Домой Полезные свойства плодов Динамическая дыхательная гимнастика. Статические и динамические показатели внешнего дыхания. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Специальные упражнения

Динамическая дыхательная гимнастика. Статические и динамические показатели внешнего дыхания. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Специальные упражнения

Применяется при заболеваниях органов дыхания, брюшной полости, гинекологических, при сердечной недостаточности. Дыхательные упражнения могут делать и те, кто ослаблен длительными хроническими недугами или является лежачим больным, и многие другие.

Выполняются дыхательные упражнения в том числе и с целью восстановления ритма дыхания после физической нагрузки. С их помощью можно решать и специальные задачи, что особенно актуально для людей, страдающих различными видами заболеваний. Например, дыхательные упражнения способствуют профилактике и устранению застойных явлений в легких при хронической сердечной недостаточности, помогают отхождению мокроты, предупреждая развитие инфекционного процесса в органах дыхания. При регулярном применении увеличивают силу дыхательных мышц. Некоторые виды таких упражнений (брюшное дыхание) облегчают приток крови из нижней части тела к сердцу, изменяют внутрибрюшное давление, улучшают работу органов брюшной полости, нормализуют перистальтику кишечника, предупреждают развитие запоров. Показаны дыхательные упражнения и беременным женщинам.

Различают статические и динамические дыхательные упражнения . Статические - это те, при которых дыхание осуществляется без одновременного движения конечностями и туловищем. К ним относятся обучение рациональному дыханию, в том числе и при ходьбе, дыхание с участием различных отделов легких (верхнегрудное, среднегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное), дыхание с сопротивлением, с задержкой на вдохе или выдохе, с произнесением звуков (звуковые упражнения).

Обучение рациональному дыханию сводится к тому, что вдох должен производиться обязательно через нос, так как через него в организм попадает на 25 проц. воздуха больше, воздух согревается, увлажняется, пыль оседает на слизистых оболочках носовых ходов и не проникает в легкие. Выдох должен быть ритмичный, плавный и продолжительный через рот и в 2-3 раза длиннее вдоха, затем желательна пауза, равная по длительности вдоху: соотношение фаз дыхания 1:3:1.

Например, из исходного положения сидя, откинувшись на спинку стула, ноги слегка согнуты в коленях. Плавный вдох через нос, выдох без усилий, более продолжительный, чем вдох, через чуть приоткрытый рот. Постарайтесь ощутить движение ребер и сохранить правильное соотношение фаз дыхательного акта.

При ходьбе ритм дыхания должен соответствовать ритму шагов (на 1-2 шага делать вдох, а на 3-4 шага - выдох). Постепенно вдох следует углублять, а выдох - удлинять.

Дыхание с участием различных отделов легких выполняется из различных исходных положений: сидя, стоя, лежа.

В процессе овладения верхним дыханием рекомендуется выпрямиться (голова, шея, спина должны располагаться на одной линии), положить ладони на ключицы и следить за подъемом и опусканием ключиц и плеч. Прежде чем сделать вдох, следует выдохнуть воздух из легких. После выдоха сделать медленный вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и заполняя воздухом самые верхние отделы легких. При выдохе плечи медленно опускаются вниз.

Для освоения методики среднего дыхания нужно положить ладони на ребра по обе стороны грудной клетки и следить за их опусканием и расширением грудной клетки. Сделать выдох через нос, ребра при этом опускаются, затем - полный и продолжительный вдох, ребра поднимаются и расширяется грудная клетка. Плечи и живот при вдохе должны оставаться неподвижными.

Диафрагмальное , или нижнегрудное, дыхание можно выполнять из исходного положения лежа, сидя, откинувшись на спинку стула, сидя в «облегченном положении», т. е. специфическая поза, которую больной с обструкцией бронхов невольно принимает при удушье: руки упираются ладонями в бедра, ноги согнуты, центр тяжести смещен вперед. Для овладения навыком такого дыхания необходимо следить за выпячиванием и подтягиванием передней брюшной стенки, можно положив ладони на живот. Сделать полный выдох, при этом живот вбирается внутрь (диафрагма поднимается вверх). Затем медленно вдохнуть воздух через нос, выпятив живот (диафрагма опускается), не двигая грудной клеткой и руками. Нижняя часть легких наполняется воздухом. Снова выдохнуть - живот уходит глубоко внутрь (воздух выдыхается из нижних долей легких).

Из «облегченного положения» можно выполнять еще один вид статических дыхательных упражнений - активный выдох под тяжестью грудной клетки.

Дыхание с сопротивлением эффективно для укрепления дыхательных мышц и профилактики образования спаек при воспалительных процессах органов грудной полости и после операции на них. К дыханию с сопротивлением относятся выдох через соломинку в емкость, наполненную жидкостью, надувание резиновых шаров и игрушек, пускание мыльных пузырей, выдох сквозь плотно сжатые губы.

Например, исходное положение сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Ладонь положить на грудную клетку, чтобы контролировать амплитуду дыхания. Сделать спокойный вдох через нос, выдох через рот «щелочкой». Выдох плавный, более продолжительный, чем вдох; пауза между вдохом и выдохом естественная, без задержки.

Дыхание с задержкой тренирует функцию сердечно-сосудистой системы и системы внешнего дыхания, хорошо снимает спазм бронхов, снижает общую возбудимость. Для овладения методикой дыхания с задержкой сделайте глубокий вдох, выдох, задержка дыхания. Можно делать задержку дыхания как на фазе вдоха, так и на выдохе (вдох - пауза, выдох - пауза, вдох - пауза, выдох - пауза). Вначале паузы длятся 2-3 сек., постепенно увеличивается их продолжительность, вплоть до 10 сек.

Например, из исходного положения сидя, плотно прижавшись к спинке стула. Вдохнуть спокойно, плавно выдохнуть, задержать дыхание, можно зажав нос. Задержка не предельная, дыхание начинать с плавного вдоха. Время выполнения упражнения 30-60 сек.

Динамическими называются дыхательные упражнения, которые осуществляются одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Если согласованность отсутствует, то движения тела не станут способствовать дыхательным движениям, а они в свою очередь будут нарушать динамику выполняемого упражнения. Выполняя упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным.

Вдох усиливают отведение рук в сторону, за голову, разгибание и наклоны туловища назад, выдох усиливают опускание и сведение рук, наклоны туловища вперед, приведение ног к животу.

Примеры динамических дыхательных упражнений

  • 1. Из исходного положения сидя на стуле или стоя поднять руку вперед и вверх - вдох, плавно опустить вниз (выдох). После паузы в 2-3 секунды выполнить то же другой рукой. Во время паузы мышцы рук и всего тела должны быть расслаблены.
  • 3. Исходное положение стоя. Ноги вместе, пальцы рук сцеплены в замок. Поднять прямые руки вверх, ладонями кверху, потянуться, прямую ногу отставить назад на носок - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Естественная пауза. Все движения должны быть плавными.
  • 4. Исходное положение сидя на краю стула, ноги в упоре. Руки к плечам - вдох, подтягивая поочередно каждую ногу к груди - выдох. В конце этого движения откашляться, если есть потребность, затем расслабиться.
  • 5. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч. В течение 30-40 секунд имитировать движениями рук отталкивание палками при ходьбе на лыжах. Толчок выполняется с силой.
  • 6. Исходное положение то же. Имитировать ходьбу на лыжах: руки вперед - вдох, глубокое приседание, руки назад, как при спуске с горы, - выдох. Выполнять до легкой усталости.
  • 7. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке поднять кверху и отвести немного назад. Поднявшись на носки и прогнувшись - вдох, опуститься на стопы, сделать быстрый наклон вперед с энергичным движением руками вперед, вниз и назад (имитируя движение, как при рубке дров), а затем - громкий и сильный выдох, можно с произнесением звуков.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент

Белорусская медицинская академия последипломного образования

Статические Динамические Дренажные

СТАТИЧЕСКИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    диафрагмальное (брюшное) дыхание – дыхание осуществляется преимущественно за счет работы передней брюшной стенки и диафрагмы (для контроля руки пациента расположены на передней брюшной стенке)

    грудное дыхание – дыхание осуществляется преимущественно за счет работы грудной клетки (для контроля руки пациента расположены на грудной клетке)

    полное дыхание - дыхание осуществляется за счет работы грудной клетки и передней брюшной стенки (диафрагмы), для контроля одна рука пациента расположена на передней брюшной стенке, другая на грудной клетке.

    Статические дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением (отягощением):

    Верхнегрудное дыханиес преодолением сопротивления в фазу вдоха (методист оказывает давление руками в подключичной области с двух сторон)

    Нижнегрудное дыхание – с преодолением сопротивления в фазу выдоха (методист оказывает давление руками на нижний реберный край с двух сторон)

    Среднегрудное дыхание - с преодолением сопротивления в фазу выдоха (методист оказывает давление одной рукой в подключичной области другой на нижний реберный край)

    Брюшное дыхание – сопротивление оказывают укладкой мешочков с песком весом 0,5-1 кг на область верхнего квадранта живота в фазу вдоха и выдоха для укрепления мышц брюшного пресса и увеличения подвижности диафрагмы.

ЗАДАЧИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    уменьшает ЧД

    увеличивает глубину

    активизирует работу дыхательной мускулатуры

    улучшить вентиляцию легких

ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    Дышать через нос.

    Замедление ЧД приводит к замедлению скорости движения воздуха и снижению сопротивления.

    Учащение ЧД увеличивает скорость, сопротивление и напряжение мускулатуры.

    Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, наклоном туловища, подтягиванием ног вперед или к животу.

ВЛИЯНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕЛА НА РАБОТУ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

    Лежа на спине – тренируют диафрагмальное дыхание;

    Лежа на животе – тренируют заднегрудное дыхание;

    Стоя – все типы дыхания (грудная клетка движется свободно во всех направлениях);

    Сидя (свободное положение) – тренируют нижнегрудное дыхание;

    Сидя (прямое положение) – тренируют верхнегрудное дыхание.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ -

осуществляются с участием вспомогательных дыхательных мышц, сочетание дыхательного упражнения с движениями рук и ног. Пример: на вдохе – развести руки в стороны, прогнуться назад, на выдохе – свести руки перед грудью и наклониться вперед. Упражнения применяются для увеличения объема вентилируемой поверхности легких.

ДРЕНАЖНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Постуральный дренаж – использование специального положения (зона поражения выше бифуркации) для оттока экссудата из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется при кашле. При выполнении упражнения зона поражения должна располагаться выше бифуркации трахеи. Исходное положение – наклон туловища в сторону бифуркации трахеи, конечное положение – наклон от бифуркации ко рту.

Методика:

    Начинают гимнастику с 5-10 мин. постепенно увеличивая до 15-20мин, можно до 30-40 мин;

    Заканчивают процедуру дренированием здорового легкого;

    Сначала обучают глубокому диафрагмальному дыханию (особенно вдох);

    Выдох производят быстро, с произнесением звуков «хе», «кхе»;

    Форсированный выдох сочетают с вибромассажем в зоне дренирования;

    Кашлевые движения производят после нескольких глубоких выдохов.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДРЕНАЖНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Дренаж верхней доли:

    Исходное положение сидя, наклонить туловище в сторону противоположную от локализации воспалительного процесса.

Средняя доля:

    и.п. лежа на здоровом боку или на спине с подложенным под грудь валиком и приподнятым ножным концом (15-30°), ноги согнуты в коленях, рука на стороне поражения опущена и свисает с кушетки

Нижняя доля:

    и.п. лежа на здоровом боку с приподнятым ножным концом на 40 см при дренировании правой доли и на 50 см при дренировании левой доли, одна рука прижата к груди, а другая опущена вниз, ноги согнуты в коленях. При повороте вперед лучше идет отток из заднего сегмента;

    хороший отток из нижних сегментов дает выполнение дренажной гимнастики в коленно-локтевом положении.

Показания к дренажной гимнастике.

    Хронический обструктивный бронхит

    Бронхиальная астма

    Пневмония

    Бронхоэктазы

    Абсцесс легких

Противопоказания к дренажной гимнастике

    Легочное кровотечение (но не кровохаркание)

    Острый инфаркт миокарда

    Выраженная сердечно-сосудистая недостаточность

    Инфаркт легкого

    Тромбоэмболия легочной артерии

    Гипертонический криз

ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА –

специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний, при этом вибрация голосовых связок передается на гладкую мускулатуру бронхов, расслабляя их.

Максимальная сила вибрации при произнесении – П, Т, К, Ф, С

Средняя сила – Б, Д,В, З

Наименьшая сила – М, Н, Л, Р

Методика:

    Занятие начинают с «очистительного выдоха» - ПФФ – произносят через губы, сложенные в трубочку.

    «Очистительный выдох» производят до и после каждого звукового упражнения.

    Второе обязательное упражнение – «закрытый стон» - МММ – выполняется сидя, наклонившись вперед.

    Вдох через нос (1-2с), пауза - 1с, активный выдох через рот 2 - 4с с произнесением звуков, затем пауза 4-6с. Выдох должен быть в 2 раза больше вдоха.

    При БА жужжащие, рычащие, шипящие звуки произносят громко, энергично.

    При ДН те же звуки произносят мягко, тихо.

    Продолжительность занятия – начинать с 5-6 мин. постепенно увеличивая время занятия до 25-30 мин 2-3 раза в день.

ЛФК ПРИ ОСТРОЙ ПНЕВМОНИИ

Задачи ЛФК:

    Восстановление вентиляции в пораженных участках

    Обеспечение дренажной функции

    Стимуляция крово и лимфообращения в пораженной зоне

    Профилактика осложнений

Противопоказания:

    ДН 3 степени

    Абсцедирование пневмонии

    Кровохаркание

    Выраженная одышка

Двигательный режим постельный

    И.п. лежа на спине, на боку и сидя

    Статические дыхательные упражнения

    Динамические физические упражнения для мелких и средних мышечных групп

    Для улучшения легочной вентиляции применяют динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом

    Повороты и наклоны туловища

    Продолжительность процедуры – 10-15 мин

Двигательный режим палатный

    Исходное положение – сидя на стуле

    Статические и динамические дыхательные упражнения

    Увеличение количества упражнений для мышц плечевого пояса, верхних конечностей и туловища

    Дренажные дыхательные упражнения

    Статические дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением

    Продолжительность процедуры – 20-25 мин

    Физические нагрузки циклического характера – дозированная ходьба.

Массаж классический

    Массаж грудной клетки – вначале передней стенки, а затем задней (спины).

    Применяются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

    Массаж грудной клетки начинают с нижних отделов и заканчивают верхними отделами.

    Вибрацию сочетают с дренажной гимнастикой и откашливанием.

    Длительность процедуры – 10-15 мин, ежедневно или через день.

Физиотерапия:

    Ультразвуковые аэрозольные ингаляции с антибиотиком . Назначают на 2-3 день. Чаще применяют аминогликозиды (40 мг гентамицина растворить в 10-20 мл дистиллированной воды для одной ингаляции), 2 раза в день, курс 6-7 дней.

    Электрофорез:

    с 2% р-ром эуфиллина – бронхолитический эффект

    с 0,1% р-ром дионина при сильном кашле,

    с 2-5%р-ром хлоридом кальция - противовоспалительный и десенсибилизирующий эффект

    Дециметроволновая (ДМВ) терапия назначается на второй день после нормализации температуры и при исключении гнойных осложнений (абсцесс и т.д.). Эффекты: противовоспалительный, улучшение микроциркуляции, десенсибилизирующий, местно повышает температуру на 1-2°. Курс 10 процедур, ежедневно.

    УВЧ - терапия . Эффекты – противовоспалительный, спазмолитический, стимулирует защитные функции и местное крово- и лимфообращение. Пластины располагают на очаг воспаления. Курс 10 процедур ежедневно.

ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Задачи ЛФК:

    Уменьшение бронхоспазма

    Дренирование бронхов

    Восстановление биомеханики дыхания, снижение МОД

    Укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки

    Улучшение оксигенации и газообмена

    Регулирующее действие на дыхательный центр

    Профилактика осложнений

    Улучшение функционального состояния и резервных возможностей кардиореспираторной системы

    Повышение толерантности к нагрузке

Противопоказания:

    Астматический статус

    Тахикардия более 120 уд\мин

    Выраженная легочно-сердечная недостаточность

Средства ЛФК:

    Физические упражнения для всех мышечных групп (особенно для мышц грудной клетки и плечевого пояса)

    Статические дыхательные упражнения, усиливающие диафрагмальное дыхание

    Динамические дыхательные упражнения, формирующие полноценный и удлиненный выдох

    Звуковая гимнастика

    Дыхательные упражнения с использованием надувных игрушек

Гимнастика для снижения МОД (по Гневушеву В.В.):

1. Вдох через нос – ненапряженный, бесшумный, удлиненный, субмаксимальный.

2. Выдох через нос – полный.

3. Соблюдать соотношение длительности (ДИ) вдоха и выдоха.

Тренировка строится по схеме: (ДИ 2:4) – (ДИ 3:4) – (ДИ 4:4) – (ДИ 6:4) – (ДИ 8:3). 4. Сочетать удлиненный вдох и выдох с движениями рук, ног и туловища, при ходьбе.

В межприступный период – аэробные нагрузки циклического характера (дозированная ходьба, терренкур, плавание, тренировки на велотренажере и тредмиле).

Купирование приступа БА :

    Исходное положение – сидя, положив руки на стол или спинку впереди стоящего стула

    Расслабить мышцы плечевого пояса и грудной клетки

    Дыхание поверхностное. После каждого выдоха рекомендуется задержать дыхание на 3-4с, затем поверхностный вдох. (Поверхностный вдох снижает раздражение бронхорецепторов, а задержка дыхания после выдоха уменьшает поток патологической импульсации в дыхательный центр и создает условия для накопления углекислого газа).

Точечный массаж (по Ибрагимовой В.С.) – приступный период. Методика предусматривает легкое надавливание в течение 3-5 мин на каждую точку.

Т1 (да-джуй) – несимметричная, расположена на спине по средней линии между остистым отростком VІІ шейного позвонка и І грудного позвонка. Массируется в положении сидя наклонив голову вперед.

Т2 (фэн-мэнь) – симметричная, находится на 1,5 цуня в сторону от средней линии позвоночника (паравертебрально) на уровне промежутка между остистыми отростками ІІ и ІІІ грудного позвонка. Точки одновременно массируются с двух сторон, и.п. сидя или лежа на животе.

Т3 (фэй-шу) - симметричная, находится на 1,5 цуня в сторону от средней линии позвоночника (паравертебрально) на уровне промежутка между остистыми отростками ІІІ и ІV грудного позвонка под Т2. Точки одновременно массируются с двух сторон, и.п. сидя или лежа на животе.

Т4 (тянь-ту) – несимметричная, находится в середине у яремной вырезки грудины. Массируется в и.п. сидя.

Т5 (чжун-фу) – симметричная, находится в первом межреберье под акромиальным концом ключицы. Массируется одновременно с двух сторон в и.п. сидя.

Т6 (цзянь-цзин) – симметричная, находится в центре надостной ямки лопатки (если положить ладонь на плечо, то указательный палец окажется на этой точке). Массировать одновременно с двух сторон в и.п. сидя наклонившись вперед или в и.п. лежа на животе.

Т7 (тянь-фу) – симметричная, находится на внутренней поверхности плеча на 3 цуня ниже подмышечной складки. Массировать в положении сидя поочередно справа и слева.

Т8 (чи-цзе) – симметричная, находится на передней поверхности локтевого сустава со стороны большого пальца в кожной складке. Массировать в положении сидя, положив руку на стол ладонью вверх, поочередно справа и слева.

Т9 (сюань-дзи) – несимметричная, располагается в центре рукоятки грудины под Т4. Массировать в положении сидя или лежа на спине.

Т10 (да-чжу) – симметричная, находится на 1,5 цуня в сторону от средней линии позвоночника (паравертебрально) на уровне промежутка между остистыми отростками І и ІІ грудного позвонка. Точки одновременно массируются с двух сторон, и.п. сидя наклонив голову вперед.

Т11 (шу-фу) – симметричная, находится на 2 цуня в сторону от передней средней линии под ключицей. Массировать одновременно с двух сторон.

ФИЗИОТЕРАПИЯ:

    Ультразвуковые аэрозольные ингаляции эуфиллина, эфедрина, алупента, димедрола. Продолжительность 10 мин ежедневно, курс 10-12 процедур.

    Высокоинтенсивная импульсная магнитотерапия (ВИМТ) для повышения двигательной активности межреберных мышц и диафрагмы, нормализации вегетативной и эндокринной регуляции дыхательной функции. Продолжительность 10 мин ежедневно, курс 6-8 процедур.

    Дециметроволновая терапия на область надпочечников. Продолжительность 10-12 мин ежедневно, курс 10 процедур.

    Электрофорез адреналина, эуфиллина, эфедрина 15-20 мин, ежедневно, курс 10-12 процедур.

    Интраназальный электрофорез кальция.

    Лазерная терапия инфракрасным лазерным излучением паравертебрально на уровне 3-9 грудных позвонков, по средней линии в области средней трети грудины, надпочечной области. Эффективность увеличивается, если сочетать воздействие по зонам с надвенным (чрезкожным) облучением циркулирующей крови инфракрасным лазером или эндовазальным облучением гелий-неоновым лазером.

    Диадинамотерапия или диадинамофорез эуфиллина, адреналина на паравертебральные области с V шейного по X грудной позвонки.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Условно различают следующие виды дыхательных упражнений: статические, динамические и специальные.

Статическими дыхательными упражнениями считаются такие, при которых дыхание осуществляется без одновременного движения конечностями и туловищем. Они чаще всего применяются в начале обучения правильному дыханию и для урегулирования повышенной деятельности сердечно-сосудистой системы (см. рис. 1).

Динамическими называются дыхательные упражнения, осуществляющиеся одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Если согласованность отсутствует, то движения тела не станут способствовать дыхательным движениям, которые, в свою очередь, будут нарушать динамику выполняемого упражнения. Выполняя упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным.

Вдох производится одновременно с выпрямлением туловища, подниманием верхних конечностей, отведением их в стороны и т. д., т. е., когда происходит расширение грудной клетки. Выдох делается при спадении грудной клетки в момент опускания верхних конечностей, сгибании туловища вперед, подтягивании нижних конечностей к животу и т. п.


Рис. 1. Статические дыхательные упражнения

Упр. 2. Выполняется сидя с самоконтролем: а - вдох; б - выдох.

Упр. 1. Выполняется лежа: а - вдох; б - выдох.

Упр. 3. Выполняется стоя: а - вдох; б - выдох.

Упр. 4. Выполняется стоя: а - вдох; б - выдох.

Специальные дыхательные упражнения направлены на получение конкретного терапевтического эффекта в том или другом случае нарушения функции дыхательного аппарата. Например, при затруднении выдоха у больных эмфиземой легких упражнение с нажиманием на грудную клетку руками при выдохе или направленное на борьбу со спаечным процессом при экссудативном плеврите глубокое дыхание при наклоне туловища в сторону.

Воспитание навыков правильного речевого дыхания.

дыхательной гимнастики.

1. Воспитание навыков правильного речевого дыхания

Дыхание - одна из самых важных функций организма. Сегодня разработаны специальные дыхательные практики, которые направлены на использование скрытых резервов организма, раскрытие его потенциала, повышение работоспособности. Однако в специальной литературе недостаточно сведений относительно того, что мы можем изменить, используя различные приёмы осознанного управления дыхательными процессами.

Развитие речевого дыхания - важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой патологии: заиканий, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, дислалии. И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика деятельности, общим является выработка навыков плавного, длительного, целенаправленного выдоха. Я провожу занятия, направленные на развитие речевого дыхания, с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с целью активизации их мыслительной деятельности, развития мелодико-интонационной стороны речи, закрепления лексических тем и грамматических категорий и для стимуляции интереса к занятиям.

Работа над развитием речевого дыхания должна проводиться систематически, последовательно, с учётом речевой патологии, а с детьми дошкольного возраста - в игровой форме. Я собрала и систематизировала свой 20-летней опыт работы с детьми-дошкольниками, имеющими различную речевую патологию

Основные задачи работы по развитию речевого дыхания:

формирование навыков правильного речевого дыхания;

укрепление мышц лица и грудной клетки;

профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

повышение умственной работоспособности детей;

нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

закрепление лексических тем и грамматических категорий;

стимуляция интереса к занятиям.

Также дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Дыхание - акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания. Но с другой стороны, дыхание - процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) и требует специальной подготовки.

В чём отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха (в соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох. Последовательность речевого дыхания - вдох, пауза, выдох.

Дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лёгкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая воздух воздушной струе. Лёгкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха попадает из лёгких в гортань через трахею (дыхательное горло) и оттуда - в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперёк гортани и разделённые между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под воздействием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования.

Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-рёберного дыхания является тренировка длительного выдоха (а не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно, сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности. Для выработки такого типа дыхания ниже приводятся учебно-тренировочные упражнения, проводимые с детьми дошкольного возраста в игровой форме.

Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока.

Речевое, диафрагмально-рёберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный, как раз и тренирует эти саногенетические (защитные) механизмы, тем самым играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.

Различают статические и динамические

дыхательные упражнения.

Статические дыхательные упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями. Цель таких упражнений - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение речевого диафрагмально-рёберного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.

Динамические дыхательные упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры.

Известно, что в процессе лечебной физкультуры происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса. Кроме того, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции ребёнка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей быстро создаются новые условно рефлекторные связи, подавляются патологические рефлексы и восстанавливается нервная регуляция процессом дыхания.

Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания, проводимые дефектологом на занятиях и воспитателями в группе, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие условия:

Не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;

Следить, чтобы грудь не переполнялась воздухом, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею;

Все дыхательные упражнения должны проводиться до еды в хорошо проветренном помещении.

С каждым занятием задания должны несколько усложняться. С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создать для детей ситуацию успеха.

Работа над развитием речевого дыхания делится на два этапа:

1 этап - выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения звуков.

2 этап - тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов.

Работу над развитием речевого дыхания с дошкольниками лучше проводить в игровой форме. Это обеспечит более высокий уровень активности детей на занятиях.

2.Статические и динамические дыхательные упражнения

Комплекс статической и динамической

дыхательной гимнастики

Гимнастические упражнения применяются либо сами по себе в целях общего укрепления организма (динамические), либо в сочетании с дыхательными при определенном положении тела (статические). Специальный комплекс упражнений следует выполнять в утренние часы после сна. Сначала для улучшения дыхания и кровообращения выполняют упражнения утренней гигиенической гимнастики, приводя организм в состояние бодрствования. Дыхательную гимнастику проводят натощак или через 3 ч после еды, на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Дышать нужно только через нос. Проводить гимнастику можно в исходном положении стоя или сидя на коврике со скрещенными ногами, а также в положении лежа или при ходьбе. Заниматься нужно ежедневно по 15-20 мин. Дыхательную гимнастику осваивают в три этапа. После поэтапного твердого освоения упражнений их можно включать в комплексы утренней гимнастики, в самостоятельные занятия физической культурой или выполнять во время прогулок.

На первом этапе обучают изменять ритм, темп и амплитуду дыхательных движений. Проводят 10 занятий, постепенно увеличивая их продолжительность.

Статические упражнения

Носовое дыхание с закрытым ртом в приемлемом для пациента темпе в течение 1 мин.

Носовое дыхание с подсчетом количества вдохов и выдохов за 1 мин.

Вдох и выдох поочередно через левую и правую ноздрю по 3-4 раза.

Брюшное дыхание

Руки располагают на животе, во время вдоха выпячивают переднюю стенку живота, во время выдоха брюшную стенку втягивают. Повторяют 8-10 раз.

Грудное дыхание

Руки располагаются по бокам грудной клетки. В этом случае легкие расширяются при вдохе и сжимаются при выдохе. Упражнение оказывает хорошее укрепляющее воздействие. Повторяют 8-10 раз. 6. Полное дыхание. Одну руку располагают на груди, другую - на животе. При вдохе работают мышцы легких, при выходе - мышцы брюшного пресса. Повторяют 8-10 раз.

Замедление ритма при одновременном углублении дыхания в течение 1-2 мин.

Динамические упражнения

Вслед за статической дыхательной гимнастикой включаются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры.

По данным физиологии высшей нервной деятельности, в процессе лечебной физкультуры происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса. Кроме того, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции больного, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей наблюдается большая эффективность лечебной физкультуры в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условнорефлекторные связи, подавляются патологические рефлексы и восстанавливается нервная регуляция процессом дыхания.

Цель проводимой физкультуры определяется терапевтическими задачами, общим состоянием больного ребенка, особенностями его заболевания. Перед нами стоит задача воспитания у больного навыков правильного дыхания, борьба с дыхательной недостаточностью, оздоровление всего организма, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких. Для этого необходимо: 1) приучить ребенка к дыханию через естественные пути (рот и нос), подготовив его таким образом к деканюляции и последующему закрытию стомы; 2) развить механизм речевого дыхания, обращая особое внимание на тренировку выдоха, 3) физически укрепить организм ребенка, 4) повысить двигательную и физическую активность организма и ра­ботоспособность больного. Важно не переутомлять больных детей, заинтересовать их путем сочетания гимнастических упражнений с играми.

При составлении комплекса дыхательных упражнений для детей, страдающих папилломатозом и Рубцовым стенозом гортани, необходимо учитывать состояние их голосовой и дыхательной функции, так как проведение дыхательно-голосовых упражнений осложнено отсутствием голоса и дыхания через естественные пути; кроме того, астенизация организма ребенка требует строгой дозировки упражнений, определенного темпа и ритма движений.

Начальной формой лечебной физкультуры является гигиеническая гимнастика, которая повышает общий тонус больных. Через 10-14 дней вводятся специальные гимнастические дыхательные упражнения, которые чередуются с упражнениями обще-укрепляющими.

Курс логопедической лечебной физкультуры включает упражнения, построенные на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений - тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка.

1. Комплекс лечебной физкультуры

I. Вводный раздел.

Задача вводного раздела - постепенное вовлечение ребенка занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос.

Упражнения:

1) построение,

2) равномерная ходьба,

3) вдох и выдох попеременно через рот и нос.

II. Основной раздел.

Задача основного раздела - постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.

Упражнения:

1) Исходное положение-лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе-опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. 2) Исходное положение - стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх - вдох, опустить руки - выдох.

3) Исходное положение - стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, руки опустить - выдох.

4) Исходное положение - стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону - вдох, исходное положение - выдох.

5) Исходное положение - стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, пф, пш.

6) Исходное положение - стоя, ноги вместе. Нагибание головы попеременно к левому и правому плечу.

7) Исходное положение - стоя, ноги вместе. Нагибание головы назад и вперед вместе с шеей.

8) Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести уф, ух.

9) Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести - вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух (упражнение «дровосек»).

10) Исходное положение - стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх - вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков с, ух, уф.

11) Исходное положение-стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение звука ж.

12) Исходное положение-стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть - вдох, опустить руки с произнесением на выдохе ox, ух.

13) Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.

14) Исходное положение-стоя, ноги вместе. Поднимать попеременно левую и правую ногу и производить хлопки под коленом.

15) Исходное положение-стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед.

16) Упражнения с мячом:

а) мяч подбросить вверх с произнесением ух, уф,

б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести з, ж, в,

в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол с произнесением на выдохе уф,

г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интервалами и передавать мяч соседу с произнесением слов; построить детей в колонну, одного ребенка поставить против колонны и дать ему мяч (он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением любого звука, впереди стоящий передает его водящему и бежит в конец колонны. Кто уронит мяч, становится водящим.

Таким образом, большинство упражнений включает произнесение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение гласных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в течение 5-7 секунд, постепенно выдох удлиняется до 15-20 секунд. В дальнейшем упражнения усложняются - на одном выдохе произносятся комбинации из двух, трех звуков (вз, (во, ву, зу, жу и т. д.).

III. Заключительный раздел.

Задача заключительного раздела - добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию.

Упражнения:

1) дыхательные упражнения,

2) отвлекающие упражнения (с хлопками, пением),

3) ходьба с постепенным замедлением.

Из всех перечисленных упражнений курса логопедической лечебной физкультуры на 5-6 дней составляются комплексы упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания, состояния речевой и голосовой функции. Лечебная физкультура производится в течение всего процесса лечения ребенка, являясь существенным звеном в общей цепи терапевтических мероприятий.

2. Комплекс «Гимнастика фараонов»

Особенность этой гимнастики (комплекс упражнений "Навстречу Солнцу") заключается в том, что она состоит из нескольких статических поз древней физической культуры индийских йогов и представляет собой сочетание классических асан, способствующих развитию гибкости позвоночника и стимулирующих дыхание.

Все десять поз органически переходят одна в другую, составляя динамическую цепочку упражнений с оптимальной нагрузкой на позвоночник и конечности. Гимнастика обеспечивает активную дыхательную деятельность и очищение легких за счет полного вдоха - выдоха во время статических поз.

Этот комплекс физических упражнений можно использовать не только для утренней физической зарядки, но и для проведения разминки перед соревнованиями или активным отдыхом, так как он быстро повышает тонус мышечных групп и суставов и вводит человека в ритм физической активности.

В зависимости от цели комплекс можно выполнять в различном темпе, с разной степенью напряжения, неограниченное число раз.

Независимо от того, где вы делаете зарядку, повернитесь лицом к солнцу.

Комплекс упражнений

1.Встаньте прямо. Ноги поставте на ширину ступни, руки перед грудью, ладони сомкнуты; смотрите в сторону солнца.

2. Сделайте вдох, руки медленно поднимите вверх, прогнитесь в спине до легкой боли в пояснице, задержите вдох, пальцы разведите в стороны. Зафиксируйте это положение.

3. На выдохе наклонитесь вперед, согнувшись в пояснице. Ноги держите прямыми и напряженными, ладони рук старайтесь полностью положить на пол (землю). В этом положении смотрите себе на живот, стараясь приблизить лоб к коленям.

4. Опираясь на пальцы рук, отставьте левую ногу назад, поднимите голову и прогните спину до появления легкой боли, одновременно делая глубокий вдох.

5. Приставьте правую ногу к левой. Держите шею, спину и ноги прямыми и напряженными. Тяжесть тела перенесите на прямые руки. Лицо поверните к полу, смотрите вниз. Не дышите (до появления желания сделать вдох).

6. Согните руки в локтях, грудью. приблизтесь к полу и почти прижмитесь к нему. Сделайте глубокий вдох (если руки слабые, достаточно коснуться пола лбом и коленями).

7. Отожмитесь руками от пола, корпус держите прямым и напряженным, голова прямо. Смотрите вниз перед собой. Не дышите.

8. Поднимая голову вверх и закидывая ее назад во время глубокого вдоха, прогнитесь в спине до легкой боли. Смотрите вверх.

9. Начиная выдох и поднимая таз вверх, не отрывайте ладони рук и носки от пола, напрягите ноги и выпрямите спину, прижав подбородок к груди. Смотрите себе на живот. Закончите выдох.

10. Поставьте левую ногу вперед на уровень ладоней, руки от пола не отрывайте. Начиная глубокий вдох, прогнитесь в спине. голову поднимите и. держа ее прямо, смотрите вперед. Закончите вдох.

11. Приставьте правую ногу к левой, голову приблизьте к коленям, колени выпрямите, смотрите себе на живот - сделайте выдох.

12. На вдохе выпрямитесь, подняв руки вверх и за голову, и прогнитесь в спине до легкой боли, углубляя вдох.

13. Начиная выдох, руки через стороны опустите к груди, ладони сложите вместе перед грудью, а локти прижмите к ребрам. Этим положением заканчивается комплекс.

Статико-динамическая гимнастика - великолепное средство преодоления различных недугов, поддержания жизненых сил и психической устойчивости. Статические упражнения востанавливают тонус внутренних органов, помогают поддерживать в хорошем состоянии все суставы, а также мышцы брюшного пресса, таза, шеи. груди, конечностей. Предупреждая растяжение связок, значительно улучшает осанку и координацию движений.

Противопоказания. При врожденных дефектах позвоночника, сколиозе или ущемлении межпозвонкового диска наклоны в упражнениях 2, 9 или вытягивания в упражнениях 3,6,8 противопоказаны. При пояснично-крестцовом радикулите также ограничивается выполнение упражнений.

Картотека игр на

развитие речевого дыхания

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»

Материал: разноцветные бумажные колпачки.

Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые выставляются в ряд на столе. Один ребёнок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2-3 колпачка). Колпачки снова выстраивают в ряд, так играют все дети.

«МАШЕНЬКА»

Материал: колпачок-девочка; декорации леса: ели, берёзы и т.д., выполненные из картона и раскрашенные, - все деревья на подставках.

На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Вызывается ребёнок, он садится за стол и медленно дует на колпачок. Остальные дети комментируют: (Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла). Затем дует другой ребёнок и т.д.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«ИГРУШКИ-ЗВЕРУШКИ»

Материал: колпачки-зверушки: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышка; декорации леса (те же).

Дети называют колпачки-зверушки и ставят их на некотором расстоянии от декорации леса. Вызывается один ребёнок, он дует на колпачок-зверушку, стараясь приблизить его к лесу. Остальные дети комментируют (волк в лес побежал). Затем вызывается следующий ребёнок, он дует на другой колпачок-зверушку. Остальные дети комментируют (лиса в лес побежала и т.д.).

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«КОЛОБОК»

Материал: алюминиевый или деревянный желобок; жёлтый пластмассовый шарик; колпачки-зверушки: заяц, волк, медведь, лиса.

Рассказывается сказка «Колобок». При словах «... и покатился Колобок дальше» один из детей дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки - колпачок-зверушку. Сказка продолжается, но в следующий раз на шарик дует другой ребёнок.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«ВЕТЕР, ВЕТЕРОК»

Материал: деревянная стойка с меняющейся по длине и высоте в зависимости от роста детей и их количеством планкой, на которую на нитке длиной 10 см вывешиваются предметы, выполненные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные в соответствии с изучаемой темой:

листочки кленовые (красные, жёлтые, зелёные и т.д.) - «Листопад»;

листочки дубовые, липовые, берёзовые, кленовые и т.д. - «Относительные прилагательные»;

снежинки - «Снегопад»;

фигурки птиц (скворцы, грачи, жаворонки и т.д.) - «Перелётные птицы»;

фигурки птиц (вороны, голуби, воробьи, синицы и т.д.) - «Зимующие птицы»;

фигурки бабочек, жуков, стрекоз и т.д. - «Насекомые»;

ромашки, колокольчики, васильки и т.д. - «Полевые цветы»;

розы, тюльпаны, гвоздики и т.д.- «Садовые цветы»;

шарики разноцветные - «Основные цвета»;

мячики разноцветные - «Основные цвета»;

флажки разноцветные - «Оттеночные цвета».

Сначала дети вспоминают названия вывешенных на стойке предметов. Проводится работа по закреплению лексических тем и грамматических категорий. Затем начинается игра.

1 вариант. Дети садятся на стульчики, каждый - напротив вывешенного на стойке предмета (предмет находится на уровне рта ребёнка). По сигналу педагога дуют на него. Чей предмет полетит дальше, тот и выиграл. Повторить с перерывом 3-4 раза.

2 вариант. Вызываются двое детей. Один из них - ведущий. Он называет какой-нибудь вывешенный на стойке предмет. Другой ребёнок дует на него. Если он выполняет задание правильно, то становится ведущим. В игре принимают участие все дети.

«ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»

Материал: двое ворот шириной 10 и 15 см (их можно заменить кубиками); табло с вставляющимися в него цифрами или красными кружками; мячик - ватный шарик.

На противоположный от детей край стола ставятся ворота, рядом с ними - табло. Ребёнок приседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор, пока он не попадёт в ворота. Если это удаётся, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра, которую он может выбрать и вставить в табло сам. Затем дует другой ребёнок, счёт забитых мячей увеличивается. В игре принимают участие все дети. Для усложнения игры ставятся более узкие ворота.

«ПОДУЕМ НА ПУШИНКУ»

Материал: для каждого ребёнка пушинка или вырезанный из тонкой бумаги прямоугольник

(1x3 см).

Каждый ребёнок берёт пушинку, дует на неё и смотрит, как она летает. Затем поднимает упавшую пушинку. Упражнение повторить 5-6 раз.

«ЧЕЙ ЯЗЫЧОК ДЛИННЕЕ»

Материал: для каждого ребёнка игрушка «воздушный язычок», выполненная из свёрнутой фольги с прикреплённой к ней пластмассовой трубочкой. Все воздушные язычки разного цвета.

Каждый ребёнок берёт свой «воздушный язычок» и дует один раз в трубочку так, чтобы фольга развернулась. Чей «язычок» длиннее, тот и выиграл. Упражнение повторить с перерывом 3-4 раза.

«БУЛЬКАНЬЕ»

Материал: на каждого ребёнка пластмассовый стаканчик, наполненный на 1/3 водой; соломинки или пластмассовые трубочки для коктейля.

Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить её в стаканчик с водой, вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух в трубочку

«МУЗЫКАНТЫ»

Материал: для каждого ребёнка игрушечный музыкальный духовой инструмент: дудочка, труба, саксофон, губная гармошка и др.

Предварительно закрепляется название каждого музыкального инструмента. Дети по очереди играют на своих музыкальных инструментах. Затем играет тот, на кого укажет дирижёр.

«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И СКОРЛУПКУ ПОДГОНЯЕТ»

Материал: ёмкость с водой; скорлупа яйца. Ёмкость до половины наполнена водой. На воду кладут скорлупу яйца. Дети по очереди садятся перед ёмкостью и медленно дуют на скорлупу так, чтобы она доплыла до другого «берега» и не утонула.

«ПОКАТАЕМ БРЁВНЫШКИ»

Материал: на каждого ребёнка по одному круглому не заточенному карандашу.

Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3-4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

«ПИНГ-ПОНГ»

Материал: ёмкость с водой; мячик для пинг-понга.

На маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог вызывает детей попарно. Они садятся на стульчики перед ёмкостью с водой напротив друг друга и но очереди дуют на мячик для пинг-понга.

«УЛЕТАЙ, ТУЧКА!»

Материал: на каждого ребёнка по тучке, вырезанной из бумаги, раскрашенной и закреплённой на нитке длиной в 10 см.

Дети берут тучку за нитку, подносят её ко рту и дуют. Повторить 4-5 раз с перерывом.

«ВЕТЕРОК»

Материал: небольшая трубочка из плотного картона или ватмана длиной 10-15 см и диаметром 3-5 см.

Педагог сначала сам дует на руку или волосы ребёнка, а затем просит его «подуть так же», т.е. приблизить свои губы к трубочке и сделать выдох.

«ПАСТУШОК»

Материал: на каждого ребёнка пластмассовая бутылочка ёмкостью 0,5 л, у которой срезано дно.

Педагог предлагает детям обхватить губами горлышко пластмассовой бутылки и погудеть.

«СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

Материал: индивидуальные свистки для каждого ребёнка.

Педагог предлагает детям поднести свисток ко рту и выдохнуть в него сильно и длительно так, чтобы получился протяжный свист.

«ПУСТЫШКИ»

Материал: чистые пустышки на каждого ребёнка.

Педагог раздаёт детям пустышки. Они берут их в рот и по очереди выплёвывают. Выигрывает тот, чья пустышка улетит на самое большое расстояние.

«СВЕЧА»

Материал: на каждого ребёнка полоска цветной бумаги шириной 2-3 см и длиной 10 см.

Для контроля правильного речевого дыхания, педагог предлагает участникам спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начать медленно и равномерно выдыхать. Бумажка отклонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонённом положении. Повторить с перерывом 2-3 раза.

«УПРЯМАЯ СВЕЧА»

Материал: на каждого ребёнка полоски цветной бумаги в форме свечи большого размера.

Педагог объясняет детям, что эта «свеча» большого размера. Погасить её будет трудно, но сделать это нужно обязательно. Педагог предлагает взять «свечу» в правую руку, а левую положить на живот. Сделать вдох, задержать на секунду дыхание и резко дунуть на неё. Дети должны ощутить, как подтянулись мышцы живота. Повторить с перерывом 2-3 раза.

«ПОГАСИ 2, 3,... СВЕЧИ»

Материал: пять одинаковых свечей, выполненных из полосок цветной бумаги.

Педагог предлагает детям положить левую руку на живот и на одном выдохе (без добора воздуха) «погасить» 2 свечи, разделив воздух на две порции. Затем погасить 3, 4, 5 свечей. Объём воздуха всё тот же, но каждая порция на выдохе становится меньше. (Движения диафрагмы ритмичные, прерывистые.) Повторить с перерывом 2-3 раза.

«ДОЖДИК»

Материал: блестящий ёлочный дождик.

Блестящие нити дождика крепятся к натянутой параллельно полу тонкой верёвочке. Ребёнок подходит к дождику, который находится на уровне его рта, и дует. Нити дождика отклоняются под воздействием воздушной струи, затем возвращаются обратно. Повторить 4-5 раз.

«НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Материал: блестящая новогодняя гирлянда.

Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

«ПАДАЕТ СНЕГ»

Материал: на каждого ребёнка небольшой комочек ваты.

Педагог предлагает детям положить комочек ваты на ладошку и подуть так, чтобы вата слетела. Повторить 3-4 раза.

«ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ»

Материал: два колпачка-клоуна; кубики или кирпичики для построения арены цирка.

На маленьком столе из кубиков или кирпичиков дети строят арену цирка. Педагог вызывает их попарно. Они садятся на стульчики перед столом друг против друга. В противоположном конце арены ставятся колпачки-клоуны. Двое детей дуют на колпачки, остальные ребята комментируют (клоуны передвигаются, падают, веселятся и т.д.).

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

Материал: теремок с открывающейся дверью, выполненный из картона, ярко раскрашенный, стоящий на подставке; колпачки-зверушки (те же).

Теремок устанавливается на маленьком столике. Дети повторяют сюжет сказки. Затем каждый выбирает себе героя - колпачок-зверушку и называет его (это мышка-норушка, это лягушка-квакушка и т.д.). Рассказчик (им может быть ребёнок) начинает рассказывать сказку, походу которой каждый из детей присаживается к столу и дует на своего героя так, чтобы он попал в дверку теремка.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«ВЕТЕР»

Материал: «дерево» на подставке, крона которого состоит из разноцветных полосок бумаги.

«Дерево» ставится на маленький столик. Ребёнок присаживается к столу и 2-3 раза с перерывом дует на его крону, т.е. на полоски бумаги, изображая ветер.

«КОРМУШКА»

Материал: деревянная кормушка, в центре которой за нитку длиной 10 см прикреплена фигурка птички, выполненная из бумаги и раскрашенная.

Кормушка с птичкой ставится на стол. Ребёнок присаживается к нему (птичка находится на уровне его губ) и дует на неё. Она при этом вылетает из кормушки. Ребёнок перестаёт дуть, и птичка возвращается. Повторить с перерывом 3-4 раза.

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

Материал: на каждого ребёнка снежинка, сделанная из папиросной бумаги.

Каждый ребёнок кладёт снежинку на ладошку. Подносит её к губам и дует так, чтобы снежинка слетела. Повторить 3-4 раза.

«ЛЕТЯТ СНЕЖИНКИ, БЕЛЫЕ ПУШИНКИ»

Материал: комочек ваты на каждого ребёнка, который нужно разрыхлить так, чтобы он стал лёгким, как пушинка.

Дети дуют на «снежинки», не давая им упасть, всё время поддерживая в воздухе. Выигрывает тот, кто удержал «снежинку» дольше других участников.

«ПОМОГИ ЛЫЖНИКУ»

Материал: фигурка спортсмена на лыжах, выполненная из бумаги и раскрашенная; линейка с держателем.

Ребёнок садится за стол. Берёт в руку линейку, переворачивает её так, чтобы держатель был внизу, и держит её за держатель. На ближайший к ребёнку край линейки ставится фигурка лыжника. Ребёнок подносит линейку к губам и дует на лыжника. Под напором воздуха лыжник перемещается по линейке и «спрыгивает» с трамплина вниз. Повторить 3-4 раза.

«КОРОЛЬ ВЕТРОВ»

Материал: флюгер в виде вращающегося красного флажка, прикреплённого к стойке высотой 25-30 см.

Дети садятся в круг на пол. В центр ставится флюгер. С помощью считалки выбирается ребёнок, который будет дуть на флюгер первым. Далее дует тот, на кого укажет флюгер. (Для усложнения флажок можно заменить треугольником.)

«ПОИГРАЙ, ГАРМОШКА»

Материал: на каждого ребёнка «гармошку», выполненная из полосок бумаги.

Педагог предлагает детям взять «гармошку» за края, поднести к губам и дунуть на полоски. Полоски при этом должны подниматься вверх. Повторить 4-5 раз, стараясь дуть в разные места «гармошки».

«ВЕРТИТ МЕЛЬНИЦА КРЫЛО»

Материал: на каждого ребёнка вертушка, выполненная из цветной бумаги и прикреплённая к деревянной палочке так, чтобы она могла свободно вертеться.

Каждый ребёнок выбирает себе вертушку, подносит её к губам и дует так, чтобы она завертелась. Упражнение повторить с перерывом

«ВЕТЕРОК ШУМИТ, ПУЗЫРЁК ГУДИТ»

Материал: для каждого ребёнка чистый пузырёк (высота 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).

Педагог подносит свой пузырёк к губам и показывает детям, как он гудит, если в него подуть. Далее предлагает погудеть каждому ребёнку и всем вместе.

Следует помнить, чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд.

«ПРОВЕДИ СВОЙ КОРАБЛИК»

Материал: ёмкость с водой; набор бумажных корабликов.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог предлагает им провести свой кораблик из одного города в другой, обозначив города значками на краях ёмкости. Чтобы кораблик двигался, нужно на него подуть.

Ребёнок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. В игре принимают участие все дети.

«ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»

Материал: ёмкость с водой; лодочки длиной 5-6 см, сделанные предварительно детьми из разноцветной бумаги.

Порядок проведения игры аналогичен предыдущей. Каждый ребёнок дует на лодочку, сделанную своими руками.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Материал: на каждого ребёнка набор для выдувания мыльных пузырей.

Дети обмакивают кольцо в мыльный раствор, подносят к губам и медленно дуют в его центр, стараясь выдуть на одном выдохе как можно больше пузырей.

«МЫЛЬНАЯ ПЕНА»

Материал: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором; набор трубочек для дутья (пластмассовые трубочки для коктейля).

Ребёнок берёт трубочку, опускает её кончик в мыльный раствор и начинает дуть. Образуется мыльная пена. Другие дети по очереди пытаются сдувать эту пену с края стакана в воздух

«ПТИЧКА, ЛЕТИ!»

Материал: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Птичек ставят на противоположный от детей край стола. Педагог вызывает детей попарно. Каждый участник садится напротив птички, по сигналу дует на неё. Птички слетают со стола. Остальные следят, чья птичка улетит дальше.

Фигурки птичек можно заменить листочками, вырезанными из тонкой бумаги («Листопад»)

«А ПТИЧКА ПРЫГ-ПРЫГ-ПРЫГ-ПРЫГ»

Материал: фигурки птичек, вырезанные из бумаги и ярко раскрашенные.

Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой фигурку птички и дунуть на неё так, чтобы она несколько раз подпрыгнула. Упражнение повторить 3-4 раза.

«ХОРОВОД»

Материал: хоровод из четырёх фигурок девочек, вырезанных из бумаги, сложенной гармошкой, замкнутых в круг и ярко раскрашенных; декорация леса.

В центре декорации леса на столе образуется поляна. В неё ставится хоровод девочек. Ребёнок приседает к столу и медленно дует на хоровод, который перемещается по поляне. Повторить 3-4 раза.

«ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ»

Материал: на каждого ребёнка по воздушному шарику, нитки.

Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

«СЕЛА, ПОСИДЕЛА И СНОВА ПОЛЕТЕЛА»

Материал: на каждого ребёнка листочек, выполненный из зелёного картона, к которому с помощью нитки длиной 10-15 см прикреплено какое-нибудь насекомое (бабочка, стрекоза, божья коровка и т.д.), выполненное из бумаги и ярко раскрашенное.

Предварительно дети называют всех насекомых, сидящих на листочках. Затем каждый ребёнок подносит листочек к губам и дует на него так, чтобы сидящее на нём насекомое слетело. Повторить 4-5 раз.

Листочки можно заменить цветочками, выполненными из цветного картона.

ОДУВАНЧИК, ЛЕТИ!»

Материал: одуванчики.

Игру проводят на воздухе, на поляне. Педагог просит каждого ребёнка сорвать по отцветшему одуванчику и всем по очереди подуть на цветок. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Выигрывает тот, чей одуванчик раньше улетит.

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

Материал: живые цветы, наиболее знакомые детям, например: ландыш, сирень, жасмин, фиалка.

Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого воспитатель прячет букет за спину, подходит к одному из них, предлагает закрыть глаза и даёт понюхать один цветок из всего букета. Если ребёнок по запаху правильно определит цветок, получает его в подарок. Выигрывает тот, кто соберёт самый большой букет. Необходимо следить, чтобы дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

«ЧТО ЗА ЯГОДА ТАКАЯ?»

Материал: натуральные ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например: чёрная смородина, земляника, малина, разложенные по тарелочкам.

На столе тарелочки с ягодами. Дети вспоминают названия ягод, нюхают их. Затем вызывается к столу один ребёнок. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и просит определить ягоду. Для этого ребёнок, не отрывая глаз, делает глубокий вдох носом.

«САЛЮТ»

Материал: конфетти.

На правой ладошке у детей находится конфетти. Левая рука лежит на животе для контроля дыхания. По команде педагога дети делают резкий выдох. Конфетти разлетается, мышцы живота подтягиваются. Повтор ить 3-4 раза.

Динамическими дыхательными упражнениями называют такие упражнения, при которых дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц, при движении конечностей и туловища.

    Виды динамических дыхательных упражнения:

  • облегчающие дыхание
  • улучшающие вентиляцию отдельных частей легкого

Облегчающие дыхание: вдох облегчается разведением верхних конечностей в стороны, подниманием их вверх за голову, разгибанием туловища. Все эти движения способствуют расширению грудной клетки, опусканию диафрагмы.

Дыхательные упражнения, способствующие усилению ВДОХА.

И. п. - лежа на спине:

а) вдох - поднять руку, выдох - опустить;

б) вдох - развести руки в стороны, выдох - скрестить руки на груди;

в) вдох - кистями надавливать на боковые поверхности грудной клетки.

И. п. - сидя на стуле:

г) вдох - отвести руки в сторону;

д) вдох - развести руки с гантелями (до 2 кг) в стороны.

И. п. - стоя:

е) вдох - поднять руки вверх с максимальным прогибанием туловища назад;

ж) то же, с мячом в руках;

з) то же, с гимнастической палкой в руках;

и) вдох - поднять гимнастическую палку вверх с поворотом туловища в сторону, выдох - наклонить туловище вперед.

Выдох облегчается во вретш приведения рук к туловищу, скрещивания их на груди, сгибания туловища, подтягивания согнутых ног к животу, т.к. эти упражнения уменьшают объем грудной клетки и поднимают диафрагму.

Дыхательные упражнения, способствующие усилению ВЫДОХА.

И. п. - лежа на спине: а) из и. п. лежа на спине сесть и наклониться вперед на выдохе (облегченный вариант: из и. п. сидя на полу на выдохе наклониться вперед);

И. п. - сидя на стуле:

в) на выдохе поочередно подтягивать ноги к груди;

г) ноги широко расставлены, на выдохе поочередно наклоняться то к правой, то к левой ноге, стремясь достать руками кончики пальцев ног;

д) ноги вытянуты, в руках гантели весом не более 2 кг, на выдохе максимальные наклоны туловища вперед.

И. п. - стоя:

е) ноги шире плеч, на выдохе максимальные наклоны туловища вперед;

ж) то же, с мячом в руках;

з) ноги вместе, на выдохе поочередно подтягивать ноги к грудной клетке;

и) на выдохе присесть, обхватив руками колени;

к) на выдохе сдавливать руками нижние и средние отделы боковой поверхности грудной клетки с наклоном туловища вперед.

Упражнения, улучшающие вентиляцию отдельных частей легкого

Верхние отделы легкого лучше вентилируются в исх. п. «руки на пояс», т.к. при этом верхняя апертура грудной клетки частично освобождается от плечевого пояса и лучше развертывается на вдохе.

Нижние отделы легкого - поднимание на вдохе рук вверх, т.к. при этом расширяется нижняя апертура и уплощается диафрагма за счет сокращения ее собственной мускулатуры и растяжения ребер.

Правое легкое - наклон корпуса на вдохе влево с поднятой вверх правой рукой.

Левое легкое - наклон корпуса на вдохе вправо с поднятой вверх левой рукой.

Противоспаечные ДУ способствуют рассасыванию экссудата в плевральной полости, приводят к разрыву фиброзных нитей, растягиванию спаек. Надо сочетать вдох с поднятием рук вверх, поворотами, наклонами туловища, т.е. теми движениями, которые способствуют максимальному расправлению синусов, где дольше всего задерживается экссудат.

Дренажными ДУ называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания. При проведении дренажных ДУ телу придают особые положения («дренаж положением тела», «постуральный дренаж»), при которых зона поражения легких находится выше бифуркации трахеи. Достигая (в силу своей тяжести) бифуркации трахеи, где чувствительность калиевого рефлекса выражена наиизвольный кашель, сопровождающийся ее удалением.

Для дренажа нижних долей обоих легких применяется глубокое диафрагмальное дыхание в положении лежа на спине или животе на наклонной плоскости (специальной кушетке) под углом 30-40° вниз головой. Для того чтобы больной не сползал с кушетки, под плечи должен быть сделан упор. Для увеличения давления на органы брюшной

полости с целью выдавливания мокроты на верхний отдел брюшной стенки можно положить мешочек с песком (солью) массой 1-3 кг (длина мешочка 30-40 см, ширина 15-18 см) или использовать эластичный пояс. Ритмичное фазам дыхания надавливание руками на нижние отделы грудной клетки, помогающее выполнению адекватного дренажа, может осуществляться самим больным или методистом ЛФК. Из физических упражнений наиболее эффективны для дренажа те, которые связаны с напряжением мышц передней и боковой брюшной стенки: сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах с надавливанием на живот, «ножницы», «кроль» - двумя ногами, «велосипед» и т.п.

Для дренажа средней доли правого легкого рекомендуется положение полулежа на левом боку с опущенной вниз головой, слегка откинувшись назад; идеальное положение - на спине, с прижатыми к груди ногами и откинутой назад головой.

Верхние доли обоих легких дренируются при выполнении круговых движений руками, согнутыми в локтях. Хорошо в положении сидя или стоя.

Необходимым условием отделения мокроты в процедурах постурального дренажа (помимо особого положения тела) является удлиненно-форсированный выдох, который нужен для создания мощного воздушного потока, способного увлечь за собой бронхиальный секрет.

Время проведения процедуры постурального дренажа - не менее 20-30 минут.

Новое на сайте

>

Самое популярное