Домой Ягоды Преподобный серафим саровский, чудотворец (†1833). Кто такой серафим саровский и в чем помогают его мощи

Преподобный серафим саровский, чудотворец (†1833). Кто такой серафим саровский и в чем помогают его мощи

Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского - шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым - Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее - в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило - 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела - либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря . Здесь есть частица мощей старца.

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в . Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы , устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: и Сретенском , а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове .

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку - в храме пророка Илии в Обыденском переулке .

Церковь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) - здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал “Православие и имир” благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

15 января (по новому стилю) – день блаженной кончины преподобного старца Серафима Саровского (1833 г). В этот же день празднуется второе обретение его честных мощей, которое состоялось в 1991 году.

Кончина старца последовала рано утром. Один из иноков, выйдя из своей кельи, чтобы отправиться к ранней обедне, почувствовал сильный дымный запах из кельи отца Серафима. Когда открыли келью и принесли свечу, то увидели, что отец Серафим в своем белом балахончике стоял на том месте, где обычно молился, на коленях, пред малым аналоем. Голова его была открыта, руки крестообразно сложены; на груди висел медный крест – материнское благословение. Думая, что он уснул, утрудившись молитвою пред келейною своею святынею – иконою Богоматери «Умиление», его стали осторожно будить. Но ответа не было: старец почил смертным сном. Его глаза были закрыты, лицо оживлено богомыслием и счастьем молитвы.

Умереть на молитве – это высшее счастье для христианина, венец праведной подвижнической жизни. На молитве человек, становясь лицом к лицу с невидимым Богом, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его.

Так с молитвою на устах умер на кресте Господь Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой первомученик Стефан и многие другие праведники. В то время в Глинской обители, Курской губернии, подвизался иеромонах Филарет. Его ученик сообщил, что, выходя из храма после утрени, отец Филарет показал на небе необыкновенный свет и сказал: «Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!»

Архимандрит Митрофан, занимавший должность ризничего в Невской Лавре, был послушником в Саровской пустыне и находился при гробе отца Серафима. Он передал Дивеевским сиротам, что лично был свидетелем чуда: когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку отца Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение старца Серафима совершено было игуменом Нифонтом. Тело его предано земле по правую сторону соборного алтаря, подле могилы Марка-затворника. (Впоследствии, усердием Нижегородского купца Я. Сырева над могилою его воздвигнут чугунный памятник в виде гробницы, на котором написано: жил во славу Божию 73 года, 5 месяцев и 12-ть дней).

Затем были чудесные деяния отца Серафима, который он направлял из своих святых обителей на пользу ждущих от него помощи и десятилетия всенародного почитания, которые завершились обретением мощей и церковным прославлением 1 августа 1903 года. Торжества эти стали всенародным праздником, который возглавил император Николай II.

Преподобный Серафим сам предсказывал о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение, причём началось оно не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со святыми мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святые останки в неизвестном направлении. Иногда частицы святых мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию. Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность.

Документально подтверждёнными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.

Затем, по свидетельству Патриарха Алексия II, «мощи были перевезены в город на Неве, в собор, превращенный в музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились». В конце 1990 г. было принято решение о переведении музея из Казанского собора. В одном из помещений собора, где находились гобелены, была найдена рогожа, при вскрытии которой обнаружили мощи. Сразу привлекло внимание то, что на мощах были медный крест и рукавички. На одной вышито: «Преподобие отче Серафиме», на другой: «Моли Бога о нас».

При сопоставлении мощей, найденных в музее, с подробным актом, составленным при вскрытии мощей в 1921 году, было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского.

11 января 1991 г. в Казанском соборе города на Неве состоялась торжественная церемония передачи святых мощей. По прибытии в собор Патриарха Алексия II и архиереев, под тихое пение величания преподобному, его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Сразу начался молебен преподобному Серафиму, после которого Святейший Патриарх и директор музея подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви.

После завершения акта передачи святые мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру, где были встречены у Святых ворот духовенством и огромным стечением парода. Под колокольный звон и молитвенное пение народа святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор. И сразу начался благодарственный молебен о возвращении святыни.

В городе на Неве святые мощи преп. Серафима находились до дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской (24 января/6 февраля), а затем в специальном вагоне были перевезены в Москву. Встреча в Москве 7 февраля, в день иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была необычайно торжественной. Несмотря на холод и снег, люди, стоя на коленях, встречали мощи дивного старца Серафима. Вокзал и прилегающие улицы были заполнены народом. В руках у многих были иконы преподобного Серафима, сотни зажженных свечей. Перенесение святых мощей в Богоявленский Патриарший собор сопровождалось грандиозным крестным ходом. На благодарственном молебне в соборе присутствовали более двадцати архиереев.

В Москве святые мощи преподобного Серафима находились до 23 июля. И все это время туда приезжали паломники: духовенство из многих епархий, жители различных областей нашей необъятной России. С раннего утра до позднего вечера шли и шли люди, прикладывались к святым мощам, помазывались освященным елеем. Постоянно совершались молебны с пением акафиста преподобному.

23 июля под перезвон колоколов в сопровождении Патриарха, архиереев, священников и множества верующих рака со святыми мощами отбыла из Первопрестольной. Ее путь – Дивеево через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбове, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас.

Всюду совершались торжественные богослужения, ночами не умолкало молебное пение. Всюду мощи встречало духовенство и множество народа.. Везде православные встречали честные мощи со святыми иконами и зажженными свечами, со слезами радости на глазах. Это шествие по городам и весям России, от Невских берегов через Москву до Нижегородской земли, было событием огромного объединяющего значения, одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

В продолжение всего пути раку со святыми мощами сопровождал Патриарх Алексий II. Он говорил: «Непростое время переживаем. Время противостояний, противоречий, нетерпимости. И в это время свершается второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. И вновь с огромной силой оживают его наставления: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Вряд ли можно точно определить, каково значение подвига преподобного старца для сохранения православной веры на Руси. Непостижимым останется для нас и то, как смиренный инок, покинувший мир, закрывавшийся от него то в лесной избушке, то в монастырской келье, истребивший в своей душе все мирское и земное, знал как никто другой все язвы мира, знал и то, как от них исцелиться. Затворник, избегающий нахождения в мире, спасает мир и имеет небывалое влияние на его судьбы!

Сколько русских святых, мучеников и исповедников, почитаемых сегодня, жили и спасались советами и заступничеством смиренного Саровского монаха. Только среди новопрославленных Русской Церковью святых – восемь Серафимов. Все они приняли монашеский постриг в честь Саровского чудотворца.

Священник Леонид Чичагов по повелению Серафима Саровского, переданного через блаженную Пашу Дивеевскую, стал организатором его прославления, составил летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и еще в этой, земной, жизни удостоился чудесного посещения старца.

Серафим Вырицкий еще до принятия монашества видел преподобного в пророческом сне. Батюшка вел его лесом, указывая путь в монастырь. В годы Великой Отечественной войны схимонах Серафим Вырицкий, подражая своему небесному покровителю, ночами молился на камне о спасении России.

В честь Серафима Саровского был назван при пострижении и выпускник Московской Духовной Академии, будущий епископ Дмитровский Николай Иванович Звездинский, причисленный к лику святых в сонме новомучеников Российских. Он тоже был участником торжеств по случаю прославления Саровского чудотворца Серафима, состоявшихся 1 августа 1903 года, как и все, обходил с молитвой канавку. И с отцом Серафимом, и с Дивеевским монастырем его связывали прочные, невидимые нити.

Преп. Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святаго Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»…

Мощи преподобного Серафима Саровского находятся:

– Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Частицы мощей преподобного Серафима Саровского:

– храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе (г. Москва)

– храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря (г. Москва)

– храм великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. (Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря)

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба:

– храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе с крестильным храмом (г. Москва).

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, частью мантии и четками:

– храм преподобного Серафима Саровского (г. Москва)

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей:

– храм Илии Пророка в Обыденском переулке (г. Москва)

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Часто называют последним, четвертым уделом Матери Божией, и согласно летописям, создавались все святыни его с повеления Самой Царицы Небесной, проводником воли которой сначала была матушка Александра, а после ее кончины - Серафим Саровский . Именно Серафиму Саровскому обязан удел Канавкой, ведь согласно легенде первый ее аршин прокопал преподобный, всего лишь за одну ночь.

Но не оставил священнослужитель землю дивеевскую и после смерти - мощи Серафима Саровского в Дивеево и поныне привлекают паломников со всей Руси и других православных верующих, поскольку даруют они и чудесное исцеление, и душевное просветление, и позволяют ощутить всю радость бытия по воле божией. Мощи преподобного «путешествовали» по многим храмам и монастырям, но возвращены они в Дивеевскую обитель лишь в 1991 году, что отмечалось крестным ходом, а в богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший самолично первый молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору.

И с тех пор мощи святого не покидали стен обители, и по-прежнему проводник воли Царицы Небесной утешает и помогает страждущим.

В 2003 году православная Русь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного старца в лике святых православия. Преподобный Серафим, за деяния свои вознесенный, при жизни прославлял Бога, Церковь русскую и излечивал самую суть души человеческой. Но мощи Серафима Саровского в Дивеево делают то же самое! Они даруют исцеление больным, утешают скорбящих, вразумляют неразумных и наставляют их на Путь истинный. Преподобный Серафим и после смерти способен открыть сердца приходящих людей, даровать им способность воспринимать Любовь Божию, приводит к вере и глубокому почитанию заповедей, приводит людей в Храм, откуда уже окрыленный святым участием Старца человек не уйдет никогда.

Существует поверье, что перед своей смертью преподобный Старец Серафим передал в руки послушниц обители свечу, наказав, чтобы с этой свечой его и встретили с ней, будь он вернется. Свеча передавалась из поколения в поколение послушницами обители, и лишь 160 лет спустя последняя и единственная, оставшаяся в живых к возвращению мощей и открытию монастыря схимонахиня Маргарита передала ее протодиакону для встречи мощей старца. Мощи Серафима Саровского в Дивеево обрели свой последний приют, и есть надежда, что не покинут они стены обители без должного на то повода уже никогда, и спустя много веков будут даровать страждущим искомое просветление.

Открытие мощей преподобного Серафима состоялось 19 июля 1903 года, а их второе обретение - 15 января 1991 года.

Мощи св. Серафима находятся под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора, а преподобных жён Дивеевских - Александры, Марфы и Елены - в церкви Рождества Богородицы. В Казанском храме, который был восстановлен к 250-летию со дня рождения Старца, поятся мощи св. блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии.

В очереди к святым мощам не стой, а старайся молиться. Старец Серафим всем заповедовал: "Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!"

Обязательно помяни имена всех сродников о здравии, об упокоении. Испроси у Преподобного вразумления, как жить дальше, и получишь великое утешение. Помяни и тех, кто день и ночь молится о благоденствии святой обители и трудится в ней. Помолись обо всех и обязательно вознеси молитву о России. Испроси у Бога грехов оставление, жизни исправление, и в православном духе устроение.

КАК ПРИЛОЖИТЬСЯ К СВЯТЫНЕ

Когда к святым мощам и иконам подходить будешь, сделай два поклона с крестным знамением. Поклоны нужно сделать заранее, чтобы других не задерживать и чтобы все успели приложиться. Прикладываются так: святыню сначало целуют, затем прикасаются лбом. Если хочешь освятить икону на мощах, то молча подай её монастырской сестре, которая стоит у изголовья мощей. Она приложит её к раке, и святыня будет освящена на мощах преподобного Серафима (или Дивеевских матушек). Прикладывать можно иконы, крестики, чётки, пояс "Живый в помощи". Выйдя из ограды ещё раз перекрестись и поклонись.

«Сохранились ли мощи святого Серафима Саровского?»- это вопрос долгие годы мучил не только церковнослужителей.Выдвигались различные гипотезы,где их можно найти,но шло время,а мощи не обнаруживались.Известно стало пророчество Серафима,что мощи его найдут свой покой в Дивееве,и опять появилась надежда найти и.Где бы ни были члены «Саровской пустыни «,они всегда старались узнать у историков, церковнослужителей,не появились ли новые сведения о месте нахождения мощей святого Серафима Саровского.
За несколько дней до того, как мощи были обнаружены,Валерий Кожевников находился в Ленинграде в командировке,зашел по делам «Саровской пустыни» в Казанский собор,а заодно спросил:Так и не знаете,где мощи нашего Серафима?» Ответ был отрицательным,но именно здесь буквально на другой день их нашли …
В марте члены «Саровской пустыни « поехали на экспедицию на Валаам.Путь лежал через Ленинград.Анатолий Агапов встретился с заведующим отделом Музея истории религии,кандидатом исторических наук С. Н. Павловым,который рассказал,как были найдены мощи святого Серафима Саровского.
С 1989 г. в Музее истории религии ведется большая работа по отбору и передаче предметов культового назначения по ходатайствам религиозных объединений и общин.В первую очередь,музей ставит задачу вернуть верующим реликвии,имеющие сугубо религиозный характер и пользующееся особым почитанием.Для православной церкви к таким реликвиям относятся мощи святых.
Все эти реликвии значатся в музейных списках,в большинстве случаев известно. Когда и откуда они поступали в музей. Правда,очень часто трудно или просто невозможно установить из какого именно храма они,ибо значительное количество хранящегося в фондах,поступило в Музей истории религии сложным путем: не посредственно из церквей, а из других музеев и учреждений. В годы массового закрытия и уничтожения церквей о документаций мало заботились.Но при всех неясных обстоятельствах главное, что сотрудники знают о наличии предмета.Открытие же мощей святого Серафима Саровского в фондах музея было полной неожиданностью,ибо никто из сотрудников об этом не подозревал,и никаких документов на этот счет не имеется.В данном случае мы имеем дело с подлинным вторым обретением мощей святого Серафима Саровского.
А произошло это так.В начале ноября 1990 г. Группа научных сотрудников и реставраторов проводила в одном из фондохранилищ отбор предметов для передачи их церкви.И вот, в дальнем углу хранилища наше внимание оставил прямоугольный предмет свыше 1,5 м длинной,обшитый тканью.По виду предмет напоминал деталь мебели и,очевидно,поэтому до сих пор он не вызывал интереса.Однако,на этот раз проверка велась особо тщательно,и один из сотрудников предложил вскрыть обшивку.Отпороли край,ткани и стало ясно -перед ними мощи.
Через некоторое время провели предварительное освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью,которая, как известно,делается чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперсный крест в серебряной оправе.Руки были сложены на груди.На руках-священнические поручи и белые атласные рукавички,на которых золотом вышито на одном:»Светлый отче Серафиме «,на другой:»Моли Бога о нас «.
Прочитав это, я понял,что мы присутствуем при одном из важнейших событий в жизни русской церкви -втором открытии мощей святого Серафима Саровского.О том,что это именно так, свидетельствовал текст молитвы на рукавичках.
Известно,что православная церковь чтит среди у годников только одного Серафима Саровского. Медный крест на груди известен по житиям святого Серафима -это крест, который благословила его мать в начале его подвижнического пути, с которым он не расставался. Поручи на руках - в них и эпитрахили св. Серафим принимал приходивших к нему за благословением и советом посетителей.
Но,естественно,окончательное слово в вопросе идентификации святых мощей могло принадлежать только церкви.На основании детального освидетельствования и сравнения его результатов с копиями актов о вскрытии мощей преподобного Серафима в 1922 году комиссия пришла к единодушному выводу: «Сомнений быть не может. Это действительно мощи святого Серафима Саровского,судьба которых долгие годы была неизвестна».
Таким образом мощи святого Серафима оказались в Ленинграде,в Музее истории релиигии? Точно ответить на этот вопрос пока невозможно.Как уже говорилось,никаких документов,свидетельствующих об этом, нет. Но с большой степенью вероятности представители церкви и сотрудники музея предполагают,что после вскрытия мощей преподобного Серафима они были увезены в Москву в Донской монастырь,затем находились в так называемом Центральном антирелигиозном музее в Москве. После расформирования последнего в 1946г. часть его коллекций поступила в фонды Музея истории религии. Вероятно,тогда мощи святого Серафима Саровского и были перевезены в Ленинград, где в хранилищах музея истории религии ожидали своего часа,чтобы вновь явиться глубоко чтущим их православным верующим.

Новое на сайте

>

Самое популярное