Домой Цветы Как выглядит крысиный король. Крысиный король. Более или менее убедительных гипотез только три

Как выглядит крысиный король. Крысиный король. Более или менее убедительных гипотез только три

А.И.МИЛЮТИН, кандидат биологических наук, куратор коллекции позвоночных Зоологического музея Тартуского университета

Весь город собрался перед ратушей. Сегодня суд над крысами. Ждут, что прибудет в ратушу сам крысиный король. Говорят, пятнадцать голов у него и одно тело. На каждой голове искуснейшей работы золотая корона размером с лесной орех.
Гамельнский крысолов.
Из книги "В стране легенд. Легенды минувших веков в пересказе для детей"

О крысах, своих самых близких и самых ненавистных соседях, люди во все времена слагали легенды. Вспомним Гамельнского крысолова, якобы выманившего крыс из города игрой на флейте в 1284 году, или фантастические рассказы времен перестройки о гигантских крысах-людоедах, обитающих в московском метро. Но вот что удивительно: некоторые, на первый взгляд совершенно невероятные истории о крысах получают научное подтверждение. Крысиный король, например, существует на самом деле.

К монархии это явление все же отношения не имеет. Крысиным королем называют не одно животное, а группу крыс с переплетенными хвостами. Связка может насчитывать от двух до нескольких десятков животных. Вводящее в заблуждение название пришло, видимо, из немецкого языка (Rattenkоnig), где оно употреблялось веками как в прямом смысле, так и в переносном, обозначая человека, живущего за чужой счет. Немецкий натуралист Конрад Геснер в XVI веке объяснял это выражение так: "Говорят, что крыса в преклонном возрасте становится очень большой, и молодые крысы кормят ее. Такую крысу называют крысиным королем". Лишь с XVIII века название "крысиный король" закрепилось за связкой крыс. Это своеобразное явление обнаруживается очень редко, и все же крысиный король появляется время от времени то в одной, то в другой стране, вызывая у людей изумление и страх. Последний визит он нанес два года назад в Эстонию.

Крысиный король из Сару

16 января 2005 года Рейн Кыйв, хозяин хутора Алавески, расположенного в деревне Сару на самом юге Эстонии, отправился, как обычно, кормить фазанов. Заглянув под навес, где была кормушка, он увидел нечто необычное. На песчаном полу металась группа крыс. Они испуганно визжали, однако не убегали, будто их что-то удерживало на месте. Хозяин позвал на подмогу сына, и тот перебил крыс палкой. Брезгуя трогать их руками, отец пнул ближайшую крысу ногой, однако она осталась на месте - хвосты животных были связаны. Всего в связке было шестнадцать крыс, предположительно девять из них были в момент обнаружения живыми, другие мертвыми. Судя по всему, крысы пытались выбраться из узкой норы в мерзлом песке. Верхние звери, расширяя выход норы, похоронили заживо тех, кто оказался снизу

Связка мертвых крыс была брошена на кучу досок, где пролежала почти два месяца, благо зима была морозная На необычную находку приходили поглазеть соседи, ее демонстрировали и на собрании местной охотничьей секции. Со временем хвосты усохли, одна крыса выпала из связки, и ее выбросили. Еще две крысы утащил какой-то хищник - от одной из них в связке остался хвост.

Лишь в начале марта о находке узнали зоологи и журналисты. В ту пору хутор Алавески навестил родственник хозяйки, журналист местной газеты Эвар Саар. Он захотел узнать, что думают об этом явлении специалисты, и связался с Таллинским зоопарком, а оттуда позвонили автору этих строк. Благодаря содействию Э.Саара мне удалось осмотреть место находки крысиного короля, опросить очевидцев и, главное, спасти его останки.

Саруский король был перевезен в Зоологический музей Тартуского университета и заспиртован. Ныне он выставлен в экспозиции музея и доступен для обозрения всем желающим (рис. 3).

Ко времени доставки в музей, 10 марта, в составе крысиного короля из 16 крыс сохранились 13 и хвост от 14-й крысы. Это были взрослые черные крысы (Rattus rattus) - семь самцов и шесть самок. Звери были нормальной упитанности. От долгого пребывания на открытом воздухе их хвосты усохли, и при исследовании связка стала распадаться. Тем не менее сильно сплюснутые участки на хвостах свидетельствовали о том, что узел был очень тугим. "Королевская доля" оказалась незавидной: две крысы были погрызены, по-видимому, другими крысами, а утащить из связки двух зверьков мог только более крупный зверь, возможно, хорек (кошек на хуторе не было).

Другие находки: короли крысиные, беличьи и мышиные

Мой интерес к крысиным королям возник много лет назад. В 1986 году, в ответ на призыв к населнию сообщать сведения о встречах с редкими видами млекопитающих, в Таллинский зоопарк, где я тогда работал, пришло необычное письмо. Автор письма, Каарел Педья из Вильяндимаа, что на юге Эстонии, писал следующее: "Очень интересный случай произошел примерно 15 лет назад. Сильные морозы продолжались много недель подряд, и в помещении нашего бывшего молочного завода в Лальси-Ляткалу оказались сцепленными хвостами 18 крыс. Очевидно, спасаясь от холода, они залезли друг на дружку в стене здания, заполненной внутри опилками, и так переплели хвосты, что даже местный житель, нашедший и убивший их, не смог их развязать..."

В один из морозных зимних дней Вильма зашла в хлев и увидела, что из отверстия в деревянной обшивке стены на нее смотрит крыса. Зверь вел себя необычно - пищал и не пытался скрыться. Позванный на помощь муж убил крысу, но не смог вытащить ее из отверстия, более того, в дыре появлялись все новые и новые головы... Пришлось выдрать доску из стены, после чего на пол плюхнулась связка из восемнадцати крыс. Двум зверькам удалось высвободиться и удрать, другие были убиты и вывешены во дворе, чтобы все жители деревни могли посмотреть на чудо. К сожалению, никто уже не смог вспомнить, в каком году это произошло, - предположительно в 1971-м. Помнили, что зима была очень холодной. Судя по описанию зверей, это были черные крысы.

В 1987 году зоолог Свен Вельдре рассказал мне, что его отец Рихард Ведлер(Вельдре)видел в Тарту трех крыс, связанных хвостами. Это произошло между 1915 и 1920 годом - точная дата и в этом случае позабыта. Таким образом, на протяжении примерно 90 лет в Эстонии нашли не менее трех крысиных королей.

Сведения о крысиных королях обобщил в своей книге голландский ученый Мартин Харт. Приведенные ниже фактические данные взяты в основном из этого источника. Согласно Харту, первое письменное свидетельство о переплетании хвостов у крыс содержится в поэме Йоханнеса Самбукуса, изданной в 1564 году. В ней описывается знатный господин, которого донимают крысы. Его слуга видел семь крыс, связанных друг с другом востами. Поэма снабжена гравюрой, на котором запечатлена связка из семи крыс. По Харту, с 1564 по 1963 год в мире найдены и описаны 57 крысиных королей. К ним следует добавить по одной находке из Литвы (я прочел о ней в "Трудах IV Прибалтийской орнитологической конференции", где рассказывалось о посторонних обитателях дуплянок), Франции (http://en.wikipedia.оrg/wiki/ Rat_king) и Эстонии (тартуская находка, о которой говорилось выше).

Следовательно, за 400 лет описаны около 60 крысиных королей, то есть в среднем 15 случаев за сто лет. Эти цифры все же дают лишь весьма приблизительное представление о частоте описываемого явления. С одной стороны, не все зарегистрированные находки крысиных королей вполне достоверны - могла иметь место фальсификация. С другой стороны, жизнь показывает, что далеко не все случаи находят отражение в печати - в лучшем случае о них пишет местная пресса, но о них не узнают профессиональные биологи в других странах. Вдобавок наверняка многие "короли" остаются необнаруженными: кто знает, сколько их бесславно гибнет под полами и в стенах, не имея возможности выбраться наружу сквозь рассчитанные на одно животное норы и выходные отверстия?

Все найденные крысиные короли, за одним исключением, были образованы из черных крыс. Исключение составил крысиный король, найденный на острове Ява в 1918 году: он состоял из рисовых крыс (R. argentiventer). Примечательно то, что у широко распространенных и многочисленных спутников человека, серых крыс (R. nоrvegicus), королей никогда не встречали. Очевидно, это связано с тем, что хвосты серых крыс более короткие, толстые и менее гибкие, чем у черных крыс.

У описанных крысиных королей количество животных в связке варьировало от 3 до 32. Обычно крысы из одной связки принадлежали к одной возрастной группе - все были либо молодыми, либо взрослыми. Большинство крысиных королей были найдены живыми. Их встречали в различные времена года, но чаще зимой и весной. География находок, за исключением яванской и южноафриканской, ограничена средней полосой Европы: Нидерланды, Бельгия, Франция, Польша, Литва, Эстония. Однако больше всего крысиных королей было обнаружено в Германии.

У других животных переплетение хвостами встречается еще реже, чем у крыс. Описано лишь несколько таких случаев у обыкновенной белки (Sciurus vulgaris), серой белки (S. carоlinensis), лесной мыши (Apоdemus sylvaticus) и домовой мыши (Mus musculus). Харт упоминает всего пять беличьих королей: два в Европе и три в Америке. Европейские находки были сделаны в 1921 и 1951 годы.

Американские "короли" были найдены у диких серых белок в одном и том же месте, на территории зоопарка в штате Южная Каролина в 1948 - 1951 годы. Беличьи короли состояли из 3 - 7 зверьков, причем некоторые из них к моменту обнаружения были мертвы. Примечательно, что беличьих королей нашедшие обычно не только не убивали, но и оказывали им ветеринарную помощь. Не повезло лишь белкам в связке, найденной в Европе в 1951 году, - они были заспиртованы.

В апреле 1929 года в Гольштейне (Германия) обнаружили связанных хвостами молодых лесных мышей. У домовых мышей королей наблюдали в Ганновере(Германия) и в Москве (об этом рассказывается в книге Е.В.Котенковой). Оба случая произошли в исследовательских лабораториях; как немецкие, так и московские мыши были в состоянии стресса, с кровоточащими покусами на хвостах.

Как образуются крысиные короли?

Механизм формирования крысиного короля до сих пор до конца не ясен. Существует множество гипотез на этот счет, от совсем нелепых до вполне научных. К первой категории можно отнести предположение, что крысы посильнее сами связывают своих более слабых сородичей, создавая себе таким образом нечто вроде гамака для отдыха. Другие утверждают, что крысиные короли посылаются время от времени с небес, дабы напомнить людям об их греховности. Более или менее убедительных гипотез только три: 1) крысиные короли искусственно созданы людьми, 2) хвосты завязываются в узел в результате случайных движений, 3) хвосты завязываются в узел, будучи склеенными или смерзшимися.

Сторонники первой гипотезы предполагают, что связанные хвостами крысы могут быть предметом розыгрыша или средством обогащения. Действительно, в былые времена крысиных королей показывали любопытным за деньги, а если так, то почему заинтересованные лица не могли сделать короля сами? Могли. Более того, вполне вероятно, что такие случаи были. Тем не менее есть веские аргументы в пользу того, что большинство крысиных королей возникло естественным путем. Во-первых, узел, который получается при связывании хвостами мертвых крыс, не похож на тот, который мы видим у сохранившихся крысиных королей. Во-вторых, значительная часть крысиных королей были найдены живыми, а связать хвосты у живых крыс можно только под наркозом в лабораторных условиях, но не на скотных дворах, мельницах или в жилых комнатах, где их обычно находили. Наконец, крысиные короли известны в умеренной полосе Европы только у черных крыс, которые здесь достаточно редки. Фальсификаторам было бы проще воспользоваться более доступными серыми крысами.

Согласно второй гипотезе, узел возникает тогда, когда крысы размахивают хвостами во время игры или ссор либо охватывают своим хвостом хвост другой крысы при внезапном испуге. Эта гипотеза, однако, никак не объясняет механизм возникновения узла. Кроме того, она не находит подтверждения в реальной жизни. Ведь во время игры или ссор крысы обращены друг к другу носами, а не хвостами. Черные крысы, хотя и могут охватывать ветви хвостом во время лазания, при испуге хвостами не размахивают. Более того, напуганные крысы не собираются в кучу, а разбегаются кто куда. Я содержал десятки диких черных крыс в клетках много лет. Звери охотно играли друг с другом, а страх от контакта с человеком им приходилось испытывать ежедневно при кормежке, уборке, отлове, но переплетения хвостами никогда не случалось. Образование крысиного короля в клетке описано в уже упоминавшейся книге Котенковой с соавторами, однако, судя по тому, что король был уже за гранью голодной смерти, люди в этом случае не слишком досаждали крысам.

Третья гипотеза объясняет явление следующим образом. Крысы охотно спят в гнезде сообща, особенно в холодное время года. Если при этом кончики их хвостов случайно смерзнутся или склеятся, то при пробуждении, пытаясь освободиться, звери начнут двигаться хаотично - и могут затянуть хвосты в узел. Причиной склеивания может быть подсыхающая кровь, остатки пищи, клейкий гнездовой материал и пр. Маловероятно? Да. Но ведь и крысиные короли встречаются крайне редко.

В пользу этой гипотезы говорят два факта. Во-первых, она была подтверждена экспериментально в лабораторных условиях на серых крысах. Искусственно склеенные хвосты через некоторое время завязались в узел, причем форма узла была характерной для найденных в природе крысиных королей. Даже после удаления клея крысы не смогли высвободиться из узла. Во-вторых, большинство королей было найдено в холодное время года, когда влажные кончики хвостов могли быть схвачены морозом.

Эстонские находки крысиных королей также подтверждают гипотезу склеивания-смерзания. Так, король из Лальси-Ляткалу был найден в очень холодную зиму, а король из Сару - как раз после того, когда необычная январская оттепель внезапно сменилась морозной погодой. Еще один аргумент - география находок крысиных королей в мире. Почему большинство из них найдено именно в умеренной полосе Европы, а не в тропических странах, где черные крысы гораздо обычнее и многочисленнее? Возможно, потому, что Центральная Европа - одно из немногих мест в мире, где черные крысы обитают в холодном климате. Хотя в Северной Европе, Сибири или Канаде климат еще суровее, но крысиных королей там не находили, так как там нет постоянных популяций черных крыс. Нет сведений и о черных королях, например, из Индии, где черные крысы обычны, но не бывает морозов.

Почему образуются крысиные короли?

Если учесть, что связанные хвостами крысы обречены на мучительную смерть, название "крысиный король" звучит как злая насмешка. Какой вопиющий диссонанс с той поразительной целесообразностью, которая царит в природе! Связанные хвостами крысы не могут нормально передвигаться, добывать пищу, скрываться от врагов. Они страдают от боли в стянутых узлом хвостах, которые товарищи по несчастью постоянно дергают то в одну, то в другую сторону, до трещин в позвонках. Туго затянутый узел приводит к развитию гангрены. Почему же, несмотря на миллионы лет совершенствования строения, физиологии и поведения, крысы оказываются иногда такими нелепо беззащитными?

Я склонен объяснять появление крысиных королей издержками эволюции. Крысиный король - суровая плата, которую вид Rattus rattus вынужден иногда платить за счастье обладания изумительным хвостом. Это не шутка: черная крыса великолепно лазает, причем длинный, тонкий и гибкий хвост служит ей балансиром и пятой конечностью. Видимо, в природе нет ни одного полезного приспособления, которое в определенных обстоятельствах не могло бы стать вредным.

Даже относясь без какой-либо симпатии к таким животным, как крысы, было бы несправедливо не отметить их высокое интеллектуальное развитие и умение приспосабливаться к различным условиям. Крысы без особого труда и потерь переносят мороз и жару, быстро приобретают иммунитет к различным ядам, и даже воздействие радиации не только не ведет к их гибели, а, напротив, способствует усиленному размножению. Изощренность же их ума проявляется прежде всего при изобретении способов добывания пищи и маскировки.

Однако есть в жизни этих высокоорганизованных животных очень интересное и до сих пор не понятое явление. Это - появление так называемого «крысиного короля», причем королем называется не отдельная особь, а плотно переплетенный друг с другом хвостами и лапками клубок из 5-6 и более зверьков. Зафиксированы случаи соединения 50 животных. «Крысиный король » практически не может передвигаться и живет исключительно за счет «подношений сородичей». При этом хвосты сплетенных животных изломаны, изранены, зачастую омертвевшие и перепутанные с грязью и гнездовым материалом.

За 400 лет описаны около 60 крысиных королей, то есть в среднем 15 случаев за сто лет. Эти цифры все же дают лишь весьма приблизительное представление о частоте описываемого явления. С одной стороны, не все зарегистрированные находки крысиных королей вполне достоверны - могла иметь место фальсификация. С другой стороны, жизнь показывает, что далеко не все случаи находят отражение в печати - в лучшем случае о них пишет местная пресса, но о них не узнают профессиональные биологи в других странах. Вдобавок наверняка многие "короли" остаются не обнаруженными: кто знает, сколько их бесславно гибнет под полами и в стенах, не имея возможности выбраться наружу сквозь рассчитанные на одно животное норы и выходные отверстия?

Все найденные крысиные короли, за одним исключением, были образованы из черных крыс. Исключение составил крысиный король, найденный на острове Ява в 1918 году: он состоял из рисовых крыс (R. argentiventer). Примечательно то, что у широко распространенных и многочисленных спутников человека, серых крыс (R. norvegicus), королей никогда не встречали. Очевидно, это связано с тем, что хвосты серых крыс более короткие, толстые и менее гибкие, чем у черных крыс

Как образуются крысиные короли?

Механизм формирования крысиного короля до сих пор до конца не ясен. Существует множество гипотез на этот счет, от совсем нелепых до вполне научных. К первой категории можно отнести предположение, что крысы посильнее сами связывают своих более слабых сородичей, создавая себе таким образом нечто вроде гамака для отдыха. Другие утверждают, что крысиные короли посылаются время от времени с небес, дабы напомнить людям об их греховности.

Более или менее убедительных гипотез только три:

1. Крысиные короли искусственно созданы людьми.
2. Хвосты завязываются в узел в результате случайных движений.
3. Хвосты завязываются в узел, будучи склеенными или смерзшимися.

Легенды гласят

Что крысы - несколько особей - переплетаются хвостами так, что разделить их практически невозможно. Но если попытка расплести хвосты удастся или дотошный человек разделит крыс, отрезав хвосты, то такого настойчивого ждет большое несчастье или даже гибель.

Такое же переплетение хвостов у нескольких особей встречается и у белок.

Сложившаяся в России ситуация создана путем применения технологии, известной под названием «крысиный король». Задача этой технологии - разрушить ключевые узлы, невидимые фундаменты и скрепы социальной конструкции

Сложившаяся в России ситуация создана путем применения технологии, известной под названием «крысиный король». Задача этой технологии - разрушить ключевые узлы, невидимые фундаменты и скрепы социальной конструкции. Создать атмосферу раздробленности, когда каждый сам за себя и нет понятия «свой». Чтобы достичь этого, нужно сломать нравственность. Показателем сломанной нравственности является поведение, когда свой предает своего.

Суть этой технологии очень ярко раскрывается на примере крыс. Эти животные в первую очередь известны своей невероятной выживаемостью. Основа такой живучести - в социальной сплоченности. Крысы невероятно социальные животные. Они вместе ходят «на дело», помогают друг другу, защищают, если есть возможность, забирают с собой раненых. Крысы ощущают себя единым организмом и ведут себя как единый организм. Они быстро обмениваются информацией, быстро предупреждают об опасности, передают навыки защиты. В таком поведении нет индивидуальной выгоды. Защитный механизм имеет нравственную природу.

Один из самых эффективных способов борьбы с крысами основан на разрушении защиты. Так как защита имеет основанием нравственность, способ в итоге основан на разрушении нравственности. Всем нельзя сломать нравственность. Можно сломать одиночке, да и то не сразу. Ломают постепенно. Для этого создают условия, когда рациональная логика приобретает решающее значение. Главное, заставить совершить первый шаг - действие, до этого находящееся под абсолютным табу.

Делается это следующим образом. Берут крупную и сильную крысу, долго морят ее голодом, а потом бросают к ней в клетку только что убитую крысу. После некоторых раздумий она пожирает своего мертвого собрата. Рациональная логика подсказывает: это уже не собрат, это пища. Ему все равно, а мне выжить нужно. Значит, кушать надо.

Второй раз планка безнравственности поднимается выше. В клетку бросают еле живое животное. Новая «пища» хоть и почти мертвая, но все же живая. И снова рациональная логика подсказывает решение. Он все равно умрет, а мне нужно жить. И крыса опять ест себе подобного, теперь уже практически живого.

Третий раз в клетку бросают вполне живую и здоровую «пищу», слабого крысенка. У сильной крысы снова включается алгоритм рациональной логики. Есть все равно нечего, говорит она себе. Что толку, если мы оба погибнем? Пусть выживет сильнейший. И сильнейший выживает.

Обратите внимание, у крысы на принятие решения с каждым разом уходило все меньше времени. При этом уровень безнравственности каждого нового пожирания был все больше. Через некоторое время крыса вообще не думала. Она относилась к своим соотечественникам как к пище. Едва ей подбрасывали в клетку новую крысу, она тут же накидывалась на нее и пожирала. С момента, когда она вообще не думала, жрать или не жрать, ее нравственность была сломлена. Далее ее выпускали назад в общество, откуда в свое время взяли. Это уже была не та крыса. Это уже было существо без признаков нравственности. В своих поступках оно руководствовалась только логикой эгоизма. Но окружающие не знали этого. Они принимали ее за свою и полностью доверяли.

Очень быстро существо, внешне похожее на крысу, приходило к мысли: зачем где-то искать пищу, если она кругом, теплая и свежая. Рациональная логика определяла характер действия. Крысоед выбирал ничего не подозревающую жертву и пожирал ее.

Очень скоро он приходил к выводу, что самый оптимальный вариант - не открыто нападать и пожирать, а делать это втайне от общества. В следующий раз под тем или иным предлогом эта крыса заманивала свою жертву в укромное место и там пожирала.

Когда у крысиного сообщества не оставалось сомнений, что среди них завелся волк в овечьей шкуре, крысы уходили из этого места. Причем, уходили в ста случаях из ста. Животные словно боялись отравиться флюидами трансформированной крысы. Они боялись стать такими же. Инстинктивно чувствовали: если их сознание впитает новые установки, возникнет общество без тормозов, общество предателей, общество потребителей. Атмосфера безнравственности разрушит механизм социальной защиты и погибнут все.

Напрашивается вопрос: почему крысиное сообщество уходило, почему не могло уничтожить «короля»? В таком поведении тоже есть глубокий смысл. Коллективный разум, которым в данном случае можно считать инстинкт, просчитывал, что в ликвидации примут участие самые сильные особи, элита общества. Кто знает, что с ними будет, когда они вопьются зубами в живую плоть безнравственного собрата. Не заразятся ли сами его порочностью?

Даже крысы не хотят жить в гражданском обществе, построенном на постоянной войне друг с другом, раздирающей единое на множественное. Крысы умнее людей. Справедливо опасаясь, что рациональной логикой эгоизма заразится крысиная элита, они уходят в другое место.

Если пофантазировать и представить, что общество не покинуло безнравственного собрата, а осталось с ним жить, легко допустить, что он заразил бы своей рациональной логикой элиту. Тоже придумал бы как это сделать поэтапно и незаметно, в полном соответствии с логикой. Вместо одного «крысиного короля» появилась бы целая каста таких «мутантов». Не имея принципов, они быстро победили бы традиционную элиту. Далее нашли бы способ придать новому порядку статус справедливости и законности. Если совсем отпустить вожжи фантазии, логика приводит нас к образованию демократического общества. Члены нового общества сами выбирали бы себе тех, кто будет питаться этим самым обществом.

Крыс спасает от такой трансформации отсутствие свободы в человеческом понимании. Отсутствие такого мощного интеллекта, как у человека. Они руководствуются инстинктом. Инстинкт определяет главной ценностью общества не пищу и даже не жизнь отдельной крысы, а нравственность. Это фундамент, на котором построена любая социальная конструкция. Ради ее целостности они уходят от источника заразы. Сохраняя фундамент, крысы сохраняют себя единым обществом с традиционной шкалой ценностей, в итоге сохраняясь как вид.

У человеческого общества нет такого инстинкта. Но оно тоже основано на нравственности. Если убрать этот фундамент, вся конструкция быстро превращается в гору мусора, который начинает перетирать себя до состояния пудры, то есть, когда мельче уже некуда. Перетереть в пудру - значит, отрезать от корней, традиции, уклада и главное, свести на нет моральные устои. Для общества последней стадией размельчения является момент, когда оно превращается в ни чем не связанных индивидов. Возникает атомизированное общество, человеческая пыль, строительный материал для нового мирового порядка.

Хотите получить образ процессов, идущих на мировом уровне? Посмотрите на стол, за которым сидите. Стоят разные предметы из разных материалов. Каждый предмет как бы прообраз каждого народа. Предметы самобытны и не соединяемы. Пока они целы, из них невозможно создать что-то единое. Но если их все, и керамическую пепельницу, и пластмассу, и бумагу, перемолоть в пыль и перемешать, получится однородная масса. Потом эту кашеобразную массу - под пресс, и давление создаст нечто принципиально новое. Это может быть что угодно, любая конфигурация, характеристики которой даже предположить трудно.

Разрушение человеческого общества осуществляется по технологии «крысиного короля». Весь удар сконцентрирован на разрушении нравственности. Всеми способами выжигается понятие свой.

Потребительское общество учит: своих в природе нет. Все чужие, все - потенциальная пища. Самая оптимальная пища те, кто находится рядом и считает себя твоим близким. И не подозревает, что ты на самом деле «крысиный король». Он верит, а ты его жрешь.

Таких «крысиных королей» в современном обществе становится все больше. Это самые страшные хищники. Они объединяются в группировки, рассматривая соотечественников как быдло (пищу). Открыв «истину», что свое счастье можно построить на чужом несчастье, сначала они действовали в лоб - «пожирали» народ открыто. Потом сообразили, что самый оптимальный вариант - пожирать под завесой красивых высоких слов.

С экранов полились потоки обещаний и высокопарных слов о свободе и равенстве. Изначально «короли» не собирались выполнять обещанное. Для них это было лишь средство приманить «пищу». Они рвались на ключевые узлы общества, чтобы под покровом красивых слов жрать своих. С каждым годом они набирались сил, становились более сильными, изворотливыми и опасными. Главная их опасность - они внешне не отличаются от здоровых членов общества. Они научились так маскироваться, что выглядят лучше своих честных собратьев. Но если не слова слушать, а на дела смотреть, нетрудно разглядеть суть этих существ.

Вся мощь их ума и воли сосредоточена в узком эгоистичном секторе. Они разучились думать в категориях общества и государства. Они думают только о себе и своем выводке. Они питаются своими собратьями точно так же, как тот крысоед. Их много, они невероятно расплодились, и их количество продолжает расти. Они поделились на мелких и крупных, разбив страну на охотничьи угодья, места охоты и кормления.

Мелкие «крысы», подвизающиеся в уголовном секторе, рассуждали - вот лежит пьяный, в кармане деньги. Все равно кто-то возьмет. Раз так, почему не я? И брал потихоньку. Потом брал у полупьяного. Объяснение было другое: он все равно пропьет, а мне деньги нужны на правильные дела. А потом приходил к мысли: раз денег всем не хватает, все плохо живут, то пусть выживет сильнейший. Далее высматривал жертву, бил по голове и грабил. При отсутствии нравственности против такой логики нечего возразить.

В бизнесе логика сначала приводила к мысли, что человека можно уволить, выкинуть на улицу. Ход мысли понятен: если не выкину, разорюсь, и в итоге он все равно окажется на улице. И я вместе с ним. Раз он все равно там окажется, пусть уж лучше без меня. И увольнял.

Второй этап: пусть работает, но зарплату можно не платить. Иначе разорюсь, и все окажутся на улице. А так предприятие сохранится. И начинались сознательные задержки выплат.

Третий этап: например, предприниматель сознательно начинал делать вредную для здоровья продукцию. Если буду думать о судьбе незнакомых людей, разорюсь. Пусть сами о себе думают. Для него собратья были не более чем теплое живое мясо, которое само в рот ползет.

Аналогично рассуждали политики. Первый слом, поедание трупа, это обещание того, что заведомо выполнить нереально. Логика: если не будешь обещать с три короба, тебя не выберут. Выберут другого, хуже тебя, который обещает, что рот выговорит. Раз в любом случае общество будет обмануто, но в одном случае ты окажешься в числе дураков, а во втором случае в числе избранных, пусть будет второй вариант.

Аналог второго этапа слома нравственности, пожирание полуживого собрата, это торговля местами в своей партии. Логика тоже понятная, на выборы нужны деньги. Если строить из себя "гимназистку", деньги возьмут конкуренты. В итоге деньги все равно кто-то возьмет, и в любом случае будет выбран. Раз это неизбежно, то пусть лучше я возьму, чем кто-то.

Третий этап, пожирание живого и здорового собрата, - лоббирование законов, идущих во вред обществу. Логика та же самая. Если ты откажешься участвовать в прямом грабеже общества, его ограбят другие. Людоедский закон все равно протолкнут, а раз так, какая разница, через кого это будет сделано? Лучше пусть через меня.

Сегодня политический публичный сектор представляет собой сборище «крыс» последней стадии. У них нет ничего святого, ничего личного, только бизнес. И этот процесс не может остановиться. Он будет совершенствоваться, подчиняясь рациональной логике.

Государственным чиновникам тоже с помощью рациональной логики постепенно сломали нравственность. Сначала многие стеснялись, когда им предлагали деньги. Советские установки, что это подло, еще работали. Потом взятку назвали другим словом, что сняло рефлекс на слово «взятка», и процесс пошел.

Взяток теперь не брал никто. Теперь «откатывали», «заносили» и «пилили». Это уже были не воры, а уважаемые члены общества, использующие "окно возможностей". Произошло самое страшное - по умолчанию и негласно в глазах общества это было легализовано. Человек мог торговать своей честью. Общество ему доверило общую кассу, а он за взятку раздавал ее хищникам. Порядочная женщина отвергнет предложение за деньги вступить в половые отношения. Чиновники потребительского общества, торгующие общественным благом, опустились ниже женщины, торгующей телом. Та хоть своим торгует, а эти чужим. В целом это называлось "деловой подход к жизни".

На определенном этапе дошло до того, что предлагали официально признать: мол, в административном секторе сложился рынок со своими правилами и расценками. Раз так, почему бы его ни узаконить? Проще говоря, поступило предложение узаконить казнокрадство и коррупцию, а заодно и проституцию. Мол, все же знают, что это есть! На тот момент легализация всех трех пороков была отвергнута, но процесс разложения идет, все меняется...

Практика свидетельствует: возникшее явление, если оно имеет корни в обществе и ему ничто не может противостоять, однажды будет узаконено. В обозримой перспективе, если ничего не помешает идущим процессам, мы увидим то, что сегодня представить не можем. Все будет продаваться и покупаться. Что не может продаваться, то исчезнет. Например, совесть, потому что она в момент продажи испаряется.

Первый этап слома нравственности госслужащих - предлагали взятку в виде благодарности за легальную, но, например, ускоренную работу.

Потом предлагали «скушать полуживого». Это выражалось в выполнении двусмысленных заказов. Например, пробить через бюджет финансирование какой-нибудь школы, а с выделенной суммы взять откат. Логика та же - откажешься ты, согласится другой. А тут и сам денег заработаешь, и детям польза.

Третий этап - «поедание живых и здоровых». Под благовидным предлогом предлагается украсть, например, деньги для больных. Схема внешне, как правило, очень благочестивая, комар носа не подточит. Но знающие люди все понимали. И снова та же логика - не ты возьмешь, другой подсуетится. Лучше ты никому не сделаешь, бюджет попилят, а ты останешься в дураках.

«Крысиные короли», прошедшие все круги логики, выпущены в общество. Они понимают свой народ как питание. Питание им понравилось, и они уже сами проявляют инициативу. Аппетиты растут, техника совершенствуется, «крысы» сбиваются в группировки, между которыми начинается конкуренция.

Чтобы было понято, члены этих группировок не считают подельников за своих. Своих там в принципе не может быть. Это партнеры, помогающие друг другу пожирать собратьев. Как только партнер ослабевал, его тут же пожирают бывшие партнеры. Нет, даже не бывшие. Пожираемый и пожирающий продолжают оставаться партнерами. Начала даже культивироваться новая мораль, типа, не за что обижаться на меня, сам виноват, что расслабился, я только воспользовался. Ничего личного, просто бизнес!

Новые условия порождают новую логику. Партнерство сводится к пожиранию слабого, кем бы этот слабый ни был, хоть брат родной. «Крысы» оставались пожизненными партнерами, до самой смерти. Если ослабевший партнер, которым собрались полакомиться собратья, изрядно покусанный успевал убежать, он начинал обличать «крысиных королей», выносил сор из избы. Так он надеялся восстановиться на прежнем месте. Кому-то это удавалось, и его опять принимали «в обойму», словно ничего и не было. Ну, подумаешь, хотел сожрать меня, а я не дался. Теперь вместе сидим и думаем, как кого сожрать, и друг за другом смотрим, не ослабел ли партнер, не приступить ли к питанию. Сдерживающим фактором является сила партнера и его такая же готовность сожрать тебя.

Людоеды Нарисованная нами картина - лишь бледное отражение нынешних нравов. Пока люди принимают за чистую монету слова о свободе, счастье и равенстве, пока «работают» электоратом, ходят на выборы или участвуют в «оранжевых» революциях, они, сами того не сознавая, создают систему, плодящую «крысиных королей». Одни люди сегодня пожирают других. В лоб или обманом, технология тут вторична. Главное, это прямое людоедство. Да, те, кто наверху, лично не мажутся в крови. Это на нижнем уровне «крыс» идет прямое ограбление собратьев.

На верхнем же происходит опосредованное людоедство, что тоже есть людоедство. И в таких масштабах, что нижним и не снилось. Деньги, полученные вышеописанными способами, - суть чужое горе, страдания, смерть. Если «крысы» лоснятся от жира, значит, кто-то лишился жизни. Это только кажется, что слабые расставались лишь с кошельками. Нет, эти процессы приводят к физической смерти наиболее слабых членов общества. Убедиться в том нетрудно, посмотрев динамику смерти и рождаемости. Вымирает Россия под властью «крысиных королей».

Нельзя обвинить людей в том, что они не могут связать коррупцию, развращение и беспринципность с личным горем, личными проблемами. Слишком длинная причинно-следственная цепь получается. Интуитивно они догадываются, что их дурят, но вот где и как... Для того и нужна элита, чтобы сильные защищали слабых.

Ситуацию нужно срочно исправлять вводя закон об ответственности управленцев. Нет ответственности без заранее предусмотренного наказания! И конечно же просеивать управленцев-чиновников по наличию совести и человеческого строя психики.


Эту историю рассказал мне один из дальних родственников. Он сам участвовал во всех описываемых событиях, служил механиком на судне, перевозившем зерно по акватории Черного и Азовского морей.

Сухогруз «Марат» совершал регулярные рейсы от Новороссийска в Болгарию и Турцию. На судне в трюмах скопились несколько сотен крыс, которые перестали бояться людей и выходили на палубу. Иногда матросы могли наблюдать, как одна или несколько крыс лежат на солнышке, принимают солнечные ванны и греются. Иногда людей раздражало, что крысы, не стесняясь окружающих, занимались любовью, доказывая свою высокую плодовитость.

Крыс травили, ставили крысоловки, капканы. Но количество никак не уменьшалось. С каждым днем крысы вели себя наглее. Их уже выгоняли из камбуза, в каютах матросы не могли спокойно отдыхать после вахты.

Часто в кубрике рассказывались жуткие истории, что крысы способны откусить у спящего человека, особенно пьяного, нос или какую-нибудь часть тела. Такие разговоры приносили некоторым длинные и бессонные ночи. Пьянство на судне прекратилось полностью, так как в историях чаще всего говорилось об укушенных людях в состоянии опьянения (в локальном пространстве можно и вылечить от пьянства довольно простыми способами!).

По пути в Турцию судно пристало в порту Сухуми, там, на берегу в небольшом приморском кафе зашел разговор о засилии крыс на корабле. В разговор матросов включился один из стариков, услышавших о проблеме на судне. Он-то и посоветовал матросам извести крыс при помощи «крысиного короля». Расспросы о крысином короле позволили узнать, что иногда в крысином обществе появляется крысиный король, который уничтожает всех крыс вокруг себя. Такие крысиные короли стоят очень дорого, но они в состоянии помочь.

К сожалению, старик не дал адресов, где матросы могли бы приобрести крысиного короля. Сказал только, что его можно воспитать из имеющегося крысиного сообщества. Окрыленные идеей матросы вернулись на корабль и решили самостоятельно вывести своего крысиного короля.

В крысоловках к этому времени было поймано 19 крыс. Их не стали выбрасывать за борт (обычно их выбрасывали в воду, и чайки быстро расправлялись с деликатесом). Специально сварили клетку, куда поместили всех пойманных крыс. Их оставили на палубе. Договорились, что никто не даст крысам никакого корма. Стали периодически наблюдать за их поведением.

Через три дня после начала эксперимента крысы выбрали самого слабого и быстро съели его. Но свежая кровь только раздразнила, сытость не испытала ни одна из оставшихся крыс. Внутри клетки начался кровавый бой. Через несколько минут все решилось. В живых осталось только 8 крыс, остальные стали кормом для оставшихся.

На пару дней в клетке установилось временное перемирие, но оно не могло длиться бесконечно. Жажда и голод провоцировали новую схватку. Ее никто не видел, так как она произошла ночью. Утром матросы насчитали только шесть крыс. Оставшиеся старались занять место в каком-нибудь углу, чтобы защищать себя сзади. Теперь долго жать продолжения не пришлось. Все решилось к вечеру. Остались только четыре крысы, которые напряженно следили друг за другом из своего угла.

В конце концов осталось двое. Это были два здоровенных крысака. Матросы устроили тотализатор. Стали делать ставки – кто победит, в конце концов. Наступил и день, когда состоялась решающая битва. Остался один. Теперь его немного покормили, дали водицы. Потом выпустили в трюм. Победитель должен был навести порядок в крысином царстве.

Когда судно швартовалось в порту Трабзон (Турция) тысячи крыс вырвались с палубы и кинулись на берег. Местные жители были напуганы полчищами крыс, бегущих с сухогруза. Сразу объявили судну карантин, полагая, что на судне чума. Но потом после разъяснения причин бегства крыс с корабля карантин сняли.

Пару месяцев на корабле был только один крысиный король. Он стал ручным, получал кусочки корма из рук матросов. На судне установился порядок. Все вздохнули легче. Снова по вечерам после вахты можно было увидеть выпивших матросов, которым теперь стало легче.

Но однажды на палубу вышел крысиный король, вслед за ним вышла симпатичная самочка, а все шествие замыкали девять крысят. Жизнь взяла свое. Мужские потребности крысиного короля заслонили обязанности защищать корабль от новых крыс. Потом еще долгие годы матросы выводили новых королей, некоторое время на судне становилось свободнее. Но находилась такая крыса, которая становилась женой крысиного короля и приносила очередное потомство.

Есть статьи, книги, материалы, которые захватывают сразу. И уже не отпускают до тех, пор, пока ты их не прочтешь до конца. Этот – из их числа.

Мыслей по его прочтению много. Много аналогий.
Есть над чем подумать.

«Крысиный король» или как мы жрем друг друга

Сложившаяся в России ситуация создана путем применения технологии, известной под названием «крысиный король». Задача этой технологии - разрушить ключевые узлы, невидимые фундаменты и скрепы социальной конструкции. Создать атмосферу раздробленности, когда каждый сам за себя и нет понятия «свой». Чтобы достичь этого, нужно сломать нравственность. Показателем сломанной нравственности является поведение, когда свой предает своего.

Суть этой технологии очень ярко раскрывается на примере крыс. Эти животные в первую очередь известны своей невероятной выживаемостью. Основа такой живучести - в социальной сплоченности. Крысы невероятно социальные животные. Они вместе ходят «на дело», помогают друг другу, защищают, если есть возможность, забирают с собой раненых. Крысы ощущают себя единым организмом и ведут себя как единый организм. Они быстро обмениваются информацией, быстро предупреждают об опасности, передают навыки защиты. В таком поведении нет индивидуальной выгоды. Защитный механизм имеет нравственную природу.

Один из самых эффективных способов борьбы с крысами основан на разрушении защиты. Так как защита имеет основанием нравственность, способ в итоге основан на разрушении нравственности. Всем нельзя сломать нравственность. Можно сломать одиночке, да и то не сразу. Ломают постепенно. Для этого создают условия, когда рациональная логика приобретает решающее значение. Главное, заставить совершить первый шаг - действие, до этого находящееся под абсолютным табу.

Делается это следующим образом. Берут крупную и сильную крысу, долго морят её голодом, а потом бросают к ней в клетку только что убитую крысу. После некоторых раздумий она пожирает своего мертвого собрата. Рациональная логика подсказывает: это уже не собрат, это пища. Ему все равно, а мне выжить нужно. Значит, кушать надо.

Второй раз планка безнравственности поднимается выше. В клетку бросают еле живое животное. Новая «пища» хоть и почти мертвая, но все же живая. И снова рациональная логика подсказывает решение. Он все равно умрет, а мне нужно жить. И крыса опять ест себе подобного, теперь уже практически живого.

Третий раз в клетку бросают вполне живую и здоровую «пищу», слабого крысенка. У сильной крысы снова включается алгоритм рациональной логики. Есть все равно нечего, говорит она себе. Что толку, если мы оба погибнем? Пусть выживет сильнейший. И сильнейший выживает.

Обратите внимание, у крысы на принятие решения с каждым разом уходило все меньше времени. При этом уровень безнравственности каждого нового пожирания был все больше. Через некоторое время крыса вообще не думала. Она относилась к своим соотечественникам как к пище. Едва ей подбрасывали в клетку новую крысу, она тут же накидывалась на нее и пожирала. С момента, когда она вообще не думала, жрать или не жрать, её нравственность была сломлена. Далее её выпускали назад в общество, откуда в свое время взяли. Это уже была не та крыса. Это уже было существо без признаков нравственности. В своих поступках оно руководствовалась только логикой эгоизма. Но окружающие не знали этого. Они принимали её за свою и полностью доверяли.

Очень быстро существо, внешне похожее на крысу, приходило к мысли: зачем где-то искать пищу, если она кругом, теплая и свежая. Рациональная логика определяла характер действия. Крысоед выбирал ничего не подозревающую жертву и пожирал ее.

Очень скоро он приходил к выводу, что самый оптимальный вариант - не открыто нападать и пожирать, а делать это втайне от общества. В следующий раз под тем или иным предлогом эта крыса заманивала свою жертву в укромное место и там пожирала.

Когда у крысиного сообщества не оставалось сомнений, что среди них завелся волк в овечьей шкуре, крысы уходили из этого места. Причем, уходили в ста случаях из ста. Животные словно боялись отравиться флюидами трансформированной крысы. Они боялись стать такими же. Инстинктивно чувствовали: если их сознание впитает новые установки, возникнет общество без тормозов, общество предателей, общество потребителей. Атмосфера безнравственности разрушит механизм социальной защиты и погибнут все.

Напрашивается вопрос: почему крысиное сообщество уходило, почему не могло уничтожить «короля»? В таком поведении тоже есть глубокий смысл. Коллективный разум, которым в данном случае можно считать инстинкт, просчитывал, что в ликвидации примут участие самые сильные особи, элита общества. Кто знает, что с ними будет, когда они вопьются зубами в живую плоть безнравственного собрата. Не заразятся ли сами его порочностью?
Даже крысы не хотят жить в гражданском обществе, построенном на постоянной войне друг с другом, раздирающей единое на множественное. Крысы умнее людей. Справедливо опасаясь, что рациональной логикой эгоизма заразится крысиная элита, они уходят в другое место.

Если пофантазировать и представить, что общество не покинуло безнравственного собрата, а осталось с ним жить, легко допустить, что он заразил бы своей рациональной логикой элиту. Тоже придумал бы как это сделать поэтапно и незаметно, в полном соответствии с логикой. Вместо одного «крысиного короля» появилась бы целая каста таких «мутантов». Не имея принципов, они быстро победили бы традиционную элиту. Далее нашли бы способ придать новому порядку статус справедливости и законности. Если совсем отпустить вожжи фантазии, логика приводит нас к образованию демократического общества. Члены нового общества сами выбирали бы себе тех, кто будет питаться этим самым обществом.

Крыс спасает от такой трансформации отсутствие свободы в человеческом понимании. Отсутствие такого мощного интеллекта, как у человека. Они руководствуются инстинктом. Инстинкт определяет главной ценностью общества не пищу и даже не жизнь отдельной крысы, а нравственность. Это фундамент, на котором построена любая социальная конструкция. Ради её целостности они уходят от источника заразы. Сохраняя фундамент, крысы сохраняют себя единым обществом с традиционной шкалой ценностей, в итоге сохраняясь как вид.

У человеческого общества нет такого инстинкта. Но оно тоже основано на нравственности. Если убрать этот фундамент, вся конструкция быстро превращается в гору мусора, который начинает перетирать себя до состояния пудры, то есть, когда мельче уже некуда. Перетереть в пудру - значит, отрезать от корней, традиции, уклада и главное, свести на нет моральные устои. Для общества последней стадией размельчения является момент, когда оно превращается в ни чем не связанных индивидов. Возникает атомизированное общество, человеческая пыль, строительный материал для нового мирового порядка.

Хотите получить образ процессов, идущих на мировом уровне? Посмотрите на стол, за которым сидите. Стоят разные предметы из разных материалов. Каждый предмет как бы прообраз каждого народа. Предметы самобытны и не соединяемы. Пока они целы, из них невозможно создать что-то единое. Но если их все, и керамическую пепельницу, и пластмассу, и бумагу, перемолоть в пыль и перемешать, получится однородная масса. Потом эту кашеобразную массу - под пресс, и давление создаст нечто принципиально новое. Это может быть что угодно, любая конфигурация, характеристики которой даже предположить трудно.

Разрушение человеческого общества осуществляется по технологии «крысиного короля». Весь удар сконцентрирован на разрушении нравственности. Всеми способами выжигается понятие свой.

Потребительское общество учит: своих в природе нет. Все чужие, все - потенциальная пища. Самая оптимальная пища те, кто находится рядом и считает себя твоим близким. И не подозревает, что ты на самом деле «крысиный король». Он верит, а ты его жрешь.

Таких «крысиных королей» в современном обществе становится все больше. Это самые страшные хищники. Они объединяются в группировки, рассматривая соотечественников как быдло (пищу). Открыв «истину», что свое счастье можно построить на чужом несчастье, сначала они действовали в лоб - «пожирали» народ открыто. Потом сообразили, что самый оптимальный вариант - пожирать под завесой красивых высоких слов.

С экранов полились потоки обещаний и высокопарных слов о свободе и равенстве. Изначально «короли» не собирались выполнять обещанное. Для них это было лишь средство приманить «пищу». Они рвались на ключевые узлы общества, чтобы под покровом красивых слов жрать своих. С каждым годом они набирались сил, становились более сильными, изворотливыми и опасными. Главная их опасность - они внешне не отличаются от здоровых членов общества. Они научились так маскироваться, что выглядят лучше своих честных собратьев. Но если не слова слушать, а на дела смотреть, нетрудно разглядеть суть этих существ.

Вся мощь их ума и воли сосредоточена в узком эгоистичном секторе. Они разучились думать в категориях общества и государства. Они думают только о себе и своем выводке. Они питаются своими собратьями точно так же, как тот крысоед. Их много, они невероятно расплодились, и их количество продолжает расти. Они поделились на мелких и крупных, разбив страну на охотничьи угодья, места охоты и кормления.

Мелкие «крысы», подвизающиеся в уголовном секторе, рассуждали - вот лежит пьяный, в кармане деньги. Все равно кто-то возьмет. Раз так, почему не я? И брал потихоньку. Потом брал у полупьяного. Объяснение было другое: он все равно пропьет, а мне деньги нужны на правильные дела. А потом приходил к мысли: раз денег всем не хватает, все плохо живут, то пусть выживет сильнейший. Далее высматривал жертву, бил по голове и грабил. При отсутствии нравственности против такой логики нечего возразить.

В бизнесе логика сначала приводила к мысли, что человека можно уволить, выкинуть на улицу. Ход мысли понятен: если не выкину, разорюсь, и в итоге он все равно окажется на улице. И я вместе с ним. Раз он все равно там окажется, пусть уж лучше без меня. И увольнял.

Второй этап: пусть работает, но зарплату можно не платить. Иначе разорюсь, и все окажутся на улице. А так предприятие сохранится. И начинались сознательные задержки выплат.

Третий этап: например, предприниматель сознательно начинал делать вредную для здоровья продукцию. Если буду думать о судьбе незнакомых людей, разорюсь. Пусть сами о себе думают. Для него собратья были не более чем теплое живое мясо, которое само в рот ползет.

Аналогично рассуждали политики. Первый слом, поедание трупа, это обещание того, что заведомо выполнить нереально. Логика: если не будешь обещать с три короба, тебя не выберут. Выберут другого, хуже тебя, который обещает, что рот выговорит. Раз в любом случае общество будет обмануто, но в одном случае ты окажешься в числе дураков, а во втором случае в числе избранных, пусть будет второй вариант.

Аналог второго этапа слома нравственности, пожирание полуживого собрата, это торговля местами в своей партии. Логика тоже понятная, на выборы нужны деньги. Если строить из себя «гимназистку», деньги возьмут конкуренты. В итоге деньги все равно кто-то возьмет, и в любом случае будет выбран. Раз это неизбежно, то пусть лучше я возьму, чем кто-то .

Третий этап, пожирание живого и здорового собрата, - лоббирование законов, идущих во вред обществу. Логика та же самая. Если ты откажешься участвовать в прямом грабеже общества, его ограбят другие. Людоедский закон все равно протолкнут, а раз так, какая разница, через кого это будет сделано? Лучше пусть через меня.

Сегодня политический публичный сектор представляет собой сборище «крыс» последней стадии. У них нет ничего святого, ничего личного, только бизнес. И этот процесс не может остановиться. Он будет совершенствоваться, подчиняясь рациональной логике.

Государственным чиновникам тоже с помощью рациональной логики постепенно сломали нравственность. Сначала многие стеснялись, когда им предлагали деньги. Советские установки, что это подло, ещё работали. Потом взятку назвали другим словом, что сняло рефлекс на слово «взятка», и процесс пошел.Взяток теперь не брал никто. Теперь «откатывали», «заносили» и «пилили». Это уже были не воры, а уважаемые члены общества, использующие «окно возможностей». Произошло самое страшное - по умолчанию и негласно в глазах общества это было легализовано. Человек мог торговать своей честью. Общество ему доверило общую кассу, а он за взятку раздавал её хищникам.Порядочная женщина отвергнет предложение за деньги вступить в половые отношения. Чиновники потребительского общества, торгующие общественным благом, опустились ниже женщины, торгующей телом. Та хоть своим торгует, а эти чужим. В целом это называлось «деловой подход к жизни».

На определенном этапе дошло до того, что предлагали официально признать: мол, в административном секторе сложился рынок со своими правилами и расценками. Раз так, почему бы его ни узаконить? Проще говоря, поступило предложение узаконить казнокрадство и коррупцию, а заодно и проституцию. Мол, все же знают, что это есть! На тот момент легализация всех трех пороков была отвергнута, но процесс разложения идет, все меняется…Практика свидетельствует: возникшее явление, если оно имеет корни в обществе и ему ничто не может противостоять, однажды будет узаконено. В обозримой перспективе, если ничего не помешает идущим процессам, мы увидим то, что сегодня представить не можем. Все будет продаваться и покупаться. Что не может продаваться, то исчезнет. Например, совесть, потому что она в момент продажи испаряется.Первый этап слома нравственности госслужащих - предлагали взятку в виде благодарности за легальную, но, например, ускоренную работу.Потом предлагали «скушать полуживого». Это выражалось в выполнении двусмысленных заказов. Например, пробить через бюджет финансирование какой-нибудь школы, а с выделенной суммы взять откат. Логика та же - откажешься ты, согласится другой. А тут и сам денег заработаешь, и детям польза.Третий этап - «поедание живых и здоровых». Под благовидным предлогом предлагается украсть, например, деньги для больных.

Схема внешне, как правило, очень благочестивая, комар носа не подточит. Но знающие люди все понимали. И снова та же логика - не ты возьмешь, другой подсуетится. Лучше ты никому не сделаешь, бюджет попилят, а ты останешься в дураках.«Крысиные короли», прошедшие все круги логики, выпущены в общество. Они понимают свой народ как питание. Питание им понравилось, и они уже сами проявляют инициативу. Аппетиты растут, техника совершенствуется, «крысы» сбиваются в группировки, между которыми начинается конкуренция.Чтобы было понято, члены этих группировок не считают подельников за своих. Своих там в принципе не может быть. Это партнеры, помогающие друг другу пожирать собратьев. Как только партнер ослабевал, его тут же пожирают бывшие партнеры. Нет, даже не бывшие. Пожираемый и пожирающий продолжают оставаться партнерами. Начала даже культивироваться новая мораль, типа, не за что обижаться на меня, сам виноват, что расслабился, я только воспользовался. Ничего личного, просто бизнес!Новые условия порождают новую логику.

Партнерство сводится к пожиранию слабого, кем бы этот слабый ни был, хоть брат родной. «Крысы» оставались пожизненными партнерами, до самой смерти. Если ослабевший партнер, которым собрались полакомиться собратья, изрядно покусанный успевал убежать, он начинал обличать «крысиных королей», выносил сор из избы. Так он надеялся восстановиться на прежнем месте. Кому-то это удавалось, и его опять принимали «в обойму», словно ничего и не было. Ну, подумаешь, хотел сожрать меня, а я не дался. Теперь вместе сидим и думаем, как кого сожрать, и друг за другом смотрим, не ослабел ли партнер, не приступить ли к питанию. Сдерживающим фактором является сила партнера и его такая же готовность сожрать тебя.Нарисованная нами картина - лишь бледное отражение нынешних нравов. Пока люди принимают за чистую монету слова о свободе, счастье и равенстве, пока «работают» электоратом, ходят на выборы или участвуют в «оранжевых» революциях, они, сами того не сознавая, создают систему, плодящую «крысиных королей». Одни люди сегодня пожирают других. В лоб или обманом, технология тут вторична. Главное, это прямое людоедство.Да, те, кто наверху, лично не мажутся в крови. Это на нижнем уровне «крыс» идет прямое ограбление собратьев.

На верхнем же происходит опосредованное людоедство, что тоже есть людоедство. И в таких масштабах, что нижним и не снилось. Деньги, полученные вышеописанными способами, - суть чужое горе, страдания, смерть. Если «крысы» лоснятся от жира, значит, кто-то лишился жизни. Это только кажется, что слабые расставались лишь с кошельками. Нет, эти процессы приводят к физической смерти наиболее слабых членов общества. Убедиться в том нетрудно, посмотрев динамику смерти и рождаемости.

Вымирает Россия под властью «крысиных королей». Нельзя обвинить людей в том, что они не могут связать коррупцию, развращение и беспринципность с личным горем, личными проблемами. Слишком длинная причинно-следственная цепь получается. Интуитивно они догадываются, что их дурят, но вот где и как… Для того и нужна элита, чтобы сильные защищали слабых.Ситуацию нужно срочно исправлять вводя закон об ответственности управленцев. Нет ответственности без заранее предусмотренного наказания! И конечно же просеивать управленцев-чиновников по наличию совести и человеческого строя психики.

Новое на сайте

>

Самое популярное