины пилота, а затем нарастить вокруг нее специальную массу. TharGa отличается от обычных кораблей автоматическим восстановлением прочности корпуса и щитов, а также способностью восстанавливать их после успешных атак. Звездолет обладает ускоренным метаболизмом, может кратковременно увеличивать урон и скорость на значительную величину. Самой интересной его особенностью стала возможность самостоятельно улучшать корабль в уникальном дереве развития. Пилоты будут открывать доступные модификации спецмодулей, выбор которых определит задачи звездолета, а также его внешний вид.


Дополнительно можно улучшать модули наведения, повышать запас энергии или время ее регенерации, максимальную скорость и множество других параметров. После изучения всех доступных улучшений, их необходимо добавить в свободные слоты на корабле, число которых ограничено. Поэтому пилотам придется выбирать конфигурацию модулей под конкретные задачи и стиль игры. Состав модификаций можно изменить в ангаре. Тогда в следующем полете звездолет приобретет совершенно иные характеристики. Пилотам доступны более сотни различных модификаций, от количества которых меняется ранг корабля и его внешний вид.

За месяц, прошедший со старта обновления, расторопные пилоты смогли обзавестись двумя дополнительными кораблями, анонсированными еще в конце декабря. Один из них - командный штурмовик Иерихона - называется Dart. Он оснащен уникальным орудием с мощным уроном, которое в то же время ускоряет перезарядку боевых командных модулей, а также специальным щитом, прикрывающим переднюю полусферу корабля дополнительным энергополем. Эти модули позволяют звездолету оставаться неуязвимым на короткое время, если пилот правильно выбрал позицию в гуще боя. Также звездолет обладает способностью повышать вероятность нанесения критического урона для себя и союзников неподалеку.


Другим интересным кораблем стал дальнобойный фрегат Империи Gargoyle, всем своим видом показывающий, что с ним шутки плохи. Этот огромный звездолет способен адаптироваться под разные режимы боя благодаря своим модулям. Особый дезинтегратор активирует снайперское орудие, каждый выстрел которого наносит дополнительный термический урон по фрегатам и эсминцам, а попадание по цели повышает урон следующего выстрела. Наличие электромагнитной бозонной пушки позволяет поражать врагов статическим зарядом, наносящим урон по площади. В массовых стычках следует быть осторожным при стрельбе, чтобы не задеть зарядами союзников.

Отличным подспорьем для звездолета стал боевой модуль, снижающий темп стрельбы цели и одновременно повышающий темп собственных орудий. Завершает список бонусов способность увеличить скорострельность пушек после успешного уничтожения вражеского корабля, что делает фрегат грозным участником командных сражениях.


Новые корабли безусловно хороши, но в начале обновления только редкие пилоты могли заполучить их в свое распоряжение. Сейчас ресурсы на эти корабли может заработать любой пилот. Достаточно выполнять ежедневные задания на полеты в звене со своими боевыми друзьями. Также ресурсы для этих кораблей - блоки управления - будут использоваться в торговле между игроками. Разработчики обещают, что появление этой возможности не за горами.

Как уже было сказано, команда разработчиков за время новогодних каникул смогла проанализировать результаты множества боев, по итогам которых появились некоторые изменения в параметрах боевых звездолетов, что должно сбалансировать командные сражения в лучшую сторону.


Характеристики кораблей Dart и Gargoyle с момента выхода не изменились, но повышен их ранг - до одиннадцатого. Это принесло заметное облегчение в ряды пилотов: звездолеты вносили серьезный дисбаланс на средних рангах, как только первые наемники смогли ими завладеть. А вот всеми любимый TharGa получил корпус повышенной прочности и повысил скорость поворотов, что позволило ему чувствовать себя увереннее на младших рангах, хотя многие пилоты скажут, что эта уверенность получилась чрезмерной.

Среди других изменений следует отметить увеличенную продолжительность боев в некоторых режимах, а также большее количество очков, необходимых для победы. Все изменения основаны на собранной во время праздников статистике.

Многие игроки положительно восприняли усиление фрегатов прикрытия, которые незаменимы для защиты команды от ракет противника и повышения оборонительных качеств союзников. Звездолетам увеличили сопротивление щитов на десять единиц к каждому типу урона. Ходят слухи, что подобное изменение - лишь первая порция правок для кораблей данного типа.


Нельзя не заметить переработанное окно статистики, появляющееся в конце каждого боя. Оно стало гораздо нагляднее для новичка: блок информации по пилотам вынесен в отдельную вкладку, а экран боевой эффективности стало легче читать. Некоторые ветераны, привыкшие к старому интерфейсу, жалуются на бесполезность такого нововведения. Тем не менее, теперь внимание пилотов сконцентрировано на личных достижениях, которые видны сразу после завершения поединка.

Подводя итог, хочется заметить сильное желание разработчиков довести продукт до совершенства. Star Conflict с каждым нововведением становится интереснее и вырастает из жанра сессионного шутера, приобретая черты массовой многопользовательской онлайн игры.

Общие сведения

Системные требования

Жанр: симулятор космических кораблей, MMOTPS
Операционная система: Windows XP и старше
Тип: клиентская игра, free-to-play
Процессор: 2.0 ГГц, Intel Pentium 4 / AMD Athlon II
Дата выхода: 27 февраля 2013 года
Оперативная память: 1 Гб
Разработчик: Targem Games
Видеокарта: 512 МБ, NVidia / AMD Radeon / Intel (HD 3000)
с поддержкой Pixel Shader 3.0 (кроме AMD Radeon серии X1000)
Официальный сайт:
Место на жестком диске: 6 Гб

Еще в 2011 году компании Star Gem и Gaijin Entertainment анонсировали космический экшен Star Conflict. Однако версия 1.0 вышла только в феврале 2013 года.
Основа игры Star Conflict сессионные бои на просторах Галактики, хотя ими дело не ограничивается. Примерив на себя роль свирепого наемника, Вы будете принимать участие в бескомпромиссных "зарубах", покупать и улучшать звездолеты, крафтить и устанавливать на них специальные модули, выполнять интересные контракты и даже прокачивать пилота с помощью имплантов. Надо сказать, что перед разработчиками стояла непростая задача, сделать интересный и одновременно реалистичный геймплей. В принципе, это у них получилось.

Обои Star Conflict

Управление Вашим железным ястребом , довольно легкое и не принужденное, при этом чувство топорности не возникает. Космические корабли ведут себя естественно, так как и положено в открытом пространстве без гравитации. Тем не менее, низкий порог вхождения скрывает за собой сложную систему маневров и тактических действий, и еще большую глубину ей придают классы кораблей.

Категории кораблей

Корабли делятся на три категории: маневренный и легкий Перехватчик , величественный Фрегат и главная боевая сила - Штурмовик . Казалось бы, маловато разнообразия, однако, в Звездном конфликте принимают участие 3 стороны: Федерации, Империя и Иерихони и у каждой из сторон конфликта свои уникальные звездолеты каждого класса. К услугам игрока невидимки, не убиваемые заградители, дальнобойные крейсеры, перехватчики радиоэлектронной борьбы и многие другие.
Каждый корабль можно улучшить с помощью синэнергии, местного аналога опыта получаемого в боях. С каждым уровнем растут и параметры техники : щиты, прочность корпуса и маневренность, а также появляются новые свойства. Например, ускорение поворота крыла или меньший расход энергии на форсаж. По достижению определенного уровня открываются новый, более современный звездолет этого класса. Добавьте к этому различные активные модули, типы вооружения и прочие комплектующие, и поймете, что любителям прокачки есть где разгуляться.

Режимы игры Star Conflict

Режимов в Star Conflict тоже немало, помимо обычных схваток за фраги в игре представлены соревнования по захвату Маяков, сражения с капитанами, своего рода космический футбол и битвы на выживание. У каждого варианта свои правила, тактика и поведение, в зависимости от роли в группе. Несмотря на, то что действие происходит в космосе, локации тоже разнятся. Одни, из-за бескрайних просторов подходят для перехватчиков, другие же позволяют тяжелым кораблям скрываться между метеоритами и обломками.
Найдут себе занятие и любители клановых войн, к их услугам вся изученная Галактика поделенная на секторы, которые можно захватывать ради ресурсов, артефактов или игровой валюты. Впрочем, жаждущих халявы хватает, поэтому, война за контроль в космосе не прекратится никогда. Есть тут и система миссий, нечто вроде космических инстансов со своими особенностями, боссами и трофеями. Там нам придется защищать флот беженцев, охотиться за террористами, обезвреживать защитные орудия и даже сражаться внутри огромного корабля.

Картинки Star Conflict

Конечно же, нельзя не упомянуть и об одном из главнейших последних обновлений – «Вторжение», где появился открытый мир. На самом деле, назвать его так можно с большой натяжкой, он не бесшовный и состоит из локации. В этом режиме мы выбираем одну из фракций и отправляемся совершать подвиги в её честь, причем ограничений почти нет, летите куда хотите, сражайтесь с инопланетянами, выполняйте квесты, добывайте ресурсы и сокровища и убивайте других игроков. Важно и то, что именно здесь мы получаем все необходимое для улучшения комплектующих и оружие высшего уровня. Кстати, ресурсы добытые в открытом космосе можно переработать для создания и улучшения приборов, вооружения или расходных материалов. Главное следить за топливом и помнить, что где-то рядом с целью поживиться, рыскают сотни таких же головорезов, поэтому заниматься бесчинствами, заниматься веселее и безопаснее в коллективе.
И напоследок, пару слов о монетизации. В данной MMO , она является скорее полезным дополнением, чем обязательным фактором. Все возможности доступны и без денежных вложений, которые влияют лишь на скорость прокачки и модернизацию ваших кораблей.
Star Conflict получилось достаточно интересной, её явные плюсы простота управления и красочные бои, что может приковать Вас к монитору на несколько боёв в день. Однако, для полного погружения и врастания корнями в стул, пока не хватает глубины и атмосферы. Впрочем, разработчики регулярно делают для Star Conflict действительно интересный контент. Например, недавно они добавили рейдовых боссов, а скоро введут еще и огромные клановые корабли Дредноуты. Так, что в будущем все это может стать хорошим козырем в борьбе с конкурентами.

Новое на сайте

>

Самое популярное