Домой Комнатные цветы Сказки придуманные школьниками про русский язык. О русском языке (сказка). Язычок пошел домой

Сказки придуманные школьниками про русский язык. О русском языке (сказка). Язычок пошел домой

Сказка про русский язык.

В одной стране Грамотландии, на земле Сказландии, которую на карте не найдешь, жили-были маленькие человечки - словики. Они ни чем не отличались от обычных людей, разве что своим возрастом: в этой стране не было ни бабушек, ни дедушек, ни пап, ни мам, там жили одни дети. Присматривали за ними Буквы Алфавита, но дети их не видели. Тут надо отметить, что Буквы в этой сказочной стране были наравне с земными ангелами: они оберегали словиков от неприятностей и всевозможных ошибок. Человечки их никогда не видели, хотя знали об их существовании и очень верили в них. Связь между словиками и Буквами поддерживали Звуки. Они в Грамотландии занимали все руководящие должности и заменяли словикам родителей, ведь кто-то же должен был им помогать в их нелегкой сказочной жизни? Когда дети переставали слушаться Звуков, то те обращались на помощь к Буквам Алфавита. Они шли в Храм Правил и открывали там великую книгу мудрости и знаний – Азбуку. Именно она помогала находить жителям Грамотландии мудрые решения, потому у них никогда не было ссор и разногласий. Как только Звуки перешагивали порог Храма Правил, Буквы собирались в большом зале Правописания и снимали свои шапочки-невидимки. Выслушав просьбу Звуков и посовещавшись между собой, они записывали свое решение в Дневнике руководства. Ослушаться решение Букв для Звуков было подобно смерти, потому решение последних никогда не оспаривалось. Но такие казусы со словиками случались крайне редко, потому Азбука чаще всего одиноко лежала в своем Храме.
Обо всех новшествах, происходящих в других странах, словики узнавали от страноходов, одного очень небольшого и необычного народа, призванием которого было ходить по городам и странам великой земли Сказландии. Так, однажды, до них дошли легенды о компьютере, невиданной машине, заменившей конверты, счетные палочки и прочую ручную работу. Они решили, во чтобы-то ни стало, заполучить эту невидаль в свою страну.
Обычный распорядок дня маленького человечка большим разнообразием не отличался:
7.00 – подъем;
7.10 – утренняя зарядка;
7. 35 – завтрак;
8.00 – занятия в школе Ума;
13.00 – обед;
14.00 – 18.00 – личное свободное время;
18.00 – ужин;
19.00 – подготовка к урокам (или домашнее задание)
22.00 – отбой.
Словики были очень дружный и воспитанный народец, хотя, как и все дети, любили пошалить. Самыми популярными играми у них были словесные войнушки и догонялки. Питались словики цветочной пыльцой. Зимы у них не было, потому цветы росли круглый год. Словики, как и люди, делились на мальчиков и девочек. Причем, если девочки были только кудрявые, то у мальчиков волосы торчали в разные стороны, как у ёжиков. Ростом словики были с человеческую ладошку. Человечки практически никогда не грустили: трудно было даже представить словика, рыдающего крокодильими слезами. Их лица всегда украшала лучезарная улыбка, из которой весело выглядывали два верхних передних зуба. Носик кнопкой, вечно розовые щечки и неизменный в мелкую полоску синий комбинезончик дополняли образ рядового словика. Жили словики в небольших теремках по два-три человечка, причем у каждого были в домике свои обязанности, и не дай Бог, если кто-то их не выполнит: с этого словика тут же снимался синий комбинезончик и одевался белый. Такого словика на прогулках другие человечки избегали и сторонились, поскольку непослушание – это был наиглавнейший грех.
Вот наступил день, когда компьютер достиг и словиков. По этому поводу маленькие человечки устроили самый настоящий карнавал, переодевшись в буквы алфавита. Каждый человечек в этот день хотел стать особенным: один распевал гимны букве «А», другой вышагивал только буквой «Г», третий весь свой костюм украсил буквой «Ж». Ох, и оторвались же в этот день жители Грамотландии! Если бы они, конечно, знали, чем в итоге для них обернется появление компьютера, то они бы непременно изгнали его из своей страны, но будущее никому из нас неведомо.
Естественно, с появлением компьютера жизнь человечков очень сильно изменилась: им больше не надо было больше делать уроки, просить помощь у соседей, даже читать стало занятием необязательным. Теперь за них все делала техника. Обленились словики. Если кто-то среди них продолжал писать от руки, то он тут же становился всеобщим посмешищем:
- Черточка, ты что, до сих пор рефераты от руки пишешь? – возвращаясь, после обеда со школы Ума по проспекту Риторики удивилась Точечка.
- У меня компьютера нет.
- Как, у тебя до сих пор нет компьютера? – покатившись от смеха на диван, захохотала ее подружка Точечка.
- Просто в нашем магазине «Тетрадка» они закончились, послезавтра обещали привезти.
- Бедняжка, пошли ко мне. Ну, не будешь же ты ручкой буквы выписывать? Кстати, компьютер и ошибки в тексте сразу проверяет, так что покупай не раздумывая.
Такие разговоры стали для человечков страны Грамотландии настолько привычными, что они даже записки друг другу только через скайп стали писать. Обиделись тогда на них Буквы и собрались в зале Правописания на всеобщее собрание, пригласив в качестве понятых Звуки.
- Доколе мы терпеть такое безобразие будем? – начала свою речь самая главная Буква «А», - Совсем нас словики уважать перестали! Грамоту забыли, на пунктуацию наплевали, имена свои – и то с ошибками на клавиатуре теперь набирают.
- Нельзя такое больше терпеть, граждане Буквы, - поддержала ее другая Буква «З», - они нас с Буквой «С» ни в грош не ставят, постоянно путают, а если уважаемые Звуки это им замечают, то те еще больше пакостничать начинают.
- Предлагаю объявить им байкот! Как меня можно спутать с «Ш»? Это чистейшее хамство! - громогласно предложила Буква «Ж».
- Правильно, вы просто читаете наши мысли, - дружно закивали своими головками «В» и «Ф», - только байкот, иначе эти безобразники окончательно все грани между нами сотрут!
Постановили своим собранием Буквы, что они уходят от словиков, что будут лучше скитаться по Сказляндии в поисках более благодарного государства. Забрали они свою Азбуку и отправились в дальний путь.
- Я призываю вас к спокойствию и книжной мудрости, - провозгласила всем уходящим за ворота, Буква «Я», - и да пусть не покинут нас Звуки в этот трудный для нас час!

Ушли Буквы. Опустел Храм Правил без Азбуки. Потерялись Звуки без центрального управления. Зачахла, в бездействии Грамотландия. Словики, без всякого управления извне, вообще перестали выходить на улицы, а просиживали целыми днями за компьютером. Звуки, без работы и ежедневных упражнений, окончательно спутались и обленились. Теперь все чаще на улицах города вместо «Доброе утро» можно было услышать «как скайп?» Даже свои имена словики стали произносить сокращенно, чтоб не отнимать у компьютера лишнее время:
- Чер, ты че не онлайн?
- Вирус поймала, Тир, у тя Каспер паленый есть?
- Есть, взломаем – неча делать!
Такие разговоры, временами, доводили Звуки до умопомешательства. Изуродованная речь человечков доводила их до истерики.
- Коллеги, я больше так не могу! – взмолился самым первым гласный Звук «А», - скоро между мной и господином Звуком «О» вообще различия исчезнут! Они же нас ни в грош теперь не ставят.
- Да не нужны мы им, господа Звуки, не нужны! Им теперь во всем компьютер помогает, он же все за них решает, - возмутился Звук «Д».
- Правильно, зачем им теперь имея навороченную технику знания самостоятельно добывать? Они, вон, даже к Богине Орфографии в храм Русского языка дорогу забыли! А ведь раньше, бывало, каждую свободную минутку туда бегали, правила ей начитывали, - подал свой голос Звук «Т».
- Скажешь тоже, брат, бегали! Когда это было! За них теперь все правила одна мудреная программа решает и читает, - перебил «Т» Звук «Д».
- А речь, вы слышали их речь? Это… это просто возмутительно! Разве этому мы их учили? – чуть не плача, поддержал разговор Звук «О».
- К какому решению придем, господа Звуки? – загрохотал Звук «Р» - или будем покорно ждать своей смерти?
- Полностью поддерживаю Вас, уважаемая «Р», - закивал головой Звук «А», - наше теперешнее забвение хуже смерти! Звуки путают, слова коверкают, учиться не хотят, только знай себе, играют целыми днями за своими компьютерами.
- Раньше носить белый комбинезон было позором, а теперь? Они абсолютно перестали заниматься домашним хозяйством, нацепили на себя все белое и хохочут над теми счастливчиками, кто сохранил свою честь синего комбинезона.
- О чем вы говорите, мадам «К», какие белые? Они же все от их лени серые стали, - ворчливо вмешался в беседу «Г».
- Я предлагаю, последовать Буквам и покинуть стены нашей Грамотландии! Не позволим портить словикам нашу честь и имя. Коли они не хотят следовать заветам Великой звезды Мудрости, то пусть живут теперь во мраке, без всякого луча Знаний.
- Правильно!
- Дело «Я» говорит!
- Немедленно покидаем этот проклятый город.
Так, решив на общем собрании, Звуки отправились в путь вслед за Буквами. Поначалу, словики не сразу поняли, чем это им в будущем грозит, а лишь показывали языки и строили рожицы вслед уходящим за городские ворота Звукам:
- Идите, идите!
- Скатертью дорожка!
- Достали со своими правилами!
- Ха, если у нас есть компьютер, то зачем тогда книги?
- Пусть теперь дураки учатся.
Такие обидные слова летели со всех сторон Звукам в спины. Плакали Звуки. Тяжело им было уходить из Грамотландии, но делать нечего. Пошли они, по узким нехоженым тропкам Сказландии, в след за Буквами в горы Архивов. Там, на самом высоком пике «Истории письменности», устроились они тесными рядами на гранитовых полатях, вспоминая украдкой счастливые дни.

Много ли, мало ли прошло с тех пор времени – то нам не ведомо, но опустела без царства Звуков и Букв Грамотландия. По началу маленькие человечки очень радовались своей свободе: ни школы, ни работы, ни старших, но постепенно их речь стала исчезать, а улыбка стала сменяться гримасой скорби. Да и чему им было теперь радоваться? Компьютеры стали ломаться, а без знаний и грамоты починить их они не могли. Да и какая речь может быть без звуков? Лишь единицы могли теперь между собой разговаривать, да и то, половина слов им стала недоступна. Собрались словики на центральной площади Чтения, что возле банка Правил, на всеобщее собрание:
- Человечки, - обратился к остальным один из тех. кто умудрился сохранить остатки своей речи, - нам надо срочно вернуть Звуки и Буквы.
- Угу!
- М-м-м!
- Га!
- Та!
Понеслись со всех сторон радостные восклицания.
- Поднимите руки те, кто еще, кроме меня, не забыл буквы и звуки?
Лишь три руки протянулось в ответ из толпы.
- На вас вся надежда, друзья! Только мы четверо можем спасти нашу страну Грамотландию от верной погибели. Пойдемте, поднимемся в зал Правописания, раскроем наш Дневник руководства, может быть, удастся нам в нем разгадать, куда ушли Буквы и Звуки?
Так они и поступили. Но тщетны были их старания. Ничего, кроме устава своего города они там не нашли.
- Надо идти за ворота, - грустно промолвила девочка Ударение.
- Другого пути нет, - согласился мальчик Вопрос.
- Что же станет со всеми нами, если мы не сможем найти Звуки и Буквы? – заплакала Строка.
- Мы должны их найти, в наших руках сейчас судьба всей Грамотландии, - подытожил Титр.
Собрав небольшой узелок с провизией, отправились они путь. Провожать их к воротам вышли все словики.
Долог ли, короток ли был их путь, сказать нельзя, но вышли они через три дня к огромным мрачным горам.
- Что это за горы? – спросил остальных Вопрос?
- Не знаем, - дружно ответили Титр, Ударение и Строка.
- Смотрите, смотрите: движущиеся корни! – крикнула Строка друзьям, показывая пальчиком на причудливые и переплетенные ветки, самостоятельно вышагивающие им на встречу.
- Я не корень, я Иероглиф!
- Кто-то? – удивились маленькие человечки, впервые услышав это слово.
- Иероглиф, моя история стара, как стара сама письменность.
- А как вы связаны с письмом? Ведь вы же не буква? Таких букв не бывает.
- Бывает, например в Китае. А вы, кто вы и с чем пожаловали к нам в горы Архивов?
- Мы словики из страны Грамотландии. Мы ищем свои пропавшие Буквы и Звуки.
- Как же они у вас пропали? Их кто-то украл?
- Нет, мы сами их выгнали, - заплакали маленькие человечки, - мы очень дружно жили, ходили в школу, учили правила, но тут в нашу страну пришел компьютер. С его приходом мы забросили свои учебники и тетрадки, перестали слушать Звуки и они от нас ушли.
Опустив свои некогда солнечно-желтые головки, словики горько заплакали.
- Как, - всплеснул своими палочками Иероглиф, - вы решили, что какая-то груда железа важнее Грамоты? Так ее же создают люди, такие же, как и вы, человечки, только из страны Технорона.
- Пожалуйста, помогите нам вернуть наши Звуки и Буквы, без них Грамотландия не выживет, - взмолился мальчик Вопрос.
- Мы единственные, со всего нашего города, кто не растерял свою речь, остальные словики без помощи Звуков полностью онемели, - еще сильнее захныкала девочка Ударение.
- Хорошо, я помогу вашему горю, но взбираться на пик «Истории письменности» вам придется самостоятельно.
- Мы все сделаем, все исправим, - тут же захлопали в ладоши счастливые словики.
- Тогда слушайте меня внимательно: идите за Берестой и каждые полчаса вспоминайте забытые вами правила. Коли не вспомните – не будет вам дороги ни назад, ни вперед, сгинете в пропасти Ошибок. Подумайте хорошенько, готовы ли вы рискнуть своей жизнью во имя спасения своего народа?
- Да, да, да, - дружно закричали человечки, - веди нас к Бересте.
Тут к ним подошла узенькая тоненькая полоска:
- Идите за мной и не оглядывайтесь.
- Ребята, мы должны справиться с этим заданием, пути назад нам не будет, - решительно произнес Титр, при этом словики взяли друг друга за руки и, встав полукругом, произнесли следующее: «ученье – свет, а не ученье – тьма, цвети веками Грамотландия».
Трудно дался словикам поход по горным тропкам, тяжело было им вспоминать забытые в праздности правила письменности, но делать было не чего.
- Жи-ши пиши с буквой «и», - выпалил свое первое правило Вопрос.
- Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам, - добавила Ударение.
- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую, – захлопал в ладоши Титр.
- В сочетаниях ча – ща пишется буква «а», - чуть подумав, произнесла Строка.
И так они повторяли забытую за компьютером грамоту каждые полчаса. К концу вечера пот лился по их круглым щечкам, а до вершины еще было далеко:
- Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, - устало вымолвил Титр.
- Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед «ся» буква «ь» не пишется, – вытирая потный лоб, сказала Строка.
- «Не» с существительными пишется слитно, если слово не употребляется без «не», - речитативом прочитал Вопрос.
- А раздельно – ели есть или подразумевается противопоставление, - добавило Ударение.
Всю ночь и все утро, с небольшими остановками поднимались словики за Берестой. И только к вечеру следующего дня достигли они вершины пика «История письменности». Обессиленные, повалились они возле квадратного отверстия, уходящего своими стенами вглубь самой горы. На шум выглянули из отверстия встревоженные Звуки и Буквы:
- Словики? Вы чего здесь делаете?
- Вернитесь, пожалуйста, в нашу Грамотландию.
- Простите нам нашу лень и невежество.
- Без вас, мы не можем ни читать, ни писать, ни даже говорить.
- Мы даже не представляли, что грамота настолько важна и влиятельна.
Пожалели их Буквы и Звуки, вернулись они в стены страны Грамотландии. И снова замельтешили по городским улицам шапки-невидимки мудрых Букв, как и прежде, стали собираться Звуки в зале Правописания, опять заспешили маленькие человечки в своих опрятных синих комбинезончиках в школу. Сам компьютер, виновник всей этой сказочной истории земли Сказландии, на городском собрании решили оставить, но выделить ему в сутках не более трех часов. С тех пор страна Грамотландия только процветает и разрастается, а эту страшную историю словики передают друг другу в назидание из поколения в поколение. Если когда-нибудь решитесь посетить эту страну, не забудьте прихватить с собой книжку-малышку, маленькие человечки непременно оценят этот подарок, но ни за что не упоминайте при них этой истории, они этого не любят вспоминать. Давайте и мы сейчас не станем их беспокоить и закроем их сказочные ворота до новых встреч.
(28.10.13)

Слайд 2

Слайд 3

Сказка о ударении

Собрались однажды все слова русского языка и стали хвастаться: - Все у нас есть - гласные и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовем и сами обо всем скажем. Ничего нам больше не надо! Услышало эти слова Ударение и возмутилось: - Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будете?! - Подумаешь, важность какая - Ударение! И без тебя обойдемся! - еще больше расхвастались слова. - Ах, так! - рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило оно к слову “крУжки”. А оно только что в крУжки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружкИ всю воду расплескали, всех обрызгали. - Ах, что мы наделали! Ах, простите, мы нечаянно! А Ударение смеется:

Слайд 4

Сказка о ударении

Погодите, вы еще не то сделаете,- и подбежало к слову “потОпать”. А слово “потОпать” хотело ногами потОпать, но вдруг стало потопАть. - Караул! - кричит.- Тону! ПотопАю! А Ударение уже к слову “разделИ” направилось. Слово “разделИ” хотело что-то на всех разделИть, как вдруг что-то с ним случилось. - Помогите! - кричит.- Меня совсем раздЕли! Замерзаю! А слово “заплачУ” хотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало: - Ах, я сейчас заплАчу! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его в наше общество! - Просим! Просим! -закричали хором все слова. - То-то! - сказало Ударение и вернуло все на свои места. С тех пор дружно стали жить слова с Ударением, а Ударение стало помогать им точно выражать смысл каждого слова.

Слайд 5

Слово сочетания чу-щу-жи-ши-ча-ща

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧУ-ЩУ –ЖИ-ШИ –ЧА-ЩА

Слайд 6

Сказка о русском языке

В некотором царстве, в некотором государстве в семье Славянских языков жил-был царь Древнерусский язык, и было у него 3 сына: Русский, Украинский и Белорусский языки. Позвал однажды царь своих сыновей и говорит им: - Дети мои, вы теперь все взрослые. Идите по белу свету и счастье свое ищите.Вышли братья во чисто поле и разошлись в разные стороны. Русский язык пошел в Москву да так там и остался. Сдружился Русский язык с Польским, Болгарским языками и взял у них много слов. С разными людьми знался Русский язык: с Ломоносовым, Карамзиным, Державиным, а особенно с Пушкиным. Во многом перерос он своих братьев и сильно возмужал. Стал одним из красивейших языков мира. На нем заговорили более 250 миллионов человек. Стал Русский язык великим и могучим, и слава о нем разнеслась по всему белому свету. Да и живет-здравствует этот язык по сей день и дарит людям ясный свет души своей и теплоту горячего своего сердца.

Слайд 7

звуки

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их

Слайд 8

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Слайд 9

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…Кашлянули:-Кх!Чихнули:Пчх!Зачем то позвали кошку:-Кс, кс, кс!И заскучали….Вдруг:-Тсс!Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.Они плакали, как малые дети:-Уа! Уа!Аукали:-Ау! Ау!

Слайд 10

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):-БДМ ВСГД ВМСТ!И услышали радостное, но тоже невнятное:-У-Е-Е-А-Е-Е!Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!И с тех пор больше никогда не разлучались.Парад букв Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть

Слайд 11

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Посмотреть все слайды

Сборник грамматических сказок для начальной школы

Носкова Наталья Юрьевна
Описание. Предлагаю Вашему вниманию грамматические сказки, собранные мной в «Сборник грамматических сказок» для использования на уроках русского языка. Данный материал будет полезен учителям начальной школы. В сборник помещены такие грамматические сказки «Скорая помощь», «Две сестры», «Две принцессы», «Однажды Орфография…», «Добрый суффикс», «Суффикс-фантазёр», «Котик и бантик», «Сказка-шутка», «Предки», «Ударные и безударные», «Сказка о приставке и окончании», «Сказка о существительных с шипящими на конце (ж, ш, ч,щ), «Сказка о падеже», «Сказка о звонких и глухих согласных», «Сказка о букве ч», «Сказка о разделительных Ь и Ъ знаках».
Назначение. Материал поможет учителю разнообразить урок, а учащимся овладеть знаниями, изучаемых по программе русского языка орфограмм.
Цель: оказание помощи учителю в подборе материала к урокам.
Задачи: - ориентировать педагогов на использование грамматических сказок
- облегчить учащимся запоминание орфограмм с помощью сказок
- способствовать развитию интереса к русскому языку

Сборник грамматических сказок

Дитя входит в духовную
жизнь окружающих его
людей единственно через
посредство отеческого языка.

К. Д. Ушинский
1. Скорая помощь
В пункте скорой помощи раздался тревожный звонок. Был принят срочный вызов. По стране Грамматика помчались машины неотложки. А случилось вот что.
На краю листа лежало слово, искромсанное красными чернилами. Дело в том, что какой-то нерадивый школьник решил его перенести, так как оно не помещалось на строке. Он, конечно, помнил, что слова переносятся по слогам, но забыл, что нельзя отрывать начальную букву корня вместе с приставкой. И слово оказалось изуродованным: Поз-нал. Специалисты из скорой помощи немедленно исправили ошибку. А мальчик никогда больше не совершал подобных проступков, так как ПО-знал правила переноса слов.
2. Две сестры
В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ и ПРЕ. Приставка ПРИ была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить.
Её сестра Приставка ПРЕ была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: « А твоя мама приставка ПЕРЕ не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?»
Приставка ПРЕ осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как « прекрасный», «прелестный».
Приставка ПРЕ подобрела. Она образует много слов с разными значениями, а «злых» слов всё меньше и меньше.
3. Две принцессы
Жила-была и училась в пятом классе девочка Ира. Однажды с ней приключилась странная история. Как-то вечером писала Ира сочинение. Дверь приоткрылась, а Ира вскрикнула от удивления. К ней приближалась величественная женщина со строгим лицом. Вся комната преобразилась. Она превратилась в огромный зал, вдоль стен которого тянулись длинные полки. Женщина сказала: «Девочка, ты попала в великую страну. Я – королева этой страны. Зовут меня Грамматика. У меня есть две принцессы. Одну зовут ПРЕ, а другую – ПРИ. Это очень лукавые девушки. Их трудно отличить друг от друга. Если не отгадаешь их загадок, то станешь прислужницей у безобразной госпожи Неграмотности». Королева пропала, а перед Ирой стояли две юные принцессы и старая женщина со злым лицом – госпожа Неграмотность.
В тишине раздался неприятный голос старухи: « Отгадай, девочка, кто из этих принцесс ПРИ, а кто – ПРЕ». К Ире подошла прекрасная девушка, которая во всём превосходила свою сестру, и голосом полным величия и гордости, сказала: «Я всё могу, я очень мудрая и очень глупая, я очень сильная и очень слабая, я очень добрая и очень злая. Кто я?»
Ира улыбнулась и спокойно сказала; « Первая из вас, Ваше превосходительство, - ПРЕ, а вторая – ПРИ.»
Госпожа Неграмотность, ворча, поплелась в угол зала. Принцессы взяли Иру за руку и повели к окну, за которым простиралась полная прекрасных загадок, преудивительная тайн и приключений страна Великого Русского Языка, где счастлив тот, кто с уважением относится к законам этой страны.
4. Однажды Орфография…
Однажды орфография выставила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своём составе четыре буквы, потом – три, а затем – две и одну. Самой первой оказалась ПЕРЕ-, которая очень гордилась своим положением.
- Я среди вас главная, захочу и всех заставлю всё переделать! – заявила она остальным.
Услышал её король Словообразование и сказал:
- Не место красит приставку, а её значение. Ты ПЕРЕ-, придаёшь словам их всего два: «слишком» и «выполнить ещё раз». А вот твоя близкая родственница приставка ПРИ-, хоть и меньше тебя на целую букву, имеет четыре значения.
Приставка ПЕРЕ- задумалась. Очень уж ей не хотелось отставать от приставки ПРИ-. И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву П, ПЕРЕ- бросилась на колени перед королём:
- О, мудрый король! Я, как и приставка ПРИ-, хочу быть многозначительной, то есть многозначимой. Переквалифицироваться хочу.
- Хорошо, - подумав, ответил король.
– Но за то, что ты такая завистливая, мы сократим тебя на одну букву. Теперь ты станешь приставкой ПРЕ -, и будешь употребляться в значении «пере» - и в значении, близком слову «очень».
Так в русском языке появилась приставка ПРЕ -.
Давайте же, ребята, будем очень внимательными-превнимательными, когда надо писать слова с приставкой ПРЕ- и ПРИ.
5. Добрый суффикс
Давным-давно жили на свете слова. Но они были не такие, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, стулья, колокола и многие другие, имеющие такой же характер.
Но вот появился суффикс «ЧИК». Он был такой ласковый и добрый, что все слова, приближавшиеся к нему, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. «ЧИК» имел ещё очень важную особенность: как только он входил в слова, те сразу же становились крошечными. Вместо мощного колокола, получался чудно звенящий, колокольчик и даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик.
Так суффикс «ЧИК» путешествовал, и по его воле слова делались малышами.
Прошло много лет, и суффикс «ЧИК» приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, но и образовывать слова-профессии. Из корня «ЛЁТ» и «ЧИК» образовал профессию «ЛЁТЧИК», из корня «ГРУЗ» - профессию «ГРУЗЧИК».
Сейчас уже суффикс «ЧИК» не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Суффикс выполняет двойную роль: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует слова-названия профессий.
6. Суффикс-фантазёр
Жил-был суффикс ЁР-. И работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько специальностей.
Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
Актёр из ЁРа- был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался, так как сам был искусным мастером.
Иногда Ёру- приходилось быть дублёром. Благодаря прекрасной памяти он запомнил все роли в спектакле.
Дикция у Ёра- была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлёра.
А часто он вставал на место билетёра и пропускал даже без билетов всех детей, желающих попасть в театр.
В антракте он был ловким жонглёром. И все дети удивлялись, как подчиняются ему мячи, тарелки, гири и обручи.
Вот такой фантазёр был этот суффикс ЁР.
7. Котик и бантик
Жил-был в стране Грамматике маленький котёнок. Он был таким крошечным, что все постоянно наступали ему на хвост и на лапки. От огорчения котёнок даже играть перестал. И так ему, бедняжке, хотелось стать взрослым котом!
Однажды он печально сидел возле своего хозяина Вовы, который делал уроки по русскому языку. Случайно котёнок заглянул в учебник и сразу повеселел. Оказывается, есть очень простое средство, чтобы вырасти. На другой день котёнок вместе с бантиком подвязал суффикс «ИЩ». Вышел он погулять, а все так и ахнули: «Ну и котиЩЕ!»
8. Сказка-шутка
Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Бежал мимо серенький котишка-плутишка. Взял и дёрнул старого кота за хвост. Тот проснулся, открыл глазищи и пошевелил усищами. А котишка был трусишка. Как увидел, какая у кота лапища, какие когтищи, сразу к своей маме в домишко убежал. А кот зевнул, сначала закрыл один глазище, потом – другой и снова заснул. Заснул и маленький шалунишка под ласковую песенку: « Спи, мой паинька, спи, мой заинька: баиньки-баю!»
9. Предки
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных. Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть под развесистой Семёркой. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно.
Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: ОДИН НА ДЕСЯТЬ и ДВА НА ДЕСЯТЬ. Позже они решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном Одиннадцать два Н – одно от корня, а другое от бывшего предлога».
10. Ударные и безударные
- А, здравствуйте!
- Извините, я не А, а О.
- О, значит тёзка! А голос у тебя совсем как у А.
- Стань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.
- Что же у тебя за место такое?
- Периферия. Ты вот в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит?
Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и Безударным О.
- Конечно, - жалуется Безударный, слог у меня не тот. В твоём положении легко звучать. Я бы на твоём месте ещё не так звучал!
- Но ведь я по ударением, - напоминает Ударный.
- Стань под ударение и звучи. Кто тебе мешает?
Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.
- Так договорились? – не унимается Ударный. – Ты станешь ударным, а я безударным…
Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется отвечать. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар?
11. Сказка о приставке и окончании
- Спокойно, безмятежно живёт корень слова, - говорю я. - Он всех роднит, делает родственниками, не изменяется ни при каких обстоятельствах. Но вот вдруг окончание расхвасталось:
- Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца не было бы словца. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. Тоже родню слова, помогаю им дружить, сливаться в одну законную мысль.
И тут слышится голос:
- Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте от корня нигде и никогда».
12. Сказка о существительных с шипящими на конце (ж, ш, ч, щ)
Жили-были три рода: Мужской, Женский и Средний.
Однажды средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить Ь знак среди шипящих согласных букв Ж, Ш, Ч, Щ. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины-рычари! Уступите мягкий знак Женскому роду». Спор окончился мирно. Мужской род уступил Женскому роду Ь.
С тех пор в именах существительных Женского рода единственного числа на конце после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ пишется Ь, а у Мужского рода – мягкий знак отсутствует.
13. Сказка о падеже
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

14. Сказка о звонких и глухих согласных
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие.
Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.
Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.
15. Сказка о букве Ч
Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие я, я, я..».
Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. ,Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, будет дружить с А и У.
Запомните, ребята, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У.
16. Сказка о разделительных Ь и Ъ знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; введу «сёмку»; забить «коля», - старательно выводил он.
- Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова.
- В таком виде нельзя показываться в в обществе: нас на смех поднимут!
- А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
- Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я.
- В этих словах мы обозначаем два звука [йэ], [йу], [йо], [йа], но делаем это только с помощью Ъ знака, который ставится перед нами после приставок, которые оканчиваются на согласный. После мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же таких помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем один звук [э], [у], [о], [а], и читают неправильно.
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Уважаемые, коллеги, творческих Вам успехов!

Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.

Корень слова

Встретились корень слова и корень растения.
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – -добр -. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму, добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь какой пышный куст получился

Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.

Игра «Лишнее слово»: нужно найти слово, которое не является однокоренным

Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.

Игра «Листочки»

Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья (на каждом дереве определенная группа однокоренных слов.)Или на стволах даны корни, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, записав их на лист

КОРЕНЬ СЛОВА

Клад

(Рассказ кладоискателя)

Идём мы как-то с Петькой по лесу, собираем грибы, складываем в корзину. Вдруг видим: избушка. Фундамент старинной кладки-в виде курьих ног. Наличники на окнах с резьбой - прямо прикладное искусство! Я Петьке говорю: "Бьюсь об заклад, что здесь клад есть!" Решили, не откладывая, проверить. Подходим к двери, и. . . ясно стало: накладка вышла. На двери замок висит огромный накладной!
- Может, отложим до другого раза? - говорит Петька.
- Нет, - говорю, - рано руки складывать! Видишь, окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.
Залезли в кладовку, а там склад разного оружия старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом. . . и другое всякое. Словом, выходим наружу с полной выкладкой. И вдруг слышим: "Стой!" Сторож с рогами и окладистой бородой из чащи выходит! Леший - кладовщик!л - Клади всё на землю! - кричит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже подкладку курток прощупал. Ножи маленькие складные в корзинке были, и те отнял.
- Это, - говорит, - будет ваш вклад в нашу лесную копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в кладовке оставляли.
И уклад этот Баба Яга менять не собирается.
А насчёт вас, - говорит сторож, - я Бабе Яге докладную записку представлю. Яга у нас - кладезь мудрости и справедливости! И ума тоже, хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем поспорить, но видим, расклад не в нашу пользу. Ещё колдовство применит, обратит нас в кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку для водопроводного крана. А может, в кусок сахара, чтобы чаю с нами попить внакладку или вприкуску.
В общем, накладно нам этот поход в лес вышел... Хотя, когда дома уроки стали делать и на закладке учебник открыли, то там задание прочли: придумать рассказ с однокоренными словами. И корень указан: "клад"! Вам это о чём-нибудь говорит? Если нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.
Найдите в этом рассказе все слова с корнем -клад -. Интересно, кто найдёт больше?

Сказка о разделительных Ь и Ъ

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в третьем классе. Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку»; забить «коля», – старательно выводил он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я – в этих словах мы обозначаем по два звука (йэ), (йо), (йу), (йа), но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
– Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук (э), (о), (у), (а)?и читают «сел», «семку», «коля» вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на свое место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

Сказка о падежах

В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит (хотя это и неправда), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?

И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем

Как падежи убежали из школы

Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль послоняться?
Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
- Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу. . .
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.

КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
"Приятно дело с ним иметь", -
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж - его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово.
Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
"Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки".
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
"Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!"

Алфавит

У Алёнушки был братец, и звали его Верлиока . Унесли его гуси-лебеди к дубу , где царевич Елисей на цепи сидел да кричал: "Ёрш -Ершович помоги мне!" Но прилетела к дубу Жар-птица и стала с него золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок скорлупки собирал для Кощея . Приходили сюда и Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и старик с неводом ... Орёл прилетал и Петушок Золотой Гребешок. Работник на попе верхом прискакал. Соловей -разбойник Терёшечку принёс. Устиньюшка прибегала с Финистом Ясным Соколом и Хаврошечкой . Елисей цепь разорвал и всех чудовищ наградил щедро, а на Шамаханской царице женился. По щучьему велению в избушке поселился. А вскоре оказалось, что женился этот юноша ... на Бабе Яге !

Отгадайте, из каких сказок эти герои. А заодно проверьте, все ли выделенные здесь слова стоят по алфавиту?

Глаголы-исключения

Изучение темы «Глаголы – исключения» совпадает с изучением сказки «Русалочка» Г. Андерсена Вот какое письмо может написать принц Русалочке, используя глаголы – исключения:

Мне от вас зависеть – радость.
Мной вы можете вертеть ,
Видеть , слышать вас – награда.
Всё готов от вас терпеть !
Мукой было б вас обидеть !
Всё бы мне на вас смотреть
Гнать меня иль ненавидеть
Ваше право. Буду впредь
Я в руках себя держать .
Рядом с вами не дышать .

Cостав слова

В одном доме жило – было слово загадка . Дружно жили между собою все части этого слова – приставка, корень, суффикс и окончание. Жили не тужили. Но однажды возгордился корень слова.
– Я здесь самый главный, – раскричался корень. – Корень главная часть слова. Все вы должны мне подчиняться и выполнять все мои прихоти.
Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек окончание и приставку. Ушли они из его домика, не стали с ним жить. Никто не хочет дружить с корнем. Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь -гад- .

"Репка"
Вариации с одним корнем и десятью приставками .

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Соседи стали деда ругать: "Почему тянешь, репку никак не ВЫтянешь? Она на наш забор того и гляди повалится". А дед кепку на глаза НАтянул и РАСтянулся на поленнице. А соседи не могут понять, почему дед всё тянет, ведь того и гляди, репку кто-нибудь Стянет, хоть бы колючей проволокой ОБтянул... В общем, ОТтянул дед сбор урожая до глубокой осени, а там и до зимы ПРОтянул. Словом, ДОтянул дед до зимы, а потом ПРИтянул на помощь родственников, животных, а в самом конце мышь. Вот она кота за хвост тянет-потянет и …

Род имен существительных

Найдите в тексте сказки имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Пришёл щенок домой из собачьей школы и спрашивает:
- Мама, я какого рода: мужского или женского?
- Рано тебе это знать, - говорит мама, - ты ещё щенок.
– "Щенок, - подумал щенок, - значит, мужской род", - и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит, как цыплёнок говорит про него курице:
- Смотри, смотри, собака!
– "Собака - значит, я женского рода", - решил щенок и побежал дальше.
- Какой славный пёсик! - похвалила его корова.
"Пёсик - значит, мужской", - подумал щенок.
- Это, наверное, дворняга, - показал на щенка гусь.
- Нет, это боксёр, - возразила гусыня. Щенок совсем запутался. Тут он поскользнулся и упал в лужу.
- Фу, какое чудовище! - поморщилась овца, когда он выкарабкался из грязи.
- Горе моё луковое, где же ты так измазался? - встретила щенка мама.
– "Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть среднего рода!" - подумал щенок и полез в ванну мыться.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Жил-был на свете мягкий знак. И не было у него друзей. Скучно и грустно было ему. Решил он пойти по свету друзей поискать. Долго гулял он и вдруг увидел свет в дали. Побежал он на свет, вдруг его там ждут. Но чем ближе подходил он к домику, тем все меньше ему хотелось иметь таких друзей. Грязь кругом, забор поломан, пауки и тараканы кругом.
– Кто живет здесь? – спросил ь.
– Мы, существительные мужского рода с шипящим на конце! – ответили меч, товарищ и грач.
– А почему у вас такой беспорядок?
– Не мужское это дело чистоту наводить! Оставайся с нами, будем делать, что хотим.
Не захотел ь оставаться у них, решил ещё друзей поискать. Долго бродил он по полям, по лесам. Совсем устал. Видит огонек мерцает. Пошел на свет. Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на место. Понравилось мягкому знаку в гостях у существительных женского рода с шипящим на конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает до сих пор.

Главные члены предложения. Словосочетание

Предложение мы с ребятами представляем в виде семьи. Нераспространенное предложение – это семья, в которой нет детей. Распространенное – это семья, в которой есть дети. Чем больше второстепенных членов, тем больше детей в семье. Кто в семье главный? Конечно, мама и папа. Так и в предложении – подлежащее (мама), сказуемое (папа). Кто жалеет вас больше – мама. Она часто говорит – ты у меня такой красивый, умный, большой. Чаще всего подлежащее в предложении задает вопрос – какой? Какая? и т. д. , а папы бывают строгие и серьезные и задают вопросы– где? когда? куда? откуда? и т. д. – ну прямо, как сказуемое в предложении.
Очень, часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили, что главные в семье – папа и мама, они не подчиняются друг другу – они оба главные, значит подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг другу, и их нельзя считать словосочетанием.

Литература:

1. В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
2. А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
3. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М., «Чистые пруды», 2007г.
4. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.
5. Е. Синицына «Умные сказки».


Сказки - Чуковский Корней Иванович | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru

ОБРАЗЦЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК

Сварливые принцессы

У королевы Приставки родились дочки-двойняшки. Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее.

Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень.

А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-.

Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-.

Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-.

Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях.

Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.

Фантазер.

Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки.

В театре он имел несколько ролей.

Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера.

Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.

Актер из Ера был превосходный. В помощи гримера он не нуждался, так как сам был мастером искусным.

Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у Ера была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлера.

А часто он вставал на место билетера и пропускал даже без билета всех детей, желающих попасть на представление.

Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.

Сказка о Знаках препинания .

Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее.

Точка сказала:

Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации.

Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли.

Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться.

Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис:

Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.

С тех пор знаки препинания зажили дружно.

Сочинения учащихся в жанре лингвистических сказок.

Бал в сказочной стране.

Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.

Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я — лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным — это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья— её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".

Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных — самостоятельные части речи.

Новое на сайте

>

Самое популярное