Домой Удобрения Что такое второстепенные чл предложения определение. Будьте всегда в настроении

Что такое второстепенные чл предложения определение. Будьте всегда в настроении

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.

Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью ()

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит .

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая .

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк ()

В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает .

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве ()

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце ()

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица ()

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник ()

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи ()

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки ()

Наступила весна (рис. 11).

Проверим:

Ярко светит солнце

По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.

Поют птицы

Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.

Побежали ручьи - нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.

Наступила весна - нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки .

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .

Гуляла (что делала?) - сказуемое.

Туча (что?) - подлежащее.

Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.

Домой (куда?) - второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Infourok.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .

В любом предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого. Если предложение нераспространенное, то оно состоит только из них, а если распространенное, то к грамматической основе добавляются второстепенные члены предложения. Эта тема, которая изучается в 5 классе, очень важна для формирования грамотной устной и письменной речи и понимания структуры языка.

Что такое второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения – это все значимые слова в предложении, кроме грамматической основы. К каждому из них задается вопрос – иногда непосредственно от подлежащего или сказуемого, иногда – уже от других членов предложения. Поможет разобраться в сути вопроса таблица второстепенных членов предложения.

Название второстепенного члена

Функция второстепенного члена

Вопросы, которые к нему задаются

Чем он выражается

Дополнение

Обозначает предмет

Все вопросы косвенных падежей

В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже

Определение

Обозначает признак этого предмета

Какой? Чей? – в разных падежах и лицах

Прилагательными

Обстоятельство

Обозначает время, место или способ действия

Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему?

Наречиями, а также существительными в косвенном падеже

С существительными или местоимениями в косвенном падеже часто возникает путаница – их автоматически причисляют к дополнениям, однако они могут быть и обстоятельствами. Поэтому очень важно правильно задать вопрос к такому члену предложения.

Второстепенные члены предложения при разборе

Делая синтаксический разбор предложения, важно не только выделить его грамматическую основу, но и найти правильно выделить все остальные члены, если они есть. Для этого к выбранному значимому слову нужно задать вопрос, начинают обычно с подлежащего и сказуемого, потом переходят к второстепенным членам предложения. Таким образом предложение условно делится на отдельные части – словосочетания.

Например, определение может распространять не только подлежащее, но и дополнение, сравните: Красивое лицо обрамляли пышные волосы. В этом предложении определение пышные распространяет подлежащее волосы, а определение красивое – дополнение лицо.

Подчеркиваются они следующим образом: дополнение – пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – чередованием пунктира и точек.

Даже если по смыслу предлог входит во второстепенный член предложения, при разборе его не подчеркивают, как и другие служебные части речи, не имеющие собственного значения.

Что мы узнали?

Кроме главных членов в предложении есть и те, которые их распространяют, то есть второстепенные. Всего в русском языке их три – это определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются как от подлежащего или сказуемого, так и от других значимых слов в предложении. При разборе они подчеркиваются разными типами линий для наглядности.

Все слова рассортированы по частям речи. Например, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко - необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее - это «Кто?», «Что?». Сказуемое - «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) - это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

на какой вопрос отвечают второстепенные члены предложения и как подчёркиваются?

  • Второстепенные члены предложения: 1.Определение. Отвечает на вопросы какой? который? чей?. В предложении подчеркивается волнистой чертой. 2.Дополнение. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных кого, чего? кому, чему? кого, что? кем, чем? о ком, о чем? Подчеркивается пунктиром. _ _ _ _3.Обстоятельство. Отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? почему? отчего? зачем? с какой целью?… Подчеркивается точка тире_._._._.
  • определение (какой? , какая? ..-волнистой линией, дополнение — (кем, чем, кому?, -пунктиром, обстоятельство (где, когда?, -точка, тире.
  • Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет и относится к сказуемому или другим членам предложения. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются косвенными падежами существительных и местоимений, например: Старик ловил (ч е м?) неводом (ч т о?) рыбу. (А. Пушкин.) Дополнения могут выражаться также словами других частей речи в значении существительного в косвенном падеже, например: Старый Тарас думал (о ч е м?) о давнем. (Н. Гоголь.) Завтра не будет похоже (на что?) на_сегодня. Девять делится (на ч т о?) на_три. В роли дополнения может выступать и неопределенная форма глагола, например: Все просили ее (о ч е м?) спеть. (М. Лермонтов.)
    Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по способу согласования - согласованные определения, или при помощи других способов (управления, примыкания) - несогласованные определения, например: (к а к а я?) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение) . - Лестница (к а к а я?) на чердак была очень крутая (несогласованное определение) . Приложение - это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М. Лермонтов.)
    Обстоятельство - второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. По своим значениям обстоятельства делятся на следующие основные группы: образа действия (как? каким образом?) : Звон/со кукушка вдали куковала. (Н. Некрасов.) ; степени (как? в какой степей и?) : Она изменилась до квузнаваелеостц; места (где? куда? откуд а?) : Кругом кричали коростели. (Ф. Тютчев.) ; времени (когда? как долго? с каких пор? дока-к и х п о р?) : Вчера я приехал в Пятигорск. (М. Лермонтов.) ; условия (при каком услови и?) : При_ старании вы сможете добиться больших успехов; причины (почему? о т ч е г о?) : Сгоряча_ он не почувствовал боли; цели (зачем? для чег о?) : Алексей Мересьев был направлен в Москву на^ечение^. (Б. Полевой.) Обстоятельство цели может быть выражено неопределенной формой глагола, например: Я приехал (з а ч е м?) проведать_ тебя.
  • Определение, подчеркивается волнистой линией.Отвечает на вопрос: Какой?
    Дополнение, подчеркивается пунктиром _ _ _ _ _. Отвечает на вопрос: Что? Чей? и т. д
    Обстоятельство, подчеркивается _._._._ .Отвечает на вопрос: Где? Когда? И т. д
  • Определение (какой, какая, какое, подчерк волнист линией)
    Дополнение отвеч на вопросы падежей (кем, чем и тд. подчерк ———)
    Обстоятельство место (где, куда…) точка тире
  • Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей (кроме им. падежа) . Дополнение зависит от сказуемого и других членов предложения. Оно чаще всего выражается существительным, местоимением, а также словами других частей речи в значении существительного в косвенных падежах. Дополнение могут выражаться синтаксически неделимым словосочетанием.
    Например: Девочка любовалась (чем?) анютиными глазками.
    Дополнения бывают прямые и косвенные.
    Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Они выражаются винительным падежом без предлога. Все остальные дополнения косвенные.
    Например: Старик ловил неводом рыбу.

    Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения. В основном зависит от подлежащего. Определения отвечают на вопросы: какой? чей? Чаще всего выражаются прилагательными, причастиями, а также существительными с предлогом и без него.
    Например: Мы вошли в (какой?) сосновый бор.

    Обстоятельство — второстепенный член предложения, который обозначает те обстоятельства, при которых происходит действие (время, место, условие и т. д.) .
    Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. Выражаются существительным с предлогом или наречием, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? при каком условии?
    Например: Однажды мы отправились в поход.
    С озера повеяло прохладой.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

  • какой?

Определение может быть выражено разными частями речи: ,
или . Подчеркивается волнистой линией.

– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • каким образом?

По месту:

  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?

По цели:

  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее , отвечает на вопрос «что? » выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал? ) – шёл – сказуемое , выражено глаголом .

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой? ) – пушистый – определение , выражено прилагательным .

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда? ) – вечером – обстоятельство , выражено наречием .

Новое на сайте

>

Самое популярное