Домой Ягоды Вход в парижские катакомбы. Как попасть в парижские катакомбы? Неизвестные группы творят здесь странные дела

Вход в парижские катакомбы. Как попасть в парижские катакомбы? Неизвестные группы творят здесь странные дела

Париж называют городом любви, романтики, моды и стиля, а еще его называют «городом на костях». Такое название город получил благодаря обширной сети подземных тоннелей, на которых, буквально, примостился Париж.

Парижские Катакомбы или les Catacombes de Paris, пожалуй, самое не парижское и мрачное место во всей столице. Бывшие каменоломни, превратившиеся в одну из популярнейших достопримечательностей Парижа. В них хранятся воспоминания о целых эпохах. В них томятся души миллионов.

Неожиданное открытие. История Парижских катакомб.

В 1774 году, за неделю до Рождества, у главных таможенных ворот на южной окраине Парижа, как обычно, было оживленно, въезд в город был запружен транспортом. Город наполнял свои рынки, готовился к праздникам. И все бы было как обычно, но повозка, шедшая из Орлеана, попала в яму на центральной дороге, ведущей в Париж.

В любом другом месте никого бы не удивила яма размером с лошадь, однако эта яма появилась внезапно. Эта часть дороги называлась Rue d’Enfer или Адовая улица. Спустя несколько часов, скот у таможенных ворот охватила паника, крыши стоящих домов покосились, раздался ужасающий треск, и облако пыли поднялось в воздух. Когда пыльная завеса приоткрылась, домов, расположенных вдоль восточной стороны улицы Денфер, не было. На этом месте зияла огромная расщелина, названная впоследствии «вратами ада». Это был первый признак надвигающейся катастрофы, в результате которой почти двадцать квадратных километров между Монмартром и улицей Монтань-Сен-Женевьев могли быть стерты с лица земли.

Спасение Парижа

Спустя чуть более двух лет, в Париже появился человек, чье имя было широко известно всей Европе. Архитектор Шарль-Аксель Гийомо прибыл в Париж из Рима для осмотра места обрушения и оценки надежности работ, которые велись последние два года, чтобы предотвратить последующие катастрофы. Он стал инспектором каменоломен.

В течение следующих двенадцати лет Шарль-Аксель занимал этот пост и творил чудо там, где мог, под землей. Была составлена карта каменоломен в масштабе 1:216, это была более точная карта, чем карта самого Парижа. Многочисленные каменные обвалы были превращены в красивые закрученные конусы каменной кладки.

Страшные тоннели были укреплены и облагорожены стенами из известняка, на гладких поверхностях которых были вырезаны надписи с указанием номера работ, архитектора и даты. Первые два года Гийомо «рисовал» подземный город. Каждая его линия превращалась в улицу. Он прорыл коридоры под фасадами домов и «верхний» Париж получил свое зеркальное отражение. Названия улиц были выгравированы на плитах, а цветок лилии означал, что где-то поблизости есть церковь или монастырь. Через десять лет, когда все части подземной карты были сложены воедино, история города открылась перед Гийомо.

Оссуарий

Кладбище Невинных появилось в IX веке за пределами города. Оно считалось действующим почти 900лет, прежде чем однажды жители разрастающегося города не обнаружили в своих подвалах человеческие останки. Тогда Гийомо предложил перенести все останки многовековой давности в склеп, который он разрешил организовать в укрепленных каменоломнях. Помимо этого сюда будут перенесены все трупы, загрязняющие городскую среду. Для этой цели было выделено 12 000 квадратных метров под улицей Денфер. В память о Риме, Гийомо назвал склеп Катакомбами.

В 1786 году началось перемещение умерших парижан. Больше года жителям не давали спать свет факелом, молитвенные песни священников и скрипучие повозки, заполненные человеческими костями. Там были монахи с монастырских кладбищ, жертвы Варфоломеевской ночи и их убийцы-католики, были и останки с безымянных кладбищ, появившихся еще до крещения города в III веке.

Количество скелетов, перевезенных за пятнадцать месяцев, было в десять раз больше, чем население Парижа на тот момент. Внизу кости разбирали и раскладывали в колонны и ряды, выкладывали стены из берцовых костей, и составляли украшения из черепов. После революции Катакомбы приняли и останки аристократов, павших в том перевороте. А позже и сам Шарль-Аксель Гийомо оказался среди безымянных костей, обретя покой в сырости своего шедевра.

Для желающих посетить катакомбы

Сегодня лишь небольшая часть Катакомб открыта для посещения. Однако, там ничего не изменилась за два с лишним века. Попасть на экскурсию может каждый желающий, найдя павильон на площади Денфер-Рошро, рядом с одноименной станцией метро. На следующий день после дождя, скорее всего, Катакомбы будут закрыты, так как вода, просочившаяся через грунт, подтапливает подземелье. Очередь в бывшие каменоломни едва ли не такая же, как на Эйфелеву башню, об этом стоит помнить при планировании посещения этого таинственного, мрачного и мистического места, где покоятся свидетели всех трагедий Парижа.

Как добраться?

Добраться до входа в парижские катакомбы проще всего на метро, станция Denfert-Rochereau .



|
|

Любители острых ощущений обязательно включат катакомбы Парижа в программу осмотра любопытных мест, чтобы пощекотать нервишки, окунувшись в таинственную атмосферу прошлого.


Если не боитесь призраков и могил, спуститесь в подземелье, чтобы соприкоснуться с потусторонним, ощутить дыхание и запах смерти, посмотреть в глаза тем, кто давно переправился на другую сторону реки Стикс, и разгадал тайну загробной жизни.

Билеты в катакомбы Парижа без очереди можно купить

Вначале были камни

Подземный город мертвых появился в конце XVIII столетия, но началось все гораздо раньше и довольно прозаично – с добычи камня. До Х столетия разработки велись на левом берегу Сены, затем перекинулись на правый берег. До конца века камень добывали на поверхности, но его запасы стали истощаться, и решено было углубиться под землю.


Людовик XI проявил щедрость и отдал прилегающие к замку Воверт территории ради вырубки известняка. В центре, где сейчас раскинулся Люксембургский сад , некогда начались первые подземные работы.

Далее новые шахты стали расходиться лучами, и идя по улицам Сен-Жермен-де-Пре, Вожирар, Сен-Жак и Гобелен, а также вдоль лечебницы Валь-де-Грас, помните, что в нескольких метрах под вами притаилась другая, скрытая от любопытного взора часть Парижа.


Когда стали образовываться большие пустоты, им стали находить полезное применение. Это оказались отличные погреба, а потому в 1259 году монахи, чьи монастыри находились в непосредственной близости от пустых шахт, превратили их в винные подвалы.

Но город рос, и к XVII столетию его границы пересеклись с каменоломнями. Пригород Святого Виктора, который сейчас соединяет восточную периферию от Рю-дез-Экольсюгом до Жоффруа Сент-Иллер; а также улица Сен-Жак и территория Сен-Жермен-де-Пари превратились в наиболее коварные зоны, фактически нависая над бездной.


Когда угрозу обвалов уже нельзя было игнорировать, Людовик XVI весной 1777 года приказал организовать Генеральную инспекцию, чтобы она вплотную занялась каменоломнями. Работает она и сейчас, а ее главная задача – заниматься укреплением шахт, чтобы задержать и предотвратить их разрушение, что в последнее время стало главной проблемой из-за подземных течений Сены, настойчиво затопляющих усыпальницу.

К сожалению, инженерная мысль современной инспекции не идет дальше бетона, которым попросту заливают проблемные ниши. Таким образом, погребены и стали потеряны навсегда гипсовые каменоломни северного Парижа, а вода тем временем находит для себя другие лазейки.

Кладбищенские истории

Церковь всегда трепетно относилась к соблюдению собственных интересов, а потому всячески приветствовала захоронения на прилегающих к ней землях. Место на кладбище и отпевание были одним из видов дохода, а учитывая высокую смертность, это был немаленький куш.


Судите сами: антисанитария; медицина на зачаточном уровне, да и та больше карательная, нежели исцеляющая; только бубонная чума 1418 года принесла урожай из 50 000 трупов. А если случался период слишком долгого воздержания, всегда можно было устроить Варфоломеевскую ночь, что и случилось в 1572 году, принеся на кладбища церквей более 30 000 погибших.

Кладбище Невинных обслуживало 19 церквей, работая с XI столетия, и можно только представить плотность его «населения». К XVIII веку в каждой могиле лежало порой по 1 500 тел из разных отрезков времени.


Вглубь такие братские могилы уходили на 10 метров, а верхний слой земли не превышал 2-х метров. На 7 000 кв. м общее количество тел составляло более двух миллионов, и естественно, что скоро ситуация вышла из-под контроля – миазмы заполнили Париж, с новой силой вспыхнули инфекции, даже вино и молоко не выдерживали, начиная скисать.

Кроме того, кладбище стало излюбленным местом для сомнительных личностей: бездомных, разбойников и даже ведьм с колдунами.

Первые поселенцы оссуария

Церковь долго защищала свои владения, но вынуждена была подчиниться указу парижского парламента, который в 1763 году запретил и дальше хоронить в городе. И все же кладбище просуществовало до 1780 года, пока отделяющая его стена не рухнула, заполнив подвалы ближайших домов нечистотами, болотом и останками мертвых.


Это событие положило начало новой системе – захоронения в жилой части решительно запретили, а прах из могил отправили на глубину 17,5 метров в бездействующие карьеры Томб-Исуар. Больше года ушло на то, чтобы собрать, подвергнуть дезинфекции и выложить кости в их новом доме.

Когда с кладбищем Невинных разобрались, в очередь выстроились еще 17 больших и 300 мелких погостов.


Санитары города работали ночью, способствуя рождению легенд с налетом мистики. Так появились катакомбы под Парижем, куда сегодня стремятся попасть туристы, мужественно выстаивая длинные очереди у павильона возле метро Данфер-Рошро. Как только увидите льва знаменитого скульптора Бартольди, значит, вы у цели.

Прогулка в городе мертвых

Начиная спуск в подземелье, вы пройдете 130 ступеней, уходя на 20 метров вглубь по винтовой лестнице, и ощущая постепенное снижение температуры (внизу она постоянно держится +14).


Внизу вы окажетесь в преддверии царства духов, но до самого склепа еще надо пройти по узкому длинному коридору, который постоянно ответвляется, приглашая свернуть направо или налево. Но вам надо следовать за своей группой, не выходя за пределы туристической зоны, чтобы бригада полиции не выписала вам штраф как минимум на 60 евро.

Создана эта полиция специально для катакомб еще в 1955 году. И не зря, поскольку до того, как из подземелья сделали музей, в его лабиринтах потерялось множество людей. Сторож Филибер Аспер, который работал при храме Валь-де-Грас в 1793 году, решил поживиться вином, хранящимся в погребах.


Неизвестно, нашел он вожделенный напиток или нет, но выход из хитрого переплетения коридоров он точно потерял. Останки бедняги нашли спустя 11 лет, а клочки одежды и связка ключей стали опознавательным знаком его личности.

Миновав несколько залов, вы попадаете в склеп, по бокам которого, словно стражи, стоят черные с белым колонны, напоминающие монашеское одеяние, а на балке между ними можно прочитать: «Остановись! Тут Империя смерти» . В этот момент неизменно вспоминается еще одна цитата: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» .


Подобные предостережения только подстегивают и дальше смотреть Катакомбы Парижа, невзирая на другие таблички, предупреждающие о тленности бытия.

Продвигаясь дальше, невольно проникаешься царящей внутри атмосферой, прислушиваясь к равномерному шуршанию гравия под ногами, одиноким каплям где-то вдалеке. Тусклое желтоватое освещение и пустые глазницы шести миллионов местных обитателей заставляют задуматься о смерти во всех ее проявлениях.

А ведь когда-то все эти черепа и кости были живыми людьми, которые мечтали, любили, плакали, боялись, страдали, строили планы, о чем-то сожалели или радовались, смеялись.


На фото Катакомбы Парижа передают лишь небольшую часть тех эмоций, которые испытывает человек, спускаясь в некрополь. Только представьте – он занимает около 11 000 кв. метров по площади, а протяженность тоннелей – до 300 км.

Обойти и обслужить такую территорию невозможно, а потому для посещений облагородили маршрут, занимающий 1,7 км, что тоже немало. На ее осмотр обычно уходит около 45-и минут.


Говорят, что «дикие» места сплошь усеяны костями в хаотичном порядке, и до них никому нет дела. В тишине, покое и мраке отдыхают окончившие свою земную юдоль парижане, жившие в далекие времена. Какие мысли, страхи и чаянья испытывали они при жизни?

Глядя на них, хочется рассмотреть их настоящие лица. Кто знает, возможно, вы всматриваетесь в глазницы поэта Шарля Перро, самого могущественного и состоятельного человека своей эпохи – Николя Фуке, известного революционера – Максимилиана Робеспьера или Луи Антуана де Сен-Жюста. Возможно, из-за ширмы потустороннего мира на вас взирает Блез Паскаль – философ, математик, великий литератор, физик и механик.


Еще много знаменитых личностей нашли покой в городе мертвых. Но где те, кому некогда поклонялась вся Франция и даже мир, определить невозможно, поскольку их кости давно смешались с другими, чей безымянный прах ровными рядами уложен в бесконечных коридорах вдоль сырых стен.

И живые находят тут временное пристанище

В разные времена Парижские катакомбы служили не только усыпальницей мертвым, живые тоже находили им практическое применение. Так, в период Второй мировой тут размещался тайный бункер фашистов. Но самое поразительное, что соседями им был центр французского Сопротивления, который находился всего на расстоянии 500 метров от них.


В свое время Бонапарт Наполеон тоже любил принимать высокопоставленных гостей в той части галереи, куда было подведено освещение. Во времена холодной войны над миром нависла угроза ядерной бомбардировки, и на этот случай в катакомбах были обустроены бомбоубежища.

Поскольку подземелье всегда держит одну температуру и влажность, это идеальный климат для выращивания шампиньонов – излюбленного продукта французской кухни .

Сверхъестественное парижских катакомб

Пришло время узнать некоторые ужасы про катакомбы Парижа, которые неизменно должны были родиться в течение истории их существования. Многие считают невероятным тот факт, что несчастные, заблудившиеся в многочисленных лабиринтах, так и не были найдены.


Конечно, непосвященным сложно ориентироваться в столь мрачном месте, но если они погибли, куда подевались тела?

На юге Парижа находится парк Монсури. Но он известен не только своим прозвищем «Мышиная гора», памятным знаком Парижского меридиана из камня, большой территорией, и живописным прудом.

Говорят, что время от времени в нем замечают странную тень, очень быструю и загадочную. Ее обиталище – подземные галереи, пролегающие под парком. Появление тени всегда неожиданно, сопровождается трупным запахом и жутким холодом.


Рассмотреть ее невозможно, а лишь уловить периферийным зрением, но это не сулит ничего хорошего. Считается, что этот фантом – вестник скорой смерти.

Еще, если верить руководству и членам труппы Гранд-оперы, призрак оперы вполне реален. Он навечно зарезервировал себе ложу №5 первого яруса, и в нее никогда не продают билеты зрителям. Когда представление заканчивается, он уходит в катакомбы до следующего раза.


За многие годы накопилось немало случаев соприкосновения с загадочными явлениями, которые парижане объясняют активностью обитателей подземного города.

Так, в марте 1846 года одна из газет описала в рубрике судебной хроники необычный эпизод, который так и не удалось раскрыть. В ней говорилось, что на месте строительной площадки, где сносились старые дома, чтобы проложить новую улицу Кюжас, которая соединит Пантеон и Сорбонну, несколько ночей кряду происходило странное.

Площадка эта принадлежала торговцу деревом – Лериблю, а рядом с ней стоял одинокий дом, который и стал объектом нападения. С наступлением темноты на дом начинали падать камни, причем настолько крупные и с такой мощью, что подобное не под силу ни одному человеку.


Строение понесло значительные повреждения: выбитые окна, поврежденные рамы и искореженные двери. Чтобы поймать преступника был прислан полицейский патруль, а ночью во двор пускали злых псов, но и это не помогло. Кто был виновником вандализма, так и не удалось установить, поскольку атаки прекратились так же внезапно, как начались.

Мнение мистиков по этому поводу едино – строительные работы растревожили души мертвых из катакомб, и они пытались прогнать нарушителей покоя.


Каждая история будоражит воображение и толкает искателей приключений в Парижские катакомбы за порцией адреналина. Но авантюристов не привлекают «прилизанные» коридоры, им подавай дикие, нехоженые места. Катафилы и диггеры проникают туда сквозь канализационные люки или тоннели метро, но вот обратную дорогу найти удается не всем.

Катакомбы Парижа на карте

Эта тема не раз вдохновляла писателей, кинематографистов и создателей компьютерных игр на собственные сюжеты с мистикой, тайнами и приключениями героев.

Катакомбы Парижа – самая экзотическая часть истории, придающая городу нотку загадочности. Без сомнений, если вы не слишком впечатлительны, не страдаете сердечными заболеваниями, и у вас нет проблем с дыханием, вам стоит увидеть место последнего упокоения средневековых парижан, и возможно, вы узнаете некоторые их тайны.

Катакомбы Парижа Видео

Точный Адрес: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy — 75014 Paris

Время Работы: Вторник — Воскресенье с 10:00 до 20:30 (касса закрывается в 19:30)

Катакомбы закрыты: По Понедельникам и некоторым праздникам 1 мая и 15 августа

Фотогалерея катокомбы Парижа

1 of 21

Катакомбы Парижа

— это сеть рукотворных тоннелей под Парижем, заполненная костями миллионов людей. Вы узнаете как увидеть самую противоречивую достопримечательность Парижа.

Катакомбы образовались в результате добычи известняка, а кости сюда принесли с городских кладбищ, когда те стали переполняться. Здесь лежат останки Максимилиана Робеспьера — французского революционера. Парижские катакомбы, это одна из самых необычных мировых достопримечательностей.

При первой попытке посетить катакомбы Парижа оказалось, что вход в них открыт только до 16:00 и мы уже опоздали.

Второй раз мы решили не стоять в очереди, которая почти замкнулась в кольцо вокруг сквера Клода-Николя Леду.

На третий раз мы пришли пораньше, думали, что народу не будет, но фокус не удался. Очередь была на прежнем месте. Пришлось стоять. Место необычное и попасть туда очень хотелось. В итоге под землю мы спустились через два с половиной часа.

Статья отредактирована 04.07.2019

Как попасть в катакомбы

Вход в Парижские катакомбы находится в 14-м округе Парижа на площади Denfert-Rochereau со стороны проспекта Женераль Леклерк. Касса там же у входа. Если не ориентируетесь в парижских районах — читайте нашу статью . Узнаете, где там лучше поселиться, чтобы удобней было осматривать город.

На метро к катакомбам (линии 4 и 6) или RER (линия В) ехать до станции Denfert-Rochereau.

На автобусах по маршрутам 38 и 68.

Вход в катакомбы


Вход в Катакомбы Парижа

Вход в катакомбы на карте

Экскурсия по катакомбам с гидом (по-русски)

Часы работы

Катакомбы открыты ежедневно с 10:00 до 17:00 , кроме понедельника и праздничных дней.

Купить билеты можно до 16:00.

Цена билета с аудиогидом €29

Сайт парижских подземелий (есть русский язык): www.catacombes.paris.fr

Условия в Катакомбах

Персонал, обслуживающий Катакомбы следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

Протяженность тоннеля 2 км , прохождение которых занимает примерно 45 минут времени.

В тоннелях нет туалетов, гардеробов, лифтов и прочих удобств, включая сотовую связь.

Чтобы спуститься в Катакомбы нужно пройти по узкой винтовой лестнице 130 ступеней и еще 83 ступени, чтобы подняться обратно на поверхность.

В тоннелях постоянная температура 14°C и высокая влажность – не забудьте одеться потеплее.

Катакомбы не стоит посещать людям с проблемами с дыханием или сердцем, а также детям и впечатлительным личностям.

В катакомбы не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Фото и видеосъемка

В Катакомбах Парижа можно фотографировать для личных целей, без использования вспышки и штатива. Но все снимают как хотят.

Самостоятельная экскурсия по катакомбам

Возвращаемся в наши дни.

От кассы в сторону уходит коридор из которого винтовая лестница ведет на 20 метров под землю. Спускаясь вниз заметно холодает. Круглый год в подземельях сохраняется постоянная температура +14 градусов . Воздух очень влажный.

Куртки пришлось надевать сразу как спустились, хорошо хоть взять их догадались.

Дальше идем по длинному узкому коридору, который периодически куда-то поворачивает, соединяется с другими коридорами. На стенах написаны названия улиц под которыми проходит тоннель. Сейчас в катакомбах Парижа заблудиться не возможно, все лишние проходы перегорожены, но до того как из них сделали музей такие случаи бывали. Пройдя несколько небольших залов, коридор выводит ко входу в склеп, где начинаются длинные галереи заполненные останками жителей Парижа.

Вход в склеп обрамлен двумя колоннами черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Балка поддерживающая потолок между колоннами содержит надпись:

Arrête, c’est ici l’empire de la mort.

Остановись! Здесь царство Смерти.

В склепе установлено множество табличек с надписями, отражающими хрупкость человеческой жизни.

Ряд костей, который обращен к проходу, аккуратно уложен и образует стену общей протяженностью 780 метров и высотой почти до потолка подземелий. Поначалу, кости просто бросали в кучу. В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей. Эта стена обращена к туристам. Местами её даже украсили узорами из черепов. Остальные кости по-прежнему свалены в кучу позади.

На поверхности земли, мы не замечаем того, насколько всему живому необходим свет. Но здесь, единственные источники света это небольшие прожекторы. В их лучах появляется жизнь. Мох на стенах тоннелей растёт точно в форме луча света от прожектора.

На выходе из катакомб досматривают сумки, что бы ни кто не прихватил с собой «сувенир» на память. Когда выходишь на свет, появляется мысль: «Где я?». Перед глазами стена какого-то здания, солнце слепит глаза и непонятно в какую сторону идти. Там рядом есть магазин с сувенирами, но он бестолковый, можно купить мультяшный пластмассовый череп.

Во время Второй Мировой Войны в катакомбах, в паре километров друг от друга, одновременно находились секретный бункер фашистов и штаб французского сопротивления.

История парижских Катакомб

Как появились сами тоннели

Первые подземные разработки начались в 12-13 веках , на территории современного Люксембургского сада.

Париж рос, дворцы и новые соборы требовали большое количество известняка. Его как раз и добывали в этих подземельях. В частности, из этого камня построен Собор Парижской Богоматери. С увеличением Парижа росли и катакомбы. К 17 веку подземелья оказались в черте города, и некоторые дома буквально висели над тоннелями. Кое-где случались обвалы.

В 1777 году, по приказу Короля Франции Людовика XVI, была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая, кстати, существует и по сей день . Она следит за состоянием подземелий уже более двухсот лет.

С появлением инспекции начались масштабные работы по укреплению каменоломен.

Для предотвращения обвалов опасные тоннели заполняют бетоном. Этот способ прост и надежен. Благодаря бетонированию городские улицы перестали проваливаться, но с другой стороны часть катакомб исчезла. В частности, полностью утрачены гипсовые разработки на севере Парижа.

Склеп

Откуда в катакомбах кости

Одновременно с обширной сетью подземелий, в Париже назревала другая проблема — переполнение городских кладбищ. По христианской традиции умерших следовало хоронить на землях, принадлежавших церкви. Эту традицию всячески поддерживали представители духовенства, получая прибыль за ритуальные услуги.

Самое известное парижское кладбище «Невинных» принимало в свои земли усопших почти со всего города. Туда же хоронили жертв эпидемии бубонной чумы и Варфоломеевской ночи.

A la mort on laisse tout — Смерть забирает всё

Книга Экклезиаста

В результате, к 1763 году , когда вышел запрет на захоронения в черте города, на кладбище было захоронено около двух миллионов человек. И это на площади в 7000 кв. м. — всего лишь квадрат 84Х84 метра . Тела в могилы складывали в несколько уровней друг над другом. Так как площадь была ограничена, а расти кладбищу куда-то надо было, оно росло вверх. Уровень земли на кладбище поднялся на два метра над городскими улицами, а слой трупов в некоторых местах доходил до десяти метров. Понятно, что это способствовало ухудшению санитарной обстановки в городе. А каково было жителям ближайших домов.

Точки кипения ситуация достигла в 1780 году, когда гниющая масса тел из склепа в стене кладбища вывалилась. Жители этого не стерпели — по их требованию кладбище закрыли. В настоящее время от него ничего не осталось. В современном Париже, на месте кладбища «Невинных» устроен небольшой сквер с фонтаном.

В 1785 году начались работы по переносу останков с кладбища «Невинных» в бывшие каменоломни, которые продолжались 15 месяцев. Кости чистили, дезинфицировали и спускали под землю. Часто просто сбрасывая их в шахту. После очистки кладбища Невинных кости собирали и с других мест.

Сейчас в том месте, где лежат останки с кладбища Невинных установлена табличка с соответствующей надписью.

В результате, в настоящее время в парижских подземельях находятся останки шести миллионов человек. При этом в современном Париже проживает примерно 2,2 миллиона жителей. Некоторым костям в склепе уже более тысячи лет.

На старых фотографиях работы по обустройству парижских катакомб:

Работы в Катакомбах парижа

Рабочий везет телегу с костями

Легенды парижских катакомб

Теперь поговорим о легендах. Специально сделал эту тему в самом низу, чтобы не отпугнуть впечатлительных читателей. Такое место как не может не обрастать легендами. Оно привлекает толпы поклонников черной магии, сатанизма и прочей нечисти. Кроме них есть диггеры и катафилы — любители парижских катакомб. Все они находят собственные пути под землю и изучают тоннели, не предназначенные для туристов. Для массового посещения открыта только малая часть целого подземного мира — тёмного, запутанного и опасного. Тоннели ветвятся, света нет, сыро, холодно, кругом человеческие кости — представили обстановочку? И входы в этот мир есть не только через кассы и обустроенную экспозицию, а через канализационные коллекторы и тоннели метро.

Истории пропавших

Рассказов о пропавших в катакомбах людях накопилось множество за годы их существования. Многие из них пересказаны уже столько раз, что понять, что правда а что нет уже не возможно, да и звучат они уже больше как сказки. Поэтому мы нашли легенду, в которой есть ядро здравомыслия.

Однажды в одном из тоннелей нашли видеокамеру. На записи было видно, как человек осматривает катакомбы. В какой-то момент он начинает идти быстрее, потом ещё быстрее. Слышно тяжелое дыхание. Потом он побежал и уронил камеру. В кадре видно его ноги — он убегает дальше по тоннелю. Что случилось — никто не знает. Его так и не нашли. Может он просто выбрался и пошел домой, а может и нет — потерялся в бесконечной сети тоннелей, как многие до него.

Видео с этой камеры попало в руки группы энтузиастов, которые попробовали пройти по следам того человека. Они сделали свой фильм. К сожалению, только на английском, но речь разборчивая — понять можно.

Кино конечно сделано так, что нагоняет жуть на человеческий разум. Ролик, снятый той камерой, показан в самом начале первой части. Что случилось с его автором? Я не знаю — скорее всего он просто запаниковал и не смог справиться с эмоциями. В таком месте паника может привести к печальным последствиям.

Интересный факт. В одном из подземных коридоров (не доступных туристам) сохранилась надпись сделанная в 1854 году. Это фамилии полицейских, которые искали здесь контрабандистов.

Парижские катакомбы в кино

Катакомбы Парижа не раз становились декорацией для разных фильмов: профессиональных и любительских, документальных и художественных. Фильмы о катакомбах снимают до сих пор, они часто появляются в сети. Много любительских фильмов на разных языках вы легко можете найти и посмотреть онлайн.

Наиболее известные художественные фильмы это Катакомбы (2006 года) и Париж: Город мёртвых (2014 года). Оба ужастики, из них вы вряд ли узнаете что-то полезное о катакомбах. Например, фильм Париж: Город мёртвых это некая смесь: сюжет от фильма Сокровища нации снятый от первого лица на манер Ведьмы из Блэр. Всё немного сумбурное. Герои фильма упоминают Николя Фламеля — французского алхимика, которому якобы удалось получить философский камень. Его-то они и отправляются искать в подземельях. Но это всё сказка, интересно другое. Дом, где жил и работал Николя Фламель дошёл до наших дней — построенный в 1407 году — это самый старый дом в Париже .

Дом Николя Фламеля расположен в 3-м округе Парижа, по адресу 51, rue Montmorency (улица Монмаранси 51). Ближайшая станция метро Rambuteau . Здание не представляет из себя ничего выдающюегося, и к катакомбам не имеет ни какого отношения, кроме упоминания в фильме.

Несмотря на необычность этой достопримечательности, — это неотъемлемая часть истории города и французского народа. Для расширения кругозора здесь стоит побывать и увидеть всё своими глазами. Тем более для туристов всё благоустроено.

Удачных вам путешествий.

парижские катакомбы. На сегодняшний день подземные туннели - это совокупность пещер общей протяженностью более трех сотен километров, которые проходят практически под всей территорией исторической части Парижа.

Катакомбы Парижа как источник строительного материала

Париж - город музеев с уникальными коллекциями и бесценных шедевров архитектуры, но французская столица прячет под землей одну из самых интересных достопримечательностей - парижские катакомбы. В каком веке началась разработка катакомб - рукотворных пещер, использовавшихся в качестве каменоломен для добычи необходимого для строительства города камня, доподлинно неизвестно. На сегодняшний день катакомбы Парижа (подземные туннели) - это совокупность пещер общей протяженностью более трех сотен километров, которые проходят практически под всей территорией исторической части Парижа.

Ученым удалось установить, что первые катакомбы появились под территорией современного Парижа еще во времена античности. После строились новые здания и дворцы для знати и французской аристократии, для которых был необходим строительный камень, и протяженность катакомб увеличивалась с каждым годом, каждым десятилетием, каждым веком.

Начиная с XII столетия, когда начался бурный рост Парижа, в районе современного Люксембургского сада был добыт первый камень-известняк. Именно из камней, добываемых в этом месте, были построены самые известные памятники архитектуры французской столицы. К ним относится королевский дворец Лувр, собор Парижской Богоматери, а также Сен-Шапель. В те годы, когда велась разработка парижских катакомб, жилых строений над ними не было - эта территория не входила в черту Парижа, впоследствии город разрастался, и новые районы строились над подземными галереями.

Подземный город мёртвых

Шли столетия, и предназначение катакомб изменилось - они стали использоваться как подземное кладбище, постепенно превращаясь в огромный некрополь. Согласно утверждению историков, в этом некрополе нашло последний приют гораздо большее количество людей, чем численность населения современного Парижа. Считается, что в подземном некрополе хранятся останки более 6 миллионов парижан, но в данном случае эти цифры являются весьма приблизительными, а точную статистику воспроизвести в точности невозможно. Некрополь парижских катакомб пополнился и в результате перезахоронения останков из многих средневековых кладбищ города, в 1785 году сюда был перенесен прах людей, которые ранее были захоронены на кладбище Невинных.

После этого парижские катакомбы приобрели новое, ранее неиспользовавшееся название - их стали называть Городом Тьмы. Останками - костями и черепами были выложены стены и потолки подземных галерей без учета социального положения умерших. Кости рабочих, мещан и аристократов были плотно пригнаны друг к другу, и теперь они являются своеобразным декором подземных галерей, привлекая многочисленных туристов. Посещение подземелий связано с тайнами и загадками, мистикой и таинственностью. Среди костей находятся останки двух министров финансов эпохи Людовика XIV - казненного Фуке, и умершего в более позднее время Колбера, здесь покоится прах Робеспьера, Лавуазье, Дантона, Марата. В подземном некрополе похоронен и всемирно известный сказочник Шарль Перро, а также другие французские литераторы - Расин, Блез Паскаль, Рабле.

Магия подземных галерей

Подземные галереи парижских катакомб находятся на глубине, превышающей 20 метров, а большинство туристов, спускаясь вниз и направляясь в сторону окутанного легендами оссуария, об этом даже не подозревают. Недалеко от входа в подземелье до сих пор можно увидеть основание старинного акведука Аркёй , который с полной уверенностью можно назвать одной из достопримечательностей Парижа. На сводах катакомб до сих пор отчетливо видны следы проводившихся здесь работ, можно представить, как рабочие отделяли куски камня старинными несовершенными инструментами и сделать выводы о их нелегком труде. На стенах подземных галерей еще можно различить «черную черту» — специальную выдолбленную в породе линию, которая использовалась в качестве ориентира еще задолго до появления электричества. Теперь парижские катакомбы освещаются, что делает их посещение более удобным, безопасным и доступным для большого количества местных жителей. Рассматривая «черную черту», невольно сравниваешь ее с мифической «нитью Ариадны» — единственным способом выйти из древнего лабиринта.

Пройдя по узким подземным галереям, туристы попадают в более широкую часть парижских катакомб, называемую словом «ателье» — именно здесь добывалось основное количество камня для осуществления строительных работ. Эта часть катакомб сохранилась с древних времен практически в первозданном виде, а узкие столбы, подпирающие своды рукотворной пещеры, можно увидеть и сейчас. Подземный некрополь в былые времена был богато украшен скульптурами и барельефами, выполненными как точная копия украшений величественного дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов. К сожалению, прекрасные скульптуры не пощадило ни время, ни «черные археологи», занимающиеся грабежами подземного кладбища, в настоящее время от скульптурных композиций не осталось ничего. До наших дней сохранились только барельефы, выполненные искусным мастером Декюром - ветераном армии французского короля Людовика XV, ставшего впоследствии одним из первых рабочих специально созданной Главной инспекции карьеров. И только эти старинные барельефы напоминают о старинном декоре парижских катакомб.

Еще одна интересная деталь подземных галерей - это таблички на пересечении проходов, на которых указаны названия улиц, расположенных над катакомбами, под важными общественными зданиями и католическими храмами и сейчас можно увидеть выбитую на стенах галерей лилию - символ Франции и ее королей. Первые таблички в галереях появились еще во второй половине XVIII столетия, а инициатором изучения катакомб стал французский король Людовик XVI. В те годы на территории Парижа было много входов-выходов в подземные галереи, здесь жили беспризорные, укрывались преступники, поэтому парижские катакомбы долгое время пользовались дурной славой.

Подземный некрополь - оссуарий находится под современными улицами д’Аламбер, Алле, авеню Рене-Коти и улицей Даре, а многие туристы, неторопливо прогуливаясь наверху по этим улицам, даже не подозревают, что под ними находится. Во время увлекательной экскурсии по парижским катакомбам туристы увидят и сам оссуарий, и много других подземных достопримечательностей - старинный алтарь, освященный служителями католической церкви, сам склеп и узкий тоннель, специально проложенный для подачи в подземные галереи свежего воздуха. Служащего и сейчас в качестве своеобразной вентиляции.

Экскурсионный маршрут по парижским катакомбам заканчивается посещением уникальной инспекторской галереи , которая расположена под улицей Реми-Дюмонсель. Главной достопримечательностью этой галереи является подземный колодец, с помощью которого в былые времена добывали известняк для французской столицы, а рассказ опытного экскурсовода словно переносит туристов на несколько веков назад, когда производилась разработка парижских катакомб.

С 1814 у парижских катакомб появилось еще одно назначение - их части использовали в качестве винных подвалов, пивоварен, в них устраивались склады, бары и кафе, а подземные галереи для многих стали обычным местом встречи. При этом протяженность туристического маршрута по парижским катакомбам не превышает полутора километров, а остальное остается за гранью непознанного.

Мира. Ежедневно тысячи туристов спускаются под землю столицы, чтобы посмотреть на останки более шести миллионов человек.

Надземная часть известна туристам со всех уголков планеты: с ее 318-метровой высотой, . Но есть еще и скрытый, не менее знаменитый подземный мир: извилистые туннели искусственного типа общей длиной до 300 километров, уходящие вглубь на 15-20 метров. Пещеры образовались вследствие добычи природного материала – известняка, который применялся в строительстве. Их первые разработки начались еще в средневековье, далеко за чертой города. А в XVII веке они попали на его территорию. Билеты в катакомбы вы можете купить по этой ссылке.

В 1786 году в катакомбах Парижа был основан оссуарий – 780 метров галерей, составляющих кольцо, куда перезахоронили останки из местных погребений, в первую очередь кладбища Невинных. Годом ранее обрушилась его стена, что отделяла жилую зону от некрополя. Неизвестные останки 6 миллионов человек были захоронены все вместе. Тщательно продезинфицированные, обработанные черепа и кости уложили в виде стен.

Сегодня для туристов открыто 2,5 километра подземных ходов. Со временем здесь мало что изменилось. Отполированные веками столбы и дальше служат сводами, а скульптуры и барельефы – для украшения захоронений прошлых веков. Сохранился и колодец, при помощи которого когда-то добывался известняк, а также фонтан Самаритянки – резервуар с водой, утолявшей жажду каменотесов.

В подземелье постоянно проводятся работы по укреплению тех конструкций, которые предотвращают разрушение катакомб. Созданная указом короля Людовика XVI еще в 1777 году специальная Генеральная инспекция каменоломен существует по сей день.

Путь вниз начинается с винтовой лестницы, затем идут туннели-галереи, дальше – оссуарий и, наконец, проход по ступенькам к выходу.

Что необходимо знать при посещении?

  • Каждый год катакомбы посещает около 160 тысяч человек.
  • Одновременно в туристическую зону допускается до 200 посетителей, соответственно, лучше приехать хотя бы за полчаса до открытия, чтобы миновать очередь.
  • Вход разрешен только в составе экскурсионной группы.
  • Визит в подземелье длится от 45 минут до 1,5 часов. В нем нет туалетов и мест, где можно оставить лишние вещи.
  • Внизу температура около +14 градусов, лучше иметь при себе теплый свитер.
  • Существует закон, запрещающий посетителям пребывать вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение – 60 евро.
  • Любители оригинальных сувениров в виде черепов могут приобрести их на выходе в небольшом магазине.

Время работы и цены

Катакомбы открыты для посетителей с 10:00 до 20:30. Входной билет для взрослых составляет 13 евро, с аудиогидом – 29 евро. Для детей до 18 лет вход бесплатный. Рекомендуем купить билет заранее, перейдя по этой ссылке , ведь в очереди можно простоять минимум 1,5 часа, а то и больше (все зависит от сезона). Также есть возможность принять участие в , во время которой вы узнаете все об истории и тайнах подземелья.

Благополучного посещения!

Новое на сайте

>

Самое популярное