Домой Цветы Племя куку. Дикое племя подружилось с белым человеком с помощью конфеты. Астрономы на пирогах

Племя куку. Дикое племя подружилось с белым человеком с помощью конфеты. Астрономы на пирогах

Недавно был про похожее путешествие, а теперь скажу, с чего все вообще началось)

Итак, шел год 2009. Мы тихо-мирно катались на эндуриках по окрестным лесам, но однажды этого стало мало и было принято авантюрное решение - впервые в жизни проехаться на мотоциклах за пределами московской области.
В правах - только Б, опыта вождения мото - крайне мало, но желание есть, значит, едем.

Внезапные решения - самые правильные.
Поэтому мы с Кэпом взяли спальники, палатки, коврики, купили атлас дорог в союзпечати и погнали в путь.
Цель была - объехать вокруг Московскую область по всем соседним областям.

Выехали из Сергиева-Посада в сторону Переславля-Залесского. В связи с отсутствием нужной категории в правах и нежеланием общаться с ГИБДД, перед постом возле Щелканки, что в Переславле - уходим резко направо, через какие-то огороды, дачи и тропинки. Сильно пачкаем мотики и себя, но, переехав какую-то полузаброшенную железную дорогу,

И посетив разрушенную церковь (мы вообще решили посетить все интересное, что будет по пути),

Встречаем замечательный бродик на реке Кипс (или Трубеж, они там рядом), в котором отмываемся.

Прокатившись немного по асфальту, снова съезжаем в поля и мчим в сторону Юрьев-Польского.

В лесу встречаются интересные артефакты:

Потом где-то в чистом поле я ловлю гвоздь в заднее колесо (это талант), понимаю, что надо что-то делать, а в то время я еще не брал с собой запасные камеры. Ну ничего, дотаскиваю мотик до какой-то ближайшей навороченной фермы (где делают молочные продукты Ополье), а Кэп тем временем мотается по окрестностях в поисках шиномонтажа.

Снимаю колесо, вытаскиваю камеру, отдаю Кэпу, сам спокойно «загораю» на солнышке. Проще говоря, жарюсь в собственном соку)

Он тем временем, едет в город (а это 30км между прочим), там при помощи местных скутеристов, находит какой-то шиномонтаж, где мне заклеивают все, что надо. Как сказали ему местные, там гаишники особо злобные, так что я ставлю колесо и едем во Владимир, по объездной.

Во Владимире кушаем, немного хулиганим, прыгая по лесенкам, видим машину ДПС, они там что-то орут нам, но мы единогласно решаем, что общаться с ними как-то не желаем, спокойно сваливаем от них через бордюры и овраги в сторону какого-то соснового бора, и выезжаем из города.

Едем в Гусь-Хрустальный. Но опыта же нет, время рассчитывать не умеем, так что в город мы приезжаем поздно ночью.
Ночью город выглядит как призрак - никаких огней. Просто черная дыра с непонятными тенями. Никакого движения и жизни. Все просто вымерло. И туман, туман вокруг, и на дороге, и в городе.
Нашли гостиницу Мещера, заселились.

Утром, выглянув в окошко - поняли, попали на слет МЧС. Так вот что за народ гудел прошлой ночью))) Ну что же, хорошо)

Дороги там шикарные. Сосновый лес, песчаные тропинки - мы даже просто из принципа гнали по ним рядом с основной трассой.

Заехали за сувенирами в городок Символ, но ничего не купили, т.к. стекло несовместимо с покатушками на эндуро.
Зато сфотографировали всю эту красоту.

Заехали в Спас-Клепики, сфоткались возле самолета. Он мне очень живо напомнил Кубинку, воинскую часть, городок Прожекторный, и прочие тамошние окрестности.

Там вообще места хорошие. Есть где погонять.
Едем лесами в сторону Рязани.

Перед Рязанью опять съезжаем в поля, и мчим в полный газ. Дорожки хорошие.

В полях перед рязанью есть какие-то странные асфальтовые круги. Что это, я не знаю.
С разрешенной скоростью и мордой кирпичом проехали пост ДПС, никто там на нас внимания не обратил.

Перед въездом в город не удержались, и съехали к Оке.

В городе находим какую-то кафешку, неспешно кушаем, и снова валим дальше, в Михайлов.

Чем ближе к Михайлову, тем меньше лесов и больше полей, больше простора.
Где-то по пути встречаем местных мотоциклистов)

Возле Хавертово видим стеллу, посвященную погибшим войнам. Судя по всему, тут были очень жаркие бои с фашистами.

Затем я замечаю какую-то большую церковь вдалеке, и мы мчим к ней.

Выглядит очень величественно. И я замечаю, что вокруг церкви какие-то непонятные холмы. Оказывается, тут была раньше целая деревня, которая, видимо, была разрушена во время войны, и эти холмики - остатки домов.

Там же мы встретили каких-то готических туристов на машине, и девчонки в их составе начали громко мяукать))), увидев мой шлем (на нем аэрография в стиле кота Тома). Но я им даже не ответил, настолько был поражен громадностью и разрухой этого храма. В котором, кстати, по углам кто-то выкопал ямы. Вероятно, кладоискатели.

Еще там же мы встретили байкеров-туристов из Челябинска. И это были чуть ли не первые мотоциклисты за всю поездку.

В самом городе - нищета и разруха.

Но места красивые.

Перекусив в первой попавшейся кафешке (которая, судя по ценам - самый центр тамошней гламурной жизни), и погуляв по городу, отправились в гостиницу.

Единственную в городе. В которой, к нашему счастью, нашелся гараж. Потому что ставить мотики на улице я б там не решился. Уведут.

Утром нас ждала Тула.

По дороге к ней наслаждались пейзажами.

В самой Туле, мы, разумеется, были в кремле, в музее самоваров, пряников, оружия и прочего, но эти места относительно известны, так что много фоток не будет)

Разве что вот эта морская железяка меня поразила)

Дальше был долгий перегон до Калуги. Хотели заправиться, но перед заправкой паслись жирные гаишники, вид которых не вызвал во мне доверия, и мы проехали мимо. Кто же знал, что это последняя заправка до Калуги. По пути обгоняли дальнобойщиков, и ехали довольно быстро, на полном газу - думали, что будут еще заправки. Правда, один из дальнобое оказался козлом - долго не давал себя обогнать на пустой трассе, и когда я наконец раскочегарил свой 250сс моторчик, резко прибавил газу, при этом выталкивая меня на встречку. Что чуть было не стоило мне лобового столкновения с джипом. Правда, я на автомате просто взял еще левее и, не снижая скорости, просто объехал его по встречной обочине. Поле этого я решил, что 450сс мне мало, и поменял свое мнение о некоторых дальнобойщиках.

В итоге полного газа где-то за 10-15км до города я все-таки встал, пришлось покупать бензин а какой-то деревне у единственного там владельца современной машины. Он, конечно, загнул цену, но мне было пофиг - лишь бы доехать до города.

По пути мы опять заехали в какие-то развалины.

В которых опять были ямы по углам. Видимо, снова золото кто-то искал.

Вообще, нам очень много разрушенных церквей попалось по пути.

Там мы познакомились с Максом на пластике, который и провел нам экскурсию по городу.
Потусовались у танцующего фонтана, покатались по городу, и спокойно заночевали.

А утром нас ждали умывание в реке и постирушки вонючей экипировки)

Туда мы ехали фиг знает как, какими-то очередными полями, деревнями и коровниками)

Старая калужская дорога.

Переночевав у брата, который так удачно жил на нашем пути), мы поехали дальше.

Тверь нас совершенно не впечатлила, так что быстренько проскочили ее и направились дальше.
В деревне Рождествено нас встретил еще один мотопосадовец, Гриня (кстати, известный человек - уже не первый раз берет призовые места в ралли-рейдах, например, в том же Викинг-Ралли).

В каком-то одном месте, по-моему через реку Сестру, мы нашли висячий мост.

Так вот этот негодяй, не умея плавать - тем не менее поехал через него на мотоцикле. А не повез пешком, как все нормальные люди. Доски трещали и выгибались, но, к счастью, все обошлось.

И потом уже мы, неспешно, в полный газ, по грейдеру, прыгая на кочках и теряя вещи, втроем направились в Устье, что на берегу стоит. Где и заночевали в палатке. Наконец-то она пригодилась, в первый раз за все время.
После этого мы решили, что палатку больше не берем, если формат покатушки «мажорный» - по гостиницам и ресторанам.

Красотища там вечером. Тепло, тихо и спокойно.

А рано утром я встал, и пока эти два лентяя дрыхли, сварганил гречневую кашу по своему рецепту - на одну горсть крупы кладется одна банка тушенки. Как оказалось - это было именно то сочетание ингредиентов, которое пришлось всем по вкусу)

Ну а потом мы неспешно собрались, да и отправились паромом на другой берег.

А получилось у нас примерно вот так:

Общий пробег составил где-то 1700км.


Вариант 1

В этом варианте за ассоциативную основу была взята известная метафора «алмаз в пыли». Под этим образом понимается что-то очень ценное (как правило, в абстрактном смысле) в человеке или какой-то ситуации, явлении, чего люди не смогли (или не захотели) рассмотреть, увидеть.

Вступление ведущего игры: «Представьте, что ваша жизнь (как уже прожитая, так и предстоящая) – это своеобразный пыльный путь. Под пылью здесь можно понимать суету, многочисленные текущие дела, рутину, обязанности и т.п. (К сожалению, в жизни невозможно полностью избавиться от этой «пыли», выбирая исключительно «чистые» дороги. Хотя, стоит отметить, что с годами жизненный путь одного человека становится ещё более «пыльным», а жизненный путь другого, наоборот, очищается от противной «пыли»). Как вам кажется, какие «алмазы» вы пропустили, не заметив, в этой пыли? (Наверное, под «алмазами» здесь, в первую очередь, следует понимать определенные возможности). А какие «алмазы» вы хотите найти в пыли предстоящего пути? Что вы планируете сделать для того, чтобы не пропустить эти «алмазы», чтобы заметить их? ».

Участники могут высказываться вслух или письменно, оставаясь при этом в рамках предложенного образа. Также они могут нарисовать схематический образ своего «Пыльного пути», отметив в нем различными значками те самые «алмазы».

Игра может быть оценена, если сами участники согласятся с тем, что их суждения будут оцениваться. При оценке учитывается оригинальность, точность, развернутость, адекватность тех образов «алмазов» и «пыльных путей», которые были представлены участниками.

Вариант 2

В этом варианте обыгрывается ситуация, в которой участники игры – это узники какого-либо заколдованного замка (или ещё чего-нибудь в подобном роде), пытающиеся сбежать из него. Во время побега им необходимо крайне осторожно пройти мимо спящего дракона (или других стражников) по узкому коридору, покрытому мельчайшей пылью. Если шаги будут неосторожными, то поднявшаяся пыль попадет в ноздри одному из беглецов – он чихнет и разбудит дракона.

Итак, один из игроков должен пройти определенное (обозначенное ведущим игры) расстояние (например, от одной стены комнаты до другой стены). На вытянутой руке у него – колокольчик. При этом он может сделать только определенное количество шагов. Шаги должны быть максимально большими. Для этого ведущий должен заранее отмерить количество таких больших шагов.

Самым важным условием является осторожность. Если колокольчик зазвенел, то это значит, что «беглец» чихнул от поднявшейся пыли и разбудил дракона. Если это произошло, то все беглецы, уже прошедшие через «коридор», возвращаются обратно и снова пытаются сбежать из «замка».

Колокольчик не обязательно должен быть в руках у «беглеца». Колокольчик можно повесить: на козырек кепки, которую должен надевать каждый беглец (это может быть «шапка-невидимка»); на конце палки, которая лежит на плече у «беглеца» и т.п. Можно также использовать не один, а два колокольчика.

Также ведущий может специально делать так, чтобы колокольчик зазвенел. Для этого он может смешить «беглеца», неожиданно хлопать в ладоши, отвлекать его какими-либо словами и фразами и пр.

Многоступенчатый перекрёсток

Вступление ведущего: «Жизнь каждого человека – это путь. Если пути двух человек встретились, то это можно назвать перекрестком. На жизненных путях каждого из нас можно насчитать тысячи перекрестков. С некоторыми людьми (с их путями) наши пути пересекаются очень часто. При этом нередко наши пути пересекаются уже на другом уровне (чаще всего, более высоком), ведь развиваются как сами люди, так и отношения между ними. Наверняка, с теми людьми, которые находятся здесь, каждый из вас неоднократно пересекался и эти «перекрестки» каждый раз были на более высоком уровне. Вспомните вместе эти перекрестки и эти уровни, выделите и обсудите их, а также попробуйте представить, на каком уровне произойдет ваш следующий перекрёсток ».

Другими словами, ведущий предлагает участникам в парах (желательно, чтобы в этих парах были люди, имеющие достаточно длительный и разнообразный опыт общения друг с другом) обсудить (вспомнить) свои прошлые «перекрёстки» и проанализировать их по ступеням, уровням (как развивались отношения). То же самое можно проделать и по отношению к будущему. Необходимо, чтобы пары были сменными (например, по 5 минут в каждой паре, пары меняются тоже пять раз).

Самый последний период длительной джунгарско-казахе кой войны в соз] (ании казахского народа остался под названием «Шанды жорык» («Пыль-ш,1й поход»). На самом деле это был не поход, образно поднявший до небеспыльную бурю, а самый последний и крупный, самый тяжелый по жестоко­сти этап борьбы в истории войны с калмыками, где кровь лилась рекой и жертвы были неисчислимыми.

На протяжении полутора веков Калмыцкое ханство, возникшее в сере­дине XVII века на Волге, вело политику вражды по отношению к окружаю­щим тюркским народам, даже ко всему мусульманскому сообществу Вос­точной Европы. Оно полностью разогнало ногайцев, вытеснило башкир из родных земель, производило набеги на Дагестан и Кабарду, участвовало в войне против Крымского ханства и Османской империи, во все времена служило отрядом России, окончательно вставшей на путь экспансии. По­стоянно находились на грани срыва и взаимоотношения с восточным сосе­дом - Казахским ханством. Но после сокрушительного поражения от Сал-кам-Жангира в 1635 году на Урале калмыки прекратили набеги, хотя по мере своего усиления, когда были установлены связи с далекой Джунгари­ей, они вновь начали проявлять воинственный дух.

В середине XVIII века Джунгария была окончательно разгромлена Цин­ской империей, успокоились и волжские калмыки.

В одном из программных документов, раскрывающих суть политики царского правительства, выражена такая позиция: «Если калмыки окажут нам какое-либо сопротивление, надо натравить на них казахов и, наоборот, проявят казахи негативное отношение, следует направить туда калмыков и башкир, если они так будут давить друг на друга, мы подчиним их и без применения русской армии. Калмыков, башкир и казахов необходимо дер­жать только так, во взаимной вражде».

Это лишь одно проявление внешней политики России в Евразии. В этом плане она максимально использовала подданный себе калмыцкий народ. Хотя взамен не давала ему ничего.

С каждым днем возрастали потери и горе калмыцкого народа, тысячи молодых жигитов которого длительное время находились вдали от Родины, в походах, участвовали во всех войнах России.

Именно в этот период в сознании народа зародилась заветная мечта о возвращении на восток, в родную Джунгарию; распространился слух о том, что после истребления ойратов земли предков опустели и остались без хо­зяев. Лидеры народа тайджи Убачи и Цэрэн начали агитировать соплемен­ников совершить великое кочевье для возвращения волжских калмыков в Джунгарию.

Отчаявшись от повседневной невыносимой жизни, в надежде на луч­шую перспективу, калмыцкий народ осенью 1770 года решается на великое переселение.


Откочевка началась в начале января 1771 года.

Торгауты, составляющие основную часть калмыков, занимали левобе­режье Волги, то есть восточную часть; дурбуты и хошауты - правобережье. Когда начались тайные разговоры об откочевке, калмыки под разными пред­логами стали перебираться на левый берег реки, а оставшиеся ждали завет­ного сигнала. Однако 5 января, в день, на который было назначено начало мероприятия, ударил сильный мороз, потрескались льды Волги и из тре­щин пошла вода, в результате этого 11 198 семей не смогли перейти реку, присоединиться к великому кочевью и вынуждены были остаться в преде­лах России.

А численность тех кибиток, которым удалось своевременно перейти реку, составила в общей сложности 30 909. Это примерно 170-ISO тыс. человек. Внушительными были вооруженные силы - 40 тысяч воинов. Калмыцкое кочевье должно было пройти через казахскую территорию, другого пути не было.

Получив весть об откочевке волжских калмыков, русское правительство намеревалось огнем и мечом вернуть их обратно. Пока русскими властями была организована погоня, быстро двигавшиеся калмыки, уничтожая на пути отдельные воинские отряды, уже успели глубоко внедриться в казахские владения. Яицкие казаки отказались от опасного похода, войско генерала Траубенберга вернулось с полдороги и все это было преднамеренным дей­ствием.

Передвигаясь огромной массой, калмыки смяли несколько попавшихся на пути казахских аулов и ненадолго остановились на берегу р. Эмба. Стало известно, что они намерены перебраться через Иргиз и, идя вдоль Сарыар-ки, через Жетысу выйти к границам Джунгарии.

Узнав о приближении калмыков, хан Младшего жуза Нуралы оператив­но собрал войско и выступил им навстречу.

Первая битва состоялась на берегу р. Эмба. Убачи потерпел поражение и, отступая, послал Нуралы письмо о перемирии, в котором писал, что он вынужден бежать от русских на земли своих предков, поэтому просит пре­дотвратить кроеопролитие. В ответном послании Нуралы требовал очис­тить казахские земли, вернуться обратно.

Однако калмыкам трудно было возвращаться назад, поэтому Убачи ос­тавил без ответа требование Нуралы-хана. Калмыцкое кочевье, огибая Му-годжары и, по возможности, обходя густонаселенные казахами регио­ны, продолжало двигаться по первоначальному плану.

В весеннее половодье, соорудив плоты из камыша, беженцы с трудом перебрались через Тургай; у них сильно исхудали лошади, скот, да и люди изрядно устали. На их головы свалилось своего рода ответное жестокое «Актабан шұбырынды». Вслед за кочевьем с каждым днем все больше и боль­ше оставалось трупов умерших, обессилевших.

Конечно, нельзя представлять калмыцкое кочевье как некий беззащит­ный, бессильный табор. Со времен древних тюрков и монголов кочевые народы жили походной жизнью. Вооруженные силы волжских калмыков, как сказано выше, были достаточно мощными; они были закалены в боях в Крыму и на Кавказе, хорошо вооружены, имели богатый опыт ведения бо­евых действий; главной трудностью кочующего калмыцкого улуса была невозможность пройти этот огромный путь спокойно, да и направление конечной цели было известно противнику.

Начиная с марта, до середины лета, почти четыре месяца, калмыки дви­гались без остановки, с трудом отражая непрерывные атаки казахских от­рядов. К концу июня они полностью пересекли наискосок Сарыарку и при­близились к Балхашу, где сделали остановку на берегу р. Мойынты.

В этот момент большое войско казахов под предводительством Абылай-хана взяло врага в окружение. Общая численность казахских воинов сос­тавляла пятьдесят тысяч, отдельные дружины возглавляли Нуралы-хан, Адил-султан, Орус-султан.

Если до этого казахи наносили удары по вражескому кочевью в ходе встречных боев и с флангов, то теперь они планировали уничтожить его

Ощутив смертельную опасность создавшегося положения, калмыцкие правители отправили послов, в числе которых были семь самых авторитет­ных людей.

Калмыцкие послы по древней традиции слезли с коней на установлен­ном расстоянии от ханской ставки и пешком приблизились к Абылаю. «Ал-лажар! - обратились они к хану. - Мы передаем Вам приветствие Убачи и Цэрэна. Казахи и калмыки издревле родственные народы, нам нет смысла дальше воевать. Предлагаем мир. Поставим для Вас белую юрту, преподне­сем достойные дары и принимаем Ваше подданство. Нам больше идти неку­да, дайте нам землю для кочевья и будет весь калмыцкий народ одним из Ваших улусов под Вашей властью. Предлагаем восстановить древние род­ственные обычаи».

Для обсуждения предложений калмыцких послов Абылай-хан созвал военный совет. По дошедшим до нас отрывочным сведениям, мнение собравшихся разделилось надвое. Абылай был склонен полностью при­нять предложения посольства. Большая же группа полководцев заяви­ла, что договор ни к чему, надо использовать представлявшуюся воз­можность и пока калмыки в кулаке, следует уничтожить их окончатель­но. Один из героев борьбы против джунгар и китайцев в своем выступ­лении говорил: «Убачи и Цэрэн обвели вокруг пальца и русских, и ки­тайцев, обманут и тебя, мой хан».

Народные сказания и поздние исследования утверждают, что Абылай был обманут, позарился на богатые дары калмыков. На самом деле полити­ка Абылай-хана была намного глубже.

Опытный, закаленный в борьбе с внешними врагами полководец, вос­становивший Казахское ханство, мудрый политик Абылай-хан, после раз: грома Дурбун-Ойрата и вторжения в Джунгарию весной 1755 года маньч-журо-цинской армии теперь уже сам был заинтересован в укреплении дав­него врага. Он стремился препятствовать полному уничтожению ойратско-го народа, считал, что следует сохранить между Казахским ханством и мо­гущественной Китайской империей независимое, самостоятельное Джун-гарское государство, которое бы служило в будущем естественным шитом на востоке. Если раньше он прилагал все усилия для разгрома Джунгарии, то в новых условиях оказывал ей всяческую помощь. Но представители на­рода, на протяжении девяти поколений воевавшего с этим врагом, не согла­шались с мнением хана. Совет затянулся. Была объявлена трехдневная пе­редышка, в последний день которого был намечен обмен пленными и окон­чательное решение вопроса.

Убачи, видимо, с самого начала пошел на хитрость или понял, что после передышки все равно не будет мира и опередил события. На третьи сутки, посреди ночи, калмыки все до единого пошли в атаку. В результате силь­нейшего удара под покровом темной ночи они прорвали кольцо окруже­ния. Но нельзя сказать, что чрезвычайное решение Убачи и Цэрэна вывелокалмыцкий народ на верную дорогу. Отныне были перекрыты все пути к согласию, к заключению мира.

После битвы на Мойынты в июле 1771 года начался самый последний, завершающий этап в цепи событий «Пыльного похода».

Придя в себя после ночной внезапной атаки, наутро казахи вновь приве­ли в порядок боевые построения. Теперь война между ними и калмыками приняла затяжной, походный характер. Казахские дружины день и ночь пре­следовали врага, изматывая его, постепенно уничтожая боевые силы.

Калмыки планировали обойти Балхаш с западной пресноводной сторо­ны и, поднимаясь по р. Или, пройти в Джунгарию. Однако казахи не под­пускали их к воде. Калмыки, измученные жаждой, от полученных в беско­нечных битвах ран, гибли мучительной смертью, ежедневно сотнями и ты­сячами попадали в плен; только наиболее стойкая, хорошо вооруженная кучка людей, оставляя за собой пыльный туман, прошла через Кастек, Кас-келен, Кеген и Нарынкол и с огромным трудом достигла Джунгарии.

В ночной суматохе на Мойынты от калмыков откололась большая груп­па и ускользнула от внимания казахов. Возглавляемая Танжу-тайджи, эта группа двигалась по северным берегам Балхаша, некоторое время ее никто не беспокоил и члены этого кочевья несколько поправили свое положение. Однако казахи вскоре настигли и эту группу, которая уже успела пересечь реки Аягуз, Лепсы, Каратал и достичь Или. В результате беспощадной руб­ки спаслась лишь десятая часть калмыков. Они беспорядочно бежали вверх по Или и чудом добрались до китайских рубежей.

Но пройдя такой огромный кровавый путь и порой нечеловеческие ис­пытания, оставшиеся в живых калмыки попали в родной Джунгарии не в долгожданные объятия, а в ярмо рабства. Цинская администрация рассели­ла их в отдельные мелкие аулы и объявила своими подданными.

«Пыльный поход» еще раз продемонстрировал то, что вражда между на­родами никогда не приносит им лучшей доли. В результате непрерывной войны на протяжении шести месяцев, на пути от Урала до Джунгарии про­тяженностью в несколько тысяч километров был уничтожен последний очаг ойратско-калмыцкого народа. Кроме того, пал Дурбун-Ойрат, изрядно ос­лабевший от тяжелых ударов Казахского ханства под руководством Абы-лая, от внутренних противоречий, от борьбы за престол; его попытку вновь возродиться окончательно развеяло маиьчжуро-цинское вторжение. Таким образом, воинственные восточные калмыки численностью свыше одного миллиона человек оказались на грани уничтожения. В суровую зиму 1771 года также было истреблено 170-180 тысяч, то есть 31 тысяча кибиток кал­мыков, которые снялись с берегов Волги и направились в Джунгарию. Но туда добрались всего 15-20 тысяч человек, которые уже были не в состоя­нии зажить самостоятельной, независимой жизнью. Лишь по воле случая не сумевшие перебраться через Волгу в первый день откочевки 50-60 ты­сяч людей остались живы. Они как раз составляют нынешнюю автономную республику в составе России с населением 140 тысяч человек - самые пос­ледние остатки некогда мощного, грозного ойратского народа.

Не только предыдущая война с ойрат-калмыками на протяжении восьми-девяти поколений, но и даже победоносные битвы в ходе «пыльного по­хода» принесли казахскому народу неисчислимые бедствия и потери. Тыся­чи воинов погибли героической смертью, среди которых особо следует выделить две невосполнимые жертвы. Так, в одном из сражений «пыльного», точнее, кровавого похода погиб один из выдающихся казахских полковод­цев XVIII векаЖанатай-батыр - организатор многих побед в казахско-джун-гарской войне, самоотверженно боровшийся и против маньчжуро-китайцев. Говорят, когда Абылай-хану сообщили о гибели Жанатай-батыра, он пла­кал навзрыд, восклицая: «О, мой черный кинжал, который не нуждается м заточке!» Прогнав остатки джунгар за пределы казахских земель, с победой возвращался другой прославленный батыр - Баян, но прямо в пути он скон­чался от внезапной болезни. Его имя известно народу по произведениям Чокана Валиханова и поэме Магжана Жумабаева.

Батыры, священные имена которых приводятся в конкретных истори­ческих документах эпохи Абылая, встречаются в памятниках устного на­родного творчества, навечно сохранились в памяти народа. Это самые вы­дающиеся легендарные полководцы, которые в третьей четверти XVIII века разгромили Дурбун-Ойрат, храбро сражались с Маньнжуро-Цинской им­перией, разбили торгаутов, в непрерывной двадцатилетней войне возро­дили дух Алаша и дали в руки Абылай-хана бразды правления тремя жуза-ми, среди них: Каракерей Кабанбай, Муюзды Утеген, Нуралы-хан, Абул-феис-султан, Канжыгалы Богембай, Ералы-султан, Адил-султан, Орус-сул-тан, Жанатай, Баян, Малайсары, Олжабай, Керей Жаныбек, Шапырашты Наурызбай, Актамберды, Жапек, Бердыхожа, Тлеуке, Сагымбай, Кулеке, Жаугаш, Дат, Кокжарлы Барак, Кулашбек, Турсунбай, Нарбота, Кожабер-ген... Кроме них можно назвать имена Жабая, Сырымбета, Байгозы, Елчи-бека, Сары, Санкебая, Мамута, Молдабая, Тансыка, Оразымбета, Дерпса-лы, Раимбека, Чингожи, Айбаса, Жаназара и многих других.

Мудрость, самоотверженность, кровь, пролитая этими великими людь­ми способствовали направлению казахской истории в прежнее русло, по­вышению авторитета нации, определению ее будущего. В середине XVIII века Казахское государство, само существование которого в начале столе­тия стояло под вопросом, благодаря Абылай-хану пошло по пути возрож­дения, победоносно завершило двухсотлетнюю войну, да и после этого ус­пешно выдержало еще одно, более серьезное испытание.

Когда Абылай покинул этот мир, его орда уже достигла того духовного могущества, которое могло противостоять будущим историческим бурям, передать будущим поколениям достойную эстафету.

Папуа-Новая Гвинея – страна удивительная, ее можно назвать оазисом первобытной жизни: большинство племен, населяющих ее территорию, никогда не контактировали с внешним миром.

Однако установить контакт с некоторыми сообществами все же удавалось некоторым миссионерам, пишет Культурология .

Как шли на сближение с цивилизованными людьми представители племени куку-куку?

Куку-куку – древнейшее племя. Тысячелетиями представители этой народности жили небольшими группами, игнорируя (в новейшее время) любые попытки установления контакта. Когда в 1973 году государство Папуа-Новая Гвинея получило независимость, белые люди решили во что бы то ни стало узнать больше о местных аборигенах и приобщить их к благам цивилизации. Предпринималось много попыток образовательных миссий, но ни одна из них не увенчивалась успехом.

Племя куку-куку было одним из немногих, которое решилось на взаимодействие с белыми людьми, польстившись выгодой, которую сулило знакомство. Хотя «контакт» был установлен специфический: куку-куку согласились на примитивную торговлю с чужеземцами. Торговля представляла собой обмен товарами: аборигены приносили диковинные ракушки, а взамен за это получали соль, краски и предметы первой необходимости. Во время обмена стороны не встречались, туземцы оставляли товар на поляне вечером, а утром забирали полученный взамен скарб. Когда однажды белый человек остался в засаде, чтобы увидеть, как выглядят куку-куку, он тем самым подписал себе приговор: наутро его нашли мертвым.

Первый человек, которому все же удалось познакомиться с туземцами, – миссионер Поль Едидамо. Однако для этого он приложил немало усилий. Поль поселился в самом лесу, неподалеку от поселения куку-куку. Он построил дом и разбил огород, и стал ждать подходящего случая, чтобы каким-то образом встретиться с дикарями. Повод для встречи долго не представлялся, но Поль постоянно чувствовал, что за ним наблюдают из леса.

Местная красавица.

Когда плоды на огороде стали созревать, Поль вдруг заметил, что в одну из ночей его урожай попросту украли. Не было никаких сомнений в том, кто это сделал. Туземцы забрали только спелые овощи, и было очевидно: они вернуться за теми плодами, которые еще только дозревают. На следующую ночь Поль устроил засаду, оружия он не брал, но в его кармане был только фонарик. Около полуночи действительно появился мужчина, Поль тут же ослепил его лучом света. Расчет был верен: туземец опешил и стал, как вкопанный. Полю удалось кое-как успокоить его и жестами пригласить в дом. В доме Поль угостил туземца едой, тот попробовал не сразу. Наибольшие опасения у него вызвали конфеты, но, распробовав, мужчина вошел во вкус и съел целую горсть.

Стоит ли говорить, что на утро дом Поля был окружен дикарями. Все они хотели «бон-бон» (так туземцы назвали сладости), на радостях они опорожнили все запасы белого человека. С тех пор к Полю стали проникаться доверием. Ему удалось начать занятия с детьми куку-куку, рассказать им о правилах гигиены. Многих из них он научил английскому языку, и от них узнал некоторые сведения о жизни племени. Полю стало известно, что племя разделено на группы, и все они враждуют между собой.

Перед самым окончанием контракта к Полю пришли мужчины племени, неся маленькую девочку, привязанную к длинному шесту. Поль с содроганием взглянул на ребенка, он опасался, что аборигены решили ее съесть, поскольку она была из враждебного рода. Однако опасения были напрасны: куку-куку попросили своего белокожего друга угостить девочку конфетами. Они надеялись, что, распробовав сладость, она расскажет об этом соплеменникам, и те поменяют свой враждебный настрой. Было удивительно, что эти воины впервые задумались о мире, а поводом для этого стал тот самый «бон-бон».

Племя куку-куку – одно из немногих, с которыми цивилизованным людям удалось установить контакт. В Папуа-Новой Гвинее проживают и более кровожадные народности, попытка познакомиться с которыми может закончиться намного более плачевно.

О Джеймсе Куке мы узнали в первую очередь из песни Высоцкого, в которой есть сакраментальный вопрос: «За что аборигены съели Кука?». Они его не ели, на самом-то деле. А что же с ним случилось? Давайте разберемся.

Корабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 г. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами.

Кук обошел мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити.

Британский парламент обещал команде корабля, который сделает открытие — 20000 фунтов стерлингов — целое состояние по тем временам.

На рассвете 18 января 1778 г. Кук увидел землю: это были Гавайи. Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа острова Кауаи. На берегу собралась большая крикливая толпа гавайцев.

Одни утверждали, что паруса — это огромные морские скаты. Другие говорили, что мачты это растущие в океане деревья.

Шаман объявил, что корабли это алтари почитаемого ими бога Лоно. В конце концов правитель решил послать своих представителей на борт.

Когда они поднялись на корабль, то чуть не сошли с ума от возбуждения: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал.

Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери — Кинжал.

Команде требовались запасы воды и продовольствия, и Кук приказал лейтенанту Джону Вильямсону снарядить экспедицию на берег.

Позднее днем Кук решил сойти на берег самому и ходил посреди гавайцев безоружным. Те приветствовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).

Шаман пребывал в неуверенности: отнести иностранцев к богам или к простым смертным? В конце концов он решил устроить простую проверку: предложил чужеземцам женщин.

Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.

Толпы женщин расстроили Кука, знавшего, что многие на кораблях страдали венерическими заболеваниями. Он приказал всем больным оставаться на борту, но эта мера была безуспешной, т.к. женщин стали доставлять прямо на борт. Мало кто сомневается, что именно команда Кука занесла на Гавайи сифилис и гонорею.

Расходная книга корабля «Резолюшн» содержит имена 66 матросов из команды в 112, которые лечились от венерических болезней во время плавания.

Через год после визита Кука болезни распространились по всем островам и стали одной из главных причин резкого сокращения уровня рождаемости.

Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север искать северо-западный проход.

В конце ноября 1778 г. Кук вернулся на Гавайи. Именно там цепь несчастливых событий привела к его гибели. Обычно на других островах Кука встречали как главного вождя другого племени.

На Гавайях его приняли за бога Лоно. Древние легенды предсказывали, что Лоно вернется на плавучем острове. Оба визита Кука происходили в сезон праздника Лоно.

В течение семи недель Кук исследовал побережье островов, а затем стал на якорь в бухте Кеалакекуа самого большого острова Гавайи.

Выбор этой бухты еще больше убедил гавайцев в том, что Кук это воплощение бога Лоно, — по преданию, именно здесь Лоно видели в последний раз. Сотни гавайцев ринулись приветствовать возвращение Лоно. Они осыпали англичан всевозможными дарами, на борту постоянно находилось множество женщин.

Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками.

По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане были не боги, а простые смертные.

Т.к. чужестранцы обильно загружали суда продовольствием, гавайцы предполагали, что те покинули свою страну из-за голода.

Источник: newstyle-mag.com

Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды.

4 февраля 1779 г., через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан.

Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта «Резолюшн» дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал только одну удобную бухту неподалеку — Кеалакекуа.

Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что Каланиопуу наложил табу на всю бухту.

Такие табу были обычным явлением на Гавайях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.

Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил правитель и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже поменялось, первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой.

Источник: tambovodb.ru

На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка корабля «Дискавери» исчезла — гавайцам удалось украсть ее прямо из-под носа вахтенного матроса.

Кук был вне себя от ярости — эта шлюпка была лучшей из тех, которые были на борту. Он приказал блокировать бухту, чтобы ни одно каноэ не могло из нее выйти.

Кук взял двустволку, лейтенанта Филлипса и девятерых морских пехотинцев и отправился на берег встретиться с правителем Каланиопуу.

Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других местах: он пригласит правителя на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.

В семь утра Кук сотоварищи выбрались на берег; две шлюпки остались ждать у берега. Кук считал себя другом гавайцев, которому было нечего опасаться. Кук вошел в дом и заговорил о пропаже со стареющим правителем.

Как оказалось, тот ничего не знал о лодке, но Кук все равно решил привести свой план в исполнение и пригласил правителя провести день на борту корабля. Каланиопуу с удовольствием согласился.

Однако его жены и некоторые из вождей не хотели, чтобы правитель шел на корабль; толпа быстро росла.

В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов; гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести правителя на корабль не удастся.

Он поднялся и один пошел к лодке. В этот момент в возбужденную толпу вбежал гаваец и прокричал, что англичане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каноэ.

Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели плетеные доспехи, в руках появилось оружие. Один из воинов приблизился к Куку и замахнулся на него кинжалом. Кук взвел курок и выстрелил.

Пуля малого калибра застряла в защитной накидке воина. Тот триумфально обернулся к соплеменникам показать, что цел и невредим. Теперь даже самые робкие решили напасть на человека, которого они считали богом. По оценке одного из англичан, в то утро на берегу собралось от 22 до 32 тысяч вооруженных гавайцев.

Кук отступил к самой воде. Еще один воин с кинжалом напал на него. Кук поспешно выстрелил, но промахнулся и убил другого гавайца. Ударом приклада Филлипс сбил с ног одного нападавшего и застрелил другого.

К этому моменту пехотинцы выстроились в линию на берегу и дали залп по толпе. Экипаж в лодках также открыл огонь.

Новое на сайте

>

Самое популярное