Домой Болезни и вредители Петропавловская крепость часы на башне. Петропавловский собор. Часы на Кузнечном рынке

Петропавловская крепость часы на башне. Петропавловский собор. Часы на Кузнечном рынке

Петербург считается часовой столицей России. Первые городские часы в Санкт-Петербурге появились в 1704 году. Это были механические часы, которые установили под шпилем Петропавловской церкви, которая тогда была деревянной. Первые городские куранты появились в 1710 году на колокольне Исаакиевской церкви. На каменной колокольне Петропавловского собора были смонтированы точно такие же в 1720 году. В 1852 году на здании Московского вокзала были установлены часы фирмы «Фридрих Винтер», которая занималась и их установкой. Эта же фирма поставила часовые механизмы, которые расположили в 1869 году на Главном Адмиралтействе и на башне Городской думы в 1884 году. Позже такие же часы установили и на здании Училищного дома в 1911 году.

Первые электрические часы появились в Санкт-Петербурге в 1880 году, когда их установкой занялась фирма «Сименс и Гальске». Новые электрические часы установили на зданиях Главного Адмиралтейства, Императорской публичной библиотеки. На башне Главной палаты мер и весов, расположенной на Московском проспекте, в 1905 году поставили астрономические часы фирмы «Нейгер и сыновья» с тремя циферблатами. К 1910 году в городе были расположены около 70 городских часов и курантов, а петербургское время стало эталонным. Массовая установка часов на улицах Санкт-Петербурга началась с 30-ых годов.

К 300-летию Санкт-Петербурга Швейцарская Конфедерация сделала официальный подарок – «100 часов для Санкт-Петербурга». Представители швейцарской фирмы Moser-Baer AG совместно с ООО «Матис» выполнили работы по реконструкции и восстановлению исторических часов. Их оснастили новыми швейцарскими механизмами с радиокоррекцией и датчиком положения стрелок. Управление стрелками часов осуществляется через спутник связи. Сегодня на улицах северной столицы действуют около 800 часов. Их сверка производится по астрономическим часам точного времени. Но часовщики говорят, что некоторые из них время от времени останавливаются, замирая на каком-то своем собственном историческом времени.

Куранты Петропавловской крепости

История башенных часов в Петербурге началась в 1704 году, когда первые часы были установлены под шпицем деревянной колокольни Петропавловской церкви. История сохранила имя мастера Никифора Архипова. К сожалению, созданный им механизм вскоре был утрачен и мелодию, извещавшую о наступлении нового часа, исполняли на колоколах вручную. С возведением каменного собора по проекту Доменико Трезини снова встал вопрос об изготовлении часов. На этот раз куранты были выписаны Петром I из Голландии. По воспоминаниям Берхгольца, камер-юнкера герцога Голштинского, на Петропавловской колокольне петровского времени каждый день в 12 часов особый органист играл пьесы. А Большие часы играли сами собой каждые четверть часа. Просуществовав более трех десятилетий, часы погибли во время пожара 1756 года. Поиски мастера были поручены графу Ивану Головкину, представлявшему в то время интересы России в Гааге. Выбор пал опять на голландского часовщика Оорта Красса. Созданные им куранты были доставлены на невские берега в августе 1761 года, но еще 15 лет томились, ожидая своего часа из-за ремонта колокольни. Но все-таки заняли свое законное место. На звоннице было установлено 38 голландских колоколов, на которых музыканты играли разнообразные мелодии. Ударявшие по ним молоточки соединялись специальными тросами с клавиатурой. После модернизации курантов Петропавловского собора, проведенной московскими мастерскими братьев Бутеноп в 1858 году, музыкантов, играющих мелодии на клавиатуре, с успехом заменили четыре хитроумных механизма. Тогда же после усовершенствования «музыкального узла» с колокольни зазвучали мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…». Политические перемены в стране, наступившие после 1917 года, затронули и куранты Петропавловского собора, «перенастроенные» сначала на «Интернационал», а с 1952 по 1989 годы на гимн Советского Союза. И только в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для них мелодии. К настоящему времени на четырех ярусах колокольни Петропавловского собора находятся 103 колокола. В том числе подаренный Фландрией в 2001 году карильон, состоящий из 51 колокола разной величины. Их голоса можно услышать во время концертов в Петропавловской крепости.

Часы на башне Главного Адмиралтейства

В 1711 году на башне Главного Адмиралтейства появились часы, прослужившие городу верой и правдой более столетия.

А современные часы были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон.

Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Известно, что во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали».

Часы на башне городской Думы

Думская башня с часами имеет свою особую биографию. Построенная на исходе XVIII века по проекту итальянца Джакомо Феррари она стала и башней ратуши, и сигнальной на случай пожара, а в дальнейшем одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург-Варшава. Часы на башне Думы были установлены сразу, о чем можно судить по акварели Б.Петерсена, но какие неизвестно. Они прослужили около 80 лет. В 70-е годы XIX века градоначальник Петербурга Ф. Трепов задумал амбициозный проект – ночное освещение часов на башне Городской думы. В 1882 году после обследования механизма часов специалисты пришли к выводу, что они давно испортились «вследствие совершенной их ветхости». Городская управа постановила выделить 3570 рублей на устройство нового механизма, с двумя металлическими и двумя стеклянными матовыми циферблатами, освещаемыми ночью. В июне 1883 года с часовых дел мастером Ф. Винтером было заключено соглашение об установке этих часов. Причем плату он мог получить только после всех работ. Если бы часы стали отставать более чем на две минуты в месяц, мастер должен был подвергаться штрафу. Заводить механизм мастер обязался за 50 рублей в год. Часы били четыре раза в час. Александр Блок писал: «Не слышно шуму городского, над невской башней тишина…» А тишина над невской башней при Блоке могла быть только в перерывах между четвертным боем часов. Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними был связан случай, который газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Впервые за много лет тишина над невской башней воцарилась летом 1986 года, когда в нее проник непрошенный гость, который отвинтил от огромного механизма гайку. Полупудовую железку вскоре вернули на место. Но через два года из механизма были украдены несколько шестерен и счетное колесо. «Голос Невского» вновь замолчал. Думские часы ремонтировались в 1989-м, потом в1994 году. Старинные часы шли, причем с отклонением не более 30 секунд в неделю. Шли, несмотря на то, что зимой в механизм надувало снега, циферблаты часов треснули и мастер по ремонту старинных крупногабаритных часов Владимир Репин перекручивал треснувшие циферблаты бинтами и вручную заводил механизм – 760 оборотов, поднимая три гири на бой и на ход часов. После недавнего ремонта и обновления курантов голос Невского проспекта зазвучал, наконец, по-новому.

Часы на башне Института Метрологии

Почти в самом центре города, рядом с Технологическим университетом, в тени деревьев прячется старинное здание с часовой башней. Высоко, под самой полукруглой крышей, на этой башне находятся три огромных циферблата. Один из них необычный: на нем не двенадцать привычных цифр, а двадцать четыре – по количеству часов в сутках. Часы на башне Института Метрологии – самые точные петербургские часы. Они были установлены по инициативе Дмитрия Менделеева. Все часы в НИИ метрологии связаны в единый механизм. Это не просто набор различных приборов для измерения времени, а целая слаженная электромеханическая система, внедренная еще Менделеевым. Во главе этой системы стоят образцовые часы, на которые «ориентируются» все остальные, в первую очередь башенные. Образцовые часы находятся в специальном помещении. Перевод времени на башенных часах осуществляется так: механизм останавливают на сутки, а на следующий день запускают систему уже по «новому» времени и стрелки опять начинают свой привычный ход. Эти башенные часы не останавливались даже в блокаду и были символом жизни для жителей Ленинграда. Во время войны в институте работало 12 лабораторий, в том числе лаборатория времени. Ее работа не прекращалась даже зимой 1941-1942 года, так как разрешено было использовать часть электроэнергии, предназначенной для радиопередатчика «Ольга», который был установлен во НИИ и осуществлял связь города с Большой землей. Часовой механизм, которому уже больше ста лет, заключен в стеклянный шкаф высотой в человеческий рост. За прозрачной стенкой – многочисленные шестеренки. Каждую минуту здесь происходит движение – бесконечное вращение. Работа часов похожа на жизнедеятельность сложного организма. Первоначально ход часов обеспечивался так: в шахту опускалась огромная гиря – ведро, наполненное свинцовыми гирьками, «чушками». Количество «чушек» было строго регламентировано: стоило убрать хотя бы одну, как менялись общий вес, период колебания маятника, а значит, и точность хода часов. В 1960-е годы маятник встал навеки – часы были переведены на электрический привод через редуктор.

Часы-куранты Александро-Невской Лавры

Первые куранты на одной из башен Свято-Троицкого собора лавры были установлены в 1782 году. На соседней башне водрузился 13-тонный колокол. Через четыре года собор, построенный по проекту Ивана Старова, был освящен и в него перенесли мощи Александра Невского. Часы проработали больше века, но не пережили первые годы советской власти. Лавра долго ждала возвращения курантов, и лишь в 2013 году, когда отмечалось 300-летие монастыря, была установлена копия старых часов. Их бой, как звон новых отлитых колоколов, снова зазвучал над Петербургом. Приход электроники на помощь часовщикам упростил контролирование курантов. Куранты бьют каждые 15 минут. Первую четверть – два колокола, 30 минут – четыре, три четверти – шесть, полный час играют все колокола, а потом 600 килограммовый колокол отбивает нужное число ударов.

Часы на фасаде здания Нахимовского военно-морского училища

Возведение здания с часами стало возможным благодаря победе на конкурсе архитектурных проектов, посвященного 200-летию Санкт-Петербурга, архитекторв А.И. Дмитриева. В 1909-1910 гг. был возведен Училищный дом имени Петра Великого. С 1944 г. в здании находится Нахимовское училище.

Часы на Кузнечном рынке

Эти часы – одни из самых загадочных часов Петербурга.

Кузнечный рынок был построен в конце 1920-х годов. Советскую идеологию воспевали изображения, серпа и молота, колосьев, фигуры рабочих и крестьян.

И только башенные часы смотрятся на этом фоне более чем странно: циферблат с пятиконечной звездой обрамляют знаки Зодиака.

До наших дней не дошло никаких сведений об их авторе и изготовителе. В 50-е годы часы исчезли, на их месте темнело пустое чердачное окно. И только в 90-е во время реконструкции всего рынка часы решили вернуть на место.

По единственной существующей фотографии более полугода мастера восстанавливали первоначальный облик часов.

Часы на Спасо-Преображенском соборе

Раньше на месте Спасо-Преображенского собора стоял другой храм, сгоревший в 1825 году. Уже через 4 года собор отстроили заново, но только северо-западная звонница осталась без циферблата. Часы вернули на историческое место спустя четверть века в 1853 году. Они были изготовлены в Лондоне часовой фирмой «Джон Мур и сыновья». При реставрации на часах обнаружили 32 отверстия от пуль времен гражданской войны: по храму стреляли со стороны Литейного проспекта. Существует предание, что главный часовой колокол – колокол боя, отбивающий каждый час днем и ночью, изготовлен из элементов декор, украшавших катафалк матери Николая I, Марии Федоровны.

Часы на Мраморном дворце

Часы на здании Мраморного дворца были установлены в 1781 году. Но часы, расположенные на здании сегодня – новые, выполненные в середине 1990-х. Часы удалось восстановить по некоторым деталям, совершенно случайно сохранившихся среди мусора на дне часовой шахты.

Каждые три дня часы требуют ручного завода. Семиметровые цепи поднимают гири весом более 150 кг.

Как и былые царские времена колокола дворца отбивают каждые 15 минут.

Часы на Эрмитаже

Проект Зимнего Дворца, автором которого был известный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, не предусматривал каких-либо часов на фасаде здания. Но в 1796 году по распоряжению государя русским изобретателем Иваном Кулибиным из Чесменского дворца на периферии Санкт-Петербурга сюда были перенесены часы. Однако век их был не так долог, на новом месте они едва успели отсчитать свое сорокалетие. Часы были непоправимо испорчены огнем во время пожара 1837 года. Восстановление императорской резиденции было начато незамедлительно, но до часов добрались лишь спустя два года. С заданием по созданию новых часов обратились к почтенному механику А.Гельферу, ранее уже сконструировавшего башенные часы для лютеранской церкви имени св.Петра и Павла. Мастер любезно согласился, попросив у его Императорского величества восемь месяцев срока и средства на реализацию. В результате новые часы появились на фронтоне Зимнего дворца в 1839 г. Циферблат часов изготовлен из стали в форме круга и покрыт черным лаком. Цифры и стрелки часов позолочены. Диаметр циферблата – 160 см. Высота цифр составляет 20 см, а расстояние между минутными делениями – 8 см. Длина минутной стрелки – 100 см, а часовой – 78 см. Циферблат находится на высоте 22 м и крепится непосредственно к стене Зимнего дворца. Поскольку это часы с четвертным колокольным звоном, то часовая звонница установлена за коньком фронтона на крыше дворца. Сегодня, как и в 1839 г., часы заводятся вручную. Одного завода хватает на три дня. Когда-то глубина шахты, по которым ходили гири, составляла 16,5 м, или примерно половину высоты Зимнего дворца. При этом часы имели лишь суточный завод. Сегодня современные технологии позволили укоротить шахту для гирь до 4,6 м. Последний раз часы реставрировались в 1994–1995 гг. С двух сторон циферблат украшают фигуры. Нигде больше они не повторяются. Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ. На центральном фронтоне Северного фасада – Геракл и Нептун.

Часы на доме Веге

Здание в форме шестигранника, которое называют доходным домом Веге расположено между Мариинским театром и Никольским Морским. Во время возведения дома главный фасад был украшен часами, с римскими цифрами на циферблате.

Когда хронометр встал, его прикрыли листом фанеры. Часовой механизм пытались реконструировать, однако все попытки оказались неудачными. Около 50 лет хронометр стоял.

Осенью 2015 года его заменили полной копией механизма, который был установлен здесь более века назад.

Часы на Московском вокзале

Московский вокзал был построен в 1847 году и, до того времени, как приобрести свое нынешнее название, он носил имя Николаевского, а затем и Октябрьского.

Архитектор возводил вокзал, который по внешнему виду напоминает европейскую ратушу.

Одной из основных архитектурных деталей во внешнем виде здания является 4-хугольная часовая башня, расположенная сверху центрального входа.

Через некоторое время после окончания строительных работ на башне было размещено уникальное часовое устройство с колоколом.

Часы на башне Финляндского вокзала

Первое здание вокзала было построено на Финляндской железной дороге в 1870 году по проекту архитектора Петра Купинского.

Над фасадом Финляндского вокзала на металлической конструкции башни установлены городские белые металлические часы пятиметрового диаметра.

Часы Гатчинского дворца

Гатчинский дворец был построен в 1781 году и уже тогда был украшен башенными часами. В Советское время часы были утрачены, на месте циферблата зияла пустота. Инженер-оптик Юрий Платонов восстановил часы по фотографии часов Мраморного дворца, построенного в тот же период тем же мастером – Антонио Ринальди. От часов Мраморного дворца к тому времени осталось лишь несколько деталей. По ним рассчитали размеры часового механизма. На его создание ушло более года. В 1993 году был установлен часовой механизм в Гатчинской башне, а в 1994 году циферблаты показывали время, отбивая каждую четверть часа. Часы проработали 15 лет, 2 года они не ходили. Но в 2012 году их отреставрировали, башню утеплили. Теперь часы работают.

Часовая башня Выборга

Кафедральный собор Выборга пережил шесть веков, однако был разрушен в ХХ веке, во время немецкой бомбежки в период Второй мировой войны.

Несмотря на практически полное разрушение собора, его колокольня не пострадала. Некоторые горожане видят в этом «промысел Божий», однако случай хранил звонницу не всегда. Первый сильный пожар случился в 1678 году, огонь перекидывался с одного строения на другое и постепенно дошел до часовой башни собора. Жар от пламени расплавил как часовой механизм, так и медные колокола.

Жители довольно быстро восстановили башню, усилив ее камнем. Через 60 лет пожар повторился, а в 1793 году колокольня, как и весь город, горела уже в третий раз.

В момент очередного восстановления часы перенесли в верхнюю часть колокольни. Новый механизм заказывался у часовщика из Хельсинки. Новые часы стали показывать время по всем сторонам света, и жители по сей день могут узнать который час из любой части города.

04.01.2017

Главный часовщик Петербурга Андрей Кудрявцев рассказал "ПД" о тайнах старинных механизмов, бывших свидетелями многих исторических событий из жизни нашего города.

До революции 1917 г. куранты на колокольне Петропавловского собора были главными часами страны. Сегодня это механическое сердце Петербурга, которое бьется в унисон с историей города.

С первых дней

В 1720 г. по указу Петра Великого на соборной колокольне в Петропавловской крепости, ставшей первой в Петербурге часовой башней, были установлены куранты-карильон с 35 колоколами, привезенные царем из Амстердама. Часы отбивали каждые полчаса, а по утрам исполняли различные мелодии, что было для России в новинку.

Пожар 1756 г. уничтожил колокольню и часовой механизм. В 1760 г. новые куранты изготовил и доставил в Петербург знаменитый голландский мастер Баренд Оорт Красс. При этом их сборка была завершена лишь в 1776 г., тогда же установили четыре циферблата диаметром 2 м. Куранты прослужили до 1853 г., когда механизм пришел в негодность. За ремонт главных часов столицы взялись московские мастера братья Бутенопы, ранее создавшие куранты на Спасской башне. Они восстановили ход поврежденных часов Петропавловского собора и частично модернизировали механизм. На циферблатах появились ранее не существовавшие минутные стрелки. Отремонтированные музыкальные куранты до октября 1917 г. исполняли две мелодии: "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже, царя храни". После революции куранты надолго замолчали. Предпринятая в 1937 г. попытка настроить их на исполнение "Интернационала" не увенчалась успехом. Куранты заиграли вновь только в 1952 г., но на этот раз гимн СССР. Лишь в 2002 г., после 85‑ летнего перерыва , с колокольни Петропавловского собора снова зазвучали "Коль славен наш Господь в Сионе " и "Боже , царя храни ". Как рассказал Андрей Кудрявцев , он восстановил музыкальный механизм курантов по сохранившимся в архивах докум ентам.

Снова успех

Еще одна работа мастера – ожившие 12 ноября 2014 г. часы на Думской башне. В ходе реставрационных работ были восстановлены оригинальный привод механизма и система колокольного боя. А недавно Андрею Кудрявцеву удалось закончить реставрацию фасадных башенных часов Нахимовского училища, остановившихся около 40 лет назад.Пока был осуществлен только пробный пуск отремонтированного механизма. Церемония запуска старинных курантов запланирована синхронно с полуденным выстрелом со стен Петропавловской крепости 14 января. Куранты Нахимовского училища – это последнее установленное творение знаменитой на весь мир петербургской часовой фирмы "Фридрих Винтер". Только башенных курантов в Петербурге фирма установила более 60.

Карильон – механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. В 2001 г. на первом ярусе колокольни Петропавловского собора был установлен карильон из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 т).

"Петербургский дневник": Что может повлиять на правильную работу старинных механизмов?

Андрей Кудрявцев: Прежде всего резкие температурные колебания и повышенная влажность. Все‑ таки механизм фасадных часов – устройство внушительных размеров с большим количеств ом металлических деталей. Только большой музыкальный барабан курантов Петропавловского собора имеет диаметр 2 м и весит 1,2 тыс. кг. Впрочем, часы могут отстать от бега времени или вовсе остановиться, просто уловив что‑ то негативное от человека . За свою до лгую жизнь они были свидетелями многих исторических событий и обрели собственный дух, характер. Каждый механизм по‑ своему уникален .

"Петербургский дневник": Как бы вы охарактеризовали своих подопечных?

Андрей Кудрявцев: Куранты Петропавловского собора, расположенные в самом центре Петербурга, – механическое сердце города. Часы на Думской башне – голос Невского пр., а фасадные часы в Нахимовском училище – символ чести города. Они установлены в здании, где учатся будущие офицеры, наша честь и защита.

"Петербургский дневник": Много ли еще механических часов ждет своего возрождения в Петербурге?

Андрей Кудрявцев: Сложно сказать, последнее время наблюдается тенденция замены сложных механических часов на стилизованные под старину электрические. Они гораздо дешевле и не требуют постоянного обслуживания. При этом уникальные механизмы, установленные в XVIII и XIX вв., в лучшем случае консервируются, а то и вовсе остаются не у дел и безмолвно ржавеют без ухода.

"Петербургский дневник": Как часто вам приходится проверять механизмы?

Андрей Кудрявцев: Больше всего внимания требуют главные часы города. Если заводить их не требуется – сейчас этот процесс контролируют четыре электродвигателя, то следить за точным ходом необходимо практически постоянно. Точность должна быть идеальная, поэтому при подстройке механизма я ориентируюсь на полуденный выстрел со стен Нарышкина бастиона, который происходит ровно в полдень. Часы на Думской башне необходимо заводить вручную не реже раза в неделю. Для этого приходится поднимать на высоту 20 м три гири, вес каждой –160 кг.

Во время реставрации Петропавловского собора в 2003 г. за один день мне пришлось 4 раза подниматься до ангела и 6 раз до часового механизма. Впрочем, при необходимости механизм можно контролировать даже с земли. Малейшую неисправность можно услышать, если внимательно слушать голос часов.

"Петербургский дневник": А какими часами пользуетесь вы?

Андрей Кудрявцев: Никакими. В них нет необходимости, за много лет работы я научился чувствовать время, его бесконечный неумолимый бег.

Текст: Андрей Сергеев

Санкт-Петербург как непревзойдённый город мира с интересной историей, обилием культурных ценностей и достопримечательностей, среди которых Петропавловский собор с его знаменитыми курантами.

Санкт-Петербург - один из красивейших городов мира. Тысячи туристов из разных стран спешат познакомиться с его историей, культурными ценностями, достопримечательностями, уникальными памятниками архитектуры. Изобилие театров, художественных выставок, галерей, музеев впечатляет до глубины души и восторгает.

Во время путешествия по Питеру туристы любуются Петропавловским собором - усыпальницей русских императоров. У знаменитого собора увлекательная история, не менее любопытна она у курантов, которые красуются на его башне.

* В 1704 году установленные на деревенной колокольне церкви Петра и Павла в Петропавловской крепости куранты работы Никифора Архипова стали первыми механическими часами в городе. Куранты сегодня

Первые куранты были созданы русским мастером Никифором Архиповым для временной колокольни, выполненной из дерева, установлены в 1704 году в верхней её части. До этой поры не было традиции оснащать часами башни. Пётр I вводит новшество, позаимствованное в Европе.

Когда на месте деревянной башенки в 1733 году возвели величавый каменный Петропавловский собор по проекту архитектора Д. Трезини, Петром I в Голландии за сумасшедшие деньги были приобретены уникальные куранты и установлены согласно его указу. В начале XVIII века самобытные часы считались настоящим чудом, были самыми большими в Санкт-Петербурге. Но они вскоре сгорели при пожаре. Новые часы, изготовленные в Голландии мастером Оортом Красе, поставлены на место прежних лишь через 13 лет, когда после пожара полностью восстановили башню в 1773 году. Часовой механизм курантов голландского мастера Оорта Краса (сами часы были куплены за 45000 рублей — просто огромную по тем временам сумму)

* фото: dedmaxopka.livejournal.com

Тех, кто путешествует по самому красивому российскому городу, рады разместить в своих уютных номерах многочисленные отели, среди них отель атриум санкт петербург считается городом с высокой культурой обслуживания, персонал гостиницы отличается профессионализмом, доброжелательностью. Оборудование отеля современное, выполненное по последнему слову индустрии гостеприимства, имеется всё необходимое для полноценного отдыха. Номера можно забронировать через интернет.

К услугам гостей разнообразие гостиниц в любом районе города, они предлагают элитные номера, эконом и средний класс. Туристы, предпочитающие мини отели санкт петербурга недорого платят за высокий уровень сервиса и комфортное размещение.

Знаменитые куранты были несколько раз модернизированы, они дополнялись минутными стрелками, маятниками, музыкальными устройствами. Во II половине XIX века куранты исполняли 3-й российский гимн, написанный Д. Бортнянским. До сих пор каждый час звучит эта бессмертная мелодия, раз в четверть часа бьют колокола, в полдень и в 18 часов раздаётся гимн Российской Империи (1833-1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…»

Два раза за всю свою историю существования часы останавливались на длительное время. Это случилось в периоды революции 1917 года и Великой Отечественной войны.

Лондонский Биг-Бен, пражский орлой, Кремлевские куранты и множество не менее известных их собратьев по «часовому цеху» во многих городах мира украшают собой башни, дворцы, вокзалы и площади. И не просто украшают, а помогают вечно спешащим жителям мегаполисов узнавать самое точное (ну или почти точное) время. Безусловно, Северная столица России по праву может гордиться шедеврами мастеров часового искусства – и старинными, и вполне себе современными. Назовем наиболее известные куранты нынешнего Петербурга.

Часы Петропавловского собора

Именно здесь, в Петропавловской крепости, на не существующей ныне деревянной церкви в 1704 году появились первые в России уличные механические часы, механизм для которых выполнил русский мастер Никифор Архипов. Это были «еще те» куранты - их главный колокол ежечасно отбивал время, а весил более двухсот пудов. Но эти часы Петр, предпочитающий все европейское, в 1720-м году заменил на часы, привезенные из Голландии, с 35 колоколами. Но, увы, они погибли в пожаре 1756 года вместе с колокольней, на которую их установили.

Впрочем, Петропавловская крепость без курантов не осталась. В 1760 г. в Голландии у мастера Бернарда Оорта Красе были куплены новые часы, которые и были доставлены в Петербург. Правда, установили их только в 1776 году. И с этого времени жители Петербурга стали слышать (и слышат до сих пор) их знаменитые перезвоны.

Надо сказать, что часы работали исправно, будучи ремонтированными лишь в 1858 и 1906 годах. Но после октябрьского переворота остановились, не подчинившись «революционной воле», пытавшейся навязать им исполнение «Интернационала». Сделать это пришлось в 1937-м году. В 1947-м пострадавшие во время войны куранты отремонтировали, верхолазы произвели работы по автоматизации их «завода», который до того времени осуществлялся вручную раз в сутки. И с 1952 по 1989 годы часы исполняли гимн СССР: в 6,12,18 часов и в полночь. Потом больше десятка лет молчали, отбивая лишь время и четвертные перезвоны.

А в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для часов мелодии: «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи (1833-1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…».

Где находятся: Петропавловская крепость, Соборная площадь, 1

Часы на башне Главного Адмиралтейства


В 1711 году появились часы на башне Главного Адмиралтейства, прослужившие городу верой и правдой более столетия. А известные нам сегодня часы, изготовленные известной петербургской фирмой «Фридрих Винтер», были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон. Так что это были в полном смысле слова куранты. Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали». Надо отметить, что эти часы воспринимаются скорее не как средство сообщения жителям города точного времени, а как чудесный элемент декора, равно как и часы на фронтоне Зимнего дворца.

Где находятся: Адмиралтейский пр., 1.

Часы на башне Городской думы


По некоторым сведениям, башня, возведенная Джакомо Феррари, уже изначально имела часы. Какие – неизвестно. Известно лишь то, что когда занимавший в 70-е годы XIX века должность градоначальника Ф. Трепов вдруг задумал организовать ночное освещение этих часов, их обследовали и выяснили, что часы пришли в абсолютную ветхость. А это значит – их срочно потребовалось заменить на новые.

Новые куранты в июне 1883 года и заказали мастеру Фридриху Винтеру. Договор был таков, что если выполненные часовым мастером часы стали бы отставать более чем на две минуты в месяц, он должен был подвергаться штрафу. Сам Винтер и заводил механизм часов – за 50 рублей в год. Бой курантов «отмечал» не только каждый час, но и «четвертные», то есть 15 минут. Часы отличались точным ходом и мелодичным перезвоном колоколов.

Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними было связано и ЧП, которое газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Это когда один нетрезвый товарищ проник в башню с часами и зачем-то отвинтил от часового механизма гайку. Гайку вернули на место.

Но сегодня часы на башне по-прежнему идут, причем с отклонением хода не более 30 секунд в неделю. И это невзирая на то, что действующий механизм в своей основе сохранил старинную конструкцию. Часы по-прежнему приводятся в действие цепной конструкцией с гирями, размещенной в шахте глубиной 20 метров. Одного «завода» часов хватает на неделю. Более того, вы и сегодня можете услышать бой этих курантов. Правда, на очень близком расстоянии. Ведь сегодняшний Невский – далеко не самое тихое место.

Где находятся: Невский проспект, 33/Думская улица, 1-3

Часы на арке Главного штаба


Никак нельзя обойти вниманием и городские часы под аркой здания Главного штаба в силу их истории и уникальности. Установлены они были в 1890 году как механические все той же фирмой «Ф. Винтер». Но с наступлением нового столетия их судьба резко изменилась. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев, который являлся ученым-хранителем по Главной палате мер и весов, предложил установить в эти часы электрический механизм, синхронизированный с эталонными часами Главной палаты мер и весов. Этот проект и был реализован. Синхронизирующий электрический сигнал передавался по специально проложенному кабелю протяженностью в несколько километров.

Отметим, что современные часы на арке Главного штаба имеют швейцарский механизм, подаренный городу на 300-летие. Два огромных циферблата по 2 метра в диаметре каждый являются сегодня украшением Северной столицы и еще одной возможностью петербуржцев и гостей города «сверить свои часы».

Где находятся: Дворцовая площадь, 6-10.

Часы на башне Московского вокзала


Где еще всегда остро необходимы часы? Совершенно верно – на вокзале. И когда в 1851 году было завершено строительство Николаевского (в будущем Московского) вокзала, возведенного для нужд железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву, то стало очевидно, что весьма важным архитектурным акцентом в облике нового здания является четырехугольная башня над входом. Безусловно, с часами на ней. К слову, часовой механизм с колоколом был выполнен все той же небезызвестной фирмой «Ф. Винтер». Всем опаздывающим на поезд башня с часами не только указывала точное время, но и направление главного входа.

Где находятся: Невский проспект, 85.

Часы на башне Витебского вокзала


Когда в 1904 году по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского строилось современное здание Витебского вокзала в стиле «модерн», то также была не забыта и «часовая башня», и, конечно, часы на ней. Она украшает левую часть главного, северного, фасада здания, выходящего на Загородный проспект. В нишах башни уютно «устроились» совы, распластавшие крылья над циферблатами часов.

Где находятся: Загородный проспект, 52.

Электронные часы-барометр на Малой Конюшенной


Данный чудо-механизм появился совсем недавно – лишь в конце 90-х годов прошлого столетия – в то время, когда обустраивали улицу Малую Конюшенную, превращая ее в пешеходную зону. Эти современные часы столь очаровательны, что непременно заслуживают внимания. К тому же они еще и уникальны, так как их изящная тумба вмещает в себя барометр, термометр и часы одновременно.

Где находятся: ул. Малая Конюшенная.

Часы-фонтан «Наводнение»


Собственно говоря, это не городские часы в чистом виде, так как находятся они не на здании, улице или площади, а в атриуме бизнес-центра «Петровский Форт». Но это же уникальные часы нашего города! Поэтому пройти мимо них мы просто не можем.

Итак, часы-фонтан «Наводнение», имеющие диаметр циферблата 6 м, были изготовлены компанией «Хронотрон» к 300-летию Санкт-Петербурга и установлены в 2003 году в открывшемся бизнес-центре «Петровский Форт». Дизайн часов «Наводнение» разработали заслуженный архитектор России В. Струзман, главный художник Санкт-Петербурга И. Уралов, а также архитекторы В. Шприц, А. Михалев, художники С. Репин, В. Сухов, Н. Фомин.

Собственно говоря, перед нами фонтан: сами же часы установлены в его чаше под углом 13 градусов к горизонту таким образом, что часть вращающейся карты Санкт-Петербурга всегда оказывается в воде (намек на удел Северной столицы – мужественно бороться с наводнениями). Считается, что это самые большие часы в мире. До сих пор самыми крупными считались часы в Маруяма-парке (Касаи, Япония).

Где находятся: бизнес-центр «Петровский Форт», пересечение Пироговской набережной и Финляндского проспекта.

12 июля - день святых апостолов Петра и Павла. Предлагаем Вам совершить фотоэкскурсию по Собору Святых Петра и Павла Петропавловской крепости вместе c председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем Коноваловым и узнать, как устроены звоны самой высокой в России колокольни и кто исполнял на церковных колоколах гимн Советского союза.

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент - кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.


Еще одна обращающая на себя внимание деталь - деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.


Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

Часовой механизм

Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут - один раз, в половину часа - два, в три четверти часа - три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа "Коль славен наш Господь с Сионе", а в 12 часов дня - государственный гимн "Боже Царя Храни". Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком


В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола - часовые, церковные и карильон - в Русской Церкви нет.

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне - вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.


Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР - концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни - не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню - подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами - звонарями из Петербурга - Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

Фотографии Игоря Васильевича Коновалова

Новое на сайте

>

Самое популярное