Домой Комнатные цветы Виды саморазвития: особенности направления развития личности. Как работа мешает развитию? Саморазвитие, что это такое, что нужно знать и что развивать

Виды саморазвития: особенности направления развития личности. Как работа мешает развитию? Саморазвитие, что это такое, что нужно знать и что развивать

Самосовершенствование – отдельный аспект психологии, наука, не имеющая точных решений. Чтобы понять ее, недостаточно пустой теории, ничем не подкрепленных фактов – здесь важен процесс, рождающий результат. С чего начать саморазвитие?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает, что пришло время выйти из зоны своего комфорта и начать действовать. Точка отсчета – составляющая траектории человеческого пути к саморазвитию: внутреннему и внешнему. В борьбе за индивидуальность необходимо отбросить такие понятия, как страх, неуверенность, стеснение, хотя они будут присутствовать и вводить вас в заблуждение время от времени.

Залог успеха – урегулированные мысли

Гарантия победы над собой – точный план, которого вы будете придерживаться. Как начать перемены к лучшему?

Для начала необходимо здраво оценить настоящую ситуацию. Психологи советую встать перед зеркалом и откровенно поговорить со своим вторым «я». Кто вы? Чего хотите и что имеете? Задайте себе цели и начните их достигать.

  • Напишите на листке ваши желания. Сформируйте 55 целей, которых вы должны добиться через полгода.
  • Пересмотрите круг общения. Поддерживайте контакт с успешными людьми, берите от них новые знания. Природой заложено, что человек на подсознании начинает соответствовать окружению.
  • Меняйте картины не только в голове, но и перед глазами. Путешествуйте, ищите уникальные места, завораживающие своей историей.
  • Читайте! Знания – сила, которая преобладает над умом. Для начала выберете 15 книг. После прочтения каждой из них сделайте краткий анализ, выделите важные моменты.
  • Не совершайте ошибки дважды.
  • Каждый день старайтесь сделать для себя открытие. Не важно, будет ли это урок игры на фортепиано или поход в горы. Главное – делать то, чего вы морально не могли позволить себе раньше.
  • Заведите дневник, в который будете записывать достижения и промахи, мысли, переживания, радостные моменты.

Общеизвестный факт – человек постоянно должен стремиться к большему, в противном случае, он придет к деградации личности. Невозможно долгое время довольствоваться тем, что имеешь – это признак слабости и отсутствия желания жить, развиваться в полной мере.

Саморазвитие затрагивает все аспекты жизни, как общественной, так и личной. Человек, стремящийся к совершенству, должен:

  • Достигнуть соответствия внутреннего и внешнего состояния. Выражайте свои эмоции, продумывайте детали до мелочей. Внешний образ – отражение индивидуальности, способ самовыражения. Невозможно достичь успехов в социальной или профессиональной сфере, если вы испытываете внешний дискомфорт.
  • Следить за своим Неожиданно? Этот пункт относится к первому, ведь чувство комфорта дарит ощущение защищенности, силы и новых возможностей.
  • Побеждать себя. Вы не должны обращать внимание на других, искать себе кумиров. Суть саморазвития – быть лучше, чем вы вчера!
  • Быть готовым к неудачам. Самое ценное в вашей борьбе – приобретенный опыт, перерастающий в мудрость. Ошибки учат ценить время, деньги, знания и чувства.

Формула «счастье=успех» — одна из отправных точек развития. Для чего мы стремимся к большему, постигаем новые грани? Успешный результат дарит ощущение счастья. Вы получаете это чувство только, когда удовлетворены собой.

Как работа мешает развитию?

Неотъемлемая часть самосовершенствования – успех в профессиональной деятельности. Не найдется человека, который не хочет достичь высот в карьере. Но, обыденная жизнь диктует свои правила.

В юные годы вы мечтаете о будущей профессии, представляете, как появится дело мечты. Именно мечты и желания стимулируют к активному развитию и постоянному прогрессу. Часто, работая на одном месте много лет, люди доводят свои действия до автоматизма, их покидает вдохновение и азарт. Зачем тратить силы, если и так хорошо?

Именно скованные возможности рабочего процесса порождают отсутствие рвения к совершенству. Одинаковые будни, простая жизнь обывателя, — все это становится нормальным ритмом жизни для среднестатистического жителя. Он перестает мечтать, хотеть большего.

Проводя оценку личности, психологи анализируют То, как он говорит о своем деле, что он вкладывает в понятие «работа», становится решающим фактором в выбранной модели развития. Вы не сможете стать успешным, если идете на рабочее место без воодушевления. Помните, каждый день должен быть победным, плодотворным о, отчасти, решающим.

Составляем список потребностей

Для отдельной личности существует свой список заданных целей. Но, есть вещи, которые необходимы каждому. В науке разделяют две категории: вещи, без которых жить трудно и, без которых невозможно.

К первому типу относятся материальные блага в виде машины, квартиры, комфортабельных условий и предметов развлечения. Вторая категория включает в себя питание, воздух, гигиену.

Чтобы жить в полной гармонии, необходимо постоянно ощущать чувство комфорта, уверенности и защищенности. Посмотрите на свою жизнь со стороны и начните действовать, напишите на бумаге что вы хотите приобрести в будущем году. Это могут быть:

  • Автомобиль (замена старого).
  • Квартира.
  • Загородный дом.
  • Новая бытовая техника.
  • Отпуск заграницей.

Не забывайте делать подарки близким. Благодарность, которую вы получаете взамен, повышает самоощущение, повышает ваш внутренний уровень самосознания. Жадность – порок, мешающий идти вперед.

Разозлитесь на себя

Действенный прием, разработанный венгерским психологом, помог тысяче человек превзойти себя. Суть заключается в том, что вы не должны принимать себя таким, какой есть – это удел слабых. Вам не должно хватать получаемой заработной платы, имеющихся внешних данных, знаний.

Критикуйте себя! Будьте строги, оценивая отчет по работе. Смотря в зеркало, находите пару лишних килограмм. Работайте на результат, стараясь каждый раз превзойти себя.

Сначала вам покажется это необычным, но, вы не заметите, как другие начнут восхищаться вами и брать пример.

Перед тем, как начать менять жизнь к лучшему, сделайте перерыв. Отправьтесь в интересное путешествие, где появится время поразмыслить и оценить пройденный путь. Важное умение – собрать мысли и сгенерировать их в нужном направлении. Душевный комфорт и гармония, позитивный настрой, — составляющие успеха.

Начинается процесс саморазвития личности с того момента, когда человек, однажды чего-то захотев, начинает думать о том, как бы ему этого достичь, и что ему мешает сделать первые шаги. Интересно то, что однажды получив вопрос, наш мозг постоянно ищет на него ответ, даже без участия сознания. Он включает процесс саморазвития личности, которая волей-неволей впитывает всю нужную информацию, сам мозг перебирает все возможные варианты решения проблемы и однажды приходит озарение. Но этот процесс слишком сложный и долгий.

Прежде всего, тоже требует некоторой мотивации. И каждый человек мотивирует себя сам, так как развитие личности – процесс строго индивидуальный. Но в любом случае, какой бы ни была мотивация, процесс саморазвития личности приводит к одному и тому же – изменению привычного мышления человека, изменению отношения к миру, окружающим и, конечно же, к себе.

Процесс саморазвития личности трудный, долгий и болезненный, так как приходится бороться с собственным «Я», которое никак не хочет признать и принять перемены в жизни. Но и останавливаться на этом пути тоже глупо, так как процесс тут же запускается в обратную сторону и все достигнутое ранее теряет свою ценность и возвращает вас в унылое и неприятное прошлое. Главное – не унывать. Будьте уверены, что всегда на пути саморазвития личности можно встретить человека, который поможет вам, поддержит, причем абсолютно ничего не требуя взамен.

Методы и этапы саморазвития личности

Многие знают, что этими вопросами чаще занимается психология саморазвитие личности находится в ее компетенции. Но на самом деле, процесс саморазвития личности может заключаться в разнообразных практиках: медитации, вере, общении с другими людьми, тренингах, йоге и т.д. Но в любом случае саморазвитие личности проходит несколько этапов.

1. Знакомство с собственным «Я» , его особенностей, а также поиска путей к его видоизменению. В этом случае саморазвитие личности помогает не просто понять себя и окружающий мир, но и открыть взаимосвязь с детскими травмами страхами и проблемами дня сегодняшнего. После этого буквально прорываются наружу все таланты и способности, которым не было выхода раньше.

2. Следующим этапом саморазвития личности является перепрограммирование собственных поступков и поведения. Это помогает внезапный и неожиданный успех перевести в разряд регулярного и постоянного.

3. Когда такие трансформации становятся существенными и приобретают постоянный характер, мир начинает играть новыми красками, а люди относятся к вам все лучше и лучше.

Что дает саморазвитие личности?

Саморазвитие личности открывает перед вами новые перспективы в жизни и в общении с людьми. Сама жизнь становится ярче и более наполненной, а главное – начинает сиять новыми гранями. Появляются новые возможности, друзья, горизонты, идеи, мысли. Процесс саморазвития личности позволяет сделать мир вокруг вас более гармоничным, добрым и наполненным энергией.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно, к ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение даёт возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Существуют три основных формы самосовершенствования: - приспособление ("подведение" себя под определенные нормы и требования); - подражание (копирование определенной модели или ее части); - самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: - желание признания себя как личности; - примеры окружающих; - оценка окружающих; - правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: "Мечту достигают упорным трудом", "Победи себя, если хочешь победить других", "Иди вперед и не сдавайся" и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие»

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Сократ

Понятие о развитии. Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризовано саморазвитие, является понятие развития.

Под развитием в целом традиционно понимают естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п. Применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии.

Физическое развитие - это количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма.

Психическое развитие , в свою очередь, это закономерный процесс становления и изменения психологических свойств и качеств человека.

Социальное развитие - освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации.

Остановимся на проблеме психического развития. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Не случайно вплоть до XVII-XVIII вв. детство рассматривалась как подготовка к жизни, а ребенок - как уменьшенная копия взрослого, пока незрелая и неразумная.

Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных, качественных и структурных изменений психических процессов, свойств, состояний, разворачивающихся во времени. В настоящее время существует множество различных теорий психического развития (натурализм, социоморфизм, культурализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм), в которых предлагаются свои версии понимания и объяснения психического развития.

Особую актуальность в науке приобрела проблема выявления факторов психического развития. Здесь сложилось несколько подходов. Согласно биогенетическим представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными и наследственными факторами, а также факторами созревания, которые задают программу и векторы психического развития. Социо- генетическое направление, наоборот, делает акцент на социальной обусловленности развития человека, считая, что, организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества. В теории конвергенции двух факторов В. Штерна развитие ребенка представляется как результат влияния и наследственности, и среды. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, а также общение и деятельность, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные особенности выступают как условия развития. Выготский писал о единстве факторов наследственности и среды в развитии человека. Необходимо отметить, что в одних теориях в большей степени, а в других - в меньшей игнорируется факт детерминации развития со стороны самого человека, хотя на этот момент, в частности, в отечественной психологии всегда обращалось внимание.

Важной проблемой, обсуждаемой в психологии, является проблема движущих сил психического развития и поиск его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия, например противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка. А в качестве закономерностей психического развития выступают такие, как его необратимость, направленность, преемственность, неравномерность, пластичность, сочетание прогресса и регресса, зигзагообразность и некоторые другие.

Особое внимание в психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации развития. Согласно Л. С. Выготскому, каждый возраст может быть охарактеризован посредством таких понятий, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. На основе взглядов Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста и разработанной А. Н. Леонтьевым концепции ведущей деятельности в 70-е гг. XX в. была разработана возрастная периодизация (автор - Д. Б. Эльконии), которая до настоящего времени остается в отечественной психологии приоритетной. Особенностью данной периодизации является то, что она охватывает возраст от рождения до 17-18 лет. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила возрастная периодизация американского психолога Э. Эриксона. Данная периодизация охватывает весь жизненный цикл человека, и здесь выделяются две варианта возможного развития человека: продуктивное развитие и непродуктивное. Эти периодизации хорошо известны и описаны во многих учебниках, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Кратко напомнив о том, что собой представляют развитие и психическое развитие человека, поставим основной вопрос: что такое саморазвитие, в чем его суть, чем оно отличается от развития?

Если к термину «развитие» подставить «само-», то мы и получим - ашоразвитие. Следовательно, в этом «само-» и состоит разгадка феномена саморазвития. Поэтому, прежде чем перейти к содержательной характеристике саморазвития, попытаемся разобраться с этим загадочным термином «само-».

«Само-» как категория, «переводящая» развитие в ранг саморазвития. Феномены, обозначенные понятием «само-» (к числу которых относится саморазвитие), все чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты, отличающие современную личность, такие как активность, свобода самоопределения, способность управлять своим поведением, развитием, и нести за это ответственность.

С этимологической точки зрения понятия группы «само-» представляют собой сложносоставные слова, семантическая общность которых задается начальной частью слов: само - в русском языке, auto (autonomy , autosuggestion) и self (self-affirmation , self-command) - в английском языке, selber (selbstanalyse ) и eigen (eigenart ) - в немецком языке.

«Само-» вносит в сложносоставные понятия следующие два значения:

  • 1) направленность действия, названного во второй части слова, на себя;
  • 2) совершение действия непроизвольно, спонтанно, без постороннего вмешательства.

Аналогичными свойствами обладают такие семантические единицы, как «авто-», «ауто-», «Я-». По этой причине в группу «само-» также включаются такие психологические понятия, как «аутоагрессия», «аутотренинг», «автономность», «автобиографическая память», «Я-концепция» и т.п.

Если представить понятия группы «само-» как свернутые предложения, то в развернутой форме они могут быть выражены фразой «я сам делаю нечто но отношению к себе». Например, самопознание означает, что я сам познаю себя; самооценка - сам оцениваю себя; самомотивация - сам мотивирую себя; аутоагрессия - сам проявляю агрессию по отношению к себе и т.д. Причем феномены группы «само-» в большинстве своем могут трактоваться двояко: как процессы и как результаты этих процессов. Например, термины «самооценка», «самоотношение», «самоопределение» и т.п. описывают психическое и в плане протекания активности, и в плане результата этой активности.

На языке психологии само-высказывания могут быть истолкованы в двух планах: 1) «Я» выступает как источник некоей активности; 2) эта активность направлена на «себя», т.е. тоже на «Я». Общие атрибутивные черты группы «само-» выражаются во внутрисистемной отнесенности причинности и внутрисистемной направленности активности (совпадение в системе «Я» субъекта и объекта активности).

Явления «само-» можно понять, если личность трактовать как целостное и в то же время полиморфное образование, включающее в свою структуру два модуса «Я», выполняющие различные функции: функцию субъекта и функцию объекта.

Феномен «само-», описанный выше как «я сам делаю нечто по отношению к себе», становится попятным, если представить, что во внутри- личностном пространстве существуют два модуса «Я» (две субличности): субъектный модус и объектный модус.

Субъектный модус (модус субъекта) - это личность как инициатор и руководитель активности, объектный модус (модус объекта) - это то «Я», которое осуществляет исполнительские функции либо выступает в качестве области приложения субъектной активности. Содержание субъектной активности конкретизируется через то отглагольное существительное, которое является частью конкретного понятия «само-» (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.).

Применительно к саморазвитию термин «само-» означает, что человек по собственной инициативе начинает совершать некоторые действия по преобразованию и изменению себя, своих индивидных и личностных свойств, своего поведения и деятельности, отношения к другим людям и др.

Определение понятия «саморазвитие». В психологии не сложилось разделяемых всеми, устойчивых представлений о саморазвитии человека. Саморазвитие представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом:

  • - как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская);
  • - как жизненная ориентация (Е. Ю. Коржова);
  • - как жизненная возможность (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов);
  • - как форма проживания жизни (Е. Б. Старовойтенко);
  • - как форма развития (М. А. Щукина);
  • - как потребность (А. Маслоу);
  • - как специфическая деятельность (А. Г. Асеев, Л. Н. Куликова, Н. А. Низовских и другие).

Такое многообразие подходов вполне оправданно, оно обусловлено сложностью и многогранностью понятия «саморазвитие». В настоящее время все чаще саморазвитие начинает определяться как специфическая деятельность человека, направленная на преобразование самого себя. Приведем примеры некоторых определений, сделанных в русле деятельностной парадигмы.

Одними из первых попытались определить суть саморазвития В. И. Сло- бодчиков и Е. И. Исаев. Авторы пишут, что «саморазвитие - эго фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков, Исаев, 2000, с. 1471.

Согласно Д. А. Леонтьеву , саморазвитие есть деятельность, направленная человеком на самого себя с целью обогащения своих сущностных сил.

По мнению Л. Н. Куликова , саморазвитие - это сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее.

Если попытаться обобщить данные определения, то можно найти в них много сходных черт. Практически везде подчеркивается, что саморазвитие - это самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение таких качеств и характеристик, которых раньше не было. Тем самым подчеркивается значимость субъектности индивида, его активности, достижения нового состояния и новых свойств.

В настоящем учебнике мы будем придерживаться следующего определения.

Саморазвитие - это специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств [Низовских, 2007].

На наш взгляд, такое определение является наиболее эвристичным, простым в понимании, дает возможность построения достаточно четкой и однозначной теоретической парадигмы и, что очень важно, позволяет выстраивать психологические практики содействия саморазвитию.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся вовремени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить егонеоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделитьпоследовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например,последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многимипричинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансыпроцесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение,самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - перваячасть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек,вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться,реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитиев своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение,самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить осебе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремлениеприблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенныйпотенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализоватьв разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития вцелом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным,с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться вполной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другойстороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является исамоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развитияиспытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себяесть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования исамоактулизации.



Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблемсовременной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские,общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах,разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых«подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности,да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виденаркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двухчастей: «само» - самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» - стремлениесделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться - это самостоятельно сделатьнечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ниобстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальныезадачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувствевзрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружениюподтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения идеятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, котораясинтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди другихпредставителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как всебыть лучше, чем другие; и в негативном плане - быть хуже всех. Первые два мотивахарактеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание. Разумеется, как мы ужеотмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием,самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сферсамоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одногочеловека цель - приобрести уверенность, для другого - доказать, что он не хуже других, длятретьего - во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, азначит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер ивидов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все видыжизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-тоэто работа или учеба; для кого-то - спорт, искусство, наука; для кого-то - противоправныедействия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: всвоих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время всеспособы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения исамо отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делаютдругие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Еслипринято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всемдоказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершатьблагородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимостьв группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать вкачестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такиеспособы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счетобладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других формнегативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит кспособам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин вниманиядругих, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенныевыигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенныепреимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижениеутверждается.

Результаты самоутверждения очевидны - они дают человеку ощущение своейнужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности;начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своейисключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицаниячеловек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также можетдавать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит болеезначимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личнаяпотребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностьюсвоего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим нетолько от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и какимобразом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторомуидеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает темивидами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - этопроцесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менеетенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой,устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае - приобретениесоциально значимых свойств и качеств в другом - овладение негативными способами жизни идеятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретениипрофессиональной компетентности, другое - оттачивает воровское мастерство или способыманипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, которыйназывается саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальныеусилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации ирегрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи емуранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования,который называется личностным ростом. В современной психологической литературеимеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, целиличностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика - тайные знания) личностный рострассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения ксокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающиепарапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая какдвижение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целяхличностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение ксовершенству (А. Адлер). В гештальттерапии - переход опоры на среду к опоре на себя исаморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означаетприобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости ипсихологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все болеевысших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько целисамоутверждения - быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели - быть лучше,чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены всамых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видамидеятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель- не конфликтовать с другими - и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот переченьможно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средствсамосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование ссобой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будемговорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенностьсобой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственнымитребованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающимилюдьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя вопределенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имеяво многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих формсостоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизничеловека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация -это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшимипотребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность всамоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнутьи быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы,направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно жедругому представителю гуманистической психологии - В.Франклу, смыслы жизни не данычеловеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют тринаиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то,что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе,которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваютсясмыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственногосмысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления ксчастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысласобственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития,названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полнотыощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам долженбыл бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния неиспытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всейполноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшуюудовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность,радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Новое на сайте

>

Самое популярное