Домой Удобрения Как познать себя и что для этого делать? Как познать себя и разобраться в том, чего хочешь

Как познать себя и что для этого делать? Как познать себя и разобраться в том, чего хочешь

BroDude, привет.

По традиции начну с благодарностей (я так понимаю, это уже что-то вроде доброй традиции на телепередаче «Поле Чудес» с гостинцами и подарками). Спасибо за статьи, которые помогают познавать мир повседневных и окружающих вещей.

К слову, иногда сталкиваюсь с какой-либо ситуацией, которая требует от меня вмешательства и решения. Перед сном или за завтраком захожу на BroDude - вуаля, как по заказу, статья, заголовок которой раскрывает то, что меня так беспокоило:-)

Ну и чтобы поставить точку в таком приветствии, добавлю: летом 2016 услышал песню с нехитрым названием «Братишка бармен», в песне, в одном из куплетов пелось «…хороший бармен - это врач…», собственно, вы тоже своего рода врачи, врачи, которые лечат наше общество на всем просторе СНГ, видимо, менталитет у нас всех общий.

Теперь, чтобы не растекаться мыслью по древу, перейду к делу. Последнее время часто слышу, что всё начинается с того, что необходимо разобраться в себе, познать себя, иначе и мир не мил, и вообще на этой планете нечего зря воздух потреблять и волочить жалкое существование.

Коротко о себе: 25 лет, живу в небольшой стране с теплым климатом, расположена между Украиной и Румынией. Работаю с 15 лет, сперва просто для покрытия затрат на развлечения и хобби, затем нашел себя в ИТ-сфере, поэтому, поступив в университет на ИТ-факультет, сразу же попутно устроился по специальности. Работой доволен во всех смыслах, это больше даже походит на хобби.
Девушки нет, а все предыдущие попытки за последний год либо заканчивались френдзоной, либо апатией к подопытной из-за отсутствия общих тем для разговоров (а ближе как-то и неудобно, надо ж чем-то заинтересовать). В некотором роде уже даже привык к свободному образу жизни, благо работа и увлечения отнимают большую часть времени бодрствования. По правде говоря, мне даже с преподавателями в университете было проще общаться «на равных», с полицией на дороге, нежели с девушками, которые вызывают интерес.

Стараюсь постоянно развиваться. Это и статьи/видеоподкасты по работе, и книги русской и зарубежной литературной классики. Друзья разных сословий: от простых работяг до молодых бизнесменов, которые также всего добились/добиваются сами. Стараюсь поддерживать дружеские отношения со всеми.

Как себя познать? Как разобраться в себе? Понять, чего я хочу? Я даже не уверен, чего именно хочу от личной жизни: долгосрочных и доверительных отношений или наоборот - новой пассии каждый уикенд. Присматриваться к своим действиям стараюсь постоянно, но на выходных делаешь то, что в будние дни закончить не успел, оглянуться не успеваешь - опять понедельник. Понимаю, что нужно менять себя, а с чего начать, не знаю. Мысль об отпуске немного тревожит, поскольку кажется, что не найду, чем себя занять. Пару лет назад думал: куплю автомобиль - объезжу всю страну. Когда автомобиль приобрел - понял, что не так уж это и круто, во-первых, лень, а во-вторых, дороги не везде есть:) в-третьих, страх… страх того, что ну приеду в желаемое место, полюбуюсь пару минут красотами, выкурю сигарету, и обратно - скука…

Общаясь с другими, особенно с друзьями, стараюсь уловить, прислушаться к тому, какие проблемы во мне заметны (извне же виднее должно быть?) но упорно молчат.

Цели есть, но они краткосрочные, то есть на неделю, месяц… а вот как бы задать себе супер-цель… Собственная квартира? Можно ли это считать целью?

Всё вышеописанное довольно часто заставляет думатьЮ что просираю молодость. Если тема актуальна и будет вам интересна, просьба - прокомментируйте, посоветуйте.

Ответ

Привет славной Молдавии, искренне рады тому факту, что нас читают во всех осколках «Союза нерушимого республик свободных». Как вы поживаете? Как живется под скипетром Додона? Не обижает?
Ты одарил нас такими лестными и приятными словами, что даже неловко. Потому что мы не можем ответить тебе взаимностью. Дружище, мы понимаем, что ты платишь за интернет не для того, чтобы тебя в нем оскорбляли, но по факту мы можем сказать, кто ты такой. Ты не борец, живешь по принципу «будь что будет», жутко ленивый, непостоянный и лучше всего у тебя получается находить оправдания. Вот всё, что тебе нужно знать про себя, и это всё ты, в принципе, знаешь. Это твои основные проблемы, которые ты жаждал узнать от своих друзей. Можешь не благодарить. Рисуется образ весьма печальный, человека ни рыбы ни мяса, который ничего не хочет, ничего не знает и ни в чем не уверен. Вот как ты поймешь, какие отношения тебе нужны, если не пытаешься найти девушку? А если всё заканчивается одинаково печально, это символизирует то, что ты не учишься на своих ошибках. Даже мы не раз писали о том, как и . Нужно прокачивать навыки не только в профессиональной среде, особенно если раз за разом наступаешь на одни и те же грабли.

Вот ты говоришь, что рутина мешает тебе начать себя менять. Любезный друже, так ты начни выполнять работу в срок, составь план, придерживайся распорядка, систематизируй процесс - и не придется брать работу на дом. . Тебе даже думать не надо, ты и сам четко обозначил свои проблемы и выявил причины своей стагнации. А стагнация, не устаем повторять, хуже кастрации.

Ты вроде бы хороший парень, но тебе ничего не надо от жизни. Ты даже свою мечту засрал - отсутствие дорог. Я тебя умоляю, в нашей стране, зажатой между Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Китаем и еще страшной кучей стран, дороги тоже отвратительные. Но нас это не останавливает. Не знаем, с какими сложностями приходится сталкиваться гражданам вашей республики при въезде в Румынию. Вроде как нужно подтверждать финансовую состоятельность, а зарплаты у вас по европейским меркам невелики, но если накопить, то можно отправиться и туда. Просто ты ничего по-настоящему не хочешь, потому что твои настоящие желания пугают тебя своей несбыточностью. А еще ты ленив.

Как говорила твоя землячка, старуха Изергиль «У!.. стариками родитесь вы… Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки… А ведь ты молодой и сильный…». Вот и ты молодой, сильный, а живешь как старик. Ты просто перестань везде искать оправдания, и начни доводить всё до конца. Не забудь наладить рабочий процесс, с этого даже нужно начать. Старайся использовать разные методы для достижения своих наглых целей и, самое главное, будь честен с самим собой, говорили же тебе - не прикрывайся отмазками. Если твое эго стоит на коленях, умоляет сменить работу, страну, образ жизни, то не пытайся его заглушить. Скорее всего, тебе и правда нужно меняться. Если тебе кажется, что всё нормально, то еще раз прочитай внимательно всё, что мы написали выше. В конце концов спроси у друзей напрямую, в этом нет ничего постыдного. Скажи, что запутался, что нужна помощь, и увидишь, как злорадная толпа приятелей вывалит наружу всё, что думает о тебе.

Мы бы посоветовали тебе найти новое хобби, повысить навыки общения, и прочее, и прочее, но с человеком, который нашел оправдание, чтобы не уходить на заслуженный отпуск, это не пройдет. Ладно, если бы трудоголиком был, так ты просто боишься разочароваться. А ты не бойся. Ты рискни, ты попробуй.

И, кстати, насчет , тех самых, которые краткосрочные. Мелкие цели достигаются проще, зато растет твоя самоуверенность, ты уже лучше понимаешь, чего хочешь, и тебе гораздо проще достичь чего-то большого. А квартиру не выдумывай. Ты вообще поменьше думай и побольше действуй.

Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое “я”. Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: “Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким”. Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: “От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?” Старец отвечает: “Конечно, брать”. Через некоторое время купец снова пишет: “Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание”. И старец отвечает: “И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность”.

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; все остальное – это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: “Вот все мои грехи”, – затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: “Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.”, – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: “Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?”. Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Да, конечно, можно, и это “да, конечно” для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, – но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое – это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное – пустыню или дебри – превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой – материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. – просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, “как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка”; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: “Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?” (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы – Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: “На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят – был ли ты Петей”. Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала – и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня – причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я – реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, – тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, – и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: “ушла жена профессора из дома”. Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, – мы ведь этого не можем. Личность, персона – это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы – это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное – нет. Тогда, изучая эту бровь – технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, – попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, – правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, – если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть – нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия – и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, – тогда действительно можно сказать “нет”. Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это “быть добродетельным”: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания “я” – индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того “я”, которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того “я”, которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того “я”, которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более – что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны – личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается – то есть все больше обнаруживается – и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность – ипостась, которая есть отношение. Личность – которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим – оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.

Вы когда-нибудь задумывались о том, кто вы есть? Речь не о ваших жизненных ролях. Вы можете быть сыном/дочерью, отцом/матерью, мужем/женой, сотрудником , но это всего лишь аспекты вашей жизни . Эти роли не отражают того, кем вы являетесь на самом деле – вашего «истинного Я».

Истинное, внутреннее «Я» складывается из миссии, предназначения, видения, ценностей, целей и желаний, мотивов, убеждений. Из того, что вы «открыли» самостоятельно, а не услышали от других, которые «точно знают, что вам нужно». Познание и открытие «внутреннего себя» предполагает высокий уровень самоанализа, осознанности и самосознания. Для некоторых из нас путешествие к себе может стать самым длинным путем с множеством препятствий, а другие же обретают себя быстрее и более легкими способами.

Для чего важно обрести себя

Многие из нас никогда не задумывались о том, кто они есть на самом деле. И определяют себя, исходя из какой-либо своей роли. Но, когда эта роль исчерпывает себя (например, роль жены/мужа в случае развода или роль сотрудника после выхода на пенсию), человек «теряется» и не знает, как жить дальше.

К примеру, вашей центральной ролью является «сын/дочь». И вы действуете, исходя из того, что лучше для ваших родителей . Родители составляют центр вашей жизни. Вы принимаете важные жизненные решения только после одобрения родителей, отказываетесь от своих желаний и т.д.

Однако ваше внутреннее «Я» гораздо шире, чем просто роль сына или дочери. Вы вполне можете оставаться в хороших отношениях с родителями, а также выполнять другие важные жизненные роли. Но при этом важно вспомнить о себе и о том, что именно вы – автор и хозяин собственной жизни . Пока вы этого не сделаете, вы так и будете жить для других, преследуя их цели и оправдывая их ожидания.

Познать себя можно несколькими способами:

  1. Через свое прошлое . Готовность «исследовать» свое прошлое – важный шаг на пути к пониманию самого себя и становлению тем, кем хочется быть. Атмосфера, в которой вы выросли, сильно влияет на вашу взрослую жизнь. Чтобы перестать действовать по привычным моделям поведения, важно их осознать и «увидеть». Непризнание прошлого, желание его скрыть или забыть, заставляет чувствовать себя потерянным. Сознательно обращаясь к своим воспоминаниям, вы получите понимание некоторых мотивов своего поведения. А затем сможете отделить истинного себя от «вредных» и токсичных моделей поведения.
  2. Через поиск смысла . Понять себя поможет поиск смысла жизни. Это возможно лишь тогда, когда вы отделите свою точку зрения от воплощения ожиданий других людей. Спросите себя, каковы лично ваши жизненные ценности, что действительно важно именно для вас. Многочисленные исследования доказали, что люди в целом счастливее и «целостнее», когда у них есть ориентиры в виде целей, основанных на ценностях и смысле жизни.
  3. Через осознание желаний . Признание своих желаний помогает понять, кто вы и что для вас важно. На первый взгляд, что может быть проще, чем понимать, что ты хочешь? Однако многие закрывают свои желания на замок, боясь разочаровать окружающих, столкнуться с трудностями при их реализации или же «подчиняясь» своему внутреннему критику. Самокритичные мысли обычно особенно разрушительны для «истинного Я». Именно они внушают вам, что вы недостаточно хороши для получения желаемого или не сможете добиться своих целей. Осознав эти мысли и отказавшись от них, вы на шаг продвинетесь к самому себе.
  4. Через осознание своих талантов . Внутри каждого из нас есть «искра», которую необходимо разжечь. Это можно сделать, исследуя и открывая то, что вы действительно любите и умеете. Когда вы занимаетесь тем, к чему имеете природный талант, то связываетесь с самим собой на глубинном уровне. Это дает вам уверенность в себе, которая не зависит от одобрения окружающих.

Чем отличается познание от обретения себя

Вышеперечисленные способы помогают познать самого себя, узнать свои ценности, определить желания и таланты. Но желаемая жизнь начинается лишь тогда, когда вы по-настоящему обретаете себя, «соединяетесь» со своим внутренним «Я» . Хотите ли вы встать на путь истинного обретения себя?

Желаемая жизнь начинается лишь тогда, когда вы по-настоящему обретаете себя

«Услышать» свое внутреннее «Я» и соединиться с ним можно в том случае, когда вы осознаете Миссию своей Души и начнете жить согласно Божественному расписанию . Так, вы войдете в состояние, когда вы управляете событиями в своей реальности, а не они вами.

Наше общество так устроено, что с каждым новым десятилетием человеку всё сложнее понять, кто он есть на самом деле. Люди живут в системе, и каждому индивиду навязывается образ жизни, которым он должен жить, независимо от его желания. Есть традиции общества, есть стереотипы, есть средства массовой информации, есть куча дел и нехватка времени. В обычном жизненном ритме человеку просто некогда даже начать задумываться о том, чего требует его душа на самом деле, к чему стремятся его желания, что делает его счастливым и так далее. Времени на внутреннюю рефлексию нет, и более того, даже нет осознания, что такая рефлексия необходима.

Путешествие — это как отдельная жизнь внутри основной жизни. Путешествие обеспечивает два фактора, которые могут помочь человеку познать себя:

1. Много «свободного» времени. В данном контексте «свободного» не значит, ничем не занятого. А значит времени, которое человек сам решает на что потратить.

2. Максимально насыщенная концентрация событий, в которой проявляются истинные желания и настоящий человек, не прикрытый никакими общественными нормами. Почему? Потому что путешественник вырывается из привычного контекста, влияния своих референтных групп и своей культуры.

Начиная со школы и заканчивая выходом на пенсию, любой человек так загружен делами, что у него просто нет пространства для общения с самим собой. Мне кажется, что многие люди так и проживают всю жизнь, будучи кем-то другим, так и не познав истинного себя, не найдя доступ к струнам своего «я», чтобы увидеть, как может играть этот инструмент, и как его правильно настроить. Вероятно, у некоторых это получается интуитивно и неосознанно, но есть такие ситуации, в которых понимание этого механизма становится очевидным. Например, путешествие.

Лично для меня это сработало на 100%. Впервые за последние 17 лет моей жизни я приобрела возможность думать столько, сколько мне необходимо. Я наконец-то увидела подлинную себя изнутри и снаружи. У меня есть ощущение, что всё это время я постепенно стирала фильтр со своих глаз и внутренних «рецепторов». Теперь я как будто обнаружила тысячи антеннок, которыми покрыта моя кожа, и я вижу, как они реагируют на окружающую среду.

Путешествие вырывает человека из привычных ежедневных схем. Поэтому мозг как будто задействует какие-то новые участки, которые раньше не использовались. Я не знакома с медицинскими исследованиями по этому поводу, но я ощущаю это. Всё меняется каждый день, постоянно, и новые жизненные схемы не успевают закрепиться. Получается бесконечная вибрация каких-то энергетических импульсов, которые открывают новое видение мира и самого себя. Это звучит как-то сложно, но я пытаюсь описать то, что описанию практически не поддаётся.

Происходит это всё не сразу, не в одну секунду. Впервые я столкнулась с настоящей собой спустя четыре месяца путешествия. На меня напали все мои страхи, о большинстве которых я даже не подозревала. Все ощущения усилились в несколько раз. Как будто раньше я жила в чёрно-белом мире, а потом шагнула в цветной. Все предыдущие эмоции, переживания кажутся тусклыми, по сравнению с тем, что происходит сейчас. Это я — в чистом, неприкрытом виде, без фильтров. Если я плачу, то так, как будто все слёзы мира скопились в моих глазах. Если я злюсь, то из глаз вылетают молнии, а если я счастлива, то кажется, что счастье всей вселенной сейчас во мне.

Путешествие — это бесконечный тренинг познания себя и личностного роста.

То, с чем я всю жизнь боролась — ушло само собой. А с чем-то я перестала бороться, осознав, что это бессмысленная драка с самой собой.

Я увидела свои слабости и больше не отрицаю их.

Я увидела свои страхи и больше не завишу от них.

Я увидела свои сильные стороны, и теперь мне всё по плечу.

Несколько примеров.

В любой супер-стрессовой ситуации я сначала впадаю в ступор и истерику, но это длится буквально несколько минут. После этого всегда приходит решение. Я поняла, что я тот человек, который находит решения и не боится их принимать. Это дало мне реальное понимание того, что безвыходных ситуаций не бывает. Теперь для меня это не просто слова.

Я грезила путешествиями, и моя жизнь казалась мне неполноценной без такого опыта. Теперь я поняла, чего я действительно хочу от жизни. Я так долго маялась из стороны в сторону во всех жизненных аспектах, что не видела главного. Сейчас я твёрдо знаю, кем я буду через 5, 10, 40 лет. Не в деталях, а в целом. Я знаю, к чему я иду. Это волшебное ощущение, которое никогда раньше не было мне знакомо.

Я наконец-то поняла, что у меня есть интуиция, и она не обманывает! Всю жизнь я ныла, что у меня нет никакого чутья и не понимала маму, когда она говорила: «Ты почувствуешь». Теперь я чувствую. В моменты необоснованных страхов, переживаний я прислушиваюсь к себе и слышу ответ. Это не сверхспособность — это то, что есть в нашем мозгу, но чем мы не пользуемся.

Я думаю, что это и есть то самое «познать себя». Посмотреть на себя не просто как на живой организм, выполняющие определённые функции, а как на часть вселенной. Именно это и помогает познать окружающий мир и других людей. Познание себя открывает новые горизонты.

Мне интересно, какие ещё ситуации, кроме долго путешествия, помогают познакомиться с самим собой? Как вы думаете?

P.S. Кстати, все подписчики блога получают от наших партнёров.

Новое на сайте

>

Самое популярное