Домой Заготовки на зиму Наука и образование обществознание план. Вопрос: Составить план "взаимосвязь образование и науки в современном обществе"

Наука и образование обществознание план. Вопрос: Составить план "взаимосвязь образование и науки в современном обществе"

Министр образования сообщила о том, какие будут изменения в ЕГЭ по литературе. К 2018 году российские одиннадцатиклассники, выбравшие итоговый экзамен по родной литературе, будут сдавать его по-новому. Изменится и содержание итоговой аттестации по предмету, и форма данного испытания, об этом шла речь на прошедшей пресс-конференции в Москве.

Во-первых, не будет больше элементарных тестовых заданий, так называемой «угадайки». По словам ведущего специалиста ФИПИ Сергея Зинина, к тестовым заданиям в школах давно привыкли. Эти уже традиционные тренинги выполняются автоматически и абсолютно не учат детей думать самостоятельно. В старом формате экзамена после четырех кратких ответов на задания по тому или иному литературному фрагменту следовало написать полноценное сочинение как развернутый и аргументированный ответ, мнение о какой-либо проблеме.

В новом формате ЕГЭ по литературе предполагается больше возможностей для самостоятельных рассуждений и творчества. Выпускнику предлагается выбрать один из нескольких вопросов, а также способ и стиль своего сочинения. Текст работы может выглядеть как статья литературного критика, а может быть откликом читателя, в котором акцент делается на эмоциональное личное восприятие прочитанного фрагмента.

Как объяснил эксперт из ФИПИ, школьник имеет возможность строить свои рассуждения как от частностей к общим положениям, так и наоборот - от общего утверждения к частностям. Главная задача состоит в том, чтобы содержание творческой работы отражало понимание учащимся смысла анализируемого текста, а также способность прийти к собственным выводам, пользуясь самостоятельно подобранной аргументацией.

В дискуссии принял участие также Дмитрий Бак, профессор Гуманитарного университета, известный ученый, возглавляющий Государственный литературный музей. По его мнению, изучению такого предмета, как художественная литература мешает не только общая для ЕГЭ проблема подмены образовательного процесса контролирующими мероприятиями, но и более глубокий момент - непонимание истинной сути этого вида искусства. Ведь художественные произведения, по словам профессора, требуют более глубокого, эмоционального переживания. Их нельзя анализировать с помощью инструментов формальной логики. Такая практика формирования универсальных критериев для оценки художественного текста никогда не сможет научить школьника понимать и любить литературу, сможет только привить чувство отторжения и неприязни к этой разновидности чтения.

А заслуженный учитель России Евгения Абелюк, доцент НИУ ВШЭ, в своем выступлении особо отметила, что, хотя обновленный формат госэкзамена по литературе имеет свои достоинства, все же оставляет желать лучшего. Требование быстро составить три сочинения, хоть и небольшого объема, достаточно сложно выполнить. Для этого необходимо умение оперативно концентрировать свое внимание на новой теме, а также максимально емко и точно формулировать свои мысли.

В тексте из двухсот пятидесяти слов надо уместить и достаточные аргументы, и подробности из произведений, отражающие те или иные коллизии сюжета. Ткань художественного произведения сплетена из тысячи тонких деталей, крошечная подробность может получить особое символическое значение, наполниться роковым смыслом. А в школах учителя едва успевают научить ребят давать хотя бы краткий ответ на поставленные вопросы.

При этом, заслуженный учитель отметила, что ее лично радует возможность современных школьников анализировать литературу, которая ранее не входила в объем школьной программы. Это расширение рамок, возможность выбора являются для учащихся стимулом научиться мыслить самостоятельно, без чего невозможно представить современного по-настоящему образованного человека.

В СМИ приводятся отдельные примеры из контрольных материалов госэкзамена в новом его формате.

  • Требуется назвать произведение, описывающее нравственный мир типичного чиновника, и сравнить его с тем, как он изображен в гоголевском «Ревизоре».
  • Какое значение для раскрытия образа Чацкого имеют монологи, которые он произносит по ходу пьесы?
  • Тема любви в поэзии Анны Ахматовой.
  • Какой персонаж из книги «Война и мир» Толстого вам больше всего симпатичен или интересен? Почему? Аргументируйте ответ с помощью эпизодов из романа.

Как видите, даже новый формат ЕГЭ все же не отменяет глубоких и действительно вечных вопросов русской литературы, которая остается важнейшим школьным предметом, воспитывающим душу и нравственность, формирующим личность подростка.


Сдача ЕГЭ из года в год меняется – в контрольно-измерительные материалы постоянно вносятся изменения. Это заставляет нервничать и будущих выпускников, и их учителей. К чему готовиться, если еще неизвестно, что и как придется сдавать в конце учебного года? Однако ситуация изменилась к лучшему: к началу учебного года Федеральный институт педагогических измерений озвучил запланированные изменения в сдаче ЕГЭ-2017 по всем предметам. Какими они будут?
Обязательные предметы на ЕГЭ-2017
Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.
Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не поступало. Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:
  • русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);
  • математика– базовый или профильный уровень на выбор.
Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».
ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях
Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в девятых классах.
В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:
  • в задании № 17 (пунктуация в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;
  • в задании № 22 (лексический анализ слова в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания.
  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.
ЕГЭ по математике -2017: профильный и базовый экзамен без изменений

В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:
относительно простой базовый экзамен с оценкой по пятибалльной шкале, проверяющий в основном знания в области так называемой «реальной математики» и результаты которого не принимаются при поступлении в вуз и нужны только для получения аттестата;
профильный – гораздо более сложный, ориентированный на тех выпускников, которые планируют поступать в технические вузы, где математика является обязательным предметом для поступления.
По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».
В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демоверсиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.
ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре
ЕГЭ по обществознанию в 2017 году в целом будет соответствовать модели 2016 года:
блок заданий с краткими ответами;
блок заданий с развернутыми ответами;
«альтернативное» задание – написание эссе на тему одного из предложенных высказываний.
Однако в блоке заданий с краткими ответами запланированы небольшие изменения. Из него будет исключено задание, фигурировавшее в КИМах 2016 года под номером 19 (дифференциация фактов, мнений и оценочных суждений). Зато появится еще одно задание по модулю «право»: на выбор верных суждений из списков, которое станет семнадцатым по счету.
Общее количество заданий и максимальный первичный балл в экзамене по самому популярному предмету по выбору останется неизменным.
ЕГЭ по физике- 2017: значительные изменения, исключение тестовой части
ЕГЭ по физике в 2017 году станет одним из трех предметов, претерпевших самые значительные изменения: из структуры экзамена полностью исключается тестовая часть, подразумевающая выбор одного верного ответа из списка вариантов. Вместо этого будет значительно расширен набор заданий с краткими ответами (в виде слова, числа или последовательности цифр). При этом распределение заданий по разделам школьного курса останется примерно таким же, как и в прошлые годы. Всего первом блоке экзамена будет 21 вопрос:
7 – по механике,
5 – по термодинамике и МКТ,
6 – по электродинамике,
3 – по квантовой физике.
Вторая часть экзаменационной работы (задачи с развернутыми ответами) останется без изменений. Первичный балл на ЕГЭ по физике также останется на уровне прошлого года.
ЕГЭ по литературе -2017: структура без изменений, но больше вопросов на знание текста
К 2018 году ЕГЭ по литературе ждут кардинальные изменения: ФИПИ планирует полностью исключить блок заданий с краткими ответами, оставив только четыре мини-сочинения и одно полноценное. Но в 2017 году экзамен по литературе пройдет по старой, уже ставшей привычной модели:
  • первый смысловой блок – отрывок из эпического или драматического произведения, 7 вопросов с краткими ответами и два мини-сочинения по нему;
  • второй блок – лирическое произведение, 5 вопросов по нему с краткими ответами и два мини-сочинения;
  • третий – развернутое сочинение (выбор из трех тем).
Однако если в 2016 году большинство вопросов с краткими ответами было ориентированы в первую очередь на то, чтобы проверить знание основных литературоведческих терминов, то в 2017 году эти задания будут направлены в первую очередь на знание реалий текста. Таким образом, «перешагнуть порог» только на знании небольшого объема теории больше не получится.
Следует обратить внимание еще на одну особенность экзамена по литературе. В соответствии с правилами в КИМы могут быть включены не только стихотворения, входящие в школьную программу. Если поэт включен в кодификатор – для анализа может быть предложено любое его стихотворение. И это правомерно – поскольку мини-сочинения по поэтическому отрывку должны продемонстировать умение экзаменующегося анализировать текст самостоятельно, а не вспоминать соответствующий параграф учебника. В 2016 году «непрограммные» стихотворения фигурировали во многих вариантах КИМов, и, скорее всего, в 2017 году эта тенденция сохранится.

ЕГЭ по биологии – радикальные изменения в 2017 году, исключение тестовой части и увеличение продолжительности
Модель ЕГЭ по биологии в 2017 году изменится фундаментально: из задания будет полностью исключена «тестовая» составляющая(вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов), зато будет увеличено число заданий с краткими ответами.
В контрольно-измерительных материалах появятся принципиально новые для ЕГЭ по биологии типы заданий, в числе которых:
восстановление пропущенных элементов в таблицах или схемах;
анализ графиков, диаграмм и таблиц;
поиск ошибок в обозначениях на рисунке;
выведение свойств биологического объекта по «слепому» изображению (без подписей).
Тем не менее, разработчики экзамена полагают, что обновленный ЕГЭ по биологии не вызовет у учащихся существенных сложностей: многие типы заданий уже были опробованы на ОГЭ. Количество заданий с развернутыми ответами не изменится – их по-прежнему будет семь, а типы вопросов будут соответствовать модели 2016 года.
Изменение структуры экзамена повлечет за собой и ряд изменений в процедуре и шкале оценивания:
общее число заданий уменьшится с 40 до 28;
первичный балл уменьшается до 59 (в 2017 году он составлял 61);
время на выполнение работы увеличивается на полчаса, продолжительность экзамена составит 210 минут.
ЕГЭ по иностранному языку – практически без изменений
ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году будет проходить практически так же, как и в 2016, за одним лишь исключением. Формулировка задания № 3в устной части экзамена (описание картинки) будет изменена. Как отмечают специалисты ФИПИ, при описании изображений экзаменующиеся порой злоупотребляют «воображаемыми обстоятельствами», утверждая, к примеру, что здесь изображены их родственники (в том числе жены и дети) или они сами («я космонавт и парю в невесомости»). Это входит в противоречие с задачей этого задания, проверяющего умение полно и точно описать конкретную фотографию.
Поэтому задание будет уточнено. Так, в ЕГЭ по английскому языку в 2017 году из формулировки исключается слово Imagine, а слово present – меняется на describe. Аналогичные изменения будут внесены и в КИМы по другим иностранным языкам – чтобы было ясно, что речь идет именно об описании картинки, а не «рассказа по мотивам».
ЕГЭ по химии-2017: значительные изменения, исключение тестовой части
Модель ЕГЭ по химии 2017 года также ждут существенные изменения, связанные с исключением тестовой части – и увеличение количества и типов заданий с краткими ответами. Среди них появятся, например:
задания с выбором двух верных вариантов из нескольких предложенных,
вопросы на установления соответствия,
расчетные задачи.
Изменится и структура первой части экзамена: она будет включать в себя несколько тематических блоков, посвященных одному из разделов – и каждый блок будет содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Вторая часть экзаменационной работы (задания с развернутыми ответами) останется практически такой же, как в прошлые годы.
При этом:
общее количество заданий уменьшится с 40 до 34;
максимальный первичный бал снизится с 64 до 60;
задания №№ 9 и 17 (связь органических и неорганических веществ) будут оцениваться уже не в один первичный балл, а в два.
ЕГЭ по истории – небольшие изменения в системе оценивания
В 2017 году экзамен по истории будет практически полностью идентичен вариантам прошлого года. Однако в системе оценивания будут изменения: «стоимость» двух заданий вырастет с одного первичного балла до двух:
задание № 3 (выбор терминов, относящихся к определенному историческому периоду);
задание № 8 (выбор пропущенных выражений из списка предложенных вариантов).
Кроме того, будет уточнена формулировка и критерии оценивания задания № 25 (эссе, посвященного одному из исторических периодов).
ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году – без компьютеров, без изменений
Структура и технология проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году будет полностью соответствовать экзаменационной модели 2016 года. Не идет речи и об использовании экзаменующимися компьютеров – хоть эта идея (с учетом специфики предмета – абсолютно логичная) активно обсуждается, но выпускникам этого года вновь придется работать с традиционными бланками.
При подготовке к экзамену не стоит упускать из вида некоторые особенности контрольно-измерительных материалов:
задание № 27 дается в двух вариантах, один из которых – более прост и оценивается в 2 балла, второй – в 4;
для написания программы в задании 27 можно использовать любой язык программирования на выбор экзаменующегося.
ЕГЭ по географии: небольшие изменения в системе оценивания
В контрольно-измерительные материалы по географии в 2017 году не будет вносится никаких корректив, однако «весомость» отдельных заданий изменится: максимальный балл за четыре задания будет увеличен, а еще за четыре – уменьшен.
Так, с одного первичного балла до двух увеличится стоимость заданий №№ 3, 11, 14 и 15 (все – на определение и выбор из списка верных высказываний).
С двух баллов до одного «уценили» следующие задания:
9 (размещение населения России, работа с картой),
12 (разграничение верных и неверных высказываний о городском и сельском населении);
13 (география транспорта, отраслей промышленности и сельского хозяйства России);
19 (экспорт и международный транспорт).
Максимальный первичный балл остался неизменным – 47.
Официальная информация об изменениях в сдаче ЕГЭ- 2017
Все официальные документы, связанные со сдачей ЕГЭ, оперативно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там размещена и сводная таблица изменений, однако для того, чтобы составить полное впечатление о «новых веяниях» в экзаменационной компании, этого недостаточно – информация в таблице дана очень сжата и касается только принципиальных изменений.
Для того, чтобы быть в курсе всех деталей сдачи ЕГЭ в 2017 году «из первых рук», можно также:
  • ознакомиться с проектами КИМ ЕГЭ текущего года и внимательно изучить структуру экзаменационной работы;
  • изучить методические рекомендации для учителей, составленные по итогам 2016 года – там подробно анализируются типичные ошибки прошлогодних выпускников и «разжевываются» и обосновываются запланированные изменения.

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21. Невменяемость

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. 2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Статья 24. Формы вины

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.

Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

21 Укажите два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

22 Как в законе определяются общие условия уголовной ответственности? Опираясь на обществоведческие знания, укажите возраст, с которого лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

23 Какие две формы вины называются в законе? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру, конкретизирующему каждую из этих форм.

24 Некоторые считают, что наказание за ряд преступлений должно быть ужесточено, поскольку только суровое наказание заставит потенциальных нарушителей отказаться от своих намерений. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три довода против заявленной выше позиции.

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

26 Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.

27 В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

28 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

21. два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

1. « Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.»

2. «Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.»

22. Общие условия уголовной ответственности « …. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.»

Возрастом, с которого лицо, совершившие преступление, подлежит уголовной ответственности является 16 лет по общему правилу, 14 лет для совершивших особо опасные преступления.

23 Две формы вины, называемые в законе:

1 - умысел;

2 - .неосторожность;

Примеры, характеризующие данные формы вины:

1. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом , если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно - опасных последствий, не желало, однако сознательно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.

Примеры: уклонение от уплаты налогов;

· подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков;

· преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенные руководством или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившие крупный ущерб либо иные тяжкие последствия .

2. Согласно ст. 26 УК преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Примеры - Проходя мимо строящегося объекта Гражданин К. остановился и закурил, после того как он покурил, он не потушив сигарету бросил не глядя через плечо и попал в бочку из под бензина, которая была оставлена рабочими. Произошел взрыв и отлетевшие осколки убили одного человека.

Р азглашение государственной тайны (ст. 74), выпуск недоброкачественной, нестандартной

24. Три довода против заявленной в задании позиции:

1) устрашение населения не является главной целью наказания;

2) опыт показывает, что более действенным в предупреждении преступности является неотвратимость наказания, а не его жестокость;

3) суровое наказание, включая смертную казнь, является слишком высокой "платой" за возможные судебные ошибки;

4) как показал исторический опыт, население постепенно привыкало к суровости наказания в виде пыток и казней и начинало относиться к ним как к зрелищам.

25 . Под « чувственным познанием» обществоведы понимают начальную ступень познания, дающую непосредственное знание о предметах и их формах

1. одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающееся на знания курса, например: «К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление».

2. одно предложение, содержащее информацию об одной из форм чувственного познания, например: «Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения»

26. Три возможных критерия классификации политических партий и типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.

1. критерий: по организационному строению; тип партий: массовые, кадровые

2. критерий: по идеологической направленности; тип партий: консервативные, либеральные, социал- демократические

3. критерий: по участию во власти; тип партий: правящие, оппозиционные.

27 . два аргумента в поддержку мнения, что экстенсивный путь развития исчерпал себя:

1. большая часть земель, пригодных для обработки, уже находится в сельскохозяйственном обороте;

2. строительство новых промышленных предприятий требует слишком больших капиталовложений и связано с длительным периодом ввода в строй промышленных объектов;

Один аргумент в опровержение мнения, что экстенсивный путь развития исчерпал себя:

в условиях открытого рынка труда сохраняется возможность привлечения дополнительной рабочей силы для расширения производства.

28. «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе».

1 . Понятие науки и образования как области духовной культуры

2. Наука и образование как социальные институты общества

2.1 функции образования в современном обществе

22.развитие науки как фактор общественного прогресса

2.3 государственное регулирование науки и образования

3. Влияние образования на науку

3.1 подготовка научных кадров в высшей школе

3.2 формирование у молодежи представлений о научной деятельности

3.3 повышение социального статуса молодых ученых

4. Воздействие науки на образование

4.1 изучение основ науки в рамках школьных предметов

4.2 превращение университетов в научные центры

5. Значение и перспективы дальнейшего сближения науки и образования


А. ЛАЗЕБНИКОВА

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН

Сравнительно недавно в экзаменационном варианте появилось задание С8, предусматривающее составление развернутого плана по предложенной теме. При этом тема может относиться к любой содержательной линии курса. Приводим формулировку задания с критериями оценивания.

Тема 1

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «социальный институт».
2. Основные функции науки в обществе:

1) познавательная;
2) образовательно-мировоззренческая;
3) производственно-технологическая; 4)социальная;
5) прогностическая.
3. Система научных учреждений:
1) роль университетов в развитии науки;
2) академические научные организа-
ции;
3) инновационные центры.
4. Государственная поддержка науки:
1) рост государственных затрат на раз-
витие науки;
2) поддержка молодых ученых.
5. Этика ученого.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.) При анализе ответа учитываются:
наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не за-считываются при оценивании. Отсутствие пунктов 2 и 3 плана в приведенной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы) - 3 балла.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя не менее трех пунктов, один из которых детализирован в подпунктах, или формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах, - 2 балла.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов, или в плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции; но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализированы в подпунктах - 1 балл.

План по структуре и (или) содержанию и структуре не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы), или план по своей структуре является простым и содержит один-два пункта - О баллов.
(Максимальная оценка за задание - 3 балла.)

Тема 2

Посмотрим, как задание С8 выполняли выпускники.
Предлагаем планы по теме «Воздействие экономики на социальную структуру общества». Особенность данной темы заключается в том, что здесь в центре внимания находится динамический процесс, отражающий изменения в одной сфере (в данном случае - социальной) под влиянием факторов, относящихся к другой области общественной жизни (экономической).
Стоит заметить, что подобных тем, предполагающих рассмотрение общественных явлений в развитии и разнооб разных связях, становится все больше. И это вполне оправданно, поскольку именно такой - изменчивой, взаимопроникающей и взаимосвязанной - является сама социальная действительность. А значит, умение видеть эти связи, анализировать явления в динамике - важный элемент обществоведческой подготовки, закрепленный, кстати, в образовательном стандарте старшей школы.
Рассмотрим несколько вариантов плана по данной теме, составленных выпускниками.

План 1
1. Понятие «социальная структура».
2. Дифференциация общества:
а) по доходу;
б) по отношению к власти;
в) по виду профессии.

Экономические циклы.
Экономические циклы - это колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющихся сжатии (экономический спад, рецессия, депрессия)и расширении (экономический подъем) экономики.


3. Влияние циклов экономики на общество:
а) пик;
б) рецессия;
в) дно;
г) экспансия.
4. Государственные социальные программы:
а) поддержка малоимущих безработных;
б) развитие здравоохранения;
в) предоставление социальных гарантий населению;
г) молодежные программы.
5. Роль экономики в формировании социальной структуры общества.


План 2
1. Понятие экономики.
2. Понятие социальной структуры.
3. Виды экономических систем:

Традиционная;
командная;
рыночная;
смешанная.

4. Функции экономики в обществе.
5. Способы воздействия экономики на социальную структуру:
формирование спроса и предложения;
конкуренция;
вакансии и трудовые предложения;
инфляция;
экономические кризисы;
налоговая политика;
социальные программы государственного финансирования.
6. Последствия воздействия.
7. Воздействие экономики на общество в современной России.


План 3
1. Что такое экономика и ее связь с об-
ществом:
1) понятие экономики;
2) влияние экономики на социальную структуру;
3) положительные результаты во взаимодействии.

2. Способы и методы воздействия экономики на социальную структуру.
3. Результаты воздействия экономики на социальную структуру.


План 4
1. Характеристика социальной структуры.
2. Влияние экономики на качество жизни:

1) занятость и безработица;
2) инфляция.
3. Дальнейшая поляризация общества:
1) в области собственности;
2) в доступе к власти;
3) в социальном статусе.
3. Различные подходы и оценки данного явления.

Комментарии
Мы видим, что эти планы отличаются друг от друга набором компонентов (хотя есть и совпадения), полнотой, детализацией. Но есть между ними и общее:
1. Три из них отвечают формальным требованиям: не менее трех пунктов, с детализацией не менее двух из них. Исключение составляет только третий ответ, где подпункты имеет лишь один пункт плана.

Инфляция.
При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились - утратили часть своей реальной стоимости

Давайте разберемся. В рамках предложенной формулировки темы центральным объектом рассмотрения выступает социальная структура общества. Именно в ней предполагаются некие изменения. Следовательно, исходить (причем по существу, а не формально) нужно из понятия «социальная структура общества». Из курса обществознания известно, что под ней подразумевается совокупность существующих в обществе, занимающих в нем определенное положение и взаимодействующих социальных групп.

Хорошо бы также помнить, что понятие «социальная группа» очень широкое. Сюда входят группы, выделяемые по численности (среди них такие большие группы, как классы, сословия, слои), по профессиональному принципу, по демографическому принципу и т.п.

Какими же, исходя из этого определения, могут быть направления изменения социальной структуры? Они могут выражаться в появлении одних групп и исчезновении других; в существенных количественных изменениях, охватывающих отдельные группы; в изменении места группы в социальной структуре.

Здесь полезно опереться на исторические знания и вспомнить какие-то реальные процессы, связанные с изменением социальной структуры, например: возникновение так называемого третьего сословия во Франции; ликвидация дворянского сословия в СССР; появление сравнительно недавно в нашей стране такой социальной группы, как фермерство, и т.п. Опора на конкретные знания и представления поможет в дальнейших рассуждениях.

Очевидно, что все эти процессы происходят под влиянием многих факторов. Нам следует сосредоточиться на экономических. Следующий шаг в осмыслении темы связан с выявлением того, какие именно экономические процессы, явления оказывают первостепенное влияние на экономическую структуру.

Здесь снова может помочь обращение к » историческим реалиям. Из курса истории хорошо известно, что существенные социальные сдвиги происходят с изменениями отношений собственности. Так, ликвидация частной собственности в нашей стране привела к исчезновению целых социальных групп: уже упоминавшегося дворянства, буржуазии, крестьян-единоличников. И, напротив, с ее возрождением в 1990-е гг. стал формироваться слой предпринимателей.

При этом глубокие изменения в отношениях собственности часто являются результатом смены типа экономической системы в целом. В этом случае трансформации затрагивают и принцип распределения, что также не может не отразиться на социальной структуре общества. В частности, под его влиянием может усиливаться (или снижаться) социальная дифференциация.

Если иметь в виду изменения в рамках профессиональной стратификации, то они связаны с другими экономическими факторами: общественным разделением труда, техническим прогрессом и т.п.

Иными словами, планы могут быть разными, но они должны включать в себя пункты об изменениях социальной структуры в условиях смены экономических систем, утверждения новых отношений собственности, перехода к иным распределительным отношениям, развития технического прогресса.
Ничего этого в представленных планах нет. Если и называются какие-либо экономические процессы или типы экономических систем, то их влияние на социальную структуру никак не отражено.

Проанализируем более детально план 1. Непосредственно на раскрытие темы здесь работает только последний пункт. При этом он никак не конкретизирован. Пункт 3 явно лишний. Включая в план пункт 2, выпускник, видимо, хотел обозначить аспект, связанный с критериями (факторами) социальной дифференциации общества, однако не сумел найти обобщающего понятия и должной формулировки. Конкретизация пункта 3 не соответствует заявленной позиции: влияние циклов экономики на общество.

Тема 3
Рассмотрим план на тему из области социологии - «Социальный контроль как механизм регулирования отношений индивида и общества».
1. Понятие о социальном контроле и его значении для развития общества.
2. Выделяют две формы социального контроля:

1) внутренний;
2) внешний.
3. Существуют следующие методы социального контроля:
1) изоляция;
2) обособление;
3) реабилитация.

4. Социальный контроль реализуется в процессе социализации.
5. Социальный контроль образуют социальные нормы и санкции.
6. Выделяют виды санкций:

1) позитивные;
2) негативные;
3) формальные;
4) неформальные.

7. Тенденции развития социального контроля.

Новое на сайте

>

Самое популярное