Домой Удобрения Индейцы чероки история америки. Тайна "луноглазых людей" из легенд индейцев чероки. Перевод: Виктор Беляев

Индейцы чероки история америки. Тайна "луноглазых людей" из легенд индейцев чероки. Перевод: Виктор Беляев


Страницы: 1

Одним из мест, которые стоит посетить в Северной Каролине - это резервация индейцев Чероки. О второй поездке в Чероки я уже писал. А вот первое моё посещение и беглое знакомство с ним как-то осталось "за кадром".

// tm-viluy.livejournal.com


Впервые в индейскую резервацию в Северной Каролине - город Чероки - я приехал в 2012 году. Въезжал в него со стороны Эшвилла по шоссе 19, свернув на него с живописной горной дороги Blue Ridge Pkwy (Блю Ридж Парквей) . И вот тут ждал меня неприятный сюрприз - поскольку приехал я поздно вечером, практически все кафе уже были закрыты и перекусить можно было только в Waffle House и/или в купив продукты в магазине.

Чероки, или как называют его американцы ЧерокИ (ударение на последний слог), по сути, является чем-то наподобие нашей образцовой деревни с туристическим уклоном. Очень тихий городок, основной доход которого обеспечивает открытое тут в 1995 году казино Harrah"s, а также туризм и "народные" промыслы. И хотя некоторые вещи в сувенирных лавках впечатляют

// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


не торопитесь приобретать их из желания помочь индейским "братьям". Многие атрибуты сделаны, увы, не индейскими мастерами тружениками, а... китайцами. О чём свидетельствует небольшая бирка на изделии.

Справедливости ради, стоит отметить, что на выезде из Чероки (по 19 шоссе) есть отличный магазин, который содержит семья настоящих потомков индейцев чероки. Там можно купить сувениры, национальную одежду и даже мыло ручной работы!

В Чероки есть Museum of the Cherokee Indian, парк Ветеранов

// tm-viluy.livejournal.com


индейская деревня Oconaluftee Indian Village, национальный театр

// tm-viluy.livejournal.com


а ещё медведи. Скульптуры медведей с росписью, рассказывающей о жизни индейцев или просто с национальными орнаментами. Появились они в рамках программы поддержки местных талантов.

// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


Численность первого по официальным данным доходит до 300 тысяч человек, второго – до 250 тысяч. Попробуем поближе познакомиться с ними, понять, как живется им сегодня, каковы их основные трудности и достижения.

Индейцы чероки

Основная часть представителей чероки проживает в штатах Северной Каролины и Теннеси, а также в штате Оклахома. Сами они называют себя словом «тсалага», означающим «принципиальные люди» или «настоящие люди». Когда-то в ходу были наименования этого племени «живущие в горах (или в стране пещер)», однако так называли их только чужаки, сами чероки этих выражений не использовали.

Хотя родным языком владеют немногие чероки, другие признаки своей субкультуры они бережно сохраняют. На территории Национального парка Грейт-Смоки-Маунтис расположена крупная резервация с административным центром в городе Чероки. Здесь все вывески и указатели выполнены на языке этого племени, а продублированы на английском. Население резервации (которая, кстати, похожа вовсе не на какое-то страшное гетто, а является просто большой территориальной единицей) живет доходами от туризма (здесь можно посетить Музей племени чероки и местный центр искусств и ремесел), а с 1995 г. немалую часть бюджета племени составляет прибыль от казино.

Современные чероки владеют шестью крупнейшими игорными домами, при этом они освобождены от уплаты налогов в казну штата. Это позволяет им неплохо жить, не испытывая нужды. Впрочем, чероки всегда отличались высоким уровнем развития. Возможно, именно это помогло им выстоять в нелегких условиях и приспособиться к новой власти, когда она появилась на их родной земле. Уже к середине XIX в. у них был разработан собственный свод законов, существовала своя Конституция, действовало выборное правительство.

Далай-лама с индейцами племени Чероки. Штат Виргиния, США

В 1999 г. чероки пересмотрели Конституцию и приняли новую, которая с тех пор является основополагающим документом, гарантирующим права и свободы всех представителей племени.
Современные чероки стараются возродить свой язык, обучают ему молодежь. В последнее время они очень заинтересовались исламом и создали в Википедии раздел, посвященный исламу и его истории.

Индейцы навахо

Племя навахо занимает огромную территорию – 7 млн га, которая расположена на юго-западе США. Это штаты Аризона и Нью-Мексико. Благосостояние жителей резервации растет – ведь они продолжают покупать все новые и новые земли, увеличивая площадь своих деревень и городков. Занимается этим специально созданный Трастовый фонд.

Индейцы навахо добились через суд самой большой компенсации в истории Америки для одного племени индейцев, сумма компенсации 554 млн.долларов. Более 50 лет индейцы судились с правительством США из за вероломного использования их земель, за геноцид и все прошлые грехи. Навахо завалили суды тысячями исками и в результате выиграли.

Вообще, система управления племенем отлично налажена: им управляет Президент, которому помогает Вице-Президент. Все важные вопросы коллегиально обсуждает Совет племени. Спорные вопросы решаются в Верховном суде.

Помимо туристической отрасли, здесь неплохое развитие получили добыча угля, газа. Не так давно была построена электростанция, что создало множество дополнительных рабочих мест. Не забывают навахо о традиционных занятиях – ткачестве и разведении овец.

Президент уделяет много внимания работе с молодежью, сознавая важность получения подрастающими навахо современного образования. Открываются новые школы, причем часть предметов преподают на родном языке. Правительство помнит: народ, который забыл свою историю и свои корни, не имеет будущего. Многие юные навахо учатся в высших учебных заведениях, например, в Dine College. Повсеместно открываются клубы для подростков, где ребята повышают уровень физической подготовки, занимаются в кружках по интересам.

Индейцы навахо в национальных костюмах

В первые годы XXI в. навахо успешно создали большую беспроводную сеть Интернет, после чего было налажено дистанционное обучение, обретена возможность быстрой связи правительства с народом. Навахо стараются устанавливать и поддерживать дружеские связи с представителями других племен, понимая, что вместе легче противостоять трудностям. А трудностей пока хватает.

Сложности и перспективы жизни индейцев

Главы индейских племен пока с сожалением вынуждены констатировать, что наркомания и алкоголизм остаются настоящим бичом современных индейцев, особенно молодых. Это неудивительно: долгие десятилетия жизни в состоянии постоянного угнетения, отсутствия возможности учиться и всяческих унижений не могли не повлиять на образ мышления и стиль жизни коренного населения Америки.

Однако сегодня индейцы ускоренными темпами наверстывают упущенное, стараясь на равных участвовать в жизни общества и сохранять при этом собственные традиции. Кстати, знаете ли вы, что родной дед любимого всеми женщинами планеты Джонии Деппа – чистокровный индеец племени чероки? Пойдем дальше: проследим родословную нынешнего Президента Америки. В числе предков Барака Обамы – индейцы чероки.

Жизненный путь индейцев никогда не был не усыпан розами. Но они умеют справляться с любыми трудностями – ведь они же «тсалага», то есть настоящие люди.

Расселение чероки

Первоначальное : Южная часть Аппалачских гор, включая Северную и Южную Каролину, север Джорджии и Алабамы, юго-запад Вирджинии и долину р. Камберленд в Теннесси, Кентукки и на севере Алабамы.

В настоящее время : Основная часть чероки проживает на востоке Оклахомы. У восточных чероки есть своя резервация на западе Северной Каролины. В Миссури живет группа, известная как "северные чероки Старой Луизианы"; она насчитывает почти 12 тысяч человек и признана властями штата. Чероки живут также в Арканзасе, Джорджии и Алабаме (в частности, 2500 "чероки Северной Алабамы"), но они не имеют федерального признания.

Численность

Участники экспедиции Эрнандо де Сото (1540 г.) завезли на Юго-Восток США ранее неизвестные болезни, от которых вымерло как минимум 75% первоначального индейского населения. Как пострадали чероки, неизвестно. В 1674 г. они насчитывали около 50 тысяч человек.Последующие эпидемии оспы (1729, 1738 и 1753 гг.) урезали эту цифру более чем наполовину. До конца 1830-х гг., когда племя было выселено за Миссисипи, его численность оставалась стабильной - около 20 тысяч.

Несколько тысяч человек умерло на Дороге Слез. Следующим ударом стала Война Севера и Юга 1861-65 гг., которая унесла жизни 25% членов племени. Никто другой - белый, черный или краснокожий - не понес в войну таких потерь.

Прошло еще сто лет, и перепись 1990 г. выявила 308 132 человека, считающих себя чероки. Из них только 15 тысяч являются чистокровными индейцами. Собранные данные показали, что 95 435 чероки проживает в восточной Оклахоме, а 10 114 - в Северной Каролине. Правительства чероки установили довольно либеральные законы о принятии в племя, поэтому, по одним данным, численность чероки в настоящий момент превышает 370 тысяч человек. Если это так, то чероки можно назвать самым многочисленным индейским племенем в США.

Этнонимы

Самое известное название племени, “чероки”, происходит от слова “челоки”: на языке криков это значит “Говорящие не по-нашему”. Сами себя чероки раньше именовали “аниюнвийя” (или “аннияйя”) - “Высший Народ” - или “китува” (аникитуваги - "Народ Китува"). Сейчас многие предпочитают имя “члаги” (“Первые среди воинов”), хотя и не возражают, когда их называют “чероки”.

Другие известные названия:

Аллегени (аллегеви, таллигеви) /делавары/
Баниато /арапахо/
Кайаки /оседжи и канза/
Чалаку /испанцы/
Чилукку (“Собачий Народ”) /чокто и чикасо/
Энтарироннен (“Горцы”) /гуроны/
Киттува /алгонкины/
Матера (мантеран, “Вышедшие из Земли”) /катавба/
Насьон-дю-Шайен /французы/
Очиетарироннен /вайандоты/
Ойатагеронон (ойода, уватайоронон - “Пещерные Люди”) /ирокезы/
Шанаки /кэддо/
Шаннакиак /фокс/
Чейке /тонкава/
Черокиэко /уичита/

Язык

Относится к ирокезской группе, но значительно отличается от других ирокезских языков.

Племенные подразделения

Англичане делили племя чероки на три группы в зависимости от места жительства и диалекта (с востока на запад) - “нижние”, “срединные” и “горные” (Lower, Middle, Overhill Cherokee). Обособленными группами были атали, чикамога, этали, оннонтиог и куолия.

На федеральном уровне признаны три группы: чероки Оклахомы, китува (тоже Оклахома) и восточные чероки (Северная Каролина).

Культура

Бытует мнение, что когда-то чероки проживали у Великих Озер и были изгнаны на юг ирокезами и делаварами. В преданиях делаваров действительно имеется нечто подобное, однако ирокезы, со своей стороны, ничего на сей счет не помнят. Разумеется, делаварские легенды могут иметь под собой реальную основу. Однако представить себе такое многочисленное и могущественное племя, как чероки, в незавидной роли беженцев довольно сложно. Хотя не исключено, что часть своих исконных владений на севере они действительно потеряли в ходе войн с соседями - сусквеханноками, эри, теми же делаварами. Учитывая обособленность языка чероки от других ирокезских языков, можно предположить, что их разрыв с ирокезами произошел давно. Вероятно, чероки поселились в своих горах задолго до появления европейцев.

Первые белые путешественники застали чероки оседлым, земледельческим народом. У индейцев было около 200 больших и благоустроенных поселений. Типичный город чероки состоял из 30 - 60 домов и здания совета. Дома (полуземлянки) обычно строили по “принципу корзины”: округлый каркас оплетался прутьями и цементировался глиной. Конструкция в готовом виде действительно напоминала перевернутую корзину. Впоследствии на смену традиционным жилищам пришли бревенчатые хижины - крытые корой, с одним входом и дымовым отверстием. Большие здания совета часто возводили на курганах (маундах), оставшихся от миссисипской археологической культуры. О том, чтобы сами чероки строили маунды, данных нет. В доме совета горел священный огонь, который чероки поддерживали с незапамятных времен. Помимо собраний, там проводили и религиозные обряды.

Как и другие ирокезоязычные племена, чероки вели счет родства по матери и делились на семь матрилинейных кланов. Правда, в обществе чероки женщина не достигла столь высокого статуса, как в Лиге ирокезов. Во многом чероки были схожи с криками и другими племенами индейского Юго-Востока. В частности, они (как и крики) отмечали праздник Зеленой Кукурузы. Индейцы выращивали кукурузу, бобы и тыкву (“Три Сестры”), дополняя рацион охотой и собирательством.

В повседневной жизни отдельные города чероки были практически независимы друг от друга. Все племя собиралось только на религиозные празднества или в случае войны. Чероки использовали принцип разделения властей: военная власть находилась в руках “красных” вождей, гражданская - “белых”.

Из “Пяти цивилизованных племен” Юго-Востока чероки были единственным ирокезоязычным. Хотя какие привилегии от американского правительства получили “цивилизованные” индейцы в отличие от всех прочих, сказать сложно. Тем не менее, на “пути белого человека” чероки, несомненно, добились выдающихся успехов - причем самостоятельно. В начале XIX в. они создали собственное правительство, деятельность которого регулировала конституция. Они построили свои суды и школы, а их уровень жизни вызывал зависть даже у белых соседей. Одним из главнейших достижений чероки стало создание своего письменного языка. Эта честь принадлежит индейцу Секвойе (Джорджу Гисту). В 1821 г. он разработал азбуку чероки из 86 букв, и в скором времени почти все племя обучилось грамоте. В феврале 1828 г. начала выходить племенная газета “Феникс”. Множество этнических чероки нашли свое место и в “белом” мире - например, сенатор Роберт Оуэн и Уилл Роджерс. Несмотря на все, что чероки довелось пережить, по уровню образования и общему уровню жизни они сейчас занимают одно из первых мест среди индейских племен США.

История

Скорее всего, первая встреча чероки с белыми состоялась в 1540 г. Тогда, на р. Теннесси, испанский конкистадор Эрнандо де Сото впервые увидел индейцев “чалаку”. В 1566 г. испанцы снова посетили эти места (экспедиция Пардо), а небольшие рудники и рыболовецкие базы содержали здесь еще целых полтора века. Однако чероки в своей горной стране какое-то время оставались в сравнительной изоляции.

Конец этому положило основание в 1609 г. английской колонии Вирджиния. За двадцать лет британские первопроходцы и купцы продвинулись далеко на запад, в Аппалачи. Там они и нашли чероки, а с основанием колоний в Каролине взаимные контакты стали постоянными. В 1673 г. купец из Вирджинии Абрахам Вуд послал двоих своих людей - Джеймса Нидэма и Гэбриэла Артура - в Эчоту, столицу “горных” чероки. Он намеревался добиться единоличного права вести дела с индейцами, но уже через год группа чероки встретилась на р. Саванна с купцами из Каролины. В 1684 г. власти Южной Каролины заключили с чероки договор, который положил начало бойкой торговле оленьими кожами и туземными невольниками. Эти события вызвали в племени серьезные перемены: власть перешла от жрецов к воинам, а сами воины стали охотниками за наживой.

Зависимость чероки от европейских товаров с годами все усиливалась, и чероки пошли на более тесное сближение с англичанами. С 1689 по 1763 гг. они выступали как верные союзники “красных мундиров” в борьбе с французами и испанцами. Стоит отметить, что чероки и до этого времени не всегда ладили с соседями - общение с англичанами лишь усугубило прежние разногласия и окончательно дестабилизировало положение в регионе. Например, в 1673 г. чероки устроили серию набегов на испанские владения во Флориде и поселения индейцев каролинского побережья. Но уже через несколько лет большая часть местных племен обзавелась огнестрельным оружием, и чероки пришлось самим подумать об обороне. На востоке они то и дело сталкивались с катавба, на юге - с чокто, на западе - с чикасо (тоже, кстати, союзниками англичан). А на севере бушевали Бобровые Войны, и могущественная Лига ирокезов начала быстро распространять свое влияние во все стороны от Великих Озер.

В 1660 г. ирокезы вынудили бежать на юг значительную часть племени шауни. Чероки попытались извлечь из этого выгоду: одну группу шауни они пригласили поселиться в Южной Каролине (как заслон против катавба), другую - в Теннесси, в долине р. Камберленд (против чикасо). Результат, однако, оказался “хуже, чем ничего”. Ирокезы бросились преследовать шауни и ополчились как на беглецов, так и на тех, кто их приютил. Да и сами шауни оказались для чероки слишком беспокойными соседями. Ведь рабовладельцы Южной Каролины платили за “живой товар” всем “поставщикам”, независимо от того, кто и кого приводил. Демон легкой наживы обуял и шауни, а за рабами они отправились прямо к своим “благодетелям”. В 1692 г. их отряд внезапно напал на большой город чероки. Момент был выбран удачно - все мужчины как раз ушли на зимнюю охоту, и город остался беззащитным. Оба племени имели общих врагов, но после такого предательства о совместной борьбе с ними не могло быть и речи.

Через год - в 1693-м - делегация чероки посетила Чарльстон и потребовала больше ружей для самообороны. В 1705 г. ситуация стала настолько взрывоопасной, что власти Северной Каролины попытались урезонить своих “южных” соседей: по их соображениям, продолжать работорговлю в прежнем объеме значило рисковать массовым восстанием индейцев.

На самом же деле англичанам была просто невыгодна война между их союзниками и торговыми партнерами. Поэтому они для начала попытались помирить чероки с ирокезами. В 1706 г. было достигнуто мирное соглашение, а после него британские власти могли смело рассчитывать на благодарность чероки. Правда, соглашение оказалось недолговечным - Лига не оставила попыток подчинить чероки, правда, на сей раз использовала дипломатию. Когда требования ирокезов были отклонены, пограничные столкновения возобновились.

В 1708 г. чероки вместе с алибаму и катавба участвовали в походе на племя мобиль - проводника интересов Франции в южном течении Миссисипи. В 1713 г. 300 воинов-чероки в составе армии полковника Джеймса Мура участвовали в подавлении восстания тускарора. Вместе с тем часть "нижних" чероки присоединилась к восстанию против каролинцев племени ямасси (1715 г.). После этого мирные переговоры возобновились. Чероки обещали хранить англичанам верность в обмен на большое количество ружей и боеприпасов.

Не простив шауни предательства, чероки решили проучить зарвавшегося соседа. По принципу “враг моего врага - мой друг” они пошли на союз с чикасо, которым работорговцы-шауни, по-прежнему нападая на всех подряд, тоже успели досадить. В 1715 г. объединенные силы чероки и чикасо нанесли шауни сокрушительное поражение в долине р. Камберленд. Эти события привлекли к чероки внимание французов и их союзников-алгонкинов к северу от р. Огайо, и на юг потоком хлынули военные отряды французского блока. Чероки оказались в щекотливом положении: они вели войну и с ирокезами, союзниками англичан, и с алгонкинами, которые поддерживали французов. Однако, несмотря на это и на две опустошительные эпидемии оспы (1738 и 1753 гг.), которые выкосили примерно половину племени, чероки выстояли. Сама по себе национальное бедствие, оспа также подкосила престиж индейских жрецов. Их магия оказалась здесь бессильной, и они лишились остатков своего влияния.

Второй союз с чикасо 1745 г. позволил чероки окончательно отбросить шауни за р. Огайо, а затем (в 1750 г.) разгромить ценного союзника французов, племя чокто.

В 1721 г. чероки подписали с англичанами важный договор. Историки считают, что именно тогда они уступили своим “друзьям” первый участок племенной земли. Соглашение упорядочивало торговые операции и проводило границу между индейскими и английскими владениями. Однако каролинских поселенцев это ничуть не тронуло: скваттеры целыми отрядами вторгались во владения "нижних" чероки к востоку от Аппалачских гор, а изумление индейцев быстро сменилось возмущением и открытым недовольством. На этой почве они могли вообще порвать с англичанами и подыскать другого союзника. Как раз тогда французы уладили разногласия с племенем алибаму (помните события 1708 года?), а в 1717 г. основали торговую факторию и форт Тулуза близ современного г. Монтгомери (Алабама). Французские купцы также совершили путешествие по р. Камберленд и достигли владений "горных" чероки.

Однако у дружбы с французами с самого начала не было будущего. Французы были слабее англичан не только в военном, но и в экономическом отношении. Товары, которые они могли предложить чероки, были дороже и худшего качества, чем английские. К тому же их приходилось ввозить из Канады, а во время Войны короля Георга 1744-48 гг. англичане легко блокировали канадское побережье с моря и перерезали французские коммуникации. На юге же, помимо “красных мундиров”, французам противостояли многочисленные и вооруженные до зубов индейские союзники англичан. Особенно опасного врага они обрели в лице племени чикасо, и именно оно не дало французам закрепиться в регионе.

Но что самое важное, сами англичане ценили расположение чероки слишком высоко, чтобы спокойно лишиться его. В 1725 г. британское правительство отправило к индейцам полковника Джорджа Чикена с особой миссией - любыми средствами “задобрить” чероки, помешать франко-индейскому сближению. Дело Чикена продолжил сэр Александр Каминг. Он объездил главные города чероки и убедил индейцев избрать единого вождя, чтобы он представлял их интересы на переговорах с англичанами. Каминг даже сопровождал делегацию чероки в Лондон, на встречу с “Великим Отцом” - королем Георгом II. По договору, подписанному в Чарльстоне в 1743 г., англичанам удалось добиться примирения чероки с их извечными врагами-катавба; более того, чероки обещали впредь торговать только с англичанами.

Через два года чероки заключили мирное соглашение с вайандотами, важным союзником французов к северу от р. Огайо. Тогда они узнали, что во французском блоке далеко не все благополучно: целый ряд его членов сильно недоволен своими хозяевами (прежде всего из-за того, что французы обязали своих союзников торговать только с ними), и даже больше - готовит против них заговор. Вероятно, тогда чероки окончательно решили, что от союза с французами только проиграют. Правда, они все же позволили построить у себя французскую факторию, но и только. Тем не менее, у англичан сомнения в лояльности чероки все равно остались.

Желая получить компенсацию за земли, захваченные белыми поселенцами, чероки вступили в войну с криками (1752-55 гг.) Камнем преткновения между двумя “титанами” индейского Юго-Востока стали охотничьи угодья в северной Джорджии. Разгромив криков в решающем сражении при Таливе (1755 г.), чероки вышли победителями. Видимо, на моральном подъеме они и согласились поддерживать англичан в начинавшейся Семилетней войне с Францией (в Америке она велась в 1754-63 гг.).

Хотя в 1754 г. чероки подтвердили свою лояльность королю Георгу и даже разрешили строить на своей земле английские военные базы, белых “союзников” продолжали грызть сомнения в индейской искренности. Более того, британские власти до сих пор подозревали чероки в симпатии к французам. Индейцам же действовала на нервы все возраставшая жадность поселенцев. Стычки между чероки и скваттерами в 1758 г. вызвали к жизни новый союзный договор, но годом позже сотрудничеству пришел конец. В 1759 г. отряд в 100 чероки сопровождал вирджинскую экспедицию против шауни. Переправа через реку была организована настолько плохо, что индейцы потеряли все свои припасы, а их белые “друзья” не пошевелили и пальцем, чтобы им помочь. Раздосадованные индейцы решили “позаимствовать” у вирджинцев нескольких лошадей; завязалась потасовка, в которой более двадцати чероки погибли. Вирджинцы оскальпировали и изуродовали тела, а затем выручили за скальпы награду - как если бы это были скальпы враждебных индейцев.

Обычно такие инциденты на Границе решались дипломатически - виновные выплачивали компенсацию семьям пострадавших. Однако, пока вожди чероки пытались замять дело “законным” путем, разъяренные воины взялись за томагавки и устроили несколько набегов на близлежащие английские поселения. Для британских же властей вирджинцы были вне подозрений. Индейские набеги были объявлены “актом вероломства”, спровоцированным французскими шпионами. Губернатор Южной Каролины Литтлтон собрал армию в 1100 человек и двинулся на города “нижних” чероки. Ошеломленные вожди “нижних” быстро пошли на мировую, двоих воинов по обвинению в “убийстве мирных граждан” казнили, а 29 вождей взяли в заложники и заключили в форт Принц-Георг. Литтлтон остался доволен, однако чероки пришли в неописуемую ярость. Не успела армия каролинцев вернуться в Чарльстон, как разразилась Война Чероки 1760-61 гг.

Индейцы устроили резню колонистов у Лонг-Кэйнс, разгромили отряд ополченцев на Броуд-Ривер, а в феврале 1760 г. осадили форт Принц-Георг, надеясь вызволить заложников. Они подстерегли и убили коменданта форта, однако новый начальник тут же казнил всех пленных вождей и смог организовать оборону. Гарнизон “форта-96” тоже отразил атаку, но другим каролинским форпостам повезло меньше, и Литтлтон оказался в отчаянном положении.

Он обратился за помощью к самому лорду Джеффри Амхерсту, главнокомандующему английскими войсками в Северной Америке. Для Амхерста же все индейцы были одинаковы - что враги, что друзья. После взятия Квебека и фактического поражения Франции англичане могли бросить против чероки хоть весь североамериканский контингент. Амхерст для начала ограничился малым. В мае 1760 г. в поход выступил отряд в 1200 солдат-колонистов и шотландских горцев под началом полковника Монтгомери. Он шел с намерением не щадить никого, кроме женщин и маленьких детей, однако война пошла по-иному. Спалив несколько городов “нижних” чероки (население заблаговременно скрылось), Монтгомери не смог развить наступление и в конце концов приказал отходить. Затем, в августе 1760 года, чероки после долгой осады овладели фортом Лоудон в восточном Теннесси и перебили весь гарнизон. Тогда в начале 1761 г. Амхерст сместил Монтгомери и назначил на его место полковника Джеймса Гранта.

К тому времени индейцы уже удовлетворили жажду мести и выразили готовность пойти на переговоры, но Грант оставил это без внимания. В июне 1761 г.его армия в 2600 человек (в том числе разведчики-катавба) захватила 15 городов “срединных” чероки и уничтожила все запасы продовольствия, припасенные индейцами на зиму. Оказавшись под угрозой голода, в сентябре чероки подписали мир, по которому отказывались от своих владений на востоке Каролин. Второй мирный договор индейцы заключили с Вирджинией в ноябре 1761 г.

Верные данному слову, чероки воздержались от участия в восстании Понтиака 1763 г. Как оказалось, это не избавило племя от людских потерь (на тот год пришлась очередная эпидемия оспы), но вместе с тем на какое-то время сделало чероки едва ли не единственными, кто даже выиграл от восстания. Оно измотало и воинов Понтиака, и англичан, поэтому был достигнут компромисс в виде Прокламации 1763 года: поселенцам запрещалось селиться за Аппалачами. Однако давление со стороны колонистов быстро заставило правительство пересмотреть свое решение. Переговоры с Лигой ирокезов в форте Стенвикс (1768 г.) снова открыли для колонизации обширные территории к западу от Аппалачских гор. Ирокезы щедро даровали англичанам права на земли, которыми не владели сами - в частности, угодья в Западной Виргинии, восточном Теннесси и Кентукки. Чероки считали их своими, и им пришлось снова договариваться с англичанами о границах (договор в Хард-Лэйбор, 1768 г.).

Наступление белых поселенцев снова привело чероки к мысли о компенсации за счет “братьев по крови”. В свое время у них получилось с криками, а на сей раз они покусились на чикасо. И сделали фатальную ошибку - как, впрочем, и все, кто когда-либо поднимал руку на “спартанцев индейского Юга”. Одиннадцать лет локальных боев закончились сокрушительным поражением чероки у Чикасо-Олдфилдс (1769 г.). Урок они усвоили и предпочли заняться другим делом - поисками потенциальных союзников для защиты от общего врага, скваттеров. Делегации чероки и криков присутствовали на двух советах племен долины Огайо на р Сиото - в 1770 и 1771 гг. - но в конфликте между своими северными соседями и вирджинцами (“война Данмора” 1773-74 гг.) не участвовали - в спорном регионе у них не было своих интересов.

Напряжение между колонистами и британскими властями все усиливалось. Назрела реальная угроза мятежа, и представители королевской администрации, чтобы успокоить колонистов, попытались “узаконить” их права на землю, отторгнутую у индейцев явочным порядком. На переговорах с индейцами средств не выбирали - вплоть до прямого подкупа и шантажа. С чероки было подписано два новых соглашения - “покупка Локабера” 1770 г. и договор в Огасте 1773 г. “За долги перед белыми торговцами” 2 миллиона акров земли из индейских владений в Джорджии отчуждались в пользу колонистов.

Расовый тип

Черо́ки , или чиро́ки (чероки ᏣᎳᎩ , англ. Cherokee ) - индейский народ в Северной Америке .

История

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи. После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII, начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремеслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В -1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки , созданную им в 1821 году , а в начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки . Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов.

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува , о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon (живущие в стране пещер).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрел статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

  • Секвойя - изобретатель письменности для языка чероки
  • Стенд Уэйти - генерал армии конфедератов
  • Джон Росс - вождь племени в 1828-1860 годах
  • Уэс Стьюди - актер
  • Майкл Уэйн Эта - американский рэпер
  • Предками Барака Обамы по линии воспитавшей его белой бабушки были ассимилированные чероки их африканские рабы
  • Предками Элвиса Пресли
  • Предками Квентина Тарантино по линии матери были индейцы племени чероки
  • Дед Джонни Деппа был чистокровным индейцем племени чероки
  • Предки актера Бёрта Рэйнолдса индейцы племени чероки
  • Предки актера Арми Хаммера индейцы племени чероки
  • Предки актера Вэла Килмера индейцы племени чероки
  • Мать актера и мастера боевых искусств Чака Норриса происходит из племени чероки
  • Предки музыканта Джими Хендрикса индейцы племени чероки. Его бабушка Нора Роуз Хендрикс (в девичестве Мур) - по линии отца внучка чистокровной чероки и ирландца, бабушка по линии матери Клэрис Джетер (в девичестве Лоусон) - наполовину чероки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Чероки"

Примечания

Литература

  • Evans, E. Raymond. «Notable Persons in Cherokee History: Dragging Canoe». Journal of Cherokee Studies, Vol. 2, No. 2 , pp. 176–189. (Cherokee: Museum of the Cherokee Indian, 1977).
  • Finger, John R. Cherokee Americans: The Eastern Band of Cherokees in the 20th Century . Knoxville: University of Tennessee Press, 1991. ISBN 0-8032-6879-3 .
  • Glenn, Eddie. Tahlequah Daily Press . January 6, 2006 (Accessed May 24, 2007)
  • Halliburton, R., jr.: Red over Black - Black Slavery among the Cherokee Indians , Greenwood Press, Westport, Connecticut 1977 ISBN 0-8371-9034-7
  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)

Ссылки

  • , official site
  • , official site
  • , official site
  • , Cherokee, NC
  • , Park Hill, OK
  • , Oklahoma Historical Society Encyclopedia of Oklahoma History and Culture
  • in FamilySearch Research Wiki for genealogists

Отрывок, характеризующий Чероки

– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.
– Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул.
– Он! он и есть!
– Эка шельма, – сказал Денисов.
– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг"ат, тепег"ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.

1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых - это ад для тараумара.

2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.

9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика - уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.

Новое на сайте

>

Самое популярное