Домой Природное земледелие Жизненный ресурс человека. Свет - роль света в жизни человека, растений и животных. Социализм и коммунизм: утопия или реальность

Жизненный ресурс человека. Свет - роль света в жизни человека, растений и животных. Социализм и коммунизм: утопия или реальность

Кровная месть – атавизм человеческого общества, хотя в удаленных местах, например, горных деревнях Сицилии, она практикуется до сих пор. Мы решили обратиться к истории, чтобы понять, как формировался этот обычай, и как кровную месть разрешали бескровно.

«…Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи». Дон Корлеоне.

«Око за око»

Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости.

Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21). Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса. Подобного рода положения в древних правовых системах в основе своей имеют тот же принцип, что и традиция вендетты – а именно принцип равного воздаяния за преступление, согласно которому убийца должен быть убит. Дальнейшее развитие властно-правовых механизмов привело к тому, что монополия права на наведение «справедливости», осталась за государством. Институт же кровной мести в подавляющем большинстве случаев оказался в положении преследуемого в уголовном порядке атавизма, характерного для традиционных обществ (где обычаи и традиции в общественной жизни доминировали над системой государственных законов).

Северные обычаи

Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье.

Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества – а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын – отец – брат – сын сына и так далее). Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу. Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации – причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции. В скандинавских сагах, так или иначе касающихся данного сюжета, право взять долг кровью стоит значительно выше принятия материального выкупа за погибшего. В некоторых областных сборниках средневекового скандинавского права имеется положение о том, что убийца может предложить выкуп семье погибшего не раньше, чем через год после своего деяния, и весь срок до этого он автоматически подлежал отмщению без права откупиться – фактически, объявлялся вне закона и мог быть безнаказанно убит. Одновременно с этим, мужчины, медлившие с отмщением, подвергались осуждению со стороны окружающих, и, в первую очередь, со стороны женщин своего же рода, не имевших возможности отомстить собственноручно, но заботившихся о репутации семьи.

Варварские правды (своды законов, существовавшие в Европе на заре создания государственности), также регламентировали порядок отмщения за совершенное убийство. Равно как в раннесредневековой Скандинавии или в Древней Руси, институт кровной мести был постепенно вытеснен получением семьей убитого денежной компенсации (вергельда). Что касается древнерусских правовых норм, подобного рода штраф назывался вирой, и мог выплачиваться представителям государственной власти общиной по принципу круговой поруки. В таком случае штраф назывался «дикой» или «повальной» вирой, но взимался он лишь в том случае, если конкретный убийца найден не был (или, иными словами, община предпочла его не выдавать).

Мусульманский Восток

В средневековом мусульманском мире в качестве меры наказания за убийство также была установлена выплата денежного штрафа, называвшаяся дийя. Параллельно с выплатой штрафа, убийца был обязан освободить верующего раба, находящегося у него в услужении, если же такой возможности у него не было – он обязан был поститься не меньше двух месяцев, что также могло свидетельствовать о его раскаянии перед Всевышним. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в Аяте, регламентирующем данную ситуацию, речь идет лишь о том, что можно назвать убийством по неосторожности: «…не следует верующему убивать верующего, разве что по ошибке». И даже в этом случае родственники погибшего могут отказаться от выплаты штрафа, потребовав казни преступника. Если же речь идет об умышленном лишении жизни мусульманина, то, помимо вечных мук в загробной жизни, убийце было уготовано немедленное объявление вне закона с последующей казнью.

Вендетта

В южной Италии, а также на островах Сардиния и Корсика, институт кровной мести имел весьма широкое распространение вплоть до начала ХХ века, а в ряде случаев существует и до сих пор, что, впрочем, не сильно удивляет – хорошо известное всем слово «вендетта» проникло в массовую культуру именно из этого региона. Также весьма распространенным это явление было на Балканах, в частности, в Черногории, где рецидивы кровной мести случаются до сих пор. Черногорская традиция предписывала мстить не только за убийства, но и за преступления против чести, причем долг отмщения накладывался на всю семью, и обидчиками объявлялся также не конкретный человек, совершивший злодеяние, но любой мужчина из клана убийцы, что могло запустить механизм кровной вражды на долгие годы. При этом женщина могла не только воспитать своих детей в духе отмщения, но и совершить акт возмездия безнаказанно – убийство женщины или ребенка по мотивам кровной мести означало бы для мстителя позор, который было бы невозможно смыть до конца жизни. Наряду с этим, существовал также обычай примирения, который, в случае успеха, зачастую скреплялся семейными узами между ранее враждовавшими кланами. Разумеется, на протяжении времени этот жестокий обычай встречал резкое осуждение у представителей как светской, так и церковной власти страны. Существенным позитивным сдвигом в традиции можно было назвать то, что в какой-то момент справедливым стало считаться воздаяние только убийце, а не всей его семье.

На данный момент, невзирая на тот факт, что убийство с целью возмездия является в Черногории тяжким преступлением, мстители зачастую вызывают сочувствие у местных жителей – месть, хоть и не в законе, но в общественном мнении до сих пор носит характер не отягчающего, а наоборот, смягчающего вину обстоятельства.

Обычай кровной мести, который практикуется, в частности, у чеченцев, многим кажется диким средневековым пережитком. Но не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. По сути дела эта традиция защищает от разгула насилия.

По закону адата

В чеченском языке кровная месть зовется «чир». Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили еще до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.

Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство. Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подозреваемого, то начинается обряд «кровничества». К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.

В случае, если убийство непредумышленное (скажем, это гибель в ДТП или от шальной пули), то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства.

Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в ее семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за нее убивают двоих мужчин из семьи убийцы.

Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести».

В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» («виновная рука»), то есть преследовать можно было только непосредственно убийцу. Причем кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадет «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи.

Мстить могут только ближайшие родственники убитого. Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведет к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий.

Как происходит примирение?

Срока давности кровная месть не имеет. Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше.

Процесс примирения обычно инициирует семья виновного. К кровникам отправляется посредник, заявляющий о желании примириться. По правилам, примирение может произойти не ранее чем через год после объявления «чира». Все это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.

Процедура примирения выглядит так. После того как достигнута договоренность между двумя сторонами, в назначенное время в назначенном месте (как правило, на околице села) встречаются представители обеих сторон, причем «по протоколу» они должны быть в темных одеждах и с покрытыми головами и не должны поднимать головы и смотреть в глаза «противной стороне».

Сначала звучит ритуальное приветствие и читаются молитвы. Затем следует сам обряд. Ближайший родственник убитого обривает голову и бороду убийцы, после чего тот считается прощенным. Мол, если во время бритья удержался от соблазна перерезать врагу горло – значит, простил…

Зачем нужна кровная месть?

Если тот, кого подозревают в убийстве, считает себя невиновным, и нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то он может снять с себя подозрения, поклявшись на Коране. Это происходит на глазах у десятков свидетелей. Случается, что преступник лжет и на Коране. «Кхера дуй» (ложная клятва) в исламе считается одним из тягчайших преступлений. Если выясняется, что человек солгал, то прощение аннулируется, а от клятвопреступник а отворачиваются все его родные.

В чем же смысл кровной мести? В том, чтобы люди поняли: убийство – страшный грех, и если ты убил, то грех этот падет не только на тебя, но и на головы твоих близких. То есть ужасный на первый взгляд обычай по сути удерживает от совершения преступлений.

Чем продиктованы действия человека, задумавшего пойти против закона? У него должен быть мотив. У убийц он тоже есть и довольно разный. Некоторые, такие как «кровная месть», признаются квалифицирующими, что существенно отягощает наказание за преступление.

Определение

Законодатель еще в июле 2007 года, приняв отдельный закон, решил вывести указанный вид убийства в отдельный пункт «е.1». Теперь это одно из преступлений части 2 Уголовного кодекса РФ.

Общее понятие мести, подразумевает ответ на насильственные действия или совершение потерпевшим других действий, расцениваемых второй стороной как обида.

Если же мотив у преступника «кровная месть», то им движет не просто обычная неприязнь, возникшая к человеку, а единая цель - действовать в рамках обычая.

Некоторые регионы государства и до сегодня имеют подобные опаснейшие пережитки. Случаи убийств связаны с желанием оскорбленного лица или его родственников во что бы то ни стало отомстить за причиненную обиду. Подобный процесс опасен тем, что может вовлекать в себя целые группы людей и повлечь множественные случаи умышленного лишения жизни.

Видео о статье 105 Уголовного кодекса РФ

Характерные черты


По ряду характерных признаков можно отличить кровную месть от простой ее формы:

  1. Кровная - основывается на возмездии за обиду, продиктованную народным обычаем, особенность которого - добиться «справедливого наказания» через убийство «по крови». Сама обида, вызывающая подобное карательное насилие, различна. От оскорблений тяжкого характера при совершении действий или причинения увечий, до лишения жизни (в том числе по неосторожности);
  2. Направленность обычной - индивидуальная. Она нацелена на определенного человека. Если же говорить о месте кровной, то здесь круг пострадавших выходит за пределы личности обидчика, включая всех его кровных родственников. Потерпевших может быть намного больше;
  3. В обычной, мотиву принадлежит основное значение. Что же касается кровной, то здесь ключевая роль отводится самой цели деяния, и факту ее достижения.

Квалификация

Для преступника объектом мести становится не только потерпевший, но и его родственники.

Субъектом выступает лицо, относящееся к группе, оценивающей месть по крови, как обычай.

Место, где было совершено убийство, принадлежность виновного к определенной национальности квалифицирующей роли не играют.

Чтобы верно обозначить квалификацию убийства человека, совершенного по мотиву кровной мести, нужно знать основные моменты:

  1. Месть должна расцениваться убийцей, как способ отстоять свои интересы, защитить честь и достоинство, как свое, так и своего родственника. Обычай подразумевает наличие обязанности отмщения у самого лица или его родственников. Должны быть доказательства того, что он полностью осознает причину деяния и считает ее единственно возможным способом отомстить обидчикам;
  2. Родовой объект преступления - безопасность гражданина, права, свободы, интересы и блага. Видовой объект по п. «е1» - безопасность человеческой жизни. Главный объект - отношения в обществе, которые предоставляют потерпевшему возможность пользоваться своим главным правом - жить.
Важно! Правильная квалификация возможна только в том случае, если виновное лицо признавало на момент совершения деяния обычай кровной мести и действовало, руководствуясь именно им.

Нюансы при расследовании

Подобные уголовные дела требуют для подтверждения квалификации назначения судебно-психологической экспертизы.

Это необходимо, поскольку только специалист-психолог может точно установить:

  • действительно ли у подозреваемого была такая мотивация;
  • осознает ли он роль мотива в создании условий для совершения преступления;
  • имело ли место психологическое воздействие группы, повлиявшее на решение реализовать свой умысел посредством кровной мести.

Состав


Кровная месть - одно из отягчающих обстоятельств, раскрывающее мотив и цель убийства, поэтому она входит в структуру субъективной стороны деяния.

Подозреваемым может выступать потерпевший и/или его родственник (родственники), которые согласно норм обычая имеют право на отмщение.

Субъект - это гражданин:

  • вменяемость которого доказана;
  • достигший возраста 14 лет;
  • при условии, что он относится к отдельной группе, придерживающейся обычаев мести по крови.

Обычно умысел нацелен на мужскую линию. Но в некоторых случаях, если в роду отсутствуют мужчины, обычай распространяется и на женскую половину.

Важно! Иногда лицо не желает убивать, но совершает деяние под страхом остракизма (изгнания) из своей общины. Порой мотив носит неосознанный характер.

Потерпевшие


При исследовании практики расследования и рассмотрения дел подобной категории в суде, можно выделить особые признаки потерпевших:

  • обычно в таких делах это лицо, относящееся к мужскому полу;
  • потерпевший никогда не связан родственно с виновником;
  • потерпевшим может стать и лицо, непричастное непосредственно к причинению обиды подозреваемому, и это всегда родственник обидчика;
  • возрастные категории потерпевших в преступлении различны. Умысел может быть направлен даже на детей и пожилых лиц (обычно умысел нацелен на мужскую часть родственников);
  • потерпевшие - обычно представители кавказских народностей;
  • потерпевший и преступник находятся в напряженных отношениях, на почве которых совершается убийство;
  • поведение потерпевшего обычно предрасполагает подозреваемого и мотивирует его совершить преступление;
  • потерпевший до момента совершения в отношении него преступления, совершая акт обиды (в т. ч. в виде убийства), понимает, что такие действия вызовут реакцию в виде серии кровных убийств;
  • потерпевший осознает противоправность своих действий, объясняя их необходимостью кровного отмщения.

Наказание


За каждое из видов убийств, в том числе и за убийство человека по мотиву кровной мести, Уголовный кодекс предусматривает следующие справедливо суровые меры наказания:

  1. Убийцу лишают свободы, в зависимости от обстоятельств совершения деяния, на срок от 8 лет до 20 лет. В дополнение, назначают ограничение свободы на 1-2 года;
  2. Преступника пожизненно лишают права на свободу;
  3. Крайней мерой выступает смертная казнь.
Внимание! Максимально суровое наказание назначают, если уровень общественной опасности действий оказывается крайне высоким.

Практика суда


Проанализировав результаты практики суда, можно заметить, что не в каждом случае решение суда базируется на таком аргументе, как наличие в конкретной группе обычая «кровь за кровь». Сам факт установления подобного пережитка не в каждом случае влечет за собой обвинительный приговор по п. «е.1» .

Примеры :

  1. Обвиняемый Н. по национальности был русским. Родился и вырос в Москве. По причине систематических насмешек стал ненавидеть гражданина Л., и принял решение, что справедливым наказанием для него станет месть по крови. Н. убил Л. вместе с двумя его родственниками. В период следствия пояснял свой мотив - желание прибегнуть к кровной мести. Несмотря на утверждение Н., судом его действия были переквалифицированы на п. «а» , поскольку Н. принадлежал не к той национальной группе, где действует указанный обычай;
  2. В совершении убийства обвинялся З. Следствием установлено, что он находился в родственной связи с Г., которого лишили жизни лица из семьи К. Несмотря на то, что судом была отмечена принадлежность З. к группе по национальности, где действовал соответствующий обычай, его полностью оправдали. Решение присяжных основывалось на том, что подобный мотив не мог быть в данном случае побуждением к преднамеренному убийству или же они посчитали его недоказанным в конкретном случае;
  3. В следующем процессе судье для квалификации убийства по п. «е.1» недостаточно было определить наличие родственной связи. Гражданина В. лишил жизни его компаньон в бизнесе. Внебрачный сын В. в присутствии свидетелей, публично высказал угрозу лишить убийцу жизни. Для реализации своего умысла он нанял двух лиц, которые выступили исполнителями. Родственная связь подсудимого и убитого В. была установлена, но доказательств того, что сын В. относился к группе, соблюдающей обычай родовой мести, не было. Несмотря на то, что мотив был явным, действия переквалифицировали на «организацию ».
Кровавый обычай и по сегодня сохраняется, несмотря на активное развитие общества и его культуры.

30 марта 2018, 22:30 Ноя 19, 2018 10:34

КРОВНАЯ МЕСТЬ - КРОВНАЯ МЕСТЬ - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, который состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ обычай К.м. существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность за К.м. в порядке,установленном положением о примирительном производстве по делам о К.м. (преступ-, ление, составляющее пережиток местных обычаев). В УК РФ мотив К.м. - один из.отягчающих обстоятельств убийства.

КРОВНАЯ МЕСТЬ

КРОВНАЯ МЕСТЬ - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, который состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ обычай К.м. существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность за К.м. в порядке,установленном положением о примирительном производстве по делам о К.м. (преступ-, ление, составляющее пережиток местных обычаев). В УК РФ мотив К.м. - один из.отягчающих обстоятельств убийства.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

КРЕСТЬЯНСКОЕ - КРЕСТЬЯНСКОЕ (фермерское) ХОЗЯЙСТВО самостоятельный хозяйствующий субъект с...
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА система разработанных рекомендаций по планированию...
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ совокупность знаний об определенном...
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА изучение, анализ, оценка экономических,социальных.культурновоспитательных и...
КРИТИЧЕСКАЯ - КРИТИЧЕСКАЯ (радикальная) КРИМИНОЛОГИЯ течение в западной криминологии, ...
КУЛЬТУРНАЯ - КУЛЬТУРНАЯ (культурнонациональная) АВТОНОМИЯ в конституционном праве предоставление...
КУПЛЯ-ПРОДАЖА - КУПЛЯПРОДАЖА си. Договор куплипродажи. ...
КУПОННЫЙ ЛИСТ - КУПОННЫЙ ЛИСТ лист, прилагающийся к акции.. облигации...

Новое на сайте

>

Самое популярное