Домой Плодовые деревья Диско качалка 3.3 полная версия. Русский офис. Системные требования для установки «Декарта»

Диско качалка 3.3 полная версия. Русский офис. Системные требования для установки «Декарта»

При покупке компьютера часто бывает, что монитор выбирают по остаточному принципу – на какой хватит денег, оставшихся от покупки системного блока. Некоторый смысл в этом есть. На производительность компьютера характеристики монитора не влияют. Но следует понимать, что дешевый монитор низким максимальным разрешением, «смазанным» изображением и плохой цветопередачей может свести на нет преимущества топовой видеокарты. А мерцающая подсветка приведет к быстрой утомляемости и может отрицательно сказаться на зрении. Так что экономия на мониторе может «выйти боком», особенно, если компьютером предполагается пользоваться часто и помногу. Поэтому к выбору монитора лучше отнестись со всей ответственностью, подобрав его в соответствии с задачами.


Основное влияние на цену монитора оказывает его размер по диагонали. Но и среди мониторов одного размера цены могут различаться на порядок в зависимости от прочих характеристик. Следует понимать, что многие характеристики мониторов важны одним пользователям и совершенно неинтересны другим. Зная, какие характеристики требуются для выполнения конкретных задач, можно сделать правильный выбор, подобрав хороший монитор по оптимальной цене.

В зависимости от назначения принято выделять четыре группы от дешевых до дорогих моделей схожего размера: офисные, мультимедийные, игровые и профессиональные.


Офисные мониторы предназначены для работы с офисными программами. Требования к таким мониторам минимальны и направлены на то, чтобы снизить утомляемость при продолжительной работе: достаточная яркость, контрастность и качественная подсветка.


Для мультимедийных мониторов на первый план выходят характеристики, обеспечивающие эффектную «картинку». Хорошая цветопередача, большая диагональ, сверхширокий (Ultrawide) формат выделяют эти мониторы среди остальных.


Под игровыми мониторами подразумеваются мониторы с высоким максимальным разрешением, большой частотой обновления и низким временем отклика. Здесь цветопередача может быть принесена в жертву качественному воспроизведению динамических сцен. Игровые мониторы обычно широкоформатные. Ultrawide и изогнутые мониторы также часто позиционируются как игровые.


Мониторы профессиональных дизайнеров, фотографов и художников должны обеспечивать максимальную глубину цвета и качественную цветопередачу. Желательны также большое максимальное разрешение, небольшой размер пикселя (это обеспечит четкость изображения) и расширенные настройки калибровки.

Характеристики мониторов.


Размер (диагональ) монитора является основной его характеристикой, в первую очередь определяющей его цену и привлекательность для пользователя. Измеряется размер по диагонали Чем шире монитор по соотношению сторон, тем меньше площадь видимой области при одной и той же диагонали.
Диагональ экрана варьируется от 18 дюймов до 55 и выше. В общем, чем диагональ больше, тем лучше: больше информации помещается на мониторе, выше эффект присутствия в играх и при просмотре видео.
К сожалению, с ростом диагонали цена растет в геометрической прогрессии. Поэтому в последнее время все большую популярность приобретают рабочие станции с двумя и более мониторами: многие современные видеокарты позволяют подключать несколько мониторов, что позволяет значительно увеличить площадь рабочего стола по минимальной цене.


Максимальное разрешение.
Разрешение экрана – это количество пикселей - точек, из которых состоит изображение в ширину и в высоту. Чем больше максимальное разрешение, тем четче изображение и тем больше воспринимаемой взглядом информации помещается на экране.

Следует иметь в виду, что максимальное разрешение для каждого монитора является оптимальным – при этом разрешении каждый пиксель соответствует одному жидкокристаллическому элементу. Не стоит работать с монитором при разрешении, меньшем максимального – при этом либо уменьшится видимая область (образуется черная рамка), либо каждый пиксель будет состоять из нескольких ЖК-элементов, причем может оказаться, что одни пиксели станут больше других (изображение начнет заметно искажаться).

Максимальное разрешение должно соответствовать размеру монитора: если оно будет недостаточно, изображения будут зернистыми, если же разрешение будет слишком велико, текст и объекты станут слишком маленькими. Для определения, соответствует ли максимальное разрешение размеру, используется величина ppi - плотность пикселей . PPI (Pixels Per Inc – «пикселей на дюйм») равно количеству пикселей на дюйм монитора. Текст и объекты современных операционных систем настроены для мониторов с 96 ppi, поэтому, для сохранения четкости текста и мелких элементов желательно, чтобы ppi монитора было не менее 90-100. Если количество точек на дюйм у монитора будет намного меньше 90 (75 и меньше), изображения станут зернистыми. Для просмотра видео и некоторых игр это не так важно, а вот для работы такой монитор уже будет некомфортен.

Максимальное разрешение монитора должно поддерживаться видеокартой.
При замене монитора на больший, следует также помнить, что увеличение разрешения увеличивает и нагрузку на видеокарту.


Соотношение сторон (формат) подразумевает соотношение ширины экрана к высоте. Старые мониторы имели соотношение 5:4 и 4:3, такие есть в продаже и сейчас и обычно используются для офисных задач – с документами «бумажных» форматов на них работать удобнее всего. Современные мониторы в большинстве имеют соотношение сторон 16:9 (широкий формат). Такой формат наиболее оптимально покрывает поле зрения человека. Мониторы сверхширокого формата (21:9, Ultrawide рекомендуются для игр и просмотра видео. Хотя края экрана таких мониторов и выпадают из области внимания, они видны периферийным зрением, что увеличивает эффект присутствия. Однако на Ultrawide мониторах заметнее проявляются искажения цветов по краям экрана, особенно если монитор находится прямо перед лицом на небольшом расстоянии. Изогнутый экран позволяет уменьшить искажение цветов на краях, кроме того такой экран еще более усиливает эффект присутствия.

Технология и тип изготовления матрицы.
Матрицей называется основа монитора – пакет прозрачных пластин, между слоями которого расположены жидкие кристаллы. На сегодняшний день существует три типа ЖК-матриц:


1. TN (TN+film) –наиболее простая технология изготовления ЖК-матриц. Преимуществами - малое время отклика (самое малое среди современных матриц) и низкая себестоимость. Но недостатков тоже хватает: малый угол обзора, плохие контрастность и цветопередача. Высочайшая скорость отклика сделала матрицы TN популярными среди киберспортсменов, но для профессиональной работы с графикой и просмотра видео такие матрицы подоходят плохо.


2. IPS (SFT)/PLS избавлены от недостатков TN: они обеспечивают полный охват цветового пространства sRGB, а следовательно, и лучшую цветопередачу. Отличаются высокой контрастностью и хорошими углами обзора: до 180º. IPS чаще всего используются в профессиональных мониторах, но относительно недавно стали захватывать и недорогой сегмент, отвоевывая изрядный кусок рынка у TN.

Недостатками IPS являются относительно высокая цена, большое время отклика и характерный для этого типа глоу-эффект – свечение углов экрана, особенно заметное под углом и при темной картинке.
На текущий день IPS объединяет целое семейство технологий, незначительно отличающихся по характеристикам, Наиболее распространенными технологиями являются:
- AD-PLS – улучшенная матрица PLS (аналог IPS от компании Samsung). От обычного PLS отличается меньшим временем отклика;
- АH-IPS – лучшая цветопередача и яркость, пониженное энергопотребление;
- AHVA – технология компании AU Optronics, обеспечивающая высокий угол обзора
- E-IPS – повышенное светопропускание пикселя позволяет использовать менее мощные лампы подсветки, что снижает цену и уменьшает энергопотребление.
- IPS-ADS – увеличенный угол обзора и снижение искажений изображения за счет электрического поля, формируемого электродами по краям экрана.


3. VA по характеристикам и стоимости находятся между TN и IPS типами. Имеют неплохую цветопередачу, лучшую, чем у IPS, контрастность, средние углы обзора и время отклика.
Также существует несколько технологий производства матриц такого типа:
MVA(PVA) – улучшенная цветопередача, глубокий черный цвет.
AMVA, AMVA+ - дальнейшее развитие технологии MVA, с улучшенной цветопередачей и уменьшенным временем отклика.
WVA+ - развитие технологии MVA от компании HP, обеспечивающее широкий угол обзора – до 178º
Время отклика пикселя.
Из-за особенностей устройства ЖК-матриц, изменение цвета каждого пикселя при подаче на него управляющего сигнала происходит довольно медленно (по меркам электронных устройств) и измеряется миллисекундами. У первых ЖК-матриц время отклика доходило до сотен миллисекунд, для просмотра динамических сцен они не годились вообще, и даже за курсором мыши при движении оставался длинный след. У современных ЖК-матриц время отклика меньше, но при величине этого показателя больше 15 мс, изображение может «смазываться» при воспроизведении высокодинамичных сцен. Поэтому этот параметр важен для любителей динамичных игр и, особенно, киберспортсменов. Насколько важен?

Для примера можно рассмотреть случай, когда небольшой «предмет» пересекает весь экран за 0,1 сек. Допустим, частота воспроизведения кадров в игре – 30 FPS, тогда предмет получит 3 изображения за время пролета, каждое будет держаться на экране 33 мс. Если время отклика более 16 мс, то в течение некоторого времени на экране будет одновременно находиться два предмета (один - "исчезающий" - от предыдущего кадра, другой - "прорисовывающийся"). Так что для обычных игроков это может быть и неважно, но для киберспортсменов время отклика становится чуть ли не главной характеристикой монитора.

Яркость монитора, измеряемая в кд/м2, определяет световой поток, излучаемый полностью белым экраном при 100% яркости ламп подсветки. Этот показатель может оказаться важным, если монитор будет установлен в хорошо освещенном помещении, в помещении с большими панорамными окнами или на улице – в этом случае потребуется яркость побольше – от 300 кд/м2. В остальных случаях яркости в 200-300 кд/м2 будет достаточно.

Контрастность монитора определяется отношением яркости черного и белого цветов, отображаемых монитором. Большинство современных мониторов имеют контрастность 1000:1 и этого вполне достаточно как для работы, так и для игр. Также в характеристиках встречаются показатели динамической контрастности, описываемой как разница между белым цветом на максимальной яркости и черным на минимальной, но единого метода измерения динамической контрастности не существует, поэтому полагаться на этот показатель не стоит.


Угол обзора
Из-за особенностей строения ЖК-матрицы, чистый цвет и максимальную яркость можно увидеть, только глядя на экран под углом 90º. Если смотреть на экран сбоку, яркость свечения пикселей падает. Что еще хуже, яркость свечения пикселей разного цвета падает неравномерно, поэтому при взгляде сбоку начинают искажаться цвета. Малый угол обзора изначально был одним из худших недостатков ЖК-экранов, поэтому производители мониторов постоянно вели (и ведут) разработки новых технологий, позволяющих увеличить углы обзора. На сегодняшний день им удалось добиться заметных результатов – углы обзора современных матриц доведены до максимально возможных.

Но не все так идеально – угол обзора, например, в 176º означает лишь, что внутри угла в 176º контрастность экрана не упадет ниже 1:10. Изменение контрастности все равно будет довольно заметно и может вызвать дискомфорт, даже если зритель находится внутри угла обзора. Более того, разные мониторы (с одинаковыми углами обзора) при взгляде сбоку могут качественно отличаться. Если условия использования монитора предполагают, что на него придется часто смотреть со стороны (например, монитор на стене, мультимедийный монитор, дополнительный монитор) то руководствоваться только заявленным углом обзора не стоит, поскольку угол обзора ничего не говорит о динамике изменения контрастности внутри этого угла. Этот показатель производителями не указывается, поэтому единственный способ его оценить – посмотреть на монитор «вживую».

Лучше всего при взгляде сбоку выглядят IPS-матрицы – заметные глазу изменения контрастности начинаются у большинства моделей только при отклонении от перпендикуляра градусов на 45-50, что дает 90-100º угла обзора без заметного снижения контрастности. Хуже всего – TN: несмотря на заявленные углы обзора более 170º, изменения контрастности иногда становятся заметны при отклонении от перпендикуляра уже на 20º.

Максимальная частота обновления
Частота обновления экрана показывает, с какой скоростью обновляется изображение на экране. Большинство современных мониторов имеет частоту обновления 60 Гц и этого вполне достаточно для комфортной работы. Существует устаревшее мнение, что этой частоты недостаточно. Пользователи ПК, заставшие ЭЛТ-мониторы, помнят, что с ними на 60 Гц работать было некомфортно – экран заметно мерцал. Но устройство ЖК-экранов принципиально отличается от устройства ЭЛТ-экранов. ЖК-экраны не мерцают при любой частоте обновления (точнее, бывает, что мерцают, но это никак не связано с частотой обновления). Инерционность человеческого зрения составляет в среднем 27,5 мс, минимум 20 мс, и для плавности движения на экране достаточно частоты обновления в 50 Гц. Некоторые игровые мониторы поддерживают частоту до 240 Гц, с утверждением, что это обеспечит максимальную плавность и деталировку движений. Чтобы это утверждение имело смысл, видеокарта должна не только поддерживать такую частоту, но и обеспечивать соответствующий FPS. Для высоких разрешений редкая видеокарта сможет выдать те же 240 FPS даже на старых играх..


Поддержка динамического обновления экрана может оказаться более полезной для сглаживания движений в играх. Суть динамического обновления состоит в том, чтобы «подогнать» частоту обновления экрана под FPS, обеспечиваемый видеокартой для того, чтобы избежать ситуации, когда момент обновления экрана попадет на момент вывода очередного кадра игры и на экране прорисуется только половина нового кадра. Хоть это изображение и продержится ничтожно малое время, эффект может быть заметен в сценах с резким изменением яркости. Технологии FreeSync от AMD и G-Sync от Nvidia предотвращают подобные ситуации. Отличия технологий для пользователя выражаются в минимальном поддерживаемом FPS: для G-Sync это 30 FPS, а для FreeSync - 9.


Покрытие экрана может быть глянцевым или матовым (антибликовым). В глянцевой поверхности, как в чистом стекле, отражаются источники света, а при ярком освещении комнаты – предметы вокруг монитора и сам оператор. Считается, что глянцевые экраны обеспечивают более насыщенные цвета, но работать с ними комфортно только при настроенном освещении. Матовые поверхности лишены таких недостатков – отражений предметов на них не видно и даже блики от ярких источников света сведены к минимуму.
Цветовой охват показывает, насколько полно монитор может отобразить все цвета из того или иного цветового пространства. Цветовое пространство sRGB – стандартное цветовое пространство, в котором работает большинство бытовых фото- и видеоустройств. Если монитор не обеспечивает полный охват пространства sRGB, на нем могут быть потеряны некоторые цвета, отображаемые на других устройствах – с полным охватом sRGB. Простой пользователь этого, скорее всего, не заметит, но дизайнерам и фотографам не следует выбирать такую модель.

Цветовое пространство Adobe RGB несколько шире стандартного за счет насыщенных оттенков голубого, зеленого и желтого. Большинство бытовых устройств не смогут воспроизвести эти дополнительные цвета, зато многие попадают в пространства CMYK и могут быть напечатаны. Поэтому мониторы с полным охватом Adobe RGB нужны профессиональным полиграфистам и тем фотографам, которые работают для печатных изданий.

Сенсорный экран сегодня уже не воспринимается как диковинка, но особого смысла в покупке монитора с сенсорным экраном нет – точность позиционирования курсора пальцем намного ниже, чем мышью, плюс отпечатки на поверхности монитора ничуть его не красят. Мониторы с сенсорным экраном обычно используются только для компьютеров специального назначения – например, устанавливаемых в общественных зонах для информирования посетителей или для работы посетителей со специализированным ПО, опять же в общественных местах.


Иногда условия использования монитора требуют от него возможности изменять его положение в широких пределах – поворачивать на подставке, поднимать-опускать и менять наклон. Можно приобрести отдельный кронштейн, а можно подобрать монитор с соответствующей подставкой – регулировкой по высоте, с наклоном и поворотом, с разворотом на 90º - портретным режимом, что удобно при работе с узкими и длинными страничными документами.

Если же возможности подставки недостаточно, и требуется крепить монитор к кронштейну, то большинство мониторов оборудовано креплением VESA , нужно только подобрать соответствующий кронштейну размер.

Немаловажными характеристиками мониторов являются наличие тех или иных разъемов. Это могут быть видеоразъемы :


- VGA (D-SUB, DB15) – устаревший разъем для передачи аналогового RGB-сигнала. На текущий момент поддержка стандарта VGA прекращена, на современных мониторах этот разъем устанавливается для совместимости со старыми видеокартами. Следует использовать в крайнем случае – при отсутствии возможности соединения по цифровому стандарту. Максимальное разрешение при подключении через этот разъем будет 2048x1536 пикселей при частоте 85 Hz.


- DVI (DVI-D) – более современный разъем, использующийся при передаче видеоинформации в цифровом виде. Максимальное разрешение, допустимое при подключении через этот разъем - 2560×1600 при частоте 60 Гц в режиме Dual link. Если разрешение монитора больше 1920×1080, то для подключения его через этот разъем, видеокарта должна быть оснащена разъемом DVI-D Dual link.


- HDMI – наиболее распространенный на сегодняшний день разъем для передачи цифровых видеоданных высокой четкости. Последняя редакция HDMI поддерживает разрешения до 10К на 120 Гц, при том, что серийно производящихся таких мониторов еще не существует.


- Displayport (mini Displayport) – аналог HDMI, разработанный специально для компьютерной техники. Последняя редакция поддерживает максимальное разрешение 8К (7680 × 4320) при частоте 60 Гц.


- Thunderbolt – интерфейс компании Apple. Thunderbolt версии 1 и 2 использует свой разъем (называемый так же - Thunderbolt), Thunderbolt версии 3 использует разъем USB Type-C . Thunderbolt версии 2 поддерживает разрешения до 4К (3840 × 2160), версия 3 – до 5К (5120 × 2880). Иногда встречается в технике и других брендов.

На мониторе могут быть и дополнительные разъемы:
- 3,5 jack для наушников : интерфейсы HDMI и Displayport допускают передачу звука, то наушники можно подключать не к компьютеру, а к монитору.

USB – некоторые производители встраивают в монитор USB-концентратор


Встроенная акустическая система может сэкономить место на столе и избавиться от лишних проводов – передача звука на неё также происходит по HDMI или Displayport. Подойдет для простой озвучки нетребовательным пользователям.

Варианты выбора мониторов

Начнем с самого бюджетного сегмента. Если вы неприхотливый пользователь, то купите самый недорогой 18-21” монитор , который вполне подойдет для работы с офисными программами.

Качество матрицы, углы обзора у таких моделей будет не ахти, но по крайней мере все это компенсируется доступностью.

Самый оптимальный вариант для дома, это 23-25 дюймовые модели с разрешением FullHD . Не слишком большой и не слишком маленький - наивысший баланс четкости и затрат.

Не требовательный к видеокарте ПК, как в случае 2К или 4К моделей, размер пикселя приемлемый. Изображение, шрифты и иконки не будут такими мелкими. Тип матрицы, дизайн, набор разъемов и прочее выбирайте в зависимости от личных предпочтений и кошелька. Если необходимо максимальное качество картинки, то это будет IPS, VA и другие типы матриц, отличные от TN. Сами TN несколько дешевле и чаще всего быстрее, т.е. лучше подойдут для динамичного контента и игр.

Для эстетов или любителей дизайнерских решений предлагаются мониторы с "безрамочным" корпусом . На функционал это не влияет, но смотрятся на столе такие изящные мониторчики довольно при приятно.

В физическом мире все связано с измерениями и все можно описать и измерить. И для каждого предмета или явления есть единицы измерения. Так, например, расстояние измеряется в метрах, температура в градусах, а масса в килограммах. У света тоже имеются измеряемые параметры: светимость, яркость, сила света, которые также имеют свои единицы. Например, единицей яркости является кандела на метр в квадрате.

Параметры светового излучения

Свет как физическое явление характеризуется многими параметрами. Основные используемые в физике таковы:

  • Сила света;
  • Светимость;
  • Яркость;
  • Освещенность;
  • Световая температура.

Сила света определяет количество световой энергии, излучаемой источником света за промежуток времени. Другими словами, это то, насколько мощный световой поток способен излучить источник света.

Светимость - это световой поток на единицу светящейся поверхности. Чем больше светимость, тем более светлой кажется излучающая поверхность. Единица светимости - люмен на квадратный метр.

Яркость - это световой поток в определённом, узком направлении. Обычно говорится об этой величине в контексте точечного источника излучения. При большой светящейся площади определяется ее средняя яркость.

Термин освещенность применяется по отношению к освещаемой поверхности. Это отношение светового потока к площади поверхности, то есть насколько хорошо она освещена.

Световая температура показывает воспринимаемый цвет источника излучения. Она измеряется в единицах температуры - Кельвинах - и соответствует температуре излучающего, нагретого до этих градусов тела. Субъективно она воспринимается теплой или холодной. Чем более высокой является цветовая температура, тем более холодным будет цвет. Теплый - это желтый и красноватый, холодный - голубой и фиолетовый.

Измерение яркости

Поскольку свет имеет измеримые параметры, то яркость как параметр света имеет свои единицы измерения. Сейчас, по интернациональной системе СИ, яркость измеряется в канделах на квадратный метр, значение этой единицы соответствует принятой в старину единице нит, величина которой выражалась отношением одной канделы к одному метру в квадрате. Кроме нитов, единицами яркости также были:

  • Стильб;
  • Апостильб;
  • Ламберт.

Апостильб в настоящее время является устаревшей величиной, которая вышла из употребления она в 1978 году. Она обозначала яркость поверхности площадью 1 квадратный метр и излучающей световой поток в 1 люмен.

Величина стильб используется системе измерений СГС. В этой системе основными мерами являются меры длины, веса и времени, что в расшифровке аббревиатуры СГС соответствует величинам сантиметр, грамм, секунда. В более поздних версиях системы появились электрические и магнитные расширения СГСЭ и СГСМ. Здесь и находится и стильб, как единица измерения электромагнитного излучения.

Ламберт - это внесистемная единица. Появилась и используется преимущественно в Америке. Ее название происходит от имени немецкого физика Иоганна Ламберта, проводившего исследования в теории систем, иррациональных чисел, фотометрии и тригонометрии. Один ламберт - это единица яркости светящейся поверхности площадью в один квадратный сантиметр и обладающей световым потоком в один люмен.

Физическое представление

A в физике рассматриваемую величину можно выразить через понятие работы. Работа понимается как обмен энергиями между системой и внешней средой. Обмен может происходить в форме электромагнитного излучения. Интенсивность излучения как раз и будет определять яркость. Если понимать, в чем измеряется работа в физике, можно определить физическое представление яркости. Работа в физике измеряется в джоулях, которые можно представить, как Ватт-секунды. То есть мощность излучения, умноженная на время, будет считаться работой. Чем больше мощность светового излучения, тем более ярким будет источник света.

Применение в астрономии

В астрономии также используются единицы измерения яркости для небесных тел. Они характеризуют небесные тела по излучательной или отражательной способности. Отраженный свет небесных тел может быть весьма ярким, достаточно вспомнить свет Луны или затмевающую свет многих звезд утреннюю Венеру. Оба этих небесных тела светят отраженным светом Солнца.

Единица яркости небесных тел выражается звездной величиной участка неба размером одна квадратная секунда. Простыми словами звездную величину можно определить как светимость точечного объекта звездного неба. Квадратной секундой считается 1/648000 от объемного угла, именуемого стерадиан.

Астрономическую яркость можно сравнить с обычной. Одна звездная величина с квадратной секунды равна 8,96 микрокандел на квадратный метр.

Яркость неба в безлунную ночь выражается величиной 0,0002 кд/м2. Измерять светлоту темных объектов важно для фотометрии: таким образом можно понять, какой объект звездного неба и насколько перекрывает светимостью другие объекты. По уменьшению интенсивности света звезд судят о возможном закрытии их светящегося диска планетами, и даже о размере и составе атмосферы этих планет! Эта величина играет важную роль в астрономии , фотографии и видеографии, а также у художников и специалистов по освещенности рабочих мест.

Для экранов телевизоров

Современный плазменные и жидкокристаллические экраны телевизоров могут достигать яркости в 400−500 кд/м2. Однако это сомнительное преимущество, так как увеличение этой величины приводит к повышению усталости глаз и требует увеличения частоты и длительности отдыха. Особенно это влияет на глаз при просмотре телевизора или работе с компьютером в темноте или при слабом освещении. Для человеческого глаза комфортное значение устанавливается в пределах 150−200 кандел на квадратный метр. Санитарными правилами и нормами установлено ограничение яркости экрана при работе в 200 кд/м2.

Повышенное значение интенсивности излучения приветствуется только при просмотре фильмов с 3D эффектом, так как используемые при этом 3D очки сильно поглощают излучение экрана, делая его более темным. При выборе устройств с жидкокристаллическими и плазменными экранами стоит обращать внимание на равномерность подсветки. Некачественные экраны отображают центр более ярким , при этом оказывается сильно заметным спадание мощности подсветки к краям дисплея.

Модуль поиска не установлен.

Как закачать сайт целиком с помощью офлайнового браузера

София Вознесенская

Если вам нужно сохранить на диске несколько страниц, это легко можно сделать с помощью обычного браузера. Если же вам необходимо сохранить сайт целиком, стандартными средствами веб-серфинга здесь не обойтись. Для решения такой задачи необходимо нечто более функциональное - например, программы, которые еще называются офлайновыми браузерами.

Офлайновые браузеры умеют исследовать содержимое веб-страниц, проанализировать его и сохранить на винчестер пользователя. В результате своей работы такие программы создают практически точную локальную копию сайта на жестком диске вашего компьютера.

Offline Explorer Pro v. 4.3

www.metaproducts.com
Размер дистрибутива - 2,7 Мб

Русский интерфейс - есть
Функциональность:
Интерфейс:
Производительность:
Стабильность:

Одна из лучших программ для скачивания сайтов Offline Explorer Pro умеет загружать на жесткий диск компьютера сайты целиком и в будущем показывать их пользователю. Программе доступны для распознавания и загрузки 15 типов изображений, почти 20 видео- и около 10 аудиоформатов, полтора десятка архивов, а также специальные файлы, например: java-скрипты, скрипты Visual Basic, таблицы стилей, флеш-ролики. Благодаря этому сохраненный на жестком диске сайт будет представлен точно в таком же виде, в каком он был представлен в Интернете.

В программе присутствует планировщик, есть функция дозвона. Все это позволяет программе самостоятельно соединиться с Интернетом, скачать файл и после завершения всех задач оборвать связь.

Еще одной особенностью программы является возможность отслеживания изменений на сайтах, в случае их возникновения Offline Explorer Pro загрузит изменения поверх старых версий, скачанных ранее. Эта возможность отслеживания новой информации на сайтах позволит любому быть уверенным в том, что офлайновая копия сайта полностью соответствует той, которая размещена в онлайне.

Благодаря поддержке шаблонов в Offline Explorer очень легко запускать скачивание сайта: для этого будет достаточно указать адрес скачиваемого сайта - все остальное будет использовано с готового шаблона.

Еще одна важная возможность - Offline Explorer умеет просматривать и загружать содержимое ftp-серверов, а также доступна возможность доступа к сайтам по защищенному протоколу HTTPS.

Teleport Pro v. 1.41

www.tenmax.com
Размер дистрибутива - 674 Кб
Условие использования - shareware
Русский интерфейс - есть
Функциональность:
Интерфейс:
Производительность:
Стабильность:

Один из старейших офлайновых браузеров Teleport Pro может создать офлайновую копию сайта на жестком диске, в точности скопировав его и сохранив его структуру.

Создание нового проекта осуществляется с помощью Мастера, который не только в пошаговом режиме позволит задать все нужные настройки, но еще и предложит пользователю несколько предустановленных наборов настроек, оптимальных для решения типичных задач по закачке файлов. Среди этих настроек созданы настройки для скачивания простой копии сайта, доступной в офлайне, для копии файла с сохранением структуры каталогов, для скачивания с сайта файлов определенного типа (например, только мультимедиа-файлов или картинок).

При загрузке сайта пользователь может установить ограничение на количество загружаемых уровней. А встроенный планировщик и модуль дозвона позволят программе самой подключиться к Интернету и самой запустить скачивание сайта.

Определенным недостатком Teleport Pro является отсутствие встроенного браузера для быстрого просмотра загруженных сайтов.

Кроме базовой версии Teleport Pro существуют еще и Teleport Ultra и Teleport VLX. Они отличаются способностью работать с большими проектами и наличием дополнительных возможностей. В частности, они умеют работать по защищенному протоколу https.

"Диско Качалка" v. 3.3

http://www.arsenal.cnt.ru
Размер дистрибутива - 1,17Мб
Условие использования - shareware
Русский интерфейс - есть
Функциональность:
Интерфейс:
Производительность:
Стабильность:

Программа "Диско Качалка" - одна из самых удобных в работе, ее интерфейс чрезвычайно прост и удобен. Кроме этого, "Диско Качалка" - одна из немногих программ, позволяющая выбрать кодировку скачиваемой страницы, благодаря этому все возможные проблемы для сайтов на кириллице будут решены. Программа позволяет скачивать как отдельные страницы в заданном диапазоне, так и весь сайт.

Из недостатков "Диско Качалки" следует отметить недостаточно широкие возможности фильтрации и настройки программы.

Присутствуют несколько фильтров, позволяющих ограничить скачивание файлов нескольких типов, при этом каждый фильтр включает в себя группу однотипных форматов - например, нельзя задать или, наоборот, запретить скачивание графических файлов определенного формата, можно задать эти настройки сразу для всех графических файлов.

Доступно ограничение на максимальный размер скачиваемого сайта, время ожидания ответа и максимальное количество запросов, что позволяет не скачивать очень большие сайты, и таким образом сэкономить трафик и время, проведенное в Сети. Кроме того, можно задать уровень вложенности файлов для скачиваемого сайта.

В автономном режиме "Диско Качалка" сможет загрузить файлы сама и разорвать связь после окончания загрузки. Преимуществом программы является ее возможность настроить автоматическое обновление ссылок для локальных копий скачанных веб-страниц.

Перед началом скачивания программа сможет создать карту навигациии, с помощью которой можно будет не только просматривать страницы, но и видеть переходы между ними. Такая карта позволит определиться, нужно ли вам скачивать сайт именно в таком объеме.

WebZIP v. 7.0

www.spidersoft.com
Размер дистрибутива - 1,3 Мб
Условие использования - shareware
Русский интерфейс - есть
Функциональность:
Интерфейс:
Производительность:
Стабильность:

У программы WebZIP - один из лучших интерфейсов среди программ этого класса. Одновременно на экране присутствуют: окно основных задач, панели кнопок управления проектом, окно с деревом проектов, окно просмотра содержимого проекта, окно браузера и еще ряд дополнительных окон и вкладок.

Удобным решением, предложенным создателями WebZIP, является присвоение приоритета загрузки для сайтов: если вы хотите скачать сразу несколько сайтов, приоритеты позволят вам определиться, с чего именно вы хотите начать.

Система отчетов о проекте позволит вам узнать, сколько страниц уже было загружено, какая средняя скорость закачки. Также существует специальный отчет, который создается для возникших при закачке ошибок.

WebZip не располагает собственным веб-браузером, а обращается к установленному в системе Internet Explorer, после чего показывает результаты в своем окне.

Web Copier v. 4.3

www.maximumsoft.com
Размер дистрибутива - 2,2 Мб
Условие использования - shareware
Русский интерфейс - нет
Функциональность:
Интерфейс:
Производительность:
Стабильность:

Программа Web Copier является многофункциональным офлайн-браузером, содержит много различных настраиваемых параметров.

Создание задания на закачку в Web Copier осуществляется посредством Мастера проектов, с помощью которого можно задать все необходимые парамеры, например, размер и количество одновременно скачиваемых файлов. По результатам закачки можно сформировать отчет о загрузке, настроить обновление файлов, применить фильтры для скачивания или, наоборот, для нескачивания файлов. А задав параметр Детальный предварительный просмотр, программа вначале ориентировочно определит размер проекта, и только после согласия пользователя начнет его скачивание.

Эта программа может загружать веб-сайты как полностью, так и по частям, также можно настроить фильтрацию загружаемых файлов по типу или размеру. Во время загрузки пользователю доступно Дерево содержания, позволяющее определить, какие файлы загружаются в данный момент. В нем можно увидеть структуру веб-сайта, а также все загруженные файлы.

WWW Jet Triton

http://www.home.t-online.de
Размер дистрибутива - 1,6 Мб
Условие использования - shareware
Русский интерфейс - есть
Функциональность:
Интерфейс:
Производительность:
Стабильность:

Основное отличие программы WWW Jet Triton от аналогов - возможность быстрого скачивания сайтов, которое реализуется за счет максимально тонких настроек.

В состав программы входят два модуля. Основной модуль программы умеет автоматически устанавливать соединение с Интернетом, проводить поиск сайтов, закачивать их и сохранять на диске. В случае обрыва соединения программа умеет восстановить его и продолжить работу. Второй компонент WWW Jet Triton - это многофункциональный браузер, который служит для просмотра и обработки загруженных копий сайтов.

Этот модуль поддерживает работу с системой закладок, имеет широкие поисковые возможности, а также функции слежения за процессом скачивания.

Также доступна настройка разрешений на скачивание файлов, опять же не только по типам файлов (mp3, m3u, wav), но и с возможностью редактирования расширений, установки зон скачивания, допустимого количества и размера файлов в зависимости от категории.


Любой из нас, когда время от времени бывает в сети, что–нибудь когда–нибудь откуда–нибудь да скачивает. Ну, конечно, не совсем «что–нибудь», а те программы, утилиты и прочий софт, которые требуются компьютеру или нам лично. Известно, что загрузить себе на PC редактор, антивирус, будильник, словарь и прочую халяву (или почти халяву) можно с помощью известных всем браузеров, но далеко не всегда такая процедура будет непрерывной, быстрой и надёжной. Если не подведет связь, неприятный сюрприз может подкинуть сервер, с которого грузится программа. Самый большой «подарок» в подобных случаях мы рискуем получить, если заветный софт, размером ну хотя бы в 2–3 МБ, уже закачался в компьютер процентов эдак на 80, и в этот самый момент разрывается связь. Приходится все начинать заново. Знакомо? Думаю, да - и очень многим. Конечно же, выход из таких ситуаций есть. Существует не так уж мало специальных программ, и при этом довольно известных. Но и они не всегда могут справиться с разными причудами нашей сетевой действительности и посему заставляют юзеров искать такие «качалки», которые хотя и не очень известны, но надежны, просты в работе и легко доступны, а главное - бесплатны.

Net Vampire 3.3

Разработчик: А. Шовкопляс ([email protected])
netvampire.com/ftp/netvampire.zip
Размер: 827 Кб

Эта программа может скачивать файлы с ftp– и web–серверов. В случае разрыва связи, Net Vampire без проблем восстанавливает соединение и продолжает прием программы или группы файлов с текущей позиции. Для подобного «сетевого вампира» не будет проблемой и ненадежный, перегруженный сервер.

Чтобы скачать какие–либо файлы, утилиты и т.п., программе необходимо сначала дать задание, прописав адрес и имя заветного файла в специальном пункте меню, после чего кликнуть на иконке Старт в панели команд. Если с первого раза закачать выбранную программу не удастся, вы можете определить количество попыток для скачивания. Процесс загрузки можно остановить произвольно в любом месте, а после - снова продолжить. Скорость и другие параметры скачивания можно контролировать. В программу встроен таймер, который позволяет связываться с интернетом и выходить из него в удобное для вас время. Net Vampire сохраняет данные серверов, с которых производилось скачивание, что значительно облегчает работу. Интерфейс Net Vampire 3.3 прост и удобен в обращении, по желанию пользователя может использовать английский или русский языки (правда, несмотря на то, что программа написана явно русскоговорящим человеком, Help к ней почему-то только на английском языке). В открытом окне программы помещен баннер, который без проблем можно убрать, для чего придется пройти бесплатную регистрацию.

Download Accelerator 3.5

Разработчик: компания Lidan (lidan.com)
209.15.19.212/da35.zip
Размер: 814 кБ

В сети находится множество программ, которые сами по себе не используются, а существуют как приложения или дополнения к другим программам. И стоит признать - часто они бывают весьма полезны. Такая область, как загрузка файлов также не является исключением, и здесь, пожалуй, стоит вспомнить Download Accelerator 3.5.

Для того, чтобы данный продукт успешно (и весьма продуктивно) функционировал, необходим обычный браузер, куда Accelerator и встраивается. В этой программе каждый файл закачивается на ваш любимый комп по частям, и каковы бы ни были связь, сервер или еще что–то, файлы попадут к вам в машину значительно быстрее, чем с помощью внутреннего ftp–клиента браузера. Присутствие Download Accelerator 3.5 становится заметным только тогда, когда на экране возникает окно загрузки файла. Программа встраивается в браузеры Microsoft Internet Explorer 4.0, 5.0 или Netscape Communicator/Navigator 4.х, для чего существует специальный пункт в меню Configuration, где предлагается выбрать один пункт из одного: сохранить избранный файл на диске. Что ж, уже легче: не нужно делать лишний выбор, хотя, конечно, для кого как. Процесс закачки сопровождается показом рекламного баннера (избавиться от него не удастся) и гиперссылок на сайт разработчика этого приложения. По окончании загрузки вы будете извещены о завершении процесса, после чего вам останется только оценить достоинства работы «акселератора». Кстати, у пользователя всегда остается возможность при помощи кнопки Regular Download скачивать программы обычным способом. Работает Download Accelerator 3.5 с любыми сетевыми протоколами.

Octopus 3.0 build2

Разработчик: А. Москалюк ([email protected])
redrival.com/mak/octopus/octopus.zip
Размер: 863 кБ

Как и другие похожие «качалки», Octopus скачивает из сети файлы и делает это намного быстрее, чем браузеры. Процесс загрузки файла идет настолько быстро, что часто вызывает удивление даже у видавших виды пользователей. Весь секрет заключается в способе закачки файлов на компьютер. Все файлы качаются не просто по частям, но и несколькими потоками сразу. Это - уже быстро, но еще далеко не все. Исходя из довольно–таки путанного и не вполне понятного объяснения принципа работы Octopus, можно предположить, что программа запускает несколько процессов, каждый из которых скачивает несколько файловых блоков, которые после окончания загрузки соединяются в один файл. Это уменьшает время загрузки и может избавить от многих проблем, в том числе и финансовых. У программы есть и несколько недостатков. Настройка «октопуса» не слишком сложна, но понятна не с первого взгляда и может вызвать у «среднепродвинутого» юзера некоторые проблемы. Несмотря на то, что программа поддерживает протоколы и http, и ftp, настроить ее на работу с последним нам так и не удалось. Придется немного повозиться и тому, кто подключен к сети через прокси–сервер: требуется настройка дополнительных параметров, успешно завершить которую также оказалось невозможно.

ДИСКо Качалка

Разработчик: компания ДИСКо (http://www.disco.ru/)
files.ars.ru/dpump.exe
Размер: 1,5 МБ

Все программы, которые занимаются загрузкой файлов, мы время от времени называем качалками, дискокачалками и т.д., хотя настоящее название, как понимаете, у них совсем другое. Любопытным исключением из правила является программа, которая так и называется - ДИСКо Качалка и заслуживает внимания не только из–за своего «имени». ДИСКо Качалка - это новый продукт фирмы ДИСКо, предназначена она для считывания и последующего закачивания из Интернета отдельных файлов, а также целой группы страниц вместе со всеми ссылками. После завершения загрузки на вашем компе может появиться целая группа страничек, которые можно будет просматривать в своем браузере в оффлайновом режиме, то есть без подключения к сети.

Одно из главных достоинств программы, которым она и отличается от многих других себе подобных, заключается в тотальной ориентированности на русский язык. Такая особенность проявляется не только в том, что интерфейс Качалки - русский. Язык можно выбрать еще до начала установки и потом уже не думать, как и где поменять, например, английский на наш родной. Но и это совсем не главное. Подобная ориентация ценна прежде всего во время скачивания чего–либо по Сети. Допустим, у полученных страниц разная кодировка, а вам подходит только KOI–8. Проблема? Вовсе нет! Ещё перед загрузкой искомого файла можно выбрать желанную кодировку, и ДИСКо Качалка автоматически будет подбирать ее для отображения заголовка каждой страницы.

Также можно выбрать, будет программа качать все файлы подряд или только те, которые нужны вам: рисунки (gif, jpg, jpeg), звуковые файлы (wav, midi, an, aif, pcm, vox), видео (avi, mov, mpg, mpeg), программы (exe), архивы (zip, arj) и т.д. По желанию можно установить ограничения глубины ссылок, размера файлов и т.п. Качалка работает с ftp– и http–протоколами. Последний, правда, она недолюбливает, и поэтому загрузку с подобных адресов часто легко начать, но не так-то просто закончить. Как вы, наверно, поняли, у программы не так уж мало достоинств, а потому она не совсем халявная, а «шароварная». Пользователю предоставляется выбор: или зарегистрироваться за определенную сумму (подписчикам GlasNet - бесплатно) или скачать себе демо–версию. Она, конечно, будет работать не всю оставшуюся жизнь. Но, скажу по секрету, после первого раза можно установить и второй, и третий - кому сколько нравится.

Netzip Download Demon 3.0

Разработчик: Netzip
http://www.netzip.com/products/Info_Demon.html
Размер: 911 кб

Все «качалки» по природе своей обладают одинаковым набором качеств. В каждой программе что–то из таких свойств разработано больше и лучше, а что–то хуже. Одна программа скачивает лучше и быстрее, другая докачивает, третья и то и другое делает хорошо, но вот только подвисает иногда и т.д. Есть, безусловно и такие «произведения», где в принципе все работает очень хорошо, как говорится, из песни слов не выкинешь. Именно к таким программам, на мой взгляд, относится Netzip Download Demon 3.0. Эта качалка все делает неплохо: и качает быстро, и докачивает, и работает с любыми сетевыми протоколами. Одним словом, очень даже неплохой софт. Но, как ни удивительно, интересен Download Demon далеко не только этим. Можно сказать, что программа имеет зачатки некоторого интеллекта, и это вовсе не будет шуткой. Как только вы выбираете что-то для скачивания, и жмете на download, перед вами появляется окошко, мало похожее на окно обычной качалки в браузере. По умолчанию все скачанные файлы складываются в директорию С:\Mу Download Files, но вы всегда можете назначить свою папку. Как известно, если во время скачивания процесс не прервется по вине сервера, его можно отключить - другого выбора нет. Но если у вас инсталлирован Netzip Download Demon 3.0, вы можете просто приостановить процесс, оторвавшись от монитора, чтобы, например, поговорить по телефону. Для этого нужно всего лишь нажать на Pause. После процесса загрузки файла программа не закрывается и не уведомляет вас о завершении работы - она ее продолжает. Пользователю предлагается распаковать и инсталлировать то, что он только что закачал на свой PC. Причем происходит сие отнюдь не автоматически - Download Demon предоставляет вам выбор: или продолжить работу, или нет. Еще одна из немаловажных функций этой программы - возможность работы по расписанию, причем можно назначить время подключения к интернету и выхода из него. Если вы хотите получить побольше информации, то прямо из окна программы по ссылке можете попасть на сайт Netzip, где сможете прочитать о Download Demon. Единственное, что кому-то может показаться неприятным - это постоянный показ рекламного баннера в окошке качалки и открывающиеся во время скачивания рекламные странички из интернета.

Новое на сайте

>

Самое популярное