Домой Розы Пыльный путь. Пыльный путь судьбы (джен). Обои на телефон

Пыльный путь. Пыльный путь судьбы (джен). Обои на телефон

Насколько соответствует истине история, показанная в фильме "Гладиатор"? Пришло также много писем с просьбами рассказать об императоре Коммоде. Раз уж вы, уважаемые читатели, так этого хотите, то вот краткая история царствования Коммода. Только должен сразу же вас предупредить, что история, показанная в фильме "Гладиатор", вымышлена, а некоторые обстоятельства правления Коммода - истинны.

Многие поздние историки упрекали императора Марка Аврелия в том, что он оставил империю такому порочному человеку, как его сын Коммод, которого часто изображают чудовищем с раннего детства. Но Марк Аврелий, якобы, во всем потакал своему сыну и не замечал его недостатков. Вряд ли дело обстояло так на самом деле. Да, Марк Аврелий сделал Коммода младшим императором еще в четырнадцатилетнем возрасте. Но император Юлиан, который был ближе к источникам и царской традиции утверждал, что Коммод никогда не проявлял никаких порочных наклонностей, пока не стал единственным правителем после смерти своего отца, да и то не сразу. От рождения он был скорее добродушным и слабовольным человеком, но ближайшее окружение после смерти отца быстро сумело развратить его безудержной лестью и потаканием его прихотям и слабостям.

В 180 году от Р.Х. умер император Марк Аврелий. Умер во время трудной войны с варварами накануне ее победоносного окончания. Коммод должен был заканчивать эту войну, но у него не было никакого желания выезжать к армии и подвергать себя трудностям походной жизни. Придворные льстецы всячески отговаривали его от этого. Напрасно полководцы торопили Коммода. Он не спешил, время для компании было упущено. Вместо войны он даровал варварам почетный мир, который вызвал радость в жителях Рима. Кроме того, Коммод обладал красивой внешностью, приятным обхождением с людьми и прочими добродетелями, которые вызвали взрыв восторга у народа при его въезде в Рим. Да и в первые три года своего правления Коммод пользовался уважением своих сограждан. Он пока сохранил администрацию своего отца, сам в управление государством особенно не вникал и не запятнал еще свои руки ничьей кровью. Он начал вести со своими друзьями развратный и разгульный образ жизни, но на согражданах это пока не сказывалось. До времени.

Я не буду давать подробной истории царствования Коммода, а расскажу лишь несколько наиболее интересных историй из этого времени. Не стоит упрекать меня в том, что некоторые из этих историй вы могли слышать в другой трактовке. Сохранилось несколько источников о правлении Коммода, в которых и изложены истории, которые я хочу предложить вашему вниманию. Но надо иметь в виду, что в этих источниках события совпадают лишь в главных чертах, а мелкие подробности событий и даже их причины очень значительно отличаются друг от друга.

Однако все сходятся на том, что перелом произошел после первого покушения на Коммода. Заговор был организован сестрой императора Луциллой, а его следы вели в сенат. Однажды вечером, когда император возвращался во дворец, подстерегавший его убийца бросился на него с мечом и крикнул:

"Вот что посылает тебе сенат!"

Но он был схвачен гвардейцами, сопровождавшими Коммода, и сразу же стал давать показания. Судя по источникам, он заложил всех, кого только смог. Префект преторианской гвардии Переннис, который в это время обладал почти всей полнотой власти при Коммоде, произвел массовые репрессии среди сенаторов, членов их семей и их окружения. Причем для осуждения часто бывало достаточно даже подозрения в причастности к заговору. С этого времени Коммод испытывал постоянный страх перед заговорами, а чувство ненависти к сенату сохранилось у него до конца жизни.

О Переннисе и его сыне, командовавшем иллирийскими легионами, историки пишут разное. Одни говорят, что Переннис был кровожадным честолюбцем и составил свое огромное состояние, репрессируя невинных и присваивая их имущество. После расправы с сенатом он, опираясь на преторианскую гвардию, якобы, организовал заговор для убийства Коммода и захвата власти. Другие пишут, что это был благороднейший человек, который заботился о благе государства и пострадал впоследствии невинно. Традиция говорит, что от британских легионов была послана к императору депутация в 1500 человек, которая должна была изложить ему жалобы на Перенниса. Суть этих жалоб осталась для нас неизвестной. Император выехал навстречу этой делегации из Рима, выслушал их претензии к Переннису, которые были поддержаны некоторыми людьми из свиты императора, заявлявшими, что Переннис добивается императорской власти. Судьба Перенниса была предрешена. Он вместе с сыновьями был выдан преторианским гвардейцам, которые после долгих пыток умертвили не только его, но убили и его двух сыновей, а также его жену и сестру.

С этих двух событий и начался тот шквал репрессий и казней, который обрушился на страну в царствование Коммода. Если для Перенниса у некоторых историков и нашлись добрые слова, то об его преемнике, вольноотпущеннике Клеандре, этого сказать уже нельзя. Основным принципом его правления была алчность. Он открыто торговал званиями сенатора, патриция, консула и других, причем отказаться было нельзя, так как человек сразу попадал в разряд подозреваемых со всеми вытекающими отсюда последствиями, а за покупаемые почести надо было отдавать большую часть своего состояния. Сохранилась шутка одного из современников описываемых здесь событий: лишившись всего своего имущества, он был сослан в сенат. А звание консула он сумел за один год продать 25(!) раз. Такого никогда не было ни до, ни даже после Клеандра. Чиновники по всему государству грабили народ и делились с Клеандром, не опасаясь последствий. Правосудие в большинстве случаев стало продажным. А богатый преступник мог не только добиться отмены справедливого приговора, но при желании мог подвергнуть наказанию обвинителей, свидетелей и даже судью. (Где-то еще мне уже встречались похожие нравы. А вы, уважаемые читатели, про такое не слышали?)

За три года своего правления Клеандр скопил огромные богатства. Причем он не забывал при удобном случае делать своему господину великолепные подарки, которыми тот бывал вполне удовлетворен. Кроме того, от имени императора он строил бани и другие общественные здания для народа. А император проводил время в грубом разврате и не желал ничего знать. К его услугам было около трехсот красивых женщин и примерно столько же мальчиков, а древние историки говорят, что не было таких способов разврата, которых бы не испробовал император. Но за стенами дворца зрело недовольство правлением Клеандра. Кроме того, стал сказываться и недостаток продовольствия, может быть созданный и искусственно врагами Клеандра. Волнения начались в цирке. Собравшийся народ стал шумно требовать смертной казни Клеандра. На подавление волнений были брошены войска, в том числе и конница. Появились убитые и раненые. Народ стал разбегаться из цирка, и огромная толпа уже собралась на улицах города. И когда конница зашла в тесные улицы, на нее обрушился с крыш град камней, черепицы и даже стрел. Конница отступила, а часть пехоты перешла на сторону восставших. Вооруженная толпа двинулась ко дворцу, но никто не решался доложить императору о волнениях, опасаясь за свою жизнь. Положение спасла наложница Марция. Она вбежала к императору и кратко рассказала ему о преступлениях Клеандра, о ярости народа и грозящей лично Коммоду опасности. Тут Коммод действовал быстро. Были немедленно убиты Клеандр и его сын, а голову Клеандра бросили в толпу, собравшуюся у императорского дворца. А ей, вроде бы, больше ничего и не надо было. Волнения быстро улеглись, а Коммод отменил большинство непопулярных распоряжений Клеандра и убрал его самых одиозных ставленников.

Обратимся теперь к той стороне жизни Коммода, которая вызывала наибольшее презрение у его современников и потомков и нашла широкое отражение в фильме "Гладиатор". Речь пойдет о травле диких зверей и боях гладиаторов, которыми император очень увлекался, а впоследствии и стал принимать личное участие в этих забавах. Коммод с детства отличался атлетическим сложением. Отец рано предоставил ему лучших наставников для развития силы духа и тела. Если к первым он не испытывал никакого интереса, то вторые нашли в нем самого прилежного ученика. Благодаря прекрасной координации движений он научился великолепно владеть мечом, луком и дротиком. Пока Коммод занимался травлей диких зверей в стенах дворца, он не терял уважения своего народа. Но, возгордившись от похвал своего окружения, Коммод велел именовать себя Римским Гераклом (сохранились отчеканенные медали с такими надписями) и решил выставить на всеобщее обозрение свое искусство. В цирке собиралась огромная толпа людей и рукоплесканиями встречала появление императора и его искусство в умерщвлении диких зверей. (Впрочем, были приняты меры предосторожности, чтобы он не мог, даже случайно, пострадать.) Убивались в больших количествах львы, слоны, носороги, страусы и прочие животные в огромных количествах. Однажды на арену выпустили сто львов, которых император убил ста стрелами или дротиками. Даже если это было и не так, в римские летописи внесли именно эти сведения.

Но всеобщее презрение Коммод заслужил, когда он стал выступать на арене в качестве гладиатора. Ведь согласно римским законам и обычаям эта профессия считалась самой позорной и подходящей только для рабов. Коммод выбрал для себя вооружение секутора, состоящее из меча, щита и шлема. Его противником бал ретиарий, вооруженный трезубцем и сетью. Коммод имел на арене за время своих выступлений 735 противников и во всех случаях оказался победителем. Странно было бы, если б имел место другой результат. Следует отметить, что на арене Коммод в большинстве случаев не убивал своих соперников, а удовлетворялся их ранениями. Однако Коммод часто устраивал подобные развлечения и в стенах дворца, а также в гладиаторских школах. Здесь его жертвы частенько прощались с жизнью.

(0192-12-31 ) (31 год)
Рим , Римская Империя Место погребения
  • Рим
Род Антонины Отец Марк Аврелий Мать Фаустина Младшая Супруга Бруттия Криспина Вероисповедание Древнеримская религия Коммод на Викискладе

Лу́ций Э́лий Авре́лий Ко́ммод (лат. ; 31 августа 161, Ланувий - 31 декабря 192, Рим) - римский император (Imperator Caesar Lucius Aelius Aurelius Commodus Antoninus Augustus , c 17 марта 180 года; в начале правления - Lucius Aelius Aurelius Commodus , до осени 180 года - Lucius Aurelius Commodus Caesar , в 180-190 годах - Marcus Aurelius Commodus Antoninus Augustus , с 191 года - Lucius Aelius Aurelius Commodus Augustus ), последний представитель династии Антонинов , сын Марка Аврелия и Фаустины Младшей . Почётные титулы: Цезарь (лат. Caesar ) с 12 октября 166 года, Германский Величайший (лат. Germanicus ) с 172 года, Сарматский Величайший (лат. Sarmaticus ) с 175 года, Отец отечества (Pater patriae) (с 177 года), Благочестивый (лат. Pius ) с 183 года, Британский Величайший (лат. Britannicus ) с 184 года, Счастливый (лат. Felix ) с 185 года, Отец Сената (Pater Senat) с 187 года, Непобедимый римский Геркулес (лат. Hercules Romanus invictus ) с 191 года. Консул (177, 179, 181, 183, 186, 190 и 192 гг.), 18-кратный трибун (в 176 году дважды - 27 ноября и 10 декабря, затем ежегодно 10 декабря).

Назван в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода . В 177 году провозглашён августом и соправителем. После смерти Марка Аврелия получил власть по наследству и стал единоличным императором.

Правление

Политическая деятельность

В момент смерти отца находился в войсках. Первым мероприятием стало успешное прекращение уже почти законченной войны с маркоманами и квадами (германцами). Возвратился в Рим, где немедленно устроил праздничные игры.

Политические интриги

Поскольку император жил в воображаемом мире, имея весьма специфическое представление о реальности, решение государственных вопросов оказалось в руках его фаворитов. Три года бразды правления держал сопрефект претория Тигидий Перенн. Он был особо непопулярен в Британских легионах, которые в конце концов потребовали от императора сместить всесильного сановника. Перенна обвинили в намерении занять трон, и по приказу Коммода он, вместе с женой и детьми, был убит преторианцами . После этого случая Коммод сделал нужные выводы, и командиры преторианцев стали меняться с головокружительной быстротой. Эта должность потеряла свою значимость. Всё стал решать императорский спальник - вольноотпущенник Клеандр , получивший исключительный титул «кинжал» (лат. a pugione ) [ ] . При нём расцвела невиданная ранее коррупция и торговля государственными должностями.

В 190 году противники Клеандра намеренно вызвали недостаток продовольствия в столице, а затем натравили на сановника толпу. Подавляя волнения, Клеандр применил армию, тогда рассвирепевший народ окружил императорский дворец и потребовал казни. Коммод, не колеблясь, выполнил требование, и волнения прекратились.

Убийство

1 января 193 года Коммод собирался отпраздновать своё вступление на пост консула и хотел прямо на церемонии появиться в гладиаторском облачении. Но этим планам не суждено было осуществиться. Новый префект претория Квинт Эмилий Лет, любовница императора Марция и управляющий двором вольноотпущенник Эклект приняли решение избавиться от неадекватного императора. Городской префект Пертинакс присоединился к заговору в обмен на обещание сделать его императором. Марция напоила Коммода отравленным вином. Яд не дал ожидаемого эффекта, и тогда императора задушил раб - атлет Нарцисс, с которым Коммод занимался борьбой. Это произошло как раз накануне планируемого императором праздника, 31 декабря.

Сенат одобрил этот поступок, немедленно объявив Коммода «врагом отечества». Разъярённые сенаторы и толпа потребовали тащить его тело крюком и сбросить в Тибр , а имя стереть со всех сооружений. Но Пертинакс не позволил это сделать. Тело в тайне от всех было захоронено в усыпальнице Адриана . Утвердившийся вскоре император Септимий Север назло сенату и для получения поддержки семьи Марка Аврелия причислил Коммода к богам, постановил праздновать его день рождения, бросил Нарцисса на съеденье львам . Данные действия Септимия Севера объясняются желанием закрепить «законность» своей династии - новый император объявил себя «сыном божественного Марка Аврелия и братом божественного Коммода», а своему старшему сыну Септимию Бассиану Каракалле дал новое имя Марк Аврелий Антонин - тем самым «переведя» в императорский род Антонинов.

Со свержением Коммода закончился период династии Антонинов . После его смерти последовал период, известный как Год пяти императоров .

Образ жизни

Сын Марка Аврелия был единственным из династии Антонинов, кому власть досталась не по усыновлению, а по кровному родству, но родство это, судя по телячьим мозгам и внешнему виду (бычья шея, маленькие, пылавшие злобой глазки), было сомнительным. Это был истинный сын Фаустины, скорее всего от одного из её любимцев, солдата или гладиатора.

Немировский А. И. История древнего мира. Античность. Том 2. М.: Владос, 2000. С. 247

Ещё при жизни Коммода, учитывая его страсть к гладиаторским боям, ходили слухи, что его настоящим отцом был некий гладиатор, с которым мать Коммода Фаустина развлекалась на одном из курортов . Фильм «Падение Римской империи » это обыгрывает: один из его героев - старый гладиатор, как выясняется в конце фильма, истинный отец Коммода.

Примечания

Ссылки

  • Русский перевод: Элий Лампридий. Коммод Антонин (пер. С. П. Кондратьева под ред. А. И. Доватура) (опубл. в кн.: Властелины Рима, М., Наука, 1992).
  • Аврелий Виктор О Цезарях

Коммод, сын Марка Аврелия и Фаустины Младшей, был «скорее гладиатором, чем императором» (АЖА, М. Ант. XIX).

«Говорили, что Марк Аврелий желал смерти сына, так как предвидел, что тот будет таким, каким он и оказался после смерти отца; он боялся, как он сам говорил, что сын будет подобен Тиберию, Калигуле и Домициану» (АЖА, М. Ант. XXVIII).

Коммод обладал красивой внешностью, стройной фигурой, большой физической силой и изумительной ловкостью. Этим исчерпывались его достоинства.


Коммод в образе Геракла. Мрамор. Рим. Капитолийские музеи


«Войну, которую отец его Марк Аврелий почти закончил, он прекратил, приняв требования врагов, и возвратился в Рим. Пьянствуя до рассвета и расточая средства Римской империи, он по вечерам таскался по кабакам и домам разврата. Для управления провинциями он посылал либо соучастников своих позорных похождений, либо людей, рекомендованных этими соучастниками. Сенату он стал до такой степени ненавистен, что и сам, в свою очередь, начал жестоко свирепствовать на погибель этому великому сословию и из презренного превратился в страшного» (АЖА, Комм. III).

При Коммоде в Риме за деньги продавалось все: судебные решения, смертные приговоры, помилования, административные должности и даже провинции (см. АЖА, Комм. XIV).

Коммод, вступив на путь умопомрачительной распущенности, сам провозгласил себя римским Геркулесом, повелел водрузить в Риме статуи, изображающие его в виде Геркулеса в шкуре льва, и приносить ему жертвы как богу, а город Рим надумал переименовать в город Коммода (см. АЖА, Комм. VIII-IX).

Коммод был первым императором, который вышел на арену амфитеатра как борец с дикими зверями и как гладиатор. Об этих неслыханных в римской истории деяниях Геродиан рассказывает:

«Коммод, уже не сдерживая себя, принял участие в публичных зрелищах, дав обещание собственной рукой убить всех зверей и сразиться в единоборстве с мужественнейшими из юношей. Молва об этом распространилась, и со всей Италии и из соседних провинций спешили люди, чтобы посмотреть на то, чего они раньше не видели и о чем не слыхали. Ведь толковали о меткости его руки и о том, что он, бросая копье и пуская стрелу, никогда не промахивается.

Когда же наступил день зрелищ, амфитеатр заполнился зрителями; для Коммода была устроена ограда в виде кольца, чтобы он не подвергался опасности, сражаясь со зверями лицом к лицу, а бросал бы копье сверху, из безопасного места, выказывая больше меткости, чем смелости». Всех зверей он поражал копьем или дротиком с первого удара. «Наконец, когда из подземелий амфитеатра была одновременно выпущена сотня львов, он убил их всех таким же количеством дротиков – трупы их лежали долго, так что все спокойно пересчитали их и не обнаружили лишнего дротика.

До этих пор, хотя его поступки и не соответствовали императорскому положению, однако в них было благодаря мужеству и меткости нечто приятное для простого народа; когда же он обнаженный вышел на арену амфитеатра и, взяв оружие, начал сражаться как гладиатор, тогда уже народ с неодобрением посмотрел на это зрелище – благородный римский император, после стольких трофеев отца и предков, не против варваров берет в руки оружие, подобающее римской власти, но глумится над своим достоинством, принимая позорнейший и постыдный вид. Вступая в единоборство, он легко одолевал противников, и дело доходило до ранений, так как все поддавались ему, думая о нем как об императоре, а не как о гладиаторе.

Дошел он до такого безумия, что не захотел больше жить в императорском дворце, но пожелал переселиться в казарму гладиаторов. Себя он повелел называть уже не Геркулесом, а именем одного знаменитого гладиатора, недавно скончавшегося» (Гер. I, 15).

По свидетельству биографа Коммода, он выступал на арене как гладиатор 735 раз.

«Диких же зверей он убил собственной рукой много тысяч, в том числе убивал и слонов. И все это он часто проделывал на глазах у римского народа. При избиении зверей он проявлял необыкновенную силу, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой нумидийской козы и убивая с первого удара много тысяч громадных зверей» (АЖА, Комм. XI-XIII).

31 декабря 192 г. Коммод был убит в результате заговора, организованного его любовницей Марцией и начальником его охраны Квинтом Эмилием Летом.

Рим возликовал, сенат приказал разбить статуи Коммода и уничтожить его имя.

Славная династия Антонинов пришла к бесславному концу.

Конец Антонинов совпал с концом благополучия Римской империи.

Роковой порок заключался в том, что Рим всегда шел вширь, а не вглубь; он шел по пути экстенсификации, жил за счет все более и более широкого ограбления других народов, а не за счет совершенствования внутренних ресурсов; древним римлянам просто не приходило в голову, что можно идти по пути интенсификации, по пути научно-технического прогресса – в этом заключалась их историческая ограниченность, у них наука не сомкнулась с производством, ибо этому воспрепятствовало рабовладение. Раб мог работать добросовестно, так как ему было выгодно заслужить милость хозяина, но беда состояла в том, что хозяину невыгодно было вкладывать большие средства в техническое усовершенствование производства, поскольку проще и дешевле было его расширять за счет увеличения числа рабов, огромные партии которых постоянно доставляли победоносные войны: не наука питала античное производство, а война.

Экстенсификация Римской империи достигла предела в начале II в. н. э. – последняя, 36-я провинция (Дакия) была образована в 107 г.; обращенная в 115 г. в провинцию Армения перестала быть ею и получила самостоятельность после смерти Траяна в 117 г. Завоеванные территории были столь обширны, что двигаться дальше Рим уже физически не мог. Со времени правления Адриана утвердилась политика мирного существования, а при его преемниках римлянам пришлось вести даже оборонительные войны.

С прекращением победоносных войн заметно сократился приток рабов. К концу II в. численность рабов естественно сократилась, и рабовладельческий способ производства, лишенный питательной силы, вступил в период безнадежного кризиса.

Неблагополучие в экономике повлекло за собой кризис в идеологии и внутриполитическую неустойчивость – настоящий императорский галоп (до Коммода во II в. царствовало 5 императоров, а после него и в III в. на троне перебывало 57 человек); все это пагубно сказалось на боеспособности империи.

Все древние государства двигались по пути экстенсификации, становясь в конечном итоге добычей более сильного соперника. Уникальность Рима заключается в том, что он прошел самый длинный путь экстенсификации, захлебнулся на этом пути и вступил в тяжкий и долгий период самораспада. Никакие внешние силы не могли сокрушить античный Рим; в конечном итоге его погубили милитаризм и рабство.

Новое на сайте

>

Самое популярное